Содержание
Техника безопасности при работе с грузоподъемным оборудованием
Работа с грузоподъемными механизмами зачастую предусматривает производство работ с применением грузоподъемных механизмов, отличающихся повышенной опасностью. Нарушение правил эксплуатации грузоподъемных устройств и небрежное отношение к собственным обязанностям может повлечь тяжелые последствия – нанесение вреда здоровью и жизни людей, порчу груза, техники и прочего имущества. Перед организацией работ важно внимательно ознакомиться с правилами, благодаря которым обеспечивается безопасность эксплуатации грузоподъемного оборудования.
Требования техники безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин
К выполнению работ допускаются сотрудники, которым исполнилось 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, обучение работе с грузоподъемными механизмами и инструктаж, имеющие навыки управления приспособлениями, строповки (обвязки) грузов. Согласно действующим правилам и нормам должны проводиться:
- Инструктаж по управлению грузоподъемными механизмами (ГПМ) и выполнению безопасной строповки грузов, работе на высоте. Обязан проводить мастер смены и начальник участка, имеющие аттестацию Госгортехнадзора как лица, ответственные лица за соблюдение ТБ при работе с грузоподъемными механизмами, контролирующие безопасное выполнении работ по перемещению грузов;
- Инструктаж по работе с грузоподъемными устройствами, управляемыми с пола, схемам строповки и фиксации грузов на крюк. Обязан проводиться в сроки, указанные для прохождения инструктажа по основной профессии сотрудника. Техника безопасности при работе с грузоподъемным оборудованием должна соблюдаться беспрекословно. Любое нарушение правил влечет за собой запрет допуска к работе и ответственность согласно правилам действующего законодательства и внутреннего трудового распорядка предприятия.
Техническое освидетельствование грузоподъемных машин
Для обеспечения безопасности эксплуатации вновь установленные ГПМ и съемные грузозахватные устройства до запуска в работу должны пройти полное техническое освидетельствование согласно утвержденным Госгортехнадзором «Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов». Далее в процессе использования оборудование должно подвергаться регулярному техническому освидетельствованию:
- частичному – не реже 1 раза в год;
- полному – не реже 1 раза в 3 года.
Также должно проводиться внеочередное полное техническое освидетельствование устройств после монтажа в связи с перестановкой оборудования на новое место, ремонтом и реконструкцией машины, проведением мероприятий по установке сменного оборудования, выполнению капитального ремонта или замены механизма подъема, смены крюка и т.п. В перечень мероприятий по полному техническому освидетельствованию входят:
- осмотр,
- динамические испытания,
- статические испытания.
Частичное техосвидетельствование не предусматривает выполнения статических и динамических испытаний. Осмотр и испытание грузозахватного оборудования включает наружное освидетельствование ответственных узлов и деталей в нерабочем положении, проведение испытаний механизмов на холостом ходу, проверку прочности приспособлений, правильность сборки и функционирования, выявление опасного уровня напряжения. Во время испытаний отслеживается состояние и поведение подъемных механизмов, отдельных деталей, несущих нагрузку.
Требования, предъявляемые к средствам индивидуальной защиты
Требования при работе с грузоподъемными механизмами, касающиеся охраны труда, предусматривают наличие у специалистов, выполняющих такелажные работы, специальных инструментов и униформы. Выбор индивидуальных СИЗ при работе с кранами и грузоподъемными механизмами производится в зависимости от типа груза и сферы деятельности. Также существуют общие правила работы, соблюдение которые обязательно при выполнении погрузочно-разгрузочных операций, и именно необходимо:
- одевать каски при работе с подъемно-транспортным оборудованием и средствами малой механизации;
- носить пыленепроницаемые очки и респираторы (замена фильтра должна выполняться не реже 1 раза в смену);
- для работы с ручными устройствами применять перчатки;
- использовать противогазы при работе с газовыми баллонами;
- стирать, дезинфицировать, хранить спецодежду только в соответствии с требованиями действующих стандартов;
- при работе с легковоспламеняющимися веществами не работать в синтетической одежде и униформе из материалов, способных накапливать статические заряды электричества.
Сотрудники, выполняющие погрузочно-разгрузочные работы, должны быть одеты в спецодежду и использовать специальный инвентарь. Место выполнения работ обязано оснащаться средствами коллективной защиты (аспирационными вентиляционными установками, очистителями и пр.), должны быть предприняты все требуемые меры безопасности.
Обеспечение безопасности подъемно-транспортного оборудования
Безопасность при использовании ГПМ обеспечивается следующими методами:
- Выявление и соблюдение размера опасной зоны и режима работы грузоподъемного механизма. Размер зоны определяется в зависимости от высоты подъема и длины пути передвижения груза;
- Использование средств защиты от возможного травмирования (каски, ограждения);
- Определение устойчивости грузоподъемного оборудования. Удерживающий момент должен превышать опрокидывающий;
- Условием устойчивости кранового механизма и длины пути перемещения груза;
- Расчет прочности канатов. По результатам проведенного расчета устанавливается коэффициент прочности каната;
- Использование специальных устройств для обеспечения безопасности (ограничителя грузоподъемности для предупреждения падения грузов с высоты, противоугонных средств, ограничителя поворотов, блокировки дверей кабины). Проводится проверка надежности действия тормоза. Обязана присутствовать четкая маркировка грузов на видном месте;
- Регулярный контроль за состоянием грузоподъемного оборудования;
- Проведение регистрации, испытаний, техосвидетельствования.
Зоны работ по подъему и перемещению грузов
Согласно правилам безопасности при операциях с грузоподъемными механизмами важно правильно выбрать место работы. Оно должно быть расположено на удалении от участков, представляющих потенциальную опасность для здоровья сотрудников и третьих лиц, оборудования, грузов, механизмов. Не допускается при работе грузоподъемными механизмами находиться в непосредственной близости от:
- открытых инженерных трасс;
- электротехнической аппаратуры;
- строительных материалов;
- легковоспламеняющихся и опасных веществ.
Основные элементы сигнальной системы стропальщика
При работе грузоподъемные устройства издают повышенный шум, а сотрудники находятся на удалении друг от друга. Для общения между крановщиком и стропальщиком разработана специальная система жестов. Основными жестами являются:
- Вверх и вниз. Применяется для сигнала о начале поднятия груза. Повернутую вверх ладонь плавно поднимают. Перед тем как подать сигнал, сотрудник должен проверить надежность крепления. Для опускания груза вниз подается аналогичный сигнал (рука движется вниз, а не вверх);
- Вправо. Приподнятую руку разгибают и сгибают в сторону движения груза;
- Влево. Выполняется аналогичный жест, который осуществляется левой рукой;
- Стоп. Основной жест, подаваемый в случае возникновения каких-либо проблем в работе (к примеру, плохо зафиксирован груз). Чтобы подать знак стоп выполняются горизонтальные движения рукой по направлению вправо-влево.
При подаче сигналов следует смотреть оператору ГЗМ прямо в глаза. Это даст возможность стропальщику понять, что его усилия были не напрасными.
Ответственные лица при эксплуатации подъемных сооружений
Сотрудники, ответственные за эксплуатацию грузоподъемных механизмов, должны иметь высокую квалификацию. Ответственными назначают прорабов, мастеров, бригадиров, начальник участков. При проведении складских работ данную функцию выполняет начальник склада. Назначение ответственного проводится после успешного прохождения кандидатом проверки знаний должностных обязанностей и правил. Решение принимает комиссия при участии инспектора от Госгортехнадзора. После назначения на должность, он проходит проверку каждые три года. Ответственное лицо должно знать:
- порядок доступа работников к работе с грузами;
- правильные схемы строповки;
- должностную инструкцию по работе;
- порядок работ по складированию грузов;
- работу приборов безопасности;
- требования к грузоподъемному оборудованию и таре;
- особенности монтажа ГПМ;
- знаковые жесты и другие правила инструкции для ответственных лиц.
Соблюдение охраны труда при выполнении операций с грузоподъемными механизмами гарантирует эффективную и безопасную работу людей и техники.
Охрана труда
Охрана труда на транспорте → Охрана труда на автотранспорте
Требования безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин. Требования техники безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин
Требования техники безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин
К управлению грузоподъемными машинами допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, специальное обучение и имеющие соответствующее удостоверение. К управлению грузоподъемными машинами с пола и к подвешиванию грузов на крюк этих машин могут допускаться рабочие других профессий, прошедшие инструктаж.
Управление автомобильным краном может быть поручено водителю автомобиля после обучения его по соответствующей программе и аттестации квалификационной комиссией. Грузоподъемные краны почти всех типов регистрируют в органах Госпроматомнадзора. Исключение составляют: краны с ручным приводом; краны мостового типа и передвижные или поворотные консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарно установленного пульта; стреловые и башенные краны, рассчитанные на грузоподъемность до 1 т включительно; стреловые краны, рассчитанные на работу с постоянным вылетом или не снабженные механизмом поворота или передвижения; переставные краны, устанавливаемые на монтируемом сооружении.
На всех рубильниках грузоподъемных машин должны быть четкие надписи с указанием, к каким машинам они относятся. Движущиеся легкодоступные части грузоподъемных машин должны быть закрыты съемными ограждениями. Работа без ограждений запрещается. Металлоконструкции и металлические части электрооборудования кранов с электроприводом, которые могут оказаться под напряжением в результате повреждения изоляции, должны быть заземлены. Краны и грузоподъемники с электрическим, гидравлическим или пневматическим приводами должны иметь автоматические устройства (концевые выключатели, ограничители грузоподъемности), обеспечивающие безопасность работы. Следует помнить, что использовать грузоподъемники и краны для перемещения людей запрещается.
Техническое освидетельствование грузоподъемных машин
Грузоподъемные машины и съемные грузозахватные приспособления до пуска в работу должны быть подвергнуты полному техническому освидетельствованию.
Грузоподъемные машины, подлежащие регистрации в органах Госпроматомнадзора, должны подвергаться техническому освидетельствованию до их регистрации.
Техническое освидетельствование должно проводиться согласно инструкции по эксплуатации грузоподъемной машины, составленной с учетом стандарта ИСО 4310. При отсутствии в инструкции соответствующих указаний освидетельствование кранов проводится согласно Правилам.
Грузоподъемные машины, находящиеся в работе, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:
а) частичному — не реже 1 раза в 12 мес;
б) полному — не реже 1 раза в 3 года, за исключением редко используемых машин (краны для обслуживания машинных залов электрических и насосных станций, компрессорных установок, а также другие грузоподъемные машины, используемые только при ремонте оборудования).
Редко используемые грузоподъемные машины должны подвергаться полному техническому освидетельствованию не реже 1 раза в 5 лет. Отнесение кранов к категории редко используемых производится владельцем по согласованию с органом Госпроматомнадзора.
Внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподъемной машины должно проводиться после:
а) монтажа, вызванного установкой грузоподъемной машины на новом месте;
б) реконструкции грузоподъемной машины;
в) ремонта металлических конструкций грузоподъемной машины с заменой расчетных элементов или узлов;
г) установки сменного стрелового оборудования или замены стрелы;
д) капитального ремонта или замены грузовой (стреловой) лебедки;
е) замены крюка или крюковой подвески (проводятся только статические испытания);
ж) замены несущих или вантовых канатов кабельного типа кранов;
з) установки портального крана на новом месте работы.
Внеочередное полное техническое освидетельствование производится после: монтажа, вызванного установкой грузоподъемной машины на новое место; реконструкции; ремонта металлических конструкций с заменой расчетных элементов или узлов; установки сменного стрелового оборудования; капитального ремонта или смены механизма подъема; смены крюка.
Полное техническое освидетельствование грузоподъемной машины включает:
- осмотр всех механизмов и несущих конструкций;
- статическое испытание грузом, превышающим грузоподъемность машины на 25 %, для проверки ее прочности, а также грузовой устойчивости против опрокидывания. Груз поднимают на высоту 100— 200 мм для кранов стрелового типа и 200—300 мм для передвижных консольных и мостовых кранов и выдерживают в течение 10 мин. По истечении 10 мин груз опускают, затем проверяют отсутствие остаточной деформации, трещин и других повреждений;
- динамическое испытание грузом, на 10 % превышающим грузоподъемность машины, для проверки действия механизмов и тормозов. Допускается производить динамическое испытание грузом, равным грузоподъемности машины по паспорту. При динамическом испытании производят повторные подъем и опускание груза и проверку действия всех других механизмов.
При частичном техническом освидетельствовании статическое и динамическое испытания грузоподъемной машины не производят.
Результаты технического освидетельствования грузоподъемных машин записывают в паспорт с указанием срока следующего освидетельствования, а на кран устанавливают таблички (бирки) с указанием регистрационного номера, грузоподъемности и даты следующего испытания. Грузоподъемные машины, не прошедшие технического освидетельствования в срок, к работе не допускаются.
Домкраты испытывают при техническом освидетельствовании только на статическую нагрузку, превышающую паспортную грузоподъемность не менее чем на 10 %. Периодичность испытаний составляет 1 раз в 12 мес. Домкрат выдерживают под нагрузкой в течение 10 мин, причем винт (рейка, шток) его должен быть выдвинут в крайнее верхнее положение. У гидравлических домкратов не допускается к концу испытания падение давления более чем на 5 %. Результаты испытания заносят в паспорт.
Обеспечение безопасности подъемно-транспортного оборудования
Безопасность при эксплуатации подъемно-транспортного оборудования и машин (ПТМ) обеспечивается следующими методами:
- определением размера опасной зоны ПТМ;
- применением средств защиты от механического травмирования механизмами ПТМ;
- расчетом на прочность канатов и грузозахватных устройств (ГЗУ);
- определением устойчивости кранов;
- применением специальных устройств обеспечения безопасности;
- регистрацией, техническим освидетельствованием и испытанием ПТМ и ГЗУ.
Размер опасной зоны ПТМ зависит от высоты подъема груза и длины пути перемещения ПТМ с грузом. Радиус окружности, в пределах которой может упасть груз, определяется по схеме, приведенной на рис. 3.6, а, и формуле (3.7):
где rс — вылет стрелы крана от оси его поворота (для мостовых и козловых кранов гс = 0), м; lr — наибольший линейный размер груза (при подъеме длинномерных грузов по вертикали их отлет связан с падением на всю длину), м; Н — высота подъема груза, м.
Рис. 3.6. Схема к определению опасной зоны у грузоподъемного механизма: a — определение радиуса окружности, в пределах которой может упасть груз; б определение опасной зоны при перемещении ПТМ
Определив радиус R и зная длину L пути перемещения ПТМ (крана), можно определить опасную зону возможного падения груза, которое может произойти при обрыве каната, срыве ГЗУ, плохом закреплении груза. Опасная зона определяется нанесением окружностей радиусом R с центрами на линии перемещения оси ПТМ (рис. 3.6, б).