Пусковой ток аккумулятора автомобиля: таблица

 

Понятие пускового тока аккумулятора автомобиля

Автор: Максим Марков

Дата: 2016-12-26

Пусковой ток аккумулятора автомобиля это серьезный параметр любой АКБ, который определяет ее мощность, и именно от него зависит возможность запуска двигателя автомобиля в любое время года. Некоторые водители не знают, что значит такое понятие, как пусковой ток, и выбирают слабые батареи, что приводит к их быстрой порче. Поэтому чтобы такого не происходило, АКБ нужно выбирать тщательно, а как это делать, будет рассказано ниже.

  • Понятие пускового тока
  • Как подобрать необходимый аккумулятор
  • Как рассчитывается пусковой ток

Понятие пускового тока

Автомобильный аккумулятор представляет из себя, сложное устройство, которое должно выполнять две основные функции:

  • накопительную – то есть собирать в электричество;
  • генераторную – то есть, в нужный момент использовать накопленный ток, для запуска двигателя, а также поддержания работы осветительных приборов, если генератор и стартер не работают.

Такие функции аккумуляторной батареи требуют от современных производителей, а также автомобилистов тщательного подхода к производству и выбора такой батареи.

Для легковых автомобилей, объемы двигателей которых, не имеют большого объема, используются стандартные аккумуляторы, имеющие 6 параллельно соединенных между собой емкостей (банок). Они состоят из свинцовых пластин, а также специального пористого напыления, залитых электролитом (кислотой). Каждая емкость выдает напряжение в 2 вольта, а вместе они дают 12 вольт.

Но есть еще один показатель, который называется пусковой ток аккумулятора. По сути, это емкость аккумулятора, то есть возможность накапливать электричество, которого будет достаточно, для того чтобы запустить стартер. Он в свою очередь должен раскрутить маховик автомобиля, и привести в движение цилиндры, которые будут сжимать топливо до 13-15 атмосфер, а искра воспламенять его.

Аккумулятор Energy

По общепринятым показателям, считается, что емкости батареи должно хватить для того, чтобы непрерывно крутить стартер вместе с маховиком на протяжении одного часа. После этого неминуемо наступает полная разрядка батареи.

Для того чтобы завести мотор, понадобится 30 секунд, и именно в данный промежуток времени, АКБ должен выдать максимальную силу тока. При этом, пока будет максимальная отдача, напряжение падает до 6 вольт, а затем восстанавливается.

По принятым международным стандартам, минимальная мощность пускового тока для бензиновых двигателей должна быть не менее 300 ампер в час (при работе АКБ на протяжении 30 секунд), а для дизельных 350-400 ампер в час (при работе аккумулятора 30 секунд). Естественно, что эти показатели рассчитаны, если температура воздуха не падает больше -18 градусов.

Разобравшись в том, что такое пусковой ток, можно переходить к разновидностям современных аккумуляторных батарей.

Важно знать, что, несмотря на одинаковые параметры АКБ, они могут иметь различные показатели пускового тока. Зависит это от производителей, а также используемых ими материалов. Например, самыми качественными считаются аккумуляторы, в производстве которых используется очищенный свинец, а также большое количество пластин из этого металла.

Как подобрать необходимый аккумулятор

Перед тем, как отправится в магазин за аккумулятором, водителя должны выучить некоторые параметры, а также особенности их выбора.

Для того чтобы подобрать аккумулятор , водителя должны владеть следующей информацией.

  1. Какой пусковой ток в нем заложен . Почти все производители указывают данный параметр на этикетке, которую можно увидеть на аккумуляторе. В зависимости от страны производителя, на ней будет стоять определенная аббревиатура. Более подробно это будет приведено ниже в виде таблицы. Некоторые производители указывают параметры в прилагающейся к батарее книжке.
  2. Какой двигатель такая батарея сможет завести . АКБ отдельно производятся для бензиновых и дизельных двигателей. Вызвано это тем, что для дизельных агрегатов, сила пускового тока должна быть больше, чем для бензиновых, так как в первом варианте, топливо подвергается давление в 30 атмосфер, а не в 15.
  3. На какие температуры рассчитана АКБ . При зимних температурах, масло в моторах начинает сгущаться, поэтому чтобы его завести аккумулятору требуется большей силы тока. Многие производители тестируют свои изделия, при показателях – 18 градусов. С каждым опусканием температуры, на 3 градуса, АКБ требуется на 30% больше своей номинальной мощности, чтобы прокрутить маховик, и заставить двигатель завестись. В условиях сильных морозов, пусковой ток должен быть намного больше штатного.

Важно знать, что для дизельных двигателей, в условиях зимнего времени, требуются мощные АКБ, поскольку не всегда в автомобилях может использоваться специальное, стойкое к морозам дизельное топливо.

Как рассчитывается пусковой ток

Магазин аккумуляторов

Многие аккумуляторы, имеют номинальную мощность, которая на них указывается. Это могут быть показатели 55 ампер, 60 и более. Если в аккумуляторе 6 емкостей, каждая из которых выдает по 2 вольта, значит АКБ, которая имеет 55 ампер, выдаст пусковой ток в 300 ампер.

Вам будет интересно  Как зарегистрировать замену двигателя автомобиля?

Вот как измерить параметры электричества, которое выдаст батарея для запуска мотора машины.

Но, как уже было указано выше, производители всегда указывают данный показатель.

Теперь перейдем к обозначениям пускового тока, которые используются современными производителями.

Таблица пускового тока

Если привести пример обозначения, то он будет выглядеть следующим образом. Аккумуляторная батарея выпущена в странах Европейского союза, при этом сила ее стартерного тока равняется 350 амперам в час. Значит, обозначение данного показателя будет такое – EN 350.

С учетом того, что большинство производителей, отправляют свою продукцию в разные страны, то порой может встречаться такая маркировка – EN SAE 350.

Многие зададутся вопросом, а на что влияет такая маркировка. Прежде всего, это говорит, о том, в какой стране выпущена АКБ, а также то что, она проходила испытание при минус 18 градусах по Цельсию.

Водителям, которые управляют своим автомобилем в регионах, где температура может падать ниже данной отметки, следует задуматься о том, что указанная мощность стартерного тока, им может не подойти, так как либо двигатель не будет заряжаться, либо АКБ, испытывая постоянные сильные нагрузки, быстро придет в негодность. Из этого следует, что лучше выбрать батарею мощней.

Некоторые водители, считают, что если купить мощную АКБ, сила стартерного тока которой будет значительно превышать показатели двигателя, то может сгореть стартер. Это миф. Ничего такого не произойдет. Единственно, что ждет таких автомобилистов, это то, что мотор будет заводиться быстрей, при этом в любое время года, и при любой температуре.

Для того чтобы батарея прослужила долго , также следует постоянно проверять объем находящего в ней электролита, и по возможности доливать его после каждой зарядки. О том, как долить электролит, будет рассказано более подробно.

Каждая АКБ состоит из 6 емкостей, как было сказано выше. При этом они соединяются между собой только проводками (параллельно). Поэтому чтобы залить туда электролит, необходимо открыть специальные пробки на каждой банке, и с помощью лейки залить его до специальных меток. Если их нет, значит до уровня, чтоб не было видно свинцовых пластин.

Аккумулятор Восток

Вместо электролита можно использовать специально подготовленную дистиллированную воду. Ни в коем случае нельзя наливать воду с крана, это приведет к порче АКБ.

Важно знать, что при выборе АКБ большое внимание необходимо уделять производителям. Бывают случаи, когда батареи с одними показателями (например, 60 ампер) выдают разные пусковые силы тока. Все зависит от материала, из которого они изготовлены. Качественные АКБ изготавливаются из очищенного свинца, и это обязательно указывается в технической документации.

Пусковой ток, которым обладает любой аккумулятор, это величина, которая позволяет накопившемуся заряду, на протяжении короткого времени (30 секунд), выдать максимальную мощность. Ее должно хватить для запуска стартера и маховика двигателя автомобиля.

Пусковой ток АКБ автомобиля: что это такое, как измерить, от чего зависит

  • 1 Что такое пусковой ток автомобильной аккумуляторной батареи
  • 2 От чего зависит ПТ аккумуляторной батареи
  • 3 Методы проверки ПТ
  • 4 Можно ли использовать АКБ с большим значением пускового тока
  • 5 Допустимо ли покупать автоаккумулятор с малым значением пускового тока
  • 6 Правила подбора АКБ по пусковому току
  • 7 Таблица оптимальных показателей пускового тока автомобильных аккумуляторов

Большинство автовладельцев при покупке аккумуляторной батареи ориентируется только на такой показатель, как его ёмкость, совершенно не обращая внимания на параметр, обозначаемый как «пусковой ток».

Пусковой ток аккумулятора автомобиля

И совершенно напрасно! Если «пусковые показатели» АКБ подобраны неверно, с большой вероятностью она прослужит гораздо меньше заявленного ресурса, и уже в первую зиму вы будете испытывать сложности с пуском силового агрегата в морозы.

Что такое пусковой ток автомобильной аккумуляторной батареи

Под пусковым током следует понимать максимальное значение силы тока, которую АКБ способна отдавать на протяжении короткого временного интервала. Среднее значение тока для запуска мотора – порядка 250-270 ампер, и это на самом деле очень большая величина. Для легковых автомобилей используются батареи ёмкостью 55-60 А/ч, что в 4-5 раз меньше требуемого пускового тока. Но показатель ёмкости – это часовой показатель, а на протяжении интервала до 30 секунд аккумулятор способен выдавать значения, соответствующие паспортным.

Вам будет интересно  На каком пробеге менять масло в двигателе, чтобы Ваш автомобиль остался доволен? Как часто менять моторное масло в двигателе? Через какой срок менять масло в двигателе

Это значит, что пусковой ток аккумулятора при пуске силового агрегата достигает требуемых значений, но ели крутить стартер слишком долго, его ёмкость быстро уменьшится до значений, когда потребуется подзарядка.

В южных регионах России значение пускового тока АКБ не столь критично. Зимы здесь мягкие, отрицательные температуры – большая редкость. А значит, моторное масло не загустевает, и среднестатистический автомобильный аккумулятор легко справляется со своими задачами. Другое дело – районы, где зимы суровые, где морозы нередко опускаются ниже 15 градусов, а масло превращается в субстанцию, напоминающую кисель. Чтобы завести двигатель в таких условиях, требуется гораздо больше усилий, и от значения пускового тока зависит очень многое.

Для запуска мотора автомобиля при +5°С нужен пусковой ток порядка 200 А, при -15°С – 250-270 А. И если ваш аккумулятор не способен выдавать такие значения, у вас будут большие проблемы.

Физически пусковой ток можно выразить следующей формулой: P=UI, где U – напряжение, выдаваемое аккумулятором (порядка 12 вольт), I – сила тока, а P – мощность. Поскольку напряжение – величина постоянная, то с ростом мощности должно расти и мгновенное значение тока, в нашем случае – пускового.

Показатель пускового тока АКБ автомобиля

От чего зависит ПТ аккумуляторной батареи

Очень немногие автовладельцы при покупке АКБ обращают внимание на показатель пускового тока. Между тем он может варьироваться в довольно широких пределах, порядка 30-40%, причем особенно большая разница замечена между изделиями китайского и европейского производства. Возникает вопрос: в чём причина таких расхождений?

Ответ прост, в применяемых технологиях:

  • очищенный свинец, даже в кислотных батареях, способствует быстрой зарядке, пластины из свинца низкого качества с большим количеством посторонних включений и заряжается, и отдаёт заряд медленнее, обеспечивая меньшее значение ПТ при той же ёмкости;
  • чем больше пластин, тем лучше. Европейские производители размещают в одной банке 5 пластин, китайцы – только 4 при одинаковых габаритах корпуса;
  • европейские изделия за счёт меньшей толщины пластин вмещают большее количество электролита, что положительно сказывается на величине пускового тока;
  • некачественные АКБ отличаются не лучшей герметичностью, что способствует потере электролита и уменьшению характеристик батареи.

Разумеется, имеет значение и качество изготовления, и порядочность компании-производителя (имеется в виду умышленное завышение показателей).

Современные гелевые и AGM аккумуляторы являются рекордсменами по ПТ, который в некоторых моделях достигает значений в 1000 А, отдаваемых на протяжении 30 секунд.

Отметим, что во время запуска двигателя напряжение, выдаваемое автоаккумулятором, снижается до 9 вольт – это нормально, поскольку сила тока вырастает намного больше. Как только мотор запустится, напряжение вернется в норму, а потраченный при пуске заряд будет восстановлен генератором. Снижение пускового напряжения до 6 вольт свидетельствует о том, что аккумулятор находится на последнем издыхании, и скоро придётся его менять.

Пластины для аккумулятора автомобиля

Методы проверки ПТ

Можно ли доверять цифрам, которые указывает производитель? Дело сугубо индивидуальное. Аккумуляторы малоизвестных брендов действительно стоит исследовать. Но как проверить пусковой ток аккумулятора самостоятельно, ведь, как мы выяснили, эта характеристика очень важна?

Существует несколько способов сделать это с использованием «народных» методов, но, признаемся честно, все они не отличаются высокой точностью – для этого нужно использовать дорогостоящее профессиональное оборудование.

Мультиметр для этих целей не годится, и вы не найдёте в сети описание, как измерить таким прибором пусковой ток аккумулятора. Дело в том, что мультиметр не рассчитан на измерение тока номиналов в несколько сотен ампер – если и есть отдельные модели, которые в состоянии сделать это, то они будут слишком дорогими.

Так что придётся использовать менее точные методы:

  • посредством нагрузочной вилки, представляющей собой вольтметр, оснащённый добавочным сопротивлением. Нагрузочная вилка при подключении к клеммам АКБ выступает в качестве нагрузки, заменяя бортовую сеть машины;
  • токоизмерительными клещами. Это самый доступный прибор для измерения пускового тока автомобильного аккумулятора, ему большой ампераж не страшен;
  • «дедовская» проверка заключается во включении ближнего света на автомобиле. Если яркость свечения лампы не меняется на протяжении 5-10 минут, можно говорить, что АКБ исправен. Таким способом можно отсечь заведомо проблемный аккумулятор при его покупке;
  • проверка «на слух» в принципе осуществляется каждый раз, когда мы заводим машину. Если топливная система в исправном состоянии, то мотор должен запуститься за 2-4 секунды. Когда на это уходит более 10 секунд, можно говорить, что его пусковой ток недостаточен.

Токоизмерительные клещи для аккумулятора автомобиля

Можно ли использовать АКБ с большим значением пускового тока

Существует мнение, что если пусковой ток аккумулятора намного больше штатного, его использование может привести к выходу из строя отдельных компонент бортовой сети. На самом деле подобные слухи не имеют под собой никаких оснований и свидетельствуют о непонимании законов физики.

Вы можете установить на свой автомобиль хоть батарею от КамАЗа. При пуске мотора стартер все равно сможет потреблять только ток, которого достаточно для проворачивания коленвала.

Самая важная причина, почему на легковые авто не устанавливают мощные батареи – это дефицит места в подкапотном пространстве, особенно на авто последних поколений, где важен каждый сантиметр. В принципе на вазовской классике найти место для грузового аккумулятора можно, но тут в силу вступает второй фактор – стоимостной.

Вам будет интересно  Двигатель ЗИЛ 130: Тюнинг, технические характеристики и устройство

АКБ повышенной мощности обычно применяют, когда штатный полностью разряжен – такое практикуется на многих СТО и даже в сервисных центрах, что свидетельствует о безопасности их использования. Образно говоря, если вас волнует вопрос, на что влияет пусковой ток автомобильного аккумулятора, то ответ будет простым: хватит ли этого значения для пуска мотора. В продаже есть батареи на 180 А/ч с довольно компактными габаритами, оснащаемые специальными проводами для облегчения нештатного пуска силового агрегата.

Допустимо ли покупать автоаккумулятор с малым значением пускового тока

А вот здесь ситуация прямо противоположная. Очень многие автовладельцы при покупке новой батареи обращают внимание на ёмкость, выбирая из подходящих пусковых устройств самые дешёвые. Как правило, они пребывают в уверенности, что низкая цена обусловлена исключительно качеством и это плата за менее известный бренд. В этом кроется только часть правды – если присмотреться, то можно заметить вполне прослеживаемую закономерность: чем выше значение пускового тока, тем больше цена.

Так что дешёвое изделие наверняка будет характеризоваться небольшим значением ПТ, и если оно окажется меньше требуемого, стартер при пуске двигателя будет вращаться с меньшей скоростью. В итоге, не набрав необходимое количество оборотов, мотор не запустится.

Отметим, что показатель пускового тока, равно как и ёмкости батареи, всегда указывается на лицевой стороне и в большинстве случаев – рядом. Проблема в том, что АКБ с низким значением пускового тока летом будет справляться со своими задачами, требуя большего времени вращения стартера, что отрицательно скажется на его долговечности. Но как только грянут морозы, вы сразу почувствуете, какой промах совершили, попытавшись сэкономить.

Зависимость величины пускового тока от мощности автомобиля

Правила подбора АКБ по пусковому току

Часть автомобилистов, отправляясь в магазин за новой батареей, просто переписывает характеристики старой. Опасность такого способа заключается в том, что предыдущая АКБ не обязательно соответствовала вашему авто.

  • объём силового агрегата, зависимость – прямо пропорциональная: чем больше литраж, тем больший пусковой ток;
  • тип силового агрегата: дизельные моторы запускаются труднее, поэтому для них подбирают устройство с большим значением ПТ, чем для бензинового с таким же литражом;
  • для карбюраторных систем пуска можно брать батарею с меньшим значением пускового тока, поскольку в данном случае её энергия будет тратиться только на прокрутку стартера, а в инжекторных моделях – ещё и на работу электроники;
  • температура наружного воздуха. Параметр сезонный, но важный: чем ниже температура, тем больший ток требуется для успешного пуска двигателя из-за загустевания моторного масла, для прогона которого по магистрали требуется больше усилий;
  • тип/модель стартера. Моделям последних поколений требуется меньше тока, чтобы вращать коленвал. Что обусловлено совершенствованием их конструкции и использованием более эффективных материалов (новые сплавы позволяют сделать обмотку тоньше, а сам стартер – компактнее и мощнее).

Виды стартеров автомобиля

Поскольку некоторые из перечисленных факторов непредсказуемы (например, температурный), то подбирать автоаккумулятор следует с некоторым запасом по пусковому току.

Таблица оптимальных показателей пускового тока автомобильных аккумуляторов

В интернете при желании можно найти универсальную таблицу, в которой отражены основные характеристики аккумуляторных батарей, включая количество пусков мотора. Поскольку нас интересует именно последний параметр, приведём соответствующие значения для нескольких наиболее распространённых стандартов:

EN 60095 – 01, ГОСТ 0599 – 2002 DIN 043559, ГОСТ 0599 – 91 SAE J537
280 170 300
330 220 350
360 255 400
420 255 450
480 280 500
520 310 550
540 335 600
600 365 650
640 395 700
680 420 750
  • EN (Europa Norm) – европейский стандарт, при расчёте которого аккумулятор разражается до 7,5 А на протяжении 10 секунд при температуре окружающей среды -18°С;
  • DIN – стандарт, принятый в Германии (Deutsche Industrie Norm), предусматривает разряд батареи до 9 В на протяжении 30 секунд при такой же температуре;
  • стандарт SAE принят в США, предполагает разряд аккумулятора до 7,32 В на протяжении 30 секунд при температуре -18°С.

Таблица зависимости объёма мотора от ёмкости АКБ:

Источник Источник http://carsmotion.ru/ustrojstvo/puskovoj-tok-akkumulyatora-avtomobilya.html
Источник Источник http://drivertip.ru/osnovy/chto-takoe-puskovoj-tok-akkumulyatora-avtomobilya.html

X
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: