Первая помощь при ДТП: алгоритм действий

Первая помощь при дорожно-транспортных авариях (ДТП)

Оказание первой медицинской помощи

  1. Важные сведения
  2. Пошаговые инструкции
  3. Действия реанимационного характера
  4. Остановка кровопотери
  5. Повреждение костной ткани
  6. Порядок оказания помощи при ДТП
  7. Дыхание и пульс
  8. Телесные повреждения

В современном мире высокоскоростных технологий автомобилями пользуется практически все население Земли. Стремительно увеличивающееся количество машин влечет за собой множество автомобильных катастроф, в которых часто гибнут люди.

Первая помощь при ДТП оказывается очевидцами происшедшего, которыми могут стать как водители и пассажиры, так и пешеходы. От быстрых, слаженных и, главное, правильных действий свидетелей аварии зависит жизнь пострадавшего.

женщина и мужчина помогают лежащему мотоциклисту

Важные сведения

После автомобильной аварии водителю и очевидцам трагедии нужно выполнить ряд важных действий:

  • Остановить движение автомобиля, выйти из него;
  • Удостовериться в собственной безопасности;
  • Место аварии обозначить знаками, свидетельствующими об аварийной остановке, или включить сигнализацию;
  • Вызвать бригаду скорой помощи;
  • Оказать первую помощь пострадавшим при ДТП;
  • Выяснить личные данные очевидцев, записать их и вызвать полицию.

В момент вызова медиков нужно четко и последовательно предоставить диспетчеру необходимую информацию:

  • Местоположение аварии с указанием точных данных и наиболее удобные пути следования;
  • Количество пострадавших, их приблизительный возраст, предположительный вид травмирования;
  • Свои личные данные (фамилию и номер мобильного телефона для связи);
  • В случае необходимости попросить свидетелей встретить машину скорой помощи, если подъезд к месту аварии сложно отыскать.

Обратите внимание!

При транспортном происшествии, в котором пострадало больше трех человек, нужно вызывать не медицинскую помощь, а бригаду спасателей из подразделения МЧС.

Вызов спасателей необходим и в том случае, если извлечь пострадавших в ДТП из автомобиля не представляется возможным.

машина врезалась в велосипедистов

Пошаговые инструкции

В том случае, если люди находятся в сознании, их движения не ограничены, нужно помочь им выбраться из транспортного средства.

Обратите внимание!

Извлекать пострадавшего из автомобиля до приезда профессионалов запрещается, если есть подозрения на травмирование позвоночника!

Если люди находятся в бессознательном состоянии, выносить из автомобиля их нужно очень осторожно. Желательно, чтобы помощь оказывало 2-3 человека. Один очевидец должен взять пострадавшего под мышки, а второй за ноги.

Обратите внимание!

При выносе человека, находящегося в бессознательном состоянии, из транспортного средства запрещено сгибать ему верхние и нижние конечности. Туловище должно находиться в максимально прямой позе.

Следующие действия по оказанию помощи пострадавшим предоставляются в таком порядке:

  1. Травмированного человека относят (отводят) в безопасное место.
  2. При наличии сознания проводят опрос и оценивают общее состояние, наличие травм и повреждений.
  3. У пострадавшего, находящегося в бессознательном состоянии, в экстренном порядке проверяют функционирование жизненно важных систем: пульса, дыхания и сердцебиения. В случае их отсутствия проводят реанимационные действия до приезда профессионалов.
  4. После проведения реанимационных действий внимательно осматривают человека, определяют все видимые повреждения.
  5. По возможности предоставляют пострадавшему обезболивающие средства.
  6. При переломах проводят иммобилизацию конечностей.
  7. Накладывают жгут или тугую повязку при сильном артериальном кровотечении.
  8. Выполняют действия по предотвращению распространения инфекции в организме путем наложения антисептических бинтов и повязок.
  9. Обеспечивают человеку максимально удобное и правильное положение, исходя из тяжести и локализации травмирования.
  10. После приезда профессиональных медиков сообщают им обо всех предпринятых действиях.

Главная цель в момент оказания первой помощи при ДТП – устранить факторы, которые представляют собой угрозу для человеческой жизни.

К ним относятся такие смертельно опасные признаки:

  • Сильное наружное кровотечение;
  • Бессознательное состояние;
  • Отсутствие функционирования сердечной деятельности, органов дыхания;
  • Травматический шок.

Обратите внимание!

Если у человека нет дыхания, не прослушивается сердцебиение, у очевидцев есть не более четырех минут, чтобы спасти отмирание мозга больного, которое произойдет из-за катастрофической нехватки его кислородного снабжения.

Рассмотрим, как правильно оказать помощь пострадавшим в ДТП в каждом конкретном случае.

человек лежит на дороге и над ним женщина

Действия реанимационного характера

Прежде чем принять решение об оказании реанимационных действий, нужно убедиться, что у пострадавшего отсутствуют признаки жизни. Срочная реанимационная помощь потребуется, если у человека наблюдается отсутствие одного из приведенных факторов:

  • Сознания;
  • Четкого и регулярного дыхания;
  • Пульса на сонной артерии;
  • Реакции зрачков на свет.

Чтобы проверить реакцию зрачков, нужно, аккуратно отодвинув веко человека, положить на него ладонь. Если после того, как ладонь уберут, зрачки не сузятся, это свидетельствует о критическом состоянии человека.

Обратите внимание!

Отсутствие реакции зрачков на свет не является свидетельством смерти! О летальном исходе может говорить только отсутствие дыхания и сердцебиения.

Тем не менее, предоставление доврачебной помощи должно осуществляться до тех пор, пока есть хотя бы малейшая надежда на спасение человека.

Реанимационный процесс включает в себя проведение двух последовательных этапов:

  • Очистка дыхательных путей;
  • Проведение искусственного дыхания в комплексе с непрямым массажем сердца.

Выполнение первого действия крайне важное, так как очистка верхних дыхательных путей позволит человеку начать дышать самостоятельно. Это действие поможет качественно провести искусственное дыхание.

Доврачебная помощь по очистке дыхательных путей выполняется в следующем порядке:

  • Пострадавшего кладут на спину;
  • Его голову откидывают назад;
  • Нижнюю челюсть больного выдвигают вперед;
  • Пальцем, на котором намотан бинт или марля, круговыми движениями очищают ротовую полость.

Проведение искусственного дыхания необходимо для восстановления функций легких путем подачи в них кислорода. Выполняют данную методику до тех пор, пока пациент не начнет самостоятельно дышать или не приедут медицинские работники.

Массаж сердца, выполняемый по технике непрямого воздействия, позволяет обеспечить органы и ткани нужным количеством кровоснабжения. Спасательные действия проводят до появления четкой пульсации или прибытия профессионалов.

После того, как у пострадавшего явно начали прослеживаться признаки жизни (появилось слабое дыхание и пульсация на сонной артерии), проводят восстановительное мероприятие, которое состоит в обеспечении человеку положения на боку.

Обратите внимание!

Переворачивать пострадавшего нужно правильно. Для этого его руку кладут на свое плечо. Затем сгибают ногу больного и, взяв за ее колено, медленно переворачивают все тело на бок.

Если же у пациента присутствует дыхание и прощупывается пульс, однако он находится в бессознательном состоянии, помощь оказывают в таком порядке:

  • Очищают дыхательные пути;
  • Придают человеку позу «восстановления»;
  • Регулярно фиксируют пульс и дыхание;

В случае необходимости немедленно начинают реанимационные действия.

двое мужчин помогают пострадавшей женщине

Остановка кровопотери

Значительная и стремительная кровопотеря часто является главным провокатором смерти пострадавшего. Поэтому такие состояния требуют неотложной помощи.

В зависимости от вида кровопотери будет зависеть ее остановка.

Так, при виде ярко-алой крови, бьющей из раны фонтаном, можно без сомнения констатировать факт повреждения артерии. Этот вид кровопотери самый опасный. Для его остановки потребуется наложение жгута на 5 см выше от самого повреждения.

При венозном кровотечении кровь темная, тягучая, выливается обширной струей. Для спасения пациента в этом случае повязку давящего типа (не жгут!) накладывают на 1-2 см ниже раны, предварительно закрыв ее салфеткой.

При остановке кровопотери важно помнить, что жгут используют 1-2 часа в зависимости от времени года. Если артерии или вены будут пережаты более длительное время, у пострадавшего разовьется некроз тканей, который приведет к гангрене. Поэтому после использования данных приспособлений в обязательном порядке пишется записка с указанием времени начала действия жгута.

Обратите внимание!

Если после аварии на дороге у вас не найдется ручки и листа, чтобы сделать нужные записи, время указывается на теле или лице пациента всеми доступными средствами: губной помадой, кровью потерпевшего и т.д.

Если кровопотеря незначительная и сопровождает небольшие ссадины или порезы, то она не угрожает здоровью и жизни пациента. Тем не менее, кожные покровы повреждены, и есть большой риск занесение в рану инфекции. Чтобы предотвратить эти неприятные последствия повреждения капилляров, на рану накладывают повязку, пропитанную антисептиком.

Повреждение костной ткани

Повреждения костной ткани в виде вывихов или переломов – частое явление при аварии.

Доврачебная помощь в этом случае сводится к выявлению травмы и иммобилизации поврежденных конечностей.

Переломы бывают открытые и закрытые.

При открытых переломах наблюдается следующая симптоматика:

  • Сильная боль, усиливающаяся при попытках движения;
  • Отечность и деформационные изменения поврежденной конечности.

Открытый перелом отличается от закрытого обязательным наличием раны, из которой могут виднеться обломки костей.

Помощь в этом случае оказывается в такой последовательности:

  • Обеспечить прием анальгетиков;
  • Обработать кожные покровы вокруг раны антисептическим раствором;
  • Обездвижить конечность с помощью шин

Помните, что первая медицинская помощь при ДТП является обязанностью любого гражданина, ставшего его очевидцем. В случае скрытия с места катастрофы или игнорирования происшествия, законодательством Российской федерации предусмотрено наказание в виде штрафа или исправительных работ.

Порядок оказания помощи при ДТП

1. Первое, что необходимо сделать, — обеспечить безопасность пострадавшим и спасателям. Обязательно установите знак аварийной остановки и световую сигнализацию. Знак ставят на расстоянии не менее 15 метров в населенных пунктах и 30 метров вне.

Нередко пострадавшие в шоке вылетают под колеса проезжающих автомобилей, в надежде, что те остановятся. А бывают случаи, когда самих спасателей ночью сбивает машина.

2. Второе — вызвать спасателей: 0911 либо 112, бригаду скорой помощи — 03 (с мобильного: 003 или 030).

Во время переговоров необходимо кратко описать ситуацию, количество, пол, примерный возраст пострадавших, видимые повреждения и место аварии. Оставьте свои координаты, чтобы позже знали, кому вручить медаль за помощь, и могли перезвонить для уточнения места аварии.

3. Третье — непосредственная помощь. Она начинается с эвакуации травмированного из автомобиля. Вот тут вы должны помнить вечное правило: НЕ НАВРЕДИ!

Откройте дверь, а если не получается — аккуратно выбейте стекло и отожмите створку. Помогите пострадавшему выбраться. Если его зажало, не выдергивайте! Не получилось — значит, ждите спасателей, у них больше возможностей. В этом случае — обеспечьте пожаро- и электробезопасность автомобиля: отключите зажигание, уберите клеммы с аккумулятора. Пострадавшего укутайте, дайте таблетку анальгина из аптечки.

Если вы один, подхватите за пострадавшего со стороны спины, проведя руки под его подмышками, ухватитесь за предплечья, вытаскивайте пострадавшего так, чтобы его голова лежала у вас на груди (делайте всё спокойно, без суеты, не переусердствуйте). Уложите его на жесткую поверхность, без камней и лишних предметов, под голову положите небольшой валик.

Оцените степень сознания. Если в сознании, спросите о его самочувствии, что беспокоит, не тяжело ли дышать, чувствует ли он конечности. Пусть подвигает руками, ногами.

Дыхание и пульс

Если пострадавший без сознания, определите — дышит ли? Дыхание определяется по ритмичным движениям живота, ухом послушайте движения воздуха у рта. Пощупайте пульс на шее (указательным и средним пальцем начиная от угла нижней челюсти двигайтесь вниз, попадете в ямку, где пульсация наиболее явная. Давить сильно не нужно, не перекрывайте кровоток).

Если есть пульс, но страдает дыхание. Запрокиньте голову назад (нельзя при подозрении на перелом позвоночника!), откройте рот, выдвиньте вперед нижнюю челюсть. Таким образом в подавляющем большинстве случаев облегчится проходимость дыхательных путей. Если во рту есть сгустки крови, слизи, инородные тела, оберните палец чистой тканью и попытайтесь убрать все. Кроме того, в аптечке вы найдете воздуховод. Благодаря ему можно улучшить проходимость дыхательных путей. Когда будете вставлять воздуховод в рот, убедитесь, что этим прибором вы не запрокидываете язык.

Если нет дыхания, но есть пульс, сделайте вдох в пострадавшего, предварительно зажав его нос и наложив повязку на рот. Убедитесь, что во время вдоха поднимается грудная клетка, а пассивный выдох чувствуется по шуму и движению воздуха.

Нет дыхания, нет пульса — медлить и ждать помощи от медиков нельзя! Это состояние называется «клиническая смерть». Вам немедленно нужно проводить комплекс реанимационных мероприятий, о котором я напишу отдельно.

Телесные повреждения

Если дыхание и сердцебиение на данный момент не страдают, пора обратить внимание на кожные покровы. Есть ли признаки внешнего кровотечения? Оно бывает трех видов: капиллярное, венозное и артериальное.

1. Капиллярное кровотечение характерно диффузным пропитыванием тканей темной кровью, оно не интенсивное, не угрожающее. Останавливается простой давящей повязкой (не забудьте обработать рану раствором йода или бриллиантовой зелени).

2. Венозное кровотечение характеризуется постоянным, достаточно интенсивным истечением темной крови. После обработки раны наложите давящую повязку. Кровотечение легко остановить легким сдавлением тканей ниже раны.

3. Артериальное кровотечение интенсивное, пульсирующее алой кровью. Здесь промедление смерти подобно! Как только увидели такую рану, сильно пальцами прижмите сосуд. Если поврежденный сосуд поверхностный, то вам удастся остановить кровотечение, сильно сжав ткани чуть выше раны. Кстати говоря, в этой же аптечке возьмите перчатки, инфекцию еще никто не отменял. Достаньте жгут.
Жгут при артериальном кровотечении накладывают выше раны, с силой обматывая вокруг конечности. Обязательно запишите время установки жгута!

Часто бывает так, что по запаре спасающие забывают, что необходимо через каждые полчаса зимой и не более чем через час летом расслаблять жгут, дать кровотоку временно восстановиться и подпитать ткани, — привозят таких пациентов уже готовых к ампутации конечности.

Во время расслабления жгута применяйте пальцевое прижатие раны.

Нет жгута — применяйте закрутки из ткани (бинт, косынка, мягкая ткань), с фиксацией палочкой. Нельзя делать закрутки из веревок, шнурков.

Раны головы следует обработать антисептиком и наложить повязку. Снятый скальп уложить обратно, как получится, и зафиксировать круговой повязкой.

Проникающее ранение в грудную клетку. При этом во время вдоха больного в плевральную полость с шумом всасывается воздух. Воздух начнет заполнять плевральную полость, сдавливать легкие, сердце, аорту и другие органы, резко нарушая их функцию. Чтобы этого не допустить, нужно немедленно закрыть рану либо герметизирующей тканью из аптечки, либо пакетом, полиэтиленом, лейкопластырем. Фиксировать повязку лучше на выдохе.

Ранение в живот. Таким пациентам легче, когда они приводят колени к туловищу (так их и транспортируйте). Если открытая рана — обработайте из аптечки антисептиком и наложите повязку. Все проникающие инородные тела (ножи, стекла, осколки) оставляем на месте, фиксируем их повязкой, чтоб не нанести большего вреда, и отправляем в больничное учреждение. Хирурги разберутся, что к чему.

Пить, есть пациентам с травмами нельзя, как бы они ни просили! Только врач может дать разрешение на принятие пищи. Это связано с риском анестезии, риском аспирации рвотными массами, при ранах кишечника — истечением содержимого в брюшную полость.

Переломы конечностей. Боль, неестественное положение травмированной конечности, осколки кости в ране говорят о травме кости. Без фиксации такой конечности транспортировать пациента нельзя, поскольку осколками можно повредить окружающие рану ткани.

Используют специальные медицинские шины, но можно обойтись и подручными материалами (лыжи, лыжные палки, доски), в месте соприкосновения с костью под них подкладывают вату или ветошь. Нужно фиксировать не менее двух суставов, дабы конечность была обездвижена полностью. Шину накладывают поверх одежды, после обработки раны. Синюшная, холодная конечность может говорить о избыточном сдавлении тканей бинтом.

При подозрении на перелом шеи — а сейчас уже при любых автоавариях — накладывают воротник на шею. Нет специального — можно соорудить из полотенец. Вообще, пациентов с травмой позвоночника транспортируют на жесткой поверхности, вроде двери, на спине или на животе.

Сегодня я вам изложил базовые знания и умения очень сжато и кратко, но и они вам дадут возможность не растеряться и не навредить пострадавшему, а при правильном выполнении — даже помочь.

Работа гаси извлечение и деблокирование пострадавших. Памятка спасателям «основы ведения спасательных работ»

Дата поступления: 22 Января 2014 в 11:46
Автор работы: v********@rambler.ru
Тип: доклад

Скачать полностью (459.36 Кб)

Прикрепленные файлы: 1 файл

основные способы деблокирование пострадавших.docx

Деблокирования пострадавших из повреждённых ТС при ДТП.

Для обеспечения безопасного проведения АСР на месте ДТП обозначаются рабочие зоны.

В ближней рабочей зоне (радиусом 3-5 метров) располагаются поврежденные ТС и участники ликвидации последствий ДТП, выполняющие работы по деблокированию пострадавших и оказанию им первой помощи.

В дальней рабочей зоне (8-10 метров) располагаются остальные участники АСР в готовности к применению дополнительных аварийно-спасательных средств (АСС). В этой зоне располагаются аварийно-спасательный инструмент, оборудование и приспособления, необходимые для проведения АСР, а также организуется площадка для складирования демонтируемых частей с поврежденного ТС при деблокировании пострадавших.

Рабочие зоны обозначаются световозвращающими конусами или сигнальной лентой.

1. Установить и постоянно поддерживать контакт с пострадавшими, если они в сознании.

2. Обозначить зоны проведения АСР.

3. Осмотреть место ДТП вокруг ТС и пространство под ними.

4. Стабилизировать ТС, чтобы предотвратить их подвижку во время работ.

5. Отключить системы зажигания ТС и отсоединить аккумуляторные батареи (АКБ).

6. Провести работы по деблокированию пострадавших и освобождению их от ремней безопасности.

7. После получения доступа к пострадавшим и проведения предварительного осмотра, оказать им первую помощь, включая иммобилизацию позвоночника.

8. Эвакуация пострадавших и передача их бригаде скорой помощи.

Операции 1-5 проводятся спасателями одновременно.

Работы по деблокированию пострадавших:

Для доступа к пострадавшим с целью их первичного осмотра, при заклинивших дверях, необходимо разбить стекла стеклобоем.

Пострадавшие должны быть накрыты брезентовым полотном, которое защитит их от отлетающих осколков.

Вскрытие, удаление дверей и демонтаж крыши

В данном типе ДТП с целью создания доступа для оказания помощи пострадавшим или для их немедленной эвакуации (если это необходимо) проводится демонтаж дверей с обеих сторон автомобиля. Средние стойки перекусываются в двух местах (вверху и внизу). Производится перерезание передних и задних стоек, демонтаж крыши.

Сдвиг (подъем) приборной панели

Сдвиг приборной панели автомобиля осуществляется для облегчения эвакуации пострадавших или получения доступа к их ногам. Для этого вставляется дополнительный упор из подкладок под среднюю стойку, в то место, куда будет направлено усилие от нижнего упора гидроцилиндра.

Оценка состояния пострадавших, оказание первой помощи

В случаях выявления признаков:

комы — наложить шину на шею, затем извлечь из машины, уложить на живот и очистить рот;

наружного кровотечения — пережать артерию рукой и наложить жгут;

проникающих ранений шеи и грудной клетки — закрыть доступ воздуха в рану ладонью, а затем пластырем или специальной повязкой;

синдрома длительного сдавления — наложить защитные жгуты, обезболить, предложить обильное питье;

переломов костей конечностей — обезболить и наложить шины.

Извлечение пострадавших из автомобиля

Прежде, чем приступить к этой стадии, необходимо убедиться, что:

Пострадавшие полностью освобождены от зажатия в автомобиле;

Полностью расчищен путь для эвакуации пострадавшего.

Поврежденные части тела каждого пострадавшего надежно зафиксированы корсетами, шинами и т. п.

Извлечение пострадавших выполняется с помощью носилок или специальных эвакуационных щитов. Затем пострадавшие передаются бригаде скорой помощи.

Приёмы и способы деблокирования пострадавших зависят от ряда факторов: величины и характера завалов, состояния защитных сооружений и самих пострадавших, наличия инженерной техники и средств механизации работ, времени года, погоды и др. Технология деблокирования пострадавших путем разборки завала сверху применяется при нахождении пострадавших на небольшой глубине от поверхности завала, на некотором удалении от его края, или при невозможности использования других способов деблокирования пострадавших.

Деблокирование пострадавших при проведении ПСР в условиях разрушения зданий представляет собой комплекс мероприятий, проводимых для
обеспечения доступа к пострадавшим, высвобождения их из-под обломков строительных конструкций и замкнутых помещений, организации путей их эвакуации из мест блокирования.

В зависимости от местоположения пострадавших работы по деблокированию разделяются на три основных вида по технологическим особенностям выполнения:

Деблокирование пострадавших, находящихся под обломками строительных конструкций;

Деблокирование пострадавших из замкнутых помещений;

Спасение пострадавших с верхних этажей (уровней) разрушенных зданий.

2. Жизнеобеспечение пострадавшего в ЧС населения: определение, виды и их основное содержание, порядок планирования, организации и осуществления

В условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) значительная часть населения нередко оказывается без крова, продуктов питания, воды, медицинской помощи, предметов первой необходимости. В связи с этим остро встаёт задача его жизнеобеспечения.

Решение проблемы жизнеобеспечения населения, особенно в первоначальный период ликвидации чрезвычайной ситуации, является одной из первостепенных задач органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов РСЧС на всех уровнях. Целью жизнеобеспечения населения является удовлетворение физиологических, материальных и духовных потребностей населения в условиях чрезвычайной ситуации в соответствии с установленными нормами.

Жизнеобеспечение в чрезвычайных ситуациях – это совокупность взаимо-увязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий, направленных на создание и поддержание условий минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайных ситуаций, на маршрутах эвакуации и в местах размещения эвакуируемых по нормам и нормативам для условий чрезвычайных ситуаций, разработанным и утверждённым в установленном порядке (ГОСТ Р 22.3.05 – 96).

К видам первоочередного жизнеобеспечения относятся:

Обеспечение продуктами питания;

Обеспечение предметами первой необходимости;

Обеспечение медицинскими услугами и средствами;

Обеспечение коммунально- бытовыми услугами;

Состав конкретных мероприятий жизнеобеспечения зависит от характера чрезвычайной ситуации, её масштабов, реально возникших потребностей населения и других факторов (в т.ч. от реальных возможностей осуществления конкретных услуг).

1. 19. Управление силами РСЧС при ликвидации ЧС: определение, содержание, основа управления, система управления, способы управления

Управление — это целенаправленное, систематическое воздействие на коллективы людей и отдельного человека в процессе их совместной деятельности.

Управление силами РСЧС заключается в целенаправленной деятельности руководителей и органов управления по поддержанию в постоянной готовности сил, подготовки их к действиям и руководству при выполнении поставленных задач.

Управление силами РСЧС осуществляется во всех режимах их функционирования. Управление силами РСЧС включает:

Организацию и осуществление мероприятий по поддержанию и повышению готовности сил РСЧС

Восстановление способности сил РСЧС

Постановку и доведение задач до подчиненных сил

Организацию поддержания взаимодействия

Организацию и проведение МП по всестороннему обеспечению (специальное, тыловое, техническое)

Подготовку личного состава к действиям по ЛЧС

Организацию контроля и помощи

Способы и технологии деблокирования пострадавших из завалов

Пострадавшие, находящиеся под обломками строительных конструкций, в зависимости от структуры завала, глубины их нахождения, а также от возможностей имеющихся технических спасательных средств, деблокируются путем разборки завала сверху или сплошной горизонтальной разборкой, либо устройством лаза в завале.

Технология деблокирования пострадавших путем разборки завала сверху применяется при нахождении пострадавших на небольшой глубине от поверхности завала, на некотором удалении от его края.

При завале из мелких обломков для выполнения работы назначается подразделение (5–6 спасателей) с аварийно-спасательным инструментом (гидравлические кусачки, ручная отрезная машина, шанцевый инструмент) 4 .

Работа ведется поочередно, 2–3 спасателя разбирают и извлекают обломки, 2–3 — относят их в отвал.

При нахождении пострадавшего в завале из крупных обломков железобетонных, бетонных конструкций и кирпичных глыб для выполнения работ по деблокированию назначается подразделение (6–10 спасателей) со средствами механизации работ и аварийно-спасательным инструментом (автокран грузоподъемностью не менее 10–16 т с большим вылетом стрелы или лебедка, бульдозер, самосвал, компрессорная станция с комплектом пневмоинструмента, гидравлические кусачки или ручная отрезная машина, домкраты, шанцевый инструмент, поддон для выноса мелких обломков).

При достижении возможности дальнейшего проникновения спасателей к пострадавшему без применения средств механизации, их работа немедленно прекращается и деблокирование осуществляется вручную.

Технология деблокирования пострадавших из завала путем сплошной горизонтальной разборки применяется при нахождении пострадавших на значительной глубине от поверхности завала и отсутствии в завале полостей, позволяющих деблокировать пострадавших путем их расширения или проделывания лаза в теле завала.

Для выполнения задачи назначается подразделение спасателей в количестве 5–6 человек, усиленное средствами механизации (автокран грузоподъемностью не менее 10–16 т, бульдозер, самосвал, компрессорная станция с комплектом пневмоинструмента, фронтальный автопогрузчик, аварийно-спасательный инструмент).

Ширина образуемого прохода в завале должна быть в пределах 3,5–4 м, обеспечивать условия для работы применяемых технических средств, глубина — от поверхности земли до поверхности завала.

Работы по деблокированию пострадавших путем разборки завала должны вестись в сочетании с мерами по предотвращению смещения элементов завала, фиксации неустойчивых элементов (применяя домкраты, штанги с изменяющимися размерами, распорки и др.), сохранению их в положении устойчивого равновесия с целью обеспечения безопасности спасателей и пострадавших в завале.

Средства механизации, работа которых сопровождается ударными нагрузками или вибрацией, следует применять в начале разборки завала. На завершающем этапе работ деблокирование пострадавшего осуществляется только с помощью ручного инструмента.

Технология деблокирования пострадавших путем устройства лаза в завале применяется в основном при нахождении пострадавших в завалах, состоящих из крупных обломков строительных конструкций.

Основным методом деблокирования в этих условиях является расширение имеющихся полостей и пустот в теле завала с использованием специальных средств и одновременной фиксацией неустойчивых элементов.

Основные способы расширения полостей:

расширение в вертикальном направлении с использованием домкратов;

расширение в горизонтальном направлении (одностороннее и двухстороннее) с помощью домкратов и подушек;

расширение в сферическом направлении — по радиусам полусферы, центром которой является осевая линия лаза — с помощью домкратов и подушек.

С учетом характера завала указанные способы могут применяться в комплексе.

Работы по расширению лаза проводятся в комплексе с фиксацией перемещенных обломков и укреплением свода лаза с использованием табельных средств фиксации (штанги с изменяющимися размерами), а также подручными средствами (обломки конструкций).

Способы крепления должны обеспечить устойчивость прилегающей части завала в продольном и поперечном направлениях.

Резка арматуры производится ножницами или ручной отрезной машиной.

Газовые горелки и керосинорезы применяются только в условиях, когда обеспечивается полная пожарная безопасность и исключается загазованность завала.

Сечение лаза в свету должно быть не менее 0,5–0,6 м 2 , углы поворота не более 90° должны обеспечивать эвакуацию пострадавшего из завала на волокуше.

В месте нахождения пострадавшего сечение лаза в свету должно быть от 0,8 до 1,0 м 2 и обеспечивать условия для оказания пострадавшему экстренной медицинской помощи и подготовку его к эвакуации из завала.

Для оборудования лаза назначается 5–6 спасателей.

Техническое оснащение: стреловой кран грузоподъемностью не менее 16 т, ручная лебедка грузоподъемностью не менее 0,25 т, домкраты грузоподъемностью 30–50 т, пневмодомкраты (подушки), гидравлические кусачки, комплект газокислородной резки, ручная алмазная пила, разжимы, шанцевый инструмент. При необходимости расчистки подхода к месту оборудования лаза применяется бульдозер или экскаватор.

Способы и технологии деблокирования пострадавших из заваленных помещений

В зависимости от степени разрушения зданий, сооружений и места расположения блокированных людей, основными способами деблокирования их из заваленных помещений являются пробивка проемов в стенах или в перекрытиях, устройство проходов к заваленным дверям или оконным проемам.

Размеры проемов должны обеспечивать беспрепятственную эвакуацию пострадавших, утративших способность к самостоятельному передвижению (площадь проема в свету 0,5–1,0 м 2 , стороны проема 0,6 (1,0) х 0,8 (1,0) м, нижняя кромка проема на высоте 0,7–1,2 м над уровнем пола (поверхности земли).

Пробивка проемов в наружных стенах осуществляется:

с применением гидромолота;

с использованием передвижного станка алмазного сверления;

с применением ручной отрезной машины.

Проходы к заваленным дверям и оконным проемам оборудуются путем разборки завалов вручную или с применением средств механизации работ, а в металлических заклиненных дверях — с использованием газопламенной резки или ручной отрезной машины.

При пробивке проема в наружных стенах разрушенных и поврежденных зданий и сооружений предварительно осуществляется расчистка рабочей площадки или разборка завала у стены с целью создания условий для размещения и эффективной работы применяемой техники.

Разборка завала в этих условиях производится с применением автокрана, бульдозера или экскаватора способом последовательного извлечения обломков строительных конструкций и перемещения их в сторону от образуемого прохода. При завалах высотой более 2 м расчищается площадка размером не менее 2 х 2,5 м.

При использовании для разборки завала экскаватора или крана, рабочая площадка должна обеспечивать поворот платформы машины на 90° при расстоянии стрелы от стены здания не менее 0,5 м. Ось копания должна проходить параллельно стене или под углом 10–15° к стене.

При разборке завала вручную назначается подразделение (8–10 человек) с ручным инструментом. Крупные обломки расчленяются и извлекаются из завала с помощью лебедки. Лебедка должна быть установлена не ближе 1 м от края выработки.

Для проделывания проемов в наружных железобетонных стенах толщиной 300–500 мм применяется навесной гидромолот.

Для пробивки проема назначается подразделение в количестве 4–5 человек, один экскаватор с навешенным гидромолотом, установка газокислородной резки металла. В процессе работы (по мере пробивки проема) производится резка арматуры и обрушение выбитых обломков стены.

Этот способ применяется при отсутствии опасности обрушения поврежденных конструкций от виброударного воздействия при пробивке проема, а также безопасном положении деблокируемых людей.

Ручная отрезная машина применяется для проделывания проемов в каменных и бетонных стенах и перекрытиях толщиной не более 26 см.

Для выполнения работы назначается расчет в составе 2–3 человек с отрезной машиной, домкратами (лебедкой), шанцевым инструментом.

Способ алмазного сверления применяется для проделывания проемов в кирпичных, каменных и железобетонных стенах (перекрытиях).

Для выполнения задачи назначается подразделение в составе 4–5 человек, в том числе механик-моторист алмазного сверления.

Техническое оснащение: установка алмазного сверления с мощностью электродвигателя не менее 2 кВт, кольцевые алмазные сверла диаметром 80–125 мм, шанцевый инструмент, домкрат (лебедка), ручная отрезная машина.

Сверление производится по контуру проема. Отверстия бурятся рядом (сопряженными) или на некотором расстоянии друг от друга.

При сверлении бетонных и железобетонных конструкций толщиной до 300 мм, кирпичных и керамзитобетонных конструкций толщиной свыше 300 мм, шаг сверления больше диаметра сверла на 30 мм.

При сверлении кирпичных и керамзитобетонных конструкций толщиной до 300 мм шаг сверления больше диаметра сверла на 50 мм, а бетонных и железобетонных конструкций — на 20 мм.

Сверление отверстий, глубиной более 300 мм осуществляется последовательно, с периодическим выводом сверла из отверстия и извлечением керна с помощью керноотборника.

При сверлении необходимо следить за скоростью подачи сверла во избежание его заклинивания, особенно при сверлении участков конструкций, где имеется арматура.

Перегородки между сверлениями разрушаются монтажным ломом, начиная с верхнего левого или правого угла вниз по часовой стрелке.

Удаление блока проема из конструкции стены осуществляется его выдавливанием или вытягиванием на рабочую площадку с помощью лебедки, при этом крюк лебедки заводится в специально пробуренное отверстие в верхней части проема и натяжением лебедки блок опрокидывается.

Проемы во внутренних стенах зданий толщиной менее 250 мм проделываются ручной отрезной машиной.

Разборка завала сверху производится только в тех случаях, когда пострадавшие находятся близко к поверхности завала. При разборке следует соблюдать меры предосторожности, не допускать резких рывков при извлечении крупных элементов конструкций и их раскачивания, так как этим можно нарушить связь между обломками, вследствие чего возможно самопроизвольное перемещение отдельных элементов и осадка всего завала.

Откапывание заваленных по возможности производится начиная с головы, затем освобождаются плечи, туловище и ноги.

Проделывание проема вручную начинается с разметки и очерчивания его контура. Для выполнения работ применяют инструмент и способы, изложенные выше.

Извлечение пораженных из-под завала путем устройства горизонтальной или наклонной галереи применяется в том случае, когда другие способы окажутся неприемлемыми. Поскольку проходка галереи — чрезвычайно трудоемкая работа, очень важно выбрать такое направление проходки, которое бы по возможности кратчайшим путем вело к пораженным, давало возможность использовать пустоты в завале, проходило через участки, состоящие из мелких обломков, и в то же время обеспечивало устойчивость завала.

Галереи устраиваются сечением 0,8 х 1 м. При проходке галереи устанавливаются крепления, элементы которых могут быть заготовлены заранее или изготовляются непосредственно в ходе проходки галереи из обломков деревянных конструкций завала.

Проходка галереи ведется группой из 6 человек. Работы организуются посменно, по 3 человека в смене, и ведутся следующим образом: один человек разбирает завал, двое убирают обломки и устанавливают крепления. Смена производится через 20–30 мин.

Группа обычно должна иметь лом, две лопаты, два топора, две кирки, пилу-ножовку, поперечную пилу, два удлиненных зубила, кувалду, керосинорез, а при работе ночью — два аккумуляторных фонаря.

4. Способы и порядок спасения людей, находящихся
на верхних этажах поврежденных и горящих зданий

Спасение пострадавших с верхних этажей (уровней) разрушенных зданий, в зависимости от обстановки и имеющихся технических средств спасения, осуществляется:

с применением автолестниц, автовышек и автоподъемников;

с использованием вертолета;

по сохранившимся или временно восстановленным лестничным маршам;

с использованием канатной дороги;

с использованием альпинистских средств.

Способ спасения определяет командир подразделения спасателей на основе оценки обстановки, возможностей имеющихся средств спасения и состояния пострадавших.

При этом оцениваются:

условия, в которых находятся пострадавшие, состояние подходов к разрушенному зданию, устойчивость конструкций, наиболее безопасное и удобное направление ведения спасательных работ;

количество пострадавших, их местонахождение, физическое и психическое состояние;

возможности имеющихся спасательных средств применительно к сложившейся обстановке;

время года, суток, состояние погоды, их возможное влияние на ведение работ.

На основе оценки обстановки определяются:

наиболее рациональный и безопасный способ спасения пострадавших в данной обстановке;

необходимые силы и средства;

порядок спасения в данных условиях;

основные меры безопасности.

При постановке задачи подразделению, назначенному для спасения пострадавших с верхних этажей (уровней) разрушенных зданий, указывается:

обстановка на объекте спасательных работ;

задача подразделения, способ спасения;

время на выполнение задачи;

место развертывания медицинского пункта;

место пункта управления, порядок связи.

Спасение пострадавших с верхних этажей (уровней) разрушенных зданий с использованием пожарных автолестниц АЛ-30 (АЛ-131) применяется при нахождении пострадавших на высоте до 30 м и наличии площадки для развертывания автолестницы размером не менее 11,5 х 4,5 м на расстоянии около 10 м от здания, при уклоне местности не более 6°.

Работы выполняются подразделением численностью 5 человек.

Автолестница устанавливается на расстоянии, обеспечивающем выдвижение и прислонение ее к заданной точке (окно, балкон, кровля) в пределах допустимого угла наклона и вылета при заданной длине (около 8-10 м от разрушенного здания), и ставится на тормоза. Не допускается установка автолестницы на сыпучих и свежеуложенных грунтах, на люках колодцев, шахт, гидрантов, мостиках и канавах. Выдвижение лестницы осуществляется на 1–1,5 м выше места нахождения пострадавших с углом наклона 50–75°. Верхний конец лестницы по возможности фиксируется за устойчивую конструкцию здания.

Подготовка пострадавших к спуску осуществляется поднявшимися к ним спасателями и включает: разъяснение правил спуска по лестнице, определение очередности и способа спуска.

Спуск пострадавших осуществляется с учетом их состояния — самостоятельно или с помощью спасателя.

Спуск пострадавших по неприслоненной лестнице производится только в случае, если она выдвинута на длину не более указанной на секторе измерителя углов наклона. При угле наклона до 50° подъем и спуск производится по одному человеку.

При угле наклона свыше 50° — одновременно по два человека с расстоянием 10 м между ними.

По прислоненной лестнице пострадавшие могут спускаться цепочкой с расстоянием между ними не менее 3 м. Передвижение должно осуществляться «не в такт» во избежание возникновения резонансных колебаний лестницы.

При прокладке вдоль лестницы рукавного ствола расстояние между спускаемыми увеличивается до 8 м, лестница при этом выдвигается не более чем на 2/3 длины.

Спуск пострадавших с лестницы на землю страхуется спасателем, оставшимся внизу.

Спасение пострадавших с верхних этажей разрушенных зданий с использованием автовышки ВС-22МС или автоподъемника применяется для спасения пострадавших, находящихся на высоте не более 10 м, при наличии рядом с разрушенным зданием площадки с уклоном не более 3°.

Для выполнения спасательных работ этим способом назначается расчет автовышки и 2–4 спасателя.

Автовышка устанавливается на подготовленную площадку.

Для обеспечения устойчивости под колеса подкладываются инвентарные упоры, боковые упоры устанавливаются на инвентарные деревянные подкладки. Телескопическая часть выверяется по откосу.

Осуществляется проверка работы автовышки на холостом ходу подъемом на полную высоту до момента автоматического выключения и спуском люльки (площадки) в исходное положение. При подъеме и спуске проверяются устойчивость машины, плавность подъема и спуска рабочей платформы, надежность работы предохранительных устройств.

Для подготовки к спуску и организованного спуска пострадавших к месту их нахождения на высоте поднимаются 1–2 спасателя. Они определяют порядок, очередность и меры безопасности при спуске с учетом физического и морального состояния пострадавших.

Посадка и высадка пострадавших страхуется спасателями. Люлька (платформа) загружается пострадавшими с учетом их состояния, в соответствии с которым они могут опускаться сидя, стоя и лежа. Прием пострадавших на грунте страхуется 1–2 спасателями.

Спасение пострадавших с использованием вертолета применяется для спасения пострадавших с крыш высотных и многоэтажных разрушенных зданий а также из других зданий и сооружений при затруднении использования других способов спасения.

Для выполнения спасательных работ этим способом назначается экипаж вертолета и 2–3 спасателя, имеющих специальную подготовку.

Спасение пострадавших по сохранившимся и восстановленным лестничным маршам применяется в основном для спасения людей, блокированных во внутренних помещениях разрушенного дома, а также пострадавших, получивших травмы и неспособных или ограниченно способных самостоятельно двигаться, при невозможности использования других способов спасения.

Технология спасения пострадавших по сохранившимся и восстановленным лестничным маршам, в зависимости от характера разрушений здания, может включать следующие операции:

проведение рекогносцировки разрушенного здания, выбор пути эвакуации пострадавших и определение характера и объема работ по укреплению и восстановлению лестниц;

подготовка конструкций и материалов для укрепления и восстановления лестниц;

пробивка проемов, в случае необходимости деблокирования пострадавших, для вывода их к сохранившимся и восстановленным лестницам;

подготовка пострадавших к эвакуации; оказание нуждающимся первой медицинской помощи;

эвакуация пострадавших из здания, вынос их на пункт сбора пострадавших или в медицинский пункт.

Пробивка проемов в стенах для вывода (выноса) пострадавших из блокированных помещений к сохранившимся и восстанавливаемым лестничным маршам осуществляется в соответствии с требованиями, представленными выше.

Временное восстановление поврежденных элементов конструкций лестничных клеток осуществляется:

установкой временных опор под поврежденные лестничные марши и площадки;

усилением соединений поврежденных лестничных маршей с лестничными площадками и установкой дополнительных крепежных деталей.

При обрушении части лестничных маршей вместо них оборудуются временные переходы (мостики, настилы, трапы) с креплением их к сохранившимся конструкциям.

При любом способе укрепления (временного восстановления) лестничных маршей, прежде, чем использовать их для спасения пострадавших, необходимо проверить их устойчивость и несущую способность.

Для укрепления лестничного марша или лестничной площадки используются деревянные стойки диаметром не менее 10–12 см. Работа выполняется расчетом в составе трех человек. Если стойка устанавливается в конце марша, то установка прокладки и вбивание клина под нее осуществляются под низ стойки, при установке стойки в середине марша прокладка устанавливается и вбивается клин между маршем и стойкой.

При необходимости усиления соединения лестничного марша с лестничной площадкой устанавливаются дополнительные крепежные детали (армированные шпонки или болты). Связь лестничных маршей с лестничными площадками может быть усилена также дополнительной сваркой проектных деталей.

При обрушении отдельных участков лестничных маршей и лестничных площадок вместо них устанавливаются временные переходы из досок и брусьев, скрепленных болтами, хомутами, гвоздями, оборудуются временные перила.

Способ спасения людей с верхних этажей зданий с использованием канатной дороги применяется при блокировании людей на верхних этажах (уровнях) разрушенных зданий, до 10 этажа включительно, при невозможности использовать другие способы спасения.

Для выполнения задачи назначается подразделение спасателей в составе 5–6 человек.

Способ спасения людей с верхних этажей (уровней) здания с использованием спасательного рукава применяется в условиях, аналогичных изложенным выше. Для выполнения задачи назначается подразделение спасателей в составе 5–6 человек.

Способ спасения людей с верхних этажей (уровней) здания с использованием веревочной лестницы или спасательной веревки применяется для спасения пострадавших с верхних этажей разрушенных зданий высотой 3–5 этажей при невозможности применить иные способы спасения.

Для выполнения задачи назначается подразделение спасателей в количестве 3–4 человека. Спасение осуществляется с применением «беседки», грудной обвязки или косынки.

5. Способы эвакуации пострадавших с мест блокирования

Эвакуация пострадавших с мест блокирования на пункт сбора пострадавших осуществляется, как правило, в два приема: с мест блокирования до рабочей площадки — силами деблокировавших их спасателей; с рабочей площадки на пункт сбора пострадавших — специально назначенным для этого расчетом в составе 2–3 человек.

При эвакуации пострадавших из многоэтажных зданий, а также при большом количестве пострадавших, находящихся на разных уровнях, эвакуация может проводиться в три приема с верхних этажей и подвалов — на нижние этажи со свободным доступом к путям эвакуации; с нижних этажей — на рабочую площадку; с рабочей площадки — на пункт сбора пострадавших.

В случае, когда по условиям обстановки эвакуация пострадавших с верхних этажей вниз невозможна, они выносятся на крышу здания (верхний сохранившийся этаж) и эвакуируются с помощью вертолета или канатной дороги.

Непосредственное руководство эвакуацией пострадавших осуществляет старший начальник на данном участке (объекте) спасательных работ.

Способ эвакуации пострадавших определяется в зависимости от особенностей блокирования, состояния пострадавшего, протяженности пути эвакуации, наличия средств транспортирования.

Соответственно, эвакуация может осуществляться с помощью табельных и подручных средств транспортировки (носилок, лямок, носилочных лент, плащ-палаток, спускающих устройств, кусков ткани и т.п.) или вручную одним или несколькими спасателями.

В зависимости от тяжести поражения пострадавшие могут спускаться и подниматься в вертикальном или горизонтальном положении.

При эвакуации любым способом пострадавший должен находиться в таком положении, чтобы его взгляд был обращен в сторону движения, за исключением эвакуации по поднимающемуся пути. В этом случае голова пострадавшего должна быть обращена в сторону движения (находиться выше ног).

Эвакуация пострадавших из завалов при деблокировании их путем оборудования лаза в завале, проходки галереи в грунте под завалом, а также в других условиях, когда путь эвакуации стеснен, проводится, в зависимости от состояния пострадавшего, путем:

отволачивания — при сложенных друг на друга или связанных запястьях рук пострадавшего;

отволачивания, при котором спасатель двигается на спине и тянет за собой эвакуируемого;

отволачивания с помощью двух треугольных кусков ткани;

отволачивания с помощью куска ткани (одеяла, палатки).

При деблокировании пострадавших из заваленных помещений и завалов путем их разборки и в других условиях, когда пути эвакуации позволяют двигаться в полный рост, эвакуация осуществляется спасателями путем переноски:

на плечах при стоящем пострадавшем;

на плечах в сидячем положении пострадавшего;

на спине в сидячем положении пострадавшего;

на руках двумя спасателями;

на носилках двумя или четырьмя спасателями.

Эвакуация пострадавших с верхних этажей разрушенных зданий, в зависимости от их состояния, условий нахождения, а также наличия спасательных средств может осуществляться:

спуском пострадавшего спасателем по приставной лестнице иноходью;

переноской вниз по приставной лестнице в положении наездника;

спуском пострадавшего с помощью спасательной веревки в «беседке»;

спуском с помощью спасательной веревки и грудной обвязки;

спуском на горизонтально подвешенных носилках и грузовых веревках;

спуском на носилках с помощью канатной дороги.

При эвакуации пострадавших следует по возможности обеспечивать им функциональные положения, облегчающие страдания и предупреждающие возникновение осложнений.

Необходимые положения пострадавших при эвакуации на носилках:

при переломе в грудном и поясничном отделах позвоночника — на животе, с прогибанием в спине (для этого под голову и плечи подкладываются какие-либо свернутые мягкие предметы);

при переломе таза — на спине с валиком под колени и со слегка согнутыми и разведенными ногами;

при повреждении конечностей — ноги должны находиться в приподнятом положении, при переломе руки пострадавший укладывается на противоположный бок, лежащая ниже нога согнута в колене для удерживания тела на боку;

при обморочном состоянии и при большой потере крови — голову повернуть на бок и укладывать без подушки, бедра и колени приподнять;

при ранении головы (лица, черепа) — верхняя часть туловища и голова должны быть приподняты, голова повернута набок для предупреждения удушья;

при ранении передней части шеи и дыхательного горла (трахеи) — переносить в сидячем положении с наклоном головы вперед так, чтобы подбородок касался груди;

при ранении груди — на спине с умеренно приподнятой грудной клеткой и головой, а в случае затрудненного дыхания — в полусидячем положении;

при ранении живота — на спине с мягким валиком под колени, ноги согнуты в коленях и разведены по возможности выше и шире.

чрезвычайных ситуаций . Департамент гражданской защиты МЧС России. Часть1 .

Название Пропаганда гражданской обороны-важная задача

. .№: 955 Авторы: В.А.Пучков Название: Методические рекомендации по применению и действиям нештатных аварийноспасательных формирований при приведении в готовность гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций Издательство: ФГУ ВНИИ ГОЧС МЧС.

Комитет по вопросам законности правопорядка и безопасности правительства санкт-петербурга

ГО ЧС и ПБ, 2006 г. 7. Методические рекомендации по применению и действиям нештатных аварийноспасательных формирований при приведении в готовность гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций . Департамент гражданской защиты МЧС России. СПб.

Рабочая программа разработана Объединенным учебно-методическим центром

Методические рекомендации по применению и действиям нештатных аварийноспасательных формирований при приведении в готовность гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Организационно-методические указания организация обучения

Пособие. М.: Воениздат, 1986г. Методические рекомендации по применению и действиям нештатных аварийноспасательных формирований при приведении в готовность гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций . Под общей редакцией В.А.Пучкова.

1. Область применения

Технологические карта разработана для описания последовательности аварийно-спасательных работ (АСР) в дорожно-транспортном происшествии (ДТП) при боковом столкновении транспортных средств (ТС) на дорожном полотне в населенном пункте. В столкновении участвовали два автомобиля (грузовой и легковой) с общим числом пострадавших 3 человека.

После столкновения ТС остались на полотне дороги, при сильной деформации кузова легкового автомобиля, в котором остались зажатыми пассажиры, получившие тяжелые травмы. Разлива топлива и пожара не произошло. Воздушные подушки в ТС отсутствуют.

Спасательные работы выполняются в светлое время суток, в летнее время, при благоприятных погодных условиях силами дежурной смены МЧС России, с использованием стандартного набора гидравлического аварийно-спасательного инструмента (ГАСИ), находящегося в АСМ.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

Для обеспечения безопасного проведения АСР на месте ДТП обозначаются рабочие зоны.

В ближней рабочей зоне (радиусом 3-5 метров) располагаются поврежденные ТС и участники ликвидации последствий ДТП, выполняющие работы по деблокированию и оказанию первой помощи пострадавшим.

В дальней рабочей зоне (8-10 метров) располагаются остальные участники АСР в готовности к применению дополнительных аварийно-спаса­тельных средств (АСС). В этой зоне располагаются аварийно-спасательный инструмент, оборудование и приспособления, необходимые для проведения АСР, а также организуется площадка для складирования демонтируемых частей с поврежденного ТС при деблокировании пострадавших.

Рабочие зоны обозначаются световозвращающими конусами или сигнальной лентой.

2.1. Общий порядок действий спасателей при данном виде ДТП

1. Установить и постоянно поддерживать контакт с пострадавшими, если они в сознании.

2. Обозначить зону проведения АСР.

3. Осмотреть место ДТП вокруг ТС и пространство под ними.

4. Стабилизировать ТС, чтобы предотвратить их подвижки во время работ.

5. Отключить системы зажигания ТС и отсоединить аккумуляторные батареи (АКБ).

6. Провести работы по деблокированию пострадавших, отключение не сработавших систем воздушных подушек безопасности и освобождение пострадавших от ремней безопасности.

7. После получения доступа к пострадавшим и проведения предварительного осмотра, оказать им первую помощь, включая иммобилизацию позвоночника.

8. Эвакуация пострадавших и передача их бригаде скорой помощи.

Операции 1 – 5 проводятся спасателями одновременно.

Приближаться к ТС по возможности лучше спереди. В этом случае пострадавшие, находящиеся в сознании, не будут пытаться повернуть голову для установления контакта со спасателями, что может ухудшить их состояние при травме позвоночника или головы;

Если АКБ не удается отключить, включите аварийные сигналы как предупреждение для остальных спасателей;

Необходимо не извлекать пострадавших из ТС, а разбирать элементы поврежденного ТС вокруг пострадавших до тех пор, пока они не будут освобождены.

2.2. Типовые повреждения ТС и типовые травмы пострадавших

при боковом столкновении

Боковой удар часто приводит к смертельному исходу пострадавших, так как между местом удара и пассажирами очень маленькое расстояние. В результате деформации салона остается очень мало пространства для работы спасателей и оказания первой помощи. Доступ к пострадавшим чаще всего организуется с неповрежденной стороны автомобиля.

Типовые повреждения ТС и типовые травмы пострадавших

при боковом столкновении

Типовые повреждения ТС

Типовые травмы пострадавших

Деформация боковых частей ТС, заклинивание дверей, разбивание стекол, деформация крыши и пола

Шейно-позвоночные и черепно-мозговые травмы, травмы нижних конечностей, голени, таза, бедер, живота, лица, переломы ребер, резано-колотые раны.

2.3. Технология выполнения работ

Стабилизация ТС

Для стабилизации ТС используется набор опорных блоков и пневмо­домкратов.

Клинья и блоки из пластика и дерева

ТС остались на полотне дороги с опорой на все колеса, поэтому для стабилизации ТС необходимо установить опорные блоки и подложить клинья под колеса.

Отключение АКБ

При невозможности получения прямого доступа к АКБ легкового автомобиля необходимо вскрыть капот ТС, используя расширитель. При невозможности отключения АКБ силовые провода перекусываются в районе клемм.

Работы по деблокированию пострадавших

Разъединение транспортных средств

Для получения доступа к пострадавшим необходимо с помощью тягача отвести грузовое ТС.

При невозможности проведения данной операции все операции по деблокированию пострадавших в легковом ТС производить с одной стороны легкового ТС (со стороны водителя).

Удаление стекла и освобождение пострадавших от ремней безопасности

Для доступа к пассажиру на переднем сидении и к водителю с целью их первичного осмотра, при заклинивании дверей, необходимо разбить боковое стекло стеклобоем и удалить лобовое стекло. Пострадавшие, находящиеся в автомобиле, должны быть накрыты брезентовым полотном, которое защитит их от отлетающих осколков.

Ремни безопасности расстегиваются или перерезаются.

Вскрытие и удаление дверей

Если двери заклинило, а подходящее место для введения расширителя отсутствует, то сжимается переднее крыло или делается профильный надрез в самой верхней точке арки колеса. После надреза обшивка удаляется. Затем находится точка опоры для расширителя над верхней петлей двери автомобиля, после чего дверь отжимается. Аналогично поступают и с нижней петлей.

С целью создания большого проема в боковой стороне автомобиля для оказания помощи пострадавшим или для их немедленной эвакуации (если это необходимо) проводится демонтаж боковой стороны автомобиля со стороны водителя легкового ТС. Для этого следует снять заднюю дверь с помощью резания или разжима дверных петель.

Центральная стойка перекусывается в двух местах (вверху и внизу).

Оценка состояния пострадавших, оказание первой помощи

В случаях выявления признаков:

комы — наложить шину на шею, затем извлечь из машины, уложить на живот и очистить рот;

наружного кровотечения — пережать артерию рукой и наложить жгут;

проникающих ранений шеи и грудной клетки — закрыть доступ воздуха в рану ладонью, а затем пластырем или специальной повязкой;

синдрома длительного сдавления — наложить защитные жгуты, обезболить, предложить обильное питье;

переломов костей конечностей — обезболить и наложить шины.

Извлечение пострадавших из автомобиля

Прежде, чем приступить к этой стадии, необходимо убедиться, что:

Пострадавшие полностью освобождены от зажатия в автомобиле;

Поврежденные части тела надежно зафиксированы корсетами, шинами и т. п.;

Полностью расчищен путь для эвакуации пострадавших.

Извлечение пострадавших выполняется с помощью носилок или специальных эвакуацион­ных щитов.

Затем пострадавшие передаются бригаде скорой помощи.

3. Технологическая карта проведения АСР на месте ДТП — боковое столкновение грузового и легкового ТС

пострадавших

при проведении АСР

Используемый

Норматив выполнения операции, от — до, мин.

Боковое столкновение двух ТС.

ТС остались на дороге.

Грузовой и легковой

Оценка состояния пострадавших

Обозначение рабочих зон

Световозвращаю-щие конуса, сигнальная лента,

Опорные блоки и клинья

Вскрытие капота легкового ТС и отключение АКБ

Кусачки, расширитель, ключи

Снятие остаточного напряжения в деформированных кузовах ТС

демонтаж дверей со стороны водителя и со стороны пассажиров;

демонтаж средних, передних и задних стоек, снятие крыши

Отключение не сработавших систем воздушных подушек безопасности и освобождение пострадавших от ремней безопасности

Кусачки, нож для резки ремней бе-зопасности

Оказание ПП пострадавшим

Аптечка ПП, шейный корсет

Извлечение пострадавших из ТС

до машины скорой помощи

Эвакуационный щит, носилки

1. Для темного времени суток норматив увеличивается на коэффициент 1,2.

2. Для зимнего времени года норматив увеличивается на коэффициент 1,5.

3. В зависимости от сложности работ (степень повреждения ТС, численности аварийно-спасательного подразделения МЧС (АСФ, ПСФ, пожарного расчета) России, тяжести травм у пострадавших) норматив может быть увеличен, но не более чем в 2 раза.

4. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

4.1. Общие требования

Безопасность спасателей и пострадавших при ведении АСР при ДТП достигается:

Заблаговременной специальной подготовкой спасателей к выполнению АСР с использованием современных средств спасения, аварийно-спасательного инструмента, способов и технологий их применения соответственно типовым условиям обстановки;

Неуклонным выполнением спасателями мер безопасности и указаний старшего дежурной смены, поддержанием высокой дисциплины и организованности;

Контролем выполнения мер безопасности при развертывании и подготовке к работе;

Организацией и неуклонным поддержанием режима в рабочих зонах, ограждением их и недопущением проникновения посторонних лиц;

Четким распределением обязанностей между членами дежурной смены;

Постоянным контролем за выполнением спасателями требований безопасности и оперативным оказанием им необходимой помощи при возникновении аварийных ситуаций;

Приведением в готовность средств индивидуальной защиты: надеть каску, перчатки, средств защиты органов зрения.

Старший дежурной смены по прибытии на место ДТП обязан:

установить взаимодействие с сотрудниками ГИБДД , особенно в части обеспечения безопасности ведения спасательных работ в условиях интенсивного движения транспорта;

поставить АСМ в месте, исключающем наезд транспорта, движущегося по дороге, обозначить их местоположение установленным порядком;

убедиться, что в рабочих зонах и вблизи них нет оборванных электролиний.

4.2. Требования безопасности при выполнении АСР

He допускать проведения работ без стабилизации аварийных ТС.

Для деблокирования пострадавших применять способы и технологии, исключающие возможность нанесения пострадавшим дополнительных травм.

Для защиты пострадавших от разлетающихся осколков стекла применять брезентовое полотно.

Начиная АСР, принимать меры предосторожности, исходя из того, какими системами безопасности оборудованы аварийные ТС и состоянии указанных систем.

4.3. Обязанности спасателей при ведении АСР

При выполнении работ в ограниченном пространстве (в салоне аварийного ТС) не допускать создания помех и опасности рядом работающим спасателям. Предупреждать их о предпринимаемых действиях.

При проведении работ проявлять осторожность, не допускать повреждения агрегатов и деталей, содержащих горюче-смазочные материалы. При обнаружении разлива горючего немедленно принимать меры по его прекращению.

He допускать действий, нарушающих стабилизацию аварийного ТС.

Извлечение пострадавших осуществлять только после полной расчистки блокирующих конструкций и деталей.

4.4. Меры безопасности при работе с ГАСИ

Меры безопасности при работе с ГАСИ соблюдать в соответствии с инструкцией по эксплуатации на каждый инструмент ГАСИ.

Число погибших и пострадавших в дорожно-транспортных про­исшествиях (ДТП) по Российской Федерации превышает суммар­ное количество погибших и пострадавших во всех остальных, вмес­те взятых, чрезвычайных ситуациях (ЧС). По сравнению с зарубежными странами число погибших в результате ДТП (в относительных единицах на 10 тыс. транспортных средств) у нас в

несколько раз превышает аналогичные показатели других стран. Значительная часть из пострадавших погибает от несвоевременности оказания им помощи. Это вызвано длительностью промежутка времени между возникновением происшествия, оповещением о пострадавших в нем людях в соответствующие службы (ГПБДД, ПСС, медицинские уч­реждения) и прибытием спасателей и медицинского персонала на место ДТП. Как показал опыт ликвидации последствий ДТП, сред­ние сроки прохождения сообщения о происшествиях ДТП в городах составляют от 10 мин до 1 ч, а в сельской местности — от 1,5 ч и более. Кроме этого, экстренная медицинская помощь не всегда бывает на соответствующем уровне из-за отсутствия современных медицин­ских средств и специального медицинского оснащения. В результа­те погибают около 70 % пострадавших, которые могли бы быть спасены при своевременном и профессиональном оказании им помо­щи. Это обусловливает актуальность повышения эффективности АСР при ликвидации последствий ДТП.

По характеру ДТП подразделяются на две основные группы:

Столкновения, опрокидывания автомобилей и наезды;

ДТП, осложненные дополнительными поражающими фактора­ми (ДТП на железнодорожных переездах, падение автомобилей с крутых склонов и в воду, ДТП при перевозке опасных грузов, при пожарах и др.).

На столкновения, опрокидывания автомобилей и наезды при­ходится более 90 % от общего количества ДТП, а число постра­давших и погибших в ДТП этих типов намного превышает сум­марное число погибших и пострадавших во всех остальных чрез­вычайных ситуациях различного характера, вместе взятых. Это обусловливает актуальность выбора рациональной технологии ликвидации последствий данного вида ДТП.

Спасение пострадавших при столкновениях, опрокидываниях автомобилей и наездах заключается в деблокировании пострадавших, извлечении из поврежденных автомобилей и оказании им пер­вой медицинской помощи. Необходимым условием эффективности спасательных работ является максимальная разборка поврежденно­го автомобиля для обеспечения доступа к пострадавшему, т. е. осво­бождение вокруг него пространства, необходимого для оказания пер­вой медицинской помощи, фиксация пострадавшего без его допол­нительного перемещения и извлечения пострадавшего из автомобиля. При этом и для легкового и для грузового автомобилей выполняют­ся следующие основные операции :

1. Организация зоны оцепления — обозначение ее светоотражаю­щими конусами или мигающими фонарями.

1.1. Установка огнетушителя вблизи рабочей зоны в удобном месте.

1.2. Стабилизация поврежденного автомобиля.

2. Отключение аккумулятора.

3. Отключение несработавших систем воздушных подушек и рем­ней безопасности.

4. Обеспечение защиты пострадавшего от осколков (стекла, пла­стика и т.п.), обломков поврежденного корпуса автомобиля, инструментов.

5. Снятие остаточного напряжения в деформированном кузо­ве аварийного автомобиля путем перекусывания одной из стоек или силового элемента кузова с таким расчетом, чтобы переме­щения, вызванные перекусом, были направлены в сторону уменьшения зажатия пострадавшего, т. е. первый кус делается со сто­роны удара.

6. Деблокирование пострадавшего.

7. Оказание пострадавшему первой медицинской помощи.

8. Фиксация пострадавшего.

9. Извлечение пострадавшего из поврежденного автомобиля.

Для устранения раскачивания поврежденного автомобиля (сдви­га, перевертывания) его стабилизируют, для этого используются спе­циальные приспособления или средства технического осна­щения (домкраты, пневматические подушки и т. п.).

Раскачивание поврежденного легкового или грузового автомо­биля, расположенного горизонтально на колесах, устраняют, выпуская из них воздух, например, путем срезания ниппеля шины или ус­тановки двух колодок под колеса.

Остаточные напряжения в деформированном кузове аварийного автомобиля снимают путем перекусывания стойки или другого силового элемента кузова, который выбирается в зависимости от ха­рактера повреждения автомобиля, степени деформации узлов кузо­ва, направления удара и других факторов. При этом перемещения элементов кузова при снятии напряжения должны быть направлены в сторону, раскрывающую зажатие пострадавшего.

Перед перекусыванием выбранного узла необходимо проанали­зировать характер возможных перемещений и исключить опасность дополнительного зажатия пострадавшего. После снятия остаточно­го напряжения при необходимости выполняется повторная стабили­зация автомобиля.

Аккумулятор отключают во избежание загорания и непроизволь­ного срабатывания некоторых систем автомобиля. Системы воздуш­ных подушек и ремней безопасности отключают для предотвраще­ния дополнительного травмирования пострадавших при

внезап­ном срабатывании этих систем. При этом воздушные подушки и пиротехнические системы ремней безопасности отсоединяют, пе­рекусывая провода аккумулятора или автономного для данной сис­темы источника питания. При наличии в автомобиле механической системы ремней безопасности разрезают ремень безопасности (за исключением случая опрокидывания).

Для защиты пострадавшего от осколков (стекла, пластмассы и т. п.), отлетающих при разборке поврежденного автомобиля, применяется плотная прозрачная пленка, позволяющая поддерживать визуальный контакт между пострадавшим и спасателем. Порядок удаления стекла зависит от его вида, а также способа крепления к кузову автомобиля. Многослойное стекло, прочно прикрепленное к кузову, удаляется с помощью специальных инструмен­тов, а при их отсутствии — с помощью молотка и гидравлического разжима. Стекло, прикрепленное резиновой или пластмассовой лен­той, удаляют с использованием присоса с рукояткой. Для этого предва­рительно режется лента. Стекла боковых окон удаляются с помощью специальных инструментов или молотка и гидравлического разжима.

Выбор узла кузова автомобиля, подлежащего отгибу, вскрытию или удалению зависит от характера повреждения автомобиля и травм пострадавших (табл. 4.1).

На рисунках 3 — 7 показано выполнение основных операций деблоки­рования пострадавших в легковом автомобиле, на рисунках 8-10 — в грузовом.

Таблица 4.1 Типовые правила реагирования при различных видах ДТП.

№ п/пВид ДТПТиповые повреждения ТСТиповые травмы пострадавших
Лобовое столкновениеДеформация перед­ней (лобовой) части ТС, заклинивание дверей, разбивание стекол; смещение двигателя под салон, подъем пола
Каса­тельное столкновениеДеформация сопри­касающихся боко­вых частей ТСТравмы живота, грудной клетки, лица, переломы ребер, резано-колотые, рваные раны
Боковое столкновениеДеформация боко­вых частей ТС, заклинивание дверей, разбивание стекол, деформация крыши вниз, пола — вверхШейно-позвоночные и че­репно-мозговые травмы, травмы нижних конечно­стей, голени, таза, бедер, живота, лица, переломы ре­бер, резано-колотые раны
Опроки­дываниеЗначительная де­формация корпуса, крыши, нарушение целости стекол, раз­лив топливаШейно-позвоночные и че­репно-мозговые травмы, травмы позвоночника, ре­зано-колотые раны
НаездДеформация перед­ней части автомоби­ля, повреждение ло­бового стекла; сме­щение двигателя под салонШейно-позвоночные и че­репно-мозговые травмы, травмы живота, грудной клетки, лица, нижних конечностей, резано-колотые раны

Для обеспечения доступа к пострадавшему крыша легкового ав­томобиля удаляется или отгибается назад. Для этого гидравличе­ским резаком перекусываются у основания все стойки автомобиля, и крыша снимается со стоек.

При втором варианте гидравлическим резаком перекусываются передние и боковые стойки автомобиля, надкусывается боковая по­верхность крыши (рис. 3, а) и с помощью гидравлического силового цилиндра, разжима (спредера) с цепями или вручную отгибается крыша (когда широкие задние стойки).

В случае если передняя часть разбираемого автомобиля находится под другим автомобилем или лобовое стекло осталось на месте, крыша легкового автомобиля отгибается вперед. Для этого гидрав­лическим резаком перекусываются задние и боковые стойки, надку­сывается боковая поверхность крыши (рис. 3, б) и с помощью гид­равлического силового цилиндра, разжима с цепями или вручную отгибается крыша.

В случае если автомобиль получил боковой удар и перевернул­ся набок или если отсутствует доступ ко всей поверхности крыши, крыша легкового автомобиля отгибается сбоку. Для этого гидрав­лическим резаком перекусываются передняя, боковые и задняя стой­ки с одной стороны автомобиля, надкусывается передняя и задняя поверхность крыши (рис. 3, в), затем с использованием гидравли­ческого силового цилиндра, разжима с цепями или вручную отги­бается крыша.

Рис. 3. Места кузова автомобиля, перекусываемые при отгибе крыши: а — назад; б — вперед; в – сбоку.

Рис. 4. Разжим (деформирование) наружных панелей двери для образова­ния щелей в районе замка и петель.

Для частичного доступа к грудной клетке и тазу пострадавшего вскрываются двери со сто­роны замка. Предварительно в окно двери встав­ляется гидравлический разжим и разжимаются (деформируются) наружные панели двери, что приводит к образованию щелей в районе замка и шарниров (рис. 4). Щели можно также созда­вать путем сжимания двери в районе окна или пе­реднего крыла автомобиля в районе стыка с две­рью. Далее гидравлическим резаком полностью удаляется крыша и с помощью гидравлическо­го разжима вскрывается дверь со стороны зам­ка (рис. 5, а) или со стороны шарниров (рис. 5, б). После этого дверь можно удалять.

Рис. 5. Вскрытие передней двери: а — со стороны замка; б — со стороны шарниров.

Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и час­тичного доступа к нижним конечностям пострадавшего передняя часть легкового автомобиля выталкивается. Для этого с использова­нием гидравлического резака перерезают передние стойки или пол­ностью удаляют крышу. Затем с помощью гидравлического разжима вскрывают со стороны шарниров и удаляют дверь. После этого с при­менением гидравлического силового цилиндра выталкивают пере­днюю часть автомобиля со стороны пострадавшего (рис. 6). Выталки­вать можно также с помощью гидравлического разжима, установ­ленного в центре автомобиля между приборной панелью («торпедой») и туннелем коробки переключения передач.

Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и ниж­ним конечностям пострадавшего вскрывают переднее крыло легкового автомобиля. Для этого гидравлическим резаком перереза­ют передние стойки или полностью удаляют крышу. Затем с помощью гидравлического разжима вскрывают со стороны шарниров и удаляют дверь. Гидравлическими ножницами выре­зают часть переднего крыла автомобиля (рис. 7, а).В целях уст­ранения опасности дополнительного зажатия пострадавших, одновременно гидравлическим домкратом отжимают (выталкивают) приборную панель.

Рис. 6. Выталкивание пе­редней части автомобиля.

Для освобождения пространства, не­обходимого при извлечении пострадавше­го, боковую стенку легкового автомобиля удаляют полностью. Для этого с исполь­зованием гидравлического резака полно­стью удаляется крыша. Затем гидравли­ческим разжимом вскрывают со стороны замка и удаляют заднюю дверь. Далее гид­равлическим резаком разрезают и удаляют вместе с задней дверью опору боковой стойки и переднюю дверь (рис. 7, б), а также разреза­ют и удаляют заднее сиденье и спинки передних кресел (рис. 7, в).

Рис. 7. Схемы резки:

а — переднего крыла; б — опоры боковой стойки; в — спинки переднего сиденья;

Источник https://mediccare.ru/pervaya-pomosch-pri-dorozhno-transportnyh-avariyah-dtp.html
Источник Источник https://nauet.ru/rabota-gasi-izvlechenie-i-deblokirovanie-postradavshih-pamyatka-spasatelyam/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *