Как водить автомобиль с автоматической коробкой передач

Содержание

Как водить автомобиль с автоматической коробкой передач

Как управлять автоматической коробкой передач

Автоматические коробки передач существенно облегчили жизнь автомобилистам. Особенно они пришлись по вкусу представительницам прекрасного пола. Ведь при управлении машиной с АКПП не нужно думать, когда переключать ступени и проводить эту операцию. Автоматика делает все самостоятельно. Водитель, по сути, задействует в управлении машиной одну правую ногу. Но все же многие задумываются над вопросом, как управлять автоматической коробкой передач в различных условиях и ситуациях на дороге? И в данном случае действительно есть некоторые нюансы.

Основные режимы работы агрегата

На месте привычного водителям с «механикой» рычага КПП, в машинах с «автоматом» находится селектор в виде небольшого рычажка. Чаще всего классические АКПП обладают 4 ступенями. Обычно существуют такие режимы функционирования коробки-автомата:

  • «паркинг» P предназначен для стоянки авто. В данной ситуации блокируются колеса ведущей оси. Это аналогично активизации ручного тормоза. Именно на описываемом режиме требуется запускать, а также глушить силовой агрегат. Перемещать в данную позицию селектор во время езды категорически запрещается. Это может спровоцировать серьезные неисправности агрегата.
  • Реверс R – активизация передачи заднего хода. В данную позицию селектор также переводится после полной остановки авто.
  • Нейтраль N – нейтральная позиция. Ничего в данный момент не включено и колеса никоим образом не связаны с силовым агрегатом. Они вращаются свободно.
  • Драйв D – режим для езды вперед. Именно в данном режиме агрегат способен автоматически переключать ступени при движении вперед, зависимо от степени нажатия на педаль акселератора и различных условий. В случае же снижения скорости, коробка-автомат будет самостоятельно активизировать режим торможения мотором. Интересно, что в описываемом режиме, даже при стоянии под горку машина не будет скатываться назад. Но это действует, если горка не крутая. В противном случае все же возможно плавное скатывание.

Требуется отметить, что многие АКПП, особенно современные модели обладают дополнительными режимами, предназначенными для передвижения в определенных условиях. К таковым относятся:

  • Зимний режим предназначен для исключения пробуксовывания колес при троганьи и переключении ступеней. В данной ситуации авто стартует со 2 ступени. Переключение же последующих передач происходит при меньших оборотах агрегата. Это существенно снижает вероятность заноса. Кроме зимней поры, данным режимом пользоваться не рекомендуется. Ведь в таком случае агрегат функционирует с нагрузкой.
  • Режим OverDrive или O/D обычно имеется в агрегатах с тремя или более ступенями. Чаще всего кнопка данного режима расположена на селекторе переключения. При ее активизации агрегат не будет переключаться выше 3 ступени. Это может быть необходимо для обгона, а также движения по затяжных подъемах, когда силовой агрегат теряет тягу и КПП начинает переключаться то на третью, то на четвертую ступень.
  • Режим Kick-Down. Включается путем резкого нажатия на акселератор. В тоге агрегат переключается на две либо одну ступень ниже. Это позволяет добиться существенного ускорения. Да и переключение на повышенные ступени в данном случае происходит при более высоких оборотах. Специалисты не рекомендуют применять данный режим, чтобы резко стартовать с места. Лучше набрать скорость хотя бы 20 км/ч, а затем жать педаль в пол. Это избавит агрегат от чрезмерных нагрузок.
  • PWR/Sport. Указанный программный режим предназначается для активного драйва. Переключение ступеней осуществляется при более высоких оборотах агрегата. В результате обеспечивается более активный разгон. Причем и расход горючего будет на максимальной отметке.

Вождение автомобиля с автоматической коробкой передач

Перемещать рукоятку КПП в определенный режим возможно при соблюдении трех условий:

  • Запущенный силовой агрегат;
  • Нажатая педаль тормоза;
  • Утопленная кнопка на самом селекторе.

Требуемый режим активизируется через секунду-две после перемещения рычага. За это время обороты мотора несколько упадут.

Сразу же после включения следует отпустить педаль тормоза, и машина начнет движение. Стоит помнить, что в режимах D и R силовой агрегат постоянно толкает машину даже при полностью отпущенной педали акселератора. Именно работа педалью газа является для АКПП ключевым сигналом работы. Если нажимать плавно, то и переключения будут медленными и на невысоких оборотах. При необходимости интенсивного разгона, следует резко нажать на педаль, «коробка» перейдет на ступень либо две ниже и начнется интенсивный разгон.

Как ездить на вариаторе

Классическая АКПП обладает одним недостатком. После нажатия на педаль проходит около секунды перед началом резкого разгона. Конечно это немного, однако в некоторых случаях (при рискованных обгонах и пр.) секунда решает многое. Поэтому данный нюанс следует учитывать.

При необходимости остановки следует просто нажимать на педаль тормоза. Перемещать селектор не нужно. При кратковременных остановках перед светофором рычаг из положения D не убирается, а педаль удерживается в нажатой позиции. Если же впереди пробка либо остановка будет более продолжительной (больше полминуты), лучше перевести рычаг в положение N либо P, это сэкономит топливо, которое тратится на толкание заторможенной машины. Необходимо помнить, что с позиции D на N и в обратном направлении селектор переводится без нажатия кнопки на нем. Это удобно при езде в пробах для частого перемещения в обоих направлениях.

Если авто катится с горки, не рекомендуется переводить селектор в режим N. Ведь при езде на обычном «Драйве» агрегат самостоятельно активизирует торможение двигателем. При этом не перегреваются тормозные колодки. Если все же захотелось скатиться на нейтральной ступени, то перемещать селектор следует без нажатия кнопки. Возвращать АКПП на режим D следует также не нажимая кнопку. Таким образом, можно исключить ошибочное включение режимов заднего хода либо P. Да и машина быстрее остановится.

Как ездить с прицепом на машине с АКПП?

Необходимо отметить, что буксировка на машине с коробкой-автоматом – явление нежелательное. Особенно это касается буксировки другого транспортного средства. В данной ситуации происходит перегрев трансмиссионного масла в результате повышенных нагрузок на компоненты коробки передач.

Что касается прицепов, то не тяжелые экземпляры следует буксировать на обычном режиме D. При этом скоростной режим не ограничивается. Если же прицеп тяжелый, то на машине должен быть дополнительный масляный радиатор КПП. Установить таковой достаточно сложно даже на авторизованных сервисах. Поэтому при постоянной надобности буксировки тяжелого прицепа, лучше приобрести машину с «автоматом» с уже установленным радиатором. Обычно он присутствует на больших пикапах и внедорожниках, способных буксировать тяжелые прицепы.

Также для передвижения с прицепом подойдет режим, который блокирует переключение АКПП выше второй ступени. При этом описываемый режим не стоит активизировать при езде со скоростью более 80 км/ч.

Буксировка машины с автоматической коробкой передач

Пожалуй, данный вопрос является одним из наиболее распространенных среди владельцев машин с «автоматами». Такие авто буксировать разрешено, однако исключительно при запущенном силовом агрегате и на нейтральной позиции селектора АКПП. При этом скоростной режим ограничивается отметкой в 50 км/ч, а максимальная дальность буксировки не должна превышать 50 км. Если же силовой агрегат машины не запускается, то лучше вызвать эвакуатор, нежели впоследствии проводить дорогостоящий ремонт трансмиссии. В любом случае перед буксировкой лучше прочитать инструкцию по эксплуатации машины данной модели. Ведь некоторые изготовители вообще запрещают буксирование авто с «автоматами». Другие ограничивают скорость 30 км/ч, а дистанцию 30 км.

Неисправности автоматической коробки передач

Что касается буксировки машиной с АКПП, то она вообще нежелательна. Если же другого выхода из сложившейся ситуации не найти, то следует проверить, какой вес буксируемого транспортного средства. Он должен быть меньше либо равен весу тягача. Буксировка возможна исключительно в положении селектора L либо 2. Данный режим ограничивает переключение 2 ступенью. При этом скорость буксировки не должна быть более 40 км/ч.

Некоторые рекомендации собственникам авто с коробкой-«автоматом»

Как уже упоминалось выше, на машинах, оснащенных классическими автоматическими трансмиссиями возможно торможение мотором. Для езды по затяжным спускам следует отжать кнопку O/D (при ее наличии), что заставит агрегат перейти на третью ступень и мягко тормозить двигателем. При этом машина не разгонится более 80 км/ч. Данная возможность не может быть применена на скоростях выше 120 км/ч.

Для езды по крутым спускам следует перевести селектор в позицию 2. Это ограничит скорость езды на отметках 40-60 км/ч. Для передвижения вне асфальтовых дорог с присутствием очень крутых спусков и подъемов следует перевести селектор в позицию L. В итоге машина не сможет разгоняться более 10-20 км/ч. На подъемах же в таком случае можно пользоваться наибольшим крутящим моментом агрегата.

Вообще же машины с АКПП «не любят» бездорожья. Ведь в данном случае возможна пробуксовка колес, равно как и при езде по зимним дорогам. А это чревато чрезмерным износом деталей АКПП. Если машина застряла в луже или грязи, не следует газовать вовсю. Для преодоления препятствия подходит режим L либо 1. Лучше же попробовать отъехать назад по своей же колее.

Нужно обязательно помнить, что непрогретый агрегат не любит нагрузок и большой скорости. Даже в летние месяцы необходимо первые пару-тройку километров пути двигаться плавно без резких рывков и ускорений. Нужно подождать разогрева масла в силовом агрегате и АКПП до рабочей температуры. А ведь в трансмиссии оно прогревается в несколько раз медленнее.

В зимние же холода прогревая мотор, можно попеременно перемещать селектор КПП в различные положения, задерживаясь на каждом. Это позволит немного прогреть масло в АКПП. Разрешается постоять на включенном режиме «Драйв» и нажатой педали тормоза. Кроме того, с целью более быстрого прогрева агрегата в зимние морозы, можно проехать первые километры с активизированным зимним режимом.

Многие владельцы авто с «автоматом» несправедливо считают, что машине не нужен ручной тормоз. Действительно, собственники таких авто, ручником практически не пользуются. Многим вполне достаточно режима P. Однако правила эксплуатации машин в обязательном порядке содержат пункт, который гласит, что всегда следует пользоваться стояночным тормозом, не надеясь на стояночный режим работы трансмиссии.

Действительно, стояночное положение P – это что-то сродни включенной передаче на неработающем двигателе машины с механической коробкой передач. Ручником же пользоваться обязательно необходимо в случае остановки с работающим мотором, особенно если водитель выходит из салона авто. Кроме того, ручник понадобится в случаях потребности в надежной фиксации машины. Это может быть замена колеса на запасное и пр. На крутых уклонах также лучше затянуть ручной тормоз. Ведь именно на крутых склонах режим паркинга, который блокирует ведущие колеса машины, нагружается в большей степени. В результате возможно самовольное снятие селектора с режима Паркинга. В данной ситуации перед началом движения следует первоначально перевести рычаг селектора с режима P, а затем послаблять ручной тормоз и начинать езду.

Напоследок стоит отметить, что расход горючего при езде с автоматической трансмиссией будет больше, нежели с механикой. Особенно эта разница проявляется при разгонах. Причем чем он интенсивней, тем серьезнее повышается расход горючего. Ремонт же АКПП – удовольствие недешевое. Хотя эти сложные агрегаты обладают высокой надежностью и выхаживают серьезные пробеги.

Управление автомобилем с автоматической коробкой передач

Эксплуатация23 ноября 2016

Автомат (автоматическая трансмиссия, АКП или АКПП) – это воистину революционное открытие в мире автомобилестроения, которое позволило в разы увеличить число автолюбителей по всему миру. Изначально она предназначалась для американских домохозяек. Сейчас на АКПП ездит большинство автолюбителей в США и менее половины водителей России. В Европе до сих пор предпочитают механику из соображений практичности езды по бездорожью, однако автомобили с автоматической трансмиссией здесь составляют порядка 20% от рынка новых машин.

Преимущества автоматической трансмиссии

В настоящей статье будет рассмотрено, как управлять автомобилем с классической гидромеханической АКП. При езде на автомате требуется минимальное участие водителя в переключении передач (скоростей). Чтобы поехать на такой машине, нужно всего лишь включить режим D (движение) с помощью рычага коробки передач. Машина при этом сразу тронется, если, конечно, не нажимать на тормоз. АКПП сама будет переключать передачи при поездке в зависимости от скорости движения автомобиля.

Узнайте больше о принципе работы автоматической коробки передач.

Ездить на автомате существенно легче, чем с механикой, поскольку на автомобиле с АКПП не нужно выжимать сцепление и переставлять рычаг для переключения передач во время движения. Это удобно в условиях больших городов с пробками на дорогах. При езде на автомате задействуется только одна нога (правая), которую достаточно лишь снимать с педали тормоза, чтобы двигаться в медленном темпе в режиме D.

Кроме этого, коробка на автомате приветствуется представительницами слабого пола по причине того, что позволяет ездить за рулем в обуви на каблуках. Это немаловажное для всех автоледи преимущество АКПП перед механикой.

Недостатки АКПП

Автомат имеет и свои минусы в эксплуатации:

  • более дорогой сервис по сравнению с машиной с механической трансмиссией (стоимость замены масла и ремонта будет существенно выше);
  • больший расход топлива;
  • слегка замедленная реакция при резком повышении или снижении скорости.

Режимы АКПП

АКПП снабжена следующими основными режимами:

  • движение вперед — D;
  • парковка — Р;
  • задняя скорость — R;
  • нейтральное положение — N.

Могут быть предусмотрены и другие режимы, (зависит от комплектации и модели кара). Так, довольно часто встречаются:

  • зимний (W);
  • пониженный режим (D3 и D2 или S и L).

Расшифровка схемы управления

Переключение режимов производится с помощью селектора (рычаг выбора диапазона). Он представляет собой рычаг с кнопкой сбоку или сверху. Для его переключения необходимо нажать (утопить) данную кнопку и передвинуть рычаг к нужному режиму, обозначенному соответствующей буквой.

Категорически запрещено переключаться в процессе движения с режима D на P или R. Это грозит поломкой автоматической трансмиссии.

Не рекомендуется переключаться на ходу на режим N, так как может произойти занос из-за потери связи двигателя с колесами. Допускается переключение на режим пониженной передачи в процессе движения для торможения двигателем.

Режим движения вперед обозначается буквой D от слова drive. При условии непродолжительных промежутков торможения во время езды (например, перед светофором), режим АКПП менять не нужно. Однако, если время ожидания начала движения затягивается, то желательно переключиться на режим N или P. Это позволить уберечь коробку от излишнего износа. Нежелательно также переключаться на режим N при езде под горку, как на механике. Это не снизит расход топлива на автомобиле с автоматической трансмиссией, а станет причиной лишней нагрузки на коробку.

В режиме парковки (P) блокируются колеса и можно оставить автомобиль с заведенным или заглушенным мотором даже на местности с уклоном. Однако производители рекомендуют не пренебрегать дополнительно ручным тормозом (ручником) при парковке под уклоном. Перед началом движения нужно не забыть снять машину с ручника.

Для езды задним ходом на автомобилях с АКПП предусмотрен режим R (от слова реверс). При переключении селектора в положение, обозначенное этой буквой, машина начинает двигаться назад. Если при режиме D имеется в среднем 4 передачи, то для езды задним ходом предусмотрена только одна (первая) передача. Задняя скорость АКПП позволяет автомобилю плавно двигаться назад в отличие от механической трансмиссии, для которой надо газовать, чтобы поехать назад.

Нейтральный режим (N) позволяет находиться автомобилю с автоматической трансмиссией в заведенном состоянии без движения, если она не расположена под уклоном. При этом колеса машины не фиксируются как в режиме парковки. Этот режим позволяет буксировать автомобиль на небольшие расстояния.

Водителю необходимо всегда держать нажатой педаль тормоза при заведении двигателя и установке режима АКПП. Нельзя оставлять автомобиль на стоянке на другом режиме, нежели Р, без включенного ручного тормоза. Если оставить автомобиль с коробкой автомат на любом другом режиме, машина может покатиться (при наличии уклона).

Правила вождения машины с АКПП

Необходимо учитывать следующие особенности вождения автомобиля с автоматической коробкой передач:

  1. Управляя машиной с АКПП, рекомендуется резко не давить на педали газа и тормоза без исключительной надобности (аварийной ситуации). На механике вручную можно быстро переключить передачу или сбросить ее, а автомату нужно чуть больше времени для такого действия. Автоматическая коробка постепенно и последовательно переключает скорости при наборе (снижении) мощности. Это дает преимущество для механической коробки передач в зимнюю пору. При заносе авто, на механике проще затормозить скоростями (резко переключиться на первую скорость). При частой езде рывками происходит ускоренный износ коробки автомат и возможно возникновение толчков и рывков при дальнейшей эксплуатации. Замена и ремонт автоматической трансмиссии требуют значительных затрат.
  2. Нельзя буксировать автомобиль с АКПП. Лучше, если случится такая необходимость, обратиться к услугам эвакуатора. Однако в безвыходных ситуациях можно буксировать машину с автоматической трансмиссией несколько километров в режиме N. При этом желательно, чтобы двигатель автомобиля был заведенным.
  3. Коробка автомат категорически не предназначена для езды по бездорожью. В случае пробуксовки нужно стараться не давить на газ и тем самым не усугублять ситуацию. Нужно постараться найти выход из такой ситуации без лишних нагрузок на АКПП, например, выехать плавно назад, подложить доски, ветки, любые другие подручные материалы.
  4. Не рекомендуется совершать резкие маневры и осуществлять быструю езду до полного прогрева двигателя и АКПП (первые несколько километров). Прогрев коробки передач происходит гораздо позднее, чем у двигателя. Для того, чтобы ускорить этот процесс можно до выезда со стоянки переключить попеременно различные режимы с нажатой педалью тормоза.

Зная, как управлять автоматической коробкой передач и соблюдая соответствующие правила эксплуатации, можно увеличить срок ее эксплуатации и избежать пробоины в семейном бюджете.

Вождение автомобиля с автоматической коробкой передач для начинающих

Если вы покупаете свою первую машину, важно правильно определиться с выбором управления. Это может быть либо умная коробка передач, переключающая скорости в автоматическом режиме, либо классическая механическая КПП. Вождение автомобиля с автоматической коробкой передач для начинающих водителей более предпочтительный вариант.

И причин у такого выбора может быть несколько. Профессиональные гонщики не любят коробки автомат за медленный разгон. На старте ручное переключение скоростей дает целых 3 секунды форы. На дорогах же такое преимущество выглядит сомнительно. Тогда как автоматическая коробка станет настоящей находкой для неопытного водителя.

Основные режимы селектора автоматической коробкой передач

АКПП по типу механики имеет 4 основных режима передач. Режим «D» — можно перевести как «движение». В механической коробке он не выделен специально. Водитель просто переключает скорости, зажимая и отпуска сцепление. Машина, оснащенная автоматикой, вообще не предполагает педали сцепления, а смена скорости движения регулируется автоматически в зависимости от скорости автомобиля и нажатия на педаль газа. Если вы нажмете на акселератор с большей силой, АКПП переключит вас на нужную скорость. Когда будет нужно снизить скорость, сбросьте обороты, отпустив педаль газа, и автоматика осуществит торможение.

Безусловным преимуществом режима «D» является устойчивость машины на склонах. То есть, когда вы будете «трогаться» под углом, можно не опасаться за откат вашего авто назад. Однако это не повод полностью расслабиться. На слишком крутом склоне автоматика не застрахует транспортное средство от «сползания».

Еще один режим, предназначенный для движения — реверс «R» (включает задний ход). Переключаться на этот режим можно только после полной остановки машины.

Что же касается самой остановки, то для этого существует режим парковки – «P». При включении паркинга ведущие колеса будут автоматически заблокированы. Если сравнивать с механической коробкой, то «Р» в автоматике исполняет роль ручника. Заводить и выключать двигатель автомобиля, укомплектованного АКПП нужно именно в этом режиме. Главное не ошибиться с переключением режимов во время движения. К примеру, включенный режим парковки у двигающейся машины можно соизмерить с совершением крупной аварии, что, соответственно, приведет к серьезной поломке селектора.

Обратите внимание и на то, что в условиях эксплуатации АКПП, использование режима парковки не исключает использование ручника, а служит лишь дополнением.

Ну и конечно режим «N» — равнозначен нейтральному положению в ручной коробке передач. Устанавливая нейтральный режим, помните, что колеса не будут заблокированы. Парковать машину в нейтральном режиме нельзя. Зато он отлично подойдет, если авто нужно отбуксировать не заводя двигатель на небольшое расстояние.

Дополнительные функции автомобиля оснащенного коробкой автомат

Кроме основных функций вождения автомобиля с автоматической коробкой передач для начинающих автомобилистов будет интересно также дополнительными опциями. Например, режимы «Norm» и «Econ» помогут максимально сэкономить на расходе топлива. Например, когда включается опция «Norm», сокращается количество оборотов двигателя, устанавливается контроль скорости. Машина при этом начинает плавно «скользить» по дороге.

Функции «PWR», «Power», «S» (спорт) подойдут любителям быстрой езды. Эти режимы позволяют использовать мощность двигателя по максимуму и быстро разгонять авто. Таким образом, они незаменимы при езде по скоростным трассам.

Однако, стоит помнить, что постоянное применение спортивных режимов быстрее снижает ресурс двигателя, и повышает затраты водителя на горюче-смазочные материалы.

Функции коробки передач с названием «Snow», «Winter» или «Hold» упрощают передвижение на авто в зимнее время. При включении режима машина начинает движение со второй скорости, что позволяет легче преодолевать сугробы и увереннее чувствовать себя на скользкой дороге (при условии использования зимней резины).

Что еще нужно знать начинающему водителю при вождении автомобиля с АКПП?

Несмотря на кажущуюся простоту, переключить скорость, едва задев рычаг, не получится. Перед началом движения необходимо повернуть ключ зажигания, выжать педаль тормоза, утопить кнопку селектора. Только после этого вы можете выбрать нужный режим, и отправится в путь.

В процессе езды пользоваться автоматической коробкой передач не нужно. «Умный» селектор сам переключает скорости в зависимости от нажима на акселератор. А вот в начале движения некоторые особенности стоит учесть. В режимах «D» и «R» автомобиль будет медленно катиться даже без нажима на педаль газа.

Помните, что нейтральный режим недопустим, если авто стоит на склоне. Используя режим «N», не забывайте выжимать педаль тормоза.

Для совершения такого маневра как обгон, акселератор нужно утопить в пол до предела. При этом АКПП сначала замедлит обороты двигателя и только потом начнет разгоняться.

Остановка авто с автоматической коробкой происходит тоже без лишних усилий. Если вы притормаживает на светофоре, достаточно нажать и удерживать педаль тормоза. В пробках рычаг лучше переключить на нейтральный режим, продолжая удерживать педаль тормоза. Для более длительных остановок разумнее всего переключаться в режим парковки, который будет сам блокировать колеса.

Особенности эксплуатации автомобиля с автоматом

Как видите, вождение автомобиля с автоматической коробкой передач для начинающих максимально сокращает усилия, необходимые для управления данной трансмиссией, позволяя сосредоточить больше внимания на дороге. Но для долгосрочного использования АКПП все же придется учитывать некоторые особенности этого устройства.

На непрогретой автоматике лучше не разгонятся до больших скоростей. Некоторое время придется ехать на маленькой скорости без резких ускорений, особенно при вождении в зимний период.

Еще один враг автоматических коробок передач – бездорожье. Тряска и пробуксовка колес могут быстро вывести из строя это устройство. Сильные нагрузки тоже приводят к преждевременным поломкам. Если вы собираетесь буксировать за своим авто тяжелые прицепы, то лучше отдать предпочтение ручному управлению. Вытаскивать из беды застрявших водителей на машине с коробкой автомат тоже не получится.

Кстати, при поломке автомобиля с коробкой автомат рассчитывать на буксировку другим транспортным средством также не стоит. Конечно, некоторые модели АКПП позволяют буксировку авто со скоростью около 50 км/ч на небольшое расстояние. Но отдельным моделям буксировка полностью запрещена. Поэтому, чтобы исключить нежелательные и дорогостоящие поломки коробки передач, неисправный автомобиль лучше доставить до мастерской на эвакуаторе.

Впрочем, при правильной эксплуатации автоматическая коробка передач ни в чем не уступает механической. Идеально подходит для вождения по городу, облегчит езду по скоростным трассам и станет незаменимым помощником для приобретения опыта начинающему водителю.

Правильное обращение с автоматической коробкой передач. Особенности вождения автомобилей с АКПП.

Все больше и больше автомобилистов при покупке автомобиля выбирают комплектацию с автоматической трансмиссией. Автоматическая коробка передач — это сложнейший механизм, который избавляет водителя от многих сложностей в управлении автомобилем и позволяет больше сосредотачиваться на вождении и на дорожной обстановке. Но если относиться к этому механизму небрежно и пользоваться им неграмотно, то он может доставить также немалые трудности и привести к серъезному ремонту. Чтобы этого избежать, следует знать ряд особенностей эксплуатации автомобилей с АКПП.

Итак, начнем с того, что означают буквы и цифры на панели коробки передач и как правильно пользоваться этими режимами.

Основные положения селектора :

«Р» (англ.«Park») — парковка. В этом положении выходной вал входит в зацепление с приливом на картере коробки, выполненным в виде сектора шестерни, что обеспечивает блокировку выходного вала и, соответственно, колес. Автомобиль немного качнется и зафиксируется на месте. Переводить рычаг в эту позицию можно только при полностью остановленном автомобиле, иначе возможна поломка коробки ! Используется при длительных остановках (приехали домой, на стоянку, в магазин — заглушили двигатель, поставили на «Р»). Если машина оставлена на ровном месте в положении «Р», ставить машину на ручник необязательно. А вот если приходится парковаться на уклоне, то сначала надо поставить машину на ручник, а потом на «парковку». Когда трогаемся с уклона, то сначала надо нажать на тормоз, снять с ручника, а потом поставить АКПП в положение «драйв» или «задний ход».

«R» (англ.«Reverse») (на отечественных моделях — «Зх») — задний ход. Включаем, нажав кнопку фиксатора на рычаге переключения и выжав педаль тормоза. После выбора этого режима движение можно начинать не сразу, а после ощущения толчка включения трансмисии ( обычно в пределах 1 секунды). Переводить рычаг в позицию «R» также можно только после полной остановки ! Опять же, это если хотим сохранить коробку в исправном состоянии.

«N» (англ.«Neutral») (на отечественных — «Н») — нейтраль. Автомобиль может свободно катиться, но в АКПП выключены все элементы управления. В официальных инструкциях рекомендуется переключать АКПП на «N» только при длительных остановках. Например, стоя в долгой пробке в жаркую погоду, во избежание перегрева коробки. Не следует ставить нейтралку во время спуска с горы : экономии бензина это не принесет, а вот при торможении есть вероятность блокировки колес, поэтому лучше тормозить двигателем, используя понижающие передачи — см. ниже.Буксировать автомобиль с АКПП на нейтралке можно только с заведенным двигателем, опять же во избежание поломки коробки. Дело в том, что детали коробки смазываются принудительно под давлением, создаваемым гидронасосом коробки, который приводится от коленвала. Соответственно, при неработающем двигателе детали практически не смазываются, и движение в таком режиме может привести к износу деталей. Если машина заглохла даже очень далеко от города — вызывайте эвакуатор, в любом случае это обойдется дешевле, чем серъезный ремонт АКПП, вызванный неправильной буксировкой.

«D» (англ.«Drive») (на отечественных — «Д») — приводить в движение, драйв. Рекомендуется использовать в нормальных условиях движения. АКПП переключает передачи с низших на высшие и наоборот в различных режимах и в зависимости от скорости, нагрузки на двигатель и показаний различных датчиков. При переходе в этот режим с режимов «Р» или «R» необходимо выжать тормоз, нажать фиксатор на селекторе, перевести на «D», дождаться момента включения трансмиссии (обычно менее 1 секунды) и только потом начинать движение.

Дальше, у разных производителей АКПП могут быть различные понижающие режимы :

«3» — работа автомата только на первых трех передачах. Этот режим рекомендован при движении в плотном городском потоке, в пробках, когда приходится часто притормаживать, а также на грунтовках и для торможения двигателем на крутых спусках.

«2» — работа автомата только на первых двух передачах. Ставится этот режим, когда машина движется со скоростью не больше 50 км/ч — на лесных, заболоченных, скользких и заснеженных дорогах, или для торможения двигателем на крутых спусках.

«1» или «L» (англ.«Low») (на отечественных — «ПП» (Принудительно Понижающая) или «Тх» (Тихий Ход) — движение только на первой передаче. Используется на скорости не более 20 — 30 км/ч — при езде по рыхлому снегу и грязи, а также на очень крутых подъемах и спусках, на горных серпантинах. Обязательно включайте, если автомобиль застрял в снегу, грязи или в песке.

Перевод рычага из положения «D» на все понижающие передачи и обратно может производиться во время движения автомобиля.

В автомобилях американского и японского производства часто имеется кнопка «OD», расположенная на рычаге переключения АКПП (англ. «Overdrive»), — повышающая передача. Это кнопка включения последней, высшей передачи в коробке (4-ой в четырехступенчатой АКПП, 5-ой в пятиступенчатой АКПП). Рекомендовано включать «OD» при достижении автомобилем скорости 80–100 км/ч (в зависимости от типа АКПП и двигателя) и выключать при достижении скорости менее 70 км/ч, например, в городском цикле. При выключении на приборном щитке загорается контрольная лампа “O/D OFF” – Overdrive Off (повышающая передача выключена).

На коробках типа Tiptronic (Autostick, Steptronic) есть отдельный паз для селектора с обозначениями «+»(«Up») и «–»(«Dn»). Дает возможность переключения передач в ручном режиме.

В автомобилях последних годов выпуска могут быть дополнительные режимы :

«N» — нормальный, «E» — экономичный, «S» — спортивный, «W» — зима, «Power»( или «PWR» ) — мощность, «Auto», «Comfort» и другие. Названия режимов говорят сами за себя. Например, в режиме «Comfort» передачи переключаются в диапазоне 2500–3500 оборотов, а в спортивном — в диапазоне 3500–4500 оборотов. Режим «W» — зима, в принципе, соответствует режиму «Comfort», но автомобиль трогается со второй передачи. Если включен «Auto», то при спокойном движении коробка находится в режиме «Comfort», но стоит резко и сильно нажать на педаль газа — автоматически переключится на режим «Power». При отпускании педали коробка опять переходит в режим «Comfort».

Следует также рассказать и о не обозначаемом ( на органах управления ), но иногда необходимом экстренном режиме «Kick Down» (дословно — «удар вниз»). Включается в движении резким нажатием педали газа до упора. Коробка переключится на одну или две скорости вниз и далее последует интенсивный разгон с переключением передач на максимальных оборотах двигателя. На практике используется, например, если вы не успеваете обогнать фуру на подъеме, а из-за пригорка уже показался встречный автомобиль.

Правила эксплуатации АКПП, следуя которым вы сможете надолго продлить жизнь этого далеко не дешевого агрегата :

  • Самое главное — коробка-автомат не любит резких стартов. Автомат создан для спокойной и комфортной езды ( исключение — коробки, спроектированные для спортивных автомобилей ). Резкие ускорения, переключения, торможения в конце концов приводят к износу фрикционных дисков и дифференциала, что в результате выражается в ощутимых рывках при переключении скоростей.
  • Многие специалисты рекомендуют давать коробке небольшую паузу во время переключения режима работы между «R» и «D».
  • При трогании с места, включив «D», следует подождать, пока автомобиль начнет катиться на холостых оборотах, и лишь затем добавлять газ.
  • Не следует интенсивно разгоняться, пока не прогрелся двигатель — это вредно не только для двигателя, но и для коробки.
  • В холодное время года перед началом движения коробку обязательно нужно прогреть. Необходимо, чтобы загустевшее на морозе масло распределилось по всему объему механизма. Дело в том, что когда автомобиль прогревается, стоя на «Р» и работая на холостых оборотах, то коробка не прогревается! Чтобы прогреть коробку, заводим машину, зажимаем тормоз и попеременно включаем все режимы на коробке, а в положении «D» держим 2-3 минуты. До полного прогрева не следует сильно нагружать коробку, пока не проедем 10–15 км.
  • Если забуксовали, не дергайте долго машину взад-вперед. Коробка пробуксовывает и перегревается, в худшем случае — может сгореть.
  • Периодически надо следить за уровнем масла в коробке и его состоянием. Уровень масла проверяется после поездки, пока коробка горячая : не глуша мотор, нажимаем на тормоз и передвигаем селектор поочередно во все положения, задерживая в каждом около 2-х секунд. Ставим на «Р» (мотор не глушим), выходим из машины и проверяем уровень по щупу. Он должен быть между рисками HOT MAX и HOT MIN. Далее оцениваем состояние масла. Не должно быть пены, масло должно быть не слишком темным и не пахнуть гарью.

Ну и напоследок можно перечислить недостатки и достоинства «автомата» по сравнению с «механикой» :

  • Иногда более низкий КПД (за счет потерь в гидротрансформаторе), особенно в старых АКПП.
  • Немного хуже разгонная динамика.
  • Нельзя завести автомобиль без стартера. Буксирным тросом или «с толкача» не получится ( всегда держите аккумулятор исправным ! ).
  • Нет необходимости постоянно отслеживать положение скоростей — можно полностью сконцентрироваться на вождении и контроле за дорожной обстановкой.
  • Более комфортная езда (старт, разгон, торможение), снижение износа ходовой части и двигателя.
  • Двигатель заводится только в положениях «Р» и «N», что повышает безопасность.
  • Не получится включить «D» и поехать, не нажав на тормоз (если оставленный в машине ребенок захочет поиграться с селектором АКПП). Также нельзя вынуть ключ зажигания, пока селектор коробки не будет переведен в положение «Р».
  • В некоторых случаях более низкий расход топлива по сравнению с механическими коробками ( относится к современным 6-ти и 7-ми скоростным трансмиссиям и бесступенчатым вариаторам ).

Всем удачи и безаварийной езды на автомобилях с любыми типами трансмиссий!

Правильное управление автомобилей с автоматической или механической коробкой передач

Современный автопром сделал большой прорыв, выпустив коробку с автоматической системой передач. Они быстро получили широкое распространение и нашли своих почитателей. Но передача крутящего момента на механической КПП по-прежнему считается надёжной и проверенной, поэтому всё ещё применяется при выпуске машин. Каждый из способов имеет свои недостатки и преимущества, поэтому нужно знать, как управлять автомобилем с автоматической коробкой передач или механической.

Автомат или механика

Вопрос предпочтений

Выбор, какой коробкой управлять, больше зависит от личных желаний. Для некоторых это вопрос цены, бренда или автоматики, другие же предпочитают классику и контроль. Мнения большинства водителей объединяются насчёт того, что автоматической коробкой больше управляют новички, которые ещё не имеют профессиональных навыков контролировать поездку и поворот. Также это предпочитают любители спокойной езды.

Тем же, кто предпочитает быструю езду и экстремальный поворот, лучше воспользоваться механической коробкой передач. Она даёт непосредственный контроль над ездой. Это часто бывает полезно в нестандартных ситуациях, когда автоматика не может точно предугадать необходимую для езды скорость. К преимуществам АКПП можно отнести:

  • упрощение системы управления;
  • возможность сконцентрироваться непосредственно на дороге;
  • простое обучение для новичков;
  • исключение возникновения перегрузок машины.

Недостатками управления с автоматической коробкой передач является высокая скорость таких автомобилей. Также такие машины требуют более затратного, в финансовом плане, обслуживания и ремонта. Многие водители сходятся во мнении, что автоматизированное управление автомобилем не предназначено для экстремального вождения. Здесь более важен человеческий фактор, который требует быстрой реакции на изменение ситуации, особенно если впереди неожиданный поворот.

Механика и автомат

Режимы работы АКПП

Обычно на месте установки механической системы управления АКПП имеет лишь небольшой рычаг, который окружён кнопками. Он необходим, чтобы правильно выбрать режим поездки. Само переключение между скоростями на ответственности бортового компьютера, который рассчитывает принцип текущего движения и, исходя из него, определяет необходимую скорость.

Управление машиной с автоматизированной системой передач осуществляется в следующих режимах:

  • Р — наличие режима парковки. Альтернативой ему служит в МКПП ручной тормоз. Происходит блокировка колёс, поэтому такой режим недопустим для использования во время езды.
  • R — реверс заднего хода. Включается при остановленной машине.
  • N — использование нейтральной передачи. Необходим во время буксировки или вхождения в неконтролируемый поворот.
  • D — собственно режим движения. Он способен подстраиваться под условия движения, чтобы, к примеру, стоя на горе, автомобиль не начал скатываться с неё.

Рычаг коробки автомат

Среди перечисленных режимов также присутствуют более специфические. К ним относится зимнее вождение, которое обозначается Snow, Hold или «*». Это позволит машине не буксовать на скользкой дороге, исключает заносы и резкий поворот. Правда, этот режим применим только зимой, потому что в летнее время только будет перегревать систему передач.

Maserati на заснеженной дороге

Движение на МКПП

Те, кто ездит на ручном управлении, должны понимать, как происходит управление этой коробкой передач. Она отвечает за распределение крутящего момента от мотора непосредственно на колёса. Также это необходимо для изменения типа тяги, исходя от выбранного водителем режима движения и вхождения в поворот.

Вождение с автоматической системой переключения передач позволяет уменьшить расход топлива и полностью контролировать поездку. В экстренных ситуациях бортовой компьютер не всегда способен среагировать достаточно быстро, как это может сделать человек. Правда, в таком управлении есть и свои нюансы: сцеплением нужно манипулировать исключительно левой ногой, чтобы правой выжимать газ и тормоз. Скорость же сменяется только по порядку, а каждое переключение передач сопровождается выжиманием педали сцепления.

На каждой скорости водитель получает ограничения в скорости. Это позволяет контролировать дорогу и поворот, ведь человек заранее знает, что на такой скорости его поездка не превысит допустимый уровень.

Рычаг механической коробки

Как остановить движение

Чтобы правильно остановиться на автоматической системе, достаточно нажать на тормоз. Это значительно проще, чем с механической коробкой, где каждая ситуация езды требует особого подхода. Правда, в АКПП стоит учитывать время простоя. Если остановка будет долгая, машину нужно вывести из режима D, а если авто останавливается ненадолго — выводить не надо. Это даёт прирост экономии топлива и увеличивает срок службы коробки.

Отдельная ситуация складывается при езде в пробке. Там остановки и движения постоянно чередуются, поэтому потребуется установка формата N, чтобы автоматически переходить в нормальный формат. Правда, в машинах с автоматической коробкой передач присутствует и ручной тормоз. Его рационально использовать при остановке на крутом склоне, для более надёжной фиксации при торможении с работающим двигателем. Таким образом, человек контролирует каждый поворот и всю дорогу.

На механике ситуация совсем другая. В обычных условиях можно просто понизить скорость до минимальной, без переключения МКПП. Когда дорога покрыта дождевой водой или льдом, важно выровнять траекторию перед торможением. Предварительно можно сбавить обороты и отпустить сцепление, чтобы не возникло заносов. Это также позволит получить плавный поворот на дороге.

При выборе системы управления машиной правильно в первую очередь рассчитывать на свои навыки. Если их ещё недостаточно, то лучше обратить своё внимание на автоматическое переключение скоростей. Оно требует минимум вмешательства со стороны водителя и способно помочь в непредвиденных ситуациях. Более опытным людям предпочтительно управлять механической системой, ведь с ней можно полностью контролировать поездку и поворот любой сложности.

Выбор коробки передач должен зависеть от опыта водителя. Конечно, для комфортной езды лучше выбирать автоматическую систему, обучиться управлять ею можно в автошколе. Механическое же переключение больше подойдёт экстремалам и почитателям классики.

http://autofluids.ru/upravlenie-avtomobilem/kak-vodit-avtomobil-s-avtomaticheskoj-korobkoj-peredach.html
http://carextra.ru/obuchenie/vozhdenie-na-avtomate-i-mehanike.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: