Содержание
CxemCAR — Android-управление машинкой по Bluetooth
После приобретения недорогого 7″ китайского планшета и экспериментами с взаимодействием с Arduino по USB и Bluetooth захотелось сделать что-то более серьезное и полезное для своих детей. Так родилась идея сделать машинку с управлением от акселерометра Android-устройства и связи по Bluetooth каналу. До этого я никогда не увлекался робототехникой или РУ управлением, но желание было. Были поставлены три цели:
1. Сделать максимально простое для повторяемости устройство, которое сможет повторить любой начинающий радиолюбитель, айтишник, программист, домохозяйка. Т.е. минимум пайки, ЛУТ и фоторезиста (да простят меня радиолюбители), а основной упор сделать на готовые, дешевые и главное доступные модули, которые без проблем можно приобрести. Хотя конечно ничто не мешает спаять собственную отладочную плату или драйвер двигателей.
2. Проект полностью должен быть Open Source и мультиплатформенным. В качестве железной части использовать все популярные и современные аппаратно-программные платформы: Arduino (Processing), STM32, MSP430, PIC, AVR, .NET Micro Framework и может быть даже Raspberry Pi.
3. Алгоритм управления полностью разработать самому с нуля, не читая при этом заумных книг по роботостроительству, а также сделать его максимально простым. Ну а в дальнейшем, уже можно будет повысить свой скил читая специализированную литературу и сделать более совершенное управление.
Управление машинкой (или гусеничной платформой) осуществляется путем наклона Android-устройства. Т.е. наклонили вперед — машинка едет вперед, наклонили влево — машинка поворачивает на лево, назад — машинка едет назад. Причем скорость движения или поворота зависит от степени наклона устройства. Чувствительность и величина наклона устанавливается в настройках Android-приложения. Данный способ управления достигается за счет доступа из программы к встроенному акселерометру (который сейчас имеется во всех современных Android смартфонах и планшетах).
Реализован также гибридный способ управления: газ — при помощи ползунка на экране, а поворот модельки — при помощи поворота Android-устройства (как виртуальный руль). Для заднего хода — отдельная кнопка.
Предусмотрен и обычный способ управления от кнопок на экране, но он менее функционален и в основном служит для отладки и проверки работоспособности.
В дополнении ко всему, я ради спортивного интереса реализовал и тач управление, т.е. на экране отображается круг, и чем выше двигаете в нем маркер, тем быстрее едет машинка, чуть повели пальцем влево — машинка поворачивает.
Данные обрабатываются и передаются по Bluetooth каналу на контроллер машинки, который в свою очередь через драйвер двигателей управляет моторчиками машинки.
Компоненты
1. Android устройство
Итак, первое что прежде всего потребуется — это любое Android устройство: смартфон, планшет, часы и т.п., желательно с датчиком наклона (акселерометром) и Bluetooth (или возможностью подключения внешнего модуля через USB OTG). Я использовал китайский Ainol Aurora с внешней USB Bluetooth флэшкой. Цена такого устройства на сегодняшний день составляет менее 100$.
2. Шасси для машинки
Также понадобится любое шасси с 2-мя или 4-мя моторчиками. Это может быть как шасси для DIY проектов, так и шасси от старой б/у радиоуправляемой машинки.
Я купил готовое шасси на eBay. Кто еще не знаком с интернет-аукционом eBay, рекомендую для прочтения эту статью: покупка радиодеталей на eBay. Гарантирую, что сэкономите немало денег покупая там, а не здесь у перекупов. Также, можно воспользоваться и другими китайскими магазинами: www.aliexpress.com, dx.com и др. Найти шасси довольно легко, достаточно в поисковую строку вбить одно из словосочетаний: Robot chassis, Robot platform, DIY Car chassis и др. Стоимость варьируется от 20$ до 60$.
При выборе шасси обращайте внимание на питание и мощность двигателей, а также на обороты моторчиков и наличие редуктора. Хотя большинство платформ содержат стандартный 6В моторчик с редуктором.
Для принципа управления описанного в данном проекте, больше всего подходит гусеничная платформа, но т.к. у меня пока что ее нет, я реализовал проект на основе 4WD платформы.
3. Контроллер машинки
Как я уже говорил, проект планируется сделать мультиплатформенным. На текущий момент проект CxemCAR реализован для следующих аппаратных платформ:
- STM32
- Arduino
- .NET Micro Framework
«Мозги» робота не требовательны к быстродействию МК и количеству периферии, необходимый минимум, который должен поддерживать микроконтроллер: 2 ШИМ и UART.
Если вы никогда не имели дело с микроконтроллерами, то я советую вам для начала собрать этот проект на платах Arduino, т.к. во первых они достаточно дешевы (10-15$), а во вторых в сети и на этом сайте полно примеров, мануалов и т.п. Контроллеры STM32 и MSP430 более функциональны, но для новичка будут сложнее в освоении. Ну а для программистов, понравится один из вариантов данного проекта на FEZ Panda II с .NET Micro Framework, где в качестве среды программирования используется Microsoft Visual C# Express. Но нужно учесть, что сами платы FEZ не сильно распространены и купить их проблематично, хотя существует .NET вариант под Arduino форм-фактор под названием Netduino.
4. Bluetooth модуль
В качестве Bluetooth модуля использован дешевый китайский UART модуль HC-06. Подойдут модули вида HC-03, HC-04, HC-05, HC-06, да и вообще любые Serial Bluetooth. Лучше брать с готовыми штыревыми выводами, чтобы не пришлось паять, т.к. расстояние между выводами очень маленькое (см. 1-ой на фото внизу). Стоимость такого модуля на eBay составляет в среднем 5-10$.
Bluetooth модули и работа с ними применительно к Arduino, неплохо описаны в этой статье. Для других контроллеров все практически тоже самое, вот к примеру статья с описанием связи по Bluetooth между STM32 и Android.
5. Драйвер двигателя
В качестве драйвера я использовал специализированную микросхему L298N, которая представляет собой сдвоенный мостовой драйвер двигателей и предназначена для управления DC и шаговыми двигателями. На eBay продаются готовые платы со всей необходимой обвязкой, цена платы составляет 4-5$ и выглядит она приблизительно так:
Подключение к Arduino достаточно подробно описано в этой статье. В нашем проекте для плавного изменения скорости вращения двигателей, мы будем использовать ШИМ (широтно-импульсную модуляцию).
6. Остальные комплектующие
Помимо вышеперечисленных компонентов понадобятся:
— батарейный отсек (4-5 батареек АА) или аккумуляторы, можно использовать к примеру готовые блоки Li-Po аккумуляторов на 7.4В
— соединительные провода
— выключатель питания
— термоусадочная трубка, хомуты и др.
Все это конечно опционально и можно заменить тем, что есть под рукой, к примеру вместо термоусадки использовать изоленту и т.д.
Как видите, себестоимость машинки не так уж и велика, если использовать свое шасси с моторчиками, то выходит около 20-25$ на все, если покупать и шасси, то выйдет уже 45-60$ в зависимости от типа шасси (т.к. диапазон цен на них очень широк).
Вот, что получилось у меня:
Принцип работы
В Android устройстве формируются команды перемещения машинки в зависимости от наклона смартфона/планшета, либо от нажатой кнопки. Все расчеты производятся в Android-приложении, и сразу же вычисляются значения ШИМ для левого и правого двигателей. Приложение обладает гибкими настройками, такими как диапазон ШИМ, чувствительность наклона, минимальный порог ШИМ и др. По Bluetooth передаются команды вида:
L-255rR-120r
L — команда для левого двигателя, R — для правого
минус обозначает вращение двигателя для движения назад
255 — число ШИМ, для Arduino это максимальная скорость вращения
r — конец команды.
По данной команде машинка будет двигаться назад и немного поворачивать в правую сторону, т.к. правый двигатель будет вращаться медленнее левого.
L255rR-255r
По данной команде левый двигатель будет вращаться вперед, а правый назад, что заставит машинку вращаться вокруг своей оси против часовой стрелки.
H1r
Команда включения дополнительного канала, к которому например можно подключить фары, звуковой сигнал и т.п. В качестве примера, приведен только один дополнитльный канал, однако ПО легко модифицировать, чтобы задействовать большее количество дополнительных каналов.
Символы команд L, R и H можно задавать в настройках Android-приложения.
В программе контроллера предусмотрен таймер, который отключает двигатели, если последняя команда была получена более, чем n-секунд назад. Настройка количества секунд хранится в EEPROM памяти контроллера и может быть изменена с Android устройства. Диапазон данной настройки составляет от 0.1 сек до 99.9 секунд. Также, настройку можно совсем отключить. Но тогда, при потере связи машинка будет ехать, пока не будет выключено питание.
Для работы с памятью микроконтроллера предусмотрены команды Fr — чтение значений и Fw — запись значений.
Электронная начинка
Структурная схема CxemCAR представлена ниже:
Как видим, к контроллеру (Arduino, STM32 и др. неважно какой) подключается Bluetooth модуль и драйвер двигателей, к которому в свою очередь подключается 2 или 4 моторчика Bluetooth-управляемой модели. На схеме изображен один выход дополнительного канала (включение звукового сигнала, фар и т.п.), но путем небольшой правки программы число дополнительных каналов может быть легко увеличено.
Работа с Android приложением
Приложение под Android писалось в среде Eclipse. Все исходники проекта и проект для Eclipse вы можете скачать ниже. Я не специалист в Java программировании и это мое первое приложение под Android поэтому кое-где код не совсем удачен. Именно на разработку Android приложения ушло основное время при разработке данного проекта. Версия Android должна быть не ниже 3.0, я все писал и тестировал под планшет с версией 4.0.3.
Приложение содержит несколько активити. Главное активити представляет собой начальный экран с кнопками запуска различных режимов управления и настройками:
Предусмотрено 3 режима управления Bluetooth-моделью:
Управление от акселерометра — основной способ управления. Управление движением Bluetooth-модели осуществляется за счет наклона Android-устройства (планшет, телефон и др.)
Виртуальный руль — гибридное управление. Газ — при помощи ползунка, повороты — при помощи поворота устройства. Задний ход — отдельной экранной кнопкой.
Управление от кнопок — на экране приложения выводятся 4 кнопки управления: вперед, назад, влево и вправо. При нажатии кнопки «вперед» машина едет вперед пока держите кнопку, при нажатии «назад» тоже самое, но едет назад. При нажатии кнопок «влево» или «вправо» машинка крутится вокруг своей оси в одну или в другую сторону. При этом значение скорости фиксировано (по умолчанию стоит максимальная скорость), но в настройках можно изменить данный параметр.
Управление от touch — данный способ управления я подсмотрел в игре DeathRally и ради спортивного интереса решил повторить. Честно сказать поучилось не очень удобно, но может кому-нибудь пригодится. На экране рисуется круг, внутри которого и происходит процесс управления. Повели пальцем вверх относительно центра — машинка едет вперед, чуть левее — машинка начинает поворачивать влево. Насчет этого способа управления, есть в дальнейшем идея усовершенствования с помощью компаса, т.е. использовать круг не как задатчик скорости и поворота, а задавать с помощью него направление движения.
Настройки приложения
Скриншот настроек Android приложения CxemCar версии 1.0:
К каждой настройке внизу есть небольшое пояснение, поэтому с их предназначением думаю не должно возникнуть вопросов. Однако на некоторых из них хотелось бы остановиться более подробно.
Точка разворота для мотора (ось X)
При наклоне Android-устройства влево или вправо программа притормаживает тот двигатель, в сторону которого наклонено устройство, т.о. осуществляется поворот. Однако, когда значение наклона доходит до заданной в настройках точки разворота, то двигатель начинает вращаться в другую сторону. Если наклонить устройство максимально вбок, то один двигатель будет вращаться с максимальной скоростью в одну сторону, а другой в другую и соответственно машинка будет крутиться вокруг своей оси на месте.
MAC адрес
Для установления связи с Bluetooth модулем машинки, в настройках приложения необходимо задать MAC-адрес. Предварительно необходимо настроить сопряжение устройств в настройках вашего Android-устройства. Для этого переходим в Настройки -> Bluetooth и нажимаем «Поиск устройств», телефон находит наш Bluetooh-модуль, нажимаем по нему и вводим пароль (как правило 1234).
Узнать Bluetooth адрес модуля можно из какого-нибудь приложения, к примеру Bluetooth Terminal. Для этого внизу нажимаем «Connect a device — Secure» и в появившемся окошке нажимаем кнопку «Scan for devices». ПО сканирует Bluetooth устройства и отобразит их MAC-адреса:
Этот MAC-адрес и необходимо прописать в настройках приложения CxemCAR.
Само ПО под Android я не буду расписывать, т.к. оно довольно таки громоздкое и поэтому если у вас возникнут какие-либо вопросы по нему, то обращайтесь тему поддержки данного проекта на форуме.
Сборка платформы
Как я уже говорил выше, в качестве платформы я выбрал шасси Pirate-4WD от производителя DFRobot (SKU:ROB0003). Это одно из самых популярных шасси, вот его описание и видео по сборке. Хотя там все интуитивно понятно и сборка очень проста.
После того, как была собрана основа шасси с моторами, припаиваем провода и на всякий случай маркируем моторчики:
На верхнем фото хорошо видно, что левые и правые двигатели относительно друг-друга расположены несоосно из-за непродуманности китайской конструкции, и из-за этого колеса немного проскальзывали при движении. Поэтому потребовалось небольшая доработка, для этого я вырезал распорки из пластика и вставил их между двигателями.
Стало немного лучше, но все равно остался небольшой градус у колес. Однако, как показали дальнейшие испытания, это не сильно влияло на ходовые качества платформы. Поэтому не стал углубляться в доработку шасси и оставил как есть с распорками.
Следующим этапом является установка колес. На вал они налезают очень туго, кое-где даже пришлось подпилить каттэром.
Провода от 4-х моторов подключаем к плате драйвера двигателей L298N, левые 2 мотора просто запаралеленны, тоже самое и правые.
Для того, чтобы можно было видеть состояние Bluetooth соединения, у модуля HC-06 (да и у других тоже) присутствует возможность подключения светодиода состояния. Я решил его также подключить и вывести на видное место. Для этого, я использовал токоограничительный резистор номиналом 470 Ом и термоусадочную трубку.
К модулю Bluetooth подключаем или подпаиваем все необходимые провода, помимо светодиода это питание, GND, TX и RX. Смотрите документацию на ваш Bluetooth модуль. Чтобы не мучаться с пайкой, я вам советую сразу взять модуль с подпаянными штыревыми выводами (см. фото выше). И лучше брать модули HC-03/HC-05.
Я же использовал модуль HC-06, который у меня был до этого. Схема распайки следующая:
В распаянном виде модуль выглядит так:
Его я также разместил в термоусадочной трубке большого диаметра.
Для питания двигателей я использовал батарейный отсек на 5 элементов типа АА, т.е. напряжение питания двигателей составило 7.5 Вольт. Можно использовать LiPo и другие аккумуляторы. Для крепления батарейного отсека в крышке шасси просверлил два отверстия и закрепил при помощи двух болтов.
История изменений ПО для Android:
Версия 1.1 (от 28.01.2013) — в классе cBluetooth изменения для более стабильного подключения по Bluetooth. Теперь не нужно вводить код для pairing (связывания устройств)
Версия 1.2 (от 15.02.2013) — дополнен класс cBluetooth на предмет установки соединения с устройством (полезно при отладке). Изменения в классе Handler (исправлены все ошибки с static). Реализован новый вид управления — «виртуальный руль».
Версия 1.3 (от 20.07.2013) — мелкие правки в активити. Исправление ошибки с инверсией координат на смартфонах
Схема подключения «мозгов» робота, т.е. основного контроллера, для каждой платформы будет своя, поэтому подключение и другие нюансы будут описаны в отдельных статьях:
Аппаратная реализация CxemCAR на платформе STM32
Аппаратная реализация CxemCAR на платформе Arduino
Аппаратная реализация CxemCAR на платформе .NET Micro Framework
Самостоятельная установка и подключение планшета вместо магнитолы в автомобиль
Тюнинг машины и дополнительное оборудование
Благодаря широкому функционалу, немало автолюбителей стали использовать планшет вместо штатных магнитол. Устройство можно задействовать не только для прослушивания музыки, но и в целях навигации. Монтаж гаджета в автомобиль своими руками возможен как вместо магнитолы, так и на специальный держатель.
Зачем устанавливать в автомобиль планшет вместо магнитолы
Далеко не каждый автолюбитель доволен аудио- и видеосистемой в своей машине, причём такая особенность наблюдается на многих современных базовых комплектациях. Причины могут быть разными, например, не удовлетворяют функции либо интерфейс стандартного оборудования. Поэтому вопрос установки вместо штатной магнитолы планшета является довольно актуальным. Независимо от причин, цель преследуется одна и та же — покупка нового мультимедийного устройства. Стоит заметить, что оборудование с широким функционалом стоит недёшево, а при наличии на руках планшета, остаются только два вопроса, которые сводятся к затраченному времени и собственно самой работе. Финансовые вложения могут потребоваться в том случае, если автомобильная аудиосистема встроенная, тогда придётся озадачиться покупкой усилителя к планшету. Если же магнитола съёмная, то её используют в качестве устройства усиления сигнала, к которому подключается планшет. Монтаж современного гаджета потребует некоторых знаний и умений в области электроники, но особых сложностей возникнуть не должно.
Планшет вместо магнитолы устанавливают в основном в тех случаях, когда не устраивает функциональность штатной системы
Преимущества и недостатки планшета вместо магнитолы
Прежде чем приступить к внедрению рассматриваемого устройства в свой автомобиль, нужно понимать, что в этом случае, как и с любой технологической модернизацией, есть свои плюсы и минусы. Преимущества внедрения планшета следующие:
- Удобство воспроизведения аудио— и видеофайлов.
- Возможность настроить устройство под себя, например, изменение интерфейса, загрузка и сортировка медиабиблиотеки.
- Помимо прослушивания музыки и просмотра видео, планшет можно задействовать в качестве навигатора, для игр, интернет-сёрфинга.
К недостаткам можно отнести следующие моменты:
- Возможны проблемы при монтаже и креплении устройства.
- Возможно повреждение внутренних компонентов, что в целом повлияет на работоспособность системы.
- Неудобства при проведении замены.
Одним из преимуществ установки планшета вместо магнитолы является возможность использования его в качестве устройства навигации
Нюансы монтажа планшета
Монтаж планшета возможен только в разъем 2 DIN. В этом случае необходимо устройство с диагональю экрана 7*10 дюймов и соотношением сторон 16:9. Это говорит о том, что установка, например, iPad, не получится из-за технических особенностей гаджета. Кроме этого, нужно будет задуматься над приобретением усилителя, ведь планшеты рассчитаны на работу с наушниками. Количество каналов устройства усиления должно соответствовать количеству колонок в машине. Лучше всего приобрести планшет с док-станцией, что обеспечит удобство при снятии и установке, а также зарядку устройства.
Установка и подключение планшета своими руками
Чтобы установить планшет, необходимо выбрать место, подготовить инструменты и материалы, а также ознакомиться с инструкцией по монтажу.
Выбор места
Установить планшет в машину можно двумя способами:
- С помощью штатива. Выбор креплений сегодня довольно разнообразен. Это могут быть держатели как на потолок, так и на приборную панель, стекло. Такие аксессуары имеют невысокую стоимость и характеризуются простым монтажом.
- Установка вместо магнитолы. Этот вариант считается более качественным и надёжным, в отличие от первого. Процесс хоть и требует временных затрат и некоторых знаний, но всё же стоит того, поскольку смотрится устройство более эстетично. Обусловлено это тем, что все провода спрятаны внутрь, а сам планшет во время движения никуда не упадёт.
Какой из вариантов выбрать, зависит в первую очередь от предпочтений владельца. В первом случае гаджет можно установить довольно быстро и особых знаний для этого не требуется. Весь процесс состоит из покупки держателя и монтажа в соответствии с прилагаемой инструкцией. Несмотря на всю простоту монтажа, всё же предпочтительнее прибегнуть ко второму способу, поскольку конструкция штатива довольно громоздкая, что может создавать помеху водителю. Если был выбран второй способ, а вы не обладаете достаточными знаниями, то следует обратиться в сервис.
Держатели для планшета
Немало автолюбителей хотят установить планшет, при этом особо не занимаясь переделками. В этом случае предпочтение отдаётся монтажу устройства с применением держателя. В зависимости от целей, для которых предполагается использование планшета, будет отличаться и конструкция девайса. Если планируется задействовать планшетный компьютер в качестве навигатора либо для прослушивания музыки и просмотра видео, то оптимальным местом будет лобовое стекло либо панель торпедо. Для развлечений, как правило, монтаж осуществляется в подголовники.
Установка на торпедо осуществляется с помощью гаджета на присосках. В большинстве крепёжных элементов в комплекте идёт неопреновая липкая накладка для крепления присоски. Лучшим вариантом считается держатель на присоске с жёстким коротким штативом, который позволяет изменять угол поворота экрана. Держатель может быть закреплён не только на панели, но и на воздушной решётке, для чего используется специальная прищепка.
Существуют разные конструкции держателей для планшетов, которые позволяют закрепить устройство как на торпедо, так и на решетке воздуховода
Инструменты и оборудование
Чтобы приступить к установке, потребуется следующий перечень инструментов:
- стандартный набор автолюбителя (отвёртки, ключи);
- паяльник, олово, изолента, термоусадочная трубка;
- дрель и свёрла 3–6 мм;
- острый нож.
Необходимое оборудование для монтажа планшета:
- планшет диагональю не более 8 дюймов;
- рамка переходная;
- усилитель (при подключении планшета к магнитоле усилитель не понадобится);
- адаптер для зарядки;
- провода для подключения колонок и питания.
Монтаж усилителя
Для того чтобы получить качественный звук, рекомендуется подключать планшет через дополнительный усилитель. Если же хочется сэкономить, можно выполнить подключение через штатную магнитолу. Оптимальным местом размещения устройства усиления является багажное отделение, но есть и другие варианты — пространство под пассажирским или водительским сиденьем. После того как усилитель будет установлен, демонтируют штатную магнитолу. Затем протягивают провода от аккумулятора к устройству усиления. Подключение его к проводке прикуривателя либо магнитолы не рекомендуется. В противном случае возможно возникновение короткого замыкания. Обязательным условием является подключение плюсового кабеля через предохранитель с применением специального держателя. Монтаж предохранителя выполняют вблизи аккумулятора, что обеспечит максимальный уровень защиты. Чтобы проложить провода из подкапотного пространства, в щитке моторного отсека делают отверстие (если таковое отсутствует). Чтобы изоляция провода не перетёрлась об кузов, в отверстие вставляют резиновое уплотнение.
Одним из оптимальных мест для установки усилителя является багажник либо пространство под водительским или пассажирским сиденьем
Подключение динамиков
Чтобы подключить колонки к усилителю используют акустические провода необходимой длины. Соединив устройство с динамиками, можно приступать к подаче сигнала с планшетного устройства. Для этого используют RCA кабель, причём желательно приобретать провод подороже, поскольку от него зависит качество звучания. Кроме этого, для предотвращения возможных помех, необходимо экранировать цепь аудиосигнала. Для экономии средств и времени сигнал с планшета на устройство усиления можно подавать через разъем для наушников. Объясняется это тем, что иные способы подключения негативно сказываются на качестве звучания. Плюс ко всему возможно появление шумов и помех при работе автоматической трансмиссии.
Монтаж планшета пошагово
После установки усилителя и соединения его с нагрузкой, приступаем к встраиванию самого планшета.
- Устанавливаем планшет в рамку. В зависимости от того, какая рамка используется, могут потребоваться некоторые доработки, например, сделать отверстия для разъёмов звука, питания и кнопки выключения.
Чтобы планшет был интегрирован в автомобиль красиво, используют рамку соответствующей размерности
Питание к планшету подается с блока предохранителей. Для этого необходимо найти разъем, на котором при повороте ключа в замке зажигания будет появляться напряжение
Чтобы получить «+» с блока предохранителей для запитки планшета, используется специальный переходник
Для подачи сигнала с планшета на усилитель используется кабель, на одном конце которого разъемы по типу тюльпан, на другоми — 3.5 mini-jack
Видео: установка планшета вместо магнитолы
Из описанного выше можно сделать вывод, что установка планшета вместо магнитолы не является сложной процедурой, но все же требует внимания и аккуратности. Стоит отметить, что есть куда более сложные варианты подключения с дополнительными устройствами, например, с выводом кнопок управления на рулевое колесо при помощи специального модуля, оснащением системой видеозахвата для камеры заднего вида. Всё зависит только от поставленных целей и возможностей автовладельца.
Источник Источник https://cxem.net/uprav/uprav43.php
Источник Источник https://autozam.ru/tiuning-mashini-i-dopolnitelnoe-oborudovanie/planshet-v-avtomobil-vmesto-magnitolyi-svoimi-rukami.html