Сцепление автомобиля — Устройство, принцип работы, типы и виды сцепления

Как работает сцепление автомобиля?

Как работает сцепление автомобиля?

Автовладельцы, имеющие в своем распоряжении машины с механической коробкой передач, знают, что для её качественной работы необходимо безотказное функционирование еще одного важнейшего узла – сцепления. За время поездки водители задействуют его всякий раз, когда им требуется переключить передачу. Сегодня мы поговорим о том, что такое сцепление, какие его разновидности существуют, а также произведем описание его устройства и основных принципов работы.

Что такое сцепление?

Сцепление – это один из элементов автомобильной трансмиссии. С его помощью осуществляется краткосрочное отсоединение работающего мотора от трансмиссионных приводов, а также происходит плавное включение этой связки обратно в работу после переключения скорости. Схематическое место размещения сцепления – пространство между передаточной коробкой и двигателем. Данный узел позволяет избегать чрезмерных силовых нагрузок на трансмиссию и подавляет возникающие колебания.

Виды сцепления автомобиля

Различают несколько видов сцепления, зависящих от конструкции его внутреннего устройства.

  • Фрикционное сцепление (передает крутящие усилия за счет силы трения);
  • Гидравлическое (главным передаточным звеном выступает поток специальной гидравлической жидкости);
  • Электромагнитное (основа управления – электромагнитное поле).

В современном автомобильном мире наибольшее распространение получил первый вид – фрикционное сцепление. Оно имеет свои подвиды, основывающиеся на количестве применяемых дисков. Это сцепление с однодисковым устройством, двухдисковым и многодисковым. Диски могут взаимодействовать посуху (сухое сцепление) или в жидкостной среде (мокрое). Большая часть автомашин укомплектована однодисковым сухим сцеплением.

Устройство и принципы работы сухого сцепления с одним диском

Внутреннее устройство однодискового сцепления основывается на взаимодействии семи главных частей:

  • маховика коленвала,
  • картера (кожуха),
  • ведомого и нажимного дисков,
  • выжимного подшипника,
  • нескольких пружин,
  • а также муфты отключения и сцепной вилки.

Маховик, расположенный на коленвале силового агрегата, играет роль ведущего диска. Обычно применяются маховики, состоящие из двух частей, соединенных между собой пружинами. Первая половина имеет связь с коленчатым валом, вторая – соединяется с ведомым диском. Это позволяет сгладить любые рывки и вибрационные явления, возникающие на коленвале. Картер сцепления прикрепляется к мотору. Именно в нем располагаются основные элементы всего механизма. В результате воздействия нажимного диска происходит взаимодействие ведомого диска и маховика. При этом нажимной диск в случае необходимости освобождает ведомую часть от излишнего давления. Сам прижимной диск соединяется с кожухом сцепления посредством специальных пружинных элементов. Они возвращают нажимной диск в первоначальное положение в случае отключения рабочего режима сцепления.

Чтобы осуществить передачу крутящего момента агрегата, требуется наличие силового взаимодействия нажимного диска с диафрагменной пружиной. Внешним краем она скрепляется с нажимным диском, а внутренней частью, изготовленной в форме лепестков, взаимодействует с отключающим подшипником. Сама пружина прикреплена с помощью распорных болтов и колец к корпусу. Данная система, собранная воедино, представляет собой отдельный блок, именуемый корзиной сцепления. Она жестко соединяется с маховиком коленвала.

Виды корзин сцепления

Корзины сцепления подразделяются на два вида:

  1. нажимной,
  2. вытяжной.

Различие в принципах их функционирования кроется в разнонаправленном перемещении пружинных лепестков при отключении сцепления. В случае нажимной корзины они смещаются в сторону маховика, вытяжной – движутся в противоположную сторону (от маховика). Нажимные корзины более распространены. Основная сфера применения вытяжных корзин основывается на их установке в условиях повышенной узловой плотности. Это возможно благодаря тому, что их размер минимален.

Ведомый диск, расположенный между маховиком коленчатого вала и нажимной частью, своей ступицей способен осуществлять перемещения по первичному валу механических коробок. Внутри ступицы диска устанавливается несколько демпферных пружин, погашающих любые колебания вращения, что, в свою очередь, обеспечивает плавность включения рабочего режима сцепления. Для оберегания ведомого диска от перегрева на обеих плоскостях его поверхности имеются специальные накладки, выполненные из стекловолокна и медной проволоки, залитых смесью каучука и специальной смолы. Это позволяет выдерживать во время работы разогрев до температуры около 400 градусов Цельсия. У спортивных автомобилей ведомый диск оснащен керамическими накладками, способными противостоять почти вдвое большей температуре.

Установленный в сцеплении подшипник, именующийся автолюбителями выжимным, является передаточным звеном между сцеплением и системой приводов. Его воздействие распространено на диафрагменную пружину, а сам подшипник расположен на муфте выключения, по которой он перемещается с помощью вилки сцепления.

Подведем итоги

Резюмируя, скажем, что сцепление представляет собой сложно устроенный узел, который играет важнейшую роль в работе автомобиля. Именно он производит краткосрочный разрыв взаимодействия двигателя и коробки передач для переключения положения трансмиссионного рычага, а затем вновь объединяет эти части в единый рабочий цикл. Думаем, не нужно говорить, что без полноценного функционирования сцепления езда на автомашине невозможна, а значит, за его технической исправностью водители должны тщательно следить и в случае необходимости оперативно проводить ремонтно-восстановительные работы.

Источник http://servicing-auto.ru/kak-rabotaet-sceplenie-avtomobilya/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: