Безопасность автомобиля на газе | Установочный центр ЭлитГаз Екатеринбург

Безопасность автомобиля на газе | Установочный центр ЭлитГаз Екатеринбург

Безопасность автомобиля на газе

Ранее мы уже писали, как правильно устанавливать ГБО. Установка газового оборудования строго регламентирована правилами Европейской Экономической Комиссии (ЕЭК) ООН (№67 – пропан, №110 – метан, №115 – эксплуатация) и правилами таможенного союза 018 ТР. Соблюдение этих правил позволяет сделать автомобиль на газе настолько же безопасным, как и любое авто на бензине.

Но все же периодически случаются опасные инциденты, связанные с возгораниями автомобилей на газе. Давайте разберемся в причинах и выясним, как их избежать.

2 основные причины негативных последствий

1. Халатность при монтаже оборудования
Оборудование устанавливает неквалифицированный работник или специалист, который экономит на комплектующих в погоне за заработком.

2. Неправильная эксплуатация автомобиля
Несоблюдение правил регулярного сервисного обслуживания ГБО и освидетельствования газовых баллонов.

Эти причины подкрепляются тем, что, по сути, никто не проверяет качество установки ГБО и соответствие этой установки регламентирующим документам. Никто этого не требует.

К сожалению, на данный момент 95% установочных центров ГБО – это обычные гаражи, в которых кто-то что-то как-то приделывает к конкретному автомобилю. Если клиент хочет подешевле, ему это предоставят, но за счет снижения качества и пренебрегая его же безопасностью: установят самое дешевое оборудование, нарушая правила монтажа.

Такие пункты установки просто выдают заполненные бумаги, которые купили у лаборатории. Лаборатории продают бумаги без осмотра самого авто. ГИБДД обращает внимание только на бумаги и оформляет документы без обязательного осмотра автомобиля. На техосмотре не проверяют ГБО, потому что этого нет в перечне осмотра, и проверят тоже только бумаги.

Получается замкнутый круг, в котором клиент может получить опасный продукт и спокойно его эксплуатировать, не подозревая о возможных рисках. Чтобы обезопасить себя, нужно уметь разбираться в вопросах установки и понимать, как отличить «халтуру» от качественного продукта.

Негативные инциденты

Утечка газа

При соблюдении правил установки и использовании качественного оборудования вероятность утечки газа сводится к нулю. Запах газа будет отсутствовать. По 67 правилам для пропана и 110 для метана, на баллон в обязательном порядке ставится запорная арматура, оснащенная электроклапаном, который автоматически перекрывает подачу газа, когда вы переходите на бензин или глушите автомобиль.

Для пропана – это автоматический сбросной клапан по превышению давления. Также мультиклапан обеспечивает заполнение баллона не более 80% от общей емкости баллона. Запас емкости оставлен на случай теплового расширения газа, для того, чтобы в летний период избежать избыточного давления в баллоне.

Мультиклапан класса Европа 2 (пропан) со скоростным, пожарным клапанами и электроклапаном

Мультиклапан класса Европа 2 (пропан) со скоростным, пожарным клапанами и электроклапаном

Для метана – это вентиль с двумя клапанами: скоростным и пожарным. Скоростной клапан при обрыве магистрали перекрывает подачу газа. Пожарный клапан оснащен плавкой вставкой, которая при высокой температуре позволяет стравить лишнее давление и предотвратить разрушение баллона.

Вентиль баллонный (метан) со скоростным и пожарным клапанами

Вентиль баллонный (метан) со скоростным и пожарным клапанами

С автоматическим электроклапаном утечка возможна только из магистрали. Но и в ней количество газа будет настолько незначительным настолько, что его даже не удастся поджечь.

Метан легче воздуха и быстро улетучивается, поэтому его класс опасности ниже бензина. Скопление газа опасно только в замкнутом пространстве. Пропан как газ тяжелее воздуха, поэтому его класс опасности выше, чем у бензина.

Поэтому в случае расположения запорной арматуры в салоне или багажнике она должна быть оснащена светонепроницаемым кожухом и вентиляцией, которая при утечке газа обеспечивает его выход за пределы автомобиля.

Даже если утечка произошла, для воспламенения нужна определенная концентрация газа в воздухе. Для пропана это 2,1-9,5%, для метана – 5-15%. Если концентрация газа меньше или выше обозначенных пределов, возгорания не произойдет. С меньшей концентрацией все ясно, а вот почему возгорания не произойдет при ее превышении? Потому что для процесса горения необходимо достаточное количество кислорода.

предельные концентрации воспламенения топлива, бензин, пропан-бутан, метан

Помимо этого, даже при утечке газа в опасной концентрации потребуется искра, чтобы произошло воспламенение. Бензин же поджечь гораздо легче.

Согласно правилам таможенного союза ТР ТС 018, все автомобили, не оснащенные запорной арматурой с электроклапанами, находятся вне закона.

Чтобы безопасно эксплуатировать автомобиль, нужно заменить оборудование на соответствующее требованиям. И, конечно, раз в 2 года (на пропане) необходимо осматривать и проводить проверку оборудования при котором выдаются документы по форме 207 (ранее форма 2б).

Объемный взрыв баллона

Наиболее опасный инцидент – это объемный взрыв в результате разрушения целостности газового баллона. Это может произойти в результате нарушений монтажа, которые привели к критическим повреждениям баллона.

Повреждения возможны из-за коррозии или перетирания баллона о металлические поверхности. Например, когда баллон лежит на металлических уголках и слабо закреплен, а потому болтается. Все это следствия некорректной установки ГБО.

Существуют требования по установке баллона, которые позволяют обеспечить безопасность эксплуатации:

  • обязательный упор спереди и сзади;
  • баллон должен выдерживать ударную нагрузку 20g при фронтальной нагрузке и 8g при поперечной;
  • баллон должен быть закреплен через неметаллические прокладки: паронит, резина;
  • поверхность баллона не должна соприкасаться с другими металлическими поверхностями.

Условия безопасной эксплуатации автомобиля на газе

Запорная арматура соответствующая правилам

Запорную арматуру с электроклапаном можно легко определить по наличию катушки. Если она есть, то, скорее всего, все другие элементы также присутствуют.

Для экономии недобросовестный установщик поставит запорную арматуру класса А или Б для пропана или вентиль без электроклапана на метане.

Освидетельствование баллона на наличие утечек и состав выхлопа

Для баллона нужно регулярно проходить освидетельствование, где его испытывают под высокой нагрузкой. Например, метановый баллон испытывают под давлением 300 атмосфер (при рабочем давлении 200 атмосфер).

При грамотном монтаже баллона, соблюдении правил установки и регулярном освидетельствовании, вероятность взрыва отсутствует.

В процессе производства тестовые партии баллонов проходят серьезные испытания на прочность: падение с высоты, выстрелы из огнестрельного оружия, воздействие открытого пламени, высоких температур и агрессивных сред. При аварии гораздо проще разрушить автомобиль, нежели баллон.

Как часто нужно освидетельствовать баллоны?

– Стальной метановый баллон (тип 1) проверяется 1 раз в 5 лет.
– Композитный метановый баллон (тип 2, 3, 4) 1 раз в 3 года.
– Пропановый баллон проверяется 1 раз в 2 года.

Влияет ли место установки баллона на безопасность?

Баллон можно установить в разных местах автомобиля:
– в багажном отделении, в нише запасного колеса;
– под днищем автомобиля;
– в салоне авто за задним сидением.

При четком соблюдении правил расположение баллона не имеет никакой разницы,– оно в любом случае безопасно.

Баллон снаружи

Под днищем автомобиля или на раме:
– Нужно обеспечить периодический осмотр на предмет коррозии.
– Баллон не должен касаться элементов подвески.
– Баллон (цилиндрический), подвешенный снизу, должен размещаться на 3 лентах с резиновыми или другими неметаллическими прокладками.
– Расстояние от выхлопной системы должно быть более 10 см либо выхлопная труба должна быть обмотана теплоизоляционным материалом.
– Баллон не должен выступать за пределы автомобиля.
– Расстояние от баллона до проезжей части должно быть более 20 см.

Баллон внутри

В багажнике или в салоне автомобиля – в нише запаски или за спинками задних сидений:
– Баллон должен быть закреплен 2 лентами с неметаллическими прокладками.
– Необходимы упоры спереди и сзади.
– Необходима полноценная вентиляция, позволяющая выводить возможные утечки за пределы автомобиля.

Следуя правилам 67 для пропана и 110 для метана, можно проверить качество и безопасность установки ГБО в конкретном установочном центре. Либо, если у вас уже установлено ГБО, проверьте его на своем автомобиле. При необходимости приведите оборудование в соответствие с правилами при следующем техобслуживании.

4 правила, соблюдение которых обеспечит безопасность автомобиля на газе

  • Монтаж и установка оборудования согласно правилам и нормам.
  • Надежная запорная арматура с электроклапаном.
  • Регулярное сервисное обслуживание и проверка 1 раз в 2 года.
  • Периодическое освидетельствование баллонов (каждые 2 года – пропан, каждые 3 или 5 лет – метан).

Устанавливайте только качественное оборудование в надежных установочных центрах. Безопасной вам дороги!

Порядок действий и нормы безопасности при заправке авто газом

Метаном машины заправляют на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС), пропаном на газозаправочных (АГЗС).

О том, как правильно заправлять автомобиль с ГБО, а также какие меры безопасности при этом должны соблюдаться, мы расскажем в данной статье.

Требования техники безопасности на газовых заправках

Из-за высокого давления газомоторного топлива, наполнение баллонов происходит с соблюдением дополнительных мер предосторожности. Поэтому процесс заправки, а также применяемое для этого оборудование, отличаются от привычной бензиновой или дизельной схемы.

Работа газовых станций регулируется рядом нормативных документов. Общие требования по безопасной эксплуатации для АГНКС и АГЗС регламентирует Приказ Ростехнадзора от 11 декабря 2014 года №559 «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», где пункты 110-113 гласят:

  1. не допускается въезд на территорию автозаправочной станции автомобилей, с неисправным газобаллонным оборудованием
  2. баллоны подлежат освидетельствованию в соответствии с Правилами промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, и эксплуатационными документами организации-изготовителя
  3. баллоны должны быть прочно укреплены и герметично присоединены к газопроводам топливной системы автомобиля
  4. не допускается заправлять установленные на транспортных средствах баллоны, у которых:
  • истек срок периодического освидетельствования;
  • нет установленных надписей;
  • неисправны вентили и клапаны;
  • поврежден корпус баллона (раковины, забоины, коррозия, вмятины);
  • ослаблено крепление баллона;
  • имеются утечки из соединений.

Остальные правила устанавливаются согласно внутренним производственным документам и инструкциям.

При въезде на территорию заправки, водителю необходимо:

  • высадить пассажиров
  • двигаясь по территории заправки соблюдать ПДД, скоростной режим (не выше 5 км/ч) и схему движения
  • не нарушать дистанцию между машинами в очереди (не менее 15 м).

Въезд на территорию заправочного бокса или островка происходит по разрешению оператора, по указаниям световой сигнализации (при наличии) либо в порядке очереди.

После постановки автомобиля на заправочный пост, водитель обязан:

  1. заглушить/остановить двигатель
  2. включить стояночный тормоз
  3. вынуть ключ из замка зажигания
  4. покинуть кабину/салон авто
  5. очистить заправочное устройство и предоставить к нему доступ

При заправке авто с ГБО запрещается:

  • курение и пользование открытым огнем
  • ремонт авто или газового оборудования, включая подтяжку крепежа узлов находящихся под давлением
  • переключение с одного вида топлива на другое
  • удары металлическими предметами по деталям газовой системы

Заправка автомобиля газом должна осуществляться непосредственно оператором-наполнителем или водителем ТС при наблюдении оператора.

Какие нужны документы на ГБО для заправки

Перед заправкой водитель обязан документально подтвердить возможность безопасного использования автомобиля с газобаллонным оборудованием.

Для транспорта с ГБО в заводском исполнении, а также ТС, прошедших переоборудование топливных систем, обычно достаточно предоставить наполнителю баллонов/заправщику:

  • паспорт газового баллона(ов), где будет указан срок эксплуатации, а также информация о переосвидетельствовании ёмкости
  • свидетельство формы 2б о проведении периодических испытаний ГБО, установленного на транспортном средстве (для баллонов, прошедших плановое освидетельствование).

Также у водителей транспортных средств, принадлежащих юр. лицам, могут потребовать показать путевой лист с отметкой об исправности оборудования, диагностическую карту ТС (техосмотр) и удостоверение о прохождении инструктажа по технике безопасности при работе с ГБО.

Как проходит заправка баллонов метаном

В зависимости от вида газонаполнительной колонки АГНКС, а также типа заправочного устройства автомобиля, порядок действий при заправке метаном может немного отличаться.

После постановки авто в заправочный островок и принятия всех мер безопасности указанных выше, необходимо:

  • обязательно перекрыть магистральный вентиль ГБО, если такой/ие имеется в системе (обычно стоят на грузовиках и автобусах)
  • газораспределительная колонка может быть оборудована краном под заправочное устройство ГОСТ РФ или под штуцер европейского стандарта (NGV1/2), которыми оснащают автомобили с метановым ГБО.

При первом варианте нужно вынуть заглушку из ЗУ авто. Если не получается достать пробку, необходимо сначала приотпустить винт заглушки для стравливания давления.

Во втором случае следует лишь снять пластиковый колпачок с заправочника.

Когда кран ГНК не соответствует типу заправочного устройства ТС, потребуется установка специального переходника с одного стандарта на другой.

  • установить газораздаточный кран в ЗУ
  • открыть вентиль заправочного устройства. С евро штуцером ничего не надо делать, при условии, что он не оснащен краном

  • повернуть рычаг колонки в положение «открыто». На более современных колонках перевести тумблер-переключатель в позицию «заправка».

Также встречаются ГРК, где нужно повернуть рычаг/флажок непосредственно на газозаправочном кране

  • затем нужно передать документы сотруднику станции для проверки и подтвердить готовность к заправке
  • далее следует оплата за топливо. Окончательный объём КПГ будет известен только после наполнения баллонов, поэтому АГНКС работают по предварительной системе оплаты. Если нужна заправка до полного бака, перед началом наполнения оператору или через терминал вносится ориентировочная сумма денег, а после завершения заправки происходит возврат излишних средств (наличными либо на карту соответственно).

Когда требуется закачка определенного количества CNG, называется нужный объем газа (в кубометрах) после чего следует предоплата. Также возможна заправка на конкретную сумму денег либо по топливной карте (у Газпрома это карточка EcoGas).

Помимо этого на современных АГНКС можно рассчитаться непосредственно через приложение Яндекс навигатора. Плюсом такой заправки является удобство при оплате и отслеживание процесса наполнения прямо с телефона. Ко всему прочему программа автоматически заносит в базу данных параметры баллонов, а при последующих заправках оператор станции уже видит всю информацию. Такое решение сокращает скорость заправки КПГ, что обычно относят к недостаткам метанового ГБО.

  • нажать зеленую кнопку до звукового сигнала (при наличии) и удалиться на безопасное расстояние от заправочного поста (не менее 10 м). При этом автомобиль должен находиться в зоне видимости водителя, для визуального контроля за герметичностью соединений, а водитель в поле зрения оператора станции
  • дождаться окончания заправки
  • произвести окончательный расчет
  • После чего подойти к колонке, нажать красную кнопку «стоп» и закрыть вентиль ЗУ (при наличии обоих). Если заправочник с обратным клапаном, то перекрывать вентиль не обязательно
  • поставить рычаг/тумблер ГЗК в режим «сброс». После дегазации, включить положение рычага «закрыто» (при наличии).

Если колонка со сбросом давления непосредственно на заправочном кране, стравить газ путем поворота рычажка пистолета

  • отсоединить газораздаточный кран с ЗУ авто, закрепив его на держателе ГРК
  • снять переходник (если стоял), установить заглушку заправочника.
  • на слух убедиться в герметичности арматуры ГБО и правильности работы контрольно-измерительных приборов. Рабочее давление системы по манометру должно соответствовать 20 Мпа (200 бар).
  • завести двигатель авто и покинуть территорию АГНКС.

Процесс заправки пропаном

Для самостоятельного наполнения автомобильного баллона сжиженным нефтяным газом (СНГ) все АГЗС применяют газораздаточные краны куркового типа, которые работают по одному и тому же принципу. Основным их отличием является конструкция и работа фиксирующего устройства.

  • если выносное заправочное устройство ГБО установлено в бампер или на кронштейне, необходимо из него выкрутить защитную крышку.

В случае, когда ВЗУ стоит в лючке горловины бензобака, нужно также снять пластиковый колпачок, а затем вкрутить специальный переходник, который идёт с комплектом газобаллонного оборудования. При его отсутствии, на заправке обычно всегда имеется запасной адаптер.

  • далее следует установка раздаточного крана. При этом рычаг крана должен находиться в отпущенном положении.

Затем нужно без перекосов с небольшим усилием вставить пистолет в гнездо ВЗУ. После чего выжать курок до момента его автоматической фиксации.

Для преждевременного износа пистолета, лучше всего выполнять его установку/снятие двумя руками, одновременно нажимая защелку/фиксатор. Также не следует после установки прокручивать кран, это может привести к разрушению уплотнительного кольца.

  • произвести предварительный расчет за топливо
  • нажать кнопку старт на заправочной колонке. Чтобы остановить наполнение нужно нажать кнопку стоп. Если требуется заправка до полного бака, необходимо дождаться срабатывания клапана отсекателя мультиклапана баллона, при этом будут слышны характерные щелчки. Автоматическая ГЗК сама отключит подачу.

Правильно подобранный и установленный мультиклапан должен ограничивать наполнение, когда газ занимает 80% от общей вместимости ёмкости. Пустой объём необходим для температурного расширения СНГ.

Существуют колонки, где необходимо постоянно рукой удерживать кнопу подачи топлива. Характерно для стран Европы.

  • после наполнения нужно отсоединить кран, установив его на держатель. Для этого потребуется выжать курок пистолета, затем нажать защёлку или перевести «на себя» язычок фиксатора и плавно отпускать рычаг. Обратный клапан ВЗУ автоматически перекроит выход газа из магистрали баллона. Плавность необходима для постепенной дегазации остатков топлива.

Во избежание обморожения кожи рук желательно использовать защитные перчатки.

Также бывают модели пистолетов с язычком фиксатора обратного действия, где для отсоединения приходится откидывать язычок «от себя», т.е. к машине.

Многие страны Европы используют газонаполнительные краны другого стандарта. Поэтому при поездке за границу может понадобиться специальный переходник. Однако для таких случаев АГЗС обычно держат в наличии необходимые адаптеры.

  • выкрутить переходник из ВЗУ (если требуется) и установить защитную крышку на место
  • визуально и на слух убедиться в отсутствии утечек газа
  • выполнить окончательный расчет
  • запустить мотор и уехать с территории АГЗС.

Источник Источник Источник https://elitegas.ru/gas-vehicle-safety/
Источник https://gbomotor.ru/poleznoe/poryadok-deystviy-i-normy-bezopasnosti-pri-zapravke-gbo

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *