Пан Пропан: 20 вопросов про газобаллонное оборудование для автомобиля — – автомобильный журнал

Пан Пропан: 20 вопросов про газобаллонное оборудование для автомобиля

Газобаллонное оборудование автомобиля (ГБО) – система из нескольких устройств, позволяющая использовать газ в качестве топлива для двигателя. Все, что нужно знать перед решением перевести машину на газ, – в этом материале.

20 вопросов про газобаллонноеоборудование для автомобиля

Заменяет ли ГБО штатную систему питания, которую придется снимать?

ГБО позволяет ехать только на газе, не используя бензин. Но штатная система питания не демонтируется. Обе системы – бензиновая и газовая – существуют параллельно. Может работать то одна, то другая.

Какой именно газ используют в качестве топлива?

На автотранспорте получили распространение два вида горючего газа: сжатый природный и сжиженный нефтяной. Природный газ нашел широкое применение в качестве топлива на крупных машинах – грузовиках и автобусах, поскольку он требует больших заправочных емкостей и более сложной системы питания.

Легковушки используют сжиженный нефтяной газ, для которого не нужны большие баллоны и сложная топливная аппаратура. Этот газ – смесь пропана и бутана, которая получается на нефтеперерабатывающих заводах в виде побочного продукта производства. На заправочные станции газ поставляется в смеси «летняя», которая состоит на 45-55% из пропана, и «зимняя»: содержит 85-95% пропана.

Как устроена система для езды на газе?

Основными частями системы для езды на сжиженном газе являются баллон, редуктор-испаритель и смеситель «газ-воздух». Из баллона по магистрали газ поступает в редуктор-испаритель, который понижает давление с 16 до 1-2 ат, переводя газ в парообразное состояние. После этого летучий газ идет по магистрали в смеситель, где перемешивается с воздухом: готовая горючая смесь всасывается в цилиндры двигателя.

Сейчас на рынке царствуют итальянские производители: Bedini, Landi Renzo и др

Основными частями системы являются баллон, редуктор-испаритель и смеситель «газ-воздух»

За переключение с бензина на газ и наоборот отвечают управляемые кнопкой из салона электромагнитные клапаны, один из которых стоит в газовой, а другой – в бензиновой магистралях. Для заправки баллона существует вентиль со стандартным разъемом под штуцер «пистолета» ГЗС.

Какие преимущества дает использование газа?

Прежде всего, на установку ГБО идут, чтоб экономить на топливе – газ, в среднем, в 2 раза дешевле бензина (этот вопрос подробно разберем ниже). Есть и технические плюсы газа. Пропан-бутановая смесь имеет октановое число 105 – больше чем у любого бензина.

Газ сгорает в цилиндрах двигателя без детонации, ровно и полностью, не смывает масляную пленку, образуя гораздо меньше нагара на стенках и свечах. За счет этого двигатель работает в более благоприятных условиях, отчего его ресурс вырастает на 30-40%. Особенно это заметно по времени «жизни» лямбда-зонда и катализатора, которые при езде на газе служат вдвое и дольше и даже более. А это тоже хоть и косвенная, но экономия: как минимум, на «промывках», как максимум – на крупном ремонте.

А каковы недостатки?

При использовании газа в качестве топлива мощность двигателя снижается на 10-15%. При этом расход газа оказывается на 15-30% больше, чем бензина. Газобаллонное оборудование увеличивает массу автомобиля на 45-70 кг. Баллон занимает место в багажнике или грузовом отделении. Газ более взрыво- и пожароопасен, чем бензин. И, наконец, чтобы поставить газовое оборудование, нужно заплатить.

На какой автомобиль можно поставить такое оборудование?

Теоретически на газ можно перевести любой двигатель. В том числе турбированный и дизельный. (Правда, для «дизелистов» газ все-таки менее актуален).

Прежде всего, на установку ГБОидут, чтоб экономить на топливе

За переключение с бензина на газ и наоборот отвечают управляемые кнопкой из салона электромагнитные клапаны

Нет особых проблем и с типом кузова. Владельцам седанов проще всего – стандартный цилиндрический баллон без особого ущерба свободному пространству ставится в глубину багажника, за спинку задних сидений. Для хэтчбеков и универсалов используют тороидальные баллоны, которые ставятся в нишу «запаски». Есть варианты и с двумя небольшими «боковыми» баллонами, размещаемыми по разным сторонам багажного отделения.

Сколько времени занимает заправка баллона?

Приблизительно от 4 до 7 мин.

На сколько хватает баллона?

В зависимости от объема двигателя, режима езды, емкости баллона – от 200 до 400 км.

Где заправляться?

Газозаправочных станций значительно меньше, чем обычных АЗС. Но все же они есть. Например, в Петербурге 9 таких станций: они располагаются ближе к окраинам. Такие же станции есть почти во всех районных центрах Ленобласти.

Кто производит газобаллонное оборудование и сколько оно стоит?

Сейчас на рынке царствуют итальянские производители: Bedini, Landi Renzo, Lovato, Marini, Tartarini, Zavoli и др. Есть на рынке и продукция турецких (Voltran), венгерских (Kargas, Longas) и польских (Elpigas) фирм. Активно работают российские производители – такие, как «Компрессор», НЗГА, «Полиавто» и «САГА».

Обе системы – бензиновая игазовая – существуют параллельно

Обе системы – бензиновая игазовая – существуют параллельно

Обе системы – бензиновая игазовая – существуют параллельно

Цены на газобаллонное оборудование начинаются от 6 000 руб. за простые системы для карбюраторных машин. Сложная, электронная система с распределенным впрыском газа, с большим количеством дополнительных блоков и датчиков, может обойтись в районе 30 000-40 000 руб. и выше. Как правило, система для трех-семилетней инжекторной иномарки стоит 12 000-20 000 руб. плюс от 3000 до 7 000 руб. за установку.

Можно ли снять газовое оборудование, вернув «все как было», без ущерба для автомобиля?

Можно. Но демонтаж, особенно электронных систем, требует квалификации. Поэтому, если есть желание отказаться от газа, то разумнее снять только баллон, что несложно сделать самому. Аппаратура же под капотом и магистрали не помешают, и их можно не снимать. А то вдруг опять надо будет ставить.

Насколько опасно ездить на газе?

Сейчас техника, конечно, продвинулась вперед. Современное электронное ГБО имеет датчики утечки газа и возгорания, систему сброса давления при аварии и систему пожаротушения. В конструкции баллонов применяются специальные слоистые материалы и ячеистые наполнители, снижающие взрывоопасность. Как утверждают производители, сейчас машины с ГБО не опаснее бензиновых.

Однако у автомобиля с газобаллонным оборудованием, особенно при аварии, больше риски возгорания и взрыва.

Верно ли, что в машине на газу ужасно пахнет?

Чем качественнее уплотнения в клапанах, вентиле, магистралях, редукторе-испарителе и смесителе – тем меньше выхлоп. Современные исправные системы почти не распространяют запаха. Но все-таки, в багажнике, где стоит баллон, или под капотом, больше или меньше, но пахнет всегда.

Можно ли курить в машине с ГБО?

Можно, только осторожно. Ремнем лучше не пристегиваться – вдруг придется выпрыгивать… А если серьезно, то при несильном запахе газа зажженная сигарета в салоне прямой опасности не представляет. Вспомним-ка «газовые такси» 80-х годов, где пассажиры просто задыхались от вони, а таксисты при этом смолили вовсю, и нигде не слышно было, чтоб кто-нибудь взлетел на воздух.

Сколько конкретно можно сэкономить, если ездить на газе?

Посмотрим цены на топливо. На момент написания материала, средняя цена 1 л 92-го бензина в Петербурге составляла 18 руб., 95-го – 21 руб. За 1 л сжиженного газа на ГЗС просили 10 руб. 50 коп.

Теоретически на газ можноперевести любой двигатель

Теоретически на газ можноперевести любой двигатель

Возьмем теперь «среднестатистическую» машину, расходующую 12 л бензина на 100 км (с учетом городского цикла). Газа она «съест» больше – примерно 14.5 л. Таким образом, за 100 км пути на 92-м бензине придется выложить 216 руб., на 95-м – 252, а на газе – 152 руб. 25 коп.

Отсюда получаем экономию: 63 руб. 75 коп. на 100 км на 92-м бензине и 99 руб. 75 коп. – на 95-м. Из чего следует, что система за 20 000 руб. с установкой окупит себя через 20 050 км пробега для 95-го бензина, а для 92-го – через 31 372 км.

Каков срок службы газовой аппаратуры?

Основные узлы системы – баллон, редуктор, электроника – сами по себе служат столько же как, например, головка блока цилиндров. Но вот различные прокладки и уплотнения клапанов, соединений в магистралях придется менять не реже чем раз в 2-3 года, а возможно, и чаще.

Нужно ли специальное ТО для газового оборудования?

Нужно. У автомобилей с ГБО раз в полгода на станции, имеющий сертификат на такие работы, делается осмотр системы на предмет утечек. Если система электронная, то проводится и диагностика блока. Обязательно проверяются баллоны: первая проверка делается через 10 мес. со дня продажи, а затем – каждый год-два (согласно обозначенной в талоне дате).

Как проходят техосмотр машины с газобаллонным оборудованием?

Для прохождения техосмотра для автомобиля с ГБО нужно иметь дополнительные документы. Это свидетельство о проверке баллона; документ об установке, выданный станцией; копия лицензии станции-установщика. Если ГБО куплено самостоятельно, то нужна будет и копия сертификата на оборудование. Все эти документы рекомендуется всегда возить с собой.

    Вы здесь:
  1. Главная
  2. Рейтинг

Монтаж ГБО — очень ответственная процедура. Здесь важно все: правильность подбора, точность монтажа и настройки системы. Однако вначале нужно выбрать газовое оборудование. Рассмотрим лучших производителей ГБО, а также все плюсы и минусы.

luchshie gbo

Содержание:

  1. DIGITRONIC
  2. BRC
  3. LOVATO
  4. ALPHA
  5. OMVL

Лучшие производители ГБО

Нижеприведенный список лучших производителей газового баллонного оборудования основан исключительно на опыте автовладельцев.

DIGITRONIC

gbo DIGITRONIC

Описание. На сегодняшний день концерн специализируется на разработке комплектующих для газобаллонного оборудования.

Среди них: электронные блоки управления, инжекторные рейки, газовые редукторы, фильтры, медные трубки, резиновые шланги, цилиндрические и тороидальные баллоны.

Продукция DIGITRONIC поставляется в более чем 30 стран мира, в том числе в Россию, Беларусь, Турцию и на Украину.

Качество польского ГБО неоднократно оценивалось на выставках. Оборудование легко устанавливается и соответствует всем международным стандартам качества.

Среди достоинств установки стоит упомянуть и ее универсальность. ГБО монтируется на легковые и грузовые автомобиле. По статистике, ежедневно устанавливается около 500 комплектов DIGITRONIC.

Польская компания может похвалиться собственными исследовательскими лабораториями, большим количеством придуманных инноваций и замкнутым циклом производства. Мощности бренда находятся в Польше и Италии.

Польские комплекты легко совмещаются с оборудованием других фирм и монтируются на ДВС с непосредственным или распределенным впрыском.

Современные поколения ГБО DIGITRONIC Max 2 и ГБО DIGITRONIC IQ управляются беспроводными технологиями Bluetooth. Среди комплектов есть оборудование для метана и пропана.

Комплектация. В комплект ГБО DIGITRONIC входят: электроника, форсунки, редуктор, фильтр паровой фазы, тороидальный баллон, датчик температуры редуктора, трубки ПВХ диаметром 6 и 8, мультиклапан, 2 прямых переходника 6 и 8 мм, 2 угловых переходника 6 и 8 мм, LPG рукава диаметром 12 мм и 4 мм, вакуумный и тосольный рукава, сервисная книга, установочный диск, хомуты, стяжки, изолента, тосольный переходник.

Срок службы. Гарантийный срок службы — 100 000 км пробега.

  1. Легкое переключение газ/бензин.
  2. Без потери мощности ДВС.
  3. Небольшой расход топлива.
  1. Проблемы запуска при минусовой температуре.

gbo BRC

Описание. Установки подходят для автомобилей с распределенным и непосредственным впрыском: FSI, GDI, Ecoboost, TSI и Earthdreams.

Газовое баллонное оборудование 4-го поколения монтируется на 90% двигателей. Здесь применена новая система впрыска для пропана под названием Sequent Plug and Drive.

Она основана на усиленных компонентах, таких как редуктор, датчик давления и температуры, встроенный в топливную рампу, форсунки и блок управления с увеличенной мощностью.

Программное обеспечение контроля над двигателем оптимизирует дозировку топлива для каждого режима. Система оснащена самодиагностикой, которая согласована с внутренней системой самодиагностики автомобиля.

Комплектация. В комплект ГБО BRC входят такие компоненты: блок управления, форсунки, редуктор, баллон, мультиклапан, наружное заправочное устройство, магистраль.

Срок службы. Гарантийный срок эксплуатации составляет 200 000 км пробега или 3 года.

  1. Бесперебойная работа.
  2. Полная герметичность.
  3. Меньший расход топлива.
  1. Тяжелая настройка.

LOVATO

gbo LOVATO

Описание. Производитель начал свою работу с 1958 года и по сегодняшний день специализируется только на разработке ГБО и его комплектующих.

В ассортименте компании можно найти установки для всех типов двигателей внутреннего сгорания. LOVATO контролирует качество продукции, которое соответствует международным стандартам и сохраняет оптимальное соотношение цены/качества.

Об этом свидетельствует сертификат ISO 9001:2000.

Итальянский концерн не допускает дефектов в производстве. При обнаружении даже одного бракованного элемента, детали отправляются на утилизацию.

ГБО LOVATO подходят на 4-х, 6-ти и 8-цилиндровые моторы. Достоинством таких установок является приспособленность их к плохим дорогам и к работе на газу не самого лучшего качества.

Электронный модуль рассчитывает объем и время впрыска топлива, исходя из состава газа и температурных условий. ГБО LOVATO отличаются компактными размерами, поэтому их легко установить даже на автомобили с маленьким подкапотным пространством.

Комплектация. Включает в себя: форсунки, электронный блок управления, редуктор, мультиклапан с сенсорным датчиком уровня топлива, баллон под запаску 35/43 л. или цилиндрический баллон 50 л, газовые шланги, заправочный клапан.

Срок службы. Регламентированный ресурс — 100 000 км пробега или 3 года.

  1. Хорошая работа двигателя.
  2. Экономный расход топлива.
  3. Отличная тяга.
  1. Запах газа из выхлопной трубы.

ALPHA

gbo ALPHA

Описание. Рассмотрим качество этого оборудования на примере серии ALPHA-M-8. Такие установки подходят на бензиновые двигатели, оснащенные электронной системой распределенного впрыска топлива.

Оборудование устанавливается к моторам, работающим без разрежения воздуха во впускном коллекторе, а также к ДВС с нагнетателями и турбинами с давлением до 1,7 Атм.

ГБО можно монтировать на любые агрегаты мощностью до 550 л.с. и количеством цилиндров до 8-ми.

Металлический корпус ALPHA-M-8 оснащен центральным разъемом, защищенным от влаги и брызг. Эта установка не конфликтует с системой бортовой самодиагностики OBD II/EOBD.

Оборудование работает на сжиженном углеводородном газе: метане (СПГ/CNG) или пропан-бутане (СУГ/LPG). Работа установки возможна с такими системами впрыска:

  1. Попарно-параллельная.
  2. Параллельная.
  3. Последовательная — асинхронная.
  4. Последовательная (фазированная).
  5. Центральная (моновпрыск).

Система безопасности отключит подачу газа и перейдет на бензин, в одном из случаев: если топливо в баллоне закончится, датчик температуры или давления откажет в работе, будет обнаружена утечка давления в рабочей магистрали, выйдет из строя газовый инжектор, снизится напряжение в бортовой сети или остановится двигатель.

Комплектация. В комплект ГБО ALPHA входят такие элементы: электроника, форсунки, редуктор, фильтр тонкой очистки газа, изолента, универсальный кабель отключения форсунок, предохранитель, колодка предохранителя, клеммы, пластиковые хомуты, ложементы для баллона, газовый баллон 50 л. 300х798 мм, лента крепления и уголок, заправочное устройство, мультиклапанный набор, гофрированный шланг 2 м, вентиляционная камера, медные трубки 2 и 6 м, саморезы-прессшайбы, скоба крепления медной трубки, шланги 5,12 и 16 мм, тройник тосола и комплект хомутов.

Срок службы. Гарантийный срок службы — 2 года.

  1. Бесплатный гарантийный ремонт без проблем.
  2. Плавное переключение газ/бензин.
  3. Тихая работа.
  1. Платная компьютерная программа.

gbo OMVL

Описание. Разработкой ГБО компания начала заниматься еще в 1980-ом году. Активное расширение ассортимента началось в 2010 году.

Продукция поставляется не только на европейский рынок, но также в страны Северной Америки, Азии и в Аргентину. Кроме того, установки OMVL отправляются на конвейеры известных автопроизводителей: Toyota, Peugeot, Hуundai, Citroen, Volkswagen.

Качество установок соответствует европейским и международным требованиям. Все элементы газового оборудования производитель проектирует самостоятельно.

Примечательно, что в установках OMVL используется вакуумный редуктор. Самым популярным стало 4-е поколение ГБО для инжекторных двигателей. Они представлены линейками OMVL Saver и OMVL Dream XXI. Комплектующие к системам могут продаваться под маркой REGO.

OMVL поддерживает переход на более экологичное горючее. Оборудование бренда работает на сжиженном нефтяном газе (пропан-бутане) и природном метане. Производитель разрабатывает надежные LNG-системы для легковых и грузовых машин.

Компактный комплект OMVL New DREAM-4 obd вмещается в плотном подкапотном пространстве и работает на 4-цилиндровых двигателях. Контроллер DREAM отвечает за регулировку показателей впрыска в форсунки и распределение газовой смеси в моторе.

Комплектация. Комплект ГБО включает в себя блок управления с программой, связывающейся со штатным компьютером, датчики температуры и давления, провода, клеммы, штуцера, инструкцию, электромагнитный мультиклапан, дополнительные клапаны, баллон, редуктор.

Срок службы. Гарантийный эксплуатационный срок — 100 000 км пробега или 3 года.

  1. Длительный срок эксплуатации без ремонта.
  2. Бесперебойная работа.
  3. Низкий расход топлива.
  1. Выход из строя из-за некачественного топлива.

Какое ГБО лучше купить

Перед автовладельцем, который хочет установить газовое оборудование, открывается две возможности: приобрести полностью готовый комплект или выбрать универсальный.

Первый вариант надежен, так как каждый элемент установки разрабатывался одним производителем. Все компоненты изначально проектировались для работы друг с другом, поэтому выполнять свои функции они будут корректно.

Единственным недостатком является более дорогая стоимость, по сравнению с универсальными системами.

Универсальная установка подходит под большинство известных редукторов и форсунок. Но на мастера ложится очень большая ответственность правильного подбора комплектующих и их грамотной настройки.

Какую бы систему вы не выбрали, обратите внимание на состояние каждой комплектующей.

Редуктор

Отвечает за испарение газа и поддержку рабочего давления. Из полезных функций, которыми могут дополнятся редукторы, стоит упомянуть встроенный защитный клапан и фильтр жидкой фазы горючего.

Клапан для дозировки газа должен быть выполнен по рычажной схеме — это положительно скажется на дозировке и способности перерабатывать топливо с примесями.

Форсунки

Дозируют газ. Если форсунки облечены в пластиковый корпус, они не будут зависимыми от температуры. Такие компоненты могут работать с электроникой, не учитывающей температуру форсунок.

Мультиклапан

Обратите внимание на наличие мультиклапана в ГБО. Именно он отвечает за безопасность, препятствуя возникновению пожара. В случае обрыва газопровода или аварийной ситуации, клапан прекращает подачу газа.

Баллон

Проверьте резервуар на целостность. На нем не должно быть сколов и деформаций.

Ни в коем случае нельзя устанавливать б/у баллоны.

Источник Источник https://www.kolesa.ru/article/111-technosphere-propane-2006-12-20
Источник Источник https://znaiauto.ru/rating/luchshie-gbo

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *