Содержание
Коробка автомат – как пользоваться правильно
Вы приобрели автомобиль с автоматической коробкой передачи и не знаете, как справиться с новым для вас типом трансмиссии. Наши простые советы помогут вам понять, как управлять автомобилем с АКПП и избежать при этом самых распространенных ошибок автолюбителей.
Чем отличается АКПП от МКПП
К сожалению, не все знают, как правильно использовать АКПП на автомобиле, ошибочно полагая, что эксплуатация такой машины практически ничем не отличается от применения МКПП. Но такой подход приводит к снижению потенциала трансмиссии и даже ее поломке.
Механическая коробка имеет свои преимущества, но большинство современных автолюбителей выбирают именно АКПП. Управлять такими авто проще, так как в них отсутствует педаль сцепления. Есть только две педали – тормоз и газ. Учиться водить машину с АКПП легче, но те, кто годами ездил на авто с механикой долго не могут привыкнуть к особенностям использования коробки-автомата.
Основное ее преимущество – возможность автоматического выбора передаточного числа в соответствии с дорожными условиями. Это удобная функция, так как переключение скоростей не требует таких движений, как нажатие на педаль сцепления во время переключения передач, остановок и старта.
Тем не менее, следует понимать, что использования коробки-автомата требует определенных знаний и навыков. И для начала нужно разобраться, какие режимы она имеет.
Режимы АКПП
Чтобы понять, как правильно использовать АКПП. нужно разобраться в тонкостях ее режимов. На коробке указаны буквы с соответствующими значениями:
P – режим парковки. Это положение помогает осуществлять запуск агрегата. Его можно включать только после того, как машина полностью остановилась, и водитель поставил ручник в активный режим.
D – режим движения. Он помогает активировать режим движения автомобиля, трансмиссия при этом автоматически переводится в нужные режимы. Именно в этом режиме трансмиссия и находится дольше всего.
R – задний ход. Его возможно активировать только при полной остановке автомобиля и удержании подали тормоза.
N – нейтральный режим, переводит двигатель на холостой ход, крутящий момент колесам в это время не передается. Его не рекомендуется включать во время движения авто. Как правило он используется для прогревания двигателя в холодный период времени.
D3 – положение снижения оборотов двигателя. В этом режиме торможение является более эффективным, он применяется на небольших подъемах и спусках.
D2 – применяется в экстремальных условиях езды, например, при движении по горному серпантину или гололеду.
Переключение рычага из режима D в положение D2 и D3 может осуществляться непосредственно во время движения автомобиля.
Управление машиной с автоматической трансмиссией в целом, мало чем отличается от езды на механике. Тем не менее, оно требует соблюдения определенных правил и знания некоторых моментов, которые помогут максимально эффективно использовать возможности трансмиссии.
Как правильно управлять коробкой автомат
Для того чтобы запустить двигатель, требуется нажать педаль тормоза, и, не отпуская ее, перевести рычаг коробки передач из положения P, N или R в положение D. Многие водители в процессе обучения могут забывать о том, что при этом педаль тормоза должна быть нажата.
Для того чтобы повысить скорость автомобиля, достаточно просто сильнее надавить на педаль газа, и двигатель автоматически станет набирать нужное количество оборотов. В отличие от эксплуатации МКПП, со стороны водителя при этом не потребуется никаких усилий, таким образом реакция на дорожную обстановку в значительной степени ускоряется. Для того чтобы сбросить скорость, достаточно только отпустить педаль акселератора, то есть газа. Чем меньшее усилие на нее применяется, тем медленнее будет двигаться машина.
Для полной остановки или быстрого снижения скорости достаточно воспользоваться педалью тормоза. Чтобы после этого снова начать движение, нужно только перевести ногу с тормоза на газ. При этом рычаг коробки передач может постоянно оставаться в режиме движения, то есть в положении D. Есть смысл переключаться на другую передачу только при длительных остановках с полным глушением мотора.
При езде в черте города водителю достаточно просто переключить рычаг селектора в позицию «движение», после чего на снижении и повышении скоростей потребуется работать педалями газа и тормоза. Здесь все предельно просто, именно поэтому большинство городских автомобилей оснащаются именно автоматическими коробками передач.
Использование зимнего режима
Большинство новых автомобилей оснащаются дополнительным режимом для езды зимой. Обозначается он значками «*», «W», «SNOW», «HOLD», «WINTER». Этот режим очень удобен при езде по заснеженной или обледенелой дороге. Его цель – исключение пробуксовок и заносов. Он полностью отключает первую передачу.
Цель использования зимнего режима – ограничение ускорения оборотов двигателя выше отдельных передач.
Недостатки АКПП
Некоторые владельцы авто с АКПП переустанавливают коробки передач для дальнейшего использования механической трансмиссии. Это связано с наличием некоторых недостатков коробки-автомата.
К ним можно отнести:
- коробку нужно прогревать, иначе она не сможет эффективно функционировать на больших скоростях и при лишних нагрузках;
- автоматическая трансмиссия не предназначена для езды по бездорожью;
- на таких автомобилях нежелательно буксировать прицепы с тяжелым грузом, это же относится и к буксировке автомобилей.
Автоматическая коробка передач. Как правильно пользоваться АКПП показано на видео:
Как правильно пользоваться акпп
В наше время нельзя представить себе современный городской автомобиль без возможности комплектации его автоматической коробкой передач. Не все знают, к сожалению, как правильно пользоваться АКПП, что оборачивается значительным снижением ее эффективности. А в некоторых случаях оборачивается ее поломкой.
Основным ее качеством, которое нравится большинству профессиональных и начинающих водителей, является возможность автоматического выбора передаточного числа, которое соответствует условиям движения. Это весьма удобно, так как от водителя не требует лишних движений при его желании ускорить, или же наоборот замедлить ход транспорта. Вместе с тем, каждый должен знать особенности ее эксплуатации, кто садится за руль.
Для начала необходимо разобраться, какие существуют режимы скоростей автоматической коробки передач.
Р (парковка) – положение, позволяющее произвести запуск двигателя. Переводится рычаг в позицию Р только после того, как полностью остановлен автомобиль и поставлен на ручной тормоз.
D (движение) – положение, когда активирует рычаг селектора движение вашего транспортного средства, подбирая автоматически необходимую передачу. По отношению к прочим режимам, автомобиль в движении дольше всего находится.
R (задний ход) – положение, которое активирует движение транспортного средства назад. Возможно включение этой передачи лишь при полной остановке, а также должна быть выжата педаль тормоза.
N (нейтральное положение) – это является положением холостой работы двигателя (без передачи колесам крутящего момента), к включению не рекомендовано в процессе движения транспортного средства. Как правило, применяется для прогревания двигателя в зимний период.
D3 (S) – положение пониженной передачи. Рекомендован запуск на небольших спусках и подъемах. В данной позиции торможение транспорта более эффективно, чем в положении D.
D2 (L) – это следующий диапазон пониженной передачи. Он также является экстренным вариантом для дорожных тяжелых условий (гололед, горный серпантин и др.).
Перевод из позиции D рычага в положении D2, D3 и обратно, без проблем может осуществляться в процессе движения автомобиля. АКПП последних годов выпуска включает в себя дополнительные режимы разгона: нормальный (N), спортивный (S) и экономичный (E).
Для того чтобы продлить срок службы транспортного средства с автоматической коробкой передач, необходимо помнить о соблюдении целого ряда правил транспорта с подобным типом трансмиссии.
Масло в порядке — езжай смело
Трансмиссионным маслом, как всем известно, обеспечивается эксплуатация автоматической коробки передач и в целом всей трансмиссии. Конечно, очень капризна коробка автомат в выборе всевозможных видов масел, поэтому рекомендуют специалисты пользоваться высокосортным оригинальным трансмиссионным маслом, которое в своем составе содержит качественные присадки.
На бутылке масла обычно присутствует аббревиатура ATF или ЖАК, что означает, что масло предназначено для автоматических коробок передач. Большинство автоэкспертов предупреждают, что весьма нежелательно использование других жидкостей и даже для коробки передач вредно (вплоть до вывода из строя КПП).
Следующий показатель, который оказывает воздействие на эффективность работы всей трансмиссии, это уровень масла, который следует проверять регулярно. Обычно фиксируется уровень масла либо с щупом с разметкой степени наполненности, или по данным специального датчика, если включен подобный в комплектацию вашего автомобиля.
Объем масла, который необходим для автомобилей, которые оснащены автоматической коробкой передач, в среднем составляет от 6 до 10 литров трансмиссионного масла (для автомобилей с передним приводом) или от 7 до 14 литров (для заднеприводного автомобиля). Своей уникальной схемой располагает каждая модель автомобиля, а поэтому необходимо выяснить информацию о необходимом объеме масла в сервисной книжке или у официального дилера.
Условия эксплуатации коробки-автомата
Не приспособлены АКПП для резких движений автомобиля (кроме коробок передач, которые установлены на спортивных авто или внедорожниках), что принять следует как первое правило эксплуатации транспортного средства с коробкой автомат. Резкие торможения и ускорения могут со временем увеличить разрыв между фрикционными дисками, что вызовет толчки и дерганья при дальнейшем переключении передач.
Рекомендовано частью специалистов давать передохнуть АКПП – делать небольшую паузу между каждой сменой режима работы. В частности, при переходе с«D» на «R» во время парковки. Желательно дождаться после включения передачи момента, когда перейдет двигатель на холостые обороты, а только потом добавлять газ.
Стоит признать в качестве отдельного условия запрет частой пробуксовки. Если вы на дороге застряли: ни назад, ни вперед не трогается автомобиль – не стоит без разбору и спешно менять рычага АКПП. Коробка передач в лучшем случае просто перегреется. Ну а в худшем – просто выйдет из строя. Более уместным в этой аварийной ситуации будет автомобиль подтолкнуть снаружи.
Как пользоваться автоматической коробкой передач
Необходимо для запуска движения автомобиля при нажатой педали тормоза рукой перевести рычаг селектора из позиции Р, N или R в позицию D (движение), и включить далее стояночный тормоз. Постепенно отпуская педаль тормоза, заметите вы, как плавно двигается вперед автомобиль.
Решив увеличить скорость движения, вы можете перенести ногу на педаль акселератора (газа), по мере того, как она будет активной, передачи скоростей будут повышаться. Для замедления хода автомобиля достаточно лишь ослабить усилие, оказываемое на педаль газа либо отпустить её вообще, в этом случае передачи, опять же без дополнительных усилий с вашей стороны, будут сменяться в нисходящем порядке.
При желании быстрого снижения скорости или полной остановки можно воспользоваться педалью тормоза. Для старта движения после кратковременной остановки либо замедления хода, следует снова перенести ногу с педали тормоза на педаль акселератора. Рычаг селектора при описанных действиях должен постоянно оставаться в положении D. Смена этой позиции целесообразна только при длительных остановках.
Следовательно, при режиме движения в городе, водителю бывает достаточно только один раз установить селектор в позицию D (движение), после чего правой ногой, попеременно нажимая на педали газа и тормоза контролировать скорость движения. Все остальное внимание он может перевести на управление рулевым колесом и сигнализаторами поворота.
Дополнительные режимы автоматической коробки передач
Зимний режим работы
Практически на всех моделях автомобилей с АКПП имеется кнопка запуска дополнительного режима работы коробки передач. Будет описан далее зимний режим, который встречается наиболее часто на автоматических трансмиссиях. Обозначается этот режим различными символами: «*», «W», «SNOW», «HOLD», «WINTER». Предназначение зимнего режима езды в исключении при старте пробуксовки колес и в момент в момент переключения скоростей. Исключается с этой целью функционирование вообще первой передачи. Начинает автомобиль свое движение сразу со второй передачи. Производится включение других скоростных передач на меньших оборотах двигателя, достигаются, в результате чего меньшие перепады в работе коробки в процессе ускорений, что уменьшает резко вероятность опасного заноса. Не рекомендуют специалисты активировать в теплое время года зимний режим, в частности при езде на трассах с хорошим покрытием, так как нагрузка при этом на АКПП максимальна и перегреться может коробка.
Подрежимы позиции «D» селектора
Сюда можно отнести режимы работы автоматической трансмиссии, в которых ускорение ограничивается выше отдельных передач.
- Позиция «S» или «3» обеспечивает скорость передвижения транспортного средства не выше третьей передачи. Уместно это на участках дороги, которые требует повышения внимания водителя: подъемы, умеренные спуски и др. По отзывам владельцев АКПП, также хорош режим «3» для совершения быстрого обгона во время езды за городом, так как происходит маневр при высоких оборотах двигателя, когда развивает он максимальную мощность, что обеспечивает более лучший разгон автомобиля. Зависит этот предел, как правило, от модели транспортного средства, он составляет в среднем 130-140 км/ч. При движении в данном режиме важно следить за тем, чтобы не заходила в красную зону стрелка тахометра.
- «2» — данный режим АКПП ограничивает переключение выше 2-й передачи. Значение скоростного предела здесь равняется примерно 70-80 км/ч. Используется эта позиция АКПП на достаточно крутых уклонах, а также скользких покрытиях.
- «1» или «L» — этот режим подходит для тяжелых условий движения: бездорожье, распутица, очень крутые уклоны и др. В данной ситуации АКПП будет работать лишь на самой низкой передаче — до 30-40 км/ч.
Внимание! Может привести случайная активация режимов 1 или 2 на повышенной скорости автомобиль к резкому заведению, что грозит самым нежелательным заносом.
Все перечисленные выше режимы автоматической коробки передач дают возможность маневрировать эффективно на самых трудных участках дороги: спусках, на подъемах, а также в ситуациях, которые требуют интенсивное торможение двигателем.
Что не нравится в АКПП?
Не любит непрогретая коробка-автомат больших скоростей и лишней нагрузки. Даже в теплое время года, постарайтесь в первые километры пути двигаться на низкой скорости, исключая при этом резкое ускорение. Дождитесь, пока масло в двигателе и трансмиссии достигнут рабочей температуры. Не следует также забывать о том, что уходит на прогрев коробки гораздо больше времени, чем на прогрев двигателя. Зимой же, перед началом движения, желательно в коробке немного погонять масло, перемещая по очереди рычаги селектора в различные режимы с недолгой задержкой каждом из них. Можно при желании даже постоять при включении режиме движения. Во время этого занятия педаль тормоза, конечно же, должна быть выжата. С целью более быстрого прогрева трансмиссии в холодную погоду первые несколько минут пути проехать можно с активным зимним режимом работы АКПП.
Следует избегать бездорожья. Не предназначена АКПП для бездорожья. Большинство современных КП, а в особенности автомат, не приемлют пробуксовки колес. А поэтому следует избегать резкого нажатия педали газа при передвижении на дорогах с неоднородным покрытием. Если же все-таки ваш автомобиль застрял – не стоит даже пытаться в режиме «Драйва» выбраться. Существуют для этой цели позиции АКПП — «L» или «1». По возможности при этом попытайтесь без пробуксовки отъехать назад по своей же колее. Автоматическая КПП и бездорожье является отдельной историей, главное, при этом помнить, что легче поработать иной раз лопатой, обратиться к буксировщикам за помощью, чем в пол топить педаль газа с наивной надеждой на чудо.
На автомобилях с автоматической коробкой передач нежелательно буксировать тяжелые прицепы. Еще одной особенностью устройства трансмиссии автомат является категорическое исключение чрезвычайно больших нагрузок, при которых перегревается КПП и изнашивается быстро. А поэтому буксировка другого автомобиля или тяжелого прицепа оставить лучше механическому собрату.
Автомобиль с автоматической коробкой передач буксировать нежелательно. Также не стоит на буксире таскать транспортные средства, обладающие коробкой автомат. Отражено в инструкции автомобиля, что предполагает эксплуатация автоматической коробки передач, предполагает жесткие ограничения, которые определяются, например, что разрешена буксировка легковых автомобилей только со скоростью 30-50 километров в час и на расстояние не превышающем больше 30-50 километров.
Источник Источник http://mashintop.ru/articles.php?id=2840
Источник Источник Источник http://vremya-sovetov.ru/avtolyubitelyu/kak-pravilno-polzovatsya-akpp.html