Что такое торможение двигателем и чем оно опасно для автомобиля | The Robot

Что такое торможение двигателем и чем оно опасно для автомобиля

Что такое торможение двигателем и чем оно опасно для автомобиля

Существуют различные варианты торможения и сюда относится не только стандартное и понятное использование педалей. Также вполне возможно и тормозить при помощи двигателя и опытные автомобилисты знают данную возможность, которой иногда пользуются.

Тем не менее, тормозить двигателем не всегда полезно для «организма» вашего авто, также как не всегда полезно для вашего организма пить, к примеру, энергетические напитки, но иногда такими возможностями пользуются.

Следует только понять особенности торможения двигателем и осознавать в чем отличие подобного торможения от стандартного варианта. В частности оценивать возможный вред от торможения двигателем автомобиля.

  1. Суть торможения двигателем
  2. Полезность торможения двигателем
  3. Опасность торможения двигателем

Суть торможения двигателем

Внешне суть этого приема заключается в снятии ноги с педали газа, которое выполняется без выключения передачи. Проще говоря, если в стандартном варианте торможения используется отдельная педаль тормоза, то здесь используется снятие ноги с педали газа.

Что такое торможение двигателем и чем оно опасно для автомобиля

Когда требуется выполнить торможение на высоких передачах, в оптимальном варианте:

  • постепенно снижают передачу;
  • на низкой (1-2) передачи снимают ногу с газа;
  • при потребности дотормаживают ручником.

Обратите внимание. Резко снижать передачу, к примеру, с 1 до 4 не следует. Подобное чревато заносом и иными негативными эффектами.

Что такое торможение двигателем и чем оно опасно для автомобиля

На уровне работы автомобиля суть данного метода заключается в том, что вы плавно сбавляете обороты передачи вращения от двигателя к валу и колесам. Соответственно, выполняется в некоторой степени даже более естественный вариант торможения.

Полезность торможения двигателем

Так или иначе, этим приемом следует овладеть. Он может потребоваться для самых разных ситуаций. Двигателем иногда удобно тормозить и в штатном режиме, а также этот метод может потребоваться, когда отказывают тормоза либо в иных экстренных ситуациях.

Тем не менее, тут важно понять, что нужно именно уметь тормозить двигателем и постигнуть суть этого процесса. Мы не станем тут вдаваться в детали. Вкратце метод описан выше, а более подробно лучше узнавать его на практике и от опытного инструктора.

Что такое торможение двигателем и чем оно опасно для автомобиля

Опасность торможения двигателем

В целом этот способ считается достаточно безопасным и специалисты даже советуют периодически тормозить двигателем для того чтобы снижать износ тормозной системы. Тем не менее, как сказано выше, могут быть и отрицательные последствия.

Обратите внимание. Гололед, а также мокрая и скользкая дорога – не лучшие условия для торможения двигателем, которое останавливает ведущие колеса и они, соответственно, уходят в занос.

В частности, помимо возможности ухода в занос торможение двигателем дает большие траты масла и также способно повышать нагрузку на двигатель. Многое действительно зависит от умения использования метода и понимания, когда его лучше применять. При этом двигатель может оттормаживать автомобиль достаточно эффективно.

Лучше всего тормозить двигателем на 1-2 передаче. Если вы легко сбрасываете газ, то двигатель сам замедляет вращение валов и, соответственно, колес, после чего движение эффективно замедляется.

Торможение двигателем: плюсы и минусы

Говорят, что торможение двигателем снижает его ресурс. Так ли это? Разбираемся вместе с плюсами и минусами торможения двигателем.

Ещё с автошколы мы знаем, что торможение двигателем – исключительно правильная привычка, которая отлично выручает, скажем, на скользкой дороге, да и не только. Однако есть и мнение, что тормозить стоит исключительно на нейтрали, а замедление на передаче с отпущенной педалью газа для моторов исключительно вредно. Есть ли хоть какое-то основание у этих слухов? Будем разбираться.

Торможение двигателем: плюсы и минусы

Как происходит торможение двигателем?

Отчего вообще замедляется машина, если на ходу и на передаче отпустить педаль акселератора? Сказываются аэродинамические потери и потери на качение колес, трение в трансмиссии, но основным фактором будет именно торможение двигателем.

Многие водители не совсем верно представляют себе суть процесса. Механическое трение вовсе не является основным фактором, тормозящим автомобиль. Разве что на дизельных моторах, где нет дроссельной заслонки и рестриктора на выпуске, все замедление будет обусловлено внутренними потерями мотора и теплоотдачей сжимаемого воздуха.

Автомобильные новости со всего мира

Бензиновые двигатели создают тормозной момент в первую очередь за счет насосных потерь. При закрытой дроссельной заслонке мотор теряет много-много энергии в попытке перекачивать воздух своими поршнями, создавая разрежение во впускном коллекторе. А вот потери на сжатие-расширение воздуха тут как раз минимальны. Величина тормозного момента зависит в основном от оборотов двигателя и степени разрежения, которая регулируется дроссельной заслонкой.

Принудительный холостой ход

Давно прошли те времена, когда на холостом ходу у мотора “закидывало” свечи из-за подачи слишком разреженной смеси и втягивания масла в камеры сгорания. Сейчас расход масла больше 300-400 граммов на 1 000 км является поводом для капитального ремонта, а топливо при торможении двигателем не подается вообще, вплоть до самых малых оборотов. Сплошная польза и экономия.

Торможение двигателем: плюсы и минусы

Когда же нужна тяга, система управления двигателем моментально подаст топливо, без всяких провалов тяги. И совершенно ничего страшного с мотором, на первый взгляд, не происходит. Производители двигателей позаботились о том, чтобы этот режим работы двигателя не вызывал каких-то явных проблем.

РЕЖИМ ТОРМОЖЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ С ПРЕКРАЩЕНИЕМ ПОДАЧИ ТОПЛИВА ПОЛУЧИЛ НАЗВАНИЕ «ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ ХОЛОСТОЙ ХОД». ИМЕННО ЭТОТ РЕЖИМ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ПРИ ТОРМОЖЕНИИ ДВИГАТЕЛЕМ НА ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ МАШИНАХ.

Но все же скептики, которые говорят о травматичности такого режима, тоже правы. И вот почему.

Чем именно вредно торможение двигателем?

Начнем с простой и незаметной проблемы. Поршневая группа современных моторов скомпонована несимметрично. С целью снижения боковой нагрузки на поршень в ВМТ поршневой палец смещен относительно оси цилиндра, да и ось коленчатого вала не совпадает с осью цилиндров. При торможении двигателем вся эта асимметрия оборачивается против мотора.

Боковые нагрузки на поршень увеличиваются, и при том же модуле момента они будут даже выше, чем при рабочем ходе. Асимметрия подшипников скольжения коленчатого вала, шатунных головок и поршневого пальца тоже рассчитана на рабочий ход, а не торможение двигателем.

А ВСЕ ВМЕСТЕ ЭТО ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ТОРМОЗИТЬ МОТОРОМ НУЖНО АККУРАТНО, НЕ СОЗДАВАЯ СЛИШКОМ БОЛЬШОЙ ТОРМОЗНОЙ МОМЕНТ. МЕХАНИКА ПОПРОСТУ ПЛОХО ПЕРЕНОСИТ «ОБРАТНЫЕ» НАГРУЗКИ.

Повышенный износ клапанов двигателя, работающих без смазки бензином при длительных торможениях, сказывается несильно, тем более что температура клапанов в этот момент падает. Но на моторах, проходящих столь любимую мастерами «холодную обкатку», которая по сути не что иное как принудительный холостой ход, просто очень уж затянувшийся, седла клапанов изнашиваются на порядок интенсивнее, чем в реальной эксплуатации.

Торможение двигателем: плюсы и минусы

Как ни странно, и банальное разрежение во впускном коллекторе может вредить двигателю. В режиме торможения двигателем оно в полтора-два раза выше, чем при работе на холостом ходу. Соответственно, растут утечки через все уплотнения, увеличивается нагрузка на систему вентиляции картера. Разрежение внутри блока цилиндров при работающей без клапана системе вентиляции может привести к несанкционированному подсосу воздуха снаружи.

Особенно много хлопот доставляют изношенные сальники клапанов. При большом разрежении на впуске масло в жидком виде поступает прямо с распредвала во впускной коллектор. А не справляющийся с нагрузкой маслоотделитель добавляет еще сколько-то из картера. Масло тянет и через поршневую группу, прямо в цилиндры. При наличии турбины — еще и через нее.

Автомобильные новости со всего мира

Такая «пиковая» подача масла, особенно на уже изношенном моторе, приводит к появлению нагара на свечах, поломкам катализатора и закоксовыванию поршневых колец. Не говоря уже о выбросах в окружающую среду. И в довершение всего, перепады давления сказываются на ресурсе гибких элементов впуска — разнообразных трубок, клапанов и тому подобных элементов.

Попадание пыли и грязи из выпускного коллектора во впуск и непосредственно в цилиндры тоже на совести режима торможения двигателем. Особенно оно опасно, когда катализатор близко расположен к коллектору и активно крошится. А еще когда на выпуске присутствует много твердых частиц сажи, что характерно для режимов прогрева и нагрузочных режимов двигателей с непосредственным впрыском топлива.

В цилиндры вся пыль и грязь попадает из-за того, что у фаз газораспределения есть перекрытие. А значит, мотор хоть немного, но успевает втянуть воздуха из выпускного коллектора. При наличии клапана рециркуляции выхлопных газов (EGR) и его негерметичности, что бывает достаточно часто, пыль и грязь попадают непосредственно во впускной коллектор. Ну а любая грязь в цилиндрах — это повышенный износ и риск задиров, а также повреждения клапанов.

И последняя неприятность, которая грозит мотору в режиме принудительного холостого хода — это ударные нагрузки из-за резкого изменения частоты вращения коленчатого вала и перекрут. Иными словами, просто неаккуратное обращение со сцеплением и коробкой передач. Крутильные колебания в работающем двигателе всегда есть, но обычно они не опасны для самого мотора, а навесное оборудование защищено демпферными шкивами, муфтами свободного хода или другим образом.

НО ВСЕ МЕНЯЕТСЯ, ЕСЛИ ДВИГАТЕЛЕМ ТОРМОЗИТЬ. ПОДВОД МОМЕНТА СО СТОРОНЫ МАХОВИКА СОВСЕМ ИНАЧЕ НАГРУЖАЕТ КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ, В ТАКОМ РЕЖИМЕ ОН БОЛЕЕ УЯЗВИМ, К ТОМУ ЖЕ ОТБОР МОЩНОСТИ НА ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ГРМ ВСЕ РАВНО ИДЕТ НА ПЕРЕДНЕМ КОНЦЕ КОЛЕНВАЛА. НО КУДА НЕПРИЯТНЕЕ ДЛЯ МОТОРА ВОЗМОЖНЫЕ РЕЗКИЕ НАГРУЗКИ ОТ ТРАНСМИССИИ. А ВЕДЬ МОМЕНТЫ, ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ДВИГАТЕЛЬ, МОГУТ ОКАЗАТЬСЯ НА ПОРЯДОК ВЫШЕ, ЧЕМ КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ СОБСТВЕННО МОТОРА. ИМЕННО ТАК В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ И ЛОМАЮТ КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ, ПОВРЕЖДАЮТ ГРМ И ПЕРЕКРУЧИВАЮТ ЕГО НАМНОГО ВЫШЕ НОМИНАЛА.

Торможение двигателем: плюсы и минусы

От грубых ошибок в работе трансмиссией на режиме торможения нельзя подстраховаться. И даже АКП здесь, увы, не панацея — при поломках коробки ударные нагрузки не щадят и двигатель, хотя вряд ли они будут настолько велики, что поломают его сразу.

Итак, мы поняли, что слухи о вреде торможения двигателем вполне обоснованны, в особенности если у вас машина с пробегом “за 150”. Что не отменяет полезности техники торможения двигателем во имя безопасности движения. Если отказываться от этой полезной привычки не хочется, но при этом есть желание немного продлить жизнь двигателю, то что же делать? Осмелюсь дать несколько советов:

Источник Источник Источник https://the-robot.ru/sovety-avtolyubitelyam/chto-takoe-tormozhenie-dvigatelem-i-chem-ono-opasno-dlya-avtomobilya/
Источник Источник Источник Источник Источник Источник https://auto-mir24.ru/tormozhenie-dvigatelem-plyusy-i-minusy/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *