Ваз 2110: как меняется подушка безопасности | MasteraVAZa

Ваз 2110: зачем нужна подушка безопасности

Общий вид подушек безопасности на авто ВАЗ 2110

Общий вид подушек безопасности на авто ВАЗ 2110

В базовой комплектации автомобилей ВАЗ 2110 не используется пассивная система безопасности, иначе – подушка безопасности. Тюнингом авто может служить ее установка.
Это специальная оболочка, наполненная газом или воздухом. При столкновении система безопасности сможет человека удержать на месте, что предотвратит его от дополнительных травм в результате ударов при бесконтрольных перемещениях по салону авто.

В систему безопасности (SRS) помимо подушки, которая смягчает тяжесть ударов, входят:

  • Датчики.
  • Блок управления.
  • Ремни безопасности, служат для надежной фиксации человека на своем месте при ударе. Подушки безопасности могут сработать только в том случае, если человек будет пристегнут. При столкновении они замедляют движение, смягчая силу удара.
  • Пиропатроны.

После ДТП, когда сработало устройство, нужна замена подушки на ВАЗ 2110. Выполнить работу своими руками, скорее всего не получится.
Во время срабатывания подушки в блоке управления фиксируется эта информация, в нем остаются данные об ошибке, и только после очищения памяти система сможет восстановиться и возобновить работу.

Когда нужен ремонт системы безопасности

  • При срабатывание во время дорожно-транспортного происшествия.
  • При неисправности системы, о которой говорит сигнальная лампочка, горящая на приборной панели.
  • При блокировке ремней.

Если на ВАЗ 2110 подушки безопасности подлежат ремонту, водитель сможет снять их самостоятельно, все остальное потребует определенных навыков и подготовки профессионала. При неправильных действиях подушка будет испорчена и нет вероятности, что установив новую, она сработает в аварийной ситуации.
При выполнении работ на ВАЗ 2110 с подушкой безопасности необходимо перепрограммировать блок управления. Для этого используется прибор – программатор.
С его помощью вводится новая информация в новую микросхему, а нерабочая демонтируется. Устанавливается новая подушка безопасности.

Как применяются подушки безопасности на авто ВАЗ 2110

Принцип действия устройства основан на использовании акселерометра, который в специальном баллончике инициирует химическую реакцию, в результате которой нейлоновая подушка быстро наполняется газом, что уменьшает перегрузку, получаемую пассажиром при резкой остановке в момент столкновения. Для замедленного стравливания газа после полученного удара об подушку пассажира в изделии имеются небольшие вентиляционные отверстия.

Порошок, который высыпается после срабатывания из подушки безопасности – тальк или кукурузный крахмал, что используется производителями для сохранения эластичности тканей.

При боковом ударе, перевертывании автомобиля или ударе в задней части развертываются фронтальные подушки безопасности:

  • На автомобиле ВАЗ 2110 с подушками безопасности обязательно нужно использовать ремни безопасности. Алгоритм раскрывания подушек разработан с учетом того, что человек пристегнут ремнем, при их срабатывании. В противном случае последствия могут быть непредсказуемыми.
    Например: произошел фронтальный удар, непристегнутый ремнями водитель получит удар в голову раскрывающейся подушкой (при скорости раскрытия выше 300 км/час) сильнее, чем удар о приборную панель.
  • Расстояние от подушки безопасности должно быть примерно 25 сантиметров от грудины человека до центра руля. Небольшое расстояние может стать причиной серьезных травм.
  • Если ребенок не пристегнут, сидит слишком близко к подушке или при экстренном торможении выбрасывается вперед, то устройство может сильно ранить или даже убить малыша. Поэтому до 12 лет дети должны ездить в специальных, закрепленных на заднем сидении креслах, которые соответствуют их возрасту.
  • Курение трубки во время движения не допустимо. При раскрытии и ударе по трубке подушка может убить человека даже при малом столкновении.
  • При ударе подушкой из оправы очков могут вылететь стекла и воткнуться водителю или пассажиру в глаза.

Совет: Нельзя устанавливать перед лобовым стеклом никаких приборов. Это может помешать раскрыться воздушной подушки безопасности или нанести травму человеку.

Схема работы подушки безопасности

Система включает три главных компонента:

  • Модуль подушки безопасности.
  • Датчик, определяющий удар.
  • Блок диагностики.

Совет: После того как раскрылась подушка безопасности часть элементов будут горячими. Нельзя к ним прикасаться.

Основной задачей устройства является замедлить движение человека, находящегося в автомобиле за доли секунды, не допуская удара об руль, стойку, торпеду и другие детали авто.
Основные составляющие подушки безопасности:

  • Датчик раскрытия.
  • Нагнетатель газа.
  • Подушка, упакованная в рулевое колесо, дверь, торпеду или даже в сидение.

Схема, по которой наполняется подушка газом

Схема, по которой наполняется подушка газом

При получении датчиком сигнала о столкновении система наполнения устройства смешивает нитрат калия и азид натрия, газ, выделяющийся при реакции, взрывом надувает подушку, которая в таком состоянии находится пару мгновений. Затем через очень маленькие отверстия газ рассеивается, подушка сдувается, и пассажир может двигаться.

Замена подушек безопасности

Часто при ремонте кузова производится и замена подушек ВАЗ 2110. Это требуется после лобового столкновения. Подушка безопасности для водителя упирается в стекло, которое, как правило, повреждается.
Инструкция проведения работ указывает, что нужно:

  • Демонтировать старые и установить новые ремни безопасности.
  • Отключить питание автомобиля.
  • Снять молдинг лобового стекла.
  • Удалить частично обшивку салона.
  • С помощью специальной проволоки снять стекло.
  • Разобрать переднюю панель.
  • Снять нижнюю облицовку, под которой расположен блок управления подушками безопасности, как показано на фото.

Проведение работ по замене подушек безопасности

Проведение работ по замене подушек безопасности

  • Изолировать провод, для избегания случайного контакта.
  • Отсоединить одноконтактный электроразъем, через него подается напряжение для питания системы подушки безопасности.
  • Рулевое колесо установить в среднее положение.

Совет: Нужно строго соблюдать вышеизложенные требования, иначе система подушек безопасности может выйти со строя.

  • Рулевое колесо нужно провернуть против часовой стрелки на 90°.
  • Разблокировать рулевую колонку.
  • Переместить до упора сначала на себя, затем вниз рулевое колесо.
  • Зафиксировать положение рулевого колеса.
  • Освободить подушку безопасности. Для этого вставляется отверткой длиной 175 миллиметров лезвие с обратной стороны руля в его отверстие.
  • Лезвием отвертки прижимается вниз фиксатор и освобождается фиксирующий зажим подушки безопасности.
  • От руля перемещается подушка безопасности.
  • На 180° по часовой стрелке проворачивается руль и освобождается подушка безопасности со второго фиксирующего зажима.
  • В среднее положение устанавливается руль. Колеса в этом случае устанавливаются для прямолинейного движения.
  • Отсоединяется одноконтактный электроразъем подушки безопасности.
  • Снимается устройство.

Совет: Перед установкой новой подушки положение рулевого колеса не меняется.

Порядок установки подушки:

  • Замена подушки ВАЗ 2110начинается с перемещения изделия к рулю и подсоединением ее одноконтактного разъема.
  • Подушка безопасности устанавливается на руль таким образом, чтобы напротив отверстий были установлены фиксирующие зажимы.
  • Осторожно нужно нажать на подушку и четко ее зафиксировать.
  • Подсоединить аккумуляторную батарею.

Как выполняется замена подушек на ВАЗ 2110хорошо видно на видео.
По статистике смертность в ДТП при срабатывании подушки безопасности уменьшается на 25%. Сегодня это устройство является неотъемлемой частью современного автомобиля и многие ему доверяют.
Цена жизни человека несоизмерима со стоимостью работ, которые требуют на ВАЗ 2110 замена подушки безопасности.

По-иномарочному: как и когда на Ладах массово появились опции комфорта и безопасности

Кондиционер, усилитель рулевого управления, антиблокировочная система тормозов и подушки безопасности давно стали привычными элементами оборудования «иномарок», включая представителей так называемого бюджетного сегмента. Не отстаёт и российский автогигант из Тольятти – уже около десяти лет многие модели с ладьей на решётке с завода оснащаются и «лёгким рулём», и климатической установкой, и «эйрбегами», и АБС. Когда же эти недоступные ранее опции были массово внедрены на Ладах?

М ы уже рассказывали о том, что кондиционер в заводском исполнении бывал предусмотрен даже. на ВАЗ-2108! Действительно, на некоторые экспортные модификации «восьмерок» в Тольятти устанавливали комплекты производства японской фирмы SANDEN. Однако они долгое время оставались «вещью в себе», практически не известной отечественному потребителю, да и за рубежом Самара с кондиционером была скорее экзотикой.

Подушка безопасности на Ладах впервые появилась тоже на «зубиле» — но не на трёхдверной модели, а на пятидверной Lada Baltic, которую в середине девяностых производили для европейского рынка в Финляндии — на заводе Valmet в городе Уусикаупунки. «Балтика» оснащалась рулём с «эйрбегом» производства Volkswagen AG — такие же «баранки», но с другим логотипом встречались на VW Golf MKIII, VW Passat B4 и Skoda Felicia. Кроме того, в качестве опции на Lada Baltic также предлагался кондиционер, но большая часть машин им всё же не оснащалась.

На фото: заводской руль «Балтики» с подушкой безопасности

Заводской руль «Балтики» с подушкой безопасности

trw-airbag

Lada Baltic оснащалась модулем airbag производства TRW

ВАЗ-2110: свой тернистый путь

Тем не менее, эти приятные «допы» всё же не являлись внутривазовскими разработками, хотя усилителем рулевого управления и системой микроклимата в Тольятти серьезно начали заниматься еще в восьмидесятые годы.

Во время работ над «десяткой» ВАЗ заключил лицензионное соглашение с фирмой ZF, которое предполагало создание двух типов рулевого механизма — обычного реечного с переменным передаточным числом и варианта с гидроусилителем.

LADA 110

Регулировка рулевой колонки по высоте – еще одно «иномарочное» новшество ВАЗ-2110

Увы, внедрить ГУР одновременно с обычной «рейкой» помешало отсутствие финансирования и «усечённая лицензия», которая была заключена лишь на сам механизм, в то время как насос, бачок и остальную «обвязку» нужно было закупать за рубежом.

lada_110 красная

LADA 2110 схема ГУРа

«Десятке» изначально полагался гидроусилитель руля, разработанный фирмой ZF. Но эта модель получила его уже «под занавес» своей конвейерной жизни

Именно поэтому с автомобилями десятого семейства «гидравликой» поделилась уже Chevrolet Niva — а точнее, созданное совместно с ZF тольяттинское предприятие «Рулевые системы» помимо механизма для «шнивы» освоило выпуск и «десяточных» ГУРов, которые поставлялись на конвейер ВАЗа.

На «десятке» конструкторы решили отказаться от крана отопителя, применив заодно систему автоматического управления вентиляцией и отоплением — так называемую САУО, которая могла самостоятельно изменять температуру в салоне в зависимости от положения регуляторов. Конечно, для работы системы в качестве полноценной климатической установки для этого потребовался бы кондиционер. К сожалению, во время работ над ВАЗ-2110 он так и остался не до конца доработанным, да и по финансовым причинам установка с дорогими импортными комплектующими (компрессор и радиатор) повысила бы цену машины как минимум на 1 000 долларов, что на тот момент было не по карману ни заводу, ни массовому российскому потребителю. Именно поэтому кондиционер на серийных автомобилях этого семейства массово так и не появился, хотя в опытно-промышленном производстве ВАЗа на нестандартные модификации на базе «десятки» под заказ его монтировали.

LADA 110 салон

Буква «А» на регуляторе отопителя ВАЗ-2110 обозначала автоматический режим работы системы вентиляции и отопления! Правда, без кондиционера это был, скорее, автоматизированный обогрев…

В рамках работ по «десятке» были проведены испытания АБС, но внедрить их, как и остальные «навороты», в полном объеме удалось уже лишь на следующих моделях – Калине и Приоре.

lada_110 сбоку

Потенциально на «десятке» могли с завода появиться не только гидроусилитель, но и кондиционер с АБС. Не получилось

Тем не менее, именно ВАЗ-2110 стал первой Ладой, для которой все эти системы предусматривались уже на стадии разработки. Увы, рождалась «антилопа» трудно, долго и тяжело – время было такое…

Калина: ЭМУР на конвейере!

Исходя из общемировых тенденций, Калина сразу задумывалась в исполнении с усилителем рулевого управления, который давно стал обычным явлением даже на малолитражках. Выбирая между гидравлическим или электрическим приводом, конструкторы склонились в пользу электромеханического усилителя рулевого управления (ЭМУР) по нескольким причинам. Во-первых, его модуль заметно компактнее и не требует «обвязки» с шлангами, насосом и прочими особенностями гидравлики. Во-вторых, коэффициент усиления на «электрическом» руле можно задавать на уровне прошивки — то есть, это обеспечивало более широкие возможности по настройке информативности рулевого управления. В-третьих, ЭМУР просто дешевле в массовом производстве, проще в монтаже и лучше подходит для относительно слабого двигателя, поскольку практически не нагружает его на малых скоростях. Наконец, электроусилитель «помогает» водителю лишь тогда, когда это требуется, в то время как традиционный ГУР действует всё время, пока работает двигатель.

lada_kalina_universal

lada_kalina_universal

Калина «сразу» получила ЭМУР, а вот подушки безопасности, кондиционер и АБС этой модели пришлось подождать несколько лет

Электроусилитель автомобилей ВАЗ заметно компактнее «гидравлики»

Электроусилитель автомобилей ВАЗ заметно компактнее «гидравлики»

К сожалению, несмотря на перечисленные преимущества «электрики», именно на Калине отечественные автомобилисты поначалу столкнулись с очень неприятным эффектом — в случае неисправности ЭМУР редукторного типа махачкалинского завода «Авиаагрегат» рулевое управление обретало некую «самостоятельность»! Во время поездки это было чревато потерей управляемости и даже аварией. Поэтому куда более предпочтительным оказался электроусилитель центрального типа калужского или димитровградского производства, который впоследствии начали устанавливать не только на Калину, но и на Приору. Интересно, что усилитель для Калины производили не только перечисленные отечественные поставщики, но и корейская фирма MANDO.

ГУР Калина

На Калину в Тольятти устанавливали несколько разных усилителей, которые отличались не только «географией производства», но и надежностью

В 2008 году произошло знаменательное событие: Lada Kalina в качестве серийного оборудования получила климатическую установку японской фирмы Panasonic! Кроме того, наряду с Приорой Калину начали оснащать подушками безопасности и ABS. Таким образом, по комплектации автомобили Волжского автозавода не просто догнали «старозаветные» бюджетные иномарки вроде Нексии, но и перегнали их! Ведь гидроусилитель и заветная кнопочка «A/C», являвшаяся предметом длительной зависти вазоводов — это хорошо, но ни АБС, ни подушек безопасности даже в топовых версиях узбекских Daewoo Nexia не было.

lada_kalina_hetchbek салон

Изначально система вентиляции и отопления ВАЗ-1118 имела только систему рециркуляции

Проще всего выявить наличие кондиционера в Калине первого поколения по наличию пиктограммы «снежинка» на клавише возле водителя

Калина подушки безопасности

Со временем Калина первого поколения получила две фронтальные подушки безопасности

Приора: «полный фарш» с завода

При модернизации «десятки» до Приоры наличие заводского кондиционера уже даже не обсуждалось — по крайней мере, в качестве опции для дорогих комплектаций. При этом еще во время работ над ВАЗ-2110 конструкторы столкнулись с проблемой — штатного радиатора системы охлаждения не хватало, а еще непосредственно перед ним находился теплообменник кондиционера, который также ухудшал обдув основного радиатора. Именно поэтому дизайн передней оптики на Приоре изменили, отказавшись от вытянутых по горизонтали светоблоков в пользу «каплевидных» фар, расположенных по краям передка.

схема кондиционера

схема кондиционера

Во времена вывода Приоры на рынок в Тольятти хорошо понимали, что для конкуренции с иномарками версия с кондиционером просто необходима

lada_priora купе спидометр

Еще на стадии ранних прототипов в комбинации приборов Приоры появились символы, указывающие на наличие «на борту» ABS и подушек безопасности

В мае 2008 года, то есть, спустя год после начала серийного производства Приоры, в продажу поступила первая партия автомобилей, оснащенных кондиционером. Интересно, что для Приоры отличающиеся по конструкции «климаты» сразу начали выпускать аж две фирмы – российско-корейская Halla и японский Panasonic.

Поскольку Приору запустили в серийное производство после Калины, многие наработки, по тем или иным причинам когда-то «не пошедшие» на «десятку», достались Приоре по аналогии с Калиной. В частности, это электроусилитель руля — но в отличие от пресловутого махачкалинского изделия, на «семидесятку» сразу начали ставить ЭМУР безредукторного типа, который заметно стабильнее по характеристикам и надёжнее в эксплуатации. Но именно на Приоре калужские ЭМУР (2172-3450008-02) все же как-то «отличились»: известны единичные случаи отказа изделий АО «Автоэлектроника» из-за использования электронных компонентов ненадлежащего качества. Интересно, что на части автомобилей семейства Приора, как и на ВАЗ-2110 последних лет выпуска, в Тольятти продолжали установку гидроусилителя руля, причем им оснащали только модификации без кондиционера, поскольку вместе и «гидравлика», и «кондишен» в подкапотном пространстве этой модели не уживались. Впрочем, впоследствии энтузиасты в незаводских условиях таки совместили ГУР и кондиционер на Приоре, что потребовало переноса насоса гидроусилителя и других доработок.

усилитель рулевого управления

усилитель рулевого управления

На Приоре покупатель мог выбирать даже тип усилителя рулевого управления! Правда, лишь в том случае, если ему не важен был кондиционер

lada_priora_sedan предсерийный салон

Впервые на автомобилях ВАЗ подушка безопасности водителя даже в базовой комплектации появилась на Приоре.

Также Приора в комплектации «Люкс» наряду с кондиционером получила подушку безопасности не только водителя, но и пассажира. Во время заводского краш-теста Приоры с парой подушек выяснилось, что она в такой комплектации «по баллам» даже превосходит Volkswagen Golf четвертого поколения! Конечно, при этом Приора уступала «гольфам» следующей генерации, но. не будем забывать, что в основе своей «семидесятка» всё равно оставалась модернизированным ВАЗ-2110. Впрочем, с 2013 года в «люксе» к фронтальным подушкам безопасности добавились еще и боковые – ну чем не «иномарка»?

Две подушки Приоры – это норма в современном автомобильном мире

Две подушки Приоры – это норма в современном автомобильном мире

В октябре 2007-го произошло еще одно важное историческое событие: спустя много лет после начала работ над АБС в качестве серийного оборудования автомобилей Калина и Приора наконец-то внедрили антиблокировочную систему ABS 8.1 фирмы Bosch.

Нивоподобные: с наворотами, но почти без подушек

Вспоминая о постепенном внедрении «иномарочных наворотов» на автомобилях ВАЗ, нельзя не затронуть тему старушки-Нивы, которая в наше время именуется Lada 4×4. Эта модель, несмотря на активные экспортные поставки в советский и даже постсоветский периоды, долго оставалась настоящим «аскетом» — ни центрального замка, ни электроприводов стёкол, ни уж тем более «излишеств» вроде усилителя руля, кондиционера и стеклоподъемников.

Однако с 2006 года наряду с ВАЗ-2110 и Надеждой заводским гидроусилителем руля оснащается и Нива – сначала ГУРом обзавелась так называемая «длинная» пятидверная модификация ВАЗ-2131, а затем он достался и трёхдверной версии (ВАЗ-21214М).

Усилителем рулевого управления ZF оснащался и малоизвестный семиместный полноприводный минивэн ВАЗ-2120 Надежда, который в небольших количествах выпускали в ОПП с 1998 по 2005 годы.

vaz_lada_nadezhda

Мелкосерийная Надежда в числе первых автомобилей ВАЗ комплектовалась ГУРом

На этом «прибавка комфорта» в заслуженный полноприводник не закончилась: в июне 2011-го на ВАЗе провели успешные испытания обычной Нивы с ABS, EBD и BAS, после чего в конце этого же года началось серийное производство модификации 21214-40-021, оснащенной антиблокировочной системой тормозов.

lada_4x4_urban салон

Кондиционер и ABS на автомобиле, который выпускается с конца семидесятых годов? Такое возможно не только на Mercedes Gelandewagen!

И, наконец, в 2014-м Lada 4×4 в качестве заводской опции даже получила кондиционер! А вот с подушками в массовом тираже, увы, не срослось – уж слишком несовместим кузов 40-летней давности с современными средствами пассивной безопасности. Хотя в 1998 году АвтоВАЗ объявил о том, что на отдельные партии ВАЗ-21213 будет устанавливаться руль с подушкой безопасности, на что указывала загадочная надпись SRS-40 на накладке. Описание «надувной подушки безопасности» даже появилось на страницах руководства по эксплуатации, а вот вживую это эксклюзивное изделие на серийных автомобилях, выпущенных для внутреннего рынка после 1999 года, практически не встречалось. По имеющимся сведениям, «эйрбеги» фирмы Breed с инерционным механическим датчиком удара и оригинальным кронштейном рулевой колонки ставили на крайне небольшое количество Нив примерно до 2002 года.

Таким образом, к концу «нулевых» годов Калина и Приора получили весь минимально необходимый комплект «опций комфорта и безопасности» — подушки, кондиционер, АБС и усилитель руля, что позволило этим машинам отнять немало потенциальных покупателей у многочисленных бюджетников вроде Renault Logan. В 2011 эстафету битвы за ценителей «иномарочных» опций продолжила Гранта, которая в топовых комплектациях также получила электроусилитель руля, кондиционер, две подушки и антиблокировочную систему тормозов.

Ну а последующие модели АвтоВАЗа получили и другие «иномарочные» опции вроде климат-контроля, круиз-контроля, автоматизированной механической трансмиссии АМТ и электронных ассистентов. Но это – уже совсем другая история…

Источник https://masteravaza.ru/tyuning-3/raznoe/vaz-2110-podushka-bezopasnosti-641
Источник Источник Источник https://www.kolesa.ru/article/po-inomarochnomu-kak-i-kogda-na-ladah-massovo-poyavilis-optsii-komforta-i-bezopasnosti

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *