Штраф за непристегнутый ремень безопасности в 2021 году для водителя и пассажира

Какой штраф ждет водителя и пассажира за непристегнутый ремень?

О том, что лицо, управляющее ТС во время движения обязано пристегнуться, т.е. ремень безопасности должен применяться по назначению, знают все. Но этими средствами защиты могут быть оборудованы не только водительские сидения, и нередко возникает вопрос: должен ли пристегиваться пассажир или будет ли штраф за езду без этого, а если будет, кто его оплатит.

Разберем все детали, рассмотрев и законодательный аспект, и практический, не забыв и про финансовый.

ПДД о ремнях безопасности

Первую же путаницу вносят Правила дорожного движения. С одной стороны, они четко устанавливают необходимость применения раменей безопасности во время движения:

  • Пункт 2.1.2 прямо указывает, что водитель во время движения обязан быть пристегнут и не может перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями, если транспортное средство такими ремнями оборудовано.
  • Пункт 5.1 обязует пассажира быть пристегнутым, если ТС оборудовано ремнями безопасности.

Несложно догадаться почему мы выделили эти фразы. Именно в них и заключается главная путаница – когда ремень должен быть в автомобиле, а когда нет.

Требование о наличии ремней безопасности

Основным документом, связанным с оборудованием автомобиля ремнями безопасности – Технический регламент Таможенного Союза «О безопасности колесных транспортных средств» (далее, Техрегламент). В его статье 3.2 очень подробно описываются характеристики этого средства спасения, а также способы установки. Кроме прочего, указано, что ТС, имеющие кресла для водителя и пассажиров, используемых во время движения (за исключением двухколесной техники и т.п.) должны быть оборудованы ремнями безопасности.

Из этого можно было бы сделать псевдо-вывод, что если кресло есть, должен быть ремень, если бы не несколько «но»:

  1. Техрегламент определяет конструктивные требования к ТС для «обращения на рынке или вводе в эксплуатацию» (абз.4, Предисловия к Техрегламенту).
  2. Не запрещает эксплуатацию ТС, конструкция которых изначально не предполагает наличия ремней безопасности.
  3. Не имеется законодательных норм, предполагающих санкции за несоблюдение норм Техрегламента, для водителей и/или пассажиров во время эксплуатации.

Таким образом, положения Техрегламента не могут быть основанием для административного штрафа или другого наказания в случае непристегнутого ремня безопасности. Однако Техрегламент является основой для массы иных нормативно-правовых актов, в том числе и тех, на основании которых проводится техосмотр транспортного средства.

Это важный аспект, т.к. именно при техническом осмотре будет установлена конструктивная необходимость наличия ремней на креслах того или иного типа. Другими словами:

Если автомобиль, не имеющий каких-либо ремней безопасности, пройдет техосмотр, значит наличие их (ремней) на указанных креслах не является обязательным, и не пристегнутые пассажиры на этих местах не будут являться основанием для штрафа.

В каком случае стоит пристегивать ремень безопасности?

Разобравшись с непростой теорией, нужно уточнить, как эти нюансы регулируются на практике. То есть как сотрудники ДПС (ГАИ, ГИБДД) реагируют на ту или иную ситуацию. Рассматривать будем самый расхожий пример – легковой автотранспорт.

Кому разрешается не пристегиваться ремнями безопасности?

Это очень вредный и опасный для кошелька миф. Нет исключений из требований использовать ремни безопасности, чего бы не утверждали некоторые источники. Однако возник этот миф не на пустом месте.

Действительно, ранее существовали правила, вводящие исключения для:

  • Автоинструкторов во время обучения.
  • Водителей спецтехники.
  • Детей до 12 лет.
  • Водителей-инвалидов.
  • Таксистов.

Дело в том, что эти нормы были зафиксированы в пункте 3.3 ПДД СССР! То есть в нормах, давно утративших силу. Несмотря на то, что более поздние версии Правил так же содержали некоторые допуски, сейчас кроме положений, указанных в пунктах 2.1.2 и 5.1 ПДД РФ, других условий нет, а эти нормы не имеют каких-либо исключений. Все участники движения должны подчиняться одинаковым правилам – никому не разрешается их нарушать.

Какой штраф за непристегнутый ремень безопасности?

Здесь нужно сразу установить кому будет назначен штраф – водителю и/или пассажиру. Несомненно, водитель ответственен практически за все во время движения, соответственно он может быть оштрафован как за отсутствия ремня у него самого, так и за непристегнутого пассажира. Интрига лишь в том, могут ли оштрафовать пассажира?

Штраф для водителя по статье 12.6 КоАП РФ

Как раз статья 12.6 КоАП и определяет санкции для водителя. Устанавливается фиксированный штраф за несколько действий, в том числе:

  • За управление ТС водителем, не пристегнутым ремнем безопасности.
  • За перевозку пассажиров, не пристегнутых ремнем безопасности.

То есть за оба случая водитель может быть оштрафован. Сумма штрафа – 1000 рублей .

Ответственность пассажира по статье 12.29 КоАП

В этой статье нет ни слова про ремень безопасности. Но она четко указывает на требование соблюдения ПДД пассажирами, а п.5.1 Правил, как мы помним, обязывает пассажира быть пристегнутым, при наличии ремня безопасности. Соответственно, за непристегнутого пассажира по ст.12.29 КоАП РФ выписывают штраф в размере 500 рублей .

Самое неприятное в этом, что штраф пассажира не освобождает водителя от ответственности по ст.12.6 КоАП РФ, а значит лицо, управляющее ТС, может быть оштрафовано на 1000 рублей одновременно со штрафом, выписанным пассажиру.

Сколько штраф, если не пристегнут ребенок?

Уже упоминалось, что тема перевозки ребенка рассматривается отдельно. Поэтому здесь лишь вкратце упомянем, что размер штрафа по ч.3 ст.12.23 КоАП РФ может быть в пределах от 3000 рублей для физического лица до 100000 рублей для юридического.

Одновременно ПДД регламентируют перевозку детей в возрасте до 11 лет включительно. Значит, непристегнутый ребенок с 12 лет подпадет под «взрослые» статьи КоАП РФ.

Можно ли оплатить штраф за ремень с 50% скидкой?

Возможность оплаты штрафов с 50% скидкой предполагается ч.1,3 ст.32.2 КоАП РФ. В данной норме устанавливаются все статьи 12-раздела кодекса (нарушения ПДД), и обозначены исключения, по которым половинчатая оплата невозможна.

Интересующих нас статей 12.23 (когда не пристегнут ребенок), 12.29 и 12.6 КоАП РФ в таких исключениях нет. Соответственно, при оплате в течение первых 20 дней, штраф может быть оплачен в виде половины стоимости, указанной в постановлении.

Есть ли возможность оспорить штраф за езду без ремня?

Любое постановление может быть оспорено. На это предоставляется 10 дней с момента выставления. Заявление подается руководству должностного лица, оформившего штраф, а в случаи отказа может быть инициировано судебное разбирательство.

Для детального изучения процедуры можно воспользоваться материалом этой статьи. В ней рассматривается случаи оспаривания штрафа за парковку в Москве, но общая технология обжалования штрафов ГИБДД схожая.

Штраф за не пристегнутый ремень, зафиксированный камерой

Недавно московских автомобилистов потрясла одна новость. ЦОДД опубликовал первые «постановления», выписанные за отсутствие ремней безопасности на водителях и передних пассажирах во время движения, зафиксированные автоматическими камерами.

Мы неслучайно взяли слово «постановление» в кавычки. Это были постановочные кадры – сотрудников ЦОДД специально просили проехать под камерами с не пристегнутыми ремнями, чтобы проверить работоспособность устройств.

Так что это было: эксперимент или старт программы, штрафующей за ремень с помощью камер?

Что сказали в ЦОДД?

Центр организации дорожного движения Москвы провел презентацию новой системы. Уверяется, что в тестовом режиме она действует с начала 2020 года, и полностью подтвердила свою работоспособность.

Определять система теперь может не только не пристегнутый ремень, но и наличие в руках мобильного телефона. Основные принципы работы, заявленные ЦОДД:

  1. Камера делает до 25 снимков в секунду, что позволяет нейросети детально обрабатывать полученную информацию.
  2. Нейросеть в состоянии определить область лобового стекла, а в ней – руль, руки, наличие ленты ремня безопасности, телефон в руке, возле уха и пр.
  3. Вероятность ошибки оценивается разработчиками в 0%, однако все сомнения решено трактовать в пользу водителя.
  4. Заложенный в ПО алгоритм позволяет безошибочно не только определять интересующие части тела и предметы, но и выявлять признаки нарушений.
  5. Формирование постановления происходит автоматически, однако окончательный контроль пока возложен на людей – сотрудников специального отдела ЦОДД.

«Система «обучена» на огромном количестве примеров и теперь мы уверены, что ошибки исключены. Уполномоченные органы ознакомлены с результатом тестирования и одобрили проект», — заявили в ЦОДД.

Как будет доказываться нарушение?

Повторимся, одновременно система определяет два вида нарушений: не пристегнутый ремень и использование мобильного телефона. По последнему нужно отдельно указать, что не только телефон возле уха является нарушением, наличие аппарата в руках так же фиксируется и наказывается.

К постановлению будет прикладываться фото, явно подтверждающее наличие нарушения (кстати, лица на снимке будут замазаны для сохранности персональных данных).

Наказание по данным правонарушениям те же – 1000 рублей за ремень и 1500 за телефон (ст.12.36.1 КоАП РФ). Статьи не подразумевают ни лишения прав, ни интервалов сумм, значит наказание при использовании камеры будет тем же, что и при фиксировании нарушения сотрудником ДПС. По обеим статьям возможна оплата в 50%.

Критика

Ничего удивительного, что большинство водителей приняли новость «в штыки» — мало кому нравится, когда ужесточают меры контроля, а здесь еще и чисто психологический фактор дискомфорта. По опросам, немалое число людей воспринимает это как вторжение в нечто личное – внутрь их любимых авто.

Но это «лирика». В реальности есть ряд вопросов, которые действительно вызывают сомнению. Например:

  • Как система определит, предполагается ли ремень конструкцией (напомним, что штраф положен только в этом случае)?
  • Что будет при наличии на переднем сидении трех человек (при такой законной возможности)? К примеру, на Газели у среднего пассажира предполагается горизонтальный ремень, расположенный на поясе, и по определению не видимый с улицы.
  • Штрафовать будут только водителя, в т.ч. и за не пристегнутого пассажира? А если не пристегнуты оба – штраф только один?

Наверное, есть и еще вопросы, ответы на которые можно будет получить только в процессе эксплуатации. Пока же напомним, что любое сомнение трактуется в пользу водителя.

Когда начнут штрафовать?

Эта информация не предоставлена. Заявлено только, что все готово, протестировано и одобрено соответствующими службами. Вывод один – запустить систему в эксплуатацию могут в любой момент.

На презентации было заявлено, что пока в системе работает только восемь камер на улицах Москвы. Их адреса не распространяются, но если верить данным, предоставленным на пробном постановлении, одна из них на Третьем транспортном кольце (внутренняя сторона), возле 2-ой Бауманской.

По устоявшейся традиции завершим материал блоком ответов на вопросы, наиболее часто поступающих от наших читателей.

Как видите, свои тонкости есть даже в таком простом на первый взгляд вопросе, как штраф за непристегнутый ремень безопасности. Теперь вы знакомы с ними во всех подробностях, но для защиты своих прав порой недостаточно знать законы – необходимы еще и навыки их применения.

Если ситуация сложилась непростая, необходимо обращаться за помощью к грамотным автоюристам. Наши специалисты всегда готовы прийти на помощь – для связи с ними используйте указанные на сайте контактные данные.

Консультации по тел: 8(800)350-23-68. Звонок бесплатный на территории РФ.

Обязан ли пассажир пристёгиваться на заднем сидении автомобиля

Среди отечественных автолюбителей эта тема поднимается неоднократно, и многие из них до сих пор не знают точные требования законодательства. Происходят манипуляции на тему того, насколько рискованнее для пассажира быть пристегнутым в заднем кресле при ДТП, особенно если машина после него загорается. Каждый сознательно ведущий себя водитель должен помнить, что отвечает не только за свою жизнь, но и за здоровье всех находящихся с ним в салоне.

Ремень

ПДД о ремнях безопасности на задних сидениях

Правила дорожного движения, в той редакции, что существует на сегодня, трактует вопрос однозначно: все ремни безопасности должны быть застегнуты на всех, кто находится внутри автомобиля. Конечно, если это предусмотрено конструкцией самого авто, ведь многие годы машины оснащались только фиксацией передних кресел.

Если данное требование правил нарушается, то наказанием будет являться административный протокол с последующим взысканием штрафных санкций. Кстати, они могут быть применены не только к самому водителю, но и не зафиксированному ремнем пассажиру. Говоря простым языком, у водителя нет права начинать движение на своём транспортном средстве в таких случаях. Ряд европейских государств трактует подобное нарушение даже более жестко, лишая страховки, если водителя обнаружат в такой ситуации.

Пассажирам стоит самостоятельно контролировать эту ситуацию, как только они садятся в салон авто с незнакомым водителем. Нет уверенности, как поведёт себя последний в аварийной ситуации, даже если он обладает большим опытом. В случае ДТП именно ремень будет основным средством защиты и поможет уберечься от малоприятных последствий. Стандарты безопасности предусматривают фиксацию даже в общественном транспорте дальнего следования. При резких маневрах на большой скорости ремни обезопасят человека от внезапных перемещений по салону, к которым он обычно не готов.

Почему нужно пристёгиваться на заднем сидении

Специалисты американского института, который занимается разработками в сфере дорожной безопасности, провели краш-тест, чтобы показать на его результатах, нужно ли пристёгиваться пассажирам, сидящим на задних сидениях в авто. Испытания проводились при скорости движения машины в 56 км/час (по американским меркам это всего-навсего 35 миль/час).

Чтобы ответить на вопрос, обязан ли пассажир пристегнуться, достаточно посмотреть видео с результатами. При просмотре видно, что водителя спасает подушка безопасности, а человек, сидящий позади, врезается лицом в подголовник сидения и даже на такой скорости ломает себе лицевые кости и выбивает зубы. При обратной амплитуде движения после остановки транспортного средства, он с размаху ударяется о спинку сидения, что в свою очередь чревато травмами позвоночных отделов.

Пристегнутые пассажиры

Далеко не все наши пассажиры пристёгиваются. Обязательно ли пристегивание — до сих пор сомневаются многие из них? Им следует помнить, что при столкновениях они могут нанести увечья не только себе, но и людям на переднем ряду кресел. Во время удара, неизбежно возникающего при авариях, очень сложно предугадать траекторию их перемещения по салону транспорта. Только надежная фиксация техническими средствами позволит уберечься от беды вместо того, чтобы задавать вопрос, нужно ли пристёгиваться на заднем сидении взрослому человеку и ребенку?

Конечно, на сегодняшний день многие современные модели автотранспорта оборудованы фронтальными и боковыми подушками безопасности. На них зачастую возлагают слишком большие надежды с точки зрения безопасности. А надо ли пристёгиваться в таком случае? Опытные водители не пренебрегают дополнительной мерой, ведь не все машины оснащены подушками и, пересев из-за одного руля за другой, можно попросту забыть об этом.

Если нет фиксации пассажира при столкновении, то подушка может причинить ещё большую травму. Как показывают эксперименты, удар корпусом на скорости о надувшуюся подушку можно сравнить с ударом о приборную панель. Как минимум, синяки, а, как максимум, повреждения внутренних органов. А что, если подушка попросту не сработает — ведь такие случаи не раз были отмечены? Электронная начинка автомобиля может не справиться с задачей, подвергая человека внутри двойному риску. В случае, если все пристёгнуты ремнями, компьютеру легче будет понять, что необходимо позаботиться о жизни и здоровье не только водителя, но и того, кто находится за ним.

Когда можно не пристегиваться

Впрочем, законодательство позволяет в некоторых случаях не набрасывать ремень безопасности пассажирам, сидящим позади водителя. И за это не будут применены финансовые либо административные санкции. Это распространяется на следующие ситуации:

  • когда инструктор обучает учеников езде в учебной машине. Ученик, находящийся за рулём, пристёгнутым быть обязан;
  • если не предусмотрено техническое оснащение автомобиля ремнями на задних сидениях;
  • можно и нужно не пристёгивать ребёнка, но он обязательно должен транспортироваться в специальном детском кресле;
  • имеют право обойти данную норму и сотрудники оперативных служб, которые ездят на задних сидениях. Однако такие авто отмечаются опознавательными знаками.

Закон и ПДД делают лишь несколько исключений, а во всех остальных случаях правило является обязательным для всех. Исключение не будет распространяться и на беременных женщин, которым приходится перемещаться позади водителя. Для фиксации живота используется специальный пояс с адаптером.

Штрафуют ли за непристёгнутый ремень на заднем сидении

Законом предусматриваются штрафные санкции, которых вряд ли удастся избежать, если остановит сотрудник патрульной инспекции. Так, они могут быть следующими:

  • если отсутствует ремень безопасности у пассажира, то будет выписан штраф в сумме 1 000 рублей, а взыскание применяется по отношению к самому водителю;
  • если пассажир не зафиксирован ремнями, штраф за непристёгнутый ремень на заднем сидении может быть наложен и на самого провинившегося пассажира — в этом случае ему придется оплатить дополнительно 500 рублей от себя лично;
  • ребёнок, которому ещё не исполнилось 12 лет, не зафиксированный вышеуказанным способом, способен принести водителю 3000 рублей штрафа. По достижении этого возраста, сумма будет такой же, как и для самого водителя — 1000 рублей.

Дети в авто

Даже если нет никакой возможности избежать наказания, штраф непристёгнутого пассажира на заднем сидении, можно уменьшить, сэкономив на его размере. В течение первых 20 дней с даты оформления протокола его можно оплатить с 50% скидкой, то есть вдвое меньше. Другими словами, это будет составлять 500 рублей для самого водителя или 250 рублей для того, кто располагается в салоне автомобиля в заднем кресле.

Можно ли оспорить штраф, если его всё же выписали

Юристы уверяют, что сделать это можно и в любом случае следует попытаться. Самое главное — соблюсти 10-дневный срок с той даты, когда он был выписан инспектором ПДД. Период отсчета измеряется в календарных днях, а не в рабочих. Другое дело, что надо обладать вескими аргументами, которые помогут противостоять контролирующим инстанциям, чтобы надеяться выиграть исход дела.

Те, кто хочет поспорить в судебном порядке, могут полагаться на следующие моменты:

  • конструкция автомобиля не предполагает оснащения ремнями безопасности задних посадочных мест;
  • если инспектор ГИБДД выписал штраф за не пристегнутый ремень безопасности, и произошло это в тот момент, когда автомобиль находился на парковке без движения;
  • если удастся убедить органы правопорядка и судью, что ремни пришли в негодность по техническим соображениям при движении, а в тот момент, когда выписывался штраф, нарушитель двигался на ближайшую станцию техобслуживания.

Пристегнутый пассажир

Таким образом, законодательство в сфере автомобильного движения транспорта не зря применяет такие методы воздействия и обязывает пристегиваться ремнями не только водителя, но и пассажиров. От этого напрямую зависит безопасность участников на дороге, а также существенно снижается риск получения травм, не совместимых с жизнью.

Источник https://urist-consult.com/shtraf-za-nepristegnutyj-remen.html
Источник Источник Источник https://drivertip.ru/pravo/remni-bezopasnosti-dlya-passazhirov-szadi.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *