Содержание
Как правильно подобрать масло в двигатель
Вопрос о том, как выбрать масло для двигателя автомобиля правильно не является сложным. Период эксплуатации силовой установки во многом зависит от качества заливаемого масла. Замена смазочной жидкости зачастую становится задачей не только для начинающих автолюбителей. Необходимо рассмотреть типы масел и их характеристики. Это позволит сделать правильный выбор нужного масла двигателя.
Типы масел для двигателя
Смазка для силовой установки в автомобиль подбирается в соответствии с его техническими характеристиками. Существует несколько основных стандартов, которые определяют типы масел для двигателей. К ним относятся:
- Отечественный стандарт 17479-2015 для стран СНГ. Он определяет уровень вязкости масляного раствора при различных температурах силовой установки, а также время года, в котором смазка применяется.
- SAE является международным стандартом. Он определяет показатели вязкости и температуры использования масляных жидкостей.
- АРІ составлен американским нефтяным институтом. Он указывает смазочную жидкость, которая необходима для разных типов двигателей, в зависимости года их изготовления и параметров.
- АСЕА составлен ассоциацией автомобильных производителей Европы. Его требования аналогичны нормативам АРІ, но величины характеристик несколько жёстче.
Согласно стандартов, смазочная жидкость разделяется на типы по сезону применения и способу изготовления.
По сезону применения смазка может быть зимней, летней или всесезонной. В зависимости от присутствующих добавок и наполнителей, способу изготовления, смазка бывает минеральной, синтетической или полусинтетической.
Чтобы знать, как правильно выбрать моторное масло для автомобиля, рекомендуется ознакомиться с требованиями перечисленных стандартов и знать типы масел, которые заливаются в мотор.
Смазка на минеральной основе
Такой тип смазочной жидкости изготавливается из минерального продукта – нефти, которая перегоняется, дистиллируется и проходит процесс рафинации. В результате такой обработки получается три вида минеральной смазки:
- Парафиновая;
- Нафтеновая;
- Ароматическая.
Эти виды отличаются между собой наличием углеводов, из-за которых парафиновая смазка более приемлемая для производства масляной жидкости.
Преимуществами минералки являются:
- экологическая безопасность. Смазка имеет незначительное количество химических компонентов и вредных веществ;
- приспособляемость. Используя присадки, можно увеличит уровень вязкости масляного раствора, уменьшить количество вредных компонентов и облегчить моторный пуск;
- незначительная себестоимость и доступность. Можно выбрать в любом магазине автомобильных товаров по небольшой цене.
К минусам минеральной жидкости можно отнести несколько существенных показателей. Одним из них является то, что в конечном продукте находится значительное содержание серы, которая увеличивает окислительный процесс и плохо влияет на узлы и агрегаты пускового механизма. Вторым серьезным недостатком является низкая теплопроводность смазки. При высоких температурах масляная жидкость начинает подгорать и терять свои характеристики.
Для устранения недостатков, в минералку добавляют разные наполнители, повышающие устойчивость к коррозии, моющие и износостойкие показатели. Кроме этого, возможна подделка минералки в кустарных условиях.
Высокий уровень вязкости минеральной смазки позволяет успешно применять его на установках, работающих в тяжелых условиях и высоких нагрузках.
Синтетическая основа масла
Этот тип смазочного раствора вырабатывается из нефти, которая поддается органическому синтезу и перерабатывается до получения однородных молекул. Полученную базовую основу разбавляют добавками и присадками, которые повышают износостойкость, способствуют очистке силового агрегата, уменьшают выброс вредных веществ, снижают коррозию металлических деталей.
Изменяя процесс синтеза нефти, можно получить синтетические растворы, базой которых могут быть полиальфаолефины, гликоли, силиконы или сложные эфиры. Наиболее популярна синтетика на базе полиальфаолефинов. У нее хороший уровень вязкости, способствующий хорошему пуску силового агрегата в зимнее время. При эксплуатации в летнюю пору или высоких температурах такая синтетика защищает двигатель от перегрева.
К преимуществам синтетики можно отнести:
- Различные показатели вязкости, позволяющие применять смазочный материал в различных температурных условиях.
- Хорошая текучесть, позволяющая снизить трение деталей и расход топлива.
- Длительный период эксплуатации, который позволяет увеличить пробег машины и производить замену смазки при очередном техническом обслуживании.
- Высокие антикоррозийные и защитные показатели, моющие и очистные характеристики.
Существенным недостатком синтетики является ее себестоимость. Она обусловлена технологией производства материала.
Синтетическая масляная жидкость может использоваться в силовых установках любого назначения, работающих в любых условиях. Применение определенной марки синтетики для силового агрегата устанавливает производитель транспортного средства.
Полусинтетика и гидрокрекинг
Полусинтетический масляный раствор изготавливается в результате соединения минеральной и синтетической смазок. Пропорция соединения может быть различной, от 1 к 2 , до 2 к 1 минералки и синтетики. Если необходимо сделать полусинтетику самостоятельно, необходимо подбирать соотношение смазок, в зависимости от того, какой масляный раствор был в двигателе до этого, и в каких условиях происходила эксплуатация.
Гидрокрекинговая смазка отличается от других видов масляной жидкости. Процесс гидрокрекинга основан на технологии, при которой полученная минеральная смазка проходит гидроочистку и глубокую переработку. В результате такой процедуры, тяжелые атомы углеводорода распадаются под воздействием водорода и создают новую масляную базу с новыми смазочными характеристиками.
Полученная гидрокрекинговая смазка обладает показателями, которые значительно превосходят минеральную смазку, но несколько уступают синтетическому масляному раствору. Нужные показатели достигаются в результате наполнения гидрокрекинговой базы необходимыми добавками и присадками.
Добавки в масле
Добавки и присадки в автомасло необходимы для повышения периода эксплуатации силовой установки и ее узлов.
Масляные добавки классифицируются по виду и по группам. По виду добавки и присадки делятся на:
- Противодымные.
- Очищающие.
- Износостойкие.
- Противоокислительные.
- Восстановительные.
- Антисгущающие антифризы).
- Сгущающие.
- Противозадирные.
- Антифрикционные.
По группам добавки и присадки разделяются на:
- Изготовленные на плакирующей базе, позволяющей создать защитный слой в трущихся местах.
- Выполненные на минеральной базе, восстанавливающей металлическое покрытие.
- Произведенные их хлорпарафиновых и полиэфирных компонентов, преобразующих и удаляющих вредные отложения.
Правильно подобрать добавки в масляную жидкость можно в лабораторных условиях. По этому, выбирать смазку с присадками рекомендуется в соответствии с маркировкой на упаковке.
Подбор масла по классификации
Отечественная и зарубежная классификация смазочных растворов поможет разобраться, как правильно выбрать масло для двигателя.
- Отечественный стандарт 17479.1-2015.
Согласно документа, разделение смазочных материалов проводится по вязкости и назначению. Вязкостный показатель обозначается цифрой, к зимнему показателю добавляется литера «З».
По назначению смазки для двигателей разделяются на категории, исходя из рабочего состояния пускового механизма. Каждый тип смазочного раствора обозначается соответствующей литерой:
- Обычные пусковые механизмы, работающие на бензине или дизельном топливе. Обозначаются литерой «А».
- Низко форсированные пусковики, работающие на бензине или дизельном топливе. Обозначаются литерой «Б1» — для бензиновых, «Б2» — для дизельных.
- Средне форсированные пусковики, работающие на бензине или дизельном топливе. Обозначаются литерой «В1» — для бензиновых, «В2» — для дизельных.
- Высоко форсированные пусковые агрегаты, работающие на бензине или дизельном топливе в любых условиях окружающей среды. Обозначаются литерой «Г1, Д1» — для бензиновых, «Г2, Д2» — для дизелей, «Е1, Е2» – для бензиновых и дизелей, у которых условия работы тяжелее, чем у Д1 и Д2.
Смазочная жидкость имеет буквенно-цифровое значение. Если на упаковке стоит марка М-4 з/ 10 Б1, то расшифровка будет означать, что М – масло, класс вязкости 4 для зимней эксплуатации, класс вязкости 10 для летней эксплуатации, применяется для малофорсированной бензиновой пусковой установки. Данный тип смазки сопоставим с европейским SАЕ аналогом 10w/30.
Стандарт SАЕ
Цифровое обозначение определяет наибольшую температуру, при которой масляный раствор сохраняет свои характеристики. Например, SАЕ 40 может заливаться при нагреве пусковика не выше +40 градусов. Добавление буквы W обозначает, что это смазка применяется в зимнее время. Например, 15 W. Двойное обозначение, к примеру, 10W/20, обозначает, что это двигательная смазка является всесезонной. В первой половине дроби значение для эксплуатации зимой, во второй – для летнего применения.
Соответствие параметров вязкости и температур между отечественным и SАЕ стандартами
Класс вязкости в странах СНГ | Уровень вязкости при -18С | Параметры вязкости при +100С | Классификация SАЕ | |
минимум | максимум | |||
3з | 1200 | 3.8 | 5w | |
4з | 2500 | 4.1 | 10w | |
5з | 6100 | 5.6 | 15w | |
6з | 10500 | 20w | ||
6 | 7.0 | 20 | ||
8 | 7.0 | 9.5 | 20 | |
10 | 9.5 | 11.5 | 30 | |
12 | 11.5 | 13.0 | 30 | |
14 | 13.0 | 15.0 | 40 | |
16 | 15.0 | 18.0 | 40 | |
20 | 18.0 | 23.0 | 50 | |
3з/8 | 1200 | 7.0 | 9.5 | 5w/20 |
4з/6 | 2500 | 5.5 | 7.0 | 10w/20 |
4з/8 | 7.0 | 9.5 | ||
4з/10 | 9.5 | 11.5 | 10w/30 | |
5з/10 | 6100 | |||
5з/12 | 11.5 | 13.0 | ||
5з/14 | 13.0 | 15.0 | 15w/40 | |
6з/10 | 10500 | 9.5 | 11.5 | 20w/30 |
6з/14 | 13.0 | 15.0 | ||
6з/16 | 15.0 | 18.0 |
Стандарт API
Обозначается двумя буквами, к примеру, SН или СD. Если в паре первая буква S (Сервис), то это смазка в бензиновый движок. Смазочная жидкость с первой буквой С (Комершил) в маркировке, применима для дизельного агрегата. Уровень качества масла определяется второй буквой в маркировке. Чем ниже буква в алфавите, тем ниже качественные показатели масляного раствора. Если применяется двойная маркировка, например SН/СD, то это комбинированная масляная жидкость, которая может заливаться в систему смазки бензиновой или дизельной силовой установки.
Стандарт API по маркировке и году выпуска масла обобщен в таблице:
Год выпуска | Масляный раствор для дизельного силового агрегата | Масляный раствор для бензинового силового агрегата | ||
марка | применение | марка | применение | |
1972 | СD-2 | моторы с турбонаддувом, топливо с большим количеством серы. | SF | моторы выпуска 1973 года. |
1983 | СЕ | моторы с турбонаддувом выпуска 1983 года. | ||
1990 | СF-4 | моторы с турбонаддувом выпуска 1990 года. | SG | моторы 1990 года выпуска, работающие в тяжелых условиях. |
1994 | СF | моторы с турбонаддувом выпуска 1994 года. | SН | моторы 1994 года выпуска, работающие в тяжелых условиях. |
1994 | СF-2 | |||
1994 | СG-4 | Смазка улучшенного качества, с нормами токсичности для всех моторов с турбонаддувом, начиная с выпуска 1990 года. | ||
1998 | СН-4 | Быстроходные скоростные турбодвигатели с высокими требованиями токсичности. | SJ | моторы 1998 года выпуска, работающие в тяжелых условиях. Смазка с высокими энергосохраняющими характеристиками. |
2001 | SL | моторы 2001 года выпуска. Смазка с повышенным эксплуатационным сроком. | ||
2004 | СI-4 | Высокоскоростные турбоагрегаты с рециркуляцией выхлопных газов. Смазка может заменять предыдущие марки. | SМ | Улучшенная смазка с длительным периодом эксплуатации, устойчивая к окислению. Для моторов 2004 года выпуска. |
2010 | СJ-4 | Силовые турбодизеля, оборудованные сажевым фильтром. Смазка может заменять предыдущие марки. |
Цифровая приставка (2 или 4) в марке масла означает тип силовой установки, к которому смазка применима, двухтактная или четырехтактная.
Стандарт АСЕА
Классифицирует масла по трем категориям:
- Марка А/В. Смазочные жидкости для бензиновой или дизельной силовой установки легковых автомобилей, микроавтобусов.
- Марка С. Смазка новой классификации для бензиновой или дизельной силовой установки, отвечающая современным нормам экологической безопасности Евро4.
- Марка Е. Масляная жидкость для тяжелых машин с дизельными силовыми агрегатами, работающими в сложных условиях.
Каждая из марок смазки делиться на подкатегории:
Подкатегория | Применение |
Масла марки А/В | |
A1/B1 | Стойкие к деструкции масла с длительным сроком замены, для всех типов моторов легковых транспортных средств. |
A3/B3 | Устойчивые смазки длительной эксплуатации. Для всех типов моторов легковых автомобилей, которые эксплуатируются при различных температурах, в сложных условиях. |
A3/B4 | Устойчивые смазки для всех типов высокофорсированных моторов легковых автомобилей с непосредственным впрыском топлива. |
A5/B5 | Смазка для легковых автомобилей с высокофорсированной бензиновой или дизельной силовой установкой. Снижает трение и имеет низкую вязкость при высокой температуре. |
Масла марки С | |
С1 | Устойчивые к механическому воздействию смазки. Для бензинового или дизельного легкового авто с сажевым фильтром или трехкомпонентным катализатором. |
С2 | Устойчивые к деструкции масляные жидкости для высокофорсированных моторов легковых автомобилей с сажевым очистителем. |
С3 | Масляная жидкость, аналогичная С2, но улучшенных характеристик. |
С4 | Смазка, разработки 2004 года, которое соответствует стандарту Евро4. Высокая устойчивость к деструкции, которая дает возможность продлить период эксплуатации катализатора и сажевого очистителя. |
Масла марки Е | |
Е4 | Смазка с присадками, удаляющими сажевые отложения, уменьшающими выхлопные газы. Имеет высокие показатели, позволяющие свести изнашивание трущихся деталей к минимуму. |
Е6 | Стойкая к старению смазка, обеспечивающая чистоту деталей шатунно-поршневой группы, минимальный износ и очистку от сажи. |
Е7 | Смазка, аналогичная Е6, с улучшенными показателями. Имеет высокую устойчивость к старению и износу. Кроме смазочных характеристик, обладает хорошими очистными свойствами. |
Е9 | Смазка для высокофорсированных турбодизелей, работающих в сложных условиях, оборудованных сажевым очистителем и системой рециркуляции выхлопных газов. Имеет хорошие смазочные и очистные характеристики. |
Заключение
Как выбрать моторное масло для двигателя автомобиля, можно решить самостоятельно или воспользоваться рекомендациями специалистов. При выборе необходимо учесть, что длительная и стабильная работа силового агрегата зависти от качества смазки.
Выбираем масло для дизельных двигателей
В Европейских странах большинство автолюбителей выбирают транспорт с дизельным двигателем. Так, например, во Франции доля дизельных автомобилей составляет 70,4% (по данным «Автостат»). Последние годы Россия нагоняет Европу и у нас наблюдается постоянный рост числа дизельных автомобилей. Дизельные двигатели более экономны и дольше служат. Экологичность дизеля выше, так как он выделяет меньше углекислого газа. В обслуживании дизель также более требователен, чем бензиновый мотор. Топливо и масло для дизельных двигателей должны быть грамотно подобраны.
Отличительные особенности дизельного двигателя
Для того, чтобы понять какое масло лучше заливать в дизельный двигатель, стоит разобраться в принципах работы агрегата. Дизель работает благодаря высокой компрессии, в картер двигателя прорывается больше газов, из-за чего он несет большую тепловую нагрузку.
Дизельный мотор работает на обедненном топливе, которое быстро прогорает. После сгорания топлива остается сажа, так как топливная смесь прогорает не полностью. Кроме этого, отечественное горючее отличается высоким содержанием серы.
Все перечисленные особенности приводят к тому, что масло в дизеле быстрее чернеет и окисляется, а его защитные и чистящие свойства снижаются. Смазка загрязняется сажей и механическими примесями. Процесс значительно ускоряется в моторах с большим побегом.
Соответственно, к маслу для дизеля предъявляются иные требования, нежели к маслу для бензинового двигателя и разные присадки позволяют обеспечить нужные характеристики масла:
- высокое содержание антиокислительных присадок в дизельном масле препятствует окислению и позволяет уменьшить влияние серного содержимого дизтоплива;
- для того чтобы предотвратить образование нагара на деталях дизельного двигателя, масло должно содержать моющие присадки.
Именно по той причине масла для дизельного двигателя, не могут применяться для бензинового мотора.
Основные характеристики масла
При выборе подходящей смазки всегда обращайте внимание на основные параметры. Их всего три и они в обязательно указываются производителем на упаковке:
- Вязкость, которые классифицируются по SAE.
- Качество, прописанное в различных международных стандартах, таких как API, JASO, ACEA и другие.
- База масла — минеральная, синтетическая или полусинтетика.
Вязкость масла SAE
SAE – это Сообщество автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers). Сообществом была разработана классификация вязкости моторного масла при разных рабочих температурных диапазонах, которая теперь используется во всем мире.
Вот почему моторные масла всех мировых производителей имеют на упаковке информацию о SAE. Эти данные существенно облегчают выбор масла.
Разберем характеристику на примере обозначения «SAE 5W30»:
- Цифра 5 — вязкость масла в холодном состоянии. Чем меньше первая цифра, тем менее вязкое моторное масло зимой.
- Буква W обозначает, что масло можно применять в зимний период.
- Второе число, в нашем примере 30 – показатель высокотемпературной вязкости смазки. Чем выше показатель, тем выше вязкость масла в летнюю жару.
Спецификация ACEA
ACEA (Association des Constructeurs Europeans d’Automobiles) – Ассоциация европейских конструкторов автомобилей, разработавших спецификацию для применения европейскими производителями моторных масел. Она особо учитывает европейские технологии производства двигателей.
- класс A включает в себя масла для бензиновых моторов легковых автомобилей;
- для дизельных масел используются классы B;
- обозначения A3 для бензинового и B3 для дизельного двигателей говорят о том, что перед вами наилучшее масло;
- класс B4 специально разработан для дизельных двигателей с прямым впрыском.
Спецификация API
Моторные масла американских производителей классифицируются по системе Американского нефтяного института API (American Petroleum Institut).
Первая буква в спецификации указывает на сферу применения масла:
- S – масло для бензиновых двигателей;
- C – масло для дизельных двигателей.
Вторая буква указывает на качество масла. Самым высоким качеством обладает масло обозначенное буквами SL (бензиновый двигатель) и CF (дизельный двигатель).
Спецификация JASO
JASO (Japanese Automobile Standarts Organization) – Организация автомобильных стандартов Японии. Организацией была разработана спецификация масел для моторов японских производителей, так как производителям Японии было недостаточно то качество и те стандарты, которые предлагались другими ассоциациями.
Дизельное масло классифицируется по трем основным стандартам:
- DH-1 – масло для дизеля, соответствующего стандартам по выбросам выхлопных газов;
- DH-2 – масло в дизель автобусов, грузового транспорта и другой крупногабаритной техники;
- DH-3 – смазки для легковых автомобилей.
Универсальные масла
На рынке моторных масле встречаются и универсальные масла. Они применимы как для бензиновых, так и для дизельных двигателей. На упаковке универсального моторного масла вы увидите обе спецификации, например:
- ACEA A3/B3;
- API SL/CF.
Рекомендации по выбору дизельного масла
Какое масло заливать в дизельный двигатель? Рассмотрим основные моменты:
- Покупайте масло у проверенного поставщика, так вы избежите проблемы с подделками.
- Если вы используете отечественное дизельное топливо (солярку) имеет смысл менять масло чаще, чем это указано в руководстве пользователя. Солярка содержит много серы, из-за которой масло быстро теряет свои свойства.
- Дизельное масло быстро чернеет – это нормально, так как при сгорании горючего образуется сажа.
- Мотор с большим пробегом, скорее всего, потребует более частой замены масла, чем новый.
- С новым двигателем все просто – заливайте то масло, которое рекомендует производитель автомобиля.
- При выборе масла обязательно учитывайте климат вашего региона, а также условия эксплуатации автомобиля.
Хорошим решением будет использовать всесезонные масла, это исключит необходимость замены масла с лета на зиму. Основу всесезонного масла составляет маловязкое односезонное масло (например, 5W). Добавлением присадок обеспечивается стабилизация масла в горячем состоянии.
Для легковых автомобилей могут применяться и легкотекучие масла, в состав которых входят добавки, обеспечивающие нужный коэффициент трения. Основу таких масел составляет базовое синтетическое моторное масло.
Однако, окончательное решение какое именно масло лить в дизельный двигатель, остается за вами!
Источник http://vmasla.ru/interesnoe/pravilno-vybrat-maslo
http://masloforum.ru/dvigatel/vybiraem-dlya-dizelya.html