Содержание
Замена, регулировка и ремонт сцепления своими руками
1 — картер сцепления, 2 — шток рабочего цилиндра, 3 — вилка, 4 — регулировочная гайка, 5 — контргайка, 6 — возвратная пружина, 7 — фрикционные накладки, 8 — ведомый диск сцепления, 9 — стальной кожух, 10 — ведущий диск (корзина).
Сегодня в статье будет рассказано о таких процедурах, как замена и регулировка сцепления 2106 своими руками. Как любим повторять, все можно выполнить без помощи специалистов автосервисов, никаких сложностей в ремонте автомобилей ВАЗ нет и быть не может. Зачастую водители стараются самостоятельно решить все проблемы с машиной, потому как стоимость обслуживания несуразно высокая.
Даже несмотря на то, что автомобиль ВАЗ 2106 уже десять лет как не выпускается. А мы постараемся максимально помочь в проведении ремонта. Если остались какие-либо вопросы, оставляем комментарии, делимся своим опытом, описываем необычные ситуации. Ведь тема довольно интересная и богатая.
Механизм сцепления автомобиля ВАЗ 2106
Описание конструкции
1 — направляющая втулка, 2 — корзина
Все вы знаете, что в ногах водителя установлена педаль сцепления. Некоторым этого достаточно, дальше они не углубляются. Но если уж решили взяться за ремонт, то придется изучить всю остальную цепочку. На автомобиле ВАЗ 2106, как и на всей остальной классике, привод сцепления гидравлический. От педали приводится в движение шток главного цилиндра, который перемещает небольшой поршень в себе.
К этому цилиндру подключен расширительный бачок. На 2106 и схожих моделях ВАЗ он находится на перегородке между подкапотным пространством и салоном.
Стоит отметить, что на девятках и более новых машинах расширительный бачок устанавливали непосредственно на корпусе цилиндра – значительная экономия места и небольшое увеличение надежности.
Ведь резиновые трубки имеют свойство изнашиваться, пропускают тормозную жидкость.
Поломки сцепления
Сцепление может выйти из строя по нескольким причинам:
- Выработка ресурса.
- Наличие заводского брака.
- Жесткая эксплуатация.
- Механические повреждения в процессе эксплуатации.
Очень часто причиной преждевременного выхода из строя элементов сцепления ВАЗ 2106 становится наличие заводского брака и увеличенные нагрузки. В частности, движение по пробкам в городе дает о себе знать довольно скоро.
Симптомы неисправностей
В зависимости от вида поломки могут проявиться такие симптомы:
- Педаль сцепления проваливается, валы двигателя и КПП не размыкаются.
- Сцепление работает, но присутствует посторонний звук.
- Двигатель набирает обороты, а скорость при этом не увеличивается – сцепление буксует.
- Переключение передач затруднено, сцепление «ведет» – выключается не до конца.
- Появление течи из расширительного бачка, трубок, цилиндров.
То, что с педалью механически связан главный цилиндр, уже сказали. А вот непосредственно на коробке передач смонтирована вилка сцепления и рабочий цилиндр. При помощи этих механизмов производится перемещение выжимного подшипника по оси первичного вала.
Как работает привод сцепления
Принцип работы всего механизма привода сцепления на автомобиле ВАЗ 2106 заключается в следующем:
- Водитель нажимает на педаль.
- Происходит перемещение штока и вместе с ним поршня в цилиндре.
- Нарастает давление в трубопроводе между главным и рабочим цилиндрами.
- За счет возросшего давления в рабочем цилиндре происходит перемещение поршня и штока, который приводит в движение вилку сцепления.
После всего этого диск сцепления ВАЗ 2106 и корзина отдаляются друг от друга, коленчатый вал не вращает первичный. Следовательно, автомобиль не движется. А теперь о процедуре проведения ремонта.
Подготовка к проведению ремонта
Прежде чем ставить машину на яму и снимать коробку для замены сцепления, вам нужно наведаться в магазин и купить все необходимые запчасти:
- Диск сцепления.
- Корзину (ведущий диск).
- Выжимной подшипник.
- При необходимости вилку сцепления.
- В случае наличия значительной выработки потребуется заменить и венец на маховике.
- Болты крепления корзины к маховику.
Также важно иметь под рукой хороший набор инструментов, проникающую смазку WD-40, иногда даже газовая горелка необходима (если болты и гайки сильно ржавые).
Желательно проводить работы все на смотровой яме или эстакаде (вряд ли подъемник есть в гараже у среднестатистического водителя шестерки, поэтому его не упоминаем). Если все проходит гладко и гайки хорошо откручиваются, вы сделаете все работы очень быстро.
Установите автомобиль на яме, зафиксируйте в одном положении, поставив упоры под колесами. Все работы делятся на два этапа: под машиной и над ней. Обратите внимание на то, что масло сливать нет необходимости, так как при условии аккуратного демонтажа вы не прольете ни капли.
И не забывайте про центровку диска сцепления. Цена специального устройства достаточно высокая – порядка 500 рублей. но можно без проблем использовать небольшой отрезок трубы, лишь бы диаметр был подходящим.
Работы сверху автомобиля
Итак, начало положено, цель – снять коробку передач для замены сцепления. На автомобилях ВАЗ 2106 и аналогичных делается это довольно быстро, важно лишь соблюсти некоторую последовательность:
- В салоне автомобиля снимаете ручку переключения скоростей. Она крепится при помощи пластиковых защелок. Порой возникают трудности с демонтажем, доходит до того, что защелки обламываются. Цена нового комплекта креплений составляет не более ста рублей, а приобрести его можно даже после проведения ремонта. Поэтому не бойтесь, если вдруг сломали пластиковые усики.
- Переходите к подкапотному пространству, выкручиваете четыре гайки, которыми крепится приемная труба к коллектору. Дело в том, что приемная труба будет мешать снятию коробки, но ее достаточно немного в сторону сдвинуть.
- Отключаете аккумуляторную батарею и снимаете ее с автомобиля.
- Выкручиваете два верхних болта стартера, отключаете от него провода питания обмоток и втягивающего реле.
- Отсоединяете провод массы, который подходит к коробке передач.
Внимательно осмотрите, нет ли конкретно на вашем автомобиле каких-либо «модернизаций», которые помешают снятию КПП. Если имеются, то сделайте так, чтобы они не затруднили дальнейший ремонт.
Работы под автомобилем
Пожалуй, это наиболее сложная часть всего ремонта, так как здесь намного больше действий придется совершить. Так что располагайтесь удобнее и приступайте к выполнению следующих операций:
- Выкрутите последнюю (нижнюю) гайку крепления стартера и снимите его. Эта гайка самая противная, так как с помощью простых ключей подобраться к ней проблематично, потребуется воспользоваться головкой, трещоткой и карданом. Правда, получалось работать и обычным рожковым ключом, установленным в торец.
- Выкрутите крепление подвесного подшипника.
- Рассоедините кардан и фланец заднего моста. Удерживайте от проворачивания головку болта рожковым ключом на 12.
- Нанесите резкие удары по карданному валу, чтобы сбить его с резиновой муфты на валу коробки передач. Уберите кардан в сторону.
- Выкрутите крепление подушки, установите под КПП опору.
- Снимите с вилки сцепления рабочий цилиндр. Не потеряйте планку, которая находится под ним, и пружину.
- Снимите тросик спидометра.
- Вот и все, теперь остается только выкрутить четыре болта, которыми крепится коробка к блоку двигателя.
Снимайте коробку передач аккуратно, старайтесь отодвинуть ее от блока ДВС на максимальное расстояние. Дело в том, что можно повредить ведущий диск сцепления ВАЗ 2106. И сделать это довольно просто.
Если взять в пример девятки и более новые ВАЗы, то на них ведущие диски сцепления более надежные и прочные. Желательно установить рычаг КПП в положение, соответствующее третьей скорости.
Замена сцепления
Обратите внимание на то, что обязательно устанавливать новые болты крепления корзины сцепления. На старых резьба уже имеет мелкие деформации, следовательно, соединение окажется весьма ненадежным. Цена всех элементов составит примерно 2000-2500 рублей.
Если же вы предпочитаете агрегаты зарубежного производства, то выйдет дороже. Однако стоит задаться над простой истиной: срок службы импортного порой меньше, нежели отечественного, а цена может быть больше в два раза. Зачем платить лишние деньги? И вообще, цена машины если составляет 20-40 тыс. руб., зачем большие деньги вкладывать в нее?
Но вернемся к процедуре замены. Выкручиваете все болты с корзины, снимаете ее и ведомый диск сцепления. Новые элементы устанавливаете аналогично, но болты наживляете, не затягивайте. Желательно перед установкой посмотреть на состояние венца. Если оно плачевное, то стоит сразу поставить новый.
В магазинах его цена около 200-250 рублей, не очень накладно. Но ведь можно снизить стоимость ремонта, достаточно снять венец, нагреть его и установить обратной стороной. Но придется купить новый, если ранее такая процедура выполнялась.
Обратите внимание на вилку сцепления ВАЗ 2106, если на ней имеются повреждения, то обязательно замените ее. Новый выжимной подшипник устанавливается в любом случае. Можно нанести на него смазку ШРУС, например. Это способно немного увеличить его ресурс.
Практически закончили, осталось взять направляющую втулку и установить ее в отверстие диска сцепления. Не вынимая вал, затяните крест-накрест все болты крепления корзины. Не допускайте перекосов, иначе сцепление будет работать неправильно, его ресурс уменьшится.
Вот и все, замена сцепления проведена успешно, теперь остается собрать автомобиль. Но здесь никаких трудностей не возникнет, так как все действия обраты тем, которые были подробно описаны в данной статье. Если вам требуется провести еще и замену тормозной жидкости в системе привода, то читайте дальше.
Прокачка системы
Слить жидкость из системы привода сцепления очень просто:
- Грушей выкачайте жидкость из расширительного бачка.
- На рабочем цилиндре выкрутите штуцер и дождитесь, когда вся жидкость уйдет.
- Несколько раз нажмите на педаль сцепления, чтобы избавиться от остатков тормозной жидкости.
- Поменяйте трубки при необходимости.
- Заверните штуцер.
- Залейте в бачок свежую тормозную жидкость.
- Наденьте на штуцер прозрачную трубку.
- Попросите помощника нажать несколько раз педаль сцепления. При последнем нажатии нужно удержать ее в крайнем положении.
- Выкрутите на половину оборота штуцер, дав выйти жидкости и воздуху.
- Повторяйте процедуру до тех пор, покуда не начнет идти жидкость без пузырьков воздуха. Не забывайте следить за уровнем в расширительном бачке.
По сути, хватит два-три захода, чтобы избавиться от воздуха в системе. Как вы поняли, прокачать сцепление на ВАЗ 2106 несложно. Процедура очень похожа на прокачку тормозов, только выполняется намного быстрее – магистраль очень короткая.
После замены сцепления потребуется его регулировка. Обратите внимание на шток рабочего цилиндра – у него имеется резьба, по которой можно переместить гайку.
Именно путем ее перемещения и совершается регулировка сцепления на автомобилях ВАЗ 2106 и остальных классической серии.
Также имеется возможность отрегулировать свободный ход педали сцепления, для этого предусмотрен специальный болт непосредственно над ней.
Рабочий цилиндр сцепления ваз 2107: замена, регулировка и ремонт, инструкции с фото и видео
Проблемы со сцеплением могут доставить серьёзные неприятности владельцам автомобилей с механической коробкой переключения передач. Не является исключением и ВАЗ 2107. Однако большинство неисправностей можно довольно просто устранить своими руками.
Устройство и принцип действия сцепления ВАЗ 2107
ВАЗ 2107 оборудован однодисковым сцеплением сухого типа с гидравлическим приводом. В конструкцию привода входят:
- бачок с пробкой и встроенным успокоителем жидкости;
- подвесная педаль с толкателем;
- главный и рабочий цилиндры;
- металлический трубопровод;
- соединяющий трубопровод и рабочий цилиндр шланг.
При нажатии педали, усилие через толкатель передаётся на поршень главного цилиндра сцепления (ГЦС). ГЦС заполнен тормозной жидкостью, поступающей из бачка гидропривода.
Поршень выталкивает рабочую жидкость, и она под давлением через трубопровод и резиновый шланг поступает в рабочий цилиндр сцепления (РЦС). В РЦС давление увеличивается, и жидкость выталкивает из устройства шток, который, в свою очередь, приводит в действие вилку сцепления.
Вилка, в свою очередь, перемещает выжимной подшипник, выводя из зацепления нажимной и ведомый диски.
Сцепление ВАЗ 2107 имеет однодисковую сухую конструкцию с гидравлическим приводом
Рабочий цилиндр сцепления ВАЗ 2107
РЦС является конечным звеном гидропривода сцепления. Его более частый по сравнению с другими узлами механизма выход из строя связан с повышенными нагрузками, возникающими в результате высокого давления жидкости.
Рабочий цилиндр подвергается постоянным нагрузкам и чаще других элементов механизма сцепления выходит из строя
О замене главного цилиндра сцепления ВАЗ 2106: Источник Источник https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/stseplenie/glavnyy-cilindr-scepleniya-vaz-2106.html
Устройство РЦС
Рабочий цилиндр ВАЗ 2107 состоит из:
- корпуса;
- поршня;
- штока (толкателя);
- пружины;
- защитного колпачка (чехла);
- двух манжет (уплотнительных колец);
- клапана для стравливания воздуха;
- стопорного кольца с шайбой.Рабочий цинлиндр сцепления имеет довольно простое устройство
Расположение РЦС
В отличие от ГЦС, который расположен в салоне ВАЗ 2107, рабочий цилиндр находится на корпусе картера сцепления и прикручен к нижней части «колокола» двумя болтами. Добраться до него можно только снизу, предварительно сняв защиту двигателя (при её наличии). Поэтому все работы проводятся на смотровой яме или эстакаде.
Рабочий цилиндр прикреплён к нижней части картера сцепления
Ознакомьтесь с возможностями тюнинга двигателя: Источник https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/tyuning/tyuning-dvigatelya-vaz-2107.html
Признаки неисправности РЦС
Выход РЦС из строя сопровождается следующими симптомами:
- непривычно мягкий ход педали сцепления;
- периодические или постоянные провалы педали сцепления;
- резкое снижение уровня рабочей жидкости в бачке;
- появление следов жидкости под автомобилем в районе коробки переключения скоростей;
- трудности при переключении скоростей, сопровождающиеся хрустом (скрежетом) в КПП.
Эти признаки могут быть следствием и других неисправностей (всего механизма сцепления, ГЦС, коробки переключения скоростей и пр.). Поэтому перед началом работ по замене или ремонту РЦС нужно убедиться, что «виноват» именно он. Для этого его следует внимательно осмотреть. Если на корпусе цилиндра, на его штоке или шланге обнаружатся следы рабочей жидкости , можно начинать демонтаж РЦС.
Одним из признаков неисправности рабочего цилиндра являются следы от подтёков рабочей жидкости на его корпусе
Основные неисправности РЦС
Основная часть РЦС изготовлена из прочной стали, поэтому полностью его меняют лишь при серьёзных механических повреждениях. В остальных случаях можно ограничиться ремонтом. Наиболее часто цилиндра выходит из строя из-за износа уплотнительных колец поршня, защитного чехла, неисправностей клапана выпуска воздуха и повреждением шланга, соединяющего цилиндр и трубопровод.
Ремонтный комплект для РЦС
Любую вышедшую из строя деталь можно приобрести отдельно. Однако при замене манжет целесообразнее купить ремонтный комплект, включающий три резиновых уплотнителя и защитный чехол. Для классических моделей ВАЗ ремкомплекты выпускаются под следующими каталожными номерами:
- 2101–1602516;
- 2101–1605033;
- 2101–1602516.В ремкомплект для рабочего цилиндра сцепления ВАЗ 2107 входят защитный чехол и три манжеты
Стоимость такого набора составляет порядка 50 руб.
Ремонт рабочего цилиндра сцепления
Для ремонта РЦС нужно снять с автомобиля. Для этого потребуются:
- круглогубцы или пассатижи;
- гаечные ключи на 13 и 17;
- ёмкость для слива жидкости;
- чистая суха тряпка.
Демонтаж РЦС
Демонтаж РЦС осуществляется в следующем порядке:
- Устанавливаем автомобиль на смотровую яму или эстакаду.
- Из смотровой ямы ключом на 17 откручиваем наконечник соединения шланга гидропривода и рабочего цилиндра.Наконечник шланга гидропривода откручивается ключом на 17
- Под конец шланга подставляем ёмкость и собираем вытекающую из него жидкость.
- Пассатижами отсоединяем стяжную пружину от вилки сцепления и снимаем её.Стяжная пружина снимается пассатижами
- Пассатижами вытаскиваем из штока цилиндра шплинт.Шплинт из штока цилиндра вытаскивается пассатижами
- Ключом на 13 откручиваем два болта крепления РЦС к картеру.Рабочий цилиндр сцепления прикручен к картеру двумя болтами
- Отсоединяем скобу пружины и снимаем её.Скоба стяжной пружины крепится на тех же болтах, что и цилиндр
- Выводим шток рабочего цилиндра из зацепления с вилкой.Шток рабочего цилиндра соединен с вилкой
- Снимаем цилиндр и тряпкой удаляем с него следы рабочей жидкости и загрязнения.
о ремонте гидропривода муфты сцепления: Источник Источник https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/stseplenie/kak-prokachat-stseplenie-na-vaz-2107.html
Разборка и замена неисправных деталей РЦС
Для разборки и ремонта цилиндра потребуются:
- гаечный ключ на 8;
- шлицевая отвёртка;
- чистая сухая тряпка;
- немного тормозной жидкости.
Разбирается рабочий цилиндр в такой последовательности:
- Зажимаем цилиндр в тиски.
- Рожковым ключом на 8 откручиваем клапан стравливания воздуха и осматриваем его на наличие повреждений. При подозрении на неисправность приобретаем новый клапан и готовим его к установке.Штуцер рабочего цилиндра выкручивается ключом на 8
- Тонкой шлицевой отвёрткой снимаем защитный чехол.Чехол отсоединяется с помощью тонкой отвертки
- Вынимаем из цилиндра толкатель.
- Отвёрткой аккуратно выталкиваем поршень из цилиндра.Для снятия поршня нужно вытолкнуть его из цилиндра отвёрткой
- Отвёрткой отсоединяем стопорное кольцо.Для снятия стопорного кольца его нужно поддеть отверткой
- Снимаем с поршня пружину и шайбу.При разборке РЦС с поршня снимается пружина
- Снимаем заднюю манжету.Для отсоединения шайбы и задней манжеты их достаточно сдвинуть
- Отвёрткой снимаем переднюю манжету.Для снятия передней манжеты нужно поддеть её отверткой
- Внимательно осматриваем внутреннюю поверхность цилиндра (зеркало) и поверхность поршня. Если на них есть задиры или вмятины, цилиндр следует заменить полностью.
Перед заменой манжет поршня и защитного чехла металлические детали цилиндра нужно очистить от грязи, пыли, следов влаги с помощью тормозной жидкости и чистой тряпки.
Новые уплотнители и чехол устанавливаются в процессе сборки РЦС. Сначала на поршень надевается передняя манжета, потом задняя. При этом задняя манжета фиксируется шайбой. Защитный чехол устанавливается вместе с толкателем.
Сборка устройства и его монтаж производится в обратном порядке.
Видео: ремонт рабочего цилиндра сцепления ВАЗ 2107
Прокачка гидропривода сцепления
После любых работ, связанных с разгерметизацией механизма сцепления, а также при замене жидкости гидропривод необходимо обязательно прокачать. Для этого будут нужны:
- тормозная жидкость (0,3 л);
- резиновый шланг;
- ключ на 8;
- сосуд для сбора жидкости (подойдёт пластиковая бутылка объёмом 0,5 л).
Кроме этого, для прокачки потребуется помощник. Порядок действий следующий:
- После установки РЦС и подсоединения к нему шланга заливаем в бачок гидропривода жидкость до уровня, соответствующего нижнему краю горловины.
- Надеваем один конец заранее заготовленного шланга на штуцер клапана для стравливания воздуха, а другой конец опускаем в ёмкость для сбора жидкости.Один конец шланга надевается на штуцер, другой опускается в емкость для сбора жидкости
- Просим помощника нажать 4–5 раз на педаль сцепления и удерживать её в нажатом положении.
- Ключом на 8 отворачиваем штуцер клапана стравливания воздуха примерно на три четверти оборота. Ждём, когда из цилиндра выйдет воздух вместе с жидкостью.
- Закручиваем штуцер на место и просим помощника повторить нажатие на педаль. Затем опять стравливаем воздух. Циклы стравливания повторяются до тех пор, пока из системы не выйдет весь воздух, а из штуцера не начнёт вытекать жидкость без пузырьков.Стравливать воздух необходимо до тех пор, пока из шланга не пойдет жидкость без пузырьков
- Проверяем работу сцепления. Педаль должна выжиматься с усилием и без провалов.
- Доливаем в бачок тормозную жидкость до необходимого уровня.
Настройка привода сцепления
После прокачки рекомендуется отрегулировать привод сцепления. Для этого понадобятся:
- штангенциркуль или (в крайнем случае) линейка;
- гаечные ключи на 8, 10, 13, 17;
- круглогубцы или пассатижи.
Порядок настройки сцепления на карбюраторных и инжекторных моделях ВАЗ 2107 отличается. В первом случае регулируют настройку свободного хода педали сцепления, во втором — амплитуду движения штока рабочего цилиндра.
Для карбюраторных ВАЗ 2107 привод настраивается следующим образом:
- Измеряем величину амплитуды свободного хода (люфта) педали сцепления при помощи штангенциркуля. Она должна составлять 0,5–2,0 мм.
- Если амплитуда выходит за указанные пределы, ключом на 10 откручиваем контргайку на шпильке ограничителя хода и, поворачивая ограничитель в ту или иную сторону, выставляем требуемый люфт.Рабочий ход педали сцепления регулируется с помощью ограничителя
- Ключом на 10 закручиваем контргайку.
- Проверяем полный ход педали (от верхнего положения до нижнего) — он должен составлять 25–35 мм.
Для инжекторных ВАЗ 2107 регулировка привода осуществляется в следующем порядке:
- Устанавливаем автомобиль на смотровую яму или эстакаду.
- Снизу пассатижами снимаем стяжную пружину с вилки сцепления.
- Определяем люфт толкателя рабочего цилиндра, отжимая вилку сцепления до упора назад. Он должен составлять 4–5 мм.
- Если люфт не попадает в указанный интервал, ключом на 17 держим гайку регулировки штока, а ключом на 13 откручиваем фиксирующую гайку.Для откручивания регулировочной и фиксирующей гаек нужны ключи на 13 и на 17
- Ключом на 8 фиксируем шток от проворачивания, прихватив его за буртик, а ключом на 17 вращаем гайку регулировки штока до тех пор, пока его люфт не станет равным 4–5 мм.Настройка люфта штока осуществляется регулировочной гайкой
- Зафиксировав ключом на 17 регулировочную гайку в нужном положении, ключом на 13 затягиваем контргайку.
- Проверяем величину полного хода педали. Она должна составлять 25–35 мм.
Шланг рабочего цилиндра
Шланг, соединяющий трубопровод и рабочий цилиндр, подлежит замене в случае:
- видимых повреждений, сопровождающихся вытеканием тормозной жидкости;
- обнаружения на его поверхностях трещин, вздутий (шишек);
- износа резьбовых соединений наконечников.
Выпускаемые отечественными предприятиями шланги имеют каталожный номер 2101–1602590 и стоят около 100 руб.
Шланг состоит из резиновой рабочей части и двух наконечников
Для замены шланга необходимо:
- Установить машину на эстакаду или смотровую яму.
- Поднять капот и найти в моторном отсеке место соединения трубопровода гидропривода и шланга рабочего цилиндра.
- Ключом на 17 зафиксировать наконечник шланга, а ключом на 13 открутить штуцер на трубопроводе. Подставить под конец трубопровода ёмкость и собрать вытекающую из него жидкость.
- Ключом на 17 выкрутить наконечник другого конца шланга из корпуса РЦС. В гнезде цилиндра установлено резиновое уплотнительное кольцо, которое также необходимо заменить.
- Установить новый шланг в обратной последовательности.
Таким образом, диагностика, ремонт и замена рабочего цилиндра сцепления ВАЗ 2107 не представляет большой сложности даже для неискушённого автолюбителя. Минимальный набор инструментов и рекомендации профессионалов позволят выполнить все работы с минимальными затратами времени и денег.
Замена сцепления с двухмассовым махавиком своими руками
Сцепление и маховик находятся в непосредственной взаимосвязи, ввиду чего установка нового сцепления неизменно сопряжена с проверкой состояния двухмассового маховика; работает и обратный принцип: если необходимо заменить маховик, нужно будет полностью проверить состояние сцепления. Замена сцепления на авто с двухмассовым маховиком — процедура с множеством нюансов, которые обычно неизвестны обычным автомобилистам.
Цель этой статьи — чуть-чуть прояснить алгоритм монтажа и демонтажа, рассказать о принципах замены сцепления своими руками. Однако сходу предупредим о том, что алгоритм может незначительно меняться в зависимости от конкретной марки автомобиля.
Замена цилиндра сцепления и другие подобные работы относятся к категории профессиональных: приступать к ним самостоятельно можно лишь в том случае, если вы имеете определенный опыт работы с «внутренностями» транспортных средств и готовы потратить большое количество времени.
Инструменты: что понадобится
Если вы не имеете «под рукой» подъемника либо хотя бы гаражной ямы, справиться с работой будет непросто: получить доступ к интересующим элементам можно лишь после комплексной разборки. Возможно, имеет смысл уточнить у знакомых и друзей: иногда на свободный профессиональный подъемник в сервисе пускают посторонних людей, которым необходимо заняться собственным транспортным средством.
В плане инструментов все тоже далеко не просто: понадобятся ключи (13, 15, 17, 19), набор головок, притом головка на 10 должна быть удлиненной. Желателен и ключ-трещотка под головки.
Потребуются головка на 32 (для откручивания ступичной гайки), молоток, небольшой ломик (либо аналогичный инструмент), ключ-звездочка (для откручивания карданного вала; либо 8, либо 10), а также набор шестигранных ключей.
Конечно, потребуется также помощь людей со стороны: самостоятельно осуществить замену маховика и диска сцепления в одиночку практически невозможно.
Детальный алгоритм
В видеоролике ниже представлена пошаговая инструкция по замене сцепления на примере автомобиля Рено Логан.
Первый этап работы
Необходимо ослабить колесные гаек и гайки ступичного подшипника. После этого нужно будет отсоединять все, что препятствуют демонтажу коробки, а именно: батарею, посадочное место для батареи, патрубок воздушного фильтрационного элемента.
Теперь обращаем внимание на рычаг переключения передач: его нужно будет отсоединить от коробки, а с самой коробки демонтировать датчик скорости.
Все работы нужно выполнять неспешно, поскольку всегда существует риск повредить один из элементов ввиду одного неосторожного движения (именно по этой причине такие работы обычно доверяют специалистам).
«Подготовительный» этап не заканчивается вышеописанным. Теперь нужно будет демонтировать патрубок тормозной жидкости, «идущий» на гидравлический подшипник. Обычно он фиксируется при помощи скобы. Предварительно также рекомендуется снять колеса с прокачки тормозов (снять колпачок), чтобы трубу с тормозной жидкостью можно было чуть приглушить.
После вышеописанного нужно открутить подушку коробки с левой стороны (иногда требуется специальный ключ) и вытащить шпильку из подушки крепления коробки (располагается за коробкой, в непосредственной близости от салона); можно демонтировать всю подушку целиком, хотя это не является обязательным.
Второй этап работы
Необходимо открутить гайки коробки от мотора (нужно демонтировать несколько болтов). После этого автомобиль нужно будет приподнять и демонтировать колёса, открутить ступичную гайку.
Далее осторожно демонтируем шаровую опору, раскручиваем гайку; болт обязательно нужно вытащить до конца, поскольку в противном случае шаровая опора не пойдет вниз (болт попадет в паз).
Шаровую опору нужно протянуть вниз, притом для того, чтобы это сделать, потребуется специальный инструмент (в отдельных случаях можно использовать небольшой ломик).
Далее слейте масляную жидкость из коробки (там будет порядка нескольких литров), после чего выньте шрус. Для того, чтобы было удобнее, тормозной диск лучше отвести чуть в сторону и через сделанную из меди либо алюминия проставку (нужно подумать о состоянии «чуткой» к механическим воздействиям резьбы) простукиваем резьбу.
Аналогичная процедура повторяется с противоположной стороны транспортного средства (возможно, там придется убрать еще одну из запчастей). После этого вам нужно будет открутить кардан от раздатчика, убрав болты ключом типа звездочка; нужно соблюдать аккуратность, поскольку подчас кардан выходит не сразу.
Обратив взгляд в сторону капота, вы увидите подушку, которая фиксирует коробку; полностью демонтировать ее не нужно — достаточно открутить шпильку. Затем выкручиваем фиксаторы стартера и провод его массы (обычно это две шпильки).
Теперь нужно будет установить под мотор подпору; с подъемником сделать это несложно: нужно чуть-чуть поднять машину и поставить какую-либо подпорку на пол, после чего вновь опустить автомобиль так, чтобы двигатель располагался непосредственно на подставке.
Третий этап работы
Приступаем к откручиваю «лыж», на которых располагается двигательное устройство; нужно демонтировать каждую из них. Затем открутите болты, обеспечивающие фиксацию коробки на двигателе.
На этом этапе обойтись своими силами будет почти невозможно: понадобится несколько помощников. Чуть-чуть покачивая коробку то влево, то вправо, демонтируем ее. Теперь вы можете увидеть внутреннюю часть двигателя.
Вначале на глаза попадется гидравлический подшипник с рабочим цилиндром; иногда они являются одним целым, иногда идут по отдельности.
Теперь нужно перейти к корзинке и демонтировать ее. Она зафиксирована болтами, которые легко снимаются с использованием ключа-десятки.
После того, как она будет демонтирована, вы наконец-то сможете увидеть диск сцепления. Рекомендуется сразу проанализировать его состояние «на глаз».
Скажем, вполне может быть, что в процессе эксплуатации слетели накладки и оказались изношены отдельные части.
Также после того, как корзина оказалась снятой, вы можете увидеть двумассовый маховик.Обычно он не является монолитной конструкцией: сделан из двух элементов; во внутренней части располагаются демпферные пружины.
Соответственно, теперь вы можете уточнить состояние каждого из устройств и при необходимости произвести замену.
В большинстве случаев замена маховика сцепления и замена самого сцепления производятся разом (об этом уже было сказано в начале текста).
Сборка сцепления
Сама сборка предполагает обратный вышеописанному алгоритм. Учтите, что для правильного монтажа необходима оправка (иначе диск нельзя будет отцентрировать). Важно, чтобы оправка полностью подходила по размеру.
Небольшой нюанс: выполняя сборку, обратите внимание, что на одной из сторон диска обычно есть какая-либо надпись на английском (пример: flywheel side); она говорит о том, что именно этой стороной диск приставляется к маховику. Сама сборка предполагает обратный вышеописанному алгоритм. Учтите, что для правильного монтажа необходима оправка (иначе диск нельзя будет отцентрировать). Важно, чтобы оправка полностью подходила по размеру.
Процесс замены сцепления достаточно трудоемкий, требует профессиональных навыков и подготовки, немалого комплекта инструмента и оборудования. Цена замены сцепления в автосервисе демократична, а работа специалистов поможет сэкономить свои нервы и силы. Для получения квалифицированной помощи, достаточно заполнить форму, представленную ниже.
Нюансы замены сцепления. Мой опыт. Дельные советы
Казалось бы просто меняешь диск и всё. Поначалу так думал и я. Но оказалось всё немного сложнее.
Рассмотрим некоторые нюансы:
1. После съёма коробки, и всего узла сцепления, необходимо провести дефектовку.
Обратите внимание на диск сцепления. Если у него неравномерный износ, например на краях он тоньше чем к середине, значит корзина и маховик также имеют неровную рабочую поверхность.
2. Я вообще замечал, что многие при замене сцепления игнорируют корзину и маховик.
Это грубая ошибка, если заменить только диск и ничего не делать с корзиной и маховиком, то площадь прижима будет неполноценной. Диск отъездит недолго и вы снова будете снимать коробку.
Поэтому при замене диска всегда берите комплект: корзина, выжимной подшипник, диск сцепления. Маховик стоит дорого и редко бывает в наличии, поэтому его можно отдать токарю на проточку. Но есть нюанс, если маховик имеет выступающую рабочую поверхность, то проточке подвергается нерабочая поверхность маховика , с неё снимают столько же сколько и с рабочей поверхности.
Это делается для того, чтобы соблюсти прижим демпфера корзины.
Так маховик выглядит после проточки. Иногда приходится изготавливать новые направляющие корзины, если не удаётся вытащить старые.
Также если не удаётся подобрать комплект сцепления, то корзину можно тоже проточить без каких либо проблем.
Еще пример проточенного маховика уже с корзиной.
В этом случае при соблюдении всех плоскостей сцепление вам прослужит очень долго.
Обязательно осмотрите корзину на равномерность выхода лепестков. Если в невыжатом положении лепестки стоят криво, то корзина непригодна для использования, демпфер не обеспечит нужный прижим. Также корзину нужно менять при износе лепестков от выжимного подшипника.
Если с лепестками всё хорошо, то перед установкой обязательно продуйте корзину внутри, чтобы отработавшие части диска не мешали её работе. Можно сделать это под прессом либо изготовив самодельное приспособление для выжима.
3. Всегда меняйте оба сальника (или как меня тут поправил гражданин инженер уплотнительные манжеты).
Один коренной и один на первичном валу коробки. Как правило, сальник первичного вала стоит в съёмной крышке, но иногда приходится раскидать половину коробки, чтобы его заменить. Такое у меня было с коробкой от полноприводного Rav-4 97-го года. Сальник запрессовывался с внутренней стороны корпуса. На жигулёвской коробке надо снять колокол для замены сальника.
Также обязательно переклеивайте заднюю крышку мотора и все заглушки, которые скрывает колокол коробки, а также крышки на коробке если есть. Поменять сцепление, и потом получить течь масла будет не очень.
На некоторых моторах задняя крышка продаётся сразу с сальником. А например на субаровских моторах крышки нет из-за конструкции двигателя, зато есть несколько заглушек которые полюбому надо переклеить.
Ну про выжимной и опорный подшипники я думаю говорить не нужно. Стоят копейки а принести проблем, если вы их не поменяете, могут кучу.
4. Также хорошо центруйте диск сцепления.
Чтобы коробку было легче поставить. Иначе можно повредить демпфер диска и он лопнет. Также не забывайте, что болты корзины нужно тянуть в диагональ и поэтапно. Не стоит затягивать сразу до упора, это может повредить демпфер корзины.
Также не забывайте смазать при установке зубцы первичного вала, лапки выжимной вилки (место где они соприкасаются с выжимным подшипником). Место по которому выжимной подшипник будет ходить при выжиме и обратную сторону вилки (место которым она фиксируется на упорном штоке).
Надеюсь вам пригодится эта статья. Спасибо за внимание!
Также на канале есть статья о том как определить неисправность сцепления.
И о том как правильно менять сальники.
Ремонт сцепления
- 1 Как устроен механизм?
- 2 Признаки износа
- 3 Ремонт
- 4 Заключение
Сцепление легкового автомобиля осуществляет важную функцию. Этот механизм предохраняет коробку перемены передач (КПП) и все ее шестерни, подшипники, валы от преждевременного износа, поломки зубьев, стирания металла. Фрикционные накладки диска со временем стираются. Для дальнейшей полноценной работы необходима их замена и ремонт сцепления.
Как устроен механизм?
Сцепление отключает маховик двигателя от трансмиссии и вместе с синхронизаторами КПП позволяет плавно, без ударов переключать передачи на вращающихся валах.
Без него невозможно сменить передачу, так как в движении шестерни разных скоростей вращаются с разной частотой оборотов. Благодаря механизму, при его выключении двигатель продолжает вращать коленвал, КПП кратковременно останавливается, позволяя в этот момент включить очередную передачу.
На легковые автомобили производители устанавливают однодисковые сухие, постоянно замкнутые устройства. Они имеют центральную диафрагменную нажимную пружину с гасителями колебаний, которые расположены на ведомом диске. Ведущая половина сцепления представляет собой неразборную часть. Она состоит из следующих частей:
- кожух;
- диск нажимной;
- нажимная пружина диафрагмы.
Кожух прикреплен к маховику болтами и штифтами. Нажимной диск с кожухом соединен стальными пластинами. Каждая из них одной стороной приклепывается к кожуху, другой – к нажимному диску. Нажимной диск с помощью фиксаторов соединен с внешней частью диафрагменной пружины. Два круглых кольца служат для нее опорой. Они закрепляются ступенчатыми заклепками на корпусе кожуха.
Ведомый диск сделан из стали и имеет радиальные прорези, разделяющие его на 12 секторов, которые отогнуты в разные стороны. К секторам приклепаны фрикционные накладки, независимые друг от друга. Демпфер, гасящий крутильные колебания, соединяет ведомый диск со ступицей. В системе имеется гидравлический привод выключения.
Устройство гидропривода сцепления:
- цилиндр главный;
- цилиндр выключения сцепления;
- подшипник;
- вилка;
- бачок резервный;
- педаль, имеющая сервопружину;
- бачок с цилиндрами привода соединены между собой трубопроводами.
Признаки износа
- Появление запаха фрикционных накладок. Либо сильный износ фередо, либо на них попало масло.
- Сокращенный ход педали сцепления.
- Завоздушенный гидропривод либо утечка рабочей жидкости.
- Рывки в момент переключения передач.
При появлении хотя бы одного из этих симптомов необходимо срочно обратиться в автосервис либо заняться ремонтом дисков своими руками.
Ремонт
Замена изношенного диска сцепления своими руками при наличии всех инструментов предполагает следующие операции:
- установить машину на подъемник, яму, эстакаду либо поднять надежной лебедкой;
- снять КПП, отсоединив провода от АКБ, соблюдая порядок действий:
- слить масло, снять стартер, от датчика скорости отключить колодку с проводами;
- открутить болт кронштейна модуля зажигания, два болта крепления КПП к ДВС;
- отключить колодку проводов от датчика заднего хода на днище;
- открутить болт хомута кронштейна тяги переключателей передач;
- сдвинуть назад и снять тягу с шарнира, снять колесные приводы;
- во избежание выпадения дифференциала вставить заглушки, привязав их;
- свинтить гайку крепления КПП к ДВС снизу;
- открутить три болта, снять нижний лючок кожуха сцепления;
- слева снизу выкрутить болт крепления КПП к ДВС, вывесить мотор талью;
- открутить левую и заднюю подушки двигателя;
- вставив отвертку между корпусом сцепления и блоком ДВС, КПП сдвинуть с направляющих втулок, первичный вал выходит из сцепления;
- КПП опускается вниз, вынимается из-под машины;
- накидным ключом откручиваются болты кожуха, снимается корзина с диском.
На снятом сцеплении необходимо проверить состояние диска, подшипника, пружин. Изношенные, неисправные детали необходимо заменить. Пользуясь возможностью, почистить, смазать все трущиеся части.
Поверхности диска должны быть сухими, без задиров, трещин.
Произведя ремонт сцепления, заменив по максимуму все негодные комплектующие, собрать КПП в обратном порядке, установить в автомобиль.
Заключение
Замена диска позади, можно дальше эксплуатировать автомобиль. Теперь он показывает чудеса. Передачи переключаются плавно, беззвучно, пропали стуки, рывки. Трогаться с места – одно удовольствие, машина слушается беспрекословно. Успех такого ремонта – это то, что замена диска выполнена своими руками.
Источник Источник http://razborauto43.ru/prochee/zamena-regulirovka-i-remont-stsepleniya-svoimi-rukami.html