ГБО стоит ли ставить на автомобиль? Что это такое, плюсы и минусы, экономия, зачем переводить автомобиль на газ

Что такое ГБО в автомобиле: расшифровка, виды, устройство, стоит ли устанавливать газобаллонное оборудование

Что такое ГБО в автомобиле? Это газобаллонное оборудование, которое устанавливают на машину для экономии денег. Ведь бензин и дизельное топливо дорожает чуть ли не каждый месяц, а при заправке газом можно сэкономить от 20 до 40% своих кровных денежных средств. И это при учёте того, что газ тратится немного больше, чем бензин.

Так ли это на самом деле, какие плюсы и минусы установки системы ГБО, не портится ли двигатель, безопасно ли это (ведь придётся всё время возить газовый баллон)? Эти и другие вопросы сразу появляются у каждого, кто задумывался о том, не установить ли на своё авто хороший комплект ГБО нового поколения. Ведь стоимость установки выльется в хорошую сумму и по идее её надо как можно скорее окупить.

гбо в автомобиле что это

Максимальную выгоду установка системы питания газом принесёт таксистам, большим внедорожникам, любителям путешествовать в Европу на своём авто (в этом случае всё может окупиться за одну поездку).

Также не стоит забывать, что придётся пройти регистрацию ГБО в ГАИ, и разобраться с такими вопросами, как влияние на двигатель и безопасность водителя.

В статье максимально расскажу о том, стоит ли переходить на газ, плюсы и минусы, цена, полезные советы, а так же есть ли реальная экономия и как её посчитать.

Что это такое?

Расшифровка аббревиатуры ГБО звучит так – газобаллонное оборудование. Эта система позволяет в дополнение к бензину или другому топливу использовать альтернативный источник энергии – сжиженный газ (метан или пропан-бутан). То есть в автомобиле можно использовать как стандартное горячее, так и газ. Переключаться между ними просто, причём при этом не теряется динамика и скорость транспортного средства.

Как вообще появилась идея об использовании газа вместо горючего? В конце 18 века французский учёный Филипп Лебон открыл так называемый светильный газ. А в 1823 году Самуэль Браун из Англии создал газовый двигатель на этом самом светильном газе. Через 37 лет Ж. Э. Ленуар наладил массовый выпуск ДВС на голубом топливе.

история гбо

Отец ГБО — Самуэль Браун

В начале 20 века развитые европейские страны со скудным наличием нефти берут на вооружение отличную замену бензина – сжиженный газ. Именно в Германии совершенно случайно обнаружили сжиженный газ после получения дизельного топлива. Его применили в качестве источника энергии для автомобиля и уже в 1935 году на выставке были представлены автомобили, которые работали на метане, метаноле, нефтяном газе (пропан-бутан) и тепловом топливе. Поскольку в то время был дефицит бензина, то использование систем питания газом стало очень популярным, в том числе и в России. У нас на Родине в качестве горячего применялся газ, который выделялся в специальных газогенераторах из торфа и угля.

Полвека назад кроме Германии и Англии массово применять газовое топливо стали в Украине, Китае, Литве, Италии, России, Турции, Польше и других развитых странах.

Стрелецкий Игорь Павлович

Для классификации систем ГБО применяются поколения, которые неофициально утверждены среди автолюбителей. О них пойдёт речь ниже.

Виды и поколения

Газобаллонное оборудование всё время улучшалось и дорабатывалось. На данный момент существуют следующие неофициальные поколения ГБО:

1 поколение. Самая простая механическая система. В неё входит газовый редуктор, смеситель для воздуха и газа, а также простой переключатель между бензиновым и газовым топливом. Их раньше ставили только на автомобили для карбюраторных и моновпрысковых машин. ГБО первого поколения давно не выпускаются на рынке. Их запрещено применять с 2006 года из-за нарушения экологических норм. Но, несмотря на это, эту систему до сих пор некоторые устанавливают на свои авто.

что такое гбо 1 поколения в автомобиле

Схема ГБО первого поколения: 1 — газовый баллон, 2 — мультиклапан, 3 — запорный газовый клапан, 4 — редуктор-испаритель, 5 — смеситель, 6 — бензиновый клапан, 7 — выносное заправочное устройство

2 поколение. Устаревшее поколение, которое несовместимо с транспортными средства, выпущенными с завода после 2000 г. В состав системы входит электрический редуктор, дозатор (электронный) и датчик содержания кислорода – лямбда-зонд. Дозатор не очень точный, поэтому при работе двигателя появляются хлопки. Устанавливают только на инжекторные авто.

что такое гбо в автомобиле расшифровка

Фото ГБО 2 поколения

3 поколение. Можно иногда встретить на машинах, которые пригоняют из Европы. Система обеспечивает синхронный впрыск газа при помощи компьютерного блока управления. Дозатор регулирует объём подачи газа при помощи форсунок, основываясь данных с разных датчиков (но не всегда корректно). Форсунки открываются при повышении давления газа. ГБО 3 поколения можно установить на авто, для которых не подходит ГБО 4 поколения.

виды гбо на автомобиль

ГБО 3 поколения

4 поколение. Самый популярный тип систем ГБО. Обладает распределённым впрыском газа. Подходит для многих авто, работающих на бензине. Форсунки здесь – электромагнитные, которыми управляет улучшенный бензиновый электронный блок управления. Подача горючего работает очень точно, можно на ходу менять тип топлива с газа на бензин и обратно. Стоит ГБО-4 недорого, устанавливается быстро, не затрагивая многие элементы автомобиля. По нашим законам можно ставить 4 поколение газобаллонного оборудования и выше.

стоит ли устанавливать гбо на автомобиль

ГБО 4 поколения

4+ поколение. Это системы для ДВС с прямым впрыском топлива в камеру сгорания. Имеет иной принцип действия по сравнению с ГБО-4. Здесь газовый блок может одновременно управлять как газовыми, так и бензиновыми форсунками. В итоге подаётся топливо в соотношении 80% — газ и 20% — бензин.

5 поколение. Оно стоит в 2 раза дороже, чем ГБО 4 поколения, поэтому оно не популярно среди устанавливаемого оборудования. Газ подаётся в сжиженном состоянии (а в ранних поколениях он подаётся в испарённом). Здесь очень высокое требование к качеству газа (иначе топливный насос может сломаться). Также образующийся конденсат тоже может нарушить работу топливного насоса, который стоит недёшево. Плюсы ГБО-5: нет потери мощности мотора, двигатель заводится даже при сильном холоде, поскольку газ не надо испарять перед подачей в ДВС, мембрана редуктора служит в 2 раза дольше, система подключается к OBD и настраивается через компьютерное ПО. В 5 поколении ГБО подача топлива точная и экономичная, но из-за частых поломок газового насоса, такую систему ставить экономически невыгодно. Установка ГБО 5 поколения в 3-4 раза дороже, чем установка ГБО-4.

гбо автомобиля

ГБО 5 поколения

6 поколение. Улучшенная версия 5 поколения, но имеющая такие же недостатки. К оборудованию здесь добавились клапаны, которые подают или только газ, или бензин. Подходит не для всех типов двигателей (например, не подойдёт для инжекторных ДВС). Цена установки высока и начинается от двух тысяч евро.

гбо стоит ли ставить на автомобиль

ГБО 6 поколения

Мелехов Алексей Викторович

Кроме поколений автолюбители условно подразделяют ГБО на классы.

Классы ГБО

Автолюбители также разделяют газобаллонное оборудование на следующие классы:

1 класс. Это системы, которые содержат все детали одного бренда. Поэтому такие системы питания газом являются наиболее эффективными и надёжными.

что такое гбо в авто

Комплект итальянского ГБО Lovato

2 класс. Это системы, в которые входят детали разных производителей. А продаются ГБО 2 класса под новым названием, которое сам придумал продавец. В свою очередь такие ГБО делятся на системы высокого качества (итальянские бренды) и бюджетные (производитель – Китай или Турция).

3 класс. Это китайские подделки, внешне похожие на качественное брендовое оборудование. Качество оставляет желать лучшего.

Теперь отвечу на самый главный вопрос, стоит ли вообще устанавливать на автомобили ГБО.

Стоит ли устанавливать

Когда не стоит устанавливать газобаллонное оборудование:

что такое гбо в автомобиле фото

  1. На автомобили с малым количеством лошадиных сил (малолитражки). Если на такие авто поставить ГБО, то их динамика сильно ухудшится. Экономия топлива здесь невысокая, потому что изначально расход бензина не очень большой. Также от багажного отделения совсем не останется места.
  2. На новый автомобиль. Если установить на него ГБО, то он автоматически лишится официальной гарантии.
    На новое авто ГБО ставить не надо, иначе можно лишиться гарантии
  3. На легковые автомобили с дизельным двигателем – тут экономия будет примерно 20%.
  4. При малом пробеге в год. Для видимой экономии есть смысл устанавливаться систему питания газом на те автомобили, на которых ездят более 15000 км пробега в год. В ином случае окупаемость может составить не один год.
  5. При дальнейшей эксплуатации автомобиля менее 2-3 лет.
  6. Самым экономным водителям. Разумеется, газобаллонное оборудование ставят для того, чтобы максимально сэкономить. Но чтобы система работала надёжно и безотказно, надо выбрать хорошее оборудование, установить его должны профессионалы в специальном сервисе. В дальнейшем следует регулярно проводить диагностику и обслуживание ГБО, а также техосмотр и сменить документы на автомобиль. Для этого надо выделить деньги и время автомобилиста. Если же поставить ГБО в гараже подешевле, а про обслуживание системы вообще не забыть, то лучше отказаться от такой затеи вообще из-за возможной опасности.

Когда ГБО стоит устанавливать:

  1. При ежегодном пробеге автомобиля более 20000 км (такси, грузовым автомобилям, автобусам, всем кто при помощи транспорта зарабатывает деньги).
  2. При повышенном расходе бензина (более 9 л на трассе и более 12 л в городе).
  3. При применении высокооктанового бензина (АИ-95 или АИ-98).
  4. При неагрессивном стиле вождения.
  5. Если автомобиль уже снят с официальной гарантии.

гбо автомобиля устройство

ГБО идеально подходят для любого коммерческого авто

При установке водителю надо узнать, сколько будет потреблять автомобиль газового топлива. В норме потребление газа должно быть на пару литров больше, чем при использовании бензина на 100 км (не более 10-20%), либо вообще соответствовать расходу стандартного топлива.

А теперь давайте выясним устройство и принцип работы газобаллонного оборудования.

Устройство

В ГБО входят детали, которые обеспечивают использование сжиженного нефтяного газа в качестве топлива с сохранением функции переключения обратно на бензин.

В состав газобаллонного оборудования входят следующие компоненты:

  1. Баллон. Это ёмкость для газа, которая бывает тороидальной или цилиндрической формы. Баллон тороидальной можно хранить в нише для запаски с целью экономии багажного места. Средний объём баллонов – 40 л. Их заправляют на 80% от полного объёма в целях безопасности. Есть 4 вида баллонов, которые различаются долговечностью и весом.
  2. Редуктор-испаритель. Превращает жидкий газ в газообразное состояние, который требуется для работы двигателя.
  3. Газовые трубопроводы, шланги, фитинги. Обеспечивают поступление газа от баллона к мотору.
  4. Мультиклапан и вентиляционная коробка. Устанавливают на горловину ёмкости для газа. В мультиклапан входят расходный и заправочный клапана, а также индикатор уровня газа в баллоне и заборная трубка. При утечке газа аварийный клапан перекрывает его поступление. Либо при помощи венткоробки газ отводится наружу из багажника.
  5. Газовый редуктор. Он подаёт нужное количество газа с определённым давлением. Имеет как вакуумное, так и электронное управление в зависимости от поколения ГБО. Для регулировки давления используется винт.
  6. Газовый фильтр. Предотвращает попадание лишних предметов в ДВС.
  7. Манометры. Измеряют давление в редукторе и баллоне.
  8. Датчик давления газа. Передаёт данные о давлении газовой смеси в блок управления. Если давление повышается, то ЭБУ перекрывает подачу газа в мотор.
  9. Смеситель. Он смешивает воздух и газ. Так готовится рабочая газовая смесь.
  10. Дозатор. Регулирует количество поступающего газа.
  11. Электронный блок управления. Отсюда происходит управление системой ГБО, от ЭБУ выводится кнопка-переключатель «газ/бензин» на панель приборов в салон. Наличие такой кнопки указывает, что стандартная система питания остаётся в автомобиле и на неё можно переключиться в любой момент. Такой блок управления имеется в инжекторных авто.
  12. Газовый, бензиновый или электромагнитный клапан. Ставится только в карбюраторные машины. Перекрывают газовую магистраль при остановке автомобиля или переключения на бензин. В нём также есть фильтр для очистки топлива. В инжекторных авто эту роль выполняет эмулятор форсунок.
  13. Выносное заправочное устройство. При помощи него осуществляется заправка баллона.

что такое гбо в автомобиле 4 поколения фото

ГБО бывает 2 типов: инжекторное (создан для инжекторных моторов, здесь газ подаётся в мотор под давлением) и эжекторное (предназначен для карбюраторных моторов, здесь газ подаётся при помощи карбюратора).

Немного технического материала — как работает ГБО, написал как можно понятнее.

Принцип работы

Расскажу про принцип работы ГБО 4 поколения, который является самым популярным среди автолюбителей.

  1. После переключения с бензинового топлива на ГБО, газ в сжиженном состоянии переходит из баллона в газовую магистраль.
  2. Регулирование расхода голубого топлива осуществляется при помощи мультиклапана. Через него же происходит заправка с помощью выносного заправочного устройства.
  3. Далее жидкий газ поступает в газовый клапан-фильтр. Он очищает газ от примесей и отложений. Также этот клапан закрывает поступление газа при переходе на бензин или при выключении работы автомобиля.
  4. Потом очищенный от смолистых отложений газ поступает в редуктор-испаритель. Здесь давление газа резко снижается от 16 до 1,8 атмосфер. Голубое топливо моментально испаряется и происходит поглощение тепла до температуры около -40°C. Для того, чтобы газ переходил из жидкого в парообразное состояние, редуктор должен быть прогрет до температуры более +40°C. Именно система охлаждения двигателя подогревает редуктор, чтобы он не промёрз. Поэтому прежде чем включить ГБО, авто работает на бензине до выставленной температуры (до 50°C), а потом происходит переключение на газ.
  5. Далее, при помощи разряжения во впускном коллекторе работающего мотора, газ идёт из редуктора через дозатор в смеситель, а потом в двигатель при помощи карбюратора (узел питания двигателя). Чем сильнее водитель жмёт на газ, тем больше газа засасывается в движок. Так происходит только в карбюраторных машинах.
  6. А в инжекторных автомобилях газ поступает в ДВС через газовые форсунки, которыми управляет блок управления. Если компьютер «поймёт», что давление недостаточное, то блок управления переключится на бензиновое топливо. Важный момент – инжекторное ГБО работает по принципу незаметности для электроники авто, чтобы она «не знала», что вместо бензина используется голубое топливо.
  7. Водитель при помощи кнопки переключателя топлива может выбрать «газ», который отключит бензиновый клапан и откроет газовый. А если выберет «бензин», то клапаны сработают наоборот. Дополнительно этот контроллер показывает, сколько газа осталось в баллоне и наличие возможных ошибок.

Переводим автомобиль на газ: сколько потратим и сколько сэкономим

Кратко объясню, как устанавливают ГБО на авто.

Как установить ГБО?

При установке ГБО на автомобиль, то систему питания надо модернизировать. Надо установить баллон в багажное отделение, от него проложить магистраль к подкапотной области. Также в блок цилиндров ДВС надо встроить газовые форсунки, на впускной коллектор присоединить газовые сопла. Трубки следует обязательно связать с системой охлаждения двигателя. Все компоненты должны быть соединены «намертво», потому что в трубках создаётся очень высокое давление.

Далее надо правильно настроить электронику, где есть свои тонкости. Важно понимать, что установку газобаллонного оборудования должен производить только специалист со специальным допуском.

На самом деле в конструкции автомобиля мало что меняется при установке ГБО. В топливную магистраль встраивается клапан, который перекрывает подачу бензина. Другие компоненты машины остаются нетронутыми. ГБО – это дополнение, которое можно в любой момент времени убрать.

Также рекомендуется при установке системы заменить свечи зажигания с большим калильным числом.

Посмотрите подробное видео:

Грамотная установка ГБО на автомобили!

С установкой разобрались, теперь выясним, какой газ рекомендуется и «с чем его едят».

Какой газ подходит?

Для ГБО подходят только следующие виды газа:

  1. Метан – это сжатый природный газ (компримированный природный газ). Он не сжижается. Его получают из продуктов жизнедеятельности животных и разных отходов органического происхождения. Его также применяют в обычных газовых плитах. Имеет меньшую цену за литр по сравнению с пропаном, но метановых газовых заправок в России очень мало. Установка ГБО для метана дорогая. Метан расходуется больше, чем пропан (в среднем 11 л на 100 км).
  2. Пропан-бутан – сжиженный нефтяной переработанный газ. Это продукт отхода при добыче нефти, поэтому он стоит дешевле бензина (примерно в 2 раза). Также его используют в холодильниках и аэрозолях. Бутан специально добавляют в пропан для улучшения качеств последнего. Заправок с пропан-бутановой смесью много по стране. Установка пропановой ГБО дешевле, чем метановой.

Оба типа газов имеют разные требования к системе ГБО. Во-первых – это сам газовый баллон. Метан должен храниться в баллоне под давлением, которое в разы больше, чем для пропана-бутана. Поэтому баллон для метана тяжелее и больше, к тому же к этому газу повышенные требования безопасности. Поэтому автовладельцы больше выбирают пропан-бутановую смесь в качестве топлива.

Примерное давление в баллоне со сжиженным пропаном – от 12 до 16 атмосфер, а с метаном — более 200 атмосфер. Газовый баллоны не заправляют до конца из-за того, что при повышении температуры он расширяется (когда вы заезжаете в тёплое место). В зимний период его заправляют до 80-85%, а в летний – до 75%. Время заправки баллона – не более 5 минут. Также обращу вше внимание, что в летний и зимний периоды пропан-бутан имеет разное процентное соотношение.

За и против установки газа на автомобиль

Все газовые баллоны должны проходить регулярное обслуживание и тарировку.

В обычный газовый баллон может поместиться до 40 л газовой смеси, что сравнимо с объёмом бака легкового автомобиля. Газа же расходуется более 10-20% по сравнению со стандартным топливом, поэтому это экономически выгодно.

Существует 2 вида баллонов. Первый – в форме цилиндра, он вмещает больше газа, но его придётся класть багажник за спинку заднего сидения, что не совсем удобно для хетчбэков и универсалов. Второй – тороидальный, похож на тюбинг для катания. Его можно положить на место запаски, и багажное отделение будет свободным. Останется только решить, куда вы положите запасное колесо. Отмечу, что для ГБО 5 и 6 поколения необходимы иные типы баллонов.

Какие есть преимущества и недостатки газового оборудования?

Плюсы и минусы

Для начала ознакомимся с преимуществами:

  1. Высокая экономия на топливе по сравнению с бензином. Сколько можно сэкономить я написал ниже в статье. Главное условие для экономии – пробег должен быть не менее 10 000 -15 000 км в год.
  2. ДВС, работающий на газе – экологичнее в 3 раза, чем неэтилированный бензин. Газ – это чистое топливо, количество вредных выбросов в атмосферу минимальное. К тому же в голубом топливе нет серы и присадок. Сейчас в Европе уже есть льготы для тех, кто использует авто на газе. А в некоторых районы Европы на бензиновом автомобиле ездить запрещено. Газ уступает по экологичности только электрокарам и автомобилям на водороде.
  3. Отмечается плавность в работе мотора из-за медленного горения газа. Да и к тому же октановое число у газа значительно выше – от 100 до 110, тогда как у бензина максимальное – 98 (АИ-98). Разгон будет плавный, шум от мотора станет тише в 2 раза, пропадут дёргания машины. Также высокое октановое число оказывает высокое сопротивление топлива к взрыву (детонации).
  4. Значительно увеличивается ресурс мотора из-за снижения на него нагрузки (примерно на 30-45%).
  5. Повышается запас хода в 2 раза. Когда газ закончится, авто переключится на бензин. Это защищает водителя от некачественных АЗС, которые находятся далеко от населённых пунктов.
  6. Увеличенный ресурс масла. Поскольку газ не оставляет никакого нагара и отложений на картере ДВС (корпусе), а также в цилиндрах, то и масло долго не стареет при повышенном пробеге, его менять надо реже. Также масляная плёнка с деталей мотора не смывается, что улучшает работу деталей мотора.
  7. Увеличивается ресурс свечей примерно на 40%.
  8. Вероятность взрыва меньше, чем при использовании бензина. Как бы это ни звучало, но это факт. В ГБО имеются различные клапаны и датчики, которые непрерывно обеспечивают безопасность применения. Если будут повреждены трубки с газом, то он сразу же испарится. Например, если произойдёт утечка бензина, то при наличии искры он сразу же вспыхнет.
  9. Безотказность запуска мотора. При поломке бензонасоса, машина с газобаллонным оборудованием сможет завестись. Если это случилось на холоде, то прогрейте редуктор горячей водой и запустите мотор на газе. Этого хватит, чтобы доехать до автосервиса.

Основные преимущества и недостатки ГБО

Какие есть недостатки?

  1. Высокая стоимость установки. Цена зависит от поколения и вида мотора.
  2. Баллоны с газом займут полезную площадь багажника (до 40%) или заменят место под запасное колесо и инструменты. А без запасного колеса ездить за город в наших условиях – рискованное удовольствие.
  3. Необходимо регулярное обслуживание системы из-за возможных утечек газа с заменой газового фильтра и резиновой диафрагмы в редукторе. Причём надо строго придерживаясь рекомендаций производителя. Если произойдёт утечка пропан-бутана, то будет локальный взрыв, а если метан – то машина будет полностью уничтожена.
  4. Сложнее продать автомобиль. Некоторым покупателям не нравится, когда вносятся любые изменения в конструкцию авто. Но можно постараться демонтировать ГБО без следов, либо её тщательно скрыть. Но на это потребуются деньги. Иногда при продаже авто ГБО снимают, чтобы поставить на другое транспортное средство, или чтобы продать систему отдельно. При установке старой системы питания газом на другое авто можно сэкономить до 40% денег.
  5. Проблемы с парковкой. Иногда запрещено ставить авто в подземных парковках из-за того, что газ пропан тяжелее, чем воздух. При сгорании он оседает внизу. А поскольку такие парковки проветриваются реже, то это сильно снижает безопасность. Но вряд ли будут осматривать каждый автомобиль, поэтому многие паркуют машины с ГБО в таких местах, несмотря на запреты. Также по этой причине нельзя оставлять автомобиль с ГБО в гараже со смотровой ямой.
  6. Мало газовых заправочных станций по сравнению с бензиновыми или дизельными. Это связано с высокими требованиями по безопасности, а также проблемой с транспортировкой и хранением газа. Поэтому придётся при любой возможности заправлять машину.
  7. Снижение мощности двигателя до 20%. Не верьте слухам, что ГБО ускоряет автомобиль. При использовании ГБО машина технически не станет быстрей.
  8. На холоде необходимо потратить часть бензина на прогрев редуктора. Только после этого можно переключиться на газ. Если этого не делать, то редуктор быстро выйдет из строя, какой бы он качественный не был. Поэтому в баке всегда должен находиться бензин.
  9. Придётся проходить регистрацию в ГИБДД. Для этого понадобится собрать документы, либо обратиться в фирму, где вам помогут за определённую плату.
  10. Придётся время от времени сливать конденсат из редуктора (на ГБО 4 поколении). На ГБО 5 и 6 поколений это можно не делать.
  11. Повышается вес машины от 20 до 40 кг.
  12. Нельзя завести двигатель на газу при отрицательных температурах.
  13. Придётся часто менять воздушный фильтр.
  14. Если автомобиль на гарантии, то при установке ГБО вы автоматически её лишитесь.
  15. Есть сложности с переделкой машин с турбонаддувом.
  16. Нельзя оформить стоянку автомобиля с ГБО в подземной парковке в своём доме.

Как мы видим, как плюсов, так и минусов хватает. Поэтому каждый решает для себя, стоит ли заморачиваться с установкой ГБО, чтобы сэкономить на топливе.

Тем не менее, продолжим. Расскажу, как пользоваться системой питания газом.

Как пользоваться ГБО

Когда на автомобиль ставят ГБО, то переключатель с газа на бензин выносят на панель приборов. Там есть 3 положения: «бензин», «газ» и «нейтральное положение». Здесь водитель может выбрать, какой клапан закрыть или открывать. При выключенном моторе перекрыты газовый и бензиновый клапаны одновременно. Также если нет искры зажигания, то ГБО перекроет подачу газа в движок.

В морозы следует сначала завести двигатель, включив переключатель на «бензин», а когда мотор редуктор прогреется, то можно перейти на газ. Вообще всегда рекомендуется заводиться на бензине, это поможет прослужить мембранам редуктора дольше.

кнопка на панели управления

ГБО 4 поколения и выше могут при помощи газового ЭБУ управлять впрыском бензина в цилиндры. Здесь мотор сам вычисляет, какое топливо применять в данный момент времени.

ГБО Alpha – российский комплект для автомобилей

Из российской разработки ГБО Alpha в него входит только электронный блок управления. Он показывает неплохие эксплуатационные результаты.

ГБО Alpha

ГБО Alpha

Оборудование применяется для ГБО четвертого поколения, устанавливаемого на современные автомобили. Первые его образцы стали применяться еще в 2006 году. Проходя постоянное совершенствование, сегодня электронный блок управления достиг требуемого качества и может соперничать с иностранными аналогами.

Особенности устройства ГБО Alpha

В состав этого комплекта ГБО основные газовые составляющие подбираются от известных мировых производителей. В качестве редуцирующих элементов используются редуктор (например, итальянский «Tomasetto») и форсунки (например, польские «Barracuda»). Для подачи газа и его хранения мультиклапан, например, «Tomasetto» и баллон от турецкого производителя «Atiker». Могут быть и любые другие варианты.

В добавок к этому российский производитель Альфа выпускает электронные блоки управления (ЭБУ). Они имеют несколько версий – Alpha D, Alpha PM, Alpha S, Alpha D39, Alpha AEB. Каждая из них имеет некоторые отличия. Поэтому при подборе на конкретный автомобиль нужно внимательно изучать их возможности.

Гарантия на любую из версий электронного блока управления составляет два года или 60 тысяч километров пробега автомобиля.

Особенности некоторых версий ГБО Alpha

Сегодня рассматриваем три варианта исполнения электронного блока управления компании Alpha и сопровождающих его элементов.

Версия Alpha D

Это полная копия ЭБУ известного польского ГБО DIGITronic 3D Power или Stag 300. Кроме самого блока в состав комплекта входит кабельная проводка, датчики давления газа (Map Sensor) и температуры редуктора, кнопка переключения вида топлива, динамик. В целом комплект зарекомендовал себя достаточно хорошо.

Электронный блок управления оборудования версии D

Электронный блок управления оборудования версии D

Нарекания вызывает датчик Map Sensor. Именно он чаще всего выходит из строя. Причина в том, что это прибор прямоточной конструкции. Газ от редуктора постоянно циркулирует через его полость к форсункам.

Прямоточный датчик Map Sensor

Прямоточный датчик Map Sensor

Если топливо не качественное и фильтр вовремя не прочищен, в датчик может поступать, например, конденсат или другие загрязнения. Это, скорее всего, выведет Map Sensor из строя. Его замена в составе ГБО Alpha становится неизбежной.

Alpha S

Электронный блок управления и программа полностью разработаны компанией Альфа (Россия). В комплекте сам ЭБУ, датчики температуры газа и редуктора, комплект крепежных изделий, датчик Map Sensor.

Блок управления помещен в пластиковый корпус, изъяном которого является недостаточная герметичность. При установке в моторном отсеке автомобиля для него следует находить место, наименее подверженное влиянию влаги. Возможна установка в салоне машины, в результате чего достигается полная защищенность от воды.

Электронный блок управления ГБО Alpha S

Электронный блок управления ГБО Alpha S

В комплекте ГБО Alpha S датчик Map Sensor имеет не проходную конструкцию. Это удачное решение, поскольку газ не проходит постоянно через него. Он подводится по отдельному шлангу и просто стоит в полости датчика. Соответственно никакие загрязнения сюда не поступают. Это гарантирует длительный период эксплуатации Map Sensor.

Датчик Map Sensor не прямоточной конструкции

Датчик Map Sensor не прямоточной конструкции

Интересно устройство кнопки переключения режимов топлива. Она отражает ошибки системы ГБО, если таковые возникают в процессе движения. В эксплуатационной инструкции приведена таблица неисправностей. Они закодированы специальными обозначениями, которые высвечиваются на кнопке. Получив такой сигнал, в таблице отыскивается этот код. Против него можно прочитать короткое описание проблемы. Многие из них вполне реально исправить самостоятельно и продолжить движение.

Кнопка переключения видов топлива

Кнопка переключения видов топлива

Следует отметить, что для электронного блока ГБО Alpha S используется только оригинальный диагностический кабель. Никакая его замена не допустима. Также здесь предусмотрен свой ключ для подключения к компьютеру. Без соблюдения этих особенностей работа будет невозможной.

Версия Alpha D39 Pro

В комплект входит блок управления, набор кабелей подключения, комплект монтажных изделий, Map Sensor проходного типа. Здесь же датчик температуры редуктора, кнопка переключения видов топлива с кабелем для присоединения.

Электронный блок управления Alpha D39 Pro

Электронный блок управления Alpha D39 Pro

В своей основе электронный блок управления этой версии такой же, как и у Alpha D. Однако работает надежней. Его размеры практически в два раза меньше. Электроника помещена в металлический корпус, отличающийся хорошей герметизацией от влаги. Программа настройки ЭБУ в этой версии такая же, как и у ГБО Alpha D.

Основной особенностью версии Alpha D39 Pro является специальная кнопка переключения видов топлива.

Кнопка переключения вида топлива версии оборудования Alpha D39 Pro

Кнопка переключения вида топлива версии оборудования Alpha D39 Pro

Она имеет экран, на котором отражается ряд текущих параметров ГБО. Это давление газа в редукторе и его температура, уровень газа в баллоне. Также указывается вид топлива, на котором в данный момент работает автомобиль. В практическом использовании это очень удобно для контроля оперативного состояния ГБО. Смотрится кнопка достаточно эстетично и нареканий не вызывает.

Отзывы, выгода и что выбрать

Каждый, конечно, должен решать сам. Однако некоторые преимущества все же за комплектом ГБО Alpha S. Отзывы говорят о том, что длительное время практически нет никаких отказов. Особенно следует отметить возможности этого ЭБУ в подборе расхода топлива. Здесь нет топливной карты, как у других версий этого оборудования. Компьютер все рассчитывает самостоятельно.

Это относится для машин с любым устройством мотора и мощностью. Вид трансмиссии также не имеет значения. Настройка ГБО производится с учетом всех возможных нагрузок – кондиционер, турбина, автоматическая коробка передач и так далее.

В рейтинге качества работы комплекты Alpha AEB можно разместить, пожалуй, следом за Alpha S. Далее идет Alpha D39 и Alpha D.

Электронный блок управления Alpha AEB

Электронный блок управления Alpha AEB

Отзывы говорят о том, что для нормальной работы этого ГБО, нужно выполнять несколько предварительных условий. Во-первых, в автомобиле должна быть исправная электропроводка. Во-вторых, необходимый зазор на свечах. Далее все зависит от качества подбора редуктора по мощности двигателя и умелой настройки электронного блока.

Говорить о выгоде в два раза от использования газа с ГБО Alpha, против бензина, не приходится. Хотя разница в стоимости на заправках об этом свидетельствует. Бензин неизбежно потребуется для запуска и разогрева двигателя. Замена газовых фильтров после 10,0 тысяч километров пробега также необходима. Реальная выгода с учетом всех затрат составляет примерно 1,7 раза. Этот расчет справедлив при условии, что ГБО не будет требовать внеочередных ремонтов и наладок.

Автор: Сергей Морозов

Внимание! Эта статья защищается законом об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA). Запрещается любое копирование без моего разрешения.

https://motorist.guru/tyuning/gbo-chto-eto-takoe-v-avtomobile.html

ГБО Alpha – российский комплект для автомобилей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *