Последствия перегрева двигателя автомобиля

Содержание

Последствия перегрева двигателя автомобиля. Почему перегревается двигатель автомобиля

Перегрев двигателя грозит серьезной поломкой и необходимостью . Поэтому каждому водителю важно знать основные причины повышения температуры, чтобы в случае перегрева правильно выявить причины и уменьшить негативные последствия.

Как понять, что мотор перегрелся

Определить перегрев можно как по косвенным признакам, так и по прямым . Подавляющее большинство автомобилей оборудуются датчиком температуры охлаждающей жидкости. Приближение стрелки к отрезку красного цвета будет свидетельствовать о перегреве. Если на вашем авто нет указателя температуры двигателя, то в случае аварийного повышения температуры на приборной панели загорается лампочка красного цвета (до прогрева ДВС указатель горит синим цветом).

Если индикаторы на приборной панели молчат, перегрев двигателя можно обнаружить по вырывающемуся пару из-под крышки расширительного бачка, раздутым патрубкам системы охлаждения. С повышением температуры внутри магистрали циркуляции ОЖ повышается давление. Клапан в крышке предназначен для аварийного сброса давления, а также компенсации разряжения, возникающего при уменьшении ОЖ в объеме.

Особенности системы охлаждения

Система охлаждения ДВС автомобиля предполагает 3 режима работы:

  • циркуляция ОЖ по малому кругу (в среднем от 82 до 87ºС). Для уменьшения времени прогрева двигателя антифриз циркулирует только в «рубашке» двигателя;
  • циркуляция ОЖ по большому кругу. Как только температура поднимается выше расчетной границы (в среднем 85-87ºС), термостат открывается, сочленяя «рубашку» двигателя и основной радиатор. Теперь антифриз проходит через малый контур, радиатор, а затем поступает в расширительный бачок с охлаждающей жидкости;
  • циркуляция ОЖ по большому кругу с включенным вентилятором охлаждения. Если проходящего через соты радиатора потока воздуха недостаточно для охлаждения ДВС, и температура продолжает повышаться, к охлаждению подключается вентилятор. В среднем температура включения 95-102ºС. Как только температура снижается на 3-4 градуса, вентилятор отключается.

Точные значения температур указаны в руководстве к эксплуатации и ремонта вашего авто.

Последствия перегрева двигателя автомобиля

Основные причины

Перегрев бензинового или дизельного двигателя – это всегда последствие неисправности, большинство из которых можно определить в полевых условиях. Из-за чего может перегреваться мотор:

Термостат, вентилятор

Если при достижении расчетной температуры термостат не открывается, ОЖ продолжает циркулировать по малому контуру, что неизбежно ведет к перегреву двигателя.

Неисправность вентилятора может заключаться как в поломке привода винта, так и в питании и датчиковой аппаратуре. На современных инжекторных и дизельных ДВС команду к включению вентилятор получает от электронного блока управления двигателем (ЭБУ), который ориентируется на показания датчика температуры ОЖ. Опасность заключается в том, что часто для включения вентилятора используется отдельный датчик температуры, а не измеритель, передающий данные на панель приборов. Альтернативой такому принципу работы является вискомуфта включения вентилятора. Внутри корпуса находится специальный гель, который при повышении температуры блока двигателя расширяется, блокируя муфту винта.

Диагностика в полевых условиях

Если вовремя определить причину повышения температуры, можно избежать самых плачевных последствий. Элементарные правила поиска причины, если индикатор показывает перегрев двигателя:

  • из-под автомобиля капает жидкость синего, зеленого, красного или желтого цвета, при испарении ощущается сладкий запах – признак течи тосола;
  • раздутые патрубки, отсутствует аварийное сбрасывание давления – поломка клапана в крышке расширительного бачка;
  • холодный радиатор – заклинивание термостата;
  • радиатор горячий, но вентилятор не включается. Вина на датчиковой аппаратуре либо приводе вентилятора;
  • печка дует то холодным, то горячим воздухом – воздушная пробка, проскальзывание ремня. Если печка начала дуть холодным, циркуляции ОЖ и вовсе прекратилась. Следует проверить, вращается ли помпа;
  • отсутствие течи антифриза, раздутые патрубки, выход выхлопных газов через расширительный бачок – пробой прокладки ГБЦ. Первым делом следует проверить уровень масла, так как попадание антифриза ухудшает смазывающие характеристики моторного масла, последствием чего становится критический износ трущихся пар.

Что делать, если перегрелся двигатель

Перед тем как открыть крышку расширительного бачка, накройте ее плотным материалом. Необходимо быть максимально аккуратным, так как горячий пар и брызги антифриза могут обернуться значительными ожогами.

Если вы заметили перегрев двигателя, включите на максимум печку. Часть тепла уйдет на обогрев салона, что позволит снизить температуру. Оставьте включенными только самые необходимые потребители электрического питания. Если течь незначительная, в крайних случаях для доливки можно использовать обычную чистую воду. Жидкость нужно как можно скорей заменить на качественный антифриз. При крайней необходимости несколько километров можно преодолеть при проскальзывании ремня помпы. Если циркуляция ОЖ прекратилась, следует немедленно остановиться.

Стоит заметить, что дизельные двигатели изначально имеют меньшую теплоотдачу, поэтому при прочих равных перегреть бензиновое «сердце» значительно проще. Особенно это актуально для маломощных дизельных моторов, которые зимой даже до рабочей температуры прогреваются медленно.

Чем чревата езда на перегретом моторе

Возможные последствия перегретого двигателя:

Последствия перегрева двигателя автомобиля

Описанные последствия характерны как для дизельного, так и для бензинового ДВС.

У любого водителя рано или поздно может наступить такая проблема, как перегрев двигателя. Последствия перегрева могут варьироваться по степени тяжести: от зря потраченного времени и сорванной поездки до капитальной поломки мотора и последующего ремонта. Особенно актуальна данная проблема в жаркую погоду и в пробках.

В исправном состоянии каждый автомобиль охлаждает себя сам. В этом участвуют несколько агрегатов. При медленном движении охлаждением двигателя занимается вентилятор, при быстром – охлаждение происходит за счет того, что радиатор продувается воздухом. При непрогретом двигателе антифриз/тосол двигается по кругу от двигателя к помпе – по малому кругу. Когда двигатель прогревается, то здесь автомобиль открывает клапан термостата, в результате чего охлаждающая жидкость начинает двигаться через радиатор – по большому кругу.

Последствия перегрева двигателя автомобиля

Многие водители часто задаются вопросом: «Как определить перегрев двигателя?» Признаки здесь достаточно очевидны. Первым и самым главным из них является показание датчика температуры двигателя. Если стрелка выходит на красную зону, стоит сразу же остановиться и выяснить причину, поскольку двигатель в нормальном состоянии никогда не допустит такой температуры.
Еще одним явным признаком перегрева двигателя будет являться резкий запах, который появляется в результате кипения охлаждающей жидкости. Этот «аромат» легко заметить, открыв капот, либо же он может распространиться и в салон автомобиля.

Если стрелка датчика температуры охлаждающей жидкости вышла в красную зону — немедленно заглушите двигатель

Еще одно последствие перегрева двигателя, которое легко заметить, это выходящий из-под капота пар. Этот симптом будет заметен сразу же даже для неопытного водителя.
Рекомендуется при обнаружении одного или нескольких признаков остановиться и не продолжать движение. Охлаждающая жидкость достаточно быстро закипает, и мотор работает в высоком температурном режиме. Это вызывает серьезные последствия перегрева двигателя автомобиля.

Перегрев двигателя, причины

Последствия перегрева двигателя автомобиля

Система охлаждения двигателя

Причиной перегрева двигателя может стать выход из строя любой детали системы охлаждения. Стоит перечислить несколько основных проблем, которые приводят к перегреву двигателя:

  1. Неисправность радиатора. Здесь может быть все, что угодно, начиная от обычного внешнего загрязнения радиатора до образования в нем трещины или дырки. В зависимости от поломки ее можно либо устранить, либо заменить радиатор полностью.
  2. Разгерметизация системы. По причине поломки насоса, кранов, радиатора, трещин в шлангах, ослабления хомутов и т.п. возникает разгерметизация, а следовательно, протекает охлаждающая жидкость.
  3. Поломка термостата либо его клапана. Определить данную поломку несложно: при горячем двигателе необходимо прощупать нижнюю часть самого радиатора. Если радиатор остается холодным, то сломался термостат. Он подлежит только замене.
  4. Неисправность водяной помпы. При плохой работе водяного насоса в системе охлаждения возникает плохая циркуляция, что приводит к перегреву.
  5. Поломка вентилятора. Вентилятор не крутится, а следовательно, не происходит охлаждение радиатора. Возникает эта проблема при неисправности датчика, муфты включения или электродвигателя.

Перегретый двигатель, последствия

Последствия перегрева двигателя автомобиля

Последствия перегрева двигателя

Стоит обратить внимание, что перегрев двигателя – это достаточно опасная ситуация для самого мотора, поскольку последствия могут быть неутешительными. Итак, к чему приводит перегрев двигателя?
Если двигатель перегрелся на короткое время (10-15 минут), то особо страшных последствий здесь не будет. Самой максимальной проблемой здесь встанет поломка поршней, а точнее их подплавление.
При более длительном перегреве (20-30 минут) может случиться искривление ГЦБ, прогорание прокладок, образование трещин, разрушение межкольцевых перегородок.

Степень последствий при «закипании» двигателя зависит от длительности перегрева

Если же произошел длительный перегрев мотора (более 30-ти минут), последствия здесь действительно страшные. Мотор может быть полностью выведен из строя путем пробития стенки блока поршнем. Кроме того, может переломиться коленвал. В случае сильного перегрева абсолютно все детали двигателя получают то или иное повреждение. Поршни – это самое первое, что выходит из строя, далее могут отказать цилиндры. Смазка также перегревается и утрачивает свои свойства, вследствие чего все детали начинают тереться друг об друга. Стоит сделать вывод, что сильного перегрева ни в коем случае нельзя допускать.

Перегрев двигателя, что делать?

В первую очередь, необходимо прекратить движение автомобиля и заглушить мотор. Затем нужно прождать время, пока двигатель охладиться и вернется в нормальную температуру. Для того, чтобы добраться до ближайшего СТО, стоит долить охлаждающую жидкость. Стоит отметить, что делать это необходимо очень аккуратно. При быстром охлаждении могут появиться трещины на шлангах и в радиаторе. После запуска двигателя необходимо обратить внимание на температуру. Если нет резкого повышения, а также нет видимых сильных протечек жидкости, можно продолжить движение, желательно в сторону СТО. При резком повышении температуры, не стоит «убивать» двигатель. Лучше вызвать эвакуатор или на буксире доехать до сервиса.

Перегрев двигателя, что запрещено делать?

Последствия перегрева двигателя автомобиля

Что делать при перегреве двигателя

Нельзя сразу же после остановки открывать крышку радиатора или расширительного бачка. В связи с большим давлением в системе, горячая жидкость выплеснется наружу и может обжечь руки, лицо, и все открытые части тела. Особо опасно попадание в глаза. Кроме того, количество жидкости уменьшится, и если ее нет с собой, то долить будет нечего.

Не открывайте крышку расширительного бачка или радиатора при горячем двигателе

Многие водители пытаются охладить мотор путем поливания его холодной водой. Это не только не поможет остановить перегрев мотора, последствия от такого действия могут вывести его полностью из строя.
Резкий перепад температуры приведет к появлению трещит в любых местах.

Стоит отметить, что возможен как перегрев бензинового двигателя, так и перегрев дизельного двигателя. Последствия перегрева не стоит усугублять, их необходимо устранить в ближайшее время. Если продолжить использование мотора дальше, без его «лечения», можно потерять его навсегда.

Когда мотор работает, насос прогоняет по системе , которые охлаждаются встречным воздухом в радиаторе. Если что-то идет не так, двигатель перегревается и даже может выйти из строя. Вероятность этого растет, если машина долго стоит заведенной, мотор не получает притока воздуха, следовательно, охлаждение жидкости затрудняется. Пробки с их дерганым ритмом движения, повышенной нагрузкой на силовой агрегат и отсутствием нормального воздушного охлаждения как ничто другое способствуют перегреву.

Что такое перегрев мотора?

Перегрев, это превышение температуры мотора выше той, которую завод изготовитель считает нормальной, для работы своего двигателя. В современных моторах, эта температура может быть до 110 градусов Цельсия. Как правило, чем современней мотор, тем выше рабочая температура. Это нужно для облегчения выполнения современных экологических норм.

Последствия перегрева двигателя автомобиля

Причины перегрева двигателя

Мотор может перегреться по нескольким причинам. Очень распространённая причина, это не работающий нормально термостат. При этом, клапан термостата не даёт антифризу циркулировать через радиатор и охлаждаться. Когда термостат неисправен, двигатель может перегреваться и при движении по трассе и при перемещении по городским пробкам. Причиной перегрева может стать не включающийся вовремя электро вентилятор радиатора, из-за заклинивших в нём подшипников электродвигателя, или сгоревшего предохранителя. При такой неисправности, перегрев начинается при поездках с малой скоростью, или когда мотор работает на холостом ходу. При такой езде, радиатор очень слабо обдувается встречным потоком воздуха, поэтому необходимо включение вентилятора. Сюда же можно отнести неисправности вязкостной, или электромагнитной муфт включения вентилятора охлаждения радиатора в тех системах охлаждения, где они заменяют, или дополняют вентиляторы с электроприводом. Еще одной причиной перегрева, может стать забитый снаружи мошкарой и пылью радиатор. Из-за этого теплоотдача радиатора понижается на столько, что не обеспечивает охлаждение антифриза при малейшей нагрузке на двигатель.

Последствия перегрева двигателя автомобиля

К аналогичной причине перегрева, можно отнести большое количество всевозможных отложений внутри системы охлаждения мотора. Эти отложения появляются после продолжительного применения некачественных охлаждающих жидкостей, либо простой воды. Забить радиатор и водяную рубашку двигателя изнутри, может и применение всевозможных присадок, которые льют в систему охлаждения, когда в ней есть течь.

Перегрев может начаться из-за неисправности насоса, создающего циркуляцию в системе охлаждения антифриза. Часто встречающаяся неисправность насоса, это слабая посадка крыльчатки на валу насоса. При этом, после нагрева крыльчатки охлаждающей жидкостью, она начинает проворачиваться на валу, тем самым уменьшая циркуляцию. В последнее время, в продаже стали всё чаще появляться антифризы, температура кипения которых меньше 96 градусов. При использовании таких подделок в негерметичных системах (течь радиатора, патрубков, неисправный паровой клапан крышки радиатора, или расширительного бачка), легко можно перегреть мотор. Ведь после преждевременного закипания такой «охлаждающей жидкости», образуются паровые пробки, которые мешают циркулировать жидкости в системе и усугубляют перегрев. Ну и последняя и самая простая причина перегрева, это нехватка охлаждающей жидкости, убежавшей из-за течи из системы охлаждения. Последствия перегрева.

Последствия перегрева двигателя

Последствия перегрева могут быть самыми разнообразными. Здесь много зависит от причины перегрева и его длительности. Если мотор начал перегреваться из-за забитого радиатора, или рубашки системы охлаждения, зачастую достаточно снять нагрузку. Нужно только вовремя заметить начало перегрева. Если же перегрев начался из-за не открывшегося термостата, например, да ещё не был вовремя замечен, то для мотора это может закончиться серьёзным ремонтом.

Чаще всего от перегрева, происходит коробление головки блока и прогорание её прокладки. Также практически всегда требуют замены сальники клапанов и распредвалов, теряющие эластичность от высокой температуры.

В моторах с алюминиевым блоком цилиндров, может повести и его привалочную плоскость. Кроме того, в алюминиевых блоках с покрытием цилиндров Alusil (Silumal) очень мал зазор между поршнем и цилиндром (0,01 — 0,02 мм.). Поэтому при перегреве этот зазор исчезает, приводя к сухому трению и появлению глубоких задиров на стенках цилиндров. А так как такая конструкция блока не предусматривает ремонтных размеров, то восстановить его можно только после расточки и установки гильз, что учитывая только цену одной фирменной гильзы порядка 150 — 200 евро, очень и очень затратно.

У двигателей, имеющих чугунный блок цилиндров, зазор между поршнем и цилиндром по больше (0,025 — 0,045 мм.), а стенки цилиндров прочней покрытия Alusil. Поэтому при перегреве, задиров в цилиндрах может и не возникнуть, а если и возникнут, то это устраняется расточкой цилиндров под увеличенный, ремонтный размер. Хоть это и дешевле, чем в случае с алюминиевым блоком цилиндров, но в обоих случаях, нужно будет снимать мотор с машины и полностью его разобрать для ремонта, с последующей сборкой, естественно. Так что последствием перегрева может быть его капитальный ремонт.

Признаки перегрева

У большинства автомобилей на приборном щите есть прибор, показывающий температуру охлаждающей жидкости в двигателе. Его шкала разбита на несколько зон. Как правило белую, зелёную и красную. Белая зона показывает на недостаточную температуру мотора, зелёная зона на нормальную, рабочую температуру и красная зона — на перегрев. У тех автомобилей, где нет такого указателя температуры, есть сигнальная лампа, которая своим включением сигнализирует превышение температуры ОЖ в моторе верхнего предела и начале перегрева. Встречаются авто, у которых на щитке приборов есть и указатель температуры двигателя и аварийная лампа. Сильный перегрев сопровождается выбросом ОЖ и пара из расширительного бачка, или радиатора. При этом, стрелка (пиктограмма у электронного) указателя температуры двигателя будет в красной зоне, а аварийная лампа (там, где она есть) будет гореть. Двигатель при этом станет гораздо хуже откликаться на нажатие педали газа, возможно появление звонкого металлического стука, свидетельствующего о появлении детонации (взрывного сгорания топливной смеси).

Как избежать перегрева

Для исключения перегрева двигателя своей машины, нужно следить за её техническим состоянием. Если имеются слесарные навыки и оборудование, можно всё делать самому. Если ничего такого нет, то прямой путь туда, где всё это есть. Нужно регулярно промывать и продувать снаружи радиатор. При использовании мойки высокого давления быть осторожным, промывая радиатор. Струя воды, выбрасываемая с большим давлением и скоростью, легко гнёт теплоотводящие пластины радиатора, закрывая проходы воздуха между ними. При появлениях течей радиатора, или патрубков системы охлаждения, вовремя их менять, а не заниматься самообманом, применяя устранители течей. Следить за уровнем охлаждающей жидкости в расширительном бачке и регулярно менять его с периодичностью, установленной производителем авто и написанном в его инструкции по эксплуатации. При замене, покупать качественные ОЖ, а не дешёвые подделки, т.к. последствия перегрева, могут сильно ударить по семейному бюджету. В случае необходимости замены, покупать водяной насос известного производителя. Желательно, оригинал от изготовителя вашего автомобиля. Можно сделать в автосервисе или самостоятельно, чтобы предотвратить возникновение проблем. В любой поездке нужно следить за показаниями приборов автомобиля.

Что делать, если двигатель перегрелся?

Если очевидно, что начался перегрев двигателя, то не нужно паниковать и сразу же глушить мотор с кипящей ОЖ. Тем более, не доливать холодный антифриз в перегретый заглушенный мотор, пытаясь его остудить. В случае начала перегрева, нужно снять нагрузку с двигателя, остановив автомобиль. Открыть капот, для улучшения охлаждения. Включить на полную мощность отопитель и его вентилятор. Холодную ОЖ доливать только при работающем двигателе. При этом, пробку расширительного бачка, или радиатора, надо ткрывать с предельной осторожностью, т.к. пары кипящей ОЖ находятся под давлением. Что бы не обжечь руки и лицо вырвавшимся под большим давлением паром, открывая пробку используйте перчатки, или тряпку, убрав при этом в сторону лицо. Мотор нужно глушить только в случае, если выбросило большую часть ОЖ из системы охлаждения, а долить туда нечего, или если оборвался приводной ремень водяного насоса и нет циркуляции. В этом случае, пробку расширительного бачка, или радиатора, можно открывать только после остывания мотора.

Как правило, перегревы попадают в большей части на жаркое лето, однако такое может случиться даже весной и поздней осенью. Ко всему неприятному, перегрев двигателя грозит поломкой важных агрегатов автомобиля. Одной из подобных проблем можно назвать выход из строя маслосъёмных колпачков или же колец. От повышенной температуры металл деформируется и такие детали, в конце – концов, служат больше украшением, чем выполняют свою первоначальную функцию, а оттуда может происходить повышенный расход масла. Также от сильно высокой температуры двигателя происходит такая неприятная вещь, как деформация блока цилиндров, подобная ситуация уже гораздо хуже, страшнее, да и по деньгам потянет за собой немалые расходы из семейного бюджета.

Определить перегрев двигателя можно по стрелочке датчика температуры, которая расположена на панели приборов (в таком случае температура зашкаливает за 100 градусов), также это можно определить по звукам бурлящей жидкости под капотом. В крайнем случае, может даже повалить пар из-под капота. В таком случае нужно немедленно заглушить двигатель и остановиться, аккуратно открыть капот и приоткрыть бочонок с антифризом, чтобы дать горячему пару выйти. Ещё желательно включить вентилятор, чтобы радиатор не нагревался.

Итак, давайте разберем причины, почему же всё-таки перегревается двигатель в автомобиле?

Последствия перегрева двигателя автомобиля

2. Проблема в вентиляторе. Если в вашем автомобиле установлен «принудительный» вентилятор, то необходимо проверить натяжение ремня. Вполне вероятно, что ремень может ослабнуть, это даст плохой эффект охлаждения. Если на вентиляторе установлен датчик температуры, то существует вероятность того, что барахлит именно датчик. Обратите внимание также и на то, насколько чистый сам радиатор. Многие автолюбители довольно редко его промывают, а зря. Ведь, как уже известно, грязь очень плохо проводит тепло, а тем более играет отрицательную роль в охлаждении агрегатов двигателя. Очень часто соты радиатора забиваются, что и ведёт к перегреву двигателя. Если после тщательной промывки радиатора двигатель продолжает закипать – следует просто заменить старый радиатор новым.

Последствия перегрева двигателя автомобиля

3. Очень частой причиной перегрева двигателя является выход из строя такой запчасти как термостат . Из-за времени и химического состава жидкости его внутренние детали становятся не настолько эластичными. В итоге термостат «гоняет» тосол по малому кругу (что неизбежно приводит к перегреву мотора) или же по большому кругу (тогда перегрева достичь тяжело, но и прогреть автомобиль зимой будет также проблематично). Медленная езда, пробки и постоянное торможение в городе на светофорах — также могут привести к тому, что движок перегревается по причине недостаточной обдуваемости. Ведь когда автомашина едет на высокой скорости, то система охлаждения работает «на ура».

4. На старых автомобилях (даже на ВАЗ 2106), неправильно выставленное зажигание также может привести к перегреву, но это уже довольно редкий случай. Нынче, в основном все автомобили снабжены более новой системой зажигания, за которое отвечает компьютер.

5. Вполне вероятно, что если в двигателе вашего автомобиля лопнул выпускной клапан , то это станет причиной закипания двигателя. В таком случае горячие газы попадают в мотор, нагревают его до недопустимой температуры, а стрелка датчика в салоне подскакивает до неприятной красной отметки.

Последствия перегрева двигателя автомобиля

. Теперь вы вооружены информацией и знаете, почему двигатель перегревается. Ни гвоздя, ни жезла друзья! [i]

Силовой агрегат автомобиля не должен перегреваться – это строгое правило, следить за выполнением которого обязан любой автомобилист. И как только автовладелец заметит малейшие признаки, указывающие на перегрев двигателя, ему необходимо как можно быстрее диагностировать причину этой серьёзной неполадки.

Выделяют три степени перегрева двигателя: слабая, средняя и сильная. Рассмотрим каждый из них, дав все необходимые рекомендации по их быстрому устранению.

СЛАБАЯ степень перегрева двигателя

Если двигатель при повышенной температуре работает до 10 минут, то, скорее всего, дает сбои термостат, либо с перебоями работает вентилятор. В этом случае, как и при других вариантах перегрева, рекомендуется не запускать двигатель до устранения неисправности. Прямыми признаками перегрева силового агрегата в данном случае, являются выхлопные газы ярко выраженного чёрного оттенка, а также ощущение того, что двигатель работает с трудом.
Впрочем, стоит отметить, что практически все современные марки автомобилей, снабжены двигателями, которые прекрасно справляются с кратковременным перегревом.

СРЕДНЯЯ степень перегрева двигателя

Если двигатель при повышенной температуре работает до 20 минут, то можно предположить сразу несколько причин и возможных последствий этой неисправности.

Начнём, пожалуй, с того, что такой перегрев может происходить из-за трещин и искривления плоскости ГБЦ, что неминуемо приведёт к таким последствиям:

  • Деформации гнезда клапанов;
  • Полному или частичному сгоранию прокладки ГБЦ;
  • Полному или частичному разрушению перегородок между кольцами на поршнях;
  • Деформации плоскостей блоков из алюминия;
  • Деформации сальников с дальнейшим вытеканием из них масла.

СИЛЬНАЯ степень перегрева мотора

Если двигатель перегрет уже более 20 минут, то он начнёт характерно стучать и даже может заклинить. Во время сильного перегрева, основные элементы двигателя несут огромную нагрузку, вследствие чего подвергаются частичному или даже полному разрушению.

Основной причины, по которой двигатель перегревается более 20 минут, назвать без должной диагностики нельзя. Однако знать наиболее распространённые причины, о которых ещё не было сказано, приводящие к любому виду перегрева автомобильных двигателей необходимо. Именно о них, а также о том, как их заранее избегать и устранять, мы далее и погорим.

Вероятные причины перегрева двигателя

Причина №1: Сильное внешнее загрязнение радиатора

Сильное внешнее загрязнение радиатора может быть спровоцировано любыми причинами, например, весной это может быть тот же тополиный пух, летом – обычная дорожная пыль и т.д. В итоге нарушается правильная теплопередача. Тем более, если в автомобиле постоянно используется кондиционер, такое сбой в основном радиаторе автомашины становится наиболее явным.

Решение проблемы: простая очистка внешней решётки радиатора.

Причина №2: Сильное внутреннее загрязнение радиатора

При использовании некачественного антифриза, либо из-за его несвоевременной замены, радиатор может начать забиваться изнутри. Что происходит внутри радиатора при таком засорении? Весь мусор, который будет появляться в охлаждающей системе, неизбежно начнёт копиться именно в радиаторе, постепенно намертво забивая все его патрубки. По этой же причине может остановиться и не включаться вентилятор (безусловно, вентилятор может не включаться и из-за поломки датчика, отвечающего за его работу).

Решение проблемы: промывка всей системы охлаждения (как промыть радиатор и двигатель).

Причина №3: Нарушение герметичности крышки радиатора

Если будет нарушена герметичность крышки на радиаторе, то давление в охлаждающей системе не будет держаться на необходимом уровне, а это неизбежно приведёт к тому, что антифриз начнёт закипать. К тому же, если клапан в крышке просто будет заблокирован, то это не позволит избыточному давлению сбрасываться, что также недопустимо.

Решение проблемы: при перегреве двигателя, крышка потерявшая герметичность, подлежит замене.

Причина №4: Повреждение помповой крыльчатки

Причиной, по которой происходит перегрев силового агрегата, может стать и помповая крыльчатка, которая на некоторых марках автомобилей делается из пластмассы. Дело в том, что спустя некоторое время такая крыльчатка может самопроизвольно повернуться из-за износа, а итогом этого станет нарушение процесса циркуляции антифриза.

Причина №6: Наличие воздушной пробки в охлаждающей системе

Наличие воздушной пробки в охлаждающей системе может быть одной из последних причин перегрева двигателя. Появляется же такая пробка при нарушении герметичности системы охлаждения. При этом может быть нарушена и правильная работа обратного клапана на крышке, расположенной на расширительном бочке.

Что делать в ситуации, когда двигатель перегрет?

Есть множество причин, из-за которых наступает перегрев двигателя, но все они подразумевают их немедленное устранение, и предотвращение появления – в дальнейшем. В любом случае, для автомобиля, двигатель которого перегревается, дальнейшая эксплуатация является недопустимой, и даже опасной. Поэтому лучшим вариантом будет буксирование автомобиля до ближайшего автосервиса.

Полезные советы автолюбителям

Перегрев двигателя – довольно серьезная проблема, которая может повлечь за собой множество неприятностей, которые заставят владельца потратить не только драгоценное время, но и немало денег на ремонт своего «железного друга».

Последствия перегрева двигателя могут быть самыми непредсказуемыми

Последствия перегрева двигателя могут быть самыми непредсказуемыми

Практически каждая деталь движка является чувствительной к изменениям температурного режима, тем более в большую сторону. Первые, на кого особенно влияют высокие температуры – маслоотражательные колпачки на клапанах, а после них страдают и кольца поршней, что очень печально.

Самое страшное – это то, что при нагреве любой металл расширяется, а после остывания возвращается к прежнему состоянию. Но это если нагрев происходит в пределах норм, а когда случается перегрев, то деталь может расшириться намного больше, нежели предполагается самой конструкцией. Ввиду этого деталь может не вернуться к исходным размерам, что вызовет деформацию головок блока цилиндров (ГБЦ), и увеличатся в размерах поршни.

Чем грозит слабый, средний и сильный перегрев двигателя?

Последствия перегрева двигателя напрямую зависят от того, какому перегреву он был подвержен. Если перегрев движка автомобиля длился не более 10 мин, то он слабый. Скорее всего, к возникновению серьезных проблем он не приведет, самое худшее – подплавятся поршни. Отправлять авто на диагностику следует лишь в том случае, если при перегреве наблюдался дымок из-под капота.

Если от двигателя идет даже слабый дым, следует отправить авто на диагностику

Если от двигателя идет даже слабый дым, следует отправить авто на диагностику

Более ощутимые последствия будут после среднего перегрева, в пределах 20 мин. Такой перегрев может привести к искривлению головки блока цилиндров (ГБЦ), образованию в них трещин, из-за которых может «вылететь» клапанное гнездо. Также следствием среднего перегрева двигателя являются прогоревшие прокладки ГБЦ, испорченные межкольцевые перегородки, пропускающие масло сальники и много других подобных неисправностей.

Сильный перегрев – это своего рода «инфаркт» транспортного средства. Волна поломок стремительно двигается, беря свое начало от камер сгорания, на своем пути она «парализует» работу практически всех деталей двигателя, а также запчастей, которые его окружают.

Вследствие сильного перегрева, поршни начинают плавиться и прогорать, а расплавленный алюминий остается на стенках цилиндров, что делает ход поршней затруднительным и приводит к очень быстрому их износу. Под действием высоких температур, масло перегревается и теряет смазывающие свойства: все трущиеся детали выходят из строя, на коленчатый вал налипают расплавившиеся коренные и шатунные вкладыши, под действием поршня коленвал лопается на 2 части. И напоследок – «кулак дружбы», поршень пробивает стенку блока и двигателю приходит конец.

Порешь пробил блок и вылетел наружу

Порешь пробил блок и вылетел наружу

В видео ниже показано, к каким последствиям привел перегрев двигателя ВАЗ из-за безалаберности владельца автомобиля.

Какие могут быть причины перегрева двигателя?

Причин, из-за которых перегревается движок, очень много. При этом перегрев может произойти как снаружи, так и внутри мотора, а это еще хуже, так как определить внутренний перегрев двигателя довольно сложно. Он проявляется в резком снижении мощности, детонации и калильном зажигании, иногда появляются задиры поршней.

Внешний перегрев

Существует 7 наиболее распространенных причин внешнего перегрева как бензинового, так и дизельного двигателя:

  1. Если уровень охлаждающей жидкости ниже минимальной отметки, это прямая дорога к перегреву. Охладитель может просачиваться даже через микроскопические отверстия и оставлять после себя потеки под капотом либо следы под авто после не очень длительной стоянки. Опаснее всего, когда охлаждающая жидкость попадает в цилиндры и масло, это может быть причиной гидроудара и заклинивания коленчатого вала.
  2. Неисправности термостата, которые чаще всего вызваны потерей упругости подвижного элемента по причине скопившихся в охладительной системе отложений. Ввиду этого термостат не реагирует на изменения температуры жидкости, выходящей из мотора и жидкость может начать циркулировать по одному из контуров – малому либо большому. Если по малому, то перегревов не избежать, во втором же случае движок будет плохо прогреваться. В большинстве случаев, причиной проблем с подвижным элементом, является жесткая вода, в составе которой содержится много минералов и солей.
  3. Также перегрев мотора может вызвать плохое воздушное охлаждение генератора, из-за большого количества грязи на его ребрах. Загрязнение приводит к плохому обдуву генератора воздухом. Может барахлить вентилятор, если он электрический, нужно проверить температурный датчик. Если генератор вращается от коленвала, то следует проверить натяжение ремня и в случае необходимости натянуть его при помощи натяжителя ремня генератора.
  4. Продолжительная работа двигателя в нерасчетных режимах. При буксировке на двигатель идет очень большая нагрузка и он, соответственно, быстрее нагревается, а охлаждаться не успевает. Перегрев двигателя может произойти даже на холостых оборотах, например, во время продолжительного ожидания в пробках при заведенном моторе. Радиатор в этом случае охлаждается лишь за счет работы вентилятора, а встречным потоком воздуха не обдувается, а этого может быть недостаточно для полноценного охлаждения.
  5. Работа двигателя в условии детонации на протяжении длительного времени. Эта причина присуща только бензиновым моторам. В этом случае практически все детали подвержены износу. Множественные поломки гарантированы, причем происходит это все довольно быстро.
  6. Неправильно отрегулированная система зажигания либо впрыска. В результате момент окончания горения топлива превосходит момент открытия выпускных клапанов – т.е. топливо еще горит, а уже происходит выпуск. Это ведет к быстрому увеличению температуры отработавших газов. Большая часть тепла, к головке блока цилиндров, поступает от выпускной системы, а условия ее охлаждения сложные. Поэтому кипение охладителя практически неизбежно.
  7. Прогар выпускного клапана. За счет того, что в момент сгорания сквозь этот прогар пускаются на выпуск газы высокой температуры, повышается температура и деталей движка и отработанных газов.

Одна из самых элементарных причин перегрева двигателя - радиатор забит пылью и мусором. О нормальной работе системы охлаждения двигателя, в таком случае, говорить не приходится

Одна из самых элементарных причин перегрева двигателя — радиатор забит пылью и мусором. О нормальной работе системы охлаждения двигателя, в таком случае, говорить не приходится

Внутренний перегрев двигателя

Внутреннему перегреву могут способствовать 3 основные причины:

  1. Загрязненная камера сгорания. Эта причина наиболее характерна для автомобилей с большим пробегом. Когда двигатель порядком изношен, то его цилиндры потребляют большое количество масла, а масло, как известно, горит очень плохо. А если оно сгорает не полностью, значит – сворачивается и дает отложения в камере сгорания. Из выхлопной трубы выходит дым сизого цвета, но температурный датчик о повышенной температуре не сигнализирует. Особенно страшны эти отложения для бензиновых движков – они способствуют раннему или позднему калильному зажиганию.
  2. Отложения в полостях охлаждения. Эти отложения происходят от минеральных солей, которые выделяют тосол и вода. В некоторых случаях отложения могут перекрыть даже большую часть сечения каналов, чем сильно сокращают расход охладителя. Такие отложения, за счет того, что расход охладителя сократился, могут привести и к внешнему перегреву.
  3. Присадки, которые добавляются в масло, также могут вызвать перегрев. Некоторые из них способны наращивать металлокерамический слой на поверхности цилиндров, который похож на отложения в полостях охлаждения и в камере сгорания и является сильным теплоизолятором.

По каким признакам можно определить перегрев мотора?

Теоретически, о перегреве, должен сигнализировать датчик перегрева двигателя. Но на практике, следить за показаниями на датчике во время движения некогда и они остаются незамеченными, либо обнаруживаются уже поздно. Поэтому каждый водитель должен знать признаки перегрева двигателя, которые можно заметить, не отвлекаясь от дороги.

При недостаточном объеме охладителя в системе с отопителя в салон не будет подаваться горячий воздух, но это происходит непосредственно перед тем, как охлаждающая жидкость закипит.

Появились симптомы детонации – слышен характерный звонкий стук – тоже признак нагрева охладителя до критических температурных значений. Детонация проявляется при неправильном сгорании топлива в цилиндрах, а происходит это за счет того, что температура стенок камеры сгорания повышена.

Еще о перегреве двигателя свидетельствует потеря мощности и появление равномерного громкого стука. Если не остановиться и продолжать движение дальше, то последствия будут необратимыми.

Если остановиться и осмотреть головку блока цилиндров, то при перегреве на ней будут иметься видимые трещины или какие-либо другие деформации. Деформируется металлическая окантовка прокладки, а последняя, в свою очередь, может быть прогоревшей.

Расширительный бачок может указать на перегрев двигателя такими симптомами:

  • потемнения на стенках;
  • в антифризе видны плавающие темные хлопья.

Как избежать перегрева двигателя?

Существуют некоторые правила по защите двигателя от перегрева. Главное – это регулярная проверка уровня охлаждающей жидкости. Если видно, что ее уровень приближается к минимальному значению, то лучше всего долить охладитель – это позволит избежать множества проблем.

Следует время от времени проверять работоспособность термостата. Выполнить это довольно просто – необходимо определить теплый он или холодный. Для этого нужно всего лишь дотронуться рукой до радиатора. Если термостат холодный, значит он не работает и его необходимо ремонтировать. Термостат демонтируется и погружается в емкость, наполненную водой. После этого содержимое подогревается. При нагревании до 80°C, клапан термостата должен сработать. Если же все-таки не сработал, то придется покупать новый термостат.

Термостат автомобиля ВАЗ 2110. Как правило, замена термостата не занимает много времени

Термостат автомобиля ВАЗ 2110. Как правило, замена термостата не занимает много времени

Следует осматривать проходные каналы, они не должны быть суженными и иметь трещин, деформаций и других серьезных дефектов. Так как их сужение может привести к снижению теплоотвода от стенок движка, а через трещины, даже самые мелкие, будет просачиваться охлаждающая жидкость.

Не рекомендуется применять в качестве охладителя жесткую воду, так как она содержит большое количество минералов и солей. Лучше всего использовать тосол, в крайнем случае – мягкую воду. Примером мягкой воды является дистиллированная вода, дождевая, с горных рек. Жесткая вода – грунтовая и морская.

Нужно изредка проверять систему охлаждения на герметичность, в особенности ее верхнюю часть. В охладительную систему не должен подсасываться воздух, так как это может привести к падению в системе давления, вплоть до атмосферного.

Также нужно следить за исправной работой вентилятора, так как если он остановится, может произойти тепловой удар двигателя.

Перегрев двигателя не приведет ни к чему хорошему. В результате перегрева происходит излишнее обогащение топливной смеси, а это повышенный расход топлива и затруднительный повторный запуск мотора.

Источник http://autoglim.ru/the-engine-cooling-system/consequences-of-engine-overheating-why-the-car-engine-overheats/
Источник http://avtofirst.ru/prichiny-i-posledstviya-peregreva-dvigatelya.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: