Почему перегревается двигатель автомобиля: причины перегрева мотора в машине и его последствия

Почему перегревается двигатель, и что делать при перегреве

Почему перегревается двигатель

Причины перегрева двигателя автомобиля могут быть разными, но результат всегда один – при эксплуатации машины с превышением предельно допустимой рабочей температуры силового агрегата происходит ускоренный износ деталей и узлов. А если двигатель перегревается регулярно и сильно, то чаще всего это оканчивается заклиниванием его подвижных частей.

Поэтому долговечная работа двигателя возможна только при соблюдении рабочего температурного режима. Понимая, почему перегревается двигатель, вы сможете не только устранить причины перегрева, но и не допустите его в дальнейшем.

В этом материале мы расскажем о самых распространенных причинах, по которым перегревается двигатель. А внизу страницы смотрите видео о том, что делать, если двигатель перегрелся.

За поддержку температурного баланса в силовом агрегате отвечает система охлаждения двигателя. Следовательно, для того чтобы мотор не перегревался, систему охлаждения нужно регулярно обслуживать.

Элементы системы охлаждения, которые могут вызвать перегрев двигателя

Устройство системы охлаждения двигателя

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания состоит из нескольких важных узлов и элементов, которые вы можете рассмотреть на рисунках выше и ниже. От их слаженной работы зависит правильная работа силового агрегата. Неисправности некоторых частей системы охлаждения приводят к перегреву двигателя.

  1. Охлаждающая жидкость. Современные автомобили оснащаются жидкостной системой охлаждения закрытого типа. В качестве охлаждающей жидкости используют тосол или антифриз, которые должны отводить тепло от мотора и отдавать его окружающей среде.
  2. Рубашка охлаждения. Наиболее «горячими точками» в моторе становятся камеры сгорания, в которых происходит воспламенение топлива. Поэтому для отвода тепла в блоке цилиндров и головке блока цилиндров делаются полости, по которым проходит охлаждающая жидкость, унося с собой излишки тепла.
  3. Радиатор. Эта деталь автомобиля осуществляет теплообмен антифриза. По трубкам радиатора проходит горячая охлаждающая жидкость, а снаружи поток воздуха его обдувает, охлаждая жидкость в радиаторе.
  4. Насос или водяная помпа. Она предназначена для того, чтобы охлаждающая жидкость постоянно циркулировала в системе. Помпа заставляет перемещаться антифриз от двигателя к радиатору и обратно.
  5. Вентилятор. Когда автомобиль медленно движется в городской пробке или вообще стоит, потока воздуха не хватает для охлаждения мотора. В этом случае включается вентилятор, который увеличивает обдув радиатора и тем самым снижает температуру антифриза, не позволяя двигателю перегреваться.
  6. Термостат. В холодное время года разогрев двигателя происходит дольше, чем летом. Ускорить прогрев мотора до рабочей температуры призван термостат. Он представляет собой клапан, который открывается или закрывается при определенной температуре охлаждающей жидкости. Именно неисправный термостат является наиболее частой причиной, по которой перегревается двигатель.
  7. Паровой клапан. В пробке радиатора или расширительного бачка монтируется паровой клапан. Он регулирует давление в системе охлаждения, срабатывая при превышении допустимого предела.

Как только автомобиль будет заведен, в системе охлаждения начинается непрерывная циркуляция жидкости. Принцип работы этой системы хорошо виден на рисунке ниже.

Принцип работы системы охлаждения двигателя

  • Горячий антифриз из рубашки охлаждения проходит по металлическим и резиновым патрубкам, достигая термостата.
  • Пока температура жидкости не достигнет требуемой отметки, от термостата антифриз снова отправляется к мотору, циркулируя по малому кругу.
  • Как только температура жидкости достигнет 80-90 °С, за работу принимается радиатор.
  • Если же антифриз продолжает нагреваться, достигая отметки 95-98 °С, то включается вентилятор.
  • Благодаря клапану на расширительном бачке или радиаторе, уровень жидкости при нагревании увеличивается, а при охлаждении возвращается в первоначальную точку.

Таким образом, если система охлаждения функционирует исправно, то двигатель не перегревается и работает в нормальном рабочем температурном режиме.

Основные причины по которым перегревается двигатель

причины перегрева мотора

Нарушение в работе системы охлаждения часто становится причиной перегрева двигателя. Некоторые из них водитель может устранить самостоятельно. В конце этой статьи вы найдете видео с инструкцией, что нужно делать, если перегревается двигатель.

И так, семь самых распространенных причин, почему перегревается двигатель:

  1. Недостаток антифриза. Эта проблема выявляется при ежедневном осмотре уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Необходимо выявить причину снижения уровня (возможно, необходим ремонт радиатора или потёк шланг) и после её устранения долить антифриз до требуемой отметки.
  2. Заедание термостата. Определить эту неисправность можно по показаниям прибора в салоне. Если стрелка постоянно отклоняется, не останавливаясь на отметке 80-90 °С, то, скорее всего, не исправен термостат. Вторым доказательством вероятной поломки станет холодный патрубок, соединяющий мотор с радиатором. Придется снимать термостат для ремонта или замены.
  3. Не работает водяная помпа. Отсутствие циркуляции антифриза приводит к нагреванию жидкости в рубашке охлаждения, при этом и патрубки, и радиатор остаются холодными. Насос подлежит срочной замене.
  4. Не включается вентилятор. Эта проблема возникает при длительной езде в пробках. Причиной часто бывает неисправный датчик температуры, реле или электромотор вентилятора. Опытный автомобильный электрик быстро найдет причину неполадки и заменит неисправный прибор.
  5. Пробой прокладки головки блока цилиндров. Частой причиной перегрева двигателя становится нарушение целостности прокладки ГБЦ, в результате горячие газы проникают в систему охлаждения, сильно нагревая антифриз. Это очень серьезная поломка, при которой двигатель подлежит разборке и ремонту. Подробности здесь: как проверить пробита ли прокладка ГБЦ.
  6. Попадание масла в систему охлаждения. В некоторых автомобилях для охлаждения моторного масла используются радиаторы, по которым циркулирует антифриз. Нарушение герметичности в таком радиаторе, а также пробой прокладки ГБЦ иногда приводят к появлению масла в охлаждающей жидкости. Смесь масла и антифриза превращается в густую массу, которая забивает трубки радиатора, что приводит к перегреву двигателя. В таком случае охлаждающую жидкость нужно заменить, предварительно устранив причину появления масла.
  7. Паровой клапан не держит давление. В результате температура антифриза превышает допустимый максимум и двигатель перегревается. Клапан нужно промыть или заменить.

Каждый автомобилист должен помнить, что поддержание оптимального температурного режима двигателя станет залогом долгой и безотказной работы силового агрегата. Достаточно затратить несколько минут своего времени, чтобы проанализировать ситуацию и принять правильное решение относительно ремонта.

Видео о том, что делать, если перегревается двигатель

Перегрев мотора автомобиля – это приговор?

Недавно мне пришлось уехать на несколько дней в командировку на своём, в общем-то не старом ещё, верном «Опеле», который выручает меня всегда, когда нужно ехать в другой город или отвезти тёщу на дачу, съездить с семьёй в отпуск. Мой верный «конь» прошёл не одну тысячу километров, но на этот раз случилось то, что, по моему мнению, никогда не могло произойти со мной – перегрев двигателя. Кстати, в завершение я высказал своё мнение по тому стоит ли продавать машину после ремонта с таким диагнозом.

Так вот, после того, как всё произошло, я понял, что попал на довольно большие деньги, а все из-за небрежности, самоуверенности и невнимательности. Самое противное, что эта проблема возникла в чужом городе, где мне пришлось задержаться из-за серьёзного ремонта.

Вернувшись домой, я стал расспрашивать знакомых, которые сталкивались с этим или что-то понимают в устройстве автомобиля. Нашёл много информации в специальной литературе и в знаменитой Паутине, немного систематизировал, упростил и обобщил её. Вот что у меня получилось.

Почему это происходит?

Можно, сказать, из-за невнимательности, как в моем случае, при недостаточном опыте или незнании элементарных вещей. Как и любая проблема, перегрев двигателя имеет свои причины. Часто эта проблема возникает если имеется:

  • недостаточный уровень антифриза – охлаждающей жидкости, которая может незаметно вытекать через множественные трещины или мелкие отверстия в самой системе и радиаторе;
  • неисправный термостат, как в моем случае;
  • продолжительная работа двигателя в неправильно выбранном режиме. При больших нагрузках и маленькой скорости, в так называемом буксировочном режиме, происходит перегрев мотора. Также двигатель может перегреться тогда, когда горе-водитель даёт большие обороты на холостом ходу;
  • плохое и неэффективное охлаждение, в случае, когда радиатор забит грязью или накипью;
  • вышла из строя водяная помпа или порвался ремень привода;
  • неисправный вентилятор – одна из довольно частых причин перегрева двигателя автомобиля;
  • если прогорел выпускной клапан. При этом происходит перегрев из-за высокой температуры выхлопных отработанных газов.

перегрев двигателя автомобиля

Как я описал выше, эта проблема возникает в основном, из-за небрежного отношения к своему «верному коню». В моем случае, уехав в командировку ночью, я вовремя не обратил внимания на датчик. Мой совет – даже, когда вы устали, старайтесь периодически поглядывать на показания датчиков автомобиля. Не зря же их поставили прямо перед носом. Скажу честно, я был халатен и невнимателен, в результате понёс серьёзные потери, как по времени, так и по деньгам.

Как распознать перегрев?

причины

Чтобы распознать эту проблему, не нужно быть автомехаником, достаточно просто очень внимательно относиться к автомобилю и его нуждам и, конечно же, следить за показаниями датчиков. Одним из самых основных признаков перегрева двигателя является температура, которая резко начинает повышаться, что хорошо заметно по датчику. Если вовремя не обратить внимания, как было у меня – упадёт мощность и заметно изменится звук. Я услышал посторонний металлический стук и странную «музыку» мотора.

При незначительном перегреве, который длится не больше 10 минут, последствия тоже будут достаточно минимальные, практически не заметные для мотора. Он может работать какое-то время как и раньше, правда, недолго. Иногда перегрев можно распознать по чёрному неестественному дыму из выхлопной трубы, который будет свидетельствовать о повреждении колец.

когда открывать крышку

Более существенный перегрев возникает при воздействии повреждающего фактора до 20 минут. А температура при перегреве двигателя резко возрастает, более, чем на 100 градусов. Визуально будут заметны трещины на головке блока, может прогореть прокладка и разрушатся поршни и кольца, что будет видно при разборе двигателя. Я при этом услышал не характерный для моего «Опеля» звук, а звуки, похожие на удары молотка.

Сильный перегрев приводит к полному заклиниванию двигателя с характерным «кулаком дружбы», когда поршень повреждает стенку блока. Здесь ремонт бесполезен, только полная замена блока цилиндров. Можете представить в какую копеечку это влетит, независимо от того, на какой машине вы катаетесь. Знакомый недавно покупал новый движок для своей Нивы из-за подобной халатности. Обошлось ему всё в 2 тысячи долларов. Некоторым может показаться, что это довольно дёшево, но это ошибочное мнение. Такие затраты для старой Нивы – это уж слишком. Я бы сдал её на металлолом. Видимо любовь к машине существует и она взяла вверх.

Как можно этого избежать?

Для того, чтобы защитить двигатель от перегрева, нужно, прежде всего, не лениться и регулярно выполнять несколько простых правил:

  1. Часто и своевременно проверять свою систему охлаждения на предмет разных трещин, прочих повреждений и лишних отверстий.
  2. Не давать мотору несоответствующую режиму нагрузку, по-простому «не мучить» мотор.
  3. Регулярно посещать автосервис и СТО для профилактики и своевременного распознания возможных причин перегрева. Нужно регулярно проверять работу датчика температуры и термостата.
  4. Обязательно нужно содержать радиатор в чистоте и заливать только проверенную жидкость для охлаждения, ни в коем случае не стоит заливать воду.
  5. Внимательно следить за уровнем антифриза в системе, не лениться делать это каждый раз перед тем, как куда-то ехать.

вентилятор

При перегреве двигателя ремонт неизбежен, независимо от продолжительности действия повреждающего фактора – температуры.Если уж так случилось и вы видите по датчику, что температура зашкаливает, а самое главное быстро растёт после охлаждения, значит что-то неисправно. Самым разумным решением в такой ситуации – заглушить мотор.

Я, к примеру, когда увидел, что датчик на приборке перевалил отметку в 95 градусов — сразу же вызвал эвакуатор. Не нужно при этом открывать капот или, ещё хуже, пытаться открыть крышку бачка для залива жидкости. Во-первых, это очень вредно для мотора, если в имеющийся в системе кипяток долить холодную жидкость. При этом деформируются те части двигателя, которые сделаны из чугуна и алюминия. Во-вторых, в бачке создаётся довольно сильное давление, при отвинчивании крышки получится раскалённый фонтан из антифриза и, помимо ремонта, может понадобиться ещё и медицинская помощь. Если вы не спец, не суйтесь под капот, тем более самому сделать в таком положении вряд ли что-либо получится.
Вернуться вверх

Наверняка есть люди, которые задумываются о продаже машины после перегрева. Возможно, это лучший вариант в вашей ситуации, но рассчитывать на большую сумму в таком случае не стоит. У меня пока после капитального ремонта движка всё в норме с машинкой, поэтому мой мнение не стоит этого делать. Если уж продавать, то тогда без ремонта и на разборку. В общем опасайтесь перегревов на дороге, поскольку от этого зависит срок службы вашей машины.

Вы тутНовинки авто > Интересное и полезное >http://unit-car.com/diagnostika-i-remont/165-pochemu-peregrevaetsya-dvigatel.html
Источник Источник Источник http://daciaclubmd.ru/peregrev-motora-avto/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: