Пристегнитесь! Ошибки при использовании ремней безопасности в машине | Безопасность | Авто | Аргументы и Факты

Пристегнитесь! Ошибки при использовании ремней безопасности в машине

Среди автомобилистов распространен миф о том, что жесткая фиксация водителя в машине приводит к его гибели во время ДТП. Многие приводят в доказательство жизненные истории о том, как их приятели или просто знакомые выжили в аварии только потому, что в благоприятный момент вылетели из машины и очнулись невредимыми на травке на обочине. Они не пристегиваются из принципа.

Другие водители легко верят в эти сказки, потому как им просто неудобно ездить с натянутым ремнем, который мешает тянуться к магнитоле или к крышке бардачка. На некоторых моделях преднатяжитель действительно работает тяжело и не позволяет ремню быстро ослабнуть и сковывает движения.

С появлением машин, имеющих сигнализаторы о пристегнутых пассажирах, многие принялись их обманывать примитивными способами. Другие же просто применяют подручные средства, такие как бельевые прищепки, чтобы ограничить натяжение ремня. Чем же заканчиваются для водителей эти ошибки?

Можно ли вылететь в окно современной машины?

На старых моделях автомобилей водители и пассажиры во время ДТП действительно вылетали из салона автомобиля. Это было свойственно отечественной «классике» и даже семейству первых переднеприводных машин, построенных на базе ВАЗ-2108. Вылетали непристегнутые люди и из немецких Volkswagen Golf II, Renault и старых моделей Opel. Даже первые поколения Audi из восьмидесятых годов могли не удержать владельца. Иногда в единичных случаях это действительно спасало жизни. Однако такие чудеса были далеко не всегда. Гораздо чаще непристегнутые водитель и пассажиры гибли в ДТП, ломая себе шеи или оказываясь под колесами проезжающего мимо транспорта.

Однако современные машины такой возможности не дают. Ветровое стекло давно изготавливается из триплекса, который не бьется и не разлетается при авариях на мелкие кусочки. Стекло из триплекса несет часть нагрузки от кузова и хорошо сопротивляется внешним и внутренним ударам. Оно лишь мнется и трескается, поэтому непристегнутые люди при столкновении не вылетают наружу, а бьются о стекло головами.

При касательных и боковых ударах на скоростях до 70 км/ч двери не раскрываются, а структура несминаемой капсулы в кабине остается чаще всего неповрежденной. Люди «летают» только внутри машины и часто калечат друг друга. Поэтому уповать на счастливое избавление от увечий посредством быстрого покидания автомобиля через разбившееся ветровое стекло или сорванную дверь уже неправдоподобно.

Петля на животе

Перед началом движения водитель обязан пристегнуться сам и проследить, чтобы его пассажиры тоже сделали это.

При использовании ремней старого типа без автоматических натяжителей необходимо, чтобы зазор между телом и ремнем был не более 3 см. Слишком свободный ремень в момент удара автомобиля соскакивает и может превратиться в удавку. Между тем такие ремни очень неудобны. Благо они уже встречаются в основном на ретро-моделях.

При использовании ремней с натяжителями водители тоже допускают вольности. Самая большая ошибка — это оставление петли на пояснице. При посадке многие не всегда подтягивают ремень, чтобы плотно прижать себя к сиденью. Однако это очень опасно. В момент лобового удара оставленные 20 см свободного пространства на пояснице оборачиваются сломанными шеями.

Дело в том, что на пояснице находится центр тяжести человека. При резком замедлении машины центр тяжести перемещается вперед, увлекая за собой все тело. Человек не ложится на ремень грудью, а подныривает под него, соскальзывает вбок и летит вперед в тот самый момент, когда ему навстречу выстреливает подушка безопасности. Ремень не может правильно направить человека на подушку, и она бьет его в лицо со скоростью 300 м/с. В итоге водитель или пассажир получают тяжелые увечья, как от нокаутирующего удара боксера-тяжеловеса. Поэтому при посадке в машину лучше затягивать ремень безопасности плотно к пояснице. Верхний хлястик притянется сам за счет срабатывания натяжителя.

Скрученные лямки

При использовании ремня безопасности важно следить, чтобы лямки не скручивались и всегда были расправлены. Каждая скрутка сужает площадь ремня и увеличивает давление на грудную клетку. При ударе эти тонкие места сильно впиваются в тело. Плохо и то, что перегибы ремня на пояснице не позволяют его натянуть и плотно прижать к телу.

Необходимо также четко фиксировать скобу в скважине замка. Иногда она встает неплотно и может выскочить при натяжении. Тогда ремень не будет удерживать тело. Такие заедания скобы бывают на старых изношенных фиксаторах.

Не перебрасывать ремень

Некоторые водители при посадке в машину перебрасывают верхнюю лямку через голову и пропускают ремень за спиной, затягивая его только на пояснице. Они убеждают себя, что при ударе смогут удержать себя на месте с помощью рук, упертых в руль или в переднюю панель. Ну а ремень на пояснице не даст соскочить с кресла. И действительно, первые ремни безопасности были двухточечными и держали человека только за поясницу.

Однако при упоре руками в руль или в торпеду нагрузка будет концентрироваться в лучевых костях, из-за чего велик риск их сломать. По этой же причине нельзя упираться ногами в пол и держаться ладонями за рукоятки дверей. Вся нагрузка от тела должна приходиться на ремень безопасности и гаситься сработавшей подушкой безопасности. В этом случае травмы могут быть минимальными.

Какой штраф ждет водителя и пассажира за непристегнутый ремень?

О том, что лицо, управляющее ТС во время движения обязано пристегнуться, т.е. ремень безопасности должен применяться по назначению, знают все. Но этими средствами защиты могут быть оборудованы не только водительские сидения, и нередко возникает вопрос: должен ли пристегиваться пассажир или будет ли штраф за езду без этого, а если будет, кто его оплатит.

Разберем все детали, рассмотрев и законодательный аспект, и практический, не забыв и про финансовый.

ПДД о ремнях безопасности

Первую же путаницу вносят Правила дорожного движения. С одной стороны, они четко устанавливают необходимость применения раменей безопасности во время движения:

  • Пункт 2.1.2 прямо указывает, что водитель во время движения обязан быть пристегнут и не может перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями, если транспортное средство такими ремнями оборудовано.
  • Пункт 5.1 обязует пассажира быть пристегнутым, если ТС оборудовано ремнями безопасности.

Несложно догадаться почему мы выделили эти фразы. Именно в них и заключается главная путаница – когда ремень должен быть в автомобиле, а когда нет.

Требование о наличии ремней безопасности

Основным документом, связанным с оборудованием автомобиля ремнями безопасности – Технический регламент Таможенного Союза «О безопасности колесных транспортных средств» (далее, Техрегламент). В его статье 3.2 очень подробно описываются характеристики этого средства спасения, а также способы установки. Кроме прочего, указано, что ТС, имеющие кресла для водителя и пассажиров, используемых во время движения (за исключением двухколесной техники и т.п.) должны быть оборудованы ремнями безопасности.

Из этого можно было бы сделать псевдо-вывод, что если кресло есть, должен быть ремень, если бы не несколько «но»:

  1. Техрегламент определяет конструктивные требования к ТС для «обращения на рынке или вводе в эксплуатацию» (абз.4, Предисловия к Техрегламенту).
  2. Не запрещает эксплуатацию ТС, конструкция которых изначально не предполагает наличия ремней безопасности.
  3. Не имеется законодательных норм, предполагающих санкции за несоблюдение норм Техрегламента, для водителей и/или пассажиров во время эксплуатации.

Таким образом, положения Техрегламента не могут быть основанием для административного штрафа или другого наказания в случае непристегнутого ремня безопасности. Однако Техрегламент является основой для массы иных нормативно-правовых актов, в том числе и тех, на основании которых проводится техосмотр транспортного средства.

Это важный аспект, т.к. именно при техническом осмотре будет установлена конструктивная необходимость наличия ремней на креслах того или иного типа. Другими словами:

Если автомобиль, не имеющий каких-либо ремней безопасности, пройдет техосмотр, значит наличие их (ремней) на указанных креслах не является обязательным, и не пристегнутые пассажиры на этих местах не будут являться основанием для штрафа.

В каком случае стоит пристегивать ремень безопасности?

Разобравшись с непростой теорией, нужно уточнить, как эти нюансы регулируются на практике. То есть как сотрудники ДПС (ГАИ, ГИБДД) реагируют на ту или иную ситуацию. Рассматривать будем самый расхожий пример – легковой автотранспорт.

Кому разрешается не пристегиваться ремнями безопасности?

Это очень вредный и опасный для кошелька миф. Нет исключений из требований использовать ремни безопасности, чего бы не утверждали некоторые источники. Однако возник этот миф не на пустом месте.

Действительно, ранее существовали правила, вводящие исключения для:

  • Автоинструкторов во время обучения.
  • Водителей спецтехники.
  • Детей до 12 лет.
  • Водителей-инвалидов.
  • Таксистов.

Дело в том, что эти нормы были зафиксированы в пункте 3.3 ПДД СССР! То есть в нормах, давно утративших силу. Несмотря на то, что более поздние версии Правил так же содержали некоторые допуски, сейчас кроме положений, указанных в пунктах 2.1.2 и 5.1 ПДД РФ, других условий нет, а эти нормы не имеют каких-либо исключений. Все участники движения должны подчиняться одинаковым правилам – никому не разрешается их нарушать.

Какой штраф за непристегнутый ремень безопасности?

Здесь нужно сразу установить кому будет назначен штраф – водителю и/или пассажиру. Несомненно, водитель ответственен практически за все во время движения, соответственно он может быть оштрафован как за отсутствия ремня у него самого, так и за непристегнутого пассажира. Интрига лишь в том, могут ли оштрафовать пассажира?

Штраф для водителя по статье 12.6 КоАП РФ

Как раз статья 12.6 КоАП и определяет санкции для водителя. Устанавливается фиксированный штраф за несколько действий, в том числе:

  • За управление ТС водителем, не пристегнутым ремнем безопасности.
  • За перевозку пассажиров, не пристегнутых ремнем безопасности.

То есть за оба случая водитель может быть оштрафован. Сумма штрафа – 1000 рублей .

Ответственность пассажира по статье 12.29 КоАП

В этой статье нет ни слова про ремень безопасности. Но она четко указывает на требование соблюдения ПДД пассажирами, а п.5.1 Правил, как мы помним, обязывает пассажира быть пристегнутым, при наличии ремня безопасности. Соответственно, за непристегнутого пассажира по ст.12.29 КоАП РФ выписывают штраф в размере 500 рублей .

Самое неприятное в этом, что штраф пассажира не освобождает водителя от ответственности по ст.12.6 КоАП РФ, а значит лицо, управляющее ТС, может быть оштрафовано на 1000 рублей одновременно со штрафом, выписанным пассажиру.

Сколько штраф, если не пристегнут ребенок?

Уже упоминалось, что тема перевозки ребенка рассматривается отдельно. Поэтому здесь лишь вкратце упомянем, что размер штрафа по ч.3 ст.12.23 КоАП РФ может быть в пределах от 3000 рублей для физического лица до 100000 рублей для юридического.

Одновременно ПДД регламентируют перевозку детей в возрасте до 11 лет включительно. Значит, непристегнутый ребенок с 12 лет подпадет под «взрослые» статьи КоАП РФ.

Можно ли оплатить штраф за ремень с 50% скидкой?

Возможность оплаты штрафов с 50% скидкой предполагается ч.1,3 ст.32.2 КоАП РФ. В данной норме устанавливаются все статьи 12-раздела кодекса (нарушения ПДД), и обозначены исключения, по которым половинчатая оплата невозможна.

Интересующих нас статей 12.23 (когда не пристегнут ребенок), 12.29 и 12.6 КоАП РФ в таких исключениях нет. Соответственно, при оплате в течение первых 20 дней, штраф может быть оплачен в виде половины стоимости, указанной в постановлении.

Есть ли возможность оспорить штраф за езду без ремня?

Любое постановление может быть оспорено. На это предоставляется 10 дней с момента выставления. Заявление подается руководству должностного лица, оформившего штраф, а в случаи отказа может быть инициировано судебное разбирательство.

Для детального изучения процедуры можно воспользоваться материалом этой статьи. В ней рассматривается случаи оспаривания штрафа за парковку в Москве, но общая технология обжалования штрафов ГИБДД схожая.

Штраф за не пристегнутый ремень, зафиксированный камерой

Недавно московских автомобилистов потрясла одна новость. ЦОДД опубликовал первые «постановления», выписанные за отсутствие ремней безопасности на водителях и передних пассажирах во время движения, зафиксированные автоматическими камерами.

Мы неслучайно взяли слово «постановление» в кавычки. Это были постановочные кадры – сотрудников ЦОДД специально просили проехать под камерами с не пристегнутыми ремнями, чтобы проверить работоспособность устройств.

Так что это было: эксперимент или старт программы, штрафующей за ремень с помощью камер?

Что сказали в ЦОДД?

Центр организации дорожного движения Москвы провел презентацию новой системы. Уверяется, что в тестовом режиме она действует с начала 2020 года, и полностью подтвердила свою работоспособность.

Определять система теперь может не только не пристегнутый ремень, но и наличие в руках мобильного телефона. Основные принципы работы, заявленные ЦОДД:

  1. Камера делает до 25 снимков в секунду, что позволяет нейросети детально обрабатывать полученную информацию.
  2. Нейросеть в состоянии определить область лобового стекла, а в ней – руль, руки, наличие ленты ремня безопасности, телефон в руке, возле уха и пр.
  3. Вероятность ошибки оценивается разработчиками в 0%, однако все сомнения решено трактовать в пользу водителя.
  4. Заложенный в ПО алгоритм позволяет безошибочно не только определять интересующие части тела и предметы, но и выявлять признаки нарушений.
  5. Формирование постановления происходит автоматически, однако окончательный контроль пока возложен на людей – сотрудников специального отдела ЦОДД.

«Система «обучена» на огромном количестве примеров и теперь мы уверены, что ошибки исключены. Уполномоченные органы ознакомлены с результатом тестирования и одобрили проект», — заявили в ЦОДД.

Как будет доказываться нарушение?

Повторимся, одновременно система определяет два вида нарушений: не пристегнутый ремень и использование мобильного телефона. По последнему нужно отдельно указать, что не только телефон возле уха является нарушением, наличие аппарата в руках так же фиксируется и наказывается.

К постановлению будет прикладываться фото, явно подтверждающее наличие нарушения (кстати, лица на снимке будут замазаны для сохранности персональных данных).

Наказание по данным правонарушениям те же – 1000 рублей за ремень и 1500 за телефон (ст.12.36.1 КоАП РФ). Статьи не подразумевают ни лишения прав, ни интервалов сумм, значит наказание при использовании камеры будет тем же, что и при фиксировании нарушения сотрудником ДПС. По обеим статьям возможна оплата в 50%.

Критика

Ничего удивительного, что большинство водителей приняли новость «в штыки» — мало кому нравится, когда ужесточают меры контроля, а здесь еще и чисто психологический фактор дискомфорта. По опросам, немалое число людей воспринимает это как вторжение в нечто личное – внутрь их любимых авто.

Но это «лирика». В реальности есть ряд вопросов, которые действительно вызывают сомнению. Например:

  • Как система определит, предполагается ли ремень конструкцией (напомним, что штраф положен только в этом случае)?
  • Что будет при наличии на переднем сидении трех человек (при такой законной возможности)? К примеру, на Газели у среднего пассажира предполагается горизонтальный ремень, расположенный на поясе, и по определению не видимый с улицы.
  • Штрафовать будут только водителя, в т.ч. и за не пристегнутого пассажира? А если не пристегнуты оба – штраф только один?

Наверное, есть и еще вопросы, ответы на которые можно будет получить только в процессе эксплуатации. Пока же напомним, что любое сомнение трактуется в пользу водителя.

Когда начнут штрафовать?

Эта информация не предоставлена. Заявлено только, что все готово, протестировано и одобрено соответствующими службами. Вывод один – запустить систему в эксплуатацию могут в любой момент.

На презентации было заявлено, что пока в системе работает только восемь камер на улицах Москвы. Их адреса не распространяются, но если верить данным, предоставленным на пробном постановлении, одна из них на Третьем транспортном кольце (внутренняя сторона), возле 2-ой Бауманской.

По устоявшейся традиции завершим материал блоком ответов на вопросы, наиболее часто поступающих от наших читателей.

Как видите, свои тонкости есть даже в таком простом на первый взгляд вопросе, как штраф за непристегнутый ремень безопасности. Теперь вы знакомы с ними во всех подробностях, но для защиты своих прав порой недостаточно знать законы – необходимы еще и навыки их применения.

Если ситуация сложилась непростая, необходимо обращаться за помощью к грамотным автоюристам. Наши специалисты всегда готовы прийти на помощь – для связи с ними используйте указанные на сайте контактные данные.

Консультации по тел: 8(800)350-23-68. Звонок бесплатный на территории РФ.

Источник Источник Источник Источник https://aif.ru/auto/safety/pristegnites_oshibki_pri_ispolzovanii_remney_bezopasnosti_v_mashine
Источник https://urist-consult.com/shtraf-za-nepristegnutyj-remen.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *