Оснащение салона автомобиля

Оснащение салона автомобиля

Хорошее оснащение салона вызывает у водителя и пассажиров приятное ощущение уюта. Кроме того, при разумном исполнении оно способствует повышению пассивной безопасности салона. Поэтому внутреннее оснащение салона должно быть продуманным и со вкусом оформленным.

Оснащение салона автомобиля

Чтобы обеспечить выполнение требований по безопасности, к основным внутренним деталям предъявляются определенные законодательные положения. Эти предписания направлены на уменьшение травматизма при ударе о внутренние детали салона. Не останавливаясь на изложении подробностей, заметим, что в нормативах указываются зоны удара, которые должны иметь определенную способность рассеивать энергию (например, панель приборов). Кроме того, для выступающих деталей (например, подлокотников, ручек) оговариваются минимальные габаритные размеры и радиусы закруглений.

К внутреннему оснащению относятся следующие важнейшие детали:

  • обивка дверей и боковин, подлокотники;
  • обивка стоек дверей и крыши;
  • обивка потолка;
  • панель приборов, вещевые ящики;
  • контрольные приборы, выключатели и кнопки;
  • внутренние ручки дверей, стеклоподъемников, механизмов регулировки положения сидений, рычаг переключения коробки передач, ручки управления на панели приборов, противосолнечные козырьки, зеркала заднего вида и т. д.;
  • покрытия пола (коврики), изоляция.

Предложения по форме почти всех этих деталей предварительно вносят дизайнеры. Не стоит напрасно бороться с их попытками по общей стилизации и улучшению интерьера до тех пор, пока ими не будут устранены стилистические огрехи и учтены требования, предъявляемые к функциональности деталей, а также изложенные в упомянутых предписаниях. Плодотворные результаты в этом приносит тесное сотрудничество дизайнеров и инженеров-кузовщиков. Ниже приведены важнейшие данные по конструкции перечисленных выше узлов и деталей.

Обивка дверей и боковин, подлокотники

Обивка дверей не только закрывает внутренний каркас и механизмы замков и стеклоподъемников, но и функционально необходима для шумо- и теплоизоляции; при боковых столкновениях она может способствовать лучшему распределению энергии удара. Как правило, обивка состоит из панели, формованной из атмосферостойкого картона или синтетического материала, сверху которой положена полиуретановая прокладка, покрытая искусственной кожей, украшенной тиснеными узорами или металлическими молдингами. Для этих материалов чрезвычайно важна устойчивость к воздействию влажной среды, так как внутри дверей и боковин нередко скапливается влажный воздух, а иногда даже вода (конденсат). Через обивку к внутренней панели двери или каркасу крепятся подлокотник (если он не выполнен в самой обивке) и детали привода различных механизмов (ручка открывания двери, кнопка блокировки замка, ручка стеклоподъемника); сама обивка крепится с помощью скоб или пластмассовых пружинных зажимов и нескольких винтов, которые легко отвинчиваются. В настоящее время подлокотники изготовляют литьем под давлением из пенопластмасс с жестким каркасом, а сверху покрывают оболочкой из искусственного материала, похожего на кожу. Отличительной чертой будущих дверей станет то, что внутренняя обивка (облицовка) двери благодаря встроенному подлокотнику и элементам защиты от бокового удара будет несущей деталью конструкции двери.

Облицовка стоек дверей и крыши

Облицовка стоек служит не только для того, чтобы скрыть сварные швы и стыки, но и для того, чтобы своей мягкостью способствовать лучшему распределению энергии удара при авариях. Облицовка не может поглощать большое количество энергии, поэтому она поглощается при деформации стальных деталей, расположенных под облицовкой. Облицовка чаще всего состоит из полос пеноматериала толщиной 3—5 мм, покрытых искусственной кожей, которые приклеиваются к стальным деталям. Особо тщательно следует проектировать обивку поперечин крыши, поскольку они видны изнутри. Это относится, например, к поперечине над ветровым стеклом, большая площадь сечения которой требуется для крепления различных внутренних деталей (противосолнечных козырьков, внутреннего зеркала заднего вида), а также для обеспечения достаточной жесткости кузова в случае переворота автомобиля на крышу.

Обивка крыши должна не только закрывать голую или оклеенную шумоизоляционными прокладками крышу вместе с рамами, усилителями и поперечными дугами безопасности, но и защищать салон от воздействия тепловых лучей и способствовать поглощению отраженных звуковых волн. Чтобы обивка крыши обладала свойствами поглощающего фильтра, ее чаще всего изготовляют из перфорированного материала, обычно из синтетического или текстильного полотна. В целях получения эстетического интерьера предпочтение следует отдавать светлым тонам обивки. При наличии люка в крыше, когда в конструкцию крыши входит выступающая внутрь направляющая рама, часто с острыми краями, обивка крыши под ней должна быть выполнена весьма тщательно, чтобы исключить получение правм в случае дорожно-транспортного происшествия.

Натяжка обивки потолка, имеющего сложную пространственную поверхность, с помощью натяжительных дуг из стальной проволоки является своего рода искусством. Необходимо обеспечить надежное крепление обивки крыши, особенно при наличии люка в крыше, так как вследствие воздушных потоков, создающих разность давлений, возникают силы, стремящиеся порвать материал обивки.

Панель приборов («поперечина салона»), вещевые ящики, рукоятки и рычаги

Панель приборов, а правильнее было бы ее назвать поперечиной салона, по своей структуре является важным элементом несущего каркаса кузова. Поэтому в настоящее время происходит отделение несущей функции панели от функции держателя приборов и др. Панель приборов чаще всего выполняют в виде большой пластмассовой детали, которую либо приклеивают, либо крепят с помощью пружинных зажимов или другим способом к стальному каркасу. В состав панели входят щиток приоров и другие детали (например, перчаточник). Облицовку образует деталь, фqpмyeмaя из полиуретана, с твердым покрытием, на котором выполняются тиснения и узоры, а также другие необходимые элементы. Пластически деформируемая пластмасса лучше всего подходит для уменьшения пиковых нагрузок, возникающих при столкновении. Общепринято и целесообразно приборы утапливать и защищать козырьком, чтобы на поверхности стекол не образовывались блики. Матовая, чаще всего темная, поверхность препятствует появлению бликов и зеркальных отражений на ветровом стекле. Приборы и важнейшие рукоятки и рычаги механизмов управления должны располагаться в зоне видимости и досягаемости водителя.

Выключатель очистителя и омывателя стекла, а возможно, что и кнопка звукового сигнала, могут входить в состав подрулевого переключателя.

На правой стороне панели приборов должен быть расположен большой вещевой ящик или карман (если для принадлежностей не предусматривается затираемый ящик). В центре панели располагаются рычаги управления системой отопления и вентиляции, ручки радиоприемника и центральный дефлектор свежего воздуха, а также другие приборы (например, часы), которыми можно пользоваться как с места водителя, так и с места сидящего рядом пассажира.

При оформлении крышки вещевого ящика требуется особая тщательность, так как необходимо исключить возможность самооткрывания крышки при аварии, поскольку это может повлечь тяжелейшие повреждения коленных суставов. По этой причине для крышки следует применять поворотный замок, который не открывается под воздействием сил инерции, возникающих при столкновении.

Множество общепринятых в настоящее время приборов, а также ручных органов управления, для размещения которых требуется много места, побуждают конструкторов искать другие решения, отличные от современного щитка приборов, чтобы поперечина салона была более функциональной, служила как несущим элементом, так и элементом пассивной безопасности. Поиски такого решения предполагают существенное уменьшение шкальных приборов или их объединение.

Еще недавно объемистая панель приборов с многочисленными выключателями и кнопками являлась предметом особой гордости заводов-изготовителей и владельцев автомобилей; кажется, это время может вновь вернуться. И в настоящее время размещение и оформление этих элементов салона является излюбленным полем деятельности «стилистов». Конечно, богато оснащенная панель приборов создает приятное впечатление, однако в увеличении числа контрольных приборов необходимо вовремя остановиться. Чтобы не перегружать внимание водителя, нужно предусматривать минимально возможное количество приборов и ручных органов управления, тогда ими будет легче пользоваться. Какие указательные и контрольные приборы предписано иметь обязательно, а какие могут устанавливаться по желанию?

Для контроля эксплуатационных режимов движения необходимо иметь следующие приборы:

  • спидометр со счетчиками общего и суточного пробега;
  • контрольную лампочку указателей направления движения (сигнализаторов поворота);
  • контрольную лампочку света фар — дальнего или стояночного;
  • указатель запаса топлива, желательно с контрольной лампочкой, лучше с указателем расхода топлива.

Желательно наличие следующих приборов:

  • радиоприемника-автомата, передающего информацию о дорожной обстановке (радиодекодера);
  • указателя температуры внешней среды;
  • предупредительной сигнализации об уменьшении минимально допустимой дистанции до объектов, находящихся на дорожном полотне .

Для контроля работоспособности автомобиля необходимо иметь следующие приборы:

  • прибор, контролирующий температуру в системе охлаждения двигателя;
  • контрольную лампочку заряда aккyмyлятqpнoй батареи;
  • контрольную лампочку давления масла в системе смазки двигателя;
  • контрольную лампочку, сигнализирующую о включении электрообогрева заднего стекла;
  • контрольную лампочку, сигнализирующую о включении противотуманных фонарей;
  • контрольную лампочку системы аварийной сигнализации.

Желательно наличие следующих приборов:

  • тахометра (только при механической щробке передач);
  • контрольной лампочки включения стояночного тормоза (при установке автоматической щробки передач — обязательна);
  • часов, желательно с отметкой времени (таймер);
  • индикатора, указывающего давление масла, вольтметра;
  • контрольной лампочки выхода из строя тормозного контура, контрольной лампочки минимального уровня тормозной жидкости, индикатора износа тормозных накладок.

Необходимо иметь следующие элементы ручного управления автомобилем:

  • выключатели наружного освещения, подсветки приборов, указателей поворота, аварийной сигнализации, очистителя и омывателя стекол, дальнего и ближнего света фар, противотуманных фонарей, обогрева стекла, электропривода механизма регулировки положения сиденья, стеклоподъемника и т. д.;
  • органы управления и выключения системы вентиляции и отопления или кондиционера;
  • ручку привода воздушной заслонки карбюратора (если не предусмотрена автоматика).

Стояночный тормоз, чаще всего ручной, как и замок зажигания, в узком смысле относятся к простейшим элементам управления. Рычаг переключения механической или автоматической коробки передач не относится к указанным выше деталям, его следует отнести к сложным органам системы управления. Несмотря на сведение до минимума числа приборов и выключателей их остается в списке все еще довольно много. Большинство контрольных приборов предназначено только для водителя, поэтому они должны располагаться компактно в зоне видимости и досягаемости водителя. Ручку привода воздушной заслонки карбюратора и замок зажигания следует размещать в таком месте, чтобы ими можно было пользоваться одновременно (правой и левой руками).

Индикаторные лампочки применяют в том случае, когда необходимо осуществить только контроль срабатывания или функционирования, а числовые значения не нужны (например, контрольные лампочки габаритных огней, ручного тормоза, указателей поворота).

Индикаторы со шкалами применяют в том случае, когда необходимо проследить изменение режима эксплуатации автомобиля (например, скорости, температуры охлаждающей жидкости, запаса топлива). В этом случае предпочтение следует отдавать стрелочным приборам, обладающим лучшей читаемостью.

Все измерительные приборы в темное время суток должны освещаться с постоянной или регулируемой яркостью. Днем и в темное время суток на поверхности стекол не должно быть бликов, что достигается путем наклонной установки приборов или придания вогнутой формы стеклам приборов.

Обязательное наличие контрольной лампочки выхода из строя тормозного контура или контрольной лампочки минимального уровня тормозной жидкости предписано в некоторых странах (США, Правила ЕЭК ООН). Это требование необоснованно, так как проверка тормозной системы относится к обязательному текущему осмотру автомобиля владельцем (водителем), и при периодическом контроле наступление отказов можно предотвратить.

Контрольные приборы следует размещать и группировать в соответствии с их назначением, таким образом, чтобы положение приборов не запутывало водителя. Важнейшие измерительные приборы вместе с контрольными лампочками в настоящее время объединяют в одном корпусе с электрическими разъемами, подсветкой и т. д., который входит в панель приборов в качестве отдельной сборочной единицы (комбинация приборов). Из опыта известно, что белые цифры на черном фоне лучше заметны, а в ночное время меньше блестят, чем черные цифры на белом фоне. Щиток приборов не должен иметь светлых деталей, а благодаря матовой черной окраске не должен отражаться в ветровом стекле.

Чтобы компактно разместить многочисленные выключатели, некоторые из них объединяют: например, выключатель очистителя и омывателя стекла встроен в рычажный переключатель указателя направления движения, этим же рычагом осуществляются переключение дальнего и ближнего света фар и световая сигнализация фарами. Однако не следует слишком усердствовать в объединении выключателей, поскольку из-за этого увеличивается вероятность совершения ошибки при пользовании ими. Положение рычага переключения указателей поворота следовало бы стандартизировать, он должен располагаться слева под рулевым колесом, и поблизости от него не должно быть второго рычага. Переключатели света фар (стояночный, ближний и дальний свет) и освещения приборов можно скомбинировать, но таким образом, чтобы переключение света фар осуществлялось поворотом рычага , а не смещением его вверх или вниз. Для систем аварийной сигнализации и обогрева стекла, противотуманных фонарей имеются отдельные выключатели, внутрь которых часто встраиваются контрольные лампочки.

Для многих органов управления и контрольных лампочек опознавательные символы уже нормированы (частично в стандарте ИСО 2575/1976), нормированы и цвета светофильтров контрольных лампочек, причем красный может использоваться только для указателей опасности или повреждения, а голубой — для указателя дальнего света. Эти унифицированные символы и цвета предписываются Правилами ЕЭК ООН (в основном сохранены обозначения, используемые в федеральных стандартах США). Наличие большого числа контрольных приборов, особенно с их современными габаритами, создает значительные затруднения при размещении их в относительно небольшом объеме щитка приборов, Это привело к созданию дополнительной консоли, излишность которой вызывает желание искать новые решения по уменьшению числа приборов и их габаритных размеров, без ухудшения считывания информации и снижения потребительской ценности приборного щитка. Путь к таким решениям открывает электроника. В электронных вычислительных устройствах и часах информация выдается на чрезвычайно компактных цифровых индикаторных дисплеях (например, жидкокристаллических). Они пригодны для всех индикаторов, применяемых в автомобиле, и обладают одним существенным преимуществом: не нуждаются в механическом приводе и могут получать сигналы управления по электропроводам. Могут также использоваться индикаторы на базе светодиодов, это позволило бы уменьшить объем, занимаемый приборами. Применение электронной техники на полупроводниках также ведет к новым стилистическим решениям приборов.

Новую индикаторную технику можно оптимизировать, если приборы и контрольные индикаторы объединить в один комплексный дисплей, который по первому требованию выдает информацию о возможных опасных неисправностях или нарушениях в системах автомобиля.

При размещении приборов следует принимать во внимание объем, занимаемый мини-ЭВМ, обеспечивающей работу дисплея, и объем, необходимый для прокладки многожильных пучков проводов. Кроме того, следует учитывать тот факт, что может потребоваться установка приборов для контроля за процессом движения (например, прибор, сигнализующий об уменьшении минимально допустимой дистанции). Со временем, возможно, будет предусмотрена обязательная установка их. Хотя размещение таких приборов несколько упрощается, так как индикатор отдален от датчиков и микропроцессора и соединен с ними только электрическим пучком, однако, учитывая постоянный рост количества дополнительных электронных приборов, нельзя недооценивать значения проблемы размещения их на автомобиле.

Внутренние механизмы, противосолнечные козырьки, зеркала заднего вида

Конструкция внутренних механизмов двери, ручек стеклоподъемников, кнопок и включателей важна не только в функциональном отношении, она должна удовлетворить действующим стандартам безопасности США и подготовленным в Европе Правилам ЕЭК ООН. Эти детали должны располагаться утопленно, или для предотвращения удара о них, детали следует защитить (например, закрыть подлокотниками).

В настоящее время ручки органов управления и стеклоподъемников формуются преимущественно из пластмассы с металлическим каркасом, они обладают достаточной прочностью, при ударе упруго деформируются и в противоположность металлическим деталям не ломаются. Другие ручные органы управления, например ручку привода воздушной заслонки карбюратора, ручки управления системой отопления и вентиляции, во избежание бесконтрольной установки в произвольном положении следует выполнять в виде поворотных рычажков, а не в виде вращающихся ручек, так как их положение должно точно указывать на положение рабочих органов, кроме того, они должны обеспечивать передачу больших усилий, необходимых для управления механизмами. Кнопки следует выполнять из мягкого материала. Ручки механизма регулировки положения сиденья должны обеспечивать передачу больших усилий, необходимых для за них нельзя было зацепиться и получить травму. Замок зажигания вместе с противоугонным устройством по функциональным соображениям должен располагаться рядом с рулевой колонкой, в верхней ее части. При размещении замка зажигания следует добиваться того, чтобы он располагался вне зоны возможного удара коленей о него.

По указанным выше причинам замок зажигания нельзя располагать на панели приборов или в заглублении, так как это затруднило бы пользование им. Широко применяемый в настоящее время ключ замка зажигания с мягкой головкой не предотвращает опасности получения травмы. Удачным является размещение замка в верхней части рулевой колонки с наклоном в поперечной плоскости.

Особое внимание требуется при проектировании конструкции внутреннего и наружного зеркал заднего вида и их размещении. Основные требования по обзорности, размерам, местам и способам крепления обобщены в соответствующей Директиве ЕЭС и в проекте соответствующего Правила ЕЭК ООН. Согласно этим предписаниям внутреннее зеркало при ударе с силой, указанной в документе, должно отрываться от поверхности крепления. Это требование можно выполнить различными путями, например порредством закрепления зеркала с помощью подпружиненной защелки к верхней части рамы ветрового окна, на которой обычно располагают зеркало. Крепление должно быть таким, чтобы при движении автомобиля зеркало не вибрировало, что осуществить не совсем просто. Для этого зеркало должно быть либо предельно легким, либо тяжелым, чтобы с учетом упругости узла крепления частота собственных колебаний зеркала не попадала в область резонанса, которая зависит от конструкции подвески двигателя и от амплитудно-частотной характеристики подвески автомобиля. Зеркало должно иметь регулировку («День» и «Ночь»), а по размерам и форме должно быть согласовано с положением заднего окна и зоной возможного положения глаз водителя. Сферические зеркала неприемлемы вследствие искажения изображения. Вместо них вполне допустимо использовать широкое зеркало, разделенное на две части, плоскости которых образуют небольшой излом отражающей поверхности.

Наружные зеркала заднего вида должны быть выполнены таким образом, чтобы под действием определенной силы они складывались или отпадали, не травмируя людей. Популярна в настоящее время регулировка положения зеркала из салона. Регулировка положения зеркала с помощью специального электродвигателя уже не роскошь. Форма зеркала не относится к предмету деятельности только стилистов, она определяется, прежде всего, требуемой зоной обзорности.

Общепринятые в настоящее время откидывающиеся противосолнечные козырьки не всегда отвечают своему назначению. Необходима тщательная защита глаз водителя от солнечных лучей при больших размерах гнутых и плоских ветровых стекол. Если предусмотрены противосолнечные козырьки с левой и правой сторон, то необходимо выполнить их таким образом, чтобы не оставалось пространства между козырьками, не закрытого от солнечных лучей. Кроме того, козырьки должны быть обиты мягким материалом, чтобы при аварии не травмировались пассажиры и водитель. Расположение зеркала или даже часов в противосолнечном козырьке неуместно. Козырьки должны допускать поворот в боковую сторону, чтобы можно было эффективно закрыть верхнюю часть боковых стекол, не оставляя большого свободного просвета. По этой причине для крепления козырьков целесообразно использовать шаровой шарнир. Еще лучше иметь отдельные боковые противосолнечные козырьки, чтобы от лучей солнца можно было защищаться одновременно спереди и сбоку. А лучше всего защищают от солнечных лучей со всех сторон стекла, тонированные в верхней части.

Покрытие пола, изоляция переднего щитка, обивка багажника

Покрытие пола в легковом автомобиле выполняет несколько функций. Оно служит в качестве облицовки металлоконструкции, придающей уют салону автомобиля; теплоизоляции, обладающей в определенной степени влагопоглощаемостью; шумо- и виброизоляции.

Покрытие пола должно быть устойчивым к механическим повреждениям и гниению, оно должно легко выниматься из автомобиля. Ни один из широко применяемых в настоящее время «ковриков» не соответствует этим задачам.

Темные пластмассовые (или резиновые) накладки хотя довольно прочны и относительно легко моются, однако всегда холодны, неуютны и негигроскопичны. Демпфирование шума при правильно подобранной конструкции может быть вполне удовлетворительным.

Следует предусматривать серебрение нижней стороны покрытия, чтобы получить воздушную подушку, служащую изоляционным слоем, само покрытие должно быть профилированным, а не гладким. Вследствие большой массы покрытия хорошо гасят вибрации пола. Пластмассовые покрытия, несмотря на относительно высокую стоимость формовки, довольно дешевы. Несколько лучше покрытия из пеноматериала (полиуретана) с твердым поверхностным слоем. Оба типа покрытий изготовляются в виде одной формованной детали, которая укладывается в автомобиль на пол и крепится по кромкам (пороги дверей). Однако их можно легко вынимать. Качественно лучше ковровые покрытия, если они состоят из нескольких слоев различных демпфирующих материалов, в частности, нижнего слоя из пеноматериала для демпфирования шума; толстого шумоизолирующего слоя; тканевого покрытия, которое может быть ворсованным.

Такое покрытие отвечает требованиям по шумопоглощению и шумопзоляции и имеет приятный внешний вид, обладает достаточной гигроскопичностью. Лучше всего применять такую комбинацию покрытий в виде формованной детали, образующей своеобразную «звукопоглощающую ванну», имеющую достаточную толщину, а в зонах критического уровня вибраций соответствующие усиления. Применяемые до сих пор тканевые нейлоновые покрытия и коврики оставляют желать лучшего в отношении износоустойчивости (скатывание, истирание); в этом направлении еще следовало бы поработать. Поэтому в наиболее изнашиваемых местах, например под педалями и в районе тоннеля, рекомендуется применять защитные накладки из пластмассы или другого прочного материала. Нередко для гашения вибраций с большой амплитудой к полу требуется приклеить дополнительную шумопоглощающую панель.

Обивка переднего щитка в случае расположения двигателя спереди должна быть теплошумоизолирующей и, кроме того, выполнять функции обивки салона. Предпосылкой хорошей шумоизоляции является качественное уплотнение (например, с помощью пластмассовых уплотнителей) всех без исключения мест, в которых через передний щиток проходят приводы органов управления и пучки электропроводов. Этих мест по возможности должно быть меньше. Со стороны салона обивку образует формованный картон (или твердая панель) с мягкой прокладкой и соответствующим тиснением поверхности. Обивка также может быть изготовлена в виде фоpмoвaннoй детали из пенополиуретана с твердым поверхностным слоем. Покрытие должно иметь толщину по меньшей мере 20 мм и доходить до нижней кромки шанели приборов так, чтобы передняя перегородка салона была полностью закрыта.

Верхняя часть обивки должна быть съемной или, по меньшей мере, откидывающейся, чтобы можно было иметь доступ к приборам, расположенным под панелью приборов. Иногда такого типа обивки бывает недостаточно. В этом случае на внутренней стороне стенки отсека двигателя целесообразно поместить изоляционную прокладку из мягкого поливинилхлорида или аналогичного ему материала с высоким коэффициентом затухания.

В качестве покрытия пола багажника приемлемо использовать износостойкое покрытие из поливинилхлорида, которое необходимо надежно закрепить, например, с помощью кнопок. Для автомобилей с кузовом универсал и с изменяемым объемом багажника (за счет складывания заднего сиденья) следует предусмотреть дополнительную изоляцию от шума качения шин, применяя для этого комбинированное покрытие пола багажника (включая арки задних колес).

Названия частей кузова легкового автомобиля. Из чего состоит автомобиль

Элементы кузова автомобиля — части конструкции авто, на которые действует основная нагрузка в процессе движения. Они выполняют функцию защиты при аварии или непогоде и улучшают внешний вид машины. Случается, что некоторые части кузова после столкновения не подлежат ремонту, в этом случае владельцу требуется приобрести их отдельно.

Что представляют собой детали кузова

Конструкция каждого легкового автомобиля начинается с кузова, который выполняет множество функций. Он нужен для крепления и защиты основных деталей и узлов механизмов. Кузовные части автомобиля самые уязвимые при аварии, ведь весь удар приходится на них, и тогда они восстановлению или ремонту не подлежат.

По месту расположения эти элементы находятся в трех основных зонах:

· Моторная. Требуется для установки основных механизмов, параллельно выполняя функцию пассивной безопасности машины. На ней расположены , и прочее;

· Багажник. Он нужен для транспортировки багажа и состоит из , и прочего.

Главные функции кузовных частей

Все основные кузовные элементы выполняют свои функции, которые заключаются в следующем:

· Капот, передний и и крыло. Они защищают мотор и двигатель от внешних негативных воздействий, снижают уровень вибрации механизмов, улучшают аэродинамику и добавляют индивидуальности облику машины;

Оснащение салона автомобиля

· . Она необходима для освещения дороги в темноте и при непогоде и светового оповещения других участников движения;

· Двери обеспечивают безопасность и комфорт пассажирам во время поездки;

· Зеркала необходимы для безопасного передвижения на дороге;

· Багажник гарантирует сохранность перевозимых вещей.

Все эти части, повышающие безопасность водителя и пассажиров со временем требуют замены и чтобы купить кузовные элементы, которые надежны и прочны, стоит посетить наш сайт.

Выбор кузовных частей от нашего интернет-магазина

Ассортимент нашего сайта состоит из всевозможных частей, без которых не обойтись ни одному легковому автомобилю. В можно купить элементы кузова, при этом цена на представленный товар придется по душе каждому владельцу авто. В каталоге вы найдете именно то, что требуется вашему транспортному средству вне зависимости от его марки.

Мы предлагаем продукцию по выгодной стоимости от производителей, которые давно зарекомендовали себя на рынке. Качество и надежность их изделий проверенно временем. Для жителей Москвы происходит в течение суток, для других регионов есть возможность выбрать транспортную компанию из предложенного перечня. Наш сайт предлагает клиентам сертифицированный товар с гарантией, поэтому при ошибке покупку можно вернуть в установленный срок.

Капоты, крылья, бампера и решетки радиатора.

Каково ваше место в конструкции автомобиля?

(Самурай Ленка стайл. )))

Устройство кузова автомобиля

Конструкция любого легкового автомобиля это не только бампера, решетки радиатора, крылья и капоты , это в первую очередь шасси, состоящее из двигателя, трансмиссии и ходовой части, а также кузов, который образует пространство для водителя с пассажирами. Если от устройства шасси во многом зависит потенциал возможностей, то разновидность кузова будет влиять на конструктивные особенности и дизайн. Все, что связано с комфортом, безопасностью и стилем определяется именно автомобильным кузовом. Разницу в эстетических характеристиках транспортного средства мы ведь определяем визуально, исходя из оформления, пропорций, формы.
Следует отметить, что в большей части современных транспортных средств, кроме определенных внедорожников, кузовом осуществляются функции рамы. С помощью этого важного элемента осуществляется крепление двигателя, топливного бака, а также других составляющих и агрегатов.
Разновидностью кузова определяется и автомобильную ценность, поскольку – это самая дорогостоящая деталь автомобиля. Изготавливается он в большинстве случаев из металла, но бывают и случаи использования специальной крепкой пластмассы. На переднюю и заднюю часть кузова устанавливаются бампера, которые могут быть изготовлены из пластмассы или другие похожих материалов.
Металлическую часть кузова составляют:
Днище, в т.ч. и пороги (с антикоррозийной обработкой); Оснащение салона автомобиля
Крыша;
Крылья (с антикоррозийной обработкой);
Панели;
Дверцы;

Корпус, как основная составная часть кузова

Основа любого кузова — это металлический корпус. Его составными частями являются крыша, днище, передняя и задняя части, боковые стойки и лонжероны. Основное назначение корпуса заключается в том, чтобы гасить удары в ДТП, благодаря чему составляющие салона деформируются в наименьшей степени. Надежность корпуса автомобиля повышают за счет приваривания элементов. С этой целью на вертикальных панелях и днище предусмотрены ребра жесткости. Крышу зачастую делают цельноштампованной и для ее усиления используют поперечины. Днище авто по умолчанию делят на несколько частей. К нему приваривают лонжероны и соответственно три поперечины для каждой части. Оснащение салона автомобиля
Назначение лонжеронов состоит в том, чтобы выдерживать нагрузки от всех рядом расположенных деталей и элементов, потому они играют важное значение в обеспечении пассивной безопасности авто, за счет поглощения энергии ударов. А функции передних лонжеронов еще состоят ее и в том, что они выступают несущими элементом для таких важных составляющих транспортного средства, как движек, руль, передняя подвеска. После аварии или повреждения машины, специалисты автосервиса сразу проверяют лонжероны, их положения и то, насколько они остались целостными.
В основе боков предусмотрены внешние и внутренние панели. В наружных панелях, которые являются цельной конструкцией, размещены пороги, все стойки. В тех случаях, когда в конструкции авто не предусмотрена центральная стойка, ее компенсируют надежными усилителями в дверях. В аварийных ситуациях роль усилителей состоит в снижении уровня повреждения деталей кузова, их выгибания или вминания.

Съемные элементы или «оперение»

«Оперение» легкового автомобиля – это съемные элементы, которые закреплены на корпусе. К ним относят капот, облицовку радиатора, дверцы, крышку багажника, передние и задние бампера, всевозможные решетки радиаторов, решетки под противотуманные фары, могдинги и хромированные накладки, а также крылья. Почти все они закреплены с помощью петель. Крепление крыльев обеспечивается за счет самонарезающих болтов. Чтобы уменьшить уровень вибраций, под ними устанавливаются специальные прокладки.
Капот автомобиля защищает моторный отсек и обеспечивает высокую аэродинамичность Оснащение салона автомобилямашины. Он соединен с корпусом с помощью шарнирных соединений, а удерживается посредством специальных защелок либо шпилек. Еще капот защищает авто от несанкционированного доступа к двигателю и выступает в качестве противоугонного средства. Это объясняется тем, что все противоугонные системы устанавливаются в моторном отсеке.
Функции передних и задних бамперов заключаются в защите кузова при столкновении или наезде на всевозможные препятствия. Разрушительная сила просто не доходит до корпуса, поскольку бампера принимают все силу ударов на себя. И для усиления из защитных свойств, на передние и задние бампера устанавливаются усилители. Чтобы обеспечить защиты наилучшим образом, крепления бамперов и их размеры стандартизированы.
Бампер, решетку радиатора, облицовку надколесной ниши, люк, молдинги, спойлеры и другие составляющие изготовляются на основе полимерных материалов. Также стоит упомянуть о защитных функциях решетки радиатора. Эта часть аэродинамического обвеса авто предназначается для предупреждения попадания посторонних предметов, а также чтобы уберегать от температурных перепадов окружающей среди. Автомобильная решетка может быть изготовлена из алюминия, нержавеющей стали, карбона либо пластика. Еще решетка радиатора определяет и стиль автомобиля. Это важный элемент, по внешнему виду которого можно определить фирму производителя. Другими словами, служит, как дополнение или подтверждение бренда.
Чтобы обеспечить должным образом пассивную безопасность в салоне, используют мягкую приборную панель, стоечные накладки, ремни и подушки. Разные модели автомобилей предполагают разное количество элементов безопасности, отличается также и их расположение.

Классификация автомобилей по типу кузова

Если тщательно изучить все современные автомобили, то их все можно по разновидности кузова разделить на пять групп: седан, универсал, лимузин, купе и кабриолет. В седане обязательно наличие двух рядов сидений и его Оснащение салона автомобилякузов является закрытым. Может быть предусмотрено как две, так и четыре двери, а в салоне – четыре либо пять мест. Багажник находится отдельно от салона. Если вы являетесь владельцем авто универсала, то кузов будет иметь вагонную форму, и тип его также закрытый. Количестве дверей – четыре или пять, может быть не только два привычных, но и три ряда сидений. Еще одна особенность кузова универсала – увеличенный багажник. Среди всех универсалов выделяю еще одну отдельную группу – хетчбек. В нем гораздо меньший объем багажника, поскольку укорочен задний свес кузова. Если визуально проанализировать конструкцию купе, то кузов в нем также закрытого типа, предусмотрено два ряда сидений. За счет зауженного заднего ряда, сиденья намного меньше, чем передние, и по назначению скорее детские, нежели взрослые. Конструкция кабриолета характеризуется складывающейся крышей, съемными стенками боковых окон, количество мест в нем от четырех до шести. Также различают кабриолеты, в которых боковины кузова не убираются или еще один тип кузова со съемной крышей. В первом случае это будет кабриолимузин, а во втором – хардтоп. Если же в кузове имеется складывающий мягкий тент, то мы уже имеем дело с родстером. Такие автомобили используются преимущественно в жарких странах. Лимузин является автомобилем представительского класса с повышенным уровнем комфортности. Если говорить о его отличительны особенностях, то в глаза в первую очередь бросается увеличенная длина кузова, а в салоне имеется перегородка между водителем и пассажирами.
Существуют автомобили и с открытым типом кузова. При этом подразумевают броги или ландо. В первом случае крыша кузова может открываться только на передними сидениями. А вот в ландо, наоборот, предусмотрена открывающаяся крыша за задним рядом.

Покупая или эксплуатируя автомобиль, как правило, мы недостаточно знаем про его кузов. В первую очередь, для нас важны ходовые показатели, силовой агрегат, оборудование салона и даже установленный мультимедийный комплекс. Но кузов легкового автомобиля является главнейшим элементом безопасности пассажиров и водителя. Он служит для спе-ци-фи-ка-ции и удобства самого автомобиля. Также он выступает лицом самого транспортного средства, недаром самые лучшие дизайнеры вкладывают свои силы в обновления су-щест-ву-ю-щих моделей или в создание новых.

Увидев автомобиль, в первую очередь, хочется сказать о его форме, размерах и цвете. Все перечисленное относится к кузову легкового автомобиля. Крыши, окна, двери, капоты, грузовые отсеки и пассажирские салоны – все это кузовные составляющие. Они придают автомобилю тот образ, к которому мы все привыкли, они необходимы для защиты внутренних элементов авто, груза и пассажиров. Кроме этого кузов легкового автомобиля выполняет декорирующие и аэродинамические характеристики. Существует меж-ду-на-род-ная классификация кузовов, как для грузового, так и для легкового вида транспорта, не считая специальной техники, которой свойственна определенная компоновка для различных задач.

Кузов легкового автомобиля – это комплект деталей из пластмассы, стали, стекла, алюминия и других материалов для облицовки транспортного средства. Основным материалом для кузова на протяжении достаточно длительного времени остается низ-ко-уг-ле-ро-дис-тая сталь. Данный материал получил такую популярность за счет своей пластичности, упругости, прочности. Но из-за того, что сталь подвержена коррозии, вместо нее иногда применяют другие материалы: карбон, алюминий, пластик и т.д.

Лакокрасочные покрытия предназначены не только для декорации, но также для защиты кузова легкового автомобиля от коррозии. Впрочем, сегодняшняя ав-то-мо-би-ле-стро-и-тель-ная индустрия, в большей степени, ориентируется на красоту. Сегодня создана масса расцветок и различных эффектов покраски: перламутр, металлик, хром, аэрография и другие.

В процессе проектирования кузова легкового автомобиля конструкторы учитывают множество факторов: тип мотора и его размер, пространство, необходимое для монтажа колес, габариты ведущих мостов, местоположение и объем бака для топлива, клиренс, аэродинамические показатели, безопасность и комфорт при эксплуатации, обзорность, ремонтопригодность, технологичность изготовления и многое другое. В итоге, полученная конструкция должна отличаться максимальной жесткостью при изгибе и кручении, отлично поглощать кинетическую энергию в процессе удара, иметь низкую частоту колебаний, а также быть стойкой к постоянным напряжениям, которые могут вызвать трещины и разрушить сварные швы. Главным условием для удовлетворения данных требований является верный подбор материалов, применяемых для изготовления кузова легкового автомобиля.

Сегодня самыми популярными материалами кузова легкового автомобиля являются:

  1. Алюминиевый .
    Как правило, алюминий широко применяется при изготовлении отдельных сос-тав-ля-ю-щих кузова (крышка багажника, капот) для уменьшения общей массы машины. Однако иногда используется для изготовления несущих элементов, например, в AFS пространственной раме немецкого производителя Audi.
  2. Тонколистовая сталь .
    Из этой стали, толщиной 0.6-3 мм, изготавливается несущий оболочковый «скелет» машины. Благодаря ее пластичности, экономической эффективности, высокой проч-нос-ти никакие другие материалы не получили такого масштабного распространения при создании кузова.
  3. Пластмасса .
    Использование данного материала вместо стали в процессе изготовления отдельных составляющих кузова на сегодняшний день очень популярно. Плюсы пластмассы – простота изготовления, низкая стоимость, минусы – невозможность ремонта.

Чтобы защитить металл от коррозии при изготовлении кузова легкового автомобиля максимально уменьшается число фланцевых соединений, а также острых углов и кромок, устраняются области возможного скопления грязи и пыли, выполняются специальные отверстия для последующей антикоррозийной обработки, выполняются дренажные отверстия, обеспечивается вентиляция полых частей. Кузовы разделяются на три типа: двухобъемные (в одном отсеке находится силовой агрегат, а в другом водитель и пассажиры), однообъемные (салон, багажник, отсек водителя объединены в единое целое), трехобъемные (в одном отсеке находится мотор, в другом – багажник, в третьем – пассажиры и водитель). Также кузовы автомобилей легкового типа различаются по количеству дверей (пяти-, четырех-, трех-, двухдверные), по количеству рядов кресел (с тремя, двумя или одним рядом), а также по конструкции крыши (с закрытым или открытым верхом).

Материалы, применяемые в изготовлении кузова современного автомобиля

Большинство кузовов современных машин производятся из такого же материала, который Генри Форд применял для изготовления своих знаменитых Model T. Но для уменьшения общего веса машин автомобильные производители не только применяют такие популярные материалы, как магний, алюминий и различные сплавы, но также вкладываются в разработку совершенно новых материалов, например, различные разновидности уг-ле-плас-ти-ка, стекловолокно. Ознакомимся с самыми популярными современными материалами на примере производства спортивного авто.

С технологической точки зрения, в автомобилестроении самым передовым ма-те-ри-а-лом является карбон. В переводе с латинского языка, название данного композита обозначает «уголь». В основе карбона лежат нити углерода, которым свойственны выдающиеся показатели: характеристики сопротивления сжатию-растяжению аналогичны стали, при этом плотность и масса несколько меньше, чем у алюминия (при сравнении – одинаковой прочности карбон на 20% легче алюминия и на 40% легче стали). Карбон отличается минимальным расширением в процессе нагрева, устойчивостью к химическим воздействиям, высокой износостойкостью. Но, разумеется, карбон не может быть полностью идеальным и его нити рассчитаны исключительно на растяжение, поэтому он применяется в качестве армирующего материала.

Для применения в панелях и кузовах авто используют сплав, а если более точно выразиться, то модифицированное волокно – в карбоновые нити вплетаются нити резины. Данное карбоновое волокно участвует при изготовлении карбоново-керамических дисков сцепления и тормозных дисков, так как они очень устойчивы к перегреву и могут сохранять высокую работоспособность при более высоких температурах, по сравнению с дисками из стали.

Второй известный материал, используемый для изготовления суперкаров – алю-ми-ний, а именно его сплавы. Основное преимущество этих сплавов заключается в том, что они практически не подвергаются коррозии и очень легки. Сплавы из алюминия используются для производства моторных блоков цилиндров, некоторых деталей подвески автомобиля , самого несущего кузова, наружных кузовных панелей. Почему же алюминий применяют вместо стали? Из-за его легкого веса данные конструкции намного легче аналогичных из стали. Но и алюминий имеет свой недостаток, который заключается в его сварке: все дело в том, что процедуру сварки необходимо осуществлять в среде инертных газов, применяя специальную присадочную проволоку. В связи с этим некоторые автомобильные производители ищут замену сварке и выполняют склеивание элементов из алюминия специальным составом, а также усиливают стыки заклепками.

Стекловолокно

Стекловолокно – это комплексная нить или волокна, формирование которой происходит из стекла. В данном виде стекло проявляет очень удивительные свойства: не ломается и не бьется, а вместо этого отлично гнется без всяких повреждений. Это дает возможность ткать из него стеклоткань, используемую в автомобильной промышленности. За счет того, что ткань из стекла может принять любую форму, ее активно используют при разработке аэродинамических обвесов. Стеклоткани придается нужная форма с помощью специального макета, а для его фиксации применяют смолы. В конечном итоге получается прочный и легкий каркас спортивной модели автомобиля.

В разработке спорт-каров широкое применение получил различный пластик. Самый эластичный и прочный пластик используется в изготовлении кузовных панелей, а на некоторых машинах – всей внешней части кузова. В подобном автомобиле несущая конструкция изготавливается в виде каркаса, на который монтируется декоративный кузов.

Автомобильная промышленность активно развивается в сторону потребителя, ко-то-рый мечтает о безопасном и быстром транспортном средстве. Все это приведет к тому, что в будущем для изготовления автомобилей будут применяться более новые материалы, которые станут отвечать всем современным требованиям.

Рассмотрение ходовой части транспортного средства начнем с рассмотрения уст-ройст-ва кузова автомобиля. По сути, рама и кузов — это одно и то же. На раме крепятся все основные узлы и агрегаты, а она, в свою очередь, держится через подвески на автомобильных колесах . Разница в целевом предназначении транспортного средства. У грузовых автомобилей раму видно практически всегда. Она проходит от переднего до заднего моста, и на ней держится кабина и грузовая платформа. В легковых автомобилях рама и каркас образуют единый корпус, который и получил название кузова. То есть, кузов легкового автомобиля — это все, что мы видим — от колес до крыши, включая капот, двери, багажник, салон и т.д.

Но есть автомобили, у которых нет рамы. Они получили название – безрамные. Вроде бы, где логика? Как крепить тот же двигатель, кузов, элементы трансмиссии автомобиля и все остальное, если нет рамы? В подобных легковых машинах роль рамы полностью заменил кузов легкового автомобиля, у которого усилено днище, а большинство крупных узлов и агрегатов выполнено из легких металлов и держится на этом днище. Подобный вариант устройства кузова автомобиля показан на рисунке ниже.

Оснащение салона автомобиля

Или простой пример устройства кузова автомобиля — гоночная машина «Фор-му-лы-1», где роль кузова легкового автомобиля выполняет капсула, в которой находится пилот. Цель таких конструктивных решений — значительно облегчить массу автомобиля, экономя при этом на материалах, топливе и улучшая скоростные характеристики машин. Недостаток у таких автомобилей только один – они не приспособлены к перевозке крупных и тяжелых грузов, но и назначение, как вы поняли, совсем иное.

Рама автомобиля

Рассмотрим наиболее простой вариант рамы автомобиля, показанный на рисунке ниже.

Оснащение салона автомобиля

Каким бы ни был легковой автомобиль, его рама должна обеспечить несущие свойства и переносить тяжелые и резкие нагрузки. Поэтому с увеличением размеров транспортного средства увеличивается и массивность конструкции рамы автомобиля. Самая простая рама автомобиля состоит из двух металлических балок, называемых лонжеронами, которые скреплены между собой через поперечины. Места соединений крепятся исключительно заклепками или в более редких случаях, там, где нет возможности установить заклепку — специальными болтами. Это обусловлено тем, что при движении рама автомобиля постоянно подвергается переменным, неравномерным и ударным нагрузкам, которые меняются с долей секунды в разные стороны. При таком режиме соединение гайка-болт со временем ослабляется, что нарушает целостность конструкции рамы. А клепочное соединение вполне выдерживает подобные перепады. Но уже все чаще для соединения частей рамы автомобиля применяют электросварку. Если взглянуть на любую раму автомобиля, то можно увидеть отверстия, кронштейны, фигурные ниши, выступы и т.д. Все эти элементы имеют свое целевое предназначение для креплений конкретных узлов и деталей и делаются еще на заводе-изготовителе.

Помимо движения автомобиля рама автомобиля испытывает вибрацию и при просто работающем двигателе. Из устройства двигателя автомобиля мы помним, какие перегрузки он испытывает при совершении рабочих циклов шатунно-поршневой группы (см. работа поршня) . От этого исходит сильная вибрация, которая гасится очередностью работы цилиндров и самой конструкцией двигателя. Однако полностью вибрацию не погасить и оставшаяся ее энергия через ДВС передается на раму автомобиля. Для практически полного гашения колебаний на раме автомобиля в местах крепления основных агрегатов и узлов применяются подушки (демпферы) и шайбы из плотной резины. Эффект их применения можно наблюдать, заглянув под капот машины с работающим двигателем. Силовая установка вибрирует, а кузов машины практически нет. А если сесть в салон, то вибрация и вовсе незаметна, так как кузов машины тоже крепится через резиновые подушки.

Мы рассмотрели классический вариант рамы автомобиля. Но в зависимости от целевого предназначения транспортного средства рамы автомобиля также конструктивно выполняются по-разному. Так, для грузовых автомобилей большая часть нагрузки приходится на место грузовой платформы, поэтому рама там может еще становиться шире и усиливаться. Для более массивной техники рама автомобиля может подкрепляться вертикальными поперечинами. Ну а, например, рама обыкновенного автобуса представляет собой клетку, в которую вмонтирован кузов. А этим кузовом и является салон автобуса с кабиной водителя и местами для пассажиров.

Но остановимся на кузове легкового автомобиля. Его задача – перевозка груза и пассажиров. Причем, он еще должен обеспечить их надежную защиту. Количество людей и масса груза зависят от размеров автомобиля и формы кузова. Мы уже говорили, что кузов автомобиля — это каркас (корпус), установленный на раму (днище). Его можно условно разделить на три части: моторный отсек, салон, багажник. Но на этапе сборки на заводе он действительно представляет собой каркас, а не тот привычный вид, что мы видим повседневно, глядя на легковушки. Конечный вид кузову придают навесные панели (крыша, двери, крылья, бамперы и т.д.), устанавливаемые там же на заводе.

На этом устройство кузова автомобиля можно считать законченным.

Глядя на различные образцы и модели легковых автомобилей, сразу можно увидеть различные типы кузова автомобиля. Опять же, различие их по форме исполнения связано с тем, для чего предназначена та или иная модель автомобиля. Это может быть машина для городских поездок или больше по бездорожью, семейный вариант или, наоборот, для 1-2 человек, автомобиль с увеличенным салоном или более ёмким багажником и т.д.

На рисунке ниже показана существующая международная классификация типов кузова автомобиля, которой должны придерживаться заводы-изготовители. Это всем знакомые варианты по внешнему виду, но не многие знают их характерные признаки и особенности. Поэтому рассмотрим подробнее самые распространенные типы кузова автомобиля.

Оснащение салона автомобиля

Седан — классический и самый распространенный вариант: 4 двери, передние и задние сиденья на 4-5 человек, отдельно расположенный багажник. Самый идеальный вариант для автомобиля–такси: небольшое количество пассажиров и места для ручной клади с багажом.

Хэтчбэк . Отличие от седана в том, что багажник находится как бы в салоне и закрывается отдельной «пятой» дверью. А сама форма кузова напоминает большую каплю. Складывающиеся задние сиденья позволяют увеличить внутреннее пространство багажника для перевозки грузов больших объемов. В 70-80-е года прошлого века подобная модель у нас носила название «комби».

Универсал . Это своего рода удлиненный вариант хэтчбэка. Он уже имеет 3 ряда сидений. А если средний и задний ряд сложить – то получится довольно объемный багажник. Современные модели получили название «Минивэн». В нем 2 и 3-й ряды сидений можно полностью демонтировать. Такой вариант больше популярен для семейных поездок и путешествий.

Вагон . Наибольшую популярность он приобрел среди маршрутных такси. Наверное, каждый, хоть раз, но в них ездил в качестве пассажира. Его еще чаще называют микроавтобусом.

Лимузин . Модель отличается заметно удлиненным кузовом, бывает в 2-3 раза длиннее обыкновенной легковушки. Место водителя от салона отделено перегородкой. Сам салон выглядит как просторное помещение с диваном, столиком, мини-баром и прочими предметами для комфортной поездки. Применяется такая модель исключительно среди богатых людей, а также для проката, проведения различных торжеств и свадеб.

Кабриолет . Главное отличие от остальных моделей – это откидывающаяся крыша, что позволяет ехать в солнечную погоду под открытым небом, что называется «с ветерком».

Вот, пожалуй, все, что можно рассказать о кузове легкового автомобиля, устройстве кузова автомобиля, раме автомобиля и типе кузова автомобиля.

Особенности конструкции и устройства кузовов легковых автомобилей рассмотрим на примере кузова автомобиля ВАЗ-2110.

Устройство кузова автомобиля ВАЗ-2110

Кузов легкового автомобиля ВАЗ-2110 — трехобъмный, цельнометаллический сварной четырехдверный седан (рис. 1 ).

Основными элементами каркаса кузова являются передок, пол, боковины, крыша 15 со стойками ветрового окна, панель задка и силовые элементы (лонжероны, поперечины, стойки). Панель 15 крыши закрепляется на боковинах, а усилители 13 обеспечивают ей необходимую жесткость. На каркас навешиваются крылья, капот 7 , крышка багажника 17 , передние и задние двери 8,12,22 и 27 .
Двери, капот и крышка багажника устанавливаются на кузов шарнирно на петлях.

Все детали, кроме навесных, соединяются в единое целое контактной точечной сваркой, а сильнонагруженные детали привариваются дополнительно электродуговой сваркой. Пол кузова включает в себя три основные детали: передний пол 29 , средний пол 24 и задний пол (на рисунке не показан ). Задний пол имеет цельнометаллическую нишу 25 для запасного колеса, устанавливаемого в багажнике. Наружные панели боковины выполняются цельными деталями с центральными, передними и задними стойками.

Моторный отсек отделен от пассажирского салона щитком 5 передка, а в передней части он ограничен панелью 35 , на которую устанавливается рамка 2 радиатора с ее верхней поперечиной 3 .
Багажный отсек отделен от салона перегородкой и образован арками задних колес, задним полом и панелью.
Спереди и сзади установлены энергопоглощающие бамперы 35 и 20 , которые при столкновении деформируются и даже разрушаются, но при этом гасят энергию удара и пассажирский салон предохраняется от деформации. С этой же целью отдельные части кузова имеют различную жесткость и, следовательно, различную сопротивляемость ударам при дорожно-транспортных происшествиях. Некоторые детали кузова для усиления их жесткости имеют выштампованные ребра (например, пол 24 ) или делаются с коробчатым профилем (пороги, боковины, центральные стойки 26 ).

Оснащение салона автомобиля

Для установки пружин подвески в кузове спереди и сзади выполняются опоры 31 и 16 . Для улучшения антикоррозионных свойств часть кузовных панелей оцинкована. Цинковое покрытие нанесено с внутренней стороны на переднюю и среднюю панели пола, боковину кузова, усилитель ветровой стойки, внешние панели крышки багажника и дверей, передние и задние крылья и ряд других деталей.
Арки задних колес оцинкованы снаружи. Стыки панелей и сварные швы герметизированы мастикой.
После сварки панелей кузов фосфатируют, наносят грунт и окрашивают. Скрытые полости кузова обрабатывают консервантом.

Все стекла гнутые полированные безопасного типа. Ветровое стекло трехслойное, стекла дверей и заднее стекло – закаленные. Заднее стекло оборудовано элементом подогрева. Ветровое, заднее и боковые стекла вклеены в проемы кузова и являются частью его силовой схемы.

Двери с опускными стеклами в своих торцах имеют окна вытяжной вентиляции салона. К наружной панели двери прикреплена внутренняя панель, которая служит для размещения механизмов стеклоподъемника, замка и одновременно усиливает жесткость самой двери.

Стеклоподъемник (рис. 2 ) – тросовый, с механическим или электрическим приводом. Трос 5 охватывает два ролика 4 , установленные на верхнем и нижнем кронштейнах направляющей трубы стеклоподъемника. В корпусе механизма 2 стеклоподъемника трос наматывается на барабан. На ведущем валике располагается пружинный тормоз, препятствующий самопроизвольному опусканию стекла.

Оснащение салона автомобиля

Ручка стеклоподъемника крепится на шлицевом конце ведущего валика механизма. Обойма опускного стекла крепится к пластине 6, которая, в свою очередь, закреплена на тросе 5 . В вариантном исполнении стеклоподъемник может быть укомплектован электроприводом, который обеспечивается посредством моторедуктора 7 .

Замок дверей роторного типа. При закрывании двери на храповик 7 (рис. 3 ) действует палец фиксатора 16 , закрепленного на стойке кузова. Храповик поворачивается, и собачка 6 под действием пружины запирает его на первый или второй зуб, обеспечивая предварительное или полное закрывание двери. Храповик и собачка устанавливаются на осях наружного замка.
Наружный замок вместе с внутренним замком крепятся двумя винтами к заднему торцу двери. Палец 5 привода замка концом входит во внутренний замок. К наружной панели двери крепится подпружиненная наружная ручка 11 и выключатель замка 9 , который фиксируется на внутренней стороне панели скобкой 10. Поводок 13 наружной ручки тягой 14 соединен с рычагом 1 наружного привода, а выключатель замка 9 тягой 8 соединен с рычагом 3 выключения замка.

При воздействии на ручку 11 ее поводок 13 давит на тягу 14 и действует на рычаг 1 наружного привода, который, в свою очередь, давит на палец промежуточного рычага 2. Промежуточный рычаг нажимает на палец 5 привода замка. Палец отводит собачку 6 и освобождает храповик 7 . Под действием сжатого уплотнителя дверь открывается.

При оттягивании внутренней ручки 22 двери тяга 23 внутреннего привода поворачивает рычаг внутреннего привода, который вторым плечом наживает на промежуточный рычаг 2 , через палец 5 освобождает собачку и храповик – дверь открывается.

Оснащение салона автомобиля

Для предотвращения доступа в салон снаружи предусматривается выключение замка. При нажатии на кнопку 15 тяга 18 кнопки поворачивает двуплечий рычаг 19 , который плечом действует на рычаг 3 . Последний отводит промежуточный рычаг 2 в сторону, чем исключает возможность воздействия на палец 5 и собачку, и, следовательно, не дает освободить храповик 7 замка.
Выключение замка может быть осуществлено и выключателем замка. При повороте ключа выключателя его поводок через тягу 8 воздействует непосредственно на рычаг 3 выключения замка.

В вариантном исполнении замок может иметь электроблокировку, которая осуществляется моторедуктором 24 , воздействующим на тягу кнопки выключения.

Капот навешивается на петли по заднему краю передка кузова. Увеличенные отверстия в кронштейнах для петель допускают регулировку положения капота в проеме кузова. В передней части передка устанавливается замок, а на капоте – фиксатор и крючок, предупреждающий открывание капота при движении автомобиля. В открытом положении капот удерживается газонаполненными упорами.

Крышка багажника, как и капот, установлена в проеме кузова на петлях. Для увеличения жесткости она имеет внутреннюю панель 19 (см. рис. 1 ). Для регулировки положения крышки ее петли имеют крепежные отверстия увеличенного диаметра. Крышка фиксируется в закрытом положении с помощью замка, который замыкается на фиксатор панели задка кузова.

Буферы изготавливаются из мелкоячеистого пенополиуретана с добавлением 15% измельченного стекловолокна. Передний буфер устанавливается верхней частью на упоры передка кузова. Крепление осуществляется двумя винтами по концам буфера к кронштейнам кузова. По нижней кромке буфер крепится вместе с брызговиком пятью гайками, которые навертываются на шпильки передка кузова. Задний буфер крепится к панели задка кузова в верхней части двумя болтами и в нижней части двумя гайками.

Сиденья в зависимости от типа и назначения автомобиля могут быть установлены в кузове в один или два ряда. Переднее сиденье обычно двухместное сплошное или раздельное. Для удобства посадки сиденье делают регулируемым в продольном направлении и по наклону спинки.

Заднее сиденье двух- или трехместное, сплошное (диванного типа). Передние и задние сиденья обычно состоят из пружинных металлических каркасов, подушек и спинок, покрытых формовочной губчатой резиной и специальной декоративной обивкой.

Переднее сиденье трехдверного легкового автомобиля марки «ВАЗ» (рис. 4, а ) состоит из двух отдельных сидений, оборудованных съемными, регулируемыми по высоте подголовниками 4 с каркасами 5 . Каждое сиденье имеет регулировку в продольном направлении и по углу наклона спинки. Сиденье устанавливается на салазках 9 и качающейся стойке 11 . Стойка крепится к полу кузова через кронштейны 12 и имеет для торсиона 13 , облегчающих перемещение сиденья вперед. При повороте рукоятки 10 сиденье может перемещаться по салазкам.

Оснащение салона автомобиля

Основание 1 подушки выполнено штампованным из листовой стали. Каркас 7 спинки – металлический пружинный. Основание и каркас соединены между собой шарнирно, что обеспечивает изменение угла наклона спинки путем вращения рукоятки 8 .
Рукоятка 6 служит для управления механизмом опрокидывания спинки сиденья. Подушка 2 и спинка 3 имеющие пенополиуретановую набивку и декоративную обивку, установлены соответственно на основание 1 и каркас 7 .

Заднее сиденье (рис. 4, б) трехместное нерегулируемое состоит из подушки 21, спинки 16 и их оснований, которые выполнены из листовой стали. Петли 18 и 22 служат для крепления к полу кузова и складывания сиденья. При складывании подушка откидывается к спинкам передних сидений, а спинка укладывается на место подушки. Спинка в нормальном положении удерживается двумя замками 15, управляемыми рукояткой 14, а подушка фиксируется замком с приводом 20.

Ремни безопасности устанавливаются в салоне автомобиля в качестве средства пассивной безопасности и служат для предохранения водителя и пассажиров в случае столкновения автомобиля с другими транспортными средствами или наезда на неподвижные препятствия. Ремни состоят из лямок и языка, который вставляется в специальный замок. Ремни регулируются по длине в соответствии с комплекцией пассажира или водителя.

Кузов является самой дорогостоящей конструкцией автомобиля. Он может быть как несущей системой, так и отдельным ее элементом. Кузов современного легкового автомобиля состоит из моторного отсека, пассажирского салона и багажника.

Конструкция кузова выполняет функцию несущего элемента современного легкового автомобиля. В кузове размещен салон автомобиля и на кузов устанавливается ходовая часть, трансмиссия, двигатель,механизмы управления, электро- и дополнительное оборудование.

На кузов также замыкается «минус» электрической цепи. В основном кузов автомобиля изготавливается из металла, но бывают и исключения, когда используется специальная крепкая пластмасса.

Металлическая часть кузова состоит из:
Днище кузова (обрабатывается антикоррозийными материалами для уменьшения коррозии);
Крыша кузова;
Крылья кузова (обрабатываются антикоррозийными материалами для уменьшения коррозии);
Панели кузова;
Двери кузова (крепятся к стойкам кузова петлями, которые держатся винтами, с помощью которых регулируются двери по вертикали и горизонтали); Замки на дверях имеют специальную конструкцию, которая исключает открытие двери даже при ДТП.
Капот кузова;
Крышка багажника.
Спереди и сзади конструкции кузова установлены бампера. На современных автомобилях бампера изготавливаются из пластмассы или других схожих материалов. В случае ДТП именно бампер автомобиля первый воспринимает на себя удар.

Для размещения водителя и пассажиров в салоне автомобиля устанавливаются сиденья. Устанавливаются сиденья автомобиля на специальные салазки, которые позволяют регулировать сиденье в продольном направлении. Также можно регулировать наклон сиденья, что обеспечивается специальными ручками по бокам сидений.Регулировка наклона сиденья может осуществляться вплоть до установки спального места.

С недавнего времени очень популярными стали автомобили с формами кузова «хэтчбэк» и «универсал». Такая популярность объясняется возможностью трансформировать автомобиль как под грузовой, так и под пассажирский вариант.

В салоне размещаются органы управления автомобилем, а также устройства и приспособления, которые обеспечивают комфорт, удобство и безопасность во время движения автомобиля.
Внешняя часть кузова окрашивается заводом изготовителем автомобиля. Для покраски автомобиля необходимо придерживаться технологии покраски кузова автомобиля.

Технология покраски кузова современного легкового автомобиля это сложный и трудоемкий процесс, который состоит из нескольких основных этапов: подготовка кузова к покраске, грунтовка кузова, сушка кузова, нанесение основного слоя краски. Соблюдение правильной технологии покраски кузова гарантирует высокую антикоррозийную стойкость кузова, учитывая неблагоприятные условия эксплуатации автомобиля.

К устройству кузовов легковых автомобилей предъявляются не только эстетические требования, но и аэродинамические, так как при движении легкового автомобиля с большой скоростью значительная часть мощности его двигателя расходуется на преодоление сопротивления воздуха. Чтобы уменьшить сопротивление, кузову необходимо придать обтекаемую форму.

Конструкция кузова автомобиля:

  1. Передний лонжерон;
  2. Передний щит;
  3. Передняя стойка;
  4. Крыша;
  5. Задняя стойка;
  6. Заднее крыло;
  7. Панель багажника;
  8. Средняя стойка;
  9. Порог;
  10. Центральный тоннель;
  11. Основание;
  12. Брызговик;

По конструкции кузова легковых автомобилей могут быть трехобъемными, двухобъемными и однообъемными.

У трехобъемного кузова имеется три отсека: для двигателя, пассажиров и багажа.

У двухобъемного кузова два отсека: в одном может находиться двигатель, а в другом — пассажиры и багаж. Если отсеки для двигателя, пассажиров и багажа объединяются в одно целое с кузовом, такой автомобиль называется одно-объемным.

В настоящее время наибольшее распространение имеют устройства кузовов легковых автомобилей следующих типов:

Трехобъемный кузов с двумя или четырьмя боковыми дверями седан;
трехобъемный кузов с двумя или четырьмя боковыми дверями и с перегородкой сзади переднего сиденья, отделяющей водителя от пассажиров — лимузин;
кузов с мягким складывающимся тентом и съемными боковыми окнами — фаэтон;
двухобъемный кузов с задней дверью с грузовым помещением, не отделенным перегородкой от пассажирского салона — универсал;
двухобъемный кузов с двумя или четырьмя боковыми дверями, имеющий заднюю дверь — комби (хетчбек);
кузов грузопассажирского автомобиля с открытой платформой, убирающимися боковыми сиденьями и с двухместной закрытой кабиной — пикап.
Каркасные несущие кузова легковых автомобилей имеют специальный каркас, к которому прикреплены детали основания из тонкостенных про филей, образующих жесткую сварную пространственную форму, на которой крепятся облицовочные панели.

В бескаркасных кузовах , применяемых на современных легковых автомобилях массового производства, достаточную жесткость достигают соответствующим соединением панелей облицовки, в которые заформовывают стальную арматуру из тонкостенных профилей. Комфортабельные легковые автомобили с двигателями большой мощности обычно имеют рамную конструкцию.

Хорошему обзору дороги в непосредственной близости от автомобиля способствует низко опущенный капот двигателя. Для защиты пассажиров и водителя от пыли, влаги, низких и высоких температур кузов должен быть герметичным. С этой целью применяют специальную изоляцию.

Оснащение салона автомобиля

Элементы устройства кузова автомобиля ГАЗ-3102 «Волга» : 1 — петля передней двери; 2 — болт крепления петли к кузову; 3 — болт крепления петли к двери; 4 — ограничитель; 5 — дуга; 6 — резиновая втулка.

Конструкция кузова легкового автомобиля представляет собой пространственную систему, состоящую из штампованных панелей и элементов каркаса коробчатого сечения, соединенных между собой точечной сваркой. Панели с поперечинами образуют основание (пол), ограниченное с боков порогами (продольными брусьями).

Боковины кузова, образующие части порогов и стоек, переходят в задние крылья. Сверху кузов ограничивается панелью крыши. Коробчатые стержни, ограничивающие с боков переднее (ветровое) окно, называются стойками ветрового окна, вертикальные коробчатые стержни между передними и задними дверями — центральными стойками.

Все детали кузова изготовляются штамповкой из малоуглеродистой, тонколистовой стали (толщиной 0,7-0,9 мм), сильно нагруженные детали — из листа толщиной 1,2 мм. Некоторые детали, особенно подверженные коррозии, изготовляются из листа, имеющего покрытие на основе цинка.

Оснащение салона автомобиля

Оперение передней части кузова автомобиля ГАЗ-3102 «Волга»: 1 — облицовка радиатора; 2 — нижняя панель; 3 — вертикальный молдинг; 4 — облицовка фары; 5 — верхняя панель; 6 — предохранительный крючок; 7 — гайка штыря; 8 — пружина; 9 — запорный штырь; 10 — замок капота; 11 — капот; 12- трос привода замка; 13 — переднее крыло; 14 — петля капота; 15 — рукоятка привода замка капота.

http://ustroistvo-avtomobilya.ru/salon-avtomobilya/osnashhenie-salona-avtomobilya/
Источник http://www.kar-sklad.ru/raznoe/names-of-parts-of-the-body-of-a-car-what-the-car-consists-of.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: