Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?

Содержание

Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?

Устройство, снятие и разборка КПП Ваз-2105

В 1979 году Волжский автозавод приступил к выпуску ВАЗ-2105 – одной из модификаций классического семейства. Эта модель является «долгожителем», поскольку производство ее длилось больше всех из «Классики» — 30 лет. Примечательно, что до появления этой модели, сначала все предшественники этого семейства до 1976 года комплектовались одной единственной коробкой передач – еще от ВАЗ-2101. С 1976 года КПП была модернизирована, но предназначалась она только для ВАЗ-2106 и «Нива». Главное отличие крылось в измененных передаточных числах, в дальнейшем эту КПП обозначили как, коробку с «повышенным» рядом.

Для ВАЗ-2105 коробку снова переделали, что сказалось на передаточных числах. Новая КПП стала «промежуточной» по этому показателю между коробками 2101 и 2106. Впоследствии именно коробку от ВАЗ-2105 оставили и стали ею комплектовать все авто, а выпуск первых двух версий прекратили, причем было две версии 2105 – на 4 скорости и пятиступенчатая. Также со временем изменился и индекс этой коробки – вместо 2105 она стала маркироваться как 2107 и 21074 (5-ступ.).

Устройство КПП

В целом, понятие «переделали» коробку не совсем верно, поскольку устройство КПП ВАЗ-2105 с 4 скоростями практически ничем не отличалось от той же коробки 2101. КПП 2105 – трехвальной компоновки, с постоянным зацеплением шестерен и ручным управлением. Внешне КПП «Копейки» и «Пятерки» можно отличить практически только по маркировке, нанесенной на корпусе коробки.

Схема КПП Ваз-2105 с 4 ступенями представлена ниже, и конструктивно она не отличается от модификаций 2101 и 2106:

Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?

Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?

Поскольку коробка от ВАЗ-2105 конструктивно схожа с 2101, то и кинематическая схема КПП – одинаковая. А вот передаточные числа отличаются, на коробках 2105 они составляют:

Что касается отличий в устройстве между коробками 2105 и 2101, то сводятся они, в основном, к разным количествам зубьев на различных шестернях. Так, на промежуточном валу КПП используется шестерня 1-й скорости на 14 зубьев (15 – у 2101), при этом угол наклона их – больше. Шестеренка постоянного зацепления этого вала имеет 28 зубьев (29 – у 2101). На первичном валу используется шестеренка на 18 зубьев (19 – у 2101). Из-за таких особенностей, валы с блоками шестерен у тих двух КПП – не взаимозаменяемы, если пытаться устанавливать их по отдельности. Но в случае комплексной замены – первичный вал вместе с промежуточным, и всеми блоками шестерен, то установка вполне возможна. Что касается вторичного вала, то у модификации 2105 он отличается от вала 2101 шестеренкой первой передачи (у нее зубья имеют другой наклон, хотя количество их одинаково, также ее диаметр немного больше).

Разница между 4-ступенчатой и 5-скоростной коробками

Как отмечено, ВАЗ-2105 комплектовались двумя коробками – на 4 и 5 скоростей. При этом за основу для создания 5-ступенчатой КПП взяли 4-скоростную версию и немного ее доработали. Поэтому передаточные числа у пятиступки до 4-й скорости идентичны, а вот добавленная 5-я скорость обладает передаточным числом 0,82. То есть, у этой коробки прямой так и осталась 4-я передача.

Рассмотрим более конкретно отличия пятиступки от четырехступки на ВАЗ-2105, а их несколько:

  • на 5-скоростной коробке используется несколько иная задняя крышка КПП, где и размещается блок шестерен 5-й скорости; Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?
  • у промежуточного вала проделано резьбовое отверстие для монтажа блока шестерен 5-й и задней скоростей; Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?
  • наличие блока шестерен 5-й передачи с синхронизатором и шестерней заднего хода, а вторичный вал немного укорочен; Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?
  • крепление оси промежуточной шестерни задней скорости у 5-скоростной версии осуществляется гайкой;
  • несколько иной привод переключения передач, а также механизм выбора скорости; Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?
  • отличаются также датчик включения фонаря задней скорости;

Поскольку для создания 5-скоростной коробки основой была 4-ступенчатая версия, то вполне возможно в домашних условиях самостоятельно модернизировать четырехступку, для чего следует заменить и добавить указанные составные элементы КПП.

Что касается управления КПП ВАЗ-2105, то схема переключения не отличается от ВАЗ-2106 или любой другой модификации с 4-ступенчатой коробкой. В 5-ступенчатой КПП для включения последней скорости достаточно максимально вправо сдвинуть рычаг КПП и толкнуть его вперед, то есть в противоположную задней скорости сторону. Ниже показаны схемы переключения обеих модификаций КПП:

Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?

В целом КПП-2105 является очень надежной и способна отработать большой срок без какого-либо обслуживания. К тому же она обладает хорошей ремонтопригодностью и провести ремонт не так уж и сложно. Замена КПП 2105 обычно делается в случае износа посадочных мест подшипников в корпусе или же при его повреждении – пробое, появлении трещин. При остальных поломках (износ или повреждение шестерен, подшипников, валов и т. д), восстановить работоспособность узла удается путем замены сломанных элементов.
Также замена может выполняться в случае установки 5-ступенчатой модификации вместо 4-скоростной, в случае, когда узел был приобретен в сборе, а не только те элементы, которые позволяют модернизировать старую КПП.

Но в любом случае – замена это, модернизация или ремонт, ничего сделать невозможное, пока КПП установлено на авто. Узел в любом случае придется демонтировать, и нужно знать, как снять коробку.

Демонтаж КПП с автомобиля

В действительности произвести демонтаж коробки передач с ВАЗ-2105 – операция не очень сложная и ее вполне возможно сделать и самостоятельно, имея только базовый инструмент:

  • Комплекты ключей (рожковых, накидных), головок с воротками, удлинителями;
  • Отвертки;
  • Ветоши;
  • Средство WD-40;
  • Деревянный брусок;
  • Домкрат;

Снятие коробки обязательно выполняется на смотровой яме или эстакаде – по другому ее не демонтировать. Примечательно, что технология снятия идентична для всех модификаций этого автомобиля – с 5-ступенчатой коробкой или 4-скоростной, карбюраторной версии или ВАЗ-2105 инжектор.

Последовательность действий таковая:

  1. Устанавливаем автомобиль на яму, обездвиживаем его противооткатными опорами, на коробке устанавливаем нейтральную передачу, отключаем массу от АКБ;
  2. Первая часть работ проводится в салоне. Для начала снимаем панель магнитолы и декоративный кожух и все остальное, что находится поблизости рычага КПП. Затем тянем вверх рычаг для обеспечения доступа к прижимному фиксатору. Удерживая в таком положении, отверткой поддеваем фиксатор и снимаем рычаг; Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?
  3. Демонтируем дистанционную втулку, для чего отвертками разжимаем ее фиксирующие лепестки и стягиваем;
  4. Снимаем пластиковую крышку с пыльником рычага, для чего по ее периметру выкручиваем саморезы;
  5. Забираемся под автомобиль. Первым делом демонтируем выхлопную систему авто. Для этого окручиваем все ее крепежные элементы и отсоединяем глушитель от труб выпускного коллектора; Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?
  6. Откручиваем карданный вал от эластичной муфты. Для удобства работ задок авто немного поддомкрачиваем, что позволит при выкручивании крепежных элементов проворачивать вал, обеспечивая простой доступ к болтам. После вал опускаем вниз; Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?
  7. Снимаем стартер; Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?
  8. Демонтируем привод сцепления с картера. При этом полностью снимать рабочий цилиндр не нужно, достаточно его отсоединить от картера и отвести в сторону;
  9. Отсоединяем от коробки приводной трос спидометра и провода фонаря заднего хода; Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?
  10. Под коробку устанавливаем деревянный брус, который будет опорой для нее, поэтому следует правильно подобрать его длину;
  11. Откручиваем болты крепления смотровой крышки картера сцепления Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?
  12. Выкручиваем гайки крепления задней поперечины КПП; Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?
  13. Проверяем надежность установки опоры. После этого выкручиваем крепежные элементы картера сцепления к силовому агрегату; Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?
  14. Придерживая коробку рукой, при помощи плоской отвертки и монтировки стаскиваем ее крепежных шпилек, но этого недостаточно, нужно еще полностью вывести первичный вал с ведомого диска сцепления. Для этого, уже удерживая КПП двумя руками, сдвигаем ее максимально назад, а после опускаем.

А далее уже производится замена узла, его модернизирование или ремонт. В последних двух случаях выполняется разборка КПП ВАЗ-2105, замена изношенных элементов, добавление блока шестерен 5-й передачи и прочее.

Чтобы поставить КПП на место, следует выполнять описанные действия в обратной последовательности. При этом перед посадкой коробки рекомендуется смазать тонким слоем Литола шлицы первичного вала, чтобы легче зашли в ведомый диск.

При установке обратно, если КПП не становиться на место, нужно обратно ее сдвинуть обратно, провернуть вал и попытаться снова ее посадить. Возможно придется делать это несколько раз, чтобы шлицы вала совпали со шлицам в диске.

Видео — Ремонт коробки передач ВАЗ

Устройство пятиступенчатой коробки передач

Пятиступенчатая коробка передач создана на базе четырехступенчатой коробки с целью максимальной унификации деталей. По внешнему виду она отличается от четырехступенчатой коробки формой задней крышки, в полости которой на конце вторичного вала размещена пятая ступень. Введение дополнительной пятой передачи расширило диапазон скоростей движения автомобиля, за счет чего достигается работа двигателя на наиболее экономичных режимах, а также улучшаются условия работы двигателя. Это в свою очередь увеличивает долговечность его работы.

Передаточные числа одноименных передач у пяти- и четырехступенчатой коробок одинаковые. Передаточное число пятой передачи 0,82. В связи с тем, что пятиступенчатая коробка передач сконструирована на базе четырехступенчатой коробки, многие ее детали имеют одинаковое устройство и взаимозаменяемы. Коробка передач так же трехвальная, то есть состоит из первичного 1, вторичного 18 и промежуточного 55 валов. Первичный вал по своей конструкции идентичен с валом четырехступенчатой коробки передач. Вторичный вал отличается своей задней частью, на которой расположены детали пятой передачи. Промежуточный вал отличается тем, что в заднем торце имеет резьбовое отверстие для болта крепления блока 46 шестерен пятой передачи и заднего хода.

Ведомые шестерни 16, 17, 19 третьей, второй и первой передач, детали синхронизаторов, подшипники валов унифицированы с одноименными деталями четырехступенчатой коробки передач. Таким образом, конструкция деталей, расположенных в полости картера коробки передач, одинакова с четырехступенчатой коробкой (см. рис. 16).

Детали пятой передачи и заднего хода расположены в полости задней крышки, Вместе с ведомой шестерней 12 (см. рис. 19) заднего хода на вторичном валу одной шпонкой крепится ступица 13 муфты 14 синхронизатора пятой передачи. За ступицей расположена упорная шайба и втулка 18, на которой вращается шестерня 17 пятой передачи. Между втулкой шестерни 17 и ведущей шестерней 20 привода спидометра зажата маслоотражательная шайба 19. Она уменьшает выброс масла в сторону сальника 42 (см. рис. 18), улучшая условия его работы. Задний конец вторичного вала вращается на роликовом цилиндрическом подшипнике 43, так как нагрузка на задний конец вала увеличивается. На шлицах вала крепится фланец 37 эластичной муфты, Все детали, расположенные на вторичном валу, поджимается гайкой 38, которая фиксируется стопорной шайбой. На цилиндрическом пояске гайки расположен резиновый уплотнитель 39, а на конце вала центрирующее кольцо 40 и ее стопорное кольцо 41.

На шлицах промежуточного вала 55 крепится стяжным болтом блок 4& шестерен пятой передачи и заднего хода. Задней опорой для блока шестерен является роликовый цилиндрический подшипник 45. Блок шестерен имеет два венца. Большой венец находится в постоянном зацеплении с ведомой шестерней пятой передачи. С малым венцом входит в зацепление промежуточная шестерня 48 при включении задней передачи. Промежуточная шестерня 48 расположена на оси 47, которая крепится в перегородке картера коробки гайкой с тарельчатой пружинной шайбой, другой конец оси опирается в гнездо задней крышки.

Привод переключения передач так же незначительно отличается от привода четырехступенчатой коробки. Изменена конструкция штока 76 и вилки 69 включения задней и пятой передач. На штоке 76 крепится стопорным болтом двойная вилка 69 одна входит в паз промежуточной шестерни 48 заднего хода, другая в кольцевой паз муфты синхронизатора пятой передачи. Таким образом, при перемещении штока 76, одна и та же вилка будет включать ту или другую передачу. В связи с этим в штоке 76 выполнено так же как и на других штоках три гнезда под шарики фиксаторов. В вилке 69 имеется паз, в который заходит нижний конец рычага переключения передач. На конце штока 76 крепится головка, на которой выполнена лыска, воздействующая на шток (шарик) выключателя фонаря заднего хода. В дальнейшем, при изменении конструкции привода, вместе с головкой штока будет изготовляться прилив с пазом под нижний конец рычага переключения передач, убрав этот прилив у вилки 69. В привод переключения передач введен новый механизм выбора передач. Он блокирует случайное включение задней передачи при включении пятой передачи (см. схему переключения передач на головке рычага).

Механизм выбора передач состоит из направляющей пластины 36 рычага, верхней и нижней шайб 64 направляющей пластины, корпуса 35 рычага переключения передач, блокировочной скобы 63 заднего хода. Перечисленные детали стянуты тремя болтами, которыми механизм выбора крепится к гнезду задней крышки коробки передач.

В пазах направляющей пластины 36 установлены подпружиненные направляющие планки 65, между которыми зажат нижний конец рычага переключения передач. Под действием пружин направляющих пластин рычаг переключения передач устанавливается в нейтральное положение, при котором конец рычага располагается в пазу головки штока 74 включения третьей и четвертой передач.

При включении пятой передачи, если рычаг перейдет линию нейтрального положения, выступ рычага упрется в отогнутый лепесток блокировочной скобы 63 и дальнейшее перемещение рычага в сторону включения заднего хода прекращается. Этим самым исключается случайное включение задней передачи на ходу автомобиля и поломка деталей коробки передач. Чтобы включить заднюю передачу, следует нажать на рычаг вниз, чтобы сжать его пружину. При этом выступ рычага переключения передач опустится ниже лепестка блокировочной скобы 63 и можно будет переместить рычаг переключения передач назад до полного включения задней передачи.

labavto.com

Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?

Первые модели ВАЗ 2105 выпускались с четырехступенчатой коробкой передач. Позже КПП модернизировали, добавив 5-ю скорость. Главное преимущество новой коробки – надежность и простота эксплуатации. У нее большой ресурс, позволяющий продолжительное время работать без ремонта с минимальным уходом. Большим плюсом является хорошая ремонтная пригодность, доступность запчастей. Ремонт трансмиссии по силам сделать своими руками в гараже, имея стандартный набор ключей.

Техобслуживание узла трансмиссии – замена масла

Чтобы КПП исправно работала, нужно регулярно проводить обслуживание согласно регламенту. Трансмиссионное масло предназначено лишь для смазки деталей, входящих в состав узла. Поэтому замена смазки выполняется через 60 тысяч километров пробега.

Специалисты рекомендуют менять масло одновременно и в КПП, и в редукторе. Подойдет трансмиссионная жидкость, имеющая вязкость по классификации SAE 85W-90 или 75W-90.

Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?

Если ориентироваться на уровень качества по API, то он должен быть не ниже GL-5. Для замены понадобится приобрести 3 литра трансмиссионного масла.

Процедура проводится на эстакаде, подъемнике или смотровой яме. Для удобства заливки масла необходимо приготовить большой шприц с надетой на него эластичной трубкой или масляный нагнетатель. Можно воспользоваться воронкой, вставленной в резиновую трубу, которая выводится в моторный отсек.

Для работы необходимо приготовить следующие инструменты:

  • шестигранник на «12»;
  • ключ на «17»;
  • тара для слива отработанной жидкости объемом около 2 л;
  • чистая ветошь.

Процедура замены масла на ВАЗ 2105 состоит из последовательности шагов:

  • Слева от картера коробки передач немного выше нижней крышки КПП находится пробка, предназначенная для заливки и контроля. Ветошью очищаем ее и место вокруг от загрязнений.
  • Шестигранным ключом откручиваем сливную крышку.
  • Затем сливаем отработку в заранее приготовленную емкость.
  • Когда масло полностью стечет, заливаем через заливную горловину новую смазку с помощью шприца, нагнетателя, лейки – любым удобным способом. Жидкость должна доходить до нижнего предела заливной горловины.
  • Заключительный шаг – закручивание заливной пробки.

Аналогичный алгоритм смены жидкости в редукторе заднего моста. Если слитое отработка темного цвета или содержит металлическую стружку, то коробку передач перед заливкой нового масла желательно промыть специальными чистящими составами.

В процессе эксплуатации нужно следить за уровнем масла в трансмиссии. Для этого накидным ключом откручивают крышку на заливной горловине. Затем с помощью фонарика и зеркала небольших размеров, отвертки или просто пальца определяют уровень жидкости. Если он ниже нормы – не достает до нижней границы горловины, то доливают жидкость тем же способом, как при замене масла (шприц, нагнетатель, воронка).

Основные неисправности и их устранение

На ВАЗ 2105 не так много неисправностей, требующих снятия коробки переключения передач:

  • повышенный шум и гул в коробке;
  • выбивает скорость во время переключения;
  • с трудом включаются передачи;
  • течи масла.

Существуют разные причины возникновения перечисленных неисправностей, в зависимости от них производится ремонт.

Снятие коробки передач

Для проведения большинства ремонтных работ на ВАЗ 2105 необходим демонтаж коробки передач. Он представляет собой последовательность действий:

  • Машину устанавливают на подъемник или другое приспособление, дающее доступ ко дну авто. Выставляют нейтральную скорость и подставляют опоры под колеса.
  • Далее снимают отрицательную клемму с АКБ.
  • Сначала работы выполняются в кабине. Демонтируется все, что расположено вблизи от рычага переключения передач: панель магнитолы, кожух и др.
  • Далее поднимают вверх рычаг, с помощью отвертки сдвигают фиксатор, и вынимают рычаг.

Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?

  • Дистанционную вилку снимают путем разжимания отверткой лепестков, фиксирующих ее.
  • Затем откручивают саморезы и снимают защитную крышку с пыльником.
  • Дальнейшие работы проводятся под машиной. Откручивают крепеж и отсоединяют глушитель.

Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?

  • Затем откручивают болты, удерживающие карданный вал, после чего опускают его вниз.
  • На следующем шаге демонтируют стартер.

Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?

  • Далее откручивают крепления, фиксирующие привод сцепления на картере, и отводят его в сторону.
  • Отсоединяют тросик привода спидометра.
  • КПП ставят на деревянный брус, служащий опорой.
  • Выкручивают болты на смотровой крышке картера.
  • Далее откручивают крепления поперечины коробки ПП, расположенной сзади.

Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?

  • Проверив устойчивость опоры, выкручивают болты крепления КПП к двигателю.
  • После этого стягивают коробку с крепежных шпилек, отводят максимально назад и опускают.

Демонтированную КПП разбирают и ремонтируют, меняя изношенные или поврежденные детали.

Ликвидация гула и посторонних шумов

Основной причиной гула и шума для КПП являются подшипники. Их износ должен быть минимальным, хотя коробку можно эксплуатировать и при больших люфтах, но шумность будет значительной. Радиальный люфт не должен превышать 0,05 мм, но вращение должно быть легким. При установке подшипники насаживают на валы путем воздействия на внутреннюю обойму.

Второй причиной шума является износ зубьев шестеренок и промвала.

Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?

Все зубья должны быть целыми, без повреждений и сколов, пятно контакта шестерен с промвалом равномерным. Лечение заключается в замене шестерен передач и промежуточного вала. Для этого необходимо снять и разобрать КПП.

Трудности с переключением передач

Эти проблемы возникают по следующим причинам:

  • погнутость, поломка вилки, глубокие следы от контакта с муфтой;
  • износ и неисправность шлицов скользящих муфт у синхронизаторов;
  • царапины на осях ПП, клинят сухари;
  • деформация и износ кулисы.

При первых трех поломках нужно менять изношенные детали на новые, демонтируя и разбирая коробку передач.

Замена кулисы на ВАЗ 2105 выполняется без снятия КПП. Достаточно демонтировать пластиковую защиту, пыльник и рычаг, чтобы стали доступны крепления механизма переключения. Выкручивают крепления и снимают кулису. Далее производится ее ремонт или замена.

Масляные течи: как устранить

Течи возникают по следующим причинам:

  • если есть трещины в корпусе КПП;
  • ослабленное крепление разъемных частей коробки;
  • плохо закручена или протекает сливная пробка;
  • повреждена прокладка нижней крышки;
  • износились сальники.

Чтобы исключить течи соединений, нужно сначала очистить поверхности от остатков старой прокладки и герметика. Далее обезжирить и нанести тонко свежий герметик. Затем положить новую прокладку и покрыть еще слоем герметика. Дать постоять 10 минут и стянуть.

При обнаружении течи в районе датчика заднего хода, следует в этом месте поменять медную шайбу. Если замена невозможна, нужно отжечь с помощью горелки старую шайбу и остудить ее в воде. Восстановится мягкость шайбы.

Причиной подтеков на резьбе поддона является повреждение прокладки, ее меняют. Если обнаружены трещины в корпусе или нижней крышке, можно попробовать заварить их аргоном или заменить. Пробки следует хорошо закрутить.

Сальники на валах по всем рекомендациям меняются при снятии и сборке трансмиссии. Больше изнашивается и повреждается сальник вторичного вала. Он находится сзади, а под задний фланец постоянно попадает мусор, грязь, что разрушающе действует на материал изделия.

При замене заднего сальника сначала на очищенную и обезжиренную поверхность наносят герметик, чтобы исключить подтеки от нанесенных рисок на посадочном месте. Сальники перед установкой нужно смазывать моторным маслом.

Нечеткое включение и выбивание скорости

Причины могут быть следующие:

  • повреждение пружин лунок фиксатора и их износ;
  • изношены зубья, блокирующие кольца синхронизаторов.

Для ремонта придется снять, разобрать КПП, заменить необходимые запчасти. Но полная разборка может быть не понадобится. Если вылетела четвертая передача, нужно прежде всего проверить, в каком состоянии находится фиксатор и пружины оси четвертой скорости.

Если вылетает пятая передача, сначала следует подтянуть гайку хвостовика вторичного вала. Если она раскрутилась, то ее нужно затянуть как можно сильнее. После этого обязательно следует проверить вилку пятой передачи, так как она могла получить значительные повреждения.

Как устроена КПП на ВАЗ 2107

Пятиступенчатая коробка переключения передач (КПП) является одним из основных агрегатов автомобиля ВАЗ 2107. Ее устройство и схема сборки отличаются высоким уровнем сложности, из-за чего обслуживание и ремонт обычно доверяют профессионалам. Однако для общего развития и понимания физики процессов, происходящих в вашем автомобиле, изучить устройство коробки не помешает.

Начнем с назначения КПП: пятиступенчатая коробка переключения передач ВАЗ 2107 по своему функциональному назначению призвана выполнять функцию преобразования величины крутящего момента, получаемого от двигателя, с последующей передачей его трансмиссии. Используемая в ВАЗ 2107 КПП имеет всего шесть скоростей – пять передних и одну заднюю. Схема переключения скоростей аналогична стандартной четырехступенчатой, к которой добавлена пятая скорость – влево до упора и вперед. Переключение между ними осуществляется движением ручки переключения скоростей. Схема расположения основных конструктивных элементов выглядит следующим образом:

Коробка ВАЗ 2107 состоит корпуса 3, закрытого с трех сторон специальными крышками. В верхней части установлена ручка переключения 5.

Основные узлы и механизмы коробки передач смонтированы в корпусе 3. Ниже приведена схема расположения деталей КПП.

К ним относятся:

  • Первичный вал 4 с установленными на нем приводными шестеренками и синхронизаторами;
  • Вторичный вал 10 с шестернями;
  • Промежуточный вал 1, в сборе.

Так как схема данного механизма достаточно сложная, остановимся на ней более подробно.

Первичный вал

Является единым целым с шестерней, вращается на подшипнике 3, установленном в картере коробки и уплотненном сальником.

Вторичный вал

Является продолжением первичного в пространстве. На нем собраны шестерни первой (23), второй (24) и третьей(25) передач, свободно перемещающиеся и в определенных положениях входящие в зацепление с соответствующими шестернями промежуточного вала 1. Все шестерни имеют разный диаметр, благодаря чему обеспечивается изменение величины передаваемого крутящего момента.

Вторичный вал вращается на подшипниках 9, 11 и 12. Первый из них – роликовый, устанавливается в первичный вал, остальные запрессованы в картер и заднюю крышку соответственно.

Промежуточный вал

Предназначен для передачи крутящего момента определенной величины от первичного к вторичному. Вращается на подшипниках 2, 22 и 19. Шестерни составляют с валом единое целое. В этом же блоке установлены шестерни пятой скорости 18 и задней 20. Последняя устанавливается на отдельном валу 21, соединенном с вторичным на шлицах.

Для залива масла в коробку передач ВАЗ 2107, слева в корпусе предусмотрено специальное отверстие 11, закрываемое пробкой. Низ корпуса закрывается стальной крышкой, которая крепится десятью гайками. Все соединения крышек с корпусом коробки загерметизированы специальными прокладками, предотвращающими протекание масла. Подшипники первичного, вторичного и промежуточного валов закрыты сальниками, которые не дают вытекать маслу из поддона коробки передач.

Заправочный объем масла для коробки передач ВАЗ 2107 равен примерно 1,6 литров. Некоторые автолюбителя предпочитают заливать масло через верх, в месте, где ручка вставляется в КПП. Такой метод значительно проще стандартного, так как ручка находится в салоне и получить к ней доступ не составляет особых проблем, чего нельзя сказать о заливном отверстии.

Управление переключением передач осуществляется набором вилок, которые приводит в движение ручка. Устройство и основные детали механизма переключения скоростей наглядно иллюстрирует следующая схема.

Здесь номерами 1, 2 и 16 обозначены вилки переключения скоростей: третьей и четвертой, первой и второй, задней и пятой соответственно. Номерами 5, 7 и 9 обозначены штоки соответствующих вилок, которые приводит в движение ручка 8, выведенной в салон автомобиля ВАЗ 2107.

Схема работы механизма переключения следующая: когда ручка 8 изменяет свое положение, ее шарнир входит в зацепление с выемкой на одном из штоков, другой конец которого жестко сцеплен с вилкой болтом 3. Вилка, в свою очередь, входит в паз на соответствующей шестерне переднего (16, 23, 24, 25) или промежуточной (20) заднего хода. Таким образом, ручка 8 обеспечивает перемещения вилки и происходит зацепление определенной шестерни вторичного вала с соответствующей ей шестерней промежуточного. При этом цепочка передачи крутящего момента замыкается, вторичный вал начинает вращаться со скоростью, соответствующей передаточному числу зацепленных в данный момент шестеренок. При включении задней скорости, в отличие от остальных, ручка при движении «утапливается» вниз.

Как видим, схема устройства коробки ВАЗ 2107 достаточно сложная, поэтому не рекомендуется заниматься ее ремонтом, не имея соответствующих навыков. Лучше доверить это дело специалистам.

Устройство, снятие и разборка КПП Ваз-2105

В 1979 году Волжский автозавод приступил к выпуску ВАЗ-2105 – одной из модификаций классического семейства. Эта модель является «долгожителем», поскольку производство ее длилось больше всех из «Классики» — 30 лет. Примечательно, что до появления этой модели, сначала все предшественники этого семейства до 1976 года комплектовались одной единственной коробкой передач – еще от ВАЗ-2101. С 1976 года КПП была модернизирована, но предназначалась она только для ВАЗ-2106 и «Нива». Главное отличие крылось в измененных передаточных числах, в дальнейшем эту КПП обозначили как, коробку с «повышенным» рядом.

Для ВАЗ-2105 коробку снова переделали, что сказалось на передаточных числах. Новая КПП стала «промежуточной» по этому показателю между коробками 2101 и 2106. Впоследствии именно коробку от ВАЗ-2105 оставили и стали ею комплектовать все авто, а выпуск первых двух версий прекратили, причем было две версии 2105 – на 4 скорости и пятиступенчатая. Также со временем изменился и индекс этой коробки – вместо 2105 она стала маркироваться как 2107 и 21074 (5-ступ.).

Устройство КПП

В целом, понятие «переделали» коробку не совсем верно, поскольку устройство КПП ВАЗ-2105 с 4 скоростями практически ничем не отличалось от той же коробки 2101. КПП 2105 – трехвальной компоновки, с постоянным зацеплением шестерен и ручным управлением. Внешне КПП «Копейки» и «Пятерки» можно отличить практически только по маркировке, нанесенной на корпусе коробки.

Схема КПП Ваз-2105 с 4 ступенями представлена ниже, и конструктивно она не отличается от модификаций 2101 и 2106:

Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?

Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?

Поскольку коробка от ВАЗ-2105 конструктивно схожа с 2101, то и кинематическая схема КПП – одинаковая. А вот передаточные числа отличаются, на коробках 2105 они составляют:

Что касается отличий в устройстве между коробками 2105 и 2101, то сводятся они, в основном, к разным количествам зубьев на различных шестернях. Так, на промежуточном валу КПП используется шестерня 1-й скорости на 14 зубьев (15 – у 2101), при этом угол наклона их – больше. Шестеренка постоянного зацепления этого вала имеет 28 зубьев (29 – у 2101). На первичном валу используется шестеренка на 18 зубьев (19 – у 2101). Из-за таких особенностей, валы с блоками шестерен у тих двух КПП – не взаимозаменяемы, если пытаться устанавливать их по отдельности. Но в случае комплексной замены – первичный вал вместе с промежуточным, и всеми блоками шестерен, то установка вполне возможна. Что касается вторичного вала, то у модификации 2105 он отличается от вала 2101 шестеренкой первой передачи (у нее зубья имеют другой наклон, хотя количество их одинаково, также ее диаметр немного больше).

Разница между 4-ступенчатой и 5-скоростной коробками

Как отмечено, ВАЗ-2105 комплектовались двумя коробками – на 4 и 5 скоростей. При этом за основу для создания 5-ступенчатой КПП взяли 4-скоростную версию и немного ее доработали. Поэтому передаточные числа у пятиступки до 4-й скорости идентичны, а вот добавленная 5-я скорость обладает передаточным числом 0,82. То есть, у этой коробки прямой так и осталась 4-я передача.

Рассмотрим более конкретно отличия пятиступки от четырехступки на ВАЗ-2105, а их несколько:

  • на 5-скоростной коробке используется несколько иная задняя крышка КПП, где и размещается блок шестерен 5-й скорости; Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?
  • у промежуточного вала проделано резьбовое отверстие для монтажа блока шестерен 5-й и задней скоростей; Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?
  • наличие блока шестерен 5-й передачи с синхронизатором и шестерней заднего хода, а вторичный вал немного укорочен; Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?
  • крепление оси промежуточной шестерни задней скорости у 5-скоростной версии осуществляется гайкой;
  • несколько иной привод переключения передач, а также механизм выбора скорости; Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?
  • отличаются также датчик включения фонаря задней скорости;

Поскольку для создания 5-скоростной коробки основой была 4-ступенчатая версия, то вполне возможно в домашних условиях самостоятельно модернизировать четырехступку, для чего следует заменить и добавить указанные составные элементы КПП.

Что касается управления КПП ВАЗ-2105, то схема переключения не отличается от ВАЗ-2106 или любой другой модификации с 4-ступенчатой коробкой. В 5-ступенчатой КПП для включения последней скорости достаточно максимально вправо сдвинуть рычаг КПП и толкнуть его вперед, то есть в противоположную задней скорости сторону. Ниже показаны схемы переключения обеих модификаций КПП:

Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?

В целом КПП-2105 является очень надежной и способна отработать большой срок без какого-либо обслуживания. К тому же она обладает хорошей ремонтопригодностью и провести ремонт не так уж и сложно. Замена КПП 2105 обычно делается в случае износа посадочных мест подшипников в корпусе или же при его повреждении – пробое, появлении трещин. При остальных поломках (износ или повреждение шестерен, подшипников, валов и т. д), восстановить работоспособность узла удается путем замены сломанных элементов.
Также замена может выполняться в случае установки 5-ступенчатой модификации вместо 4-скоростной, в случае, когда узел был приобретен в сборе, а не только те элементы, которые позволяют модернизировать старую КПП.

Но в любом случае – замена это, модернизация или ремонт, ничего сделать невозможное, пока КПП установлено на авто. Узел в любом случае придется демонтировать, и нужно знать, как снять коробку.

Демонтаж КПП с автомобиля

В действительности произвести демонтаж коробки передач с ВАЗ-2105 – операция не очень сложная и ее вполне возможно сделать и самостоятельно, имея только базовый инструмент:

  • Комплекты ключей (рожковых, накидных), головок с воротками, удлинителями;
  • Отвертки;
  • Ветоши;
  • Средство WD-40;
  • Деревянный брусок;
  • Домкрат;

Снятие коробки обязательно выполняется на смотровой яме или эстакаде – по другому ее не демонтировать. Примечательно, что технология снятия идентична для всех модификаций этого автомобиля – с 5-ступенчатой коробкой или 4-скоростной, карбюраторной версии или ВАЗ-2105 инжектор.

Последовательность действий таковая:

  1. Устанавливаем автомобиль на яму, обездвиживаем его противооткатными опорами, на коробке устанавливаем нейтральную передачу, отключаем массу от АКБ;
  2. Первая часть работ проводится в салоне. Для начала снимаем панель магнитолы и декоративный кожух и все остальное, что находится поблизости рычага КПП. Затем тянем вверх рычаг для обеспечения доступа к прижимному фиксатору. Удерживая в таком положении, отверткой поддеваем фиксатор и снимаем рычаг; Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?
  3. Демонтируем дистанционную втулку, для чего отвертками разжимаем ее фиксирующие лепестки и стягиваем;
  4. Снимаем пластиковую крышку с пыльником рычага, для чего по ее периметру выкручиваем саморезы;
  5. Забираемся под автомобиль. Первым делом демонтируем выхлопную систему авто. Для этого окручиваем все ее крепежные элементы и отсоединяем глушитель от труб выпускного коллектора; Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?
  6. Откручиваем карданный вал от эластичной муфты. Для удобства работ задок авто немного поддомкрачиваем, что позволит при выкручивании крепежных элементов проворачивать вал, обеспечивая простой доступ к болтам. После вал опускаем вниз; Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?
  7. Снимаем стартер; Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?
  8. Демонтируем привод сцепления с картера. При этом полностью снимать рабочий цилиндр не нужно, достаточно его отсоединить от картера и отвести в сторону;
  9. Отсоединяем от коробки приводной трос спидометра и провода фонаря заднего хода; Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?
  10. Под коробку устанавливаем деревянный брус, который будет опорой для нее, поэтому следует правильно подобрать его длину;
  11. Откручиваем болты крепления смотровой крышки картера сцепления Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?
  12. Выкручиваем гайки крепления задней поперечины КПП; Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?
  13. Проверяем надежность установки опоры. После этого выкручиваем крепежные элементы картера сцепления к силовому агрегату; Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?
  14. Придерживая коробку рукой, при помощи плоской отвертки и монтировки стаскиваем ее крепежных шпилек, но этого недостаточно, нужно еще полностью вывести первичный вал с ведомого диска сцепления. Для этого, уже удерживая КПП двумя руками, сдвигаем ее максимально назад, а после опускаем.

А далее уже производится замена узла, его модернизирование или ремонт. В последних двух случаях выполняется разборка КПП ВАЗ-2105, замена изношенных элементов, добавление блока шестерен 5-й передачи и прочее.

Чтобы поставить КПП на место, следует выполнять описанные действия в обратной последовательности. При этом перед посадкой коробки рекомендуется смазать тонким слоем Литола шлицы первичного вала, чтобы легче зашли в ведомый диск.

При установке обратно, если КПП не становиться на место, нужно обратно ее сдвинуть обратно, провернуть вал и попытаться снова ее посадить. Возможно придется делать это несколько раз, чтобы шлицы вала совпали со шлицам в диске.

Видео — Ремонт коробки передач ВАЗ

Коробка передач ваз 5 передач – схема, устройство и технические характеристики, фото и видео

Коробка передач (кпп)

Коробка переключения передач

КПП –коробка переключения передач. КПП бывают механическими, роботами, вариаторами, автоматами. На ВАЗ 2114 2113 2115 установлена 5-ти ступенчатая механическая коробка передач с приводом кулисы. В принципе коробка осталась от той же «восьмёрки», но с другой главной парой.

Строение коробки передач

Строение коробки передач

Если брать отдельно корпус, то КПП состоит из трех частей: картер сцепления, картер коробки, задняя крышка.

«Кишки» механической КПП состоят двух частей: главная пара + дифференциал и передаточные числа.

Главная пара

Главная пара– это основной вал коробки (главная передача). Главная пара служит для снижения оборотов, передаваемых от двигателя. В среднем, главная пара уменьшает количество оборотов в 4 раза: двигатель крутиться 4тыс. оборотов – главная пара 1тыс. оборотов.
Главная пара в стандарте имеет передаточное число: 3,7. За счет изменения главной пары можно существенно изменить динамику автомобиля. В зависимости от размера главной пары можно изменить длину всех передач, следовательно, максимальную скорость и разгон. (Кстати, у девятки стоит главная пара 3.9, за счет этого она имеет меньшую максимальную скорость, но резвее на разгон).

Ниже приведены три графика, по которым вы можете сравнить скорость на 5500 оборотах двигателя с разными главными парами. (Расчеты приведены на колеса r15 с профилем 195/50 – тоже самое, что и r14 со стандартным вазовским профилем 175/65 или 180/60).

Передаточные числа (ряд)

Передаточные числа – шестерни каждой передачи, которые тоже имеют свой размер.

Передаточные числа характеризуют скоростные характеристики автомобиля на той или иной передаче. В стандартном ВАЗе применяются следующие числа:

Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?

3,636

1,95

1,357

0,941

0,784

3,53

Выше приведены характеристики как раз со стандартными передаточными числами.

Стандартный ряд на 2114 далеко не идеален: Первая передача слишком короткая – вторая длинная. За счет этого наблюдается резкий провал динамики при переключении с первой на вторую. Мало того, что наблюдается провал, так же при резком переключении потихоньку умирает синхронизатор второй передачи.

Поэтому существуют спортивные ряды, где убран провал между 1-ой и 2-ой, и не только: спортивные ряды подбираются по типу двигателя: это может быть просто хороший городской мотор, либо спортивный, либо заточен под гонки на 402 метра. Так же существуют и «турбовые» передачи – рассчитанные под турбо мотор.

Конфигурации КПП

Ниже приведены наиболее удачные конфигурации кпп в зависимости от мотора. Для более подробного подбора вы можете воспользоваться калькулятором в интернете.

  1. Наиболее подходящая конфигурация кпп для гражданского атмосферного двигателя: 18 ряд кпп + главная пара 3,9.
  2. Наиболее подходящая кпп для спортивного атмосферного двигателя: 7 ряд кпп + главная пара 4,3.
  3. Наиболее подходящая конфигурация кпп для турбового гражданского двигателя: 104 ряд + главная пара 3,5.

Дифференциал – двухсателлитный, натяг регулируется разной толщиной регулировачного кольца.

В спортивных автомобилях часто используется блокировка дифференциала.

Блокировка дифференциала – механизм, блокирующий дифференциал для того чтобы оба колеса крутились равномерно. Первоначально блокировка применялась на внедорожниках, чтобы передняя и задняя ось крутились равномерно.

В нашем случае особой популярностью пользуются винтовые блокировки, т.к. легко устанавливаются в КПП, увеличивают проходимость по мокрой дороге, дают преимущество при разгоне за счет равномерного постоянного вращения колес.

Кулиса

Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?

На современных автомобилях, в том числе и на новых Грантах, Калинах, Приорах устанавливаются КПП с тросовом приводом передач, благодаря которой переключение передач становится легкой и четкой. На Самарах же: 2114 -2113-2115 привод передач осуществляется не за счет тросика, а за счет кулисы.

Кулиса – разработка 80-ых, поэтому передачи могу не включаться с первого раза, плохо заходить и т.д.

На спортивных тюнингованных автомобилях часто ставят «короткоходную» кулису.

Суть короткоходной кулисы в том, что путь рычага кпп от нейтрали до передачи становится короче, чем был. Проще говоря: передачи включаются легче, ход рычага меньше – что дает существенное преимущество при переключении.

Отзыв о коробке передач (кпп)

ВАЗовские коробки передач на передний привод имеют одни и те же болячки. Все они воют и шумят, шестерни между собой имеют существенный люфт, из-за которой происходят дерганья при сбросе газа при движении на передаче. Как упоминалось выше – первая передача слишком короткая, а вторая длинная из-за чего появляется провал при разгоне, увеличивается износ. Установка другого ряда передач может решить проблему провала, но все спортивные ряды имеют большой шум при работе, чем обычная коробка, которая и так не отличается тишиной работы.

Обслуживание коробки передач, устранение проблем

Ниже приведены ссылки на статьи, с помощью которых вы можете ознакомиться с нужно информацией.

Надеемся, вы нашли ответы на свои вопросы.

Особенности ремонта пятиступенчатой коробки передач ваз 2106

В этой части перечислены главные особенности ремонта пятиступенчатой коробки передач на автомобиле ваз 2106

Чтобы облегчить снятие и последующую установку эластичной муфты, плотно обматываем ее скотчем.

Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?

Отвернув двумя ключами «на 19» три гайки и удалив три болта, снимаем муфту.

Снимаем фланец эластичной муфты, опору коробки передач, привод спидометра (см. Замена коробки передач).

Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?

Ключом «на 10» отворачиваем три гайки крепления шаровой опоры рычага переключения передач и.

Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?

… снимаем рычаг со шпилек задней крышки коробки передач.

Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?

Ключом «на 27» отворачиваем выключатель фонарей света заднего хода и.

Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?

Снимаем нижнюю крышку коробки передач (см. Ремонт коробки передач ваз 2106) и.

Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?

… ключом «на 13» отворачиваем гайку крепления задней крышки к картеру коробки передач.

Отворачиваем оставшиеся гайки крепления задней крышки к картеру коробки передач (см. Ремонт коробки передач ваз 2106).

Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?

Отверткой утапливаем шток включения заднего хода и V передачи.

Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?

Снимаем заднюю крышку коробки передач.

Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?

Снимаем задний подшипник вторичного вала и.

Шестерня 5-ой передачи КПП ВАЗ 2108

Уважаемые покупатели, во избежание ошибок при отправке шестерни 5-ой передачи КПП ВАЗ 21083, в строке «Комментарий» указывайте модель вашего автомобиля, год выпуска.

На любом автомобиле семейства ВАЗ имеется механизм переключения передач, который состоит из рычага переключения передач, шаровой опоры, тяги, штока выбора передач и коробки переключения передач.

Коробка передач предназначена для изменения крутящего момента, развиваемого двигателем с целью получения различных тяговых усилий на ведущих колесах при трогании автомобиля с места, разгоне, движении и преодолении дорожных препятствий; изменения скорости и направления движения автомобиля; возможности движения автомобиля с малыми скоростями, которые не могут быть обеспечены двигателем, и отсоединения на длительное время двигателя от трансмиссии на стоянке или при движении автомобиля по инерции (накатом).

Коробка КПП ВАЗ 21083 – двухвальная, пятиступенчатая коробка передач, которая объединяется дифференциалом и основной передачей, включается рычагом, находящимся в салоне машины.

Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?

1 – задняя крышка картера коробки передач, 2 – ведущая шестерня пятой передачи, 3 – шариковый подшипник первичного вала, 4 – ведущая шестерня четвертой передачи первичного вала, 5 – первичный вал, 6 – ведущая шестерня третьей передачи первичного вала, 7 – картер коробки передач, 8 – ведущая шестерня второй передачи первичного вала, 9 – шестерня заднего хода, 10 – промежуточная шестерня заднего хода, 11 – ведущая шестерня первой передачи первичного вала, 12 – роликовый подшипник первичного вала, 13 – сальник первичного вала, 14 – сапун, 15 – подшипник выключения сцепления, 16 – направляющая втулка муфты подшипника выключения сцепления, 17 – ведущая шестерня главной передачи, 18 – роликовый подшипник вторичного вала, 19 – маслосборник, 20 – ось сателлитов, 21 – ведущая шестерня привода спидометра, 22 – шестерня полуоси, 23 – коробка дифференциала, 24 – сателлит, 25 – картер сцепления, 26 – пробка для слива масла, 27 – ведомая шестерня главной передачи, 28 – регулировочное кольцо, 29 – роликовый конический подшипник дифференциала, 30 – сальник полуоси, 31 – ведомая шестерня первой передачи вторичного вала, 32 – синхронизатор первой и второй передач, 33 – ведомая шестерня второй передачи вторичного вала, 34 – ведомая шестерня третьей передачи вторичного вала, 35 – синхронизатор третьей и четвертой передач, 36 – ведомая шестерня четвертой передачи вторичного вала, 37 – шариковый подшипник вторичного вала, 38 – ведомая шестерня пятой передачи вторичного вала, 39 – синхронизатор пятой передачи, 40 – вторичный вал.

Корпус КПП ВАЗ 21083 изготовлен из сплава алюминия и состоит из 3-х частей: картера КПП (7), картера сцепления (25) и задней крышки картера КПП (1). Между частями нанесен бензомаслостойкий герметик-прокладка. Гнездо картера оснащено специальным магнитом, на котором собираются металлические остатки износа.

Первичный вал (5) представляет собой блок с ведущими шестернями, которые постоянно сцеплены с ведомыми шестернями передач переднего хода. Вторичный вал (40) оснащен съемной ведущей шестерней главной передачи (17). На этом валу находятся ведомые шестерни передач переднего хода 31 – 1-я, 33 – 2-я, 34 – 3-я, 36 – 4-я, 38 – 5-я и соответствующие им синхронизаторы 32 – для 1-й и 2-й, 35 – для 3-й и 4-й и 39 – для 5-й.

На валах установлены передние роликовые подшипники (18, 12) и задние шариковые (3, 37). Радиальное расстояние в шариковых подшипниках не должно превышать 0,04 мм, в роликовых – 0,07 мм.

Механизм переключения передач служит для смены передач в коробке и управляется водителем с помощью рычага из салона автомобиля. Чтобы исключить самопроизвольное выключение передач в привод управления КПП введена реактивная тяга, один конец которой связан с силовым агрегатом, а к другому концу прикреплена обойма шаровой опоры.

Уровень масла в коробке передач (КПП) ВАЗ 2108-21099 всегда должен быть «на уровне». Ведь даже незначительное его падение может погубить пятую передачу. КПП — не двигатель, масло в ней не «горит» и исчезает лишь из-за негерметичности уплотнений.

В КПП ВАЗ 2108-099 с завода заливают масло ТМ-5-9п, которое рассчитано на пробег 70-80 тысяч километров.

Ремонт КПП необходим при следующих признаках: шум при включении передач, трудное включение и выключение передач, самопроизвольное включение передач, утечка трансмиссионного масла.

В некоторых случаях можно обойтись только добавлением масла. Если признаки неисправности не исчезли, необходимо переходить к ремонту КПП. Первый вариант – это обратиться на СТО. Ремонт КПП ВАЗ 21083 вполне реально и у себя в гараже.

Другие артикулы товара и его аналогов в каталогах: 21083 -1701158-00, 21083170115800.

ВАЗ 2108, Ваз 2109-099.

Любая поломка – это не конец света, а вполне решаемая проблема !

Как самостоятельно заменить шестерню пятой передачи на автомобиле семейства ВАЗ 2108-21099.

С интернет – Магазином AvtoAzbuka затраты на ремонт будут минимальными.

Просто СРАВНИ и УБЕДИСЬ .

Не забудьте поделиться со своими друзьями и знакомыми найденной информацией, т. к. она им тоже может понадобится — просто нажмите одну из кнопок социальных сетей, расположенных выше.

Муфта синхронизатора КПП 5-ой передачи ВАЗ (2108-2112, 2170) в сборе

Уважаемые покупатели, во избежание ошибок при отправке муфты синхронизатора ВАЗ (2108) КПП 5-ой передачи в сборе, в строке «Комментарий» указывайте модель вашего автомобиля, год выпуска.

Коробка передач предназначена для изменения крутящего момента, развиваемого двигателем с целью получения различных тяговых усилий на ведущих колесах при трогании автомобиля с места, разгоне, движении и преодолении дорожных препятствий; изменения скорости и направления движения автомобиля; возможности движения автомобиля с малыми скоростями, которые не могут быть обеспечены двигателем, и отсоединения на длительное время двигателя от трансмиссии на стоянке или при движении автомобиля по инерции (накатом).

В состав комплекта муфты синхронизатора 2108 -1701176 в сборе входят:

Муфта синхронизатора 5 передачи 2108 — 1701116-10 – 1 шт.;

Ступица синхронизатора с сухарями и пружинами 21083 – 1701174 -10 – 1 шт.;

Коробка КПП ВАЗ 21083 – двухвальная, пятиступенчатая коробка передач, которая объединяется дифференциалом и основной передачей, включается рычагом, находящимся в салоне машины.

Все современные механические коробки передач, а также роботизированные коробки передач являются синхронизированными. В таких коробках для того, чтобы включить передачу, производится выравнивание частоты вращения вала и шестерни. Синхронизацию обеспечивает одноименное устройство – синхронизатор.

Помимо плавного переключения передач синхронизатор снижает износ механического соединения, шум при переключении и, тем самым, увеличивает срок службы коробки передач.

Синхронизаторами оборудуются все передачи коробки передач легкового автомобиля, в том числе передача заднего хода. Принцип действия синхронизатора основан на использовании сил трения при выравнивании скоростей. Чем выше разница в частотах вращения вала и шестерни, тем больше должна быть величина силы трения для их синхронизации. Выполнение данного условия достигается путем увеличения площади поверхности соприкосновения – установкой дополнительных фрикционных колец.

Синхронизатор состоит из ступицы с сухарями, муфты включения, блокирующего кольца и шестерни с фрикционным конусом. В конструкции коробки передач один синхронизатор обслуживает две передачи (шестерни).

Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?

1. блокирующее кольцо; 2. ступица; 3. сухарь; 4. кольцевая пружина; 5. фрикционный конус шестерни; 6. шестерня; 7. блокирующее кольцо; 8.муфта синхронизатора; 9. сухарь; 10. шестерня.

Конструктивной основой синхронизатора является ступица. Она имеет внутренние и наружные шлицы. С помощью внутренних шлицев ступица соединяется с вторичным валом коробки передач и имеет возможность осевого перемещения по нему в разные стороны. Наружные шлицы соединяют ступицу с муфтой включения.

По окружности ступицы под углом 120° выполнены три паза, в которые установлены подпружиненные сухари. В синхронизаторе сухари нажимают на блокирующее кольцо при включении передачи и способствуют блокировке муфты на этапе синхронизации.

Муфта включения (другое название – муфта синхронизатора) обеспечивает жесткое соединение вала и шестерни. Муфта насажена на ступицу и имеет внутренние шлицы. На шлицах выполнена кольцевая проточка, в которой размещаются выступы сухарей. Снаружи муфта синхронизатора соединяется с вилкой коробки передач.

Блокирующее кольцо обеспечивает синхронизацию и препятствует замыканию муфты до момента выравнивания скоростей вала и шестерни. С внутренней стороны блокирующее кольцо имеет коническую поверхность, которая взаимодействует с фрикционным конусом шестерни. Снаружи блокирующее кольцо имеет шлицы, с помощью которых производится блокировка муфты включения.

На торцевой поверхности блокирующего кольца со стороны ступицы выполнено три паза, в которые входят сухари ступицы. Пазы препятствуют прокручиванию кольца при соприкосновении с фрикционным конусом (в них упираются сухари). Размер пазов в 1,5 раза превышает размер сухарей. В некоторых конструкциях синхронизаторов, наоборот, на блокирующем кольце выполнены выступы, а пазы — в ступице.

Для увеличения поверхности соприкосновения, снижения усилия при переключении передач применяются многоконусные синхронизаторы: двухконусный, трехконусный. Например, в трехконусном синхронизаторе помимо блокирующего (наружного) кольца устанавливается еще внутреннее и промежуточное кольца. Для предотвращения проворачивания на кольцах выполнены выступы, которые фиксируются в пазах шестерни и блокирующего кольца.

Таким образом, в трехконусном синхронизаторе созданы три поверхности трения: между конусом шестерни и внутренним кольцом, между внутренним и промежуточным кольцом, между промежуточным и блокирующим кольцом. В зависимости от конструкции в одной коробке передач могут устанавливаться синхронизаторы с различным числом конусов.

В нейтральном положении рычага коробки передач муфты синхронизаторов находятся в среднем положении, шестерни на ведомом валу вращаются свободно, поток мощности не передается.

Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?

1. сухарь; 2. включаемая шестерня; 3.блокирующее кольцо; 4. муфта синхронизатора; 5. ступица; 6. торец шлица муфты синхронизатора;7. торец шлица блокирующей муфты; 8. паз в ступице; 9. выступ блокирующего кольца; 10. зубчатый венец шестерни.

При включении передачи вилка перемещает муфту синхронизатора из среднего положения в направлении шестерни. Вместе с муфтой сдвигаются сухари, которые воздействуют на блокирующее кольцо. Кольцо прижимается к конусу шестерни. На поверхности возникает сила трения, которая поворачивает кольцо до упора сухарей в пазах кольца (кольцо стопорится от проворачивания).

Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?

В этом положении блокирующее кольцо препятствует дальнейшему продвижению муфты синхронизатора по оси вала, так как торцы шлицев блокирующего кольца располагаются напротив торцов шлицев муфты.

Далее под действием сил трения происходит синхронизация скоростей шестерни и ведомого вала. Когда скорости выровнены, под нажимом шлицев муфты блокирующее кольцо поворачивается в противоположную сторону, блокировка муфты снимается, шлицы муфты свободно проходят для зацепления с венцом шестерни. Происходит жесткое соединение вторичного вала коробки передач и шестерни.

Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?

Несмотря на множество операций, весь процесс синхронизации и включения передачи занимает доли секунды.

Уровень масла в коробке передач (КПП) ВАЗ 2108-2111 всегда должен быть «на уровне». Ведь даже незначительное его падение может погубить пятую передачу. КПП — не двигатель, масло в ней не «горит» и исчезает лишь из-за негерметичности уплотнений.

В КПП ВАЗ 2108 — 21099 с завода заливают масло ТМ-5-9п, которое рассчитано на пробег 70-80 тысяч километров.

Ремонт КПП необходим при следующих признаках: шум при включении передач, трудное включение и выключение передач, самопроизвольное включение передач, утечка трансмиссионного масла.

В некоторых случаях можно обойтись только добавлением масла. Если признаки неисправности не исчезли, необходимо переходить к ремонту КПП. Первый вариант – это обратиться на СТО. Ремонт КПП ВАЗ 21083 вполне реально и у себя в гараже.

Другие артикулы товара и его аналогов в каталогах: 2108 -1701176-10РК, 21080170117610.

ВАЗ 2108, ВАЗ 2109-099, ВАЗ 2110-2112, ВАЗ 2170.

Любая поломка – это не конец света, а вполне решаемая проблема !

Как самостоятельно заменить муфту синхронизатора пятой передачи в сборе на автомобиле семейства ВАЗ 2108- 2112, ВАЗ 2170.

С интернет – Магазином AvtoAzbuka затраты на ремонт будут минимальными.

Просто СРАВНИ и УБЕДИСЬ .

Не забудьте поделиться со своими друзьями и знакомыми найденной информацией, т. к. она им тоже может понадобится — просто нажмите одну из кнопок социальных сетей, расположенных выше.

Коробка передач ваз 2105 5 ступенчатая схема

Устройство КПП ВАЗ 2107 и схема ее сборки достаточно сложны, вследствие чего ее диагностику и ремонт традиционно поручают специалистам. Но для осмысления принципа ее работы познакомиться с ее устройством лишним не будет.

Коробка передач или же трансмиссия — это именно та система, которая наиболее часто выходит со строя, поэтому при ее пользовании необходимо соблюдать некоторые правила, чтобы продлить ее ресурс.

Назначение КПП

5-ти ступенчатая КПП в автомобиле ВАЗ 2107 необходима для передачи вращающего момента от мотора с дальнейшей передачей его трансмиссионной системе. Установленная на ВАЗ 2107 коробка,располагает 6-ю скоростями: 5 передних и 1 задняя.

Схема устройства КПП

Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?

Сама по себе схема переключения передач 5-ти ступенчатой коробки практически такая же, как и 4-х ступенчатой, лишь с тем отличием, что к ней добавлена еще одна 5-ая скорость, которая включается перемещением рычага влево до конца и вперед. Схематическое изображение главных узлов конструкции выглядит так:

Трансмиссия ВАЗ 2107 заключается в корпус №3, который закрыт крышками. Вверху расположен рычаг переключения №5.

Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?

Главные системы и части КПП находятся в корпусе №3.

Трансмиссионная система складывается из трех валов:

  • первичного с четырьмя шестеренками;
  • вторичного №10 с шестеренками;
  • промежуточного.

Поскольку схемы этих механизмов отличаются сложностью, остановимся на них подробней.

Первичный вал

Первичный вал — это одно целое с шестернями, вращающимися на подшипнике №3, который находится в картере КПП.

Вторичный вал

Вторичный вал — это в некотором роде продолжение первичного вала. На нем находятся шестеренки 1-ой №23, 2-ой №24 и 3-ей №25 скоростей, которые перемещаются в заданных положениях, которые входят в сцепление с надлежащими шестеренками промежуточного №1. Шестеренки отличаются по диаметру, вследствие чего изменяется величина вращающего момента.

Вторичный вал вращается на подшипниках №9, №11 и №12. 1-ый – роликовый ставится в первичный, другие — в картер и заднюю крышку.

Промежуточный вал

Промежуточный вал необходим, чтобы передавать вращающий момент необходимой величины к вторичному от первичного. Вращение происходит на шарикоподшипниках №2, №22 и №19. Шестеренки и вал представляют собой одно целое. В данном блоке находятся шестерни 5-ой №18 и задней №20 передач. Задняя ставится на вал №21, соединяется со вторичными шлицами.

Заливается трансмиссионная смазка в коробку ВАЗ 2107, посредством отверстия №11, которое находится в левой части корпуса и закрывается специальной заглушкой. Нижняя часть корпуса закрывается крышкой из стали, закрепленной гайками. Места, где соединяется крышка и корпус, герметизируется с помощью прокладок, которые предотвращают возможную течь смазки. Подшипники всех осей закрываются специальными сальниками, не дающими смазке возможности вытечь.

Объем масла, который необходим для заправки КПП ВАЗ 2107, — приблизительно 1,6 л. Отдельные водители льют смазывающую жидкость через то место, где ручка вставляется в коробку. Этот способ существенно легче обычного, потому что ручка располагается в легкодоступном месте, чего никак нельзя сказать о горловине для заливки масла.

Переключение скоростей происходит посредством вилок, приводимых в движение рычагом. Ключевые части системы переключения передач продемонстрированы на схеме.

Механизм переключения передач

Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?

Номера 1, 2 и 16 — это вилки скоростей: 3-я, 4-я, 1-я и 2-я, задняя и 5-я. Штоки вилок №5,№ 7 и №9, управляются рычагом №8, который расположен в салоне машины.

Переключения скоростей работает по следующей схеме: если рычаг №8 меняет положение, происходит сцепление шарнира с выемкой, которая находится на одной из осей, иной конец которого находится в жестком сцеплении с вилкой №3. Она, в свой черед, заходит в углубление на шестеренке переднего хода под номерами 16, 23, 24, 25 либо №20 заднего. Рычаг 8 перемещает вилку, что ведет к сцеплению с необходимой шестерней вторичного вала с надлежащей шестеренкой промежуточного. Происходит замыкание цепи передачи вращающего момента и вторичная ось вращается со скоростью, которая отвечает передаточному числу зацепленных шестеренок. Если включать передачу назад, то в отличие от других, рычаг во время движения будет утапливаться вниз.

Как вы смогли убедиться, устройство и схема работы пятиступенчатой КПП ВАЗ 2107 довольно сложные, вследствие этого не советуем ее ремонтировать без необходимых знаний. Лучше доверить эту процедуру профессионалам.

Страница 1 из 3

Основные работы по ремонту пятиступенчатой коробки передач схожи с ремонтом четырехступенчатой коробки передач. Разборка и сборка четырехступенчатой коробки описана в статье – «Ремонт КПП ».

У пятиступенчатых коробок передач c 1992 г. не устанавливается шайба на вторичном валу и изменена конфигурация вторичного вала и ступицы муфты синхронизатора V передачи. На вторичном валу диаметр под ступицу был 28, стал 25 мм; ширина посадочной части ступицы стала больше и посадочный диаметр уменьшен с 28 до 25 мм.

Указанные детали не взаимозаменяемы с ранее выпускавшимися, поэтому при ремонте ко

Модернизация 4-ст. КПП «Жигулей» в 5-ст

К перечню статей ВАЗ2101-2107

Модернизация 4-ст. КПП «Жигулей» в 5-ст

В этой статье поделюсь своим сугубо практическим опытом такой переделки.

Необходимость в ней возникла при переборке коробки с вышедшей из строя пятой передачей – в блоке шестерён вылетело несколько зубьев. После посещения ряда магазинов выяснилось, что блок шестерёнок «старого образца» стоит 320грн , в 3 раза дороже точно такого же «нового». Разница у них на один зуб, т. е. новый более «мелкомодульный», а значит, теоретически и менее шумный. Страдает ли при таком уменьшении профиля зубьев нагрузочная способность шестерён пятой передачи выяснить не удалось.

Для переделки КПП4 в КПП5 для владельцев коробок выпущеных после 80го года достаточьно лиш купить Рем. комплект КПП ВАЗ 2101-07 5-ти ст. нов.обр., цена 400грн.

Что входит в ремкомплект нового образца и чего там не хватает для полного счастья. Полный его состав показан на фотографиях.

Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?

Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?

Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?

Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?

1. Блок шестерен 5-й/задней передачи
2. Вторичный вал
3. большая шестерня заднего хода
4. Ступица 5-й передачи
5. Втулка с маслоподводящими канавками
6. Синхронизатор 5-й передачи
7. Втулка с маслоотражательным кольцом
8. Хвостовик («вертолет»)
9. Промежуточная шестерня заднего хода

Это то, что обычно содержится в магазинных комплектах и не хватает там:

1. пружинной шайбы между шестернёй заднего хода и ступицей (вторая слева) 2. стопорного кольца ступицы (пятое слева) 3. Задняя крышка КПП5 (они более выдутая по сровнению с родной) со всем причандалом 4. Стопорная пластина перетачивается (сразу видно какую часть надо сточить) 5. Вилка включения пятой передачи 6. Ось промежуточной шестерни заднего хода

Пружинное кольцо любое, с внутренним диаметром 30 мм – с его поиском проблем не возникло. Побегать пришлось со стопорным кольцом, с внутренним диаметром 27 мм. Нашёл похожее, с подходяшей под паз на валу толщиной, но большего диаметра. Доработать его довольно просто: подпилить немного концы на наждаке, зачистить поверхность до белого металла и, сжав в тисках до нужного диаметра, равномерно прогреть (зажигалкой, например) до синего цвета побежалости. При этом после извлечения из тисков сохраниться не только новый размер, но и упругость и закалка кольца.

Остальные все детали используются от старой коробки, в т. ч. муфта синхронизатора 5-й передачи. Обратите внимание на то, чтобы при установке стопорного кольца оно садилось в паз не свободно, а с натягом, т.е. чтобы ступицу пришлось немного поджимать. В противном случае необходимо подобрать более выгнутую пружинную шайбу.

Поджимать удобно с помощью отрезка металлической трубки необходимой длины, надетой на вторичный вал и гайки хвостовика, как показано на фото.

Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?

Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?

Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?

Как устроена и функционирует коробка передач на автомобиле ваз 2105?

Обратите внимание, что стопорное кольцо ставится сразу после ступицы, а шайба с канавками — после него. На фотографии комплекта вверху они перепутаны местами.

Единственное, что можно добавить – это проверка балансировки промвала на двух полосках металла с заточенными и отполированными боковинками. Но это скорее для морального спокойствия, так как за всю практику дополнительно балансировать его не пришлось ни разу.

А вот для тех у кого КПП ище до 80х годов выпуска придется не очень сладко. Рем комплектом тут не обойтись(профиль шестерней промежуточного вала не подходит под шестерни вторичного и первичного валов. Но выход есть. Главное состыковать шестерню пятой передачи с родным промежуточным валом, при наличии токарного станка и смекалки не проблема. Вторичный вал перетачивается под профиль вала для КПП5.

1. шестерни пятой
2. вилка включения задней/пятой
3. крышка КПП5 с механизмом выбора передач
4. ось промежуточной шестерни задней передачи

Собирается все аналогично первому варианту.

Источник http://avto-stolica.ru/obsluzhivanie/kak-ustroena-i-funktsioniruet-korobka-peredach-na-avtomobile-vaz-2105.html
http://tuning-vaz2106.ru/raznoe-2/korobka-peredach-vaz-5-peredach-sxema-ustrojstvo-i-texnicheskie-xarakteristiki-foto-i-video.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: