Должностная инструкция автоэлектрика по ремонту автомобилей

Должностные обязанности автоэлектрика по ремонту автомобилей

Настоящую форму можно распечатать из редактора MS Word (в режиме разметки страниц), где настройка параметров просмотра и печати устанавливается автоматически. Для перехода в MS Word нажмите кнопку .

Для печати из «Кодекса» см. Руководство по выводу форм отчетности на печать.

УТВЕРЖДАЮ (руководитель организации; иное должностное лицо, уполномоченное утверждать должностную инструкцию) (фамилия, инициалы) (подпись) «___» _______ 20 ___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ слесаря-электрика по ремонту автомобилей № ___

I. Общие положения

I. Общие положения

1.1. Слесарь-электрик по ремонту автомобилей относится к категории специалистов. 1.2. Прием на работу и увольнение слесаря-электрика производится приказом руководителя организации по представлению (наименование должности). 1.3. Слесарь-электрик по ремонту автомобилей подчиняется непосредственно (наименование должности). 1.4. На работу слесарем-электриком принимается лицо, имеющее ______ образование и стаж работы не менее (количество) лет. 1.5. Слесарь-электрик по ремонту автомобилей должен знать: – приемы основных видов слесарных, слесарно-сборочных работ; – инструменты и приспособления для сборки, разборки и очистки автотранспортного средства (АТС); – конструктивные особенности обслуживаемого АТС; – конструктивные особенности и возможности вспомогательного оборудования; – конструктивные особенности балансируемых деталей машин и механизмов; – конструктивные особенности электронных блоков в пределах выполняемых работ; – конструктивные особенности обслуживаемых и монтируемых систем АТС; – конструктивные особенности оборудования, с которым взаимодействует монтируемая система; – методы практической обработки электротехнических материалов; – основные сведения по электротехнике; – технологию выполнения работ; – физические и химические основы процессов пайки и лужения; – механические и электрохимические характеристики электротехнических материалов; – химические особенности используемых при пайке и лужении флюсов; – назначение, свойства и области применения электроизоляционных материалов; – способы сращивания проводов и жил кабеля; – приспособления, используемые для сращивания проводов и жил кабеля; – виды и области применения соединительных муфт; – различные методы прокладывания провода или кабеля; – основные инструменты и приспособления для обслуживания и ремонта АТС; – назначение, устройство и взаимодействие узлов и групп электромашин, электроаппаратов, электроприборов, аппаратов, механизмов, в т.ч. образующих систему дистанционного управления; – систему допусков и посадок деталей; – методы практической обработки конструкционных и электротехнических материалов, в т.ч. используемых для выполнения заземления и зануления; – методы разборки и сборки устройств или механизмов, содержащих тугие, скользящие и прочие виды посадок деталей; – методы расчета заземляющих устройств; – методы определения сопротивления заземляющих устройств; – методы измерения омических сопротивлений электрических цепей; – методы диагностики электроники и используемые для этого приборы и приспособления; – способы прокладки заземляющих и зануляющих проводников; – способы и методы выполнения заземления или зануления электроустановок; – способы проверки исправности электрических систем; – способы устранения дисбаланса, их достоинства и недостатки; – способы проверки параметров полупроводниковых приборов, используемых в электронике;

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. В процессе работы автоэлектрик обязан соблюдать требования Межотраслевых Правил по охране труда (Правил безопасности) при эксплуатации электроустановок», правила эксплуатации оборудования, используемого на данном виде работ, применять безопасные способы и приемы выполнения работ, выполнять только ту работу, по которой прошел обучение, инструктаж по охране труда и к которой допущен. 3.2. Не поручать свою работу необученным и посторонним лицам. 3.3. К работе на оборудовании допускаются работники, прошедшие специальное обучение и проверку знаний в установленном порядке. Передавать управление и обслуживание оборудования необученным работникам, оставлять без присмотра работающее оборудование, требующее присутствия персонала, запрещается. 3.4. Включение, запуск и контроль за работающим оборудованием должно производиться только лицом, за которым оно закреплено. 3.5. Электрооборудование и инструмент, используемый в работе автоэлектриков, должен быть надежно заземлен. 3.6. Автоэлектрики должны работать только инструментом, отвечающим следующим требованиям: — рукоятки плоскогубцев и кусачек должны иметь защитную изоляцию; — рабочая часть отвертки должна быть хорошо заточена, рукоятка сделана из изоляционного материала, на стержень отвертки надета изоляционная трубка, оставляющая открытой только рабочую часть отвертки; — ключи рожковые, накидные, торцовые и др. инструмент и приспособления должны соответствовать стандарту, согласно которому они изготовлены. 3.7. Не допускается работать на контрольно-испытательном стенде со снятым кожухом ременной передачи и с поврежденным заземлением. 3.8. Автоэлектрик должен надежно закреплять на стенде проверяемые приборы и узлы электрооборудования автомобиля. 3.9. Перед началом работы с электроинструментом следует проверить наличие и исправность заземления. При работе с электроинструментом с напряжением выше 50 В необходимо пользоваться защитными средствами (диэлектрическими перчатками, галошами, ковриками, деревянными сухими стеллажами). 3.10. Перед тем, как пользоваться переносным светильником, необходимо проверить, есть ли на лампе защита от механических повреждений, исправны ли штепсельная вилка, кабель и его изоляция. 3.11. Устранение неисправности в задней проводке автомобиля следует производить в присутствии шофера (или другого лица), обеспечивающего безопасное проведение работы. 3.12. Ремонт приборов электрооборудования на автомобиле с работающим двигателем или не имеющем упора под колесами не разрешается. 3.13. При необходимости проверки и регулировки приборов электрооборудования при работающем двигателе необходимо производить работы только в присутствии мастера или водителя. Не разрешается запускать двигатель самому. 3.14. Запрещается проверять наличие тока в системе электрооборудования методом короткого замыкания проводов. 3.15. Запрещается проверять наличие искры тока высокого напряжения на маслоналивную горловину и приборы системы питания. 3.16. При выполнении работ (даже кратковременных) на автомобиле-самосвале с поднятым кузовом необходимо надежно укрепить кузов упорной штангой и дополнительным металлическим упором. 3.17. Запрещается производить любые работы по проверке и ремонту электрооборудования под поднятой кабиной автомобиля без надежной ее фиксации упором-ограничителем и технологическим упором. 3.18. При прекращении подачи электроэнергии или перерыве в работе электроинструмент должен быть отсоединен от электросети. 3.19. Автоэлектрику необходимо соблюдать особую осторожность при ремонте или техобслуживании электрооборудования на автомобиле, находящемся на осмотровой канаве. Запрещается находиться в осмотровой канаве во время заезда и съезда с нее автомобиля. 3.20. Работая на автомобиле, находящемся на подъемнике, необходимо проверить блокировку подъемника от самоопускания. На механизм управления подъемником необходимо повесить табличку: «Не трогать! На подъемнике работают». 3.21. Не разрешается использовать этилированный бензин для мытья рук и деталей. 3.22. Не допускается работать переносным электроинструментом с напряжением 127-200 В без диэлектрических перчаток и заземления. 3.23. Для освещения автоэлектрики должны пользоваться переносной лампой во взрывозащитном исполнении напряжением не выше 12 В. 3.24. Для пайки или лужения деталей при ремонте электрооборудования на автомобиле, допускается применять электропаяльник напряжением не более 42 В. 3.25. Вождение автомобиля с целью проверки системы зажигания или с другой какой-либо целью не допускается. 3.26. Измерение сопротивления изоляции мегаомметром следует осуществлять только на полностью обесточенной электроустановке. Перед измерением следует убедиться в отсутствии напряжения на испытываемом оборудовании. 3.27. В процессе работы автоэлектрику запрещается: — переставлять временные ограждения, снимать плакаты, заземления и проходить на территорию огражденных участков; — применять указатель напряжений без повторной проверки после его падения; — снимать ограждения выводов обмоток во время работы электродвигателя; — пользоваться для заземления проводниками, не предназначенными для этой цели, а также присоединять заземление путем скрутки проводников; — применять токоизмерительные клещи с вынесенным амперметром, а также нагибаться к амперметру при отсчете показаний во время работы с токоизмерительными клещами; — прикасаться к приборам, сопротивлениям, проводам и измерительным трансформаторам во время измерений; — применять при обслуживании, а также ремонте электроустановок металлические лестницы; — пользоваться при работе под напряжением ножовками, напильниками, металлическими метрами и т.п.; — применять автотрансформаторы, дроссельные катушки и реостаты для получения понижающего напряжения; — пользоваться стационарными светильниками в качестве ручных переносных ламп; — подключать электроинструмент к электросети при отсутствии или неисправности штепсельного разъема; — переносить электрический инструмент, держа его за кабель, а также касаться рукой вращающихся частей до их остановки. 3.28. При работе с электроинструментом запрещается: — разбирать и ремонтировать самому инструмент, кабель, штепсельные соединения и другие части; — работать электроинструментом с приставных лестниц; — обрабатывать электроинструментом обледеневшие и мокрые детали; — оставлять без надзора электроинструмент, присоединенный к сети, а также передавать его лицам, не имеющим права с ним работать. 3.29. При переносе электроинструмента с одного рабочего места на другое, а также при перерыве в работе и ее окончании электроинструмент должен быть отсоединен от сети штепсельной вилкой. 3.30. Если во время работы обнаружится неисправность электроинструмента, или работающий с ним почувствует хотя бы слабое действие тока, работы должны быть немедленно прекращены, а неисправный инструмент сдан для проверки и ремонта. 3.31. Запрещается работать с электроинструментом при возникновении хотя бы одной из следующих неисправностей: — повреждение штепсельного соединения, кабеля или его защитной трубки; — искрение щеток на коллекторе, сопровождающееся появлением кругового огня на его поверхности; — появление повышенного шума, стука, вибрации; — поломка или появление трещин в корпусной детали, рукоятке, защитном ограждении; — повреждение рабочей части инструмента. 3.32. При необходимости работы с электроинструментом на высоте следует применять только испытанные деревянные лестницы. Работы с применением лестниц производятся только в присутствии второго работника.

Чем занимается автоэлектрик?

Профессия автоэлектрика в наши дни глобальной автомобилизации очень востребована. Тем более что современные машины оборудуются все более усложняющейся и влияющей на многие системы электроникой, которая требует своевременного и качественного обслуживания и ремонта. Таким ремонтом и периодической диагностикой электронной начинки автомобиля и занимается автоэлектрик.

Основным местом работы автоэлектрика можно назвать автосервисы и автомастерские, хотя на предприятиях других направлений деятельности эта специальность тоже может быть востребована. Например, если в организации имеется собственный автопарк или гараж с функцией обслуживания и ремонта автотранспорта.

Основными функциями автоэлектрика в любом из перечисленных случаев обычно являются:

  • поиск обрывов и коротких замыканий в проводке;
  • диагностика и ремонт стартеров, генераторов, систем охлаждения, отопления, вентиляции и т. д.;
  • диагностика и ремонт составляющих наружного освещения автомобиля;
  • ремонт электронных систем машины;
  • диагностика и установка автосигнализации, газоразрядных/ксеноновых фар и прочего дополнительного электрооборудования.

Трудовые обязанности автоэлектрика и иные особенности его труда определяются в должностной инструкции этого специалиста, которую каждая организация разрабатывает самостоятельно. При этом не имеет значения, работает автоэлектрик в специализирующемся именно на ремонте авто предприятии или в штате организации, основное направление деятельности которой с этим даже не связано.

Особенности профессии: автоэлектрик

Во многих случаях появление поломок в машине связанно с неисправностями электрического оборудования. Электрооборудование является сложным компонентом, и далеко не любой специалист автосервиса способен верно оценить неисправность и устранить поломку в электрике. Поэтому при возможных неполадках в электрике автомобиля, необходимо обращаться к профессиональному автоэлектрику.
Должностные обязанности автоэлектрика:

  • Проведение диагностики на наличие поломок;
  • Ремонт электрической проводки;
  • Монтаж автомобильной сигнализации;
  • Диагностика систем при помощи компьютера;
  • Ремонтные работы электронных контрольных узлов;
  • Монтаж и демонтаж электрического оборудования.

Автоэлектрик обязан уметь выполнять любые работы, связанные с электронными схемами контроля, электрическим оборудованием, электропроводкой.

Что делает автоэлектрик

Автоэлектрик – это профессионально подготовленный специалист, знающий, как обнаружить и ликвидировать неполадки в электрооборудовании легковых и грузовых авто. Ежегодно приумножается значение и роль профессии, потому как прогресс неустанно движется вперед.

В служебные обязательства автоэлектрика включена диагностика, изучение и устранение поломок. Помощь специалисту при выполнении диагностики оказывает разнопрофильное инновационное оборудование.

Опытным автомобильным электриком называют специалиста, работающего уже несколько лет по своему профилю и способного быстро и точно оценить возникшую проблему, решить ее и предотвратить возникновение других неисправностей в дальнейшем.

Когда не крутит стартер или генератор не дает зарядку, решить проблему сможет стендовая проверка на профессиональном оборудовании.

Генератор питает габаритные огни, фары, бортовой компьютер и всех других потребителей электрической энергии. Сегодня генераторы имеют сложное устройство, поэтому отремонтировать генератор самостоятельно практически невозможно.

Для выявления очага поломки и ремонта, необходимо обратиться к специалисту автоэлектрику.

Работать автоэлектриком непросто, потому как у каждой машины электрика может отличаться, неизменёнными остаются только лишь основные законы и принцип её функционирования.

К автомашинам различных марок, нужен различный подход.

Чтобы качественно и профессионально выполнять свою работу, автоэлектрик должен правильно читать электрические схемы, владеть иностранными языками, иметь навыки пользования ПК.

Работать автоэлектриком не легко, но вполне очевидно, что его услуги в обозримом будущем будут востребованы постоянно, потому как электрические системы проводки постоянно усложняются, становятся прогрессивней.

Автоэлектрик-автоэлектронщик

Работа с автомобильной электроникой – это сфера деятельности автоэлектрика-автоэлектронщика.

В обязанности автоэлектронщика входит:

  • Компьютерная диагностика узлов и агрегатов, чипов, датчиков, микросхем;
  • Стирание кодов неполадок;
  • Ремонты электронных модулей ABS, VSC, TRK, EFI, SRS;
  • Очистка ультразвуком электромагнитных клапанов;
  • Разблокировка ремней после срабатывания SRS;
  • Ремонтные работы с приборной панелью, спидометрами, тахометрами;
  • Адаптация блока управления двигателем;
  • Ремонтные работы, разблокировка иммобилайзеров, магнитол, TV;
  • Работы с электрическими усилителями рулевого управления;
  • Восстановление функциональности электронных приборов после воздействия влаги, воды;
  • Ремонтные работы с охранной сигнализацией;
  • Ремонт блоков на базе микроконтроллеров;
  • Проверка работоспособности и выявление ошибок в программном обеспечении с использованием компьютерной техники;
  • Диагностика АБС, двигателя, трансмиссии, электронных чипов управления, датчиков контроля;
  • Проверка микропроцессоров, которые отвечают за работу подушек безопасности;
  • Адаптация коробок передач, блока управления на заводские параметры, сброс аварийного режима;
  • Установка, замена, ремонт фар, ксенона;
  • Настройки, ремонт, промывка инжекторов.

Наиболее часто за помощью к автоэлектронщику обращаются для регулировки настроек режимов работы электронных контроллеров (чип-тюнинга). Работы с программой блока управления двигателем помогают добиться увеличения мощности автомобиля.

Автоэлектрик-автоэлектронщик должен уметь справиться с любыми проблемами в области электроники.

Профессии автоэлектрик и автоэлектрик-автоэлектронщик – отличный повод постоянно развиваться и самосовершенствоваться. Отрасль прогрессирует, наполняясь инновационными технологиями, методиками.

Уже понятно, что даже в кризисных условиях скачка доллара, роста цен на топливо, люди все равно ремонтируют личный и служебный транспорт.

Поэтому возможности получения хорошего заработка у автоэлектрика останутся всегда.

Ознакомьтесь с разделом обучение по специальности «автоэлектрик и автоэлектрик-автоэлектронщик» здесь на сайте.

Стандартная структура должностной инструкции автоэлектрика

Несмотря на то что должностную инструкцию каждая организация разрабатывает с учетом особенностей именно ее деятельности, основная структура документа остается неизменной и предусматривает несколько разделов:

  1. Общие положения. Эта часть документа описывает основные условия трудовой деятельности автоэлектрика в организации. В частности, в этот раздел включается информация о требованиях, предъявляемых к претенденту на должность, о правилах его принятия в штат, увольнения и замещения. Кроме того, здесь же определяется место должности автоэлектрика в общей структуре предприятия, его непосредственный начальник и иные данные о должности.
  2. Должностные права и обязанности работника. Это основной раздел документа, представленный перечнем трудовых обязанностей и прав сотрудника. При этом важно, чтобы и обязанности, и права работника были определены как можно более подробно. Такая тщательность упростит выполнение работником своих трудовых функций и облегчит его взаимоотношения с работодателем.
  3. Ответственность работника. В этой части должностной инструкции определяются трудовые нарушения, за которые работник может быть наказан, и соответствующие виды наказания. Разрабатывая эту часть должностной инструкции, нужно помнить, что дисциплинарная и материальная ответственность сотрудника, установленная внутренними документами организации, не может быть строже, чем та, которую устанавливает трудовое и гражданское законодательство. В части же уголовной и административной ответственности не допускается отклонений от норм УК и КоАП соответственно ни в сторону ужесточения, ни в сторону смягчения.

Образец резюме

На должность автоэлектрика

Фамилия Имя Отчество

  • Дата рождения:
  • Семейное положение:
  • Домашний адрес:
  • Контактный телефон:
  • Эл. Почта:

Цели и достижения

Самая важная часть в резюме, должна быть максимально информативной и отражать ваши жизненные и карьерные достижения. Покажите насколько вы опытны в своей области и вам нравится профессия автоелектрика. Вы должны этой частью – максимально заинтересовать работодателя!

Образование

Дополнительное образование

Опыт работы

Достижения на предыдущих местах работы

Раздел в котором вы должны охарактеризовать свой опыт и доказать, что вы именно тот кандидат, который нужен для должности автоэлектрика.

Знания иностранных языков

В разделе укажите степень владения иностранными языками

Навыки работы с компьютером и оргтехникой

Здесь укажите степень владения компьютером, оргтехникой и программами относящимися к вашей должности

Наличие водительских прав (Необязательно)

Укажите информацию о наличии водительских прав и личного авто, если они есть.

Дополнительная информация

В этом разделе укажите дополнительную информацию, которая может повлиять на решение руководства относительно вашей кандидатуры. Стоит описать достижения, примеры успешных сделок и все, что может относиться к претендуемой должности.

Примеры резюме:

Среди наиболее перспективных профессий эксперты называют специальность автоэлектрика. Среди должностных обязанностей этого работника – диагностика систем электроснабжения автотранспортного средства. А поскольку количество автомобилей на дорогах с каждым годом значительно увеличивается и они, разумеется, ломаются, заказы у таких специалистов никогда не убывают. Тем более что современные автомобили просто напичканы электрикой и электроникой.

Однако некоторых людей профессия автоэлектрик пугает. Ведь бортсеть многих машин – невероятно сложная и запутанная. Неужели теоретические знания можно будет успешно применить на практике?! Ответ – однозначно, да. Специалисту необходимо лишь правильно обозначить причину неисправности, и тогда решить проблему будет просто.

К тому же, это прекрасный повод постоянно совершенствоваться. Ведь отрасль не стоит на месте, она наполняется инновационными технологиями. А это значит, что спустя десятилетия профессия будет актуальной и востребованной. Даже в условиях кризиса люди будут ремонтировать свои машины. Поэтому возможность заработать останется всегда.

Однако существуют и недостатки этой специальности. Некоторые автосалоны берут лишь одного человека на эту должность. Поэтому сотруднику приходится, мягко говоря, несладко. Сутками ты сидишь в смотровой яме, выясняешь причины поломки. Порой, диагностика проходит даже на сквозняке, во время дождя или снегопада. И когда в таких условиях начинаешь работать, к примеру, с проводами, которые отпали под тяжестью снега, может сильно ударить током даже в условиях безопасного напряжения в 24 вольта.

Традиционные требования к претенденту на должность автоэлектрика

Основное требование, которое работодатель может предъявить к претенденту на должность автоэлектрика, касается специального профильного образования. Профессией автоэлектрика можно овладеть в среднем профессиональном учебном заведении (техникуме, колледже и т. д.). Однако для того, чтобы получить более престижную или высокооплачиваемую работу, может потребоваться стажировка или дополнительное обучение в фирменном дилерском центре. Такое требование к кандидату на эту должность тоже может установить работодатель.

Кроме того, наниматель вправе установить определенный опыт работы, который должен быть у соискателя. Как правило, требуемый стаж работы по профессии составляет от 1 до 3 лет. Вчерашние же выпускники (имеются в виду свежеподготовленные специалисты) могут обычно претендовать лишь на должности помощников автоэлектриков или автоэлектриков низшей категории, если организация имеет в своем штате несколько таких сотрудников.

Помимо профессиональных навыков, в зависимости от специфики работы, могут быть заявлены и некоторые другие требования (например, знание иностранного языка или умение работать с определенными компьютерными программами).

Требования к соискателю

Работодатели, а тем более, серьезные компании, также серьезно подходят к подбору кандидатов, вы должны пройти отбор по резюме, а после: пройти собеседование. В небольшое СТО можно устроится с минимальным багажом знаний, для лучшей работы – нужно иметь отличную экспертность в автоэлектрике.

  • Опыт работы – опыт очень важный показатель, напишите о своем опыте, местах где вы работали, обязанности, которые исполняли.
  • Умение читать схемы проводки – нужно хорошо разбираться в схемах и продемонстрировать это при удобном случае.
  • Умение устанавливать электрические схемы – мало только знать, нужно уметь инсталлировать и извлекать их.
  • Наличие познаний в автоэлектронике – без знаний в этой области, вам нужно, либо получить их, либо искать другую работу.

Должностные обязанности автоэлектрика

Основными обязанностями автоэлектрика в общем случае являются:

  • грамотная диагностика электрооборудования;
  • выявление неисправностей;
  • устранение поломок.

Также в обязанность автоэлектрику может вменяться:

  • выполнение полного перечня заказанных работ по автомобилю в рамках должностного профиля;
  • обеспечение сохранности сданного на ремонт автомобиля;
  • отслеживание рабочего состояния инструментов и оборудования, использование их по назначению;
  • оповещение начальника и клиента об обнаружении неисправности в автомобиле, которая может повлиять на безопасность его эксплуатации;
  • соблюдение техники безопасности, правил противопожарной безопасности.

Содержание каждого из разделов описано лишь примерно, т. к. в любом случае перечень требований, обязанностей и пр. зависит от условий работы и пожеланий работодателя. Общим остается одно: при разработке должностной инструкции для автоэлектрика именно требованиям, предъявляемым к претенденту на должность, и кругу трудовых обязанностей, которые должен будет выполнять указанный специалист, стоит уделить максимум внимания.

Автоэлектрик – обязанности и навыки

В этой профессии специалисту необходимо владеть определенными знаниями, умениями и опытом.

Реакция на события в критичных условиях

Автоэлектрику надлежит следить за ситуацией вокруг и быть готовым к принятию быстрых и адекватных мер в случае непредвиденных событий.

Требуется умение соединять и сплетать электронные и коммуникационные кабельные линии.

Установка неисправностей в оснащении

Специалисту нужно уметь выявлять и ремонтировать повреждения оснащения и неисправности; связываться с местными представителями и производителями для получения разрешения на ремонт и замену компонентов.

Использование защитного оборудования

При проведении работ необходимо знать, какие элементы защитной одежды (например, туфли со стальными наконечниками) и снаряжение (защитные очки, перчатки) нужны, чтобы минимизировать риск несчастных случаев на производстве и уменьшить возможность возникновения любых травм.

Использование измерительных инструментов

Следует нарабатывать опыт в использовании разных измерительных приборов в зависимости от измеряемого свойства механизма. Обычно применяются различные инструменты для измерения длины, площади, объема, скорости, энергии, силы.

Для работы нужна сноровка при установке оборудования, которое зависит от токов или электромагнитных полей, или установок для генерации, передачи или измерения токов и полей. Это оснащение включает в себя распределительные щиты, электродвигатели, генераторы или системы постоянного электротока.

Любой автоэлектрик должен уметь проверять электрическое питание на наличие повреждений, влаги и других проблем.

Специалисту необходимо иметь опыт в тестировании электрических устройств, машин и компонентов и проверять их свойства (напряжение, ток, сопротивление, емкость и индуктивность) с помощью контрольно-измерительного оборудования (например, мультиметра, омметра, вольтметра или осциллографа). Он должен также собирать и анализировать данные, отслеживать и оценивать производительность устройства и при необходимости принимать меры.

Автослесарю необходимо умение связывать кабели или провода, используя при этом кабельные стяжки, кабелепровод, кабельную шнуровку, рукава, точечные стяжки, кабельные зажимы или ремни.

Читать дальше: Редуктор среднего моста камаз 65115 47 зубьев

Применение точных инструментов

Для точных работ мастеру нужны навыки использования электронных, механических, электронных или оптических прецизионных инструментов.

Соблюдение правил техники безопасности

Работнику требуется умение применения соответствующих правил техники безопасности и охраны труда для предотвращения несчастных случаев, загрязнения механизмов и других рисков.

Работнику нужно иметь опыт и соответствующие навыки по испытанию электрооборудования на наличие неисправностей, очищению, ремонту и замене деталей и соединений при необходимости.

Популярные материалы:

© 2011–2019 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» – практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Настоящий сайт не является средством массовой информации. В качестве печатного СМИ журнал «Кадровое дело» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор),свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015.

Вывод

Современные транспортные средства укомплектованы большим количеством , и самая частая причина обращений в сервисные центры — выход из строя автоэлектрики. Первое, что нужно сделать в такой ситуации, — обратиться к хорошо зарекомендовавшим себя специалистам. Не пытайтесь устранять поломку самостоятельно — это первая ошибка, которую совершают автовладельцы. Соответствующие автосервисы должны выполнять следующие функции:

  • Иметь в своём арсенале современное мобильное диагностическое оборудование.
  • Иметь специальное оборудование для ремонта автомобиля вне сервиса (для оказания услуг автоэлектрика на выезде).
  • Иметь в наличие нужные устройства, расходные материалы и детали, которые чаще всего выходят из строя и подлежат замене.
  • Уровень профессионализма специалистов должен быть самым высоким.

Если ко всему вышеуказанному добавить гибкие цены и хорошее обращение с клиентом, несомненно, такой организации можно доверить своего «железного коня».

Общество с ограниченной ответственностью «Бета» ООО «Бета»

УТВЕРЖДАЮ Генеральный директор ООО «Бета» ___________________ А.И. Петров

Должностная инструкция авто электрика

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Д олжностная инструкция определяет должност ные обязанности, права и ответственность Автоэлектрика ООО «Бета» .

1.2. Автоэлектрик назначается на должность и освобождается от должности приказом по представлению мастера цеха .

1.3. Автоэлектрик подчиняется непосредственно мастеру цеха .

1.4. На должность Автоэлектрика назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование и стаж работы в должности Автоэлектрика не менее одного года или среднее (полное) общее образование и стаж работы в должности Автоэлектрика не менее трех лет.

1.5. Автоэлектрик должен знать: – устройство автомобилей, системы управления, узлы, агрегаты, системы контроля, порядок взаимодействия узлов и агрегатов автомобилей различных модификаций; – устройство электрооборудования автомобилей; – электрические схемы автомобилей; – способы диагностики и ремонта электронных систем управления и электрооборудования автомобилей; – принципы работы современного диагностического оборудования; – принципы работы сканеров для диагностики автомобилей и специальное программное обеспечение по диагностике и ремонту электрооборудования автомобилей; – назначение и правила применения ручных инструментов; – назначение и правила пользования механизированным инструментом; – правила ремонта и способы регулировки и тарировки диагностического оборудования; – навыки слесарного ремонта; – технические условия на ремонт, сборку, испытания и регулировку сложных агрегатов, узлов и электрооборудования; – технологии проведения технического обслуживания и диагностических работ на автомобиле ; – правила и нормы охраны труда, техники безопасности, противопожарной защиты и производственной санитарии.

1.6. В своей деятельности Автоэлектрик руководствуется: – локальными нормативными актами ООО «Бета» , в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка; – приказами (распоряжениями) генерального директора ООО «Бета» ; – настоящей Д олжностной инструкцией.

1. 7 . В период временного отсутствия Автоэлектрика его обязанности возлагаются на должностное лицо, назначаемое приказом генерального директора ООО «Бета» .

2. ДОЛЖНОСТ НЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Автоэлектрик выполняет следующие должностные обязанности: 2.1. Проводит диагностику систем зажигания, электрооборудования, электронных систем управления автомобилей различных модификаций с помощью диагностического оборудования, а также их регулировку (вручную и с помощью оборудования) и ремонт. 2.2. Устанавливает приборы и агрегаты электрооборудования по схеме с включением их в сеть. 2.3. Выявляет и устраняет неисправности в процессе ремонта приборов электрооборудования. 2.4. Устанавливает автосигнализации, автомагнитолы, автомобильные кондиционеры и другое дополнительное оборудование на автомобили. 2.5. Проводит ремонт и замену электропроводки автомобилей. 2.6. Проводит ремонт и заряжает автомобильные аккумуляторы. 2.7. При обнаружении неисправностей, влияющих на безопасность эксплуатации автомобиля, доводит данную информацию до мастера цеха и клиента .

Автоэлектрик имеет право: 3.1. Требовать от содействия в исполнении должностных обязанностей и реализации прав. 3.2. Повышать свою квалификацию. 3.3 . Знакомиться с проектами решений генерального директора ООО «Бета» , касающимися деятельности Автоэлектрика . 3. 4 . Представлять на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения п о вопросам своей деятельности, в том числе ставить вопросы о совершенствовании своей работы, улучшении организационно — технических условий труда, повышении размера зарплаты, оплате сверхурочных работ в соответствии с законодательством и положениями, регламентирующими систему оплаты труда работников ООО «Бета» . 3. 5 . Получать от работников ООО «Бета» информацию, необходимую для ведения своей деятельности.

Автоэлектрик несет ответственность: 4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязаннос тей, предусмотренных настоящей Д олжностной инструкцией, – в соответствии с действующим трудовым законодательством. 4.2. За другие правонарушения, совершенные в период ведения своей деятельности (в т. ч. связанные с причинением материального ущерба и ущерба деловой репутации ООО «Бета» ), – в соответствии с действующим трудовым, гражданским, административным и уголовным законодательством.

5. УСЛОВИЯ РАБОТЫ

5.1. Режим работы Автоэлектрика определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в ООО «Бета» . 5. 2 . Работодатель проводит оценку эффективности деятельности Автоэлектрика в соответствии с Комплексом мероприятий по оценке эффективности, утверждаемым приказом генерального директора ООО «Бета» .

Чем занимается автоэлектрик?

Профессия автоэлектрика в наши дни глобальной автомобилизации очень востребована. Тем более что современные машины оборудуются все более усложняющейся и влияющей на многие системы электроникой, которая требует своевременного и качественного обслуживания и ремонта. Таким ремонтом и периодической диагностикой электронной начинки автомобиля и занимается автоэлектрик.

Основным местом работы автоэлектрика можно назвать автосервисы и автомастерские, хотя на предприятиях других направлений деятельности эта специальность тоже может быть востребована. Например, если в организации имеется собственный автопарк или гараж с функцией обслуживания и ремонта автотранспорта.

Основными функциями автоэлектрика в любом из перечисленных случаев обычно являются:

  • поиск обрывов и коротких замыканий в проводке;
  • диагностика и ремонт стартеров, генераторов, систем охлаждения, отопления, вентиляции и т. д.;
  • диагностика и ремонт составляющих наружного освещения автомобиля;
  • ремонт электронных систем машины;
  • диагностика и установка автосигнализации, газоразрядных/ксеноновых фар и прочего дополнительного электрооборудования.

Трудовые обязанности автоэлектрика и иные особенности его труда определяются в должностной инструкции этого специалиста, которую каждая организация разрабатывает самостоятельно. При этом не имеет значения, работает автоэлектрик в специализирующемся именно на ремонте авто предприятии или в штате организации, основное направление деятельности которой с этим даже не связано.

Правила техники безопасности при обслуживании электродвигателей

Электроэнергия и работающие на ее основе агрегаты – большое благо для человечества, однако, если обращаться с ней неправильно, она может нанести огромный вред и людям, и окружающей среде. Для предотвращения несчастий специалистами разрабатывается множество правил, инструкций, технических регламентов, многие пункты которых буквально писаны человеческой кровью. В целях обеспечения надежного функционирования электротехники и защиты труда на производствах, где основным фактором служит электроток, написаны и введены в действие «Правила техники безопасности (птб) при эксплуатации электроустановок».


Соблюдение техники безопасности при работе в электроустановках – необходимое требование охраны труда

Действующие в настоящее время правила безопасности вступили в силу с 2014 года и обязательны для выполнения всеми промышленными потребителями электрической энергии, независимо от принадлежности предприятия.

Где применяются правила ТБ

Положения правил по охране труда касаются, прежде всего, электротехнических, электротехнологических и некоторых неэлектротехнических работников, которые контактируют с разными частями электрооборудования в процессе его техобслуживания, переключения, монтажно-наладочных и прочих (в т.ч. и строительных) видов работ. Также под действие правил подпадают их работодатели: юрлица и физлица, они обязаны гарантировать безопасный труд на своих предприятиях.

Обратите внимание! В целях повышения надежности производства работодатели могут установить даже более жесткие требования к электробезопасности (конечно, не в противовес официальным Правилам). Работники должны быть ознакомлены с инструкциями по охране их труда и должным образом проинструктированы.

Электроустановки и линии, участвующие в производственном, передаточном и распределительном процессах, должны быть исправны и снабжены различными защитными приспособлениями и оказания доврачебной помощи.


Средства защиты от поражения электротоком

Все члены производственного процесса с участием электрической энергии должны периодически обучаться и подтверждать свои способности к электробезопасной работе (присваиваются группы допуска с I по V и выдаются типовые удостоверения), а некоторые категории лиц – еще и проходить медосмотры (если работники моложе 21 года, ежегодные). При нарушении данных правил виновные лица несут различные виды ответственности.

Требования электробезопасности при обслуживании установки

В правилах техники безопасности при эксплуатации электроустановок прописаны положения, касающиеся охраны труда при осуществлении оперативных переключений, ремонтно-монтажных манипуляций и производственных работ на включенных агрегатах как по наряд-заказам, так и по указанию мастеров.

Билеты с ответами по электробезопасности: 3 группа безопасности

Так, согласно требованиям, все переключения в оперативном режиме выполняются сотрудниками, входящими в состав оперативного персонала или же специально обученными для такого рода манипуляций (ремонтники). При этом на электроагрегатах с мощностью более 1 тыс. вольт сотрудники, работающие самостоятельно или являющиеся начальниками смен, обязаны иметь удостоверение с группой допуска не ниже 4-ой, а их подчиненные – 3-ей. Там, где напряжение меньше этой отметки, группа допуска может быть 3-ей.

Правилами регулируется минимальная дистанция, на которую к работающим без ограждения электроустановкам могут приближаться:

  • не занятые обслуживанием работники;
  • подъемники на гидравлике;
  • телескопические вышки;
  • экскаваторы и трактора;
  • бурильные машины;
  • выдвижные лестницы или краны;
  • грузоподъемники.

Осматривать электроагрегаты и электрику технологических аппаратов могут только члены оперативного корпуса, имеющие 3 группу электродопуска или же члены административно-технического корпуса с 5-ой группой допуска (для установок с напряжением от 1 тыс. вольт) или 4-ой гр. (для электроустановок с напряжением до 1 тыс. вольт). Отдельно в правилах оговариваются условия осмотра воздушных линий передачи электроэнергии.

Те сотрудники, что не занимаются обслуживанием электрических установок, могут допускаться к ним только вместе с персоналом, который ей занимается, при этом необходимо наличие 4-ой группы допуска для высоковольтных электроустановок и 3-ей – для низковольтных.

Дополнительная информация. Возможен допуск в сопровождении сотрудника, наделенного правом самостоятельно осматривать электроустановки. Сопровождающие обязаны контролировать безопасность допущенных сотрудников и запрещать приближаться к местам, находящимся под напряжением.


Допуск сотрудников неэлектротехнического персонала к электроустановкам разрешен только в сопровождении ответственных работников

Если требуется, во время осмотра разрешено открывать щиты, сборки и пульты дистанционного управления на электроустановках. При этом с агрегатами мощностью свыше 1 тыс. вольт нельзя заходить в помещения, где нет заграждений перед токоведущими элементами. Если такие барьеры на электроустановках есть, за них проникать запрещено. При проведении осмотров электроагрегатов на них нельзя выполнять рабочие операции и манипуляции.

Если в электрических установках с напряжением от 3 до 35 киловольт происходит замыкание в почву, к ним нельзя подходить ближе, чем на 4-8 метров, за исключением оперативного отключения (делается это без дополнительного разрешения сотрудника оперативного персонала) для прекращения замыкания и спасения работников, попавших под действие тока в результате несчастного случая.

Важно! Необходимо использовать индивидуальные элементы защиты от электротравмы. Например, включение/выключение из сети электроаппаратов, необходимых для коммутирования внутри неё и снижения напряжения с некоторых элементов электроустановок, а также заземляющие устройства (разъединители, ножи-заземлители) при наличии напряжения более 1 тыс. вольт следует делать строго в диэлектрических перчатках.

Предохранители снимаются и ставятся только при отсутствии напряжения на электроустановке. Однако существуют исключения, позволяющие делать это под электронапряжением и нагрузкой:

  • в управляющих, электроавтоматических, измерительных и контрольно-сигнализационных цепях;
  • на трансформаторах;
  • предохранители-пробки.

При проведении манипуляций с предохранителями, находящимися под напряжением в цепи, следует позаботиться об использовании изолирующей штанги, перчаток-диэлектриков и защитных масок на лицо для предотвращения термических ожогов электродугой.

Все комнаты с электроагрегатами, щитками и т. п. необходимо закрывать на замок, при этом ключи нумеруются и хранятся в закрытом сейфе, их учет ведется специальным работником из состава оперативного корпуса, а их выдача производится строго под роспись. Получить ключ от электроустановки могут следующие категории персонала:

  • сотрудники, уполномоченные самостоятельно осматривать электроагрегаты;
  • работники, обеспечивающие допуск к работам, руководители и производители рабочих операций, наблюдатели;
  • сотрудники оперативного или ремонтного персонала, когда они осуществляют текущие работы.


Хранение ключей от электроустановок осуществляется в запирающемся сейфе

Все ключи необходимо возвращать на место хранения сразу же после использования. Ответственным за учет и выдачу/возврат ключей от электрических установок является руководитель организации.

Правила техники безопасности при обслуживании электродвигателей

Б3.1.1. При работе, связанной с прикосновением к токоведущим частям электродвигателя или к вращающимся частям электродвигателя и приводимого им в движение механизма, необходимо остановить электродвигатель и на его пусковом устройстве или ключе управления повесить плакат «Не включать. Работают люди».

Б3.1.2. При работе на электродвигателе или приводимом им в движение механизме снятие напряжения и заземление токоведущих жил кабеля должны выполняться согласно пп. Б2.3.71, Б2.3.82, Б2.3.363.

Б3.1.3. Перед допуском к работе на электродвигателях насосов, дымососов и вентиляторов, если возможно вращение электродвигателей от соединенных с ними механизмов, должны быть закрыты и заперты на замок задвижки и шиберы последних, а также приняты меры по затормаживанию роторов электродвигателей.

Б3.1.4. Ограждение вращающихся частей электродвигателей во время их работы снимать запрещается.

Б3.1.6. Обслуживать щеточный аппарат на работающем электродвигателе допускается единолично лицу из оперативного персонала или выделенному для этой цели обученному лицу с группой по электробезопасности не ниже III. При этом необходимо соблюдать следующие меры предосторожности: работать в головном уборе и застегнутой спецодежде, остерегаясь захвата ее вращающимися частями машины; пользоваться диэлектрическими галошами или резиновыми коврами; не касаться руками одновременно токоведущих частей двух полюсов или токоведущих и заземленных частей.

Кольца ротора допускается шлифовать на вращающемся электродвигателе лишь с помощью колодок из изоляционного материала с применением защитных очков.

Б3.1.7. У работающего многоскоростного электродвигателя неиспользуемая обмотка и питающий ее кабель должны рассматриваться как находящиеся под напряжением.
1 — Б2.3.7 – С токоведущих частей, на которых будет производиться работа, напряжение со всех сторон должно быть снято отключением коммутационных аппаратов с ручным приводом, а при наличии в схеме предохранителей – снятием последних. При отсутствии в схеме предохранителей предотвращение ошибочного включения коммутационных аппаратов должно быть обеспечено такими мерами, как запирание рукояток или дверец шкафа, укрытие кнопок, установка между контактами изолирующих накладок и др. Допускается также снимать напряжение коммутационным аппаратом с дистанционным управлением при условии отсоединения проводов включающей катушки. Если позволяют конструктивное исполнение аппаратов и характер работы, перечисленные выше меры могут быть заменены расшиновкой или отсоединением концов кабеля, проводов от коммутационного аппарата либо от оборудования, на котором должна производится работа.
Расшиновку или отсоединение концов кабеля, проводов может выполнять лицо с группой по электробезопасности не ниже III из ремонтного персонала под руководством допускающего. С ближайших к рабочему месту токоведущих частей, доступных для непреднамеренного прикосновения, напряжение должно быть снято либо они должны быть ограждены.

2 — Б2.3.8 – Отключенное положение коммутационных аппаратов с недоступными для осмотра контактами (автоматы невыкатного типа, пакетные выключатели, рубильники в закрытом исполнении и т. п.) определяется проверкой отсутствия напряжения на их зажимах либо на отходящих шинах, проводах или на зажимах оборудования, включаемого этими коммутационными аппаратами.

3 – Б2.3.36. При работах со снятием напряжения на сборных шинах РУ, щитов, сборок на эти шины (за исключением шин, выполненных изолированным проводом) накладывается заземление. Необходимость и возможность наложения заземления на присоединениях этих РУ, щитов, сборок и на оборудовании, получающем от них питание, определяет лицо, выдающее наряд, распоряжение.

Источник: Извлечения из «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» и «Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей» для электроустановок напряжением до 1000 В/Главгосэнергонадзор Минэнерго СССР. – М.: Энергоатомиздат, 1990. – 240 с.

ТБ при работах на действующих электроагрегатах

Требования пожарной безопасности к электроустановкам

Согласно нормативному документу, все производственные манипуляции на работающих электроустановках должны оформляться официальным заданием на стандартном бланке (т.н. наряд-допуск), в котором указываются:

  • содержание и место проведения работ;
  • начало и конец манипуляций;
  • условия электробезопасности для их осуществления;
  • список работников;
  • фамилия ответственного за безопасность.


Пример бланка-допуска на проведение работ на действующих электроустановках

Также возможно осуществление таких работ по распоряжению руководства и на основании списка манипуляций, необходимых для текущего функционирования электроустановок.

Производить манипуляции без подписанного наряда-допуска запрещается, нельзя также самовольно увеличивать объем работ или состав бригады.

Если необходимо провести капитальный ремонт электрических агрегатов с напряжением более 1 тыс. вольт без выключения электроэнергии или воздушных линий электропередач, все работы должны осуществляться в соответствии с технологическими картами, подписанными директором предприятия.

Порядок работ на электроустановках с 1 тыс. вольт и выше напряжением следующий:

  1. выключается напряжение с токопроводящих участков, находящихся возле рабочего поля (или ставится ограждение) для исключения нечаянного касания;
  2. надевается диэлектрическая обувь, или используется электроизолирующий коврик;
  3. готовится инструмент с изоляцией (например, для отверток необходимо обеспечить электроизоляцию стержня), или надеваются диэлектрические перчатки;
  4. если работы производятся в помещениях с электроприборами, в подземных колодцах, различных туннелях и т.п., надеваются защитные каски.

Дополнительная информация. Рабочая одежда должна быть обязательно с длинными рукавами, металлический инструмент использовать запрещено.

Помимо технической составляющей, большое внимание в правилах ТБ на электроустановках уделяется положению работника. Например, запрещается производить манипуляции в согнутом виде вблизи токоведущих элементов. Нельзя работать возле них так, чтобы неогражденные элементы располагались за спиной работника или по бокам, а также прикасаться к изоляторам на токопроводящих частях электроустановок без использования средств индивидуальной защиты.

Не допускается проведение манипуляций без достаточного, равномерного (не слепящего) освещения рабочей зоны. При операциях по смене проводов с сопутствующими изоляторами и арматурой для недопущения пересечения с вышепроложенными силовыми кабелями необходимо натягивать синтетические канаты, предварительно закрепив их концы. Поднятие такого каната следует реализовывать постепенно и аккуратно.

Работы на воздушных линиях, линиях электропередач из нескольких кабелей и пр. при прогнозируемой грозе должны прекращаться.

Сотрудникам, выполняющим работы на проводах, допускается перемещаться по ним, однако, площадь их сечения должна быть не меньше 2,4 кв. см. (для тросов – не меньше 0,7 кв. см), они должны быть в удовлетворительном техническом виде, без повреждений. Если провода расщеплены, необходимо использование предохранительного пояса с закреплением его строп на тросах или на специальной тележке.


При передвижении по расщепленным проводам необходимо использование предохранительного пояса

При обслуживании потолочных осветительных приборов в производственных помещениях необходима бригада как минимум из двух сотрудников: у одного необходимо наличие минимум 3 группы электродопуска, он и выполняет рабочие манипуляции, его напарник обязан следить за ним и мерами электробезопасности на рабочем участке.

При использовании в работе тележек мостового кранового устройства необходимо соблюдать технику безопасности при высотных работах, также с троллейных кабелей следует снимать электрическое напряжение. Распоряжения о движениях моста или тележки крановщик получает непосредственно от производителя рабочих операций, при этом бригады обязаны находиться в кабине или на настиле мостка (если же они располагаются в тележке крана, двигать тележку нельзя).

Правила безопасности при работе на электродвигателе.

Рабочий электродвигатель должен быть заземлен, заземление ставят при монтаже электродвигателя. Не допускается последовательное соединение заземлений, то есть не должно быть заземления по такой схеме: электродвигатель — металлическая коробка управления электродвигателем — заземляющий контур. Металлическая коробка и электродвигатель соединяются отдельно с заземляющим контуром.

При работе электродвигателя нельзя его промывать водой, или другими жидкостями, нельзя прочищать щеткой, протирать ветошью. Нельзя проверять устойчивость, надежность креплений электродвигателя, пользуясь ломом, монтажкой. Нельзя выполнять какие-либо работы, стоя на самом электродвигателе. Место, где установлен электродвигатель, должен быть хорошо освещен. Не допускается нахождения возле электродвигателя посторонних людей, животных. Площадка вокруг электродвигателя должна быть чистой, не должны быть рядом воспламеняющиеся вещества, предметы, загромождающие доступ к электродвигателю. На полу не должны находиться растёкшиеся масла, другие скользкие вещества и предметы. Не допускается хранение баллонов с пропаном, с кислородом возле электродвигателей. Нельзя укрывать электродвигатель тканями, минватой. При необходимости можно прикрыть электродвигатель ширмами из негорючего материала, во избежание попадания воды и разных мелких предметов.

Меры по безопасному осуществлению работ

Требования безопасности при работе с электроинструментом

Правилами техники безопасности при работах на электроустановках предусмотрен ряд оргмероприятий, которые направлены на их неукоснительное соблюдение:

  • работы в рамках ординарной эксплуатации электрических агрегатов оформляются нарядами, распоряжениями или списками;
  • подготовка рабочей зоны и допуск на нее оформляется соответствующим разрешением;
  • для осуществления рабочих манипуляций требуется допуск, в соответствии с присвоенной группой электробезопасности;
  • осуществление подстраховки и контроля в период проведения работ;
  • официальное оформление начала и конца перерыва в работах, также их полного завершения или же перевода бригады на другой участок.

Документом определяется круг работников, на которых возлагается ответственность за безопасность протекания рабочих процессов на электроустановках:

  • подписывающие наряды-допуски, отдающие распоряжения или заверяющие список работ по текущему использованию электроагрегатов (необходимая группа допуска по электробезопасности – 4-5) – они обязаны предварительно оценить нужность выполнения работы и возможность ее безопасного осуществления; состав бригад, выбор наблюдающего и производителя работ и предварительный инструктаж должны отвечать требованиям безопасности;
  • разрешающие подготовку рабочих зон (группа допуска – 4-5 или административно-технические сотрудники, уполномоченные распоряжением руководства предприятия) – отвечают за своевременное и безопасное отсоединение электрооборудования от сети и его заземление, координирование рабочего времени и расположения оперативных бригад, учет бригад и их членов, отслеживание информации о сроках проведения текущих манипуляций и времени подачи напряжения на электроустановки;
  • назначенные ответственные руководители работ (группы допуска – 4-5, назначаются при использовании различных механизмов и грузоподъемников, обесточивании электрического оборудования, на кабельных линиях связи недалеко от транспортных магистралей, на вновь запускаемых воздушных линиях или же их фазном ремонте, при работах с наведенным напряжением и ряде других случаев) – обязаны следить за выполнением этапов подготовки рабочего места, достаточностью и правильностью инструктирования участников бригады, общей безопасностью рабочих моментов, принимать дополнительные меры электробезопасности;
  • допускающие к работам (член электротехнического персонала с группой допуска 3-4) – несет ответственность за достаточность мер безопасности, соответствие их наряду-допуску или распоряжению, требованиям предстоящих манипуляций на электрооборудовании, правильность и объем проводимого инструктажа;
  • непосредственные исполнители (группа электродопуска – 3-4) – отвечают за правильно подготовленную рабочую зону, наличие, достаточность и исправность индивидуальных и общих электрозащитных средств, инструментария и приспособлений, наглядных информационных средств в виде значков безопасности или предупреждающих плакатов, ограждений опасных мест, за следование правилам ТБ всех членов бригады и контроль за безопасностью их действий во время рабочего процесса;
  • наблюдатели в бригадах (группа электродопуска – 3) – следят за соответствием рабочей зоны мероприятиям по безопасности; четкостью и достаточностью предварительного инструктажа; сохранностью запоров на приводах, оградок и заземляющих устройств; охраной производителей работ от электротравм;
  • все работники – члены бригады, осуществляющей текущие работы на электроустановках, обязаны соблюдать правила техники безопасности, инструкции и указания, касающиеся охраны их труда.

Допускающий может быть также членом рабочей бригады. В целом на каждого сотрудника бригадного коллектива с 3-ей группой электробезопасности можно взять одного работника со 2-ой группой, однако всего допускается не больше трех таких рабочих.

Правила техники безопасности при эксплуатации электродвигателей

Для надежной и бесперебойной работы электродвигателей необходимо, чтобы обслуживающий персонал выполнял правила их хранения, транспортирования, монтажа и эксплуатации.

Электродвигатели обычно хранят на поверхности шахт в чистом, сухом, желательно отапливаемом помещении, с хорошей вентиляцией. Двигатели, полученные с заводов, хранят в заводской упаковке; двигатели, бывшие в употреблении, хранят после тщательной очистки их от грязи, ржавчины и консервации быстрокоррознрусмых частей с помощью консистентной смазки. Взрывозащитные поверхности защищаются от случайных повреждений деревянными щитками.

При транспортировании электродвигатели нельзя бросать, кантовать, сбрасывать с машин и т. д.

Перед спуском электродвигателя в шахту проверяют исправность его механической части, отсутствие механических повреждений, наличие и соответствие знаков исполнения будущим условиям работы, соответствие типа и характеристики требуемым, наличие комплектности и смазки в подшипниках.

Если двигатель продолжительное время пе работал, с помощью мегомстра проверяют качество изоляции обмотки по отношению к земле и между фазами,

Для проверки качества изоляции двигателей. В рекомендуется брать мегомметр на напряжение 500—1000 В, а для двигателей с Сном > 1000 В — мегомметр на 2500 В.

Качество изоляции считается удовлетворительным, если мегомметр покажет величину сопротивления

При монтаже электродвигателей необходимо обращать особое внимание на надежность и соответствие фундамента (при отдельной установке двигателя); соосность валов электродвигателя и машины; надежность и прочность крепления электродвигателя; выполнение требований, обеспечивающих нужный уровень взрывозащиты; наличие и качество заземления электродвигателя.

В процессе эксплуатации электродвигателей необходимо: осуществлять постоянное наблюдение за режимом работы электродвигателя и его нагрузкой, не допускать длительных перегрузок его; систематически очищать электродвигатель от грязи и пыли; следить за наличием и достаточной затяжкой крепежных деталей, обеспечивающих взрывозащиту электродвигателя; ежесменно контролировать наличие и качество заземляющих устройств; осуществлять ремонтные работы в соответствии с графиком планово-предупредительного ремонта; постоянно контролировать наличие и концентрацию метана в месте установки электродвигателя и пусковой аппаратуры (при содержании метана 2% отключать электродвигатель и докладывать об этом лицам технического надзора).

Меры безопасности на военных установках

Особое внимание уделяется технике безопасности при эксплуатации военных стационарных и передвижных электроустановок.

Так, категорически запрещено убирать ограждения с вращающихся элементов установок, выводов генераторов, электродвигателей и электропреобразователей. Персонал, занимающийся оперативным обслуживанием военных электроагрегатов, обязан быть в касках или головных уборах, а также в спецодежде, части которой не могут быть втянуты во крутящиеся части машин.

Обслуживающий персонал электроагрегатов военного назначения должен трудиться при нормальном освещении, электробезопасность обеспечивается использованием диэлектрической подстилки, а также рядом других защитных мер:

  • иметь группу электродопуска не ниже 3-ей;
  • следить за тем, чтобы края рабочей одежды и обтирочной ветоши не затянуло в агрегаты;
  • нельзя прикасаться к токопроводящим частям разнознаковой заряженности, фаз или заземления в один и тот же момент времени;
  • при необходимости шлифовки коллекторов колец контакта и др. вращающихся деталей электроагрегатов необходимо максимально снизить обороты двигателя, такие работы выполняются строго в очках, защищающих глаза, в одиночку выполнять такие манипуляции запрещено;
  • если происходит несчастный случай, появляется задымление или огонь, электромашины или коммуникационная аппаратура должна быть тут же обесточена;
  • при неисправности приводного устройства, двигателя или чрезмерной вибрации, которая может нарушить целостность электроустановки, перегревании подшипников военные электроагрегаты также должны быть немедленно остановлены, и проведен их осмотр;
  • не разрешается покрывать брезентовыми и другими полотнищами работающие агрегаты, но можно использовать каркасные конструкции, а также щитки и кожухи при условии, что это не нарушает естественное охлаждение электроустановки;
  • при ремонтном обслуживании генераторов, электрических двигателей и энергопреобразователей на ключи и выключатели помещаются таблички “не включать – работают люди»;


Необходимо вывешивать табличку о проводимых работах

  • питающий кабель должен обесточиваться путем его отсоединения от распределительного щитка либо снятия предохранителей.

Сети кабелей для военных электроустановок (в передвижном варианте) изготавливаются только из табельных проводов, в них не допускается наличие механических повреждений изоляционного слоя, при их обнаружении командиры частей, к которым приписаны электроагрегаты, должны не допустить их в эксплуатацию и устранить повреждения.

Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей соответствуют основным требованиям актуальных законов, госстандартов и отраслевых норм, также они учитывают опыт эксплуатации электроагрегатов напряжением до 1 тыс. вольт и более 1 тыс. в различных условиях и предложения специалистов по ремонту и наладке. Это основной официальный документ, направленный на охрану труда работников и защиту производственной окружающей среды.

Источник Источник Источник https://s-tke.ru/rezyume/kto-takoj-avtoelektrik.html
Источник Источник Источник Источник https://34rozetki.ru/tehnika/bezopasnosti-pri-ekspluatacii-elektricheskih-mashin.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *