Современные пожарные автомобили: модельные ряды, эффективные решения и технологии |

Современные пожарные автомобили: модельные ряды, эффективные решения и технологии

На момент проведения настоящего анализа революционного прорыва в технологии тушения отмечено не было, хотя некоторые фирмы позиционировали свои разработки как революционные. Однако инновационных технических решений среди вновь созданных изделий было достаточно много, что позволяет сформулировать некоторые новые тенденции в развитии пожарной техники.

Специальные шасси для пожарных автомобилей

Базовое шасси – важнейшая подсистема любой пожарной машины, определяющая не только ходовые свойства, проходимость, безопасность, но и во многом – функциональные возможности ПА при оперативном использовании. Поэтому выбор базового шасси – важнейший момент в создании пожарного автомобиля. Можно выделить два основных направления создания ПА в современных условиях (апробированных мировой практикой производства):

  • применение серийных (коммерческих) шасси с незначительными доработками, необходимыми для установки пожарной надстройки (рис. 1);
  • создание специального шасси для ПА с использованием агрегатов, узлов и механизмов ряда базовых шасси (или специально созданных), которые, будучи собраны воедино, позволяют получить автомобиль с новыми свойствами и параметрами, отсутствующими у базовых моделей или их модификаций.

На специальных шасси устанавливают, как правило, пожарные надстройки с более высокими тактико-техническими показателями по сравнению со стандартными образцами. Специальные шасси наиболее широко применяют при создании ПА в США. Это объясняется принципиальными отличиями американских автомобилей от европейских (рис. 2).

Многие фирмы из США собирают свои грузовые автомобили среднего и особенно тяжелого классов из комплектующих деталей, узлов и агрегатов, изготовленных крупными специализированными компаниями. Они предлагают двигатели, трансмиссии, подвески и т.п. вплоть до мелочей – компрессора или глушителя. В собранном виде собственно фирменными бывают чаще всего рама и кабина. Естественно, при такой технологии создать специальное шасси для ПА под конкретные требования заказчика не составляет большой проблемы.

В Европе пока сохраняется классический подход. Многие компании, в числе которых Mercedes-Benz, Renault, Volvo, Scania, «КамАЗ», преимущественно используют агрегаты собственной конструкции. Хотя и здесь продукция специализированных компаний находит спрос, однако преобладающим становится правило: «Все – от одного поставщика».

Важное значение при создании ПА имеет компоновка шасси. Практически все шасси среднего класса и большинство шасси тяжелого класса имеют компоновку «кабина над двигателем». В условиях постоянно растущей плотности транспортного потока, особенно в городах, традиционная (по крайней мере, для России) капотная компоновка оказалась неконкурентоспособной.

Концепции создания пожарных автомобилей

Даже простое рассмотрение проспектных материалов показывает, что между ПА, выпускаемыми фирмами Европы и США, имеются существенные, принципиальные отличия. По сути, есть два противоположных концептуальных подхода к созданию отдельных моделей и формированию парка ПА, характеризующих отличия в тактике применения технических средств при тушении пожаров.

Американская концепция
Американские производители ПА отказались от концепции сверхсложных систем, которая становится все более востребованной в Европе, хотя отнюдь не по соображениям технической неосуществимости. Как фирмы, работающие в этой области, так и служба пожарной охраны США сделали выбор в пользу трех главных критериев, которые являются определяющими при создании ПА:

  • эффективность при тушении пожара любой сложности;
  • скорость и эффективность при спасании людей;
  • надежность, безопасность и простота конструкции ПА.

Эффективность при тушении пожара, по мнению американских специалистов, можно обеспечить применением ПА, которые в Европе классифицируются как «тяжелые».

Как правило, это длиннобазные, крупногабаритные ПА с компоновкой, совершенно нетрадиционной для европейских автомобилей: с передней кабиной (а не кабиной над двигателем), малыми углами свеса, средним расположением насоса, размещением личного состава спиной по ходу движения автомобиля.

Полная масса таких ПА составляет около 18 т (двухосные) или 26 т (трехосные автомобили), удельная мощность – не ниже 20 л.с./т.

Специалисты считают, что при планировке городов, которая сформировалась в США (широкие просторные проспекты, удобные подъезды к домам), преобладающее применение мощных тяжелых ПА является оправданным, поскольку не ограничивается оперативность их движения.

Эффективность тушения обеспечивают мощные насосы: подача наиболее распространенного в США насоса составляет 1500 гал/мин. (5678 л/мин.), что в 2,5 раза выше подачи аналогичного европейского насоса (2400 л/мин.). Необходимая степень диспергирования воды достигается введением в комплектацию весьма совершенных ручных и лафетных стволов с регулируемым распылом. Такое сочетание мощных насосов и совершенных стволов делает тушение пожаров любого класса универсальным.

Применение автолестниц, оборудованных насосом с подачей 1500 гал/мин.

(5678 л/мин.) и цистерной вместимостью 300–500 гал (1135–1900 л) воды, повышает скорость и эффективность спасения людей.

Необходимость учета критерия надежности, безопасности и простоты конструкции ПА специалисты США обосновывают следующим образом.

Пожарный автомобиль – сложная техническая система. Чем больше компонентов в системе, тем выше вероятность отказов и срывов, поэтому усложнение конструкции приводит к снижению надежности.

Кроме того, пожар – не лучшая рабочая среда для тонкой электронной аппаратуры, которой в последнее время все чаще оснащаются европейские ПА. По самой своей природе и функциональному назначению такое оборудование требует более высокой квалификации со стороны персонала как при оперативном использовании, так и при техническом обслуживании. При наличии подобной техники специальная подготовка персонала и специальная техническая команда для обслуживания становятся необходимостью, что является большой проблемой для США.

Объясняется это тем, что многие американские пожарные части укомплектованы добровольцами – преданными своему делу, отлично подготовленными, но лишь в качестве пожарных, а не специалистов по управлению и обслуживанию сложных технических систем.

Эта давняя традиция и создала потребность в простом, надежном и прочном пожарном оборудовании, которым оснащаются ПА. Упор на простоту и надежность оборудования специалисты США считают чрезвычайно важным фактором, учитывая также те трудные и опасные условия, в которых приходится работать пожарным: непогода, высокие температуры, ядовитый дым, обледенение.

Европейская концепция
Основной критерий, на котором базируется европейская концепция создания ПА, заключается в следующем: при любых обстоятельствах пожарные подразделения должны обеспечить спасение людей, затем – организовать тушение. Меньшие по размеру и весу ПА, обладающие более высокой мобильностью и маневренностью, в условиях высокой интенсивности уличного движения и плотной застройки европейских городов в состоянии более оперативно доставить к месту пожара силы и средства для выполнения возложенных на пожарную охрану задач.

Именно поэтому в европейских странах доминируют ПА легкого и среднего классов, а тяжелые ПА (основная тактическая единица в США) используются в основном для защиты пожароопасных объектов, а также в качестве специальных ПА, для которых оперативность не является преобладающим фактором.

Европейские производители ПА не считают целесообразной установку на городских ПА сверхмощных насосных систем, ограничиваясь применением насосов среднего класса с подачей 2400 л/мин. или комбинированных насосов. Хотя модельные ряды насосных агрегатов, выпускаемых европейскими фирмами, значительно шире, конкретный тип насоса устанавливается в зависимости от функционального назначения ПА (городские, объектовые, аэродромные и т.д.)

С принятием европейских норм EN 1846 «Пожарные автомобили» структура типоразмерных рядов ПА установлена нормативно, поэтому дальнейшее развитие их концепции идет в направлении совершенствования технического уровня как оперативных транспортных средств, так и технических средств тушения.

Однако два обстоятельства концептуального характера можно отметить: это постоянно растущий уровень дизайна современных европейских ПА и повышение степени автоматизации управления агрегатом и системами ПА, что в корне отличает их от американских.

Последние модели ПА, предлагаемые потребителю европейскими фирмами, оснащены весьма сложными системами электронных датчиков, индикаторов, органов управления, а также сложными механизмами, встроенными элементами бортовой диагностики, обеспечивающими полностью автоматическую работу агрегатов и постоянный контроль за их состоянием.

Эти технические решения стали нормой для современных ПА, и фирмы вынуждены организовывать курсы по обучению операторов, которые будут работать на таких машинах и обслуживать их. Именно эти обстоятельства американские специалисты считают неприемлемыми для пожарной охраны США по причинам, приведенным выше.

Вместе с тем, намечается некоторое сближение американской и европейской концепции ПА. И та, и другая концепция предусматривают применение пожарных автомобилей первой помощи (американская версия «First-Out» Attack, или ПА первой атаки).

В Европе начинают производиться многофункциональные автомобили, что является главной тенденцией в США.

В то же время пожарная охрана США приобретает (или организует производство в дочерних фирмах европейских компаний) такие сугубо европейские ПА, как коленчатые подъемники фирмы «Бронто», автоматические автолестницы Magirus, ПА корпорации Rosenbauer, которые не вписываются в американскую концепцию.

Новый концептуальный автомобиль Conzeptbus-2000, созданный в Германии пожарной охраной Ганновера совместно с фирмами Mercedes-Benz и Magirus, с полным основанием можно отнести к продукту двух на первый взгляд противоположных концепций (рис. 3).

Модельные ряды современных пожарных автомобилей (анализ зарубежного опыта)

Основные пожарные автомобили
Модельные ряды ПА основного назначения строятся за рубежом по величине их главного параметра – количеству вывозимых средств тушения.

До недавнего времени минимальные значения главного параметра пожарных автоцистерн (вместимости цистерны для воды) определялись национальными стандартами или нормами в форме параметрических рядов. Однако конкретные значения этого параметра у АЦ, выпускаемых различными фирмами, отличались большим многообразием. Причем в общем выпуске ПА преобладали модели (свыше 50% выпуска) со средним объемом цистерны (от 1800 до 2600 л).

С принятием евронорм EN 1846 «Пожарные автомобили» вместимость цистерны становится свободным параметром, в связи с чем в национальные нормативные документы вводятся соответствующие изменения.

Реальные значения вместимости цистерн ПА, поставляемых фирмами на европейский рынок, весьма многообразны и определяются грузоподъемностью базового шасси и технологией изготовления АЦ (алюминиевая или классическая). Во многом они зависят от целевого назначения автоцистерн, под влиянием которого происходит формирование модельных рядов этих автомобилей.

Не ограничиваясь существующей общей классификацией, многие изготовители используют фирменную классификацию ПА по их целевому назначению. В основном это относится к ПА тушения, которые классифицируются на шесть целевых категорий (групп): это городские ПА, объектовые ПА, лесные ПА, аэродромные ПА, высотно-спасательные ПА и др.

Каждая из этих целевых категорий ПА отличается не только пожарной надстройкой, но и типом используемых базовых шасси – по проходимости (неполноприводные, полноприводные, внедорожники) и величине полной массы (легкие, средние, тяжелые шасси).

К числу базовых параметров автоцистерн, определяющих тактические возможности ПА, наряду с вместимостью относятся параметры насосной установки и лафетного ствола.

Например, в программе производства фирмы Magirus значатся четыре типоразмерных модели насосов нормального давления и три модели комбинированных насосов, отвечающих требованиям новых евронорм DIN EN 1028.

Модельный ряд насосов нормального давления выглядит следующим образом (подача, л/мин. при напоре 100 м вод. ст.): 750; 1000; 1500; 2000; 3000.

Американская фирма Darley оснащает свои ПА насосами серии Champion Pumps следующего модельного ряда, гал (л/мин.): 500 (1890); 750 (2840); 1000 (3875); 1250 (4730); 1500 (5680).

Высотно-спасательные автомобили (автолестницы и автоподъемники)
Признанными лидерами в производстве пожарных автолестниц за рубежом являются германские фирмы Magirus и Metz: они поставляют свою продукцию во многие страны мира.

Модельные ряды АЛ, выпускаемых этими фирмами, абсолютно идентичны: конкуренция обеспечивается за счет качества технического исполнения и внедрения инновационных решений.

Главным параметром пожарных АЛ является высота подъема стрелы. По этому параметру модельный ряд автолестниц названных фирм выглядит следующим образом (м): 18; 25; 30; 37; 44; 52.

Наибольшим спросом у потребителя пользуются 30-метровые модели. Ранее выпускавшиеся 60-метровые модели исключены из программы производства как не пользующиеся спросом и неэффективные в эксплуатации.

18-метровые модели в последнее время оказались востребованными для создания так называемых «автолестниц первой атаки», т.е. оснащенных кабиной типа 1+5, цистерной и насосной установкой и используемых в качестве ПА первого хода. Эта американская концепция начинает получать распространение и в Европе.

Общей тенденцией является расширение тактических возможностей АЛ. В частности, это касается кабины боевого расчета: наряду со стандартной кабиной (1+2) на базовой модели потребитель может приобрести любую АЛ из модельного ряда с боевым расчетом (1+5).

В последнее время на рынке появился новый тип высотного автомобиля – автоподъемник с лестницей, объединивший функции АЛ и АКП: оперативные возможности такого ПА существенно расширились.

Группа подъемников АЛ+АКП состоит из модельного ряда с высотой подъема от 22 до 54 метров. Стрела этого ПА состоит из телескопического подъемника с комплектом колен автолестницы (американская концепция «Эриалкет»).

Специальные пожарные автомобили (АсА)
К этому типу ПА за рубежом относятся в основном аварийно-спасательные автомобили, которые отличаются целевым назначением и, соответственно, комплектацией.

С позиции технического исполнения аварийно-спасательные автомобили (АСА) представляют собой коммерческие шасси с установленным на них кузовом-фургоном, укомплектованным специальным оборудованием и инструментом согласно требованиям национальных стандартов и норм. Модельные ряды АСА строятся преимущественно по величине их полной массы.

Иная система построения модельных рядов АСА принята в США – по длине кузова, в котором размещается спасательное оборудование. Фирма Darley (США) предлагает следующий модельный ряд спасательных автомобилей (длина кузова, фут/м):

  • 12 (3,6) – алюминиевая конструкция;
  • 14 (4,2) – алюминиевая конструкция;
  • 16 (4,8) – алюминиевая конструкция;
  • 18 (5,4) – алюминиевая конструкция;
  • 18 (5,4) – с генератором, алюминиевая конструкция.

Комплектация этих ПА определяется согласованной с потребителем спецификацией.

Развитие компоновки современных пожарных автомобилей

Компоновка ПА определяет расположение элементов пожарной надстройки относительно узлов и агрегатов базового шасси. Выбор компоновочной схемы – важный момент в процессе создания ПА, в значительной мере определяющий его эффективность и внешний облик. Общая компоновка ПА зависит от двух факторов: численности боевого расчета и типа пожарной надстройки.

При боевом расчете (1+2) используется стандартная кабина базового шасси, и компоновочная схема ПА определяется полностью параметрами пожарной надстройки. Это характерно для специальных ПА и некоторых типов ПА тушения.

Боевые расчеты (1+5) и (1+8) требуют применения двойной кабины, при этом общая компоновка автомобиля претерпевает существенные изменения.

Кабина водителя и салон боевого расчета
Во всех европейских ПА применяется шасси с компоновкой «кабина над двигателем», исключение составляют лишь некоторые модели тяжелого класса (S-класса). Как уже отмечалось, ПА с капотной компоновкой шасси оказались неконкурентоспособными на западном рынке.

В США широко распространена компоновка ПА с кабиной перед двигателем. Это позволяет снизить габаритную высоту автомобиля (в среднем до уровня 2,8–2,9 м) при одновременном увеличении габаритной длины машины (высота европейских «одноклассников» составляет 3,1–3,3 м).

Классическое требование пожарной охраны – боевой расчет, включая водителя и командира отделения, должен размещаться в едином (объединенном) салоне – получило свое воплощение в большинстве современных ПА. Однако при объединенной кабине салонного типа возникает проблема обеспечения доступа к двигателю, решение которой при компоновке «кабина над двигателем» является сложной задачей.

Откидывающаяся объединенная кабина является пространственно открытой конструкцией, и обеспечение ее необходимой жесткости связано с существенным повышением металлоемкости. Кроме того, для подъема (откидывания) кабины при обслуживании штатного двигателя требуется наличие мощной гидравлической (в некоторых конструкциях – электрической) системы.

Обе эти проблемы технически решаемы, однако ведут к заметному увеличению стоимости ПА как конечного изделия. Поэтому в последнее время наметилась тенденция к применению более экономичного варианта компоновки ПА с кабиной боевого расчета, не объединенной с кабиной водителя, т.е. без образования единого салона.

Здесь изготовители предлагают два решения:

  • кабина боевого расчета устанавливается как самостоятельный модуль (между кабиной водителя и надстройкой);
  • кабина боевого расчета интегрирована в надстройку как один из ее элементов (наряду с насосным отсеком и отсеками для ПТВ).

Проектировщики стараются обеспечить композиционную целостность двух кабин, в частности, объединяя их зрительно в один объем с помощью различного рода декоративных элементов.

Надстройка
Большинство современных изготовителей ПА выполняют надстройку по алюминиевой технологии в виде каркасной пространственной конструкции, облицованной алюминиевыми листами.

Для достижения требуемого уровня долговечности надстройка, включая все компоненты пожарного оборудования (цистерну, насосный агрегат, генератор и пр.), эластично установлена на общую раму, которая, в свою очередь, эластично установлена на раме шасси. Таким образом, обеспечивается тройное (с учетом подвески шасси) подрессоривание пожарной надстройки.

Такая компоновка системы подрессоривания обеспечивает эффективную защищенность надстройки, включая цистерну, от вертикальных колебаний шасси при движении по неровной дороге.

Применение алюминиевой технологии (АТ) дало новые возможности в организации внутренней компоновки пожарной надстройки. Речь идет о так называемом варьируемом внутреннем пространстве надстройки с трехмерными регулировками объемов отсеков для ПТВ (система ИОС 2000): применение «вариодизайна» (системы ИОС 2000) позволяет в любой момент – на фирме-изготовителе или в пожарной части – трансформировать размеры отсека (в трех измерениях) под конкретные геометрические размеры комплектующего оборудования.

Цистерна и насос
Компоновка (размещение) цистерны на раме шасси во многом определяется классом и назначением ПА.

Для автомобилей среднего класса (М-класса) преимущественно используется классическое (продольное) размещение цистерны, при этом цистерна располагается внутри надстройки и защищается по сторонам боковыми отсеками. На ПА тяжелого класса (S-класс) применяют поперечное размещение цистерны. В этом случае надстройка состоит из трех модулей (блоков): модуль ПТВ, цистерна, насосный модуль.

Для предотвращения бокового раскачивания «поперечная» цистерна снабжается демпферами (продольными волноломами с упругой подвеской).

На большинстве АЦ цистерны изготавливаются из стеклопластика, что дает дополнительные возможности конструкторам при разработке компоновочной схемы ПА: за счет придания необходимой формы цистерне можно обеспечить необходимую плотность компоновки машины. Например, на некоторых ПА применяют Т-образные (в плане) цистерны, а также цистерны с выемками под колесные ниши.

На зарубежных ПА нового поколения применяются исключительно пожарные насосы заднего расположения.

Компоновка с насосом среднего расположения, размещенным в салоне боевого расчета, на европейских ПА не применяется, в первую очередь, из соображений безопасности.

Иную компоновку имеют американские ПА: на них применяют насосы среднего расположения с выводом всасывающих патрубков на стороны автомобиля и открытым расположением панели управления насосной установкой. Однако сам насос не располагается в салоне, а входит в состав пожарной надстройки.

Технология производства
Производители ПА, учитывая высокое качество поставляемой на рынок продукции, используют все последние достижения технологии производства в области машиностроения. Отдельные технологические новшества, используемые фирмами, вполне могут быть ноу-хау этих предприятий, т.е. их непатентованной собственностью, и не подлежат рекламированию.

К числу таких новшеств можно отнести:

  • внедрение алюминиевой технологии изготовления не только надстройки, но и кабины водителя и боевого расчета;
  • внедрение клеевой технологии соединения элементов кузова;
  • применение лазерной технологии резки металлов;
  • применение новых технологий окраски ПА, включая порошковую;
  • внедрение новых технологий сварки изделий;
  • применение новых конструкционных материалов, включая стеклопластик, высокопрочные стали типа «Домекс» и др.;
  • применение прецизионных труб для монтажа гидросистем и изготовления гидроцилиндров;
  • другие технологические решения.

Формирование концепции многофункциональности пожарных машин

Концепция многофункциональности ПА родилась в недрах пожарной охраны и получила распространение во всем мире: круг задач, решаемых пожарной охраной, стремительно расширяется, что требует адекватного повышения функциональных возможностей пожарных автомобилей – основного технического средства оперативных подразделений.

Концепцию приняли и изготовители ПА: сегодня на рынке представлены образцы пожарных автомобилей тушения с расширенными функциональными свойствами, которые получили статус пожарно-спасательных ПА. Это дает основание говорить о формировании тенденции многофункциональности.

В то же время у создателей таких ПА возникли вполне очевидные и ожидаемые инженерные проблемы: расширить функциональность автомобиля можно за счет включения в его структуру дополнительных компонентов (оборудования), а это требует принятия одного из двух альтернативных решений:

  • при заданной полной массе ограничить какие-либо компоненты базовой модели (например, количество вывозимой воды или других средств тушения);
  • применить шасси более высокого класса по грузоподъемности.

В обоих случаях улучшение одних параметров связано с ухудшением других, поэтому потребовался поиск третьего варианта.

Компромисс был найден в создании комплекса пожарных автомобилей со съемными надстройками (ПАСН). Идея не новая – подобные автомобили создавались в середине 70-х годов; в Германии на такие автомобили даже был принят стандарт DIN 14505.

На европейском рынке последних лет многие производители пожарных автомобилей представили свои концептуальные версии ПАСН, которые базируются на принципах обеспечения многофункциональности.

Техническое исполнение съемных надстроек, представленных на рынке, отличается большим многообразием: от простых контейнеров образца 1975 г. до сложных функциональных устройств, обеспечивающих автономную работу надстройки в условиях оперативного использования.

Многофункциональность ПАСН достигается за счет набора съемных модулей: число их может быть сколь угодно большим. Например, фирма Multilift (родоначальник системы съема кузова с крюковым механизмом) предлагает применять на базовом шасси с системой съема кузова также крановую систему (кран-мультипликатор – 10 т), что позволит использовать шасси после съема кузова в оперативных действиях на месте инцидента (например, при разборе завалов или при ликвидации последствий крупных пожаров, наводнений и других стихийных бедствий).

Достаточно широко на рынке представлены автомобили с трансформируемой надстройкой. Смысл данного инновационного решения заключается в том, что на месте операции кузов раздвигается как в продольном, так и в поперечном направлении. В результате трансформации рабочая зона значительно увеличивается, что обеспечивает дополнительные возможности для личного состава.

Поиски оптимальных решений по расширению функциональности ПА продолжаются.

Заключение. Проблемы импортозамещения

Техническая политика МЧС России направлена на повышение функциональных возможностей и технического уровня вновь создаваемой пожарно-спасательной техники (в первую очередь – пожарных автомобилей), используемой как при тушении пожаров, так и при проведении аварийно-спасательных работ, связанных с ликвидацией последствий природных и техногенных аварий и катастроф.

Проблема эта чрезвычайно актуальна, причем не только в нашей стране, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья, поэтому ее решению уделяется повышенное внимание. Именно по этой причине многие отечественные и зарубежные производители пожарных автомобилей в последние годы совершили переход на выпуск моделей ПА нового поколения. В этих моделях реализованы, апробированы и представлены на суд потребителей новые (инновационные) технические решения, направленные на повышение уровня качества, надежности, эффективности и безопасности пожарных машин, их компонентов, пожарного оборудования и вооружения.

При создании ПА нового поколения реализовано большое количество инновационных решений, направленных на модернизацию технологии пожаротушения и тактики аварийно-спасательных работ. Все реализованные новшества были представлены на специализированных выставках пожарной техники последних лет, проходивших в России.

Анализ экспонатов выставок показал, что довлеющим принципом трех последних лет в производстве ПА стал принцип многофункциональности, реализуемый в том числе и в нашей стране: это актуальнейшая проблема нового времени. На вооружении пожарной охраны уже появились и продолжают появляться инновационные модели многофункциональных ПА, такие как пожарно- и высотно-спасательные автомобили, автомобили с новой технологией тушения (газонаполненная пена), автомобили со съемной надстройкой (в том числе ПА для ликвидации последствий наводнений).

Реализован ряд других инновационных решений, направленных на развитие функциональности и повышение качества и надежности пожарных автомобилей различного назначения.

«Инновационный бум» в какой-то мере отразился и на отечественной пожарно-технической продукции. В последние годы пожарные автомобили в России стали выпускаться с использованием технологий и технических решений ведущих зарубежных производителей. В первую очередь это относится к используемым для изготовления надстройки материалам: это нержавеющая сталь, алюминиевые сплавы, стеклопластик, полипропилен. Однако по уровню качества и производственному исполнению многие из выпускаемых у нас моделей ПА все еще уступают зарубежным аналогам. Особенно это относится к такой инновационноемкой продукции, как высотная спасательная техника (автолестницы, автоподъемники, пеноподъемники и их комбинация – автолестницы с цистерной, автоцистерны с лестницей и подъемником и т.д.).

Сложившаяся на рынке ситуация требует разрешения как за счет повышения уровня информационного обеспечения разработок пожарно-технических средств, так и за счет актуализации инновационного уровня этих разработок.

Информационное обеспечение разработок предполагает использование фирменной и проспектной информации отечественных и зарубежных изготовителей ПА, международных стандартов, публикаций в пожарно-технических изданиях сведений о параметрах, конструктивных особенностях и тактике оперативного использования ПА, а также информации по итогам ознакомления с экспонатами специализированных пожарно-технических выставок.

Последняя по времени такая выставка-салон прошла в Москве в 2015 г. и, несмотря на политические и экономические проблемы в мире, привлекла внимание многочисленных специалистов пожарной охраны России и стран СНГ.

Несомненно, один год – недостаточный срок (для сравнения: инновационная выставка «Красный петух» в Ганновере проводится 1 раз в 5 лет) для того, чтобы создать, апробировать и представить на суд потребителей новые технические решения, направленные на повышение уровня качества, надежности, эффективности и безопасности ПА и их компонентов (пожарного оборудования и вооружения) – слишком большой объем задач приходится решать, причем не только технического, но и тактического, а во многом и экономического характера (с недавних пор – и политического).

Представленные на выставке 2015 г. образцы ПА не являются экспонатами «первого показа», они неоднократно участвовали в салоне «Комплексная безопасность». В то же время вполне объяснимо стремление производителей обозначить те направления работ по созданию ПА нового поколения, на которые будет делаться ставка в ближайшие годы. Это позволит создать стратегический задел и наладить контакты с будущими потребителями перспективной продукции. Именно поэтому они ежегодно участвуют в проводимом салоне.

Опасения некоторых специалистов, что мировой финансовый кризис негативно скажется на инновационном уровне разработок пожарных автомобилей, пока не подтвердились: производители ПА обратили внимание на перспективные разработки в надежде получить конкретные преимущества при стабилизации финансовой обстановки на рынке.

Рано или поздно такая стабилизация должна наступить…

Источник http://secuteck.ru/articles2/firesec/sovremennye-pozharnye-avtomobili-modelnye-ryady—effektivnye-resheniya-i-tehnologii

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *