Содержание
Tatra T815, Татра самосвал: грузоподъемность, модельный ряд, технические характеристики
Автомобильный бренд TATRA – настоящий патриарх в семействе самобеглых колясок. К сожалению, это вымирающий вид, ведь в 2012 году с конвейера в чешском городе Копршивнице сошло всего 496 грузовиков.
А начиналось все в 1850 году с производства конных фаэтонов и бричек. Отцом-основателем компании был Игнац Шустала. Брички были отличными, на них ездила половина Европы, а мастерские Schustala & Company работали даже в Киеве и Черновцах.
Ближе к веку XX компания перешла на выпуск железнодорожных вагонов, а первый в Европе автомобиль (и это исторический факт) был собран ею в 1897 году. В общем, Генри Форд может нервно курить в сторонке, как говорится. Впервые красный шильдик с надписью TATRA на радиаторной решетке автомобиля появился в 1919 году.
Самосвалы ЗИЛ тоже уже давно не являются лидерами, хотя их продолжают использовать для сельскохозяйственных целей.
Автомобили
Компания TATRA выпускала и легковые, и грузовые автомобили, а также самоходные шасси для артиллерийских систем. Сборка армейской техники, к которой предъявляются особые требования по проходимости, грузоподъемности и надежности, и предопределила окончательную специализацию завода в Копршивнице как производителя многоосных дизельных грузовиков повышенной проходимости. Они работают в строительстве, лесной и нефтедобывающей промышленности.
В настоящее время под брендом TATRA выпускается грузовик Т815, начало производства которого относится к 1983 году. Это целое семейство автомобилей на двух, трех, четырех, пяти и даже шести мостах.
За более чем тридцатилетнюю историю производства Т815 подвергался неоднократным модернизациям. Как внешним, улучшающим облик и эргономику рабочего места, так и кардинально-техническим – в 2000 году начался выпуск автомобилей с двигателем, имеющим жидкостную систему охлаждения, каких раньше на «Татрах» не устанавливали.
Изучите отличия гусеничных погрузчиков от колесных.
Один из лидеров в производстве погрузчиков – французская компания MANITOU.
Российские погрузчики тоже не уступают по качеству.
Самосвалы T815
Автомобильный завод в Копршивнице выпускает несколько моделей самосвалов TATRA T815. Их технические характеристики различаются грузоподъемностью, колесной формулой, способом выгрузки. Сравните их с характеристиками самосвалов Howo.
Но общее у них то, что все эти машины полноприводные. Их проходимость позволяет доставлять грузы по любым, даже только-только намеченным дорогам.
Все, кому доводилось работать на этих машинах, отмечают их высокую надежность и продуманную эргономику рабочего места водителя. Самосвал Газон Некст также отличается отличной эргономикой кабины водителя.
На фото «Татра» 815, самосвал модели 2A0 S01.
2A0 S01
Машина с колесной формулой 6х6. Ведущие мосты – задние. Передний включается через межосевой дифференциал. Кузов обогреваемый, объемом 10 м3, грузоподъемность 17 тонн. Кабина двухместная, откидывающаяся.
Существуют модели в «полярном» исполнении, имеющие предпусковой обогреватель. Выгрузка только назад.
290 S24
Как и предыдущая модель, имеет три ведущих моста. Но передняя ось подключается жестко, имеется возможность блокировать дифференциал. Объем обогреваемого кузова на два куба больше, выше и грузоподъемность – 19 тонн. Подобная по грузоподъемности модель – МАЗ 20 тонн.
В конструкции задней подвески использованы стальные листы и пневматика. Трансмиссия снабжена рядом пониженных передач. Выгрузка сыпучих грузов также назад.
290 S84
Четырехосный полноприводный самосвал. Кузов, опрокидывающийся назад, может быть двух видов:
- необогреваемый, объемом 16 м3;
- теплый (от выхлопных газов), объемом 14 м3.
Модель с кузовом меньшего объема считается «полярным» исполнением. Она оборудована системой предпускового обогрева двигателя и «теплым» аккумуляторным отсеком.
280 S45
Двухосная полноприводная модель. Кузов необогреваемый, объемом 8 м3, выгружается на любую из трех сторон. Передняя ось подключается через осевой дифференциал, имеется возможность блокировки. МКПП дополнена рядом понижающих передач.
Передняя подвеска торсионная с телескопическими стойками. Задняя комбинированная – пневматика, пружины, телескопические стойки. Кабина короткая, двухместная, есть обогреватель-кондиционер (на дизельном топливе).
Автомобиль может использоваться в качестве тягача. Объем кузова 8 м3, грузоподъемность 8,5 тонны.
280 S25
Самосвал с колесной формулой 6х6. Кузов необогреваемый, разгружается с трех сторон. Трансмиссия имеет дополнительную КПП с рядом пониженных передач. Их переключение возможно только при полной остановке машины. Объем кузова 9 м3.
Грузоподъемность 16,4 тонны. Передняя подвеска торсионная, задняя – пневматическая. Все мосты подключаются через межосевой дифференциал. Кабина двухместная, оборудована дизельным отопителем.
2A0 S01 | 290 S24 | 290 S84 | 280 S45 | 280S25 | |
Колесная формула | 6х6 | 6х6 | 8х8 | 4х4 | 6х6 |
Грузоподъемность (т) | 17 | 19 | 24,6/25,3 | 8,5 | 16,4 |
Объем кузова (м 3 ) | 10 | 12 | 16/14 | 8 | 9 |
Двигатель (тип, кол-во цилиндров, объем) | Дизель, 8, 12,7 | Дизель, 8, 12,7 | Дизель, 8, 12,7 | Дизель, 8, 12,7 | Дизель, 8 , 12,7 |
Мощность л. с. | 326 | 405 | 367 | 367 | 367 |
Пониженные передачи | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Снаряженная масса (т) | 13 | 13,5 | 15,2 | 9,9 | 12,1 |
Длина габаритная (м) | 7,375 | 7,66 | 8,58 | 6,77 | 7,66 |
Клиренс (см) | 29 | 29 | 32 | 23,5 | 26 |
Выгрузка | Назад | Назад | Назад | На три стороны |
Особенности конструкции
Самосвалы TATRA – весьма необычные автомобили, в конструкции которых есть уникальные элементы. В первую очередь стоит отметить, что это практически единственный бренд грузовиков, на которые устанавливают дизельные моторы с воздушным охлаждением. Это существенно упрощает их конструкцию, но предъявляет большие требования к квалификации водителя, ведь температурный режим двигателя более напряженный.
Наверняка вы уже заметили, что почти идентичные автомобили имеют разное количество осей. Это стало возможным благодаря применению хребтовой рамы, что также является особенностью бренда TATRA.
Дополнить ряд задних полуосей (на «Татрах» они выполнены качающимися, что делает подвеску полностью независимой и повышает проходимость машины) можно механическим удлинением центральной балки, на которой крепятся все силовые агрегаты и трансмиссия.
Однако то, что хорошо для конструкторов и проектировщиков, оказалось не слишком удобным при эксплуатации. Все карданные валы находятся внутри балки и доступ к ним чрезвычайно затруднен.
Еще одной особенностью этого бренда являются отапливаемые кузова, в полости которых поступают выхлопные газы. Это, конечно, не революционное решение, но встречается оно довольно редко. Подобное решение есть и у самосвалов Шакман.
На видео самосвал Tatra T815 в работе
В целом можно отметить, что «Татры», видео с участием которых можно посмотреть здесь, являются яркими представителями самостоятельного развития конструкторской мысли. И продажа завода в Копршивнице концерну MAN, которая произошла в 2013 году, пока не сильно повлияла на их своеобразие.
Эргономика восемьсот пятнадцатой
«Восемьсот пятнадцатая Татра» – это рабочая лошадка без особых изысков. Ее можно охарактеризовать, например, фразой из кино «Мировой парень»: «Ну, ты же не пижон, ты все можешь!» Хотя заявить, что обстановка в кабине «Татры» абсолютно спартанская – значило бы прегрешить против истины.
Кабина у нее откидывающаяся, поставленная над мотором. Поэтому, как у всех автомобилей с капотом в салоне, уровень шума повыше, чем, например, в автомобилях компаний Mack или Peterbilt.
При создании Т815 конструкторы смогли снизить этот показатель в три раза по сравнению с предшествующей ей Т148.
В 2003 году, в процессе очередного «фейслифтинга», небольшая корректировка облика сопровождалась изменением приборной панели (форма её осталась почти идентичной, добавили несколько кнопочек и индикаторов), также несколько увеличилась площадь лобового стекла.
Отопление кабины осталось прежним – от автономного дизельного обогревателя, что не очень хорошо, поскольку дышать приходится смесью воздуха с продуктами сгорания солярки. Но другое решение в машинах с двигателем, имеющим воздушное охлаждение, невозможно.
В заключение
Самосвалы TATRA T815 – это отличное решение для логистических и строительных компаний, которым требуется перевозка грузов в сложных условиях, практически без дорог. Удобств в кабине водителя, конечно, минимум, но для российских условий – это скорее плюс, чем минус.
Российскому же аналогу – самосвалу Камаз 6520, удалось искоренить недостатки в эргономике кабины.
Так же, как минимальная насыщенность машины электроникой. Ремонтировать ее можно на любой площадке, имеющей в своем оснащении электрические тали, сварочник, да золотые руки механика. Явным недостатком машины является ее относительная «прожорливость», что обычно для полноприводных автомобилей. Частично это компенсируется надежностью двигателя и его хорошими тяговыми характеристиками.
Вам будет полезно узнать о о том, что делать, если нужен грузовой эвакуатор
ТАТРА 815 — универсальность и надежность
Tatry — так называется система карпатских гор, насчитывающая 25 горных пиков. Именно такой логотип выбрала для себя в 1919 году одна из самых старых автомобилестроительных европейских компаний «Schustala & Company» (с 1918 года — Koprivnicka vozovka a. s.) Основанная в 1850 году, она изначально выпускала брички и коляски, затем занималась производством железнодорожных вагонов и наконец в 1897 году выпустила первый в Центральной Европе легковой автомобиль.
Компания TATRA
Свой первый грузовой автомобиль компания «Schustala & Company» выпустила в 1898 году. А в 1923 году на Парижском автосалоне был продемонстрирован оригинальный автомобиль Tatra-11 с независимой подвеской. В этом образце была воплощена новая для того времени концепция построения транспортных средств. Она заключалась в том, что вместо прямоугольной рамы в автомобиле использовалась центральная труба (хребтовая рама) с силовым агрегатом, установленным над его передней осью. Главная передача с качающимися полуосями и подвеской монтируется сзади.
Автором концепции был талантливый чешский инженер Ханс Ледвинка (1878-1967), изобретение которого определило всю дальнейшую стратегию развития тяжелых грузовиков, разрабатываемых компанией, носящей в настоящее время название TATRA TRUCKS a. s.(1992). Ее специалисты до настоящего времени работают над совершенствованием конструкции хребтовой рамы с качающейся подвеской, доказывая всему миру, что она наиболее эффективна в условиях бездорожья.
Автором концепции был талантливый чешский инженер Ханс Ледвинка (1878-1967), изобретение которого определило всю дальнейшую стратегию развития тяжелых грузовиков, разрабатываемых компанией, носящей в настоящее время название TATRA TRUCKS a. s.(1992)
Начиная с 30-х годов прошлого столетия основное внимание компания уделяет разработке и производству грузовых автомобилей. На базе конструкции, разработанной Х. Ледвинком, выпускались различные версии грузовиков Т72, Т82 и Т92. Используя опыт, накопленный за время работы в компании, Х. Ледвинка разрабатывает грузовик с колесной формулой 6х6, оснащенный дизельным двигателем воздушного охлаждения. Его производство началось в 1942 и продолжалось до конца 50-х годов. По мнению экспертов автомобиль, которому присвоили обозначение Т111, был лучшим тяжелым грузовиком того времени.
На смену Т111 в 1956 году пришли грузовики Т137 с колесной формулой 4х4 и Т138 (колесная формула 6х6). В 1970 грузовик Т138 был модернизирован. Его модернизированная версия Т148 выпускалась вплоть до 1983 года.
На смену Т111 в 1956 году пришли грузовики Т137 с колесной формулой 4х4 и Т138 (колесная формула 6х6)
В 1968 году начат серийный выпуск мощного четырехосного грузовика Т813 Koloss, который считается предшественником наиболее известных автомобилей компании TATRA TRUCKS a. s. — семейства Tatra 815. Модельный ряд этих грузовиков в настоящее время является основным в производственной программе компании. Они постоянно участвуют во всевозможных соревнованиях и тестовых заездах.
Компания TATRA TRUCKS a. s., история которой насчитывает без малого 100 лет — бесспорный лидер среди производителей грузовых автомобилей высокой проходимости. Достигнуто лидирующее положение благодаря использованию нетипичной для таких автомобилей независимой подвески колес, смонтированной на раме хребтовой конструкции.
Хребтовая рама
Хребтовая рама конструктивно представляет собой шасси, центральным элементом которого служит трансмиссионная труба. На ней монтируются:
- Силовой агрегат.
- Сцепление.
- Коробка переключения передач.
- Главная передача.
Построенный на такой раме автомобиль оснащается независимой подвеской всех колес, выполненных с помощью качающихся полуосей, закрепленных по бокам трубы. Его отличает высокий показатель скручивающей жесткости.
Построенный на такой раме автомобиль оснащается независимой подвеской всех колес, выполненных с помощью качающихся полуосей, закрепленных по бокам трубы
На базе хребтовой рамы легко построить транспортное средство с любым количеством ведущих мостов, что особенно важно при создании различных модификаций тяжелых грузовиков, предназначенных для работы в тяжелых дорожных условиях.
Тяжелые грузовики Tatra 815
Большегрузные грузовики Tatra T815 обязаны своим появлением на свет специальному заказу правительства СССР (1970) на разработку и производство универсальных грузовых автомобилей, способных заменить морально устаревшие Т148 и Т183. Однако путь к серийному производству оказался нелегким. Проиграв в конкурентной борьбе отечественному концерну LIAZ, получившему в тоже время аналогичный заказ, чешская компания была вынуждена на несколько лет отложить производство грузовиков. Вернувшись к проекту в 1979 году, автомобили семейства «Татра 815» прошли большое количество разнообразных тестов и испытаний. В результате к серийному выпуску были рекомендованы 9 моделей. Среди них:
- самосвалы;
- бортовой автомобиль;
- балластный тягач;
- «голое» шасси;
- двух- и трехосные седельные тягачи.
Автомобиль «Татра 815» серийно начали выпускать в 1983 году. Благодаря оригинальным техническим решениям, которые позволили обеспечить новым грузовикам высокие технические характеристики, они быстро стали востребованными во многих отраслях народного хозяйства СССР. Не уменьшилась их популярность и в наше время. Разработчики TATRA TRUCKS a. s. постоянно совершенствуют конструкцию автомобилей — она неоднократно подвергалась модернизации (1989, 1994, 1997, 2000, 2003, 2010).
Отечественным аналогом грузовика «Татра 815» считается автомобиль КамАЗ-6520.
Базовые технические решения
Высокие технические характеристики грузовиков Tatra 815 обусловлены применением технических решений, проверенных и доведенных до совершенства за почти 100-летнюю их эксплуатацию. К таким, присущим только автомобилям бренда TATRA, решениям относятся:
- Использование дизельного двигателя с воздушным охлаждением.
Современный силовой агрегат TATRA 815 V8 с системой непосредственного впрыска топлива, турбонаддувом и кулером всасываемого воздуха обеспечивает мощность в диапазоне от 310 до 440 л. с. и крутящий момент от 1400 до 2100 Нм. Подача топлива осуществляется топливным насосом высокого давления. Оригинальна и конструкция составного коленчатого вала на роликовых подшипниках. Мотор полностью соответствует требованиям экологического стандарта ЕВРО-5. При этом расход топлива не превышает 12,7 л/100км.
Кроме базового двигателя возможна установка и других моторов. Среди них:
- силовые агрегаты собственного производства с числом цилиндров V10 и V12;
- двигатели с жидкостным охлаждением (мощность 350-590 л. с.) производства компаний Cummins и Deutz.
- «Фирменная» хребтовая рама и подвеска всех колес с использованием независимо подвешенных качающихся полуосей. Использование хребтовой рамы избавляет автомобиль от нагрузок на скручивание. При преодолении препятствий и на крутых поворотах колеса от грунта не отрываются, что повышает устойчивость и проходимость тяжелой машины.
- Оригинальная коробка переключения передач, внутренний объем которой приспособлен для качающихся полуосей. В ее картере находятся дисковые ведущие колеса (по одному на каждой полуоси). Там же смонтированы две шестерни, передающие крутящий момент от цилиндрического дифференциала, размещенного в несущей трубе.
- Тормозная система с пневматическими тормозами барабанного типа, оснащенная клиновидными прокладками и датчиками ABS (Anti-lock Brake System).
Достоинства
Достоинства грузовиков, входящих в семейство Tatra 815 были заложены разработчиками в процессе их создания. В основе удачных технических решений лежит правильный выбор концепции проектирования — изначальная разработка большегрузного транспортного средства, предназначенного для работы в экстремальных условиях бездорожья (в том числе и на севере). Все версии автомобиля Tatra 815, использование которых предполагалось на дорогах с твердым покрытием, разрабатывались как производные от первоначальной концепции. Именно поэтому высокие е характеристики (максимальная скорость до 90 км/час, расход топлива до 12 л/км и др.) автомобили демонстрируют в сложных условиях эксплуатации.
К достоинствам автомобиля можно отнести модульную систему, которая дает возможность выпускать его с разным количеством колесных осей (от 2 до 6). Выбор подвески осуществляется в зависимости от конфигурации грузовика. Она может быть:
- торсионной;
- рессорной;
- с использованием пневмобаллонов.
Кроме того специалистами TATRA TRUCKS a. s. разработана оригинальная конструкция задней подвески, состоящая из пневмобаллонов и внутренней спиралевидной пружины (King Frame). Все виды подвески оборудуются телескопическими амортизаторами, а некоторые из них и стабилизаторами торсионов.
Бескапотная компоновка позволила оснащать автомобили различными вариантами кабины. Кроме стандартной потребителю предлагаются:
- кабина с расширенным пространством за сидениями, которая позволяет организовать спальное место;
- удлиненная четырехдверная кабина для пожарных машин, вмещающая до 6 человек;
- низкая кабина, предназначенная для автомобиля с манипулятором.
- Конструкция кабин отличается эргономичностью. Большое лобовое стекло улучшает обзорность, а боковые зеркала дают возможность водителю держать весь автомобиль в поле зрения. Все органы управления расположены в зоне досягаемости — тянуться к ним не надо. Кресло водителя — пневматическое, с возможностью регулировки. Адаптированные к эксплуатации в жестких погодных условиях, кабины оснащаются дизельным отопителем и кондиционером.
Технические характеристики популярных моделей
Одна из самых популярных моделей Tatra в России — самосвал 290S84 с колесной формулой 8х8 и кузовом с односторонней разгрузкой сзади.
Одна из самых популярных моделей Tatra в России — самосвал 290S84 с колесной формулой 8х8 и кузовом с односторонней разгрузкой сзади
Грузовик имеет три варианта исполнения:
- с кузовом, имеющим объем 16 куб. м. (необогреваемый);
- с обогреваемым кузовом объемом 14 куб. м. Обогрев кузова осуществляется выхлопными газами;
- оснащенный пакетом «Север», включающим в себя:
- Обогреваемый кузов объемом 14 куб. м.
- Электрический отопитель двигателя.
- ТЭН в картере для подогрева моторного масла.
- Электрический чехол для согревания аккумуляторной батареи.
На самосвал устанавливают:
- дизельный двигатель мощностью 402 л. с.
- 16-ступенчатую коробку переключения передач (синхронизированная, 12 передних и 2 задних передачи).
Самосвалы этой модели способны перевозить грузы весом от 24,6 до 25,3 тонны.
Линейка самосвалов Tatra815 включает в себя модели с колесными формулами от 4х4 до 12х12. Мощность двигателей также различна — от 310 до 820 л. с. Все модели оснащаются полным приводом. Конструкция кузова также может быть различной, предусматривающей в том числе и боковую разгрузку.
Еще одна популярная модель Tatra — седельный тягач 230N9T c колесной формулой 8х8.
Еще одна популярная модель Tatra — седельный тягач 230N9T c колесной формулой 8х8.
Тягач оснащается дизельным двигателем мощностью 442 л. с., который агрегатирован 16 ступенчатой коробкой переключения передач (2 задних и 14 передних). Кроме того имеется дополнительная коробка (понижающая, двухступенчатая), позволяющая увеличить количество передач. Кабина оборудована спальным местом. При необходимости тягач 290Н9Т комплектуется пакетом «Север». Он способен транспортировать автопоезд, максимальная масса которого составляет 110 тонн. При этом полная масса автомобиля составляет 42 тонны.
- Экскаватор-планировщик UDS-214 на шасси Tatra T815.
Универсальность технических решений инженеров TATRA TRUCKS a. s. подтверждает оригинальная конструкция гидравлической отделочной машиной UDS-214, которая монтируется на «голом» шасси T815. Эта машина способна выполнять все виды землеройных работ. Для этого он оснащается двумя ковшами, с помощью которых можно:
- Разрыхлять и поднимать грунт 2 — 4 классов (основной ковш объемом 0,63 м. куб.);
- Работать с грунтами 5 класса объемным весом до 1800кг/м. куб. (дополнительный ковш + комплект сменного оборудования).
Угол наклона плеча у экскаватора составляет 90 градусов, что позволяет использовать его для обработки горизонтальных стен и планирования откосов вдоль автомобильных дорог.
Универсальность технических решений инженеров TATRA TRUCKS a. s. подтверждает оригинальная конструкция гидравлической отделочной машиной UDS-214, которая монтируется на «голом» шасси T815
Автомобиль выпускается с комфортабельной кабиной оператора экскаватора, которая оборудована системой зависимого водяного отопления и двухступенчатым вентилятором. Для вентиляции предусмотрен специальный люк в крыше кабины.
- Габаритные размеры экскаватора, мм — 8840х2500х4000;
- Вес, т — 22,8.
- Транспортная скорость, км/час — 70;
- Колесная формула — 6х6;
- Мощность двигателя, л. с. — 312;
- Производительность, куб. м./час — 115.
Управление экскаватором осуществляется с помощью джойстиков, расположенных на подлокотниках сиденья оператора.
Кроме того экскаватор оснащен уникальной функцией «микроход» — возможность управления шасси из кабины надстройки.
Источник http://machinspec.com/str/samosval/tatra-t815.html
Источник http://gruzavtoperevozki.ru/tatra-815