Содержание
Ремонт и сервисное обслуживание легковых автомобилей
ВАЗ-2110, 21102
- Обзор двигателя
- Электрооборудование
- ГРМ и клапаны
- Карбюратор Солекс
- Коробка передач
- Сервис и ремонт КПП
- Обслуживание кузова
- Передняя подвеска
- Приборы и элементы салона
- Приводы колес
- Рулевое управление
- Система охлаждения
- Ремонт сцепления
- Система отопления и вентиляции
- Система зажигания
- Топливная система
- Тормозная система
- Элементы задней подвески
Лада Гранта ВАЗ-2190
- Двигатель ВАЗ-21116
- Разборке и сборка двигателя
- ГРМ и распредвал
- Система охлаждения
- Топливная система
- АКПП Jatco JF414E
- Передняя подвеска
- Задняя подвеска
- Рулевое управление
- Обслуживание сцепления
- Тормозная система
- Кузов
Лада Калина
- Двигатель ВАЗ-21114
- Распредвалы и ГБЦ
- Замена ремня ГРМ
- Замена поршневой группы
- Сервис системы охлаждения
- Система питания
- Сервис МКПП
- Приводные валы
- Гидропривод тормозов
- Детали кузова
Сигнализации
Сервис МКПП автомобиля Лада Гранта, Калина
На автомобиле Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 установлена механическая пятиступенчатая двухвальная коробка передач. Она смонтирована вместе с главной передачей и дифференциалом в единый агрегат, корпус которого состоит из трех частей — картера сцепления, картера коробки и задней крышки.
Места соединений картеров и крышки уплотнены бензомаслостойким герметиком.
Первичный вал КПП Лада Гранта/Калина выполнен в виде блока шестерен. Шестерни первичного вала — ведущие, находятся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями передач переднего хода, установленными на вторичном валу.
Все элементы вторичного вала съемные. Вторичный вал — полый, с радиальными отверстиями в местах установки шестерен для смазки наружной поверхности вала. Шестерня пятой передачи вращается на втулке.
Ведущая шестерня главной передачи и ступицы синхронизаторов установлены на шлицах вала. Передние концы валов опираются на роликовые подшипники, а задние — на шариковые.
Дифференциал — двухсателлитный, предварительный натяг его подшипников регулируется подбором толщины регулировочного кольца, установленного под наружным кольцом подшипника дифференциала. На корпусе дифференциала установлено задающее кольцо датчика скорости автомобиля.
Датчик установлен на картере коробки передач. Для контроля уровня масла в картере МКПП Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 установлен указатель уровня (измерительный щуп).
Механизм переключения передач оборудован устройством с электрическим приводом, исключающим ошибочное включение передачи заднего хода вместо первой передачи. Исполнительный элемент этого устройства — соленоид.
Он установлен в нижней части картера коробки передач, слева. Выключатель блокировки заднего хода установлен на рычаге переключения передач, под рукояткой.
Рис.23. Коробка передач Лада Гранта/Калина
1 — задняя крышка картера КПП; 2, 44 — гайка; 3 — ведущая шестерня пятой передачи; 4 — упорная пластина; 5, 40 — стопорные кольца подшипника; 6 — шариковый подшипник первичного вала; 7 — ведущая шестерня четвертой передачи; 8 — картер коробки передач; 9 — первичный вал; 10 — ведущая шестерня третьей передачи; 11 — ведущая шестерня второй передачи; 12 — шестерня заднего хода; 13 — ведущая шестерня первой передачи; 14 — роликовый подшипник; 15 сапун; 16 — сальник первичного вала; 17 — картер сцепления; 18 — роликовый подшипник вторичного вала; 19 — маслосборник; 20 — ведущая шестерня главной передачи; 21 — кольцо датчика скорости автомобиля; 22, 32 — сальники привода; 23, 30 — роликовые конические подшипник дифференциала; 24 — датчик скорости автомобиля; 25 — коробка дифференциала; 26 — сателлит дифференциала; 27 — ось сателлитов; 28 — полуосевая шестерня; 29 — ведомая шестерня главной передачи; 31 — регулировочное кольцо; 33 ведомая шестерня первой передачи; 34 — синхронизатор первой и второй передач; 35 — ведомая шестерня второй передачи; 36 — ведомая шестерня третьей передачи; 37 — синхронизатор третьей и четвертой передач; 38 — ведомая шестерня четвертой передачи; 39 — шариковый подшипник вторичного вала; 41 — втулка; 42 — ведомая шестерня пятой передачи; 43 — синхронизатор пятой передачи
Перед тем как приступать к проверке технического состояния, проверяем уровень масла в КПП Лада Гранта/Калина. В коробке, работающей с заниженным уровнем масла в картере, происходит интенсивный износ деталей, что сокращает срок ее службы.
На смотровой канаве или эстакаде осматриваем коробку передач Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 со всех сторон, убеждаемся в отсутствии утечек масла в местах соединения картеров и крышки, а также через сальники приводов колес и штока механизма выбора передач. Убеждаемся в исправности и правильной регулировке привода выключения сцепления.
Нажав педаль сцепления, включаем по очереди передачи переднего хода, проверяем четкость их включения и выключения. При необходимости регулируем механизм переключения передач.
Нажав педаль сцепления, включаем передачу заднего хода. Если передача не включается, то проверяем исправность соленоида. Устанавливаем рычаг
переключения передач в нейтральное положение и запускаем двигатель.
Нажав несколько раз педаль сцепления, прислушиваемся к звуку работы подшипников МКПП Лада Гранта/Калина. Он появляется в момент отпускания педали сцепления и исчезает при ее нажатии. Громкий шум подшипников свидетельствует об их износе.
Проверяем работу коробки передач в движении. Для этого, двигаясь сначала с разгоном, а затем с замедлением, переключаем передачи с повышением, а затем с понижением.
Проверяем четкость включения и выключения передач во время движения, работу синхронизаторов. Убеждаемся в отсутствии хруста, стуков и других посторонних звуков при работе коробки, а также самопроизвольного выключения передач при изменении нагрузки.
Замена реактивной тяги КПП Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190
— Очищаем резьбовые соединения реактивной тяги металлической щеткой и обрабатываем проникающей смазкой.
— Торцовым ключом отворачиваем один из болтов крепления реактивной тяги к основанию шаровой опоры рычага переключения передач.
— Другой болт отворачиваем накидным ключом (доступ к нему ограничен деталями системы выпуска отработавших газов).
— Ослабляем затяжку хомута реактивной тяги. Отсоединив от тяги ее наконечник, снимаем тягу.
— При необходимости отворачиваем две гайки крепления кронштейна реактивной тяги, удерживая головки болтов ключом того же размера.
— Снимаем кронштейн в сборе с наконечником реактивной тяги.
— Устанавливаем реактивную тягу в обратной последовательности.
Привод механизма переключения передач МКПП Лада Гранта/Калина
Снятие привода механизма переключения передач может потребоваться при замене неисправных деталей (например, для замены порванного чехла тяги привода, поврежденную тягу привода). Указанные ниже последовательность и количество операций можно изменять в зависимости от цели работы.
Снятие и разборка механизма переключения передач КПП Лада Гранта/Калина:
— Очищаем резьбу стяжного болта хомута металлической щеткой.
— Обрабатываем место соединения тяги с шарниром и болт проникающей смазкой.
— Ослабляем затяжку гайки стяжного болта хомута.
— Разжимаем отверткой хомут и сдвигаем его по тяге. Разжимаем отверткой тягу.
— Протерев место соединения тяги с шарниром ветошью, помечаем взаимное положение тяги привода и шарнира.
— Отсоединяем тягу от шарнира.
— Отсоединяем реактивную тягу от основания шаровой опоры рычага переключения передач.
— В салоне автомобиля тонкой шлицевой отверткой извлекаем заглушку из рукоятки рычага переключения передач.
— Отворачиваем гайку крепления болта рукоятки и снимаем рукоятку с рычага переключения передач.
— Поддев отверткой, извлекаем чехол из накладки туннеля пола и выворачиваем чехол на изнанку.
— Отсоединяем колодку проводов от выключателя соленоида блокировки заднего хода. Ослабляем или разрезаем пластмассовый хомут.
— Снимаем выключатель с рычага переключения передач МКПП Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190.
— Снимаем облицовку туннеля пола.
— При необходимости можно отвернуть четыре болта крепления опоры рычага переключения передач к кузову и снять привод в сборе.
— Отворачиваем гайку болта крепления тяги к рычагу, удерживая болт от проворачивания вторым ключом того же размера.
— Извлекаем болт из рычага. Выводим рычаг из вилки тяги.
— Снимаем металлические и пластмассовые шайбы, вынимаем металлическую дистанционную втулку.
— Для смятия тяги привода, смазываем ее мыльным раствором и извлекаем из отверстия чехла.
— Отворачиваем три болта крепления кронштейна к кузову.
— Четвертый болт крепления кронштейна отворачиваем накидным ключом того же размера (доступ к нему сверху закрывает воздуховод).
— Снимаем кронштейн и чехол тяги привода. Порванный чехол заменяем.
— Извлекаем из отверстия туннеля пола опору рычага переключения передач КПП Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190.
— Съемником сжимаем стопорное кольцо шаровой опоры рычага и вынимаем его из основания опоры.
— Вынимаем рычаг из основания опоры.
— Поддев отверткой, снимаем верхнее уплотнительное кольцо.
— Снимаем с рычага опору.
— Собираем и устанавливаем привод в обратной последовательности.
— Перед затяжкой хомута тяги привода механизма переключения передач, регулируем привод.
Регулировка механизма переключения коробки передач Лада Гранта/Калина:
— Ослабляем затяжку хомута тяги привода механизма переключения передач.
— Приподнимаем нижнюю часть чехла рычага переключения передач.
— Смешаем рычаг переключения передач так, чтобы его нижняя часть рычага была перпендикулярна поверхности пола, а рукоятка рычага располагалась от подушки правого сидения на расстоянии, приблизительно равном 1/3 расстояния между передними сиденьями и удерживаем его в этом положении.
— При этом помощник, сместив хомут на 2-3 мм от торца тяги, затягивает гайку хомута.
— Устанавливаем чехол на место и, пробуя включать передачи, убеждаемся в работоспособности привода механизма переключения передач.
Соленоид блокировки передачи заднего хода МКПП Лада Гранта/Калина
Проверка соленоида блокировки передачи заднего хода КПП Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190:
— Снимаем брызговик двигателя или защиту картера двигателя (если установлен).
— Отсоединяем колодку проводов от соленоида.
— Вольтметром проверяем напряжение на выводе 1 колодки (к которому подходит красный провод).
— При включенном зажигании на выводе должно быть напряжение около 12В. Если напряжение не поступает или оно меньше 10 В, проверяем предохранитель F21 цепи соленоида.
— Омметром измеряем электрическое сопротивление катушки соленоида, которое должно быть около 13 Ом.
— Если сопротивление соленоида в норме, подаем на его выводы напряжение 12 В от аккумуляторной батареи. При этом должен быть слышен характерный щелчок.
— Неисправный соленоид заменяем.
Если проверка не выявила неисправности, а блокировка не отключается, следует проверить выключатель передачи блокировки заднего хода.
Если выключатель исправен, следует вывернуть соленоид из коробки и убедиться, что при подаче напряжения 12 В на его выводы, сердечник соленоида втягивается полностью.
Замена соленоида блокировки заднего хода коробки передач Лада Гранта/Калина:
— Сливаем масло из коробки передач.
— Ослабляем затяжку соленоида.
— отворачиваем пробку фиксатора вилки включения передачи заднего хода (она мешает отворачивать соленоид).
— Вынимаем пружину фиксатора.
— Чтобы не потерять, магнитной указкой извлекаем шарик фиксатора.
— Раздвижными пассатижами и рожковым ключом ослабляем затяжку соленоида.
— Выворачиваем соленоид картера коробки передач Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190.
— Устанавливаем новый соленоид в обратной последовательности, предварительно нанеся на его резьбовую часть герметик и удалив подтеки масла с картера коробки передач.
Снятие и установка коробки передач Лада Гранта/Калина
Не снимайте оба привода одновременно либо, если это необходимо, устанавливайте вместо одного из них специальную оправку, препятствующую выпадению полуосевых шестерен из коробки дифференциала.
Работы по замене КПП Лада Гранта/Калина:
— Снимаем брызговик двигателя или защиту картера (если установлены).
— Сливаем масло из коробки передач.
— Снимаем полку аккумуляторной батареи.
— Снимаем воздушный фильтр.
— Отсоединяем от коробки передач трос привода выключения сцепления.
— Отсоединяем колодки жгутов проводов от выключателя фонарей заднего хода, датчика скорости автомобиля и соленоида блокировки передачи заднего хода.
— Отсоединяем тягу привода механизма переключения передач от шарнира.
— Отсоединяем реактивную тягу от картера коробки передач Лада Гранта/Калина.
— Ослабляем затяжку гайки крепления продольной растяжки к поперечному рычагу и отсоединяем кронштейн растяжки от кузова. Чтобы растяжка не мешала, отводим ее в сторону и закрепляем жгутом или проволокой.
— Снимаем приводы передних колес.
— Отворачиваем три болта крепления нижней крышки картера сцепления.
— Снимаем нижнюю крышку картера.
— Устанавливаем под двигатель регулируемую подставку и снимаем левую и заднюю опоры силового агрегата
— Торцовым ключом на 19 мм отворачиваем три болта, а также одну гайку крепления коробки передач к двигателю.
— Верхний болт крепления КПП Лада Гранта/Калина с правой стороны двигателя (при взгляде на него со стороны коробки передач) короче остальных.
— При снятии коробки передач не опирайте ее первичный вал на диафрагменную пружину сцепления, это может привести к повреждению последней.
— Покачивая коробку передач из стороны в сторону, снимаем ее с направляющих втулок и аккуратно выводим первичный вал из отверстия ведомого диска и корзины сцепления.
— Максимально отводим коробку передач от двигателя, наклоняем ее картером сцепления вниз и, проведя ее между двигателем и растяжкой передней подвески, аккуратно опускаем коробку передач на пол.
— Устанавливаем коробку передач в обратной последовательности, предварительно нанеся пластичную смазку на шлицы первичного вала коробки.
Меняем жидкость в коробке передач Lada Kalina
Как известно, от качества используемых в автомобиле смазочных компонентов зависит длительность эксплуатации КПП и, естественно, двигателя. Поэтому замена масла в коробке передач Калины является неотъемлемым способом поддержания КПП в нормальном режиме работы. Не производя вовремя замену трансмиссионной жидкости, вы подвергаете свою коробку более тяжелым условиям эксплуатации, что может только навредить машине.
Замена масла в КПП для автомобиля «Лада Калина» по регламенту должна производиться каждые 75 тысяч км пробега или один раз в 5 лет. Если ваша Лада используется регулярно в интенсивном режиме, то к замене трансмиссионной жидкости можно приступить и после 50 тысяч км пробега.
Какое масло лучше выбрать?
На сегодняшний день мало у кого могут возникнуть проблемы при выборе горюче-смазочных материалов, так как рынок буквально кишит всевозможными производителями. И масло в этом случае не является исключением. Главное, что нужно учесть при выборе трансмиссионной жидкости — это покупка оригинала, а не контрафакта. Не слушайте продавцов подделок, сколько бы они ни перечисляли вам преимущества китайского масла. Это вовсе не значит, что масло должно быть дорогим.
На практике использование даже самого простого и относительно недорогого масла, такого, как «Лукойл» полусинтетическое, себя вполне оправдывает. Как говорят владельцы «Калин», на таком масле Лада может пройти даже более 300 тысяч км без капремонта. Как показывает практика, если лить масло «ТНК Magnum» в коробку передач, МКПП (механическая коробка) будет вести себя значительно тише. В частности, пропадут посторонние звуки и шумы, а во время зимних холодов передачи будут включаться намного легче. Предлагаем вам ознакомиться с рекомендациями по выбору трансмиссионной жидкости от отечественного производителя.
Помните, покупая масло — забудьте о присадках. Поскольку современные трансмиссионные жидкости — то же самое касается и моторных — имеют все нужные компоненты для продуктивного функционирования всех узлов и агрегатов системы. Использование дополнительных присадок может разрушить структуру расходного элемента (будь то масло или другая жидкость), в результате чего его придется полностью менять.
Что нам понадобится для замены масла?
Как известно, большинство владельцев ВАЗов являются сообразительными ребятами и на станции техобслуживания ездят в случае крайней необходимости. И действительно — а зачем, если можно сделать все самому. Итак, вы решили приступить к самостоятельной замене трансмиссионной жидкости в коробке передач вашей Лады. Для замены MTF (масла для механической КПП) в вашей Калине в домашних условиях нужно заранее подготовить все, что вам потребуется в процессе:
- гаечный ключ на «17»(для большего удобства желательно подготовить накидной ключ);
- воронка с трубкой (не больше 50 см в длину) — покупаем в магазине или делаем самостоятельно;
- сама трансмиссионная жидкость;
- емкость для отработанного MTF;
- промывочное масло (если КПП будет промываться, то потребуется около полутора литров);
- домкрат — также понадобится в случае промывки МКПП.
Разумеется, для замены жидкости вам также нужно будет найти яму или эстакаду.
Пошаговая инструкция по замене
Проверка уровня MTF в коробке передач
Проверять уровень трансмиссионной жидкости в коробке нужно при каждой замене. Это делается для того, чтобы в случае каких-либо дефектов в коробке («уходит» масло и т. д.), вы знали о них.
Итак, проверяем уровень масла:
- Для начала заезжаем на яму, глушим двигатель.
- Открываем капот, находим воздушный фильтр и снимаем его корпус.
- Находим картер коробки передач, извлекаем щуп для проверки уровня. Чтобы добраться до щупа, придется просунуть руку между АКБ и патрубком инжектора, который идет от воздушного фильтра вниз.
- Очищаем его стержень от масла, после чего опять устанавливаем на место (до упора).
- Достаем щуп, проверяем уровень, который должен находиться посредине между отметками Min и Max на стержне.
- Если уровень в норме, то ставим щуп обратно и монтируем на место воздушный фильтр.
Сливаем отработанное MTF
Вкратце описан процесс слива отработанного масла:
- Нужно заехать на яму или эстакаду и ручным тормозом или кирпичами зафиксировать автомобиль на месте.
- Лезем под авто и снимаем защиту картера (это делать необязательно, но лучше для большего удобства).
- Там же, под днищем авто видим сливное отверстие вашей коробки передач, подставляем под него заранее подготовленную емкость, куда будет стекать отработанное масло.
- Берем ключ на «17» и откручиваем пробку сливного отверстия.
Примечание: если отработанная жидкость из КПП темного цвета (ближе к коричневому), в ней присутствует металлическая пыль, осадки и другие продукты износа КПП, то коробку нужно промывать. Берем промывочную жидкость и льем в вашу КПП. Затем нужно поднять на домкрате одно из ведущих колес, запустить мотор и включить первую передачу. Ждем около 10 минут, глушим двигатель и сливаем залитое промывочное MTF.
Заливаем новое масло в коробку передач
- Теперь вынимаем щуп, потому что через отверстие для указателя уровня MTF вы и будете заливать жидкость.
- Берем приготовленную воронку и вставляем один конец в коробку.
- Начинаем лить около трех литров MTF в вашу МКПП. При этом уровень масла проверяется по щупу.
Примечание: если вы часто ездите загород или просто постоянно включаете пятую передачу, то для более комфортного и лучшего переключения скорости лучше лить чуть больше MTF. Так, чтобы уровень жидкости был немного выше середины так называемого промежуточного пространства на щупе (ближе к верхней отметке).
Видео «Замена MTF в автомобиле Лада Калина»
Вашему вниманию прилагается подробная видеоинструкция по замене трансмиссионной жидкости в МКПП вашей Лады Калины.
Вам помог этот материал? А сколько ваш автомобиль проезжает перед заменой MTF? Оставьте свой комментарий.
- Проводим замену масла в КПП Калина 2
- Как заменить масло в двигателе Лады Калины?
- Причины нестабильного включения первой передачи на Калине и решение
Источник Источник Источник http://autozapchastiremont.ru/lada_granta_kalina_mkpp_to.html
http://avtozam.com/vaz/lada-kalina/kak-provesti-zamenu-masla-v-k/