Управление автомобилем в горных условиях

Управление автомобилем в горных условиях

Управление автомобилем в горных условиях

« Горячая лошадь вместе со всадником может сломать себе шею как раз на той тропинке,
по которой осторожный осел идет не спотыкаясь»

Г.Э.Лессинг

Что бы там не говорили, езда на автомобиле по турецким дорогам, впрочем, как и по любым другим, требует соблюдения правил дорожного движения. Это аксиома. Однако, не надо забывать, что Турция по характеру рельефа страна горная. Средняя высота ее над уровнем моря около 1000 метров. Почти вся территория этой страны занята Малоазиатским нагорьем, в составе которого находятся окраинные горы (Понтийские и Тавр) и расположенное между ними Анатолийское плоскогорье. Поэтому практически при выборе любого маршрута вам придется столкнуться с такой приятной вещью, как движение на спусках и подъемах. И если вы не житель гордого Кавказа или солнечного южного побережья Крыма, для которых джигитовка на серпантине привычное дело, то мы хотим вам напомнить основные проблемы, которые могут возникнуть на горной дороге. Все мы грешны и иногда считаем себя почти равными Шумахеру, прошмыгивая раз в неделю по знакомой до каждой колдобины дороге от города до любимой дачи в деревне Гадюкино, или лихо колеся по не менее разбитым улицам родного предместья. Но давайте вспомним тот ценный совет, который дал бравому Швейку толстый вольноопределяющейся Марек. «Человек-то хочет быть гигантом, а на самом деле он дерьмо. Так-то брат. В другой раз будет мне наукой, чтобы не верил случайности, а бил самого себя по морде два раза в день, утром и вечером, приговаривая: осторожность никогда не бывает излишней, а излишество вредит. После вакханалий и оргий всегда приходит моральное похмелье. Это, брат закон природы».

На горной дороге

На горной дороге

Чем горная дорога отличается от равнинной? Прежде всего, числом поворотов и перепадом высот. На равнинных дорогах на 10 километров пути приходится в среднем около 10 закруглений, на горных — 700-800. Горные дороги — это затяжные подъемы и спуски, крутые повороты и… красивые, чарующие пейзажи, которые могут отвлечь ваше внимание в самый неподходящий момент. Поэтому осмотрительность и осторожность, которые вообще-то всегда должны сопутствовать водителям, особенно необходимы в горах. Мы понимаем, что человек, который решился на такое интереснейшее путешествие не новичок за рулем, но считаем своим долгом дать несколько советов, которое могут помочь вам преодолеть мелкие неприятности и не допустить крупных.

Совет первый

В горы рекомендуется отправляться только при хорошем самочувствии, хорошенько выспавшись перед дорогой. Ведь, забравшись на высоту 1500-2000 метров над уровнем моря, вы можете почувствовать, что согласно законам матушки природы, барометрическое давление там пониженное. Кроме того, за короткое время вам придется пересечь несколько климатических зон. Снижение атмосферного давления будет небезразлично и для вашего автомобиля: ухудшится наполнение цилиндров двигателя горючей смесью. А результатом этого будет снижение мощности двигателя и ухудшение действия привода тормозов с соответствующими последствиями. Кроме того, для таких высот характерно образование облаков, тумана и выпадение атмосферных осадков, а разница в температуре воздуха на различных высотах способствует появлению ветра, который влияет на устойчивость автомобиля. Ну и что тут такого страшного можете подумать вы. Да, конечно ничего, просто это надо знать и естественно учитывать.

Совет второй

Используйте торможение двигателем. Самое главное, что надо усвоить при езде по горным дорогам — это как можно более активно использовать торможение двигателем, переходя на пониженные передачи. Тормоза конечно должны применяться, но только как дополнение к торможению двигателем. Никогда не забывайте о важном правиле: автомобилю, движущемуся на подъем, — преимущество движения. На спуске с возвышенности, имеющей примерно одинаковый угол с подъемом, рекомендуется двигаться на той же передаче, что и при подъеме. При выборе дистанции до идущего впереди автомобиля не забывайте учитывать угол спуска – чем круче спуск, тем соответственно больше дистанция. Все время подтормаживать ножным тормозом ни в коем случае не следует, так как тормозные колодки и барабаны очень быстро перегреются, и торможение станет значительно менее эффективным, что сами понимаете совсем нехорошо. Опять повторим – используйте торможение двигателем. И уж если возникнет потребность в экстренном торможении, то лишь тогда необходимо тормозить рабочим тормозом и опять же двигателем. И вообще запомните, что тормозить на спусках, без необходимости крайне не рекомендуется – автомобиль может занести.

Совет третий

Никогда не используйте накат на горных дорогах. В горах вы начисто должны забыть о очень нехорошей привычке двигаться на спуске с выключенным сцеплением или зажиганием, а также при нейтральном положением рычага переключения передач. Чем рискует любитель наката? Двигаясь на нейтральной передаче, приходится регулировать скорость только педалью тормоза, а это повышенный износ накладок. Если же применять такое торможение на горных дорогах, то очень велика вероятность перегрева тормозного механизма, что приведет к полной потере тормозов, а значит, и автомобиля. Другая опасность наката: двигатель может неожиданно заглохнуть, что обернется потерей эффективности тормозов, а на некоторых моделях и рулевого управления. Включить передачу с заглохшим двигателем бывает непросто. Автомобиль при этом становится практически неуправляемым, а зачем вам это нужно?

Мы вообще против применения этого способа не только на горных дорогах, но и на небольших уклонах средней полосы России. Что дает выключение передачи и движение под уклон на нейтральной скорости? Экономию? Сомнительно. При спуске на четвертой или пятой передаче системы карбюратора жестко дозируют количество поступающего в цилиндры топлива, и при нормальной работе топливной системы увеличения расхода не будет. Может, меньше изнашивается двигатель и трансмиссия? Тоже маловероятно, скорее наоборот. Ведь после наката приходится включать передачу, и здесь не избежать резкого повышения оборотов двигателя.

Совет четвертый

Старайтесь проходить подъемы без переключения передач. При движении на подъем необходимо перед его началом заранее перейти на низкую передачу так, чтобы пройти весь подъем без переключения передач. Переключение передач на подъеме нежелательно и опасно, особенно для не очень опытных водителей или для тех, кто привык к автоматической коробке передач. Что из этого получится дальше только одному богу известно, и мы не рекомендуем вам проверять. Может все и обойдется. Но все-таки лучше заранее перейти на пониженную передачу и уверенно преодолеть подъем, а если возникнет непреодолимое желание или острая необходимость переключить передачу на подъеме, то можно только порекомендовать, предварительно хорошенько овладеть техникой переключения передач в мирной обстановке. Крутые, затяжные подъемы безопаснее всего преодолевать в одиночку. Поэтому, если есть возможность, советуем не спешить, и подождать, пока идущий впереди автомобиль не минует перелома подъема, а уж потом начинайте движение.

Совет пятый

У вас должны быть противооткатные упоры или, что-нибудь их заменяющее. Если вдруг на подъеме возникает необходимость в относительно длительной остановке, то после того как выключен двигатель, необходимо включить первую передачу, а еще лучше «Задний ход», затянуть ручной тормоз, а под колеса подложить клинья, которые потом крайне желательно не забыть вынуть перед началом движения. В роли клиньев могут выступать как штатные «башмаки» так и просто подходящие камни или деревяшки, но лучше для вашей безопасности все-таки позаботиться об их наличии под рукой заранее, а не тогда когда жареный петух начинает вас клевать в одно место… Если же ничего подходящего нет, то на худой конец можно порекомендовать вывернуть передние колеса и упереть их по направлению уклона в бордюр или другой подходящий упор. Вообще старайтесь останавливаться не ближе чем за 100-150 метров от вершины подъема. Если вдруг дистанция оказалась меньше, то необходимо выставить знак аварийной остановки и включить аварийную сигнализацию.

Совет шестой

Приближаясь к закрытому для обзора повороту, снижайте скорость и будьте готовы к четкому выполнению неожиданного маневра или остановке. В горах нередко встречается дорожный знак «Падение камней». Устанавливается он вовсе не для того, чтобы водитель был готов увернуться от внезапно сорвавшегося с отвесной стены булыжника. Он предупреждает, что впереди участок дороги, на котором вы можете неожиданно встретить препятствие в виде больших камней или рассыпанного гравия. И то и другое опасно. В первом случае, пытаясь увернуться на большой скорости, водитель рискует вылететь за пределы дороги, во втором машину может выбросить с проезжей части и без его участия. Серпантинные дороги, как правило, вьются вдоль склонов гор, ограниченные с одной стороны отвесной стеной, с другой — обрывом или крутым склоном в несколько десятков метров, так что итог аварии вполне предсказуем. Приближаясь к повороту, снижайте скорость и смотрите на дорогу не прямо перед капотом автомобиля, а на более отдаленный участок, выход из поворота. Тогда вы сможете точнее оценить крутизну поворота и подъема или спуска за ним, выбрать наиболее удобную и безопасную траекторию движения.

Повороты на горных дорогах, как правило, «глухие», то есть дорога за поворотом закрыта для обзора водителя выступом горы или пышной растительностью. По этой причине рекомендуем не переоценивать своих возможностей и не совершать обгонов, если вы не убеждены в отсутствии встречного транспорта. Всегда следует помнить, что любой поворот это, прежде всего, смена условий движения, и к этому желательно заблаговременно надо быть готовым.

Совет седьмой

Не полагайтесь на свою интуицию и преодолевайте повороты в горах с большой осторожностью. При всем многообразии встречающихся на дорогах закруглений для горных дорог наиболее характерны следующие три типа – «штопор», «серпантин» и «отдушина».

«Штопор» — это тормозной поворот, часто встречающийся на горных дорогах. На этом закруглении радиус уменьшается в прогрессии, что усложняет управление автомобилем. Кроме того, на этом закруглении к боковой инерционной силе прибавляется воздействие других сил. Перед входом в поворот необходимо заранее и значительно снизить скорость и перейти на низшую передачу. Тормозить, особенно если дорога идет под уклон, следует с помощью двигателя. В крайнем случае, притормаживать очень аккуратно и только при условии, что передние колеса повернуты на небольшой угол.

Проезд «серпантина» во многом сходен по приемам управления проезду «штопора». Так как «серпантин» часто бывает на затяжном спуске, очень важно не давать разгоняться автомобилю под уклон. На таком спуске тормоза могут ухудшить свои эксплуатационные свойства из-за нагрева при продолжительном или частом торможении, что обязательно должен учитывать осторожный водитель.

«Отдушина» — противоположность «штопору» по характеру и форме управления. Плавно увеличивающийся радиус кривой, постепенно уменьшает воздействие боковой инерционной силы и создает благоприятные условия для неконтролируемого разгона автомобиля, что конечно не надо допускать.

Главным условием безопасного прохождения поворотов является верный выбор скорости. Даже незначительное ее превышение приводит к тому, что автомобиль не вписывается в поворот и его выносит с полосы движения либо он под действием центробежной силы разворачивается поперек дороги.

Совет восьмой

Не пожалейте денег и купите специальные перчатки для руления. Очень часто в горах встречаются S-образные повороты. Угол поворота может достигать 180 градусов на каждом колене, то есть, пройдя два поворота, вы смените направление движения на противоположное и вновь вернетесь к первоначальному. Прохождение таких поворотов считается наиболее сложным, и вращать рулевое колесо на них приходится активнее. Будьте готовы крутить руль с перехватами и придерживайтесь этого приема всегда, так как, «завязав руки узлом» и при этом, все равно, не доворачивая рулевое колесо до нужного положения, трудно контролировать дорогу. Перчатки в этом случае гарантируют вам, то, что потные от жары и волнения руки не соскользнут с рулевого колеса в самый ответственный момент.

Совет девятый

Особенно осторожно отнеситесь к обгону в горах. Не уверен — не обгоняй. Ограниченная видимость и узкая проезжая часть заставляют производить обгон с большой осторожностью и только тогда, когда вы убедитесь в полной его безопасности.

Совет десятый

Совет последний и самый важный. На горных дорогах довольно часто встречаются площадки для отдыха — небольшие расширения, где можно отдохнуть, перевести дух. Не пренебрегайте этой возможностью, перетруждаться на автомобиле в условиях горных дорог не стоит даже опытному водителю. И самое главное, не переоценивайте свои профессиональные качества и возможности в горах — они этого не прощают.

Так как речь идет у нас о горных дорогах, то, наверное, необходимо упомянуть и об основных рекомендациях по проезду тоннелей, которые могут попасться у вас на пути. Тут важно запомнить следующее. Во-первых, при въезде в тоннель лучше плавно снизить скорость и повысить свое внимание и бдительность при его проезде. Обязательно не забудьте включить ближний свет фар и габаритные огни. Во-вторых, очень важно в тоннеле выдерживать безопасную дистанцию, которую следует увеличить минимум на метров на пять по сравнению с предшествующими условиями движения. А в самом тоннеле постарайтесь не совершать резких маневров, которые могут застать врасплох других водителей машин.

Источник http://stambul4you.ru/2012/12/rentacar-stambul-driving-mountain-roads/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: