Что лучше: вариатор или автомат, и чем они отличаются — Помощь автолюбителю

Содержание

Что лучше: вариатор или автомат, и чем они отличаются

Что лучше вариатор или автомат: поможем разобраться

Что лучше: вариатор или автомат, и чем они отличаются - Помощь автолюбителю

Немногие знают, что, помимо автоматической и механической коробок передач, существует еще и вариатор. Механическая КПП имеет чаще всего пять скоростей, автоматическая КПП – около восьми, а вот сколько передач у вариатора и что такое вариатор на автомобиле? Ниже мы подробно рассмотрим эти вопросы, а также отличие вариатора от автомата и механики.

Что такое вариатор и «с чем его едят»?

Вариатор представляет собой устройство, которое является передающим между двигателем и колесами. Оно имеет способность плавного изменения скорости вращения ведущего и ведомого диска. Обычно вариатор ставится на достаточно дорогих автомобилях. Однако такие устройства с давних пор устанавливаются на мопедах, скутерах, а также снегоходах и водных мотоциклах. На автомобилях вариатор приобрел свою популярность достаточно недавно.

Чем отличается вариатор от автомата?

Что лучше: вариатор или автомат, и чем они отличаются - Помощь автолюбителю

Отличия вариатора и автоматической коробки передач

Здесь существует несколько ответов, поскольку отличий достаточно много.

  • Во-первых, вариатор более спокойно начинает движение автомобиля. Он напоминает собой мощный электродвигатель. Кроме того, набирает скорость вариатор тоже тихо, без провалов, лишь с небольшим нарастающим шумом.
  • Во-вторых, авто с вариатором разгоняется куда быстрее, чем с автоматом. Это получается за счет того, что вариатор не затрачивает время на переключение передач, тем самым он быстрее набирает обороты.
  • В-третьих, вариатор намного спокойнее воспринимает перемены в движении авто. Так, для примера, авто с вариатором не заглохнет в пробке или светофоре, а также не сделает откат назад при подъеме. Начало движения, независимо от умений самого водителя, всегда будет плавным.
  • В-четвертых, у вариатора отсутствует многим нужное рычание мотора, он всегда гудит ровно и тихо. Это не устраивает любителей погонять с громким звуком. А также многим непривычно, что автомобиль быстро и четко разгоняется при тихом двигателе. Для некоторых это является недостатком, для других – преимуществом. Однако для тех, кто хочет слышать переключение передач и мощный звук двигателя, предлагается установка «типтроника», эмулирующего эти звуки.
  • В-пятых, дополнительно вариатор оснащен такой функцией, которая позволяет при нажатии газа до упора практически мгновенно изменять передаточное число, в результате чего автомобиль резко ускоряется.

Как отличить вариатор от автомата визуально? Под крышкой капота располагается название и номер трансмиссии, именно по этому номеру и можно отличить вариатор или автомат.

Стоит отметить, что нужно проехать на авто с вариатором, сразу же станет понятно, как определить вариатор или автомат. Звук, быстрый разгон, мягкое движение – все это говорит, что у Вас стоит вариатор.

Многие задают вопрос: что лучше вариатор или автомат? Для полноценного ответа следует рассмотреть плюсы и минусы автомата и вариатора.

Плюсы и минусы автомата и вариатора

Что лучше: вариатор или автомат, и чем они отличаются - Помощь автолюбителю

Виды коробок переключения передач

Можно точно определить по эксплуатационным характеристикам коробки вариатора и автомат, в чем разница между ними и какие есть плюсы и минусы.

Коробка автомат облегчает вождение автомобилем за счет автоматического переключения скоростей. Водитель может более уверенно и спокойно управлять автомобилем, особенно в пределах города. Кроме того, благодаря самостоятельному переключению передач, мотор меньше изнашивается за счет меньшей на него нагрузки.

Однако есть и минусы в коробке автомат: она обладает низким КПД из-за потерь в гидротрансформаторе. Из-за этого расход топлива увеличивается.

Автомат разгоняется плавно, но медленно, в сравнении с вариатором.

Управлением вариатора занимается компьютер, способный в зависимости от движения машины и его условий точно выбрать передаточное число. Благодаря этому, двигатель не перегружается и работает в экономичном режиме. Большое количество передач позволяет мотору работать в щадящем режиме, а также для авто плавно переключать скорости и быстро разгоняться.

Однако и у автомата, и вариатора есть один большой минус: они очень сложно поддаются ремонту.

Найти мастера по ремонту вариатора очень сложно и дорого.

Но есть все же отличие вариатора от автомата и робота по вопросу ремонта: если автомат уже более или менее изучен, и достаточно многие сервисы берутся за его ремонт, то вариатор является неизвестным новым механизмом.

Кроме того, вариатор требует наличие своего специального масла, которое отличается в зависимости от механизма.

Вариатор или автомат, что надежнее?

Если говорить о том, какая коробка надежнее, стоит обратить внимание на рекомендации по использованию КПП. Так, надежность вариатора полностью зависит от стиля езды, профилактики и ухода. Вариатор не приспособлен для гоночных машин и агрессивного вождения. Большое отличие вариатора от автомата и робота – для него нужна специальная жидкость, которая не только имеет более высокую стоимость, но и не может быть заменена жидкостью от другой модели авто.

Буксировать авто с вариатором или осуществлять таким авто буксировку другой машины или прицепа крайне не рекомендуется.

Для долгосрочного использования вариатора необходимо постоянно следить за уровнем и состоянием спецжидкости.

Работа вариатора обеспечивается работой таких датчиков, как датчик давления, скорости, ABS, положения коленвала. Если хоть один из них выйдет из строя, то коробка станет неправильно работать, в результате чего может случиться череда поломок.

Но, несмотря на минусы вариатора, большинство мастеров говорят, что вариатор станет будущим всех автомобилей и заменит привычные КПП.

Как правильно использовать вариатор?

Что лучше: вариатор или автомат, и чем они отличаются - Помощь автолюбителю

Что такое вариатор на автомобиле

Перечислим несколько рекомендаций, чтобы вариатор служит долго и качественно и чтобы избежать дорогостоящего ремонта:

  • Прежде всего, нужно приобретать автомобиль с хорошим вариатором, для этого нужно совершить несколько действий, таких как проверить вариатор при покупке автомобиля, проверить все документы, особенно учесть гарантию.
  • В зимнее время года следует не напрягать вариатор, особенно на старте. Все элементы КПП должны быть прогреты.
  • Необходимо периодически проверять уровень и состояние спецжидкости, а также вовремя ее менять.
  • Стоит помнить, что вариатор не приспособлен для агрессивного вождения и гонок.
  • Регулярно проверять все датчики, от которых зависит работа вариатора.
  • При возникновении каких-либо проблем с вариатором, следует сразу же обращаться в сервис, не стоит пытаться решить проблему своими силами.

Подробнее об отличиях вариатора и автомата, их плюсах и минусах — смотрите в видео на нашем сайте!

Автоматическая коробка передач может быть представлена роботизированной КПП, классическим автоматом и вариатором. Приобретая машину, автолюбитель задумывается, какой коробке передач отдать предпочтение; что лучше: вариатор или автоматическая коробка передач. Выбирая между вариатором и автоматом, необходимо знать, чем они отличаются, учитывать их плюсы и минусы, а также понимать, какое из устройств надежнее.

Как и любая другая коробка передач, вариатор – это устройство, преобразующее крутящий момент, поступающий от двигателя к колесам. Передача момента осуществляется бесступенчато, в определенном диапазоне регулирования. Довольно часто вариатор обозначают аббревиатурой «CVT» (Continuously Variable Transmission), что в переводе с английского означает «трансмиссия с непрерывно изменяющимся крутящим моментом».

Типы CVT

В зависимости от устройства выделяют следующие основные типы вариаторов:

Наибольшее распространение получила клиноременный вариатор CVT.

Клиноременный вариатор CVT состоит из клиновидного ремня, расположенного между двумя раздвижными шкивами. В процессе движения автомобиля шкивы то сжимаются, то разжимаются, обеспечивая изменение передаточного числа. Главная цель вариаторной коробки – обеспечение плавного бесступенчатого изменения крутящего момента. Это актуально для легковых автомобилей, мотороллеров, снегоходов и прочей техники.

В цепном вариаторе CVT мощность передается скошенными торцами осей звеньев цепи, а тянущее усилие передает цепь.

В тороидных вариаторах вместо шкивов используются конусовидные диски, вместо ремня – ролики. Они способны передавать больший крутящий момент. Для изготовления деталей для данного типа CVT требуется высокопрочная сталь, что в итоге влияет на его стоимость.

Преимущества и недостатки CVT

Главным преимуществом вариаторной коробки передач является возможность обеспечить непрерывное изменение крутящего момента. Это позволяет достичь лучших показателей расхода топлива и динамики автомобиля.

К недостаткам вариатора относятся:

  1. Невозможность его установки в автомобилях с мощным двигателем
  2. Максимальные нагрузки, буксировка или систематическая езда на высоких оборотах приведут к быстрому износу ремня вариатора, а соответственно и к поломке CVT

Управление АКПП осуществляется селектором переключения, расположенным на центральном тоннеле или на рулевой колонке (в американских автомобилях). Перемещение селектора в определенное положение позволяет выбрать нужный режим движения. Дополнительно возможно выбрать особые режимы работы АКПП: зимний, спортивный, экономичный. Разница в расходе топлива при обычном, спортивном и экономичном режимах очевидна. Гидромеханическая АКПП

Классическая АКПП состоит из планетарной коробки передач, системы управления и гидротрансформатора. Автомат может применяться в легковых и грузовых автомобилях, а также автобусах.

Гидротрансформатор состоит из насосного и турбинного колес с расположенным между ними реактором. Насосное колесо связано с коленвалом двигателя, турбинное — с валом КПП. Реактор в зависимости от режима работы свободно вращается или блокируется при помощи обгонной муфты.

Передача крутящего момента от двигателя к КПП происходит потоком жидкости (масла), выбрасываемым лопатками насосного колеса на лопасти турбинного. Зазоры между насосным колесом и турбиной минимальны, а их лопасти имеют специфическую форму, формирующую непрерывный круг циркуляции масла. Таким образом, между двигателем и трансмиссией отсутствует жесткая связь, что способствует плавности передачи тягового усилия.

Гидротрансформатор преобразует скорость вращения и передаваемый крутящий момент в ограниченном диапазоне, поэтому к нему присоединяют многоступенчатую планетарную коробку передач. Она же обеспечивает движение задним ходом.

Переключение передач происходит под давлением масла с помощью фрикционных муфт. Давление между фрикционами в соответствии с алгоритмом работы коробки распределяется при помощи системы электромагнитных клапанов (соленоидов) под контролем блока управления.

Минусами автоматической коробки являются ее высокая стоимость, а также повышенный расход топлива.

Какое устройство лучше: вариатор или автомат? Проведем сравнительную характеристику, позволяющую выявить отличия и определить, какая из коробок лучше и надежнее.

Разница между вариатором и автоматом с экономической точки зрения

Какая коробка лучше с точки зрения стоимости эксплуатации: вариатор или автомат? Сравним некоторые показатели.

  1. Трансмиссионная жидкость. Замена масла в CVT происходит чаще, и стоит оно дороже.
  1. Расход топлива. Топливо в машине, оснащенной вариатором, расходуется экономичнее.
  1. Ремонт. Техническое обслуживание и ремонт вариатора обходятся гораздо дороже эксплуатации автомата. CVT является достаточно сложным и «чувствительным» механизмом.

Хотя обслуживать CVT стоит дороже, сама же коробка дешевле автомата. А при правильном использовании коробки она сможет прослужить долго и без ремонта.

Какое устройство лучше с точки зрения надежности

С целью определения степени надежности устройств зададим ряд тяжелых условий:

  • возможность буксировки
  • бездорожье
  • высокие скорости
  • спортивная езда

Вариатору не справиться с тяжелыми условиями. Его ремень не выдержит нагрузок. Здесь лучше справится автомат. Стихия CVT – плавное движение без резких ускорений.

Как определить, какое устройство установлено в автомобиле

  1. Необходимо изучить техническую документацию машины. Обозначение вариатора– CVT, автомата – АТ.
  2. Пройдите тест-драйв. Если установлен вариатор, то вы не почувствуете переключений передач. Автомат можно «слушать», следить за его работой по тахометру. CVT работает в одной тональности, размеренно. Однако, возможно наличие специального режима, имитирующего смену передач и позволяющего водителю чувствовать их переключение.

Сегодня АКПП встречается гораздо чаще, чем CVT. Но у последнего есть большой потенциал. АКПП надежнее применять в автомобилях с высокими мощностями и способных к буксировке прицепов. С точки зрения экономии предпочтительнее выглядит вариатор.

Вариатор или автомат? Выбор за вами. И он будет зависеть от характеристик устройств, являющихся для вас приоритетными. Любите плавную городскую езду на небольшом легковом автомобиле? Ваш выбор – CVT. Если же вы предпочитаете спортивную езду или часто пользуетесь прицепом – тогда вам лучше подойдет автомат.

Огромное количество водителей не знают, что для них будет лучше: вариатор или автомат. У первого лучше разгоняется автомобиль, отсутствуют рывки во время переключения передач и намного меньше расходится топливо, а вот другие автолюбители отдают свое предпочтение именно АКПП. Почему же так происходит, и в чем разница между этими двумя коробками передач? Попробуем в этом разобраться подробнее.

По статистике покупатели больше всего отдают предпочтение автоматическим коробкам, нежели вариаторным. Покупательская активность показывает такие результаты продаж:

  • АКПП – 49%;
  • Вариатор – 28%;
  • Роботизированная трансмиссия – не более 23%.

Роботизированные коробки передач стали пользоваться невероятной популярность по сравнению с 5 годами ранее, пользователи обращают внимание на строение, степень надежности, разгон и КПД, а также на то, как мало расходуется топлива.

Что лучше: вариатор или автомат, и чем они отличаются - Помощь автолюбителю

Автоматическую коробку создали специально для того, чтобы современные водители имели возможность ездить без проблем и не прикладывать усилий к процессу переключения скоростей. Такое устройство дает возможность машине плавно ехать при переключении передач, и не только.

Положительные качества

К преимуществам такого устройства следует отнести:

  • Удобство в использовании;
  • Длительные период службы;
  • Самостоятельное обеспечение движения, водитель только лишь нажимает на педали;
  • Надежную трансмиссию, которая практически не выходит из строя.

Что лучше: вариатор или автомат, и чем они отличаются - Помощь автолюбителю

Отрицательные качества

У таких устройств есть и отрицательные стороны:

  • Менее динамичные за вариаторы или МКПП;
  • Высокий процент потребления топлива;
  • Дорогое обслуживание и ремонт;
  • Необходимость в большом количестве масла;
  • При минусовой температуре масло трансмиссии начинает густеть.

Что лучше: вариатор или автомат, и чем они отличаются - Помощь автолюбителю

Вариатор – это разновидность АКПП, которая отличается от своего оппонента отсутствием скоростей передач. В механизме передаточным числом передается 2 конусообразных шкива, один из которых является ведомым, а другой ведущим. Расположены они напротив и соединены металлическим трапецевидным ремнем.

Что лучше: вариатор или автомат, и чем они отличаются - Помощь автолюбителю

Вариатор отличается от автоматической коробки передач тем, что АКПП в управлении более удобное, не нужно постоянно переключать скорости, и водитель сосредотачивает внимание на дороге. Благодаря такому устройству скорости переключаются плавно, таким образом, мотор защищен от большой нагрузки, а значит и меньше изнашивается. Но стоит отметить низкий КПД, из-за чего топливо расходуется намного больше.

Коробка передач вариатор является более совершенным устройством, в ней есть компьютер, способный анализировать условие движения авто и подбирать нужное передаточное соотношение. Благодаря этому мотор работает в щадящем режиме, машина идет плавным ходом без рывков, а скорости переключаются абсолютно незаметно.

Что лучше: вариатор или автомат, и чем они отличаются - Помощь автолюбителю

Вариаторная коробка передач это более хорошее решение, ведь с ней топливо расходуется экономнее, кроме этого, тут больше динамических характеристик, которые делают работу коробки совершенной, намного лучше, чем АКПП. Но нельзя не отметить, что стоимость ремонта коробки вариатор будет на порядок выше за автоматическую. Дело в том, что обслуживанием занимаются не обычные мастера сервисных центров, а официальные дилеры.

Плюсы вариатора

Вариаторная коробка передач имеет такие положительные характеристики:

  1. Обеспечивает динамичный разгон. Машина разгоняется намного быстрее, чем на механической или автоматической коробке.
  2. Вариатор на машине является экономным решением – расход топлива значительно ниже по сравнению с АКПП или механикой.
  3. Отсутствуют передачи, а это значит, что отсутствуют и рывки при переключении.
  4. Большой ресурс мотора.
  5. Машиной не сложно управлять, с этим справится даже новичок.

Что лучше: вариатор или автомат, и чем они отличаются - Помощь автолюбителю

Минусы вариатора

Перед тем как разобраться что лучше, автомат или вариатор, нужно внимательнее изучить минусы второго:

  1. Ремонт обойдется дорого за счет сложности и проведения процедуры у дилеров.
  2. Нужно менять цепи после каждых 100 000 пробега, а это тоже не дешево.
  3. Сложность электроники, которую дорого обслуживать.
  4. Необходимость наличия дорогого масла.

Что лучше: вариатор или автомат, и чем они отличаются - Помощь автолюбителю

Итак, что же лучше коробка робот или автомат? Если говорить про технические характеристики, то конечно же этим вариатор отличается от автомата, это касается динамики разгона, небольшого расхода топлива, переключению скоростей без рывков, и многое другое. Но вот что говорить о ремонте и обслуживании, то коробка передач вариатор обойдется дороже, чем АКПП. Поэтому, на вопрос что лучше, вариатор или автоматическая коробка передач, дать однозначный ответ нельзя. Все зависит от удобства, предпочтений и финансовых способностей отремонтировать то или иное устройство.

Довольно часто пользователи вариаторных коробок передач интересуются, какие ремни следует использовать с такими устройствами, ведь обычный текстильный здесь не подойдет, нужно что-то покрепче и прочнее.

  • Таким ремнем может быть стальная лента с нанесением специального покрытия;
  • Совокупность стальных лент со сложным сечением;
  • Тонкие стальные пластины со шкивами;
  • Широкая стальная цепь из пластин.

Что лучше: вариатор или автомат, и чем они отличаются - Помощь автолюбителю

Многие автомобилисты задают вопрос: какая разница коробки вариатор и автомат? Попробуем вам объяснить это на примере разных автомобилей.

Тойота

В нынешнее время есть 4 марки машины с вариаторной КПП – это РАВ 4, Корола, Аурис и Версо. Они имеют такие технические характеристики:

  • Разгоняются до 100 км/ч быстрее, чем на автомате;
  • Значительно экономят топливо, по городу это больше 2 литров;
  • Ездить водитель может в портативном режиме с повышенными оборотами мотора;
  • Цена обслуживания осталась на прежнем месте.

Что лучше: вариатор или автомат, и чем они отличаются - Помощь автолюбителю

Ниссан

Вариаторные коробки на машинах данной марки стоят намного дольше, чем у Тойоты. Сейчас их имеют такие модели как Мурано и Патфайндер. Вообще Ниссан является первым концерном, который использовал роботизированную КПП, первой стала машина с 3,5 литровым двигателем с мощностью 265 лошадиных сил.

Для некоторых машин это является слегка проблематичным в плане управления и стоимости обслуживания, поэтому много кто не может определиться, что лучше автомат или робот.

Что лучше: вариатор или автомат, и чем они отличаются - Помощь автолюбителю

Вариатор стоит и на таких моделях как:

Митсубиси

В таких моделях как Аутлендер, Лансер и АСХ есть вариаторные КПП, как и на Ниссане. С виду они никак не отличаются между собой, но разницу можно ощутить только при езде. Если во время разгона мотор начинает виснуть так сказать на одной ноте, а скорость постепенно увеличивается, значит это работа вариатора.

Что лучше: вариатор или автомат, и чем они отличаются - Помощь автолюбителю

Здесь вариаторная КПП имеет оригинальный вид. Вместо ремня используют сложную многозвенную цепь. Что касается главного отличия между устройством на Ауди и другом автомобиле, то это наличие тянущего эффекта и передача крутящего момента до 350 Нм.

Что лучше: вариатор или автомат, и чем они отличаются - Помощь автолюбителю

У Ауди трансмиссия называется Мультитроником, она есть на переднеприводных моделях А 4 и А 5, мощность которых 225 лошадиных сил.

Существует несколько способов замены масла для автоматических коробок передач и вариатора. Для первого типа КПП масло можно заменить, не сливая его полностью. То есть, необходимо открыть отверстие бака, и слить с него ровно половину, оставив часть старого, а потом добавить столько же нового, сколько вы слили. После этого можно ездить от 400 до 700 км, а потом снова потребуется замена.

Что касается вариатора, то в нем масло можно слить таким же способом, или под давлением. Как это сделать? Совсем не сложно! Возьмите шланг, который соединяет радиатор и коробку, раскрутите его, и вставьте специальный насос, он и вытянет старое масло, и осуществить подачу нового.

Если вы думаете, что вы активный водитель, разбирающийся в скоростном маневренном управлении машины, тогда вам лучше остановить свой выбор на механической или роботизированной коробке передач. Роботизированная КПП также придется по душе спокойному водителю небольшого легкового авто. Автомат станет идеальным вариантом для кроссоверов, где необходимо комфортно управлять автомобилем на дороге или бездорожье.

А вот что касается вариатора, то он придутся по душе тем, кто предпочитает плавную езду без рывков.

Что лучше и надежнее, вариатор или автомат

Вариатор (CVT) или автомат (АКПП) — что лучше в качестве трансмиссии? По статистике продаж автомобилей без пробега популярностью пользуются «классические» автоматы. При этом к техническому совершенству ближе вариаторные коробки. Сравнение агрегатов по устройству, надёжности и экономичности поможет сделать обоснованный выбор.

Сравнение вариатора и АКПП

  1. Виды КПП: автомат и вариатор
  2. Автомат
  3. Как работает АКПП
  4. Сцепление и передачи
  5. Гидравлика и электроника
  6. Что может ломаться в АКПП
  7. Достоинства АКПП
  8. Недостатки АКПП
  9. Срок службы коробки автомата
  10. Вариатор
  11. Как работает вариатор
  12. Что может ломаться
  13. Достоинства вариаторной коробки
  14. Недостатки вариатора
  15. Срок службы вариаторной коробки
  16. Сравнительная характеристика двух видов коробок передач
  17. Как определить какое устройство установлено в автомобиле
  18. Разница между вариатором и автоматом с экономической точки зрения
  19. Какое устройство лучше с точки зрения надёжности
  20. Выводы. Что лучше, автомат или вариатор

Виды КПП: автомат и вариатор

Выбирая трансмиссию, нужно учесть, в каких условиях будет эксплуатироваться машина. Вариатор и автомат — разновидности автоматической коробки, которая требует регулярного ухода и щадящей манеры езды:

  • без резких стартов и торможений методом «педаль в пол»;
  • без буксировки тяжёлых прицепов или автомобилей;
  • без пробуксовок на льду, в снегу и грязи;
  • без перегрева и трогания «на холодную».

Оба агрегата нуждаются в хорошей смазке и охлаждении.

Виды КПП

Автомобиль как с автоматом, так и с CVT оснащен селектором и педалями: газ и тормоз. В обеих коробках за управление отвечают соленоиды, гидроблок, электроника. Водитель не переключает скорости вручную, не работает сцеплением. Только после тест-драйва можно сделать вывод, чем отличается бесступенчатый вариатор от «классического» автомата, и что лучше в динамике.

Определить, что надёжней, вариатор или автомат, поможет краткий обзор их работы.

Автомат

Главное, чем конструктивно отличается автомат от вариатора — наличием механизма ступенчатого переключения передач. Дополнительный узел требует большего расхода масла, усложнения конструкции и электроники, затрат на ремонт и обслуживание. При переключении передачи водитель ощущает лёгкие толчки и слышит «рёв» мотора.

Как работает АКПП

Работу автоматической коробки можно поделить на узлы: сцепление, гидравлическая система, переключение передач, электронное управление.

Сцепление и передачи

Роль сцепления в автомате выполняет гидротрансформатор (ГДТ). Он передаёт крутящий момент от двигателя к трансмиссии через жидкость ATF. Жёсткого соединения между силовым агрегатом и трансмиссией нет. В масле гасятся вибрации мотора и удары от переключения передач. Усовершенствование ГДТ позволяет придать автомобилю спортивность и экономичность за счёт включения муфты блокировки с фрикционным диском.

В основе работы автоматической коробки передач лежит планетарный механизм, состоящий из 2 — 4 редукторов. Каждый редуктор — это набор зубчатых колёс, находящихся в постоянном зацеплении. Вращение одних шестерён и блокировка других создают разные передаточные отношения. Для фиксации элементов применяются пакеты фрикционов.

Пакет фрикционов состоит из стальных дисков и мягких фрикционов, собранных в барабан. Мягкие диски изготовлены из целлюлозного волокна с добавлением графита и склеены смолами. Фрикционы сцеплены с шестернёй, насаженной на вал.

Стальные диски соединены с барабаном. Входной крутящий момент передаётся с барабана на ведущие диски. Ведомые вращаются независимо, пока не придёт сигнал о включении передачи, и не сработает поршень.

Гидравлика и электроника

В электронный блок поступает информация с датчиков:

  • о положении селектора;
  • о частоте вращения вала коленчатого и выходного;
  • о температуре и давлении ATF;
  • о скорости автомобиля;
  • о педали тормоза и др.

Компьютер анализирует данные и выдаёт импульсы на действие. Преобразование электрического сигнала в гидравлическое воздействие происходит в гидроблоке. Он подаёт управляющее напряжение на соленоид, и электроклапан открывает канал для прохода трансмиссионной жидкости.

ATF под давлением масляного насоса проходит через масляный фильтр в каналы гидроплиты и поступает к поршню. Под давлением поршня фрикционы и стальные диски сжимаются, притираются и вращаются как единое целое. При этом шестерни планетарного редуктора начинают вращаться в заданном порядке, передавая момент на выходной вал.

Что может ломаться в АКПП

Конструкция автомата изготовлена с высокой точностью и подвержена большим нагрузкам. ATF «снимает стресс», смазывая и отводя тепло от трущихся узлов в радиатор. Перегрев опасен для коробки: приводит к старению жидкости и износу деталей:

  • текут сальники и уплотнители;
  • выходят из строя подшипники, муфты, шестерни;
  • истирается фрикционный диск в ГДТ;
  • плавятся пластиковые корпуса соленоидов и втулки;
  • обугливаются мягкие фрикционы.

Что ломается в АКПП

Масло засоряется фрикционной пылью, клеевыми отслойками, стружкой. Поток разносит грязь по всей коробке:

  • забивает масляный фильтр;
  • осаждает каналы гидроблока и соленоидов;
  • засоряет радиатор.

В системе пропадает давление, и момент передаётся с потерями. Грязь, как абразив, истирает поверхности деталей и съедает шлицы зубчатых колёс. В масло могут попасть обломки шайб, колец, лопастей. В этом случае автомат подлежит серьезному ремонту или замене.

Достоинства АКПП

Преимущества автоматической коробки сведены в таблицу.

Параметр

Описание

Спорт режим АКПП

Недостатки АКПП

В чем вариатор может быть лучше автомата:

  1. Масло АКПП требует замены каждые 60 000 км пробега. Объём залитой жидкости в среднем 8 л. При цене 700 р/л затраты на покупку масла составят 5600 р. Вместе с заменой ATF нужно устанавливать новый масляный фильтр, промывать поддон, прочищать радиатор.
  2. Зимой автомобиль с АКПП долго прогревается из-за большого объёма масла.
  3. Низкий КПД и медленный разгон из-за потерь в гидротрансформаторе.
  4. Переключение передач происходит рывками.

АКПП зимой долго греется

Срок службы коробки автомата

Ресурс АКПП составляет 150 тыс. км гарантировано, но обычно больше — 250 — 300 тыс. км. При условии контроля уровня и состояния масла, правильной эксплуатации машины.

Вариатор

В чем принципиальная разница между вариатором и автоматом:

  • нет переменных передач;
  • максимально используется крутящий момент двигателя.

Популярная конструкция CVT — клиноременная передача с гидротрансформатором. В вариаторах Audi ремень заменён цепью.

Вариатор

Как работает вариатор

Вариатор плавно меняет передаточное отношение за счёт изменяемых диаметров валов. Ведущему валу малого диаметра нужно провернуться 2 — 3 раза, чтобы ведомый вал большего диаметра сделал один оборот. Валы соединены ремнём, по которому передаётся момент. И вот как это происходит.

На вал насажен шкив. Он состоит из двух конусных дисков, обращенных друг к другу сторонами малого диаметра. Расстояние между дисками сужается или расширяется под действием гидравлики. Изменение шкивов на разных валах происходит синхронно.

В коробке CVT установлен стальной ремень, выполненный из лент, соединённых стальной пластиной в виде бабочки. Бабочка придаёт ремню клиновидную форму в разрезе. Боковой поверхностью ремень касается шкива. Когда конусы сдвигаются, ремень под воздействием центробежных сил выталкивается. В этот момент второй шкив раздвигается, и ремень утопает. Таким образом ведущий шкив передает момент ведомому шкиву. Реализовать задний ход через шкивы нельзя, эту задачу решает планетарный механизм.

Разборка вариатора

Система управления шкивами работает под высоким давлением жидкости. Масло вариатора отличается от ATF назначением смазочных свойств: оно предотвращает трение металла о металл.

Система сцепления в вариаторе реализована с помощью гидротрансформатора, аналогичного АКПП. ГДТ также регулирует привод ведущего шкива.

Что может ломаться

Вариаторной передаче свойственны те же проблемы, что и автомату, если не менять масло после 50 000 км пробега.

Отличие поломок вариатора от автомата связано с работой ременной передачи. Агрессивная езда и жёсткая эксплуатация коробки приводят к растягиванию ремня. Грязное масло стачивает боковые пластины. В результате на конусах остаются задиры от царапающих зубцов, что ведёт к быстрому износу и дорогому ремонту.

При отсутствии давления движение конусов становится асинхронным, ремень пробуксовывает, истирается. В запущенном случае ремень рвётся и разлетается по всей коробке.

Достоинства вариаторной коробки

Параметры, по которым бесступенчатый вариатор лучше автомата, сведёны в таблицу.

Параметр

Описание

Вариатор на кроссовере обеспечивает максимальный комфорт движения, если помнить, что это не внедорожник.

Недостатки вариатора

Популярность вариатора находится на низком уровне, что влияет на стоимость ремонта и комплектующих. Так, цена за новый ремень выше 20 000 р., а механики советуют его менять через 100 — 150 000 км, не дожидаясь полного истирания. Найти мастера, который возьмётся за разборку CVT, сложно, особенно в малых городах.

Другие недостатки вариатора:

  1. Коробке нужно оригинальное дорогое масло. Аналоги не допустимы.
  2. Вариаторы не устанавливают на силовые агрегаты мощностью свыше 200 л.с. Высокие нагрузки изнашивают приводной ремень.
  3. CVT работает с равномерным гулом. Водитель не чувствует переключения передач, что для некоторых является психологически некомфортным.
  4. Ответственная электроника при небольшой поломке детали или недостаточного давления масла переводит вариатор в аварийный режим или отключает его.
  5. Длительное движение на предельно высокой или низкой скорости нагружает ремень.

Срок службы вариаторной коробки

Вариаторы ходят 150 000 км. В этот момент можно быстро разочароваться, но известны случаи, что коробка служила по 300 000 км. Разница зависит от отношения автовладельца к своей машине: регулярность техобслуживания, манера езды, соблюдение правил эксплуатации.

Сравнительная характеристика двух видов коробок передач

Производители трансмиссии нацелены создать комфортные, экономичные и надёжные агрегаты. Сравним, какая разница по этим критериям между вариатором и автоматом.

Вариатор или АКПП

Как определить какое устройство установлено в автомобиле

Как различить коробки по внешним признакам:

  • вариатор работает в режимах “P”, “N”, “D”, “R”. У автомата бывают дополнительные “L”, “M”,”OD”;
  • шильдик на двери багажника означает: CVT — вариаторная коробка, AT — автомат.

Шильдик вариатора

Вариатор отличается от автоматической коробки плавным разгоном и монотонным звучанием. В автомате передачи переключаются с лёгкими толчками.

Разница между вариатором и автоматом с экономической точки зрения

Чей ремонт дешевле: коробки автомат или вариатора? АКПП ставится в автомобили десятки лет. Хорошо изучен. Легко найти мастера или сервис по ремонту конкретной модели. Вместо дорогих фирменных запчастей можно подобрать качественный аналог.

Вариатор отличается от автомата меньшим весом, что отражается на расходе топлива и масла. По эксплуатационным расходам вариатор дешевле. Стоимость масла CVT может быть выше оригинального ATF, но по объему его нужно не более 7 л, в то время, как ATF требуется в среднем от 8 л.

Какое устройство лучше с точки зрения надёжности

Надёжность АКПП или вариатора зависит от модели, эксплуатации и качества обслуживания. При равных условиях ресурс обеих коробок достигает 300 000 км. Агрессивная езда, тяжёлые нагрузки, перегрев — одинаково негативно влияют на работу трансмиссий.

Ресурс АКПП зависит от обслуживания

Какая коробка передач лучше для спортивной езды, так это автомат, поскольку вариатор плохо переносит большой крутящий момент. Для CVT подходит равномерное движение со скоростью не выше 150 км/ч.

Выводы. Что лучше, автомат или вариатор

Категорично выделить, что лучше, вариатор или автомат, нельзя. CVT подходит тем, кто ищет экономную машину для спокойных семейных поездок. Любителям динамики, спортивной езды — лучше выбирать коробку автомат.

Автомеханики дают советы, на что обратить внимание при выборе и покупке авто с пробегом:

  • в машинах с пробегом свыше 150 000 км скорее всего автоматическая трансмиссия уже требует замены;
  • автомобиль с вариатором лучше брать без пробега;
  • если при тест-драйве на вариаторе слышны стуки, чувствуются рывки — агрегат изношен;
  • перед покупкой нужно проверить машину на СТО.

За счёт простого принципа действия, экономичности, плавности вариатор в перспективе развития выигрывает у автомата.

http://car-avz.ru/glavnaya/konstruktivnyj-remont/9883-chto-luchshe-variator-ili-avtomat-i-chem-oni-otlichayutsya
http://akppoff.ru/korobka-avtomat/variator-ili-avtomat-chto-luchshe

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: