Советские электромобили: ВАЗ-2801, УАЗ 451ми и еще 5 электрических машин из СССР — Шаг за шагом

Советские электромобили: ВАЗ-2801, УАЗ 451ми и еще 5 электрических машин из СССР

Первые советские электромобили начали разрабатываться промышленностью СССР еще до войны, например уже в 1935 году был создан электрический автомобиль на базе ГАЗ-А. В том же 1935 году на платформе грузовика ЗИС-5 был собран экспериментальный электромобиль грузоподъёмностью 1800 кг и запасом хода в 60 км при массе аккумуляторов 1400 кг.

А уже после войны проектирование и строительство советских электромобилей вышло на новый уровень! В 1946 году в НАМИ (Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт) начались работы по созданию легкового электротранспорта для нужд народного хозяйства и уже к 1948 году этим институтом было изготовлено несколько опытных электромобилей.

Электромобили НАМИ-750 и НАМИ-751

Советские электромобили НАМИ-750 и НАМИ-751

К концу 40х годов институтом НАМИ были разработаны два экспериментальных электромобиля НАМИ-750 (грузоподъемностью 500 кг) и НАМИ-751 (грузоподъемностью 1500 кг), несколько опытных образцов этих советских электромобилей были изготовлены на львовском автобусном заводе (ЛАЗ) и эксплуатировались с 1952 до 1958 годы в Ленинграде и Москве, как транспорт для перевозки почты.

Компоновка электромобиля НАМИ-750

Компоновка электромобиля НАМИ-750

Конструкция НАМИ-750 и НАМИ-751 была довольно революционной для своего времени: каркас кузова был сделан из алюминиевых профилей, рама изготовлена в виде пространственной фермы, колёса приводились в движение двумя электродвигателями (мощностью 2х2,85 кВт в НАМИ-750 и 2х4,0 кВт в НАМИ-751) через редукторы (по одному на колесо без дифференциала). На электромобилях НАМИ могли использоваться как обычные свинцовые аккумуляторы, так и железо-никелевые АКБ. Запас хода этих электромобилей составлял 55-70 км, а максимальная скорость всего 30-36 км/ч.

Опытные образцы электромобиля НАМИ-751

Опытные образцы электромобиля НАМИ-751

В конце 50х годов в НАМИ были разработаны новые модели электромобилей, с улучшенными характеристиками запаса хода, но и они не пошли в серийное производство.

Электрический внедорожник УАЗ 451ми

Электрический внедорожник УАЗ 451ми

Советский электрический внедорожник УАЗ 451ми

Уже в 70-е годы в СССР автомобильным инженерам удалось добиться значительных успехов в создании электромобилей, так в 1978 году серийно начал выпускаться электрический внедорожник УАЗ 451ми, который был оснащен электродвигателем переменного тока и имел зарядное устройство прямо на борту, что позволяло осуществлять его зарядку от любой электросети с напряжением 220 вольт.

В 1978 году на международной автомобильной выставке в Филадельфии советский электрический УАЗ оказался единственным в своё роде, работающим на переменном токе, хотя в наше время эту технологию применяют практически все электромобили. Грузоподъемность этого автомобиля на электротяге составляла 500 кг, при общей массе 2 400 килограмм.

Советский электромобиль УАЗ-3801

Советский электромобиль УАЗ-3801

Электромобиль на переменном токе УАЗ-3801

В 1977-1981 годах совместно с НПП «Квант» Ульяновским автозаводом был разработан новый электрический УАЗ, получившись шифр УАЗ-3801. Опытная партия из 30 электромобилей УАЗ-3801 была направлена в 1981 году на 34-й автокомбинат в Москву.

Аккумуляторные батареи внутри УАЗ-3801

Новый электрический УАЗ обладал грузоподъемностью до 800 кг, и максимальной скоростью в 70 км/ч при запасе хода 70-75 км. Масса аккумуляторных батарей внутри УАЗ-3801 составляла 680 кг. Всего было произведено 65 единиц этих электрических «буханок», как называли УАЗы в народе в советское время.

Технические характеристики электромобиля УАЗ-3801

  • Максимальная скорость — 70 км/ч;
  • Грузоподъемность — 800 кг;
  • Запас хода — 75 км.

Советский электромобиль ЗАЗ-968 ЗМИ Электро

Советский электромобиль ЗАЗ-968 ЗМИ Электро

Советский электромобиль ЗАЗ-968 Электро Запорожского машиностроительного института

Первым советским легковым автомобилем стал электрический ЗАЗ-968 ЗМИ, построенный в 1973 году на Запорожском автомобильном заводе совместно со специалистами Запорожского машиностроительного института под руководством ассистента кафедры электрических машин В. Б. Павлова.

Технические характеристики электромобиля ЗАЗ-ЗМИ Электро

  • Максимальная скорость — 60 км/ч;
  • Грузоподъемность — до 100 кг;
  • Запас хода — 100 км.

Электрический «Запорожец» был создан на базе стандартной модели 968 и оснащался электромотором на 4 кВт, который питала АКБ массой почти 400 кг, при этом его максимальная скорость составляла 60 км/ч, а запас хода около 100 км, что довольно много для начала 70х годов. На всесоюзной выставке ВДНХ в 1974 году электромобиль ЗАЗ-968 ЗМИ получил бронзовую медаль. Отдельно была удостоена серебряной наградой электроника управления электрическим Запорожцем, в которой было применен импульсный полупроводниковый преобразователь, который позволял производить автоматическое рекуперативное торможение с подзарядкой аккумуляторных батарей.

Советский электрический микроавтобус РАФ-2204

Советский электрический микроавтобус РАФ-2204

Советский электрический микроавтобус РАФ-2204, было построено 2 опытных образца

Первым советским электрическим микроавтобусом стал РАФ-2204, построенный на базе переднеприводного РАФ-2203 в 1976 году. Данный электромобиль оснащался электромотором мощностью 23 кВт и развивал скорость до 60 км/ч. Электрический микроавтобус РАФ-2204 вмешал 8 пассажиров + водителя и имел запас ход на одной зарядке — 70 километров, масса его аккумуляторных батарей составляла 630 кг. Использовался в Москве во время проведения Летних Олимпийских игр 1980 года, при этом некоторые микроавтобусы РАФ-2204 были оснащены солнечными панелями, что позволяло увеличить запас хода.

Характеристики электрического микроавтобуса РАФ-2204

  • Максимальная скорость — 60 км/ч;
  • Число пассажиров — 8 человек (+ водитель);
  • Запас хода — 70 км.

Во время московской Олимпиады в 1980 году использовались также и другие электрические микроавтобусы РАФ — модели 2204, эти электромобили применялись в ходе соревнований по спортивной ходьбе и марафонскому бегу, чтобы не отвлекать олимпийцев шумом и не загрязнять воздух выхлопными газами. В салоне у РАФ-22040 были установлены поворотные сиденья, он был оборудован откидным столом и холодильником.

Советский электрический микроавтобус РАФ-2210

Советский электрический микроавтобус РАФ-2210

Советский электрический микроавтобус РАФ-2210, 1982 год

В 1982 году на Рижской автобусной фабрике был создан новый электрический микроавтобус с индексом РАФ-2210, он был выпущен в нескольких опытных образцах и применялся в качестве маршрутного такси в Риге и в Москве.

Советский электромобиль ВАЗ-2801

Советский электромобиль ВАЗ-2801

Лидером по числу электромобилей в СССР безусловно является ВАЗ! Именно в Тольятти на Волжском Автомобильном Заводе с 1975 года выпускались небольшими сериями экспериментальные легковые электромобили. Так на базе ВАЗ-2102 впервые были в 1975 году были изготовлены 2 опытных образца электромобилей с кузовом фургон, которым был присвоен индекс 21029.

После череды тестов и испытаний этих двух прототипов была выпущена серия из 47 легковых электрических автомобилей, получивших шифр ВАЗ-2801, которые отправились в разные области СССР, в том числе в Москву, на ряд предприятий УССР (в Киев и Запорожье), а часть электромобилей эксплуатировалась непосредственно на Волжском автозаводе.

Электромобиль ВАЗ-2801, вид сзади

Электромобиль ВАЗ-2801, вид сзади, боковые и задняя двери открыты

Советский электромобиль ВАЗ-2801 представлял собой двухместный фургон, у которого отсутствовали боковые двери, а доступ к отсеку с аккумуляторными батареями осуществлялся через технологический люк с правой стороны. При этом у модели был полноценный багажный отдел, доступ к которому был через заднюю дверь.

Аккумуляторный отсек электромобиля ВАЗ 2801Вырезка из журнала За рулем №7 1984 года Масса никель-цинковых аккумуляторных батарей ВАЗ-2801 составляла 380 килограмм при общей емкости 125 А·ч, которой хватало на 110 км запаса хода при скорости 40 км/ч по трассе, а при движении по городу — 80 км. Мощность электродвигателя составляла 25 кВт позволяла развивать максимальную скорость в 87 км/ч. Общая масса электромобиля составляла 1615 кг, что было на 600 килограмм тяжелее чем стандартная масса универсала 2102, на базе которого и производился ВАЗ-2801, при этом грузоподъемность этой легковушки составляла 240 кг. Электромобиль ВАЗ-2801 на выставке Автопром СССР 84ВАЗ-2801 на выставке Автопром 1984, СССР

Характеристики электромобиля ВАЗ 2801

  • Максимальная скорость — 87 км/ч;
  • Число пассажиров — водитель + пассажир;
  • Грузоподъемность — 240 кг;
  • Запас хода — 110 км.

Несмотря на ограниченный тираж серии этих советских электромобилей со времен СССР сохранились экземпляры, которые до сих пор на ходу и даже не потеряли свой товарный вид.

Советский электромобиль ВАЗ-2801 в Крыму

Советский электромобиль ВАЗ-2801 в Крыму / @ Лосевский К.А. mib55.livejournal.com

Экспериментальные электромобили ВАЗ

Но одной моделью ВАЗ не ограничился! Воодушевившись результатами первых экспериментальных электромобилей на автозаводе в Тольятти выпустили несколько прототипов и опытных образцов автомобилей на электрической тяге.

Электромобиль ВАЗ 2802-01 с одноместной кабиной

Электромобиль ВАЗ 2802-01, СССР, 1979

Электромобиль ВАЗ 2802-01 с одноместной кабиной

Бортовая модификация ВАЗ-2802-01 с одноместной кабиной, разработанная в 1979 году. Грузоподъёмность этого электромобиля составляла 450 кг, запас хода при скорости 40 км/ч — 130 км. Время разгона до скорости в 60 км/ч составлял 15 сек. Максимальная скорость 70 км/ч. Несущие части и кабина этого электрического автомобиля были изготовлены из алюминия.

Характеристики электромобиля ВАЗ 2802-01

  • Максимальная скорость — 70 км/ч;
  • Грузоподъемность — 450 кг;
  • Запас хода — 130 км.

Электромобиль ВАЗ 2802-02 с двухместной кабиной

Советский электромобиль ВАЗ-2802-02, Пони

В 1980 году была создана версия ВАЗ-2802 с двухместной кабиной, которая получила шифр ВАЗ-2802-02. Кузов этой машины изначально был сделан из стеклопластика, а рама из стали. Ведущим конструктором этого электромобиля был М. Маркиев, а ведущим дизайнером — Г. Грабор. Это был электронный фургон вагонной компоновки, грузовой контейнер которого был легкосъёмным и крепился к раме четырьмя защёлками. После того как стальную раму заменили на алюминиевую — грузоподъёмность достигла 500 кг. Двигатель располагался впереди под кабиной, задние колеса были ведущими.

Характеристики электромобиля ВАЗ 2802-02

  • Максимальная скорость — 70 км/ч;
  • Грузоподъемность — 200 кг + 2 человека;
  • Запас хода — 120 км.

Электромобиль ВАЗ 2702-02

Советский электромобиль ВАЗ 2702-02

Советский электромобиль ВАЗ 2702-02, 1981 год

После работы над ВАЗ-2802 (01 и 02 версии) начались разработки усовершенствованного электромобиля, который обладал бы оптимальной компоновкой и развесовкой, для повышения его грузоподъемности. В итоге инженеры ВАЗа пришли к тому, что новый советский электромобиль ВАЗ 2702-02 стал полукапотным с задним приводом, в движение его приводил тяговый электродвигатель ПТ-125 мощностью 12 кВт, аккумуляторная батарея НЦ-125 весила 425 кг и размещалась в контейнерах под полом кузова. За счет применения алюминиевого сплава №1915 (Al+Zn+Mg) и использования пространственной рамы из труб удалось снизить её массу до 67 кг, сохранив высокую прочность. Предполагалось, что новый советский электромобиль ВАЗ-2702 будет работать в службах бытовых услуг, для чего обладал доступом внутрь кузова через заднюю и правую боковую двери-жалюзи, поднимающиеся вверх.

Характеристики электромобиля ВАЗ 2702-02

  • Максимальная скорость — 70 км/ч;
  • Грузоподъемность — 430 кг + 2 человека;
  • Запас хода — 135 км.

На этом развитие электротранспорта в СССР не остановилось, были наработки по созданию электрической версии девятки (ВАЗ-2109Э), электрической внедорожной НИВЫ (ВАЗ-2131Э), и даже «Оку» планировалось сделать электрической (ВАЗ-1111Э)… но Советский Союз приказал долго жить, и для отечественного автопрома настали худшие времена, так что в борьбе за выживание предприятий места полету инженерной мысли оставалось мало.

История советских кассетников (часть вторая): бум Walkman`ов, гаджет для КГБ и магнитофоны-конструкторы

Продолжаем рассказывать о советских портативных кассетных магнитофонах. С первой частью материала можно ознакомиться здесь. Пришло время устройств с компактным форм-фактором, которые традиционно считаются наследниками легендарного SONY Walkman. Удивительно, но за сравнительно короткий период советская промышленность разработала внушительное количество устройств такого рода, многие из которых стали настоящими хитами среди советской молодежи 80-х.

Советские электромобили: ВАЗ-2801, УАЗ 451ми и еще 5 электрических машин из СССР - Шаг за шагом

Для меня этот пост еще и повод поностальгировать. Моим первым аудиогаджетом в жизни был портативный магнитофон “Электроника-331-стерео”, который появился в семье не на много позже меня, впоследствии это же устройство я использовал вместе со своим первым компьютером ZX-Spectrum. Именно благодаря ему я стал интересоваться музыкой, а впервые сломав и пытаясь починить узнал, что в советские магнитофоны ставят японские двигатели.

Советский плеерный бум

И в 80-е Союз опять отставал от развитых стран по магнитофонам на 6 — 7 лет. Но, к чести отвечавших за планирование лиц, отставание в портативном магнитофоностроении сокращалось достаточно быстро, в ассортиментном отношении даже быстрее, чем на прочих “фронтах электроакустического фронта”. Как известно, первый массовый кассетный плеер Sony Walkman TPS-L2 появился в 1979 году. Так осенью 1984-го года вышел советский аналог — кассетный плеер или, как в то время дословно переводили, кассетный проигрыватель «Электроника-Микроконцерт-Стерео».

Советские электромобили: ВАЗ-2801, УАЗ 451ми и еще 5 электрических машин из СССР - Шаг за шагом

Новинку выпускал Зеленоградский “ТочМаш”. Неудивительно, что плеер скопировали, что в 80-х было даже более распространенной практикой разработки, чем до их начала. В качестве прототипа была выбрана одна из модификаций Sony Walkman TPS-L2. Как и в предыдущих случаях наглого плагиата (зачеркнуть) умелого копирования, полностью слизали только механическую часть, т.е. лентопротяг. С электроникой возникли проблемы, ввиду отсутствия в стране советов подходящих микросхем.

Советские электромобили: ВАЗ-2801, УАЗ 451ми и еще 5 электрических машин из СССР - Шаг за шагом

Так первый советский плеер получил электронную начинку на рассыпухе, в качестве основы были использованы кремниевые транзисторы КТ3129 и КТ3130. К 1988 была разработана микросхема КФ1407УД1, что позволило оснастить устройство с возможностью записи, и перевести его в класс компактных магнитофонов.

С устройством много экспериментировали, например, в 1985-м облачили в металлический корпус, предвосхитив таким образом тренд середины девяностых. Однако, выпустив небольшую серию, вернулись к пластмассе, осознав экономическую нецелесообразность такого решения. Ещё одной характерной особенностью модели, которой не было в японском родственнике, стал встроенный микрофон высокой чувствительности, который появился задолго до того, как устройство оснастили функцией записи. Микрофон выполнял функцию слухового аппарата, причем мог делать это даже в момент воспроизведения.

Советские электромобили: ВАЗ-2801, УАЗ 451ми и еще 5 электрических машин из СССР - Шаг за шагом

Технологии и решения, отработанные на «Электроника-Микроконцерт-Стерео», дали возможность создать целый ряд других проигрывателей. Так в 1985-м году появилась целая линейка плееров «Электроника-П», который выпускался на Нововоронежском заводе «Алиот». Базовой моделью стал »Электроника П-401С», который был классическим трехкнопочником с перемоткой в одну сторону, который был способен работать 3 часа от четырех батарей типа АА.

Советские электромобили: ВАЗ-2801, УАЗ 451ми и еще 5 электрических машин из СССР - Шаг за шагом

Его характеристики практически не отличались от советского первенца и были следующими:

В дальнейшем на его основе был выпущен еще более упрощенный эконом-вариант с моно звуком, а также экспериментальная партия компактных магнитол с УКВ-приемником.

Советские электромобили: ВАЗ-2801, УАЗ 451ми и еще 5 электрических машин из СССР - Шаг за шагом

Отдельного упоминания, на мой взгляд, заслуживает плеер «Квазар П-405С», который с 1988 года серийно выпускался Ленинградским ПО им. М.И.Калинина. Этот плеер отличался оригинальным дизайном и обладал сравнительно неплохими характеристиками по сравнению с прочими собратьями из Страны Советов, например, расширенным частотным диапазоном, который составлял 63 — 12500 Гц.

Советские электромобили: ВАЗ-2801, УАЗ 451ми и еще 5 электрических машин из СССР - Шаг за шагом

Также отдельного упоминания заслуживает смелая разработка Запорожского завода «Искра» НТ-Р-91. Проект совмещал небольшую активную акустическую систему и плеер. По неизвестным причинам устройство не пошло в серию, но идея была очень оригинальна для 80-х. Форм-фактор АС близок тому, что начали создавать в качестве мультимедийных колонок для компьютера в конце 90-х — начале 2000-х.

Советские электромобили: ВАЗ-2801, УАЗ 451ми и еще 5 электрических машин из СССР - Шаг за шагом

Догнать и перегнать “Электроника-331-стерео»

К 1985-му были реализованы разработки устройств, также копирующие японские аналоги, при этом обладающие расширенным функционалом. Это были компактные (мобильные) магнитофоны. Прообразом для легендарной советской техники послужил не менее легендарный Sony TCS-310.

Первым таким магнитофоном советского производства стал “Электроника-331-стерео», который в порядке эксперимента выпускался небольшими сериями с 1986 по 1989 годы на Нововоронежском предприятии «Алиот».

Именно этот портативный магнитофон стал одним из первых в моей жизни звуковоспроизводящим устройством, наряду с одним из советских проигрывателей. Что характерно, “Электроника-331-стерео» была оборудована двигателем и магнитными головками фирмы, а также платой РЧВ, от компании SONY.

Советские электромобили: ВАЗ-2801, УАЗ 451ми и еще 5 электрических машин из СССР - Шаг за шагом

Советские электромобили: ВАЗ-2801, УАЗ 451ми и еще 5 электрических машин из СССР - Шаг за шагом

И, несмотря на массу преимуществ, отличалась крайней энергопрожорливостью, склонностью к зажевыванию ленты, а также тем, что большинство ремонтных мастерских отказывались осуществлять её ремонт ввиду конструктивной сложности лентопротяжного механизма.

Характеристики устройства сегодня могут показаться посредственными, но для СССР в 1985-м году да еще с новым форм-фактором — они как минимум впечатляли пользователей: Благо дизайнеры SONY основательно потрудились при создании оригинала.

Советские электромобили: ВАЗ-2801, УАЗ 451ми и еще 5 электрических машин из СССР - Шаг за шагом

Розничная цена таких наушников вне комплекта составляла 20 рублей.

Полный комплект “Электроника-331-стерео» можно было приобрести за 190 рублей, при этом магнитофон был относительной редкостью, как и многое другое в Советской Стране 1980-х годов, его приходилось ”доставать”.

Убийца флагмана и гаджет для КГБ

Ещё через год появился более упрощенный “народный” вариант советского магнитофона «Электроника-стерео» (мини-стерео), выпуск которого ориентировочно стартовал в 1986 году на том же заводе «Алиот». Его характеристики не очень сильно отличались от “Электроника-331-стерео», при этом был упрощен дизайн устройства, использованы более демократичные материалы.

Советские электромобили: ВАЗ-2801, УАЗ 451ми и еще 5 электрических машин из СССР - Шаг за шагом

Выглядел он страшнее, так как, вероятно был собственной разработкой предприятия. Он унаследовал не все болезни 331-го, ибо был конструктивно проще, от того ремонтопригоднее. По всему выходило, что «Электроника-стерео» более приспособлены к эксплуатации в суровых условиях советской действительности, чем копия именитого японца.

Характеристики устройства были следующими:

Интересно, что устройство на базе “Электроника-стерео” в 1990-м году был разработан специализированный магнитофон для спецслужб, пафосно названный “Устройство консервации информации «Язь-0».

Советские электромобили: ВАЗ-2801, УАЗ 451ми и еще 5 электрических машин из СССР - Шаг за шагом

Этот магнитофон отличался от «Электроника-стерео» только тем, что был оборудован двумя скоростями, а соответственно, имел 2 диапазона рабочих частот: 200 — 5000 Гц и 200 — 10000 Гц.

Советские электромобили: ВАЗ-2801, УАЗ 451ми и еще 5 электрических машин из СССР - Шаг за шагом

Как “Электроника-стерео”, так и её КГБ-шный клон оснащались, вероятно, первыми в СССР наушниками типа “владыш”, в терминологии тех лет микроминиатюрными стереофоническими головными телефонами ТДС-20. Традиционно для советских наушников они были не слишком эргономичны, но отличались вполне пристойным звуком:

Советские электромобили: ВАЗ-2801, УАЗ 451ми и еще 5 электрических машин из СССР - Шаг за шагом

Развитие и эксперименты

Логическим продолжением экспериментальной “Электроника-331-стерео» стала модификация с названием «Электроника М-332С», которая практически не отличалась от предшественника внешне, при этом был избавлен от детских болезней при сохранении всех значимых для качества характеристик. Магнитофон поступил в продажу в 1989-м году.

Советские электромобили: ВАЗ-2801, УАЗ 451ми и еще 5 электрических машин из СССР - Шаг за шагом

Как понятно из фото он являлся усовершенствованной копией Sony TCS-310.

Советские электромобили: ВАЗ-2801, УАЗ 451ми и еще 5 электрических машин из СССР - Шаг за шагом

Отдельного внимания заслуживает одна из его модификаций «Электроника М-334С» (кенгуру), которая, как и прочие, выпускалась Нововоронежским заводом «Алиот». Модульное устройство состояло из собственно магнитофона, модуля звукоусиления и питания, а также пассивной акустической системы.

Советские электромобили: ВАЗ-2801, УАЗ 451ми и еще 5 электрических машин из СССР - Шаг за шагом

Для упрощенной дифференциации модульное устройство получило обозначение «Электроника М-334С”. Считается, что этот модульный магнитофон был одним из лучших в СССР. К сожалению, ввиду крайне ограниченной партии, сведений об этом устройстве осталось мало и проверить это тяжело.

Советские электромобили: ВАЗ-2801, УАЗ 451ми и еще 5 электрических машин из СССР - Шаг за шагом

Было и множество других модульных экспериментов. Кроме уже упомянутой “Весны”, внимания заслуживает модульный магнитофон-проигрыватель „Амфитон МС“.

Советские электромобили: ВАЗ-2801, УАЗ 451ми и еще 5 электрических машин из СССР - Шаг за шагом

Там была воплощена идея совмещения модулей компактного плеера, активной акустической системы и блока питания. Устройство было разработано Омским ЭТЗ Карла Маркса, где серийно выпускалось с 1987-го года.

Советские электромобили: ВАЗ-2801, УАЗ 451ми и еще 5 электрических машин из СССР - Шаг за шагом

Он стал первым модульным серийным советским магнитофоном. Данных о количестве выпущенных устройств нет, но о популярности модульной системы легко судить по количеству предприятий, которые их выпускали:

Омский ЭТЗ Карла Маркса,
Ленинградский завод „Новатор“,
Львовский завод имени Ленина,
Саратовский завод точной электромеханики
Каменец-Подольский завод „Электроприбор“ имени 60-летия СССР.

Характеристики устройства были вполне приемлемыми для советской техники того периода:

Большим достоинством системы было время автономной работы, так плеер выдерживал до 4-х часов при работе от шести аккумуляторов Д-0,25, а система в сборе до 10 ч при работе от батарей типа 343. С 1988-го года несколько измененным дизайном эта модульная система выпускалась всё тем же Омским ЭТЗ имени Карла Маркса под названием „Сатурн-401С“.

Советские электромобили: ВАЗ-2801, УАЗ 451ми и еще 5 электрических машин из СССР - Шаг за шагом

Закапываясь в тему советского магнитофоностроения, я начал понимать, что едва обойдусь четырьмя материалами, в силу того, что кассетников, достойных того, чтобы о них писать в СССР, создавали достаточно много. Бум разработки и производства компактных кассетников сошел на нет после развала Союза, главным образом в связи с последующим развалом или перепрофилированием предприятий. Всего за короткий период до 1991-го года было разработано более 50 моделей компактных плееров и магнитофонов, около половины из которых выпускались серийно.

После 1991-го известно всего около 10 моделей этих классов, причем большинство из них лишь внедрялись в серию в 90-е, а основные этапы разработки были преодолены до 91-го года. Последним отечественным плеером принято считать кассетный проигрыватель „Россия КП-708“, который увидел свет в 2000-м году. Двигатели почти всех советских плееров были японские, позже китайские и малайзийские, внушительная часть технических решений заимствовалась в Японии и на западе. Между тем, это была яркая и интересная страница в советском магнитофоностроении, а некоторые решения советских инженеров были не менее талантливыми, чем у забугорных соседей. Традиционно буду признателен за комментарии.

Использован фотоконтент:

Мы торгуем электроникой. В нашем каталоге представлен широкий ассортимент аудио и видео аппаратуры, аксессуаров, коммутации.

Источник Источник https://www.stepandstep.ru/avto/sovetskiye-elektromobili/
Источник https://habr.com/ru/company/pult/blog/442526/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: