Колесные вставки Современные технологии эффективной защиты |

Колесные вставки Современные технологии эффективной защиты

Вставки безопасности: в чем польза?

Пуля обычного пистолета прошьет самую толстую резину насквозь, в результате чего автомобиль в лучшем случае остановится через несколько десятков метров, а в худшем — если он двигался с высокой скоростью — слетит в кювет или перевернется. Одним словом, через пару минут после прострела шины машина потеряет одно из важнейших защитных преимуществ — подвижность и превратится в неподвижную мишень.

Но это произойдет лишь в случае, если ее колеса не оборудованы вставками безопасности. Такая вставка не позволяет шине при полном выходе воздуха через пробоину слететь с обода и оголить колесный диск. Автомобиль сохраняет управляемость и хорошо тормозит даже на высоких скоростях, так что водитель по-прежнему способен его контролировать. Сохранение контакта между диском и шиной дает возможность какое-то время после прострела или прокола следовать в общем транспортном потоке, маневрировать, тормозить и набирать скорость в поисках удобного и безопасного места для остановки и замены колеса. В результате автомобиль продолжит движение в заданном направлении, а значит, не окажется в кювете и не перевернется. Но это не все.

Вставка позволит покинуть зону обстрела на большой скорости и двигаться на ней около трех километров, пройти следующий десяток километров со скоростью 40-50 км/ч и еще порядка 40 км — со скоростью в два раза меньше. При этом автомобиль сохранит управляемость: он совершит любые повороты не хуже чем с целыми шинами и, кроме того, уверенно преодолеет рвы, канавы, поваленные деревья, а также другие препятствия. Одним словом, вставки значительно повышают живучесть бронированного автомобиля и увеличивают шансы его водителя и пассажиров благополучно вырваться из засады в случае, если нападавшим удастся прострелить одно или даже два колеса.

Вставки на колесах внедорожников

Впрочем, вставки сегодня можно встретить не только на колесах армейских и специальных автомобилей. Многие владельцы обычных серийных внедорожников тоже стали их обладателями, несмотря на то что нарваться на засаду со стрельбой они могут разве что во сне. Почему? Дело в следующем.

Любой внедорожник, как известно, — машина тяжелая, с высоким центром тяжести и при этом мощная, а значит -скоростная. При проколе или порезе шины внедорожник, двигавшийся с высокой скоростью, может попросту не успеть остановиться, прежде чем из нее выйдет воздух, а значит, с большой долей вероятности шина слетит с диска.

Эта опасность серьезно возрастает, если в момент прокола автомобиль поворачивал или выполнял другой маневр. Слетевшая шина даже на ровном шоссе может привести к заносу или опрокидыванию внедорожника. Одним словом, создастся аварийная ситуация, чреватая самыми тяжелыми последствиями. А вставки гарантированно позволяют этого избежать.

В конце концов, даже если при обнаружении прокола шины удалось без проблем остановиться, то добраться до обочины из крайнего ряда многорядного шоссе без повреждения обода колеса будет практически невозможно: при таком маневре спущенная шина, скорее всего, слетит, а оголенный обод повредится, что особенно неприятно, если учесть его стоимость. А ведь прокол может случиться на мосту или в тоннеле, где обочины как таковой нет!

Другая причина приобретения вставок для колес неспециальных автомобилей -наличие среди владельцев внедорожников большого числа охотников, рыболовов и других любителей отдыха на природе. Если вдали от цивилизации чей-либо внедорожник повредит одно колесо, это еще ничего — можно поставить «запаску». А если проколота вторая шина? Тогда маленький прокол для владельца автомобиля, на котором не установлены специальные колесные вставки, выльется в большую проблему.

Устройство вставок

Быстрое разрушение шины, следующее за потерей давления, есть результат попадания закраины в монтировочную канавку. Выход из положения — закрывать канавку специальной металлической лентой после того, как шина будет установлена. Шина образует подушку из резины между диском и дорогой, препятствуя контакту обода с дорожной поверхностью и ограничивая скольжение. Находясь в контакте с внешней поверхностью металлической ленты, закраины шины ни при каких условиях не смогут попасть в монтировочную канавку.

Устроена колесная вставка безопасности довольно просто. Легок и ее монтаж на колесо — при наличии инструментов он занимает не больше пятнадцати минут. Выглядит вставка как подкова — металлическая дуга из двух частей, стягиваемых обычным болтом. Она опоясывает обод по его центральной канавке, используемой при монтаже или демонтаже шин.

При проколе и выходе воздуха один из бортов шины, как правило, соскальзывает в такую канавку, в результате чего и происходит разбортировка колеса. После монтажа вставка безопасности заполняет собой центральную канавку, не давая бортам шины соскальзывать в нее и препятствуя тем самым срыву шины с обода.

Вставка сконструирована таким образом, что ее можно монтировать на обод с уже надетой на него шиной. Следует отметить, что ее можно устанавливать как на стальные, так и на легкосплавные колеса, но при условии применения бескамерных шин.

В отличие от пластиковых вставок, разработанных ранее различными фирмами, металлические не сокращают свободное пространство между колесным диском и тыльной стороной протектора шины. К тому же они значительно легче — масса их комплекта не превышает 1 кг, тогда как одна пластиковая вставка весит 8-9 кг. Поэтому вставки не оказывают такого серьезного влияния на плавность хода автомобиля, как пластиковые образцы, и позволяют без проблем сбалансировать колеса, на которые они установлены, тогда как пластиковые вставки не допускают нормальной балансировки колес.

Ни гвоздя, ни пули: Секреты непробиваемых шин для спецмашин

Из глубины веков

Джон Данлоп начал выпускать первые пневматические шины для велосипедов в 1889 году, а первые надувные шины на автомобилях появились в 1895 году благодаря Эдуарду Мишлену. Пневматические шины стали массовыми и вытеснили монолитные лишь во второй четверти ХХ века. До этого преобладали колеса из сплошного слоя каучука, а затем из гусматика — разновидности монолитной шины, но с эластичным внутренним слоем из пористой резины, заменявшим воздух.

В военной технике эти шины задержались еще дольше — гвоздь и пуля не причиняли им вреда, и подобные колеса широко использовались в боевых машинах Первой и Второй мировых войн. К слову, гусматики применяются и по сей день, но только уже не на армейских машинах, а на вполне мирных — в основном на тихоходной специальной технике типа складских погрузчиков или тракторов.

Встречаются и раритеты. Например, в музее студии «Мосфильм» стоит исправный и пребывающий на ходу немецкий грузовик «Магирус» выпуска 1912 года, родные каучуковые колеса которого сохранились в рабочем состоянии и по сей день — на них во время съемок старичок-грузовичок порой вытаскивает из грязи застрявшие современные автомобили!

Ну, а теперь от старины к современным «непробиваемым колесам».

«Колесо в колесе»

Наиболее простая и очевидная технология, с помощью которой можно продолжать движение на шине, из которой по какой-то причине вышел воздух, — это внутренняя жесткая вставка в виде толстого кольца между колесным диском и покрышкой. Такая технология появилась достаточно давно и используется до сих пор, поскольку относительно проста и недорога.

Специальное кольцо из плотного стекловолокна или иного прочного и легкого пластика устанавливается на диск в виде двух разъемных половин, после чего сверху монтируется обычная резиновая покрышка. Система вполне надежна, и позволяет уехать даже с простреленным колесом из опасной зоны, сохранив управляемость на ходу.

Однако площадь контакта с дорогой у такого колеса в проколотом состоянии все же становится меньше, и на высокой скорости рулить машиной становится непросто и опасно. Плюс выше масса, выше требования к балансировке и сложнее монтаж покрышки. По этим причинам применяются такие колеса в основном на специальных автомобилях для охраняемых персон, которые управляются подготовленными водителями-асами.

Под давлением и без

Развитие шинной промышленности и химических технологий позволили перейти в сфере защиты колес на качественно новый уровень — не защищать обычные шины дополнительными средствами, а интегрировать систему безопасности непосредственно в покрышку! Благодаря этому не боящиеся потери давления колеса перешли из класса бронированных VIP-авто и полицейско-военных машин в мир гражданских автомобилей.

Технология имеет общее условное название «Run Flat» и применяется различными производителями шин — с незначительными отличиями. Такие колеса поставляются на конвейеры известных автобрендов и продаются в розницу для любой машины.

При этом суть технологии в общем и целом проста. Покрышка Run Flat обладает особыми толстыми и жесткими боковинами, которые при потере давления воздуха сохраняют форму профиля, не слетая с колеса даже при боковых нагрузках на поворотах и позволяя проехать достаточно большое расстояние на умеренной скорости. При этом внешне и внутренне колесо ничем не отличается от обычного. К недостаткам системы Run Flat стоит отнести излишнюю жесткость колеса, делающую езду на машине менее комфортной и более шумной. Это плата за резерв прочности.

Химия внутри

Еще один способ защитить колесо от шипов и пуль — добавить внутрь особый химический состав, который при проколе начинает выходить наружу и полимеризоваться, затыкая отверстие. Смесей таких придумано множество, они разной степени эффективности. Одна из них, разработанная отечественным Научно-исследовательским институтом шинной промышленности, использовалась в том числе в президентском гараже особого назначения. Колеса, не боящиеся проколов и попадания пули, делались для этого гаража с 80-х годов до начала 2000-х на опытном заводе при Научно-исследовательском институте. Покрышка называлась И-287 «Гранит» и выпускалась в размерности 15 и 16 дюймов для правительственных ЗИЛ-41047. В продажу частным лицам эти шины не попадали.

В основе технологии была так называемая гермокомпозиция на основе олигомеров — вязкий густой состав, который наносился на внутреннюю поверхность шины. При повреждении покрышки гермокомпозицию выдавливало наружу, и она затыкала отверстие.

Диаметр дыры, с которой можно было передвигаться без потери давления, составлял 11,5 мм и был рассчитан на попадание пули! При этом после затягивания отверстия состав сохранял свою работоспособность для следующих повреждений.

«Назад в будущее»

Ну, и поскольку, как известно, технологии нередко развиваются «по спирали», эволюция, пройдя эпоху хитроумных средств сохранения давления в пневматической покрышке… пришла опять к безвоздушной шине, с которой (пусть и в ином виде) все и начиналось когда-то!

Современные технологии позволили сделать такую шину уже не только для армейских бронированных машин, но и для вполне гражданских внедорожников и квадроциклов.

Безвоздушные шины разрабатывают параллельно разные компании по всему миру, и их можно встретить под названиями Terrain Armor, Airless Resilient NPT, X Tweel SSL и другими. Инновационные колеса в общем виде представляют собой пространственную сотовую конструкцию из особого полимера, прочного и эластичного. Он выполняет амортизирующую функцию за счет собственной упругости и не нуждается в давлении воздуха. Сотовые колеса невозможно проколоть, пропороть, прострелить — вернее, конечно, возможно, но от этого они практически не утратят своей функциональности!

Источник http://secuteck.ru/articles2/broneavto/kolesnie-vstavki
Источник Источник Источник Источник https://armystandard.ru/news/2018721039-ZRGWB.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *