Содержание
Что такое МКПП и АКПП в автомобиле? Какая коробка лучше?
Одним из важнейших узлов автомобиля, «отвечающим» за передачу крутящего момента от двигателя к колесам, является трансмиссия, или коробка передач.
Она изменяет передаточное отношение усилия, передаваемого на колеса, приспосабливая его к изменяющимся условиям движения. Коробка передач может быть механической (МКПП) или автоматической (АКПП). И тот, и другой тип трансмиссии обладает своими достоинствами и недостатками.
Механическая КПП
Роль передаточных механизмов МКПП выполняют шестерни с различным числом зубцов, насаженные на передающий вал. Чем выше число зубцов на шестерне, тем медленнее будет крутиться вал и тем ниже получается передаваемый крутящий момент.
Переключение между передачами осуществляется вручную, с помощью муфты, называемой сцеплением. Это требует от водителя немалого опыта и навыков, доведенных до автоматизма. Он должен, практически не задумываясь, переключать передачи в соответствии с ситуацией на дороге, чтобы всецело контролировать движение автомобиля.
К достоинствам МКПП водители практически единогласно относят следующие характеристики.
1. Высокую скорость разгона машины. На автомобиле с МКПП гораздо быстрее достигается максимальная динамика автомобиля, так как водитель осознанно использует для этого переключение передач.
2. Экономию топлива. Быстрое и умелое переключение передач в сочетании с использованием накатов дает возможность экономить около 15% топлива, особенно во время городской езды с остановками на светофорах, частыми поворотами и изменением скорости.
3. Небольшой размер узла, существенно меньший, чем у «автомата». Следствием этого является более экономичное использование масла: при замене для МКПП потребуется 2-3 литра масла, тогда как АКПП потребует от 6 до 10 литров.
4. Лучший запуск автомобиля в морозную погоду. Небольшой объем масла, вязкость которого при снижении температуры увеличивается, легче «разогнать». Кроме того, при нажатии педали сцепления, трансмиссию можно отключить, снизив нагрузку на стартер для запуска мотора.
5. Простоту обслуживания и ремонта. Замену масла в МКПП можно выполнять самостоятельно, а ремонт обходится относительно недорого.
6. При пробуксовках масло не перегревается.
Однако для начинающих водителей и для женщин управление автомобилем с МКПП представляет достаточно сложную задачу. Неумелое переключение передач нередко приводит к тому, что мотор глохнет в ответственной ситуации, а иногда и к поломке трансмиссии.
Автоматическая КПП
Автоматическая КПП избавляет водителя от необходимости самостоятельно переключать передачи – это происходит в автоматическом режиме. Сегодня существует три основных вида АКПП, совершенно различных по конструкции, принципу работы и характеристикам:
Гидромеханический автомат
АКПП, работающая на гидромеханическом принципе, представляет собой емкость, заполненную маслом, внутри которой напротив друг друга установлены две крыльчатки. Одна из них приводится в движение двигателем и передает крутящий момент маслу, которое, в свою очередь, раскручивает лопасти второй крыльчатки.
Система проста и надежна, но ее основными недостатками являются неудовлетворительная динамика движения и высокий расход топлива.
Вариатор
Вариаторная АКПП представляет собой два шкива, один из которых обладает изменяемым диаметром. Крутящий момент передается от одного к другому с помощью ремня, который, перемещаясь по шкиву, изменяет передаточное число вращения.
Достоинством вариатора является плавность изменения передачи, благодаря чему управление становится достаточно легким и надежным. К недостаткам конструкции относят высокую сложность узла, из-за чего повышается стоимость как самого автомобиля, так и его обслуживания, а также ремонта АКПП.
Роботизированная АКПП
Появившаяся в последние годы АКПП-«робот» удачно сочетает достоинства механической и автоматической трансмиссии. Конструктивно она представляет собой обычную механическую КПП, управляет которой не водитель, а сложный процессорный блок, основываясь на показаниях датчиков, отслеживающих характеристики движения машины.
При движении автомобиль показывает великолепную динамику, экономично расходует топливо, движется плавно и сберегает ресурс всех узлов и систем. Единственным недостатком на сегодняшний день является достаточно высокая стоимость этой системы.
Что выбрать – АКПП или МКПП?
Автомашина, оснащенная автоматической трансмиссией, более удобна и проста в управлении, что является несомненным плюсом для женщин и начинающих водителей. Однако не каждый готов заплатить лишнюю тысячу-полторы условных единиц за удобство вождения, особенно если впереди ожидает дорогостоящее обслуживание и высокий расход топлива.
Для опытных автолюбителей и профессионалов вождения МКПП обладает рядом несомненных преимуществ, которые обуславливают выбор этого типа трансмиссии в своем автомобиле.
МКПП или АКПП: что лучше для современного водителя
Перед тем, как приобрести первый автомобиль или поменять предыдущий, каждый человек берёт в расчёт несколько факторов:
- Внешний вид авто;
- Тип топлива;
- Параметры двигателя;
- Тип кузова;
- Какая в автомобиле будет трансмиссия.
Коробка передач в каждом автомобиле бывает либо автоматическая, либо механическая. Чем они отличаются друг от друга, и какой тип лучше выбрать, каждый автовладелец решает сам.
Так как современные реалии требуют от человека мобильности и быстроты перемещения, автомобили прочно вошли в нашу жизнь, помогая преодолевать большие расстояния и перевозить грузы. Не всем удаётся быстро освоить управление «железным конём», тем более ещё 40 лет назад у большинства автомобилей не было даже гидроусилителя руля.
Совершенствуя конструкцию автомобилей, чтобы популяризировать автомобили в мире, конструкторы придумали автоматическую коробку передач, которая позволила сосредоточиться на вождении, не отвлекая водителя на переключение передач. Но сделало ли это автомобиль менее ремонтопригодным? Попробуем разобраться, какая коробка лучше: автоматизированная или механическая.
Российские водители больше привыкли к тому, что на их автомобилях установлена механическая коробка передач, поэтому с недоверием относятся к АКПП. Те же, кто уже давно передвигается на иномарках бизнес-класса, привыкли к «автомату» и для них не стоит вопрос, что лучше: мкпп или акпп. Последние годы даже отечественные производители автомобилей стали серийно устанавливать АКПП на свои модели.
Механическая коробка передач, принцип работы
МКПП называют ещё «ручной», так как переключение передач возможно только механическим путём, с помощью руки. Данный тип коробки наиболее простой, так как в механическом переключении передач не нужны никакие электронные устройства.
МКПП ставятся на бюджетные автомобили, а раз самой популярной машиной в России являются «Жигули» (на которых никогда не ставилась автоматическая коробка), большинство водителей умеют ездить именно на механической коробке передач. Редкие автошколы могут похвастаться наличием автомобилей с АКПП, да и в качестве первой машины начинающие водители чаще всего берут недорогую отечественную машину (или простую иномарку), поэтому наших водителей очень смешат моменты в зарубежных (особенно американских) фильмах, когда там спрашивают, умеет ли кто-то водить машину с МКПП. Не все знают, что в Америке автомобилей с МКПП очень мало, да и те чаще всего достаточно специфические (спорт кары или грузовики).
Принципы работы МКПП чем-то похожи на переключение передач в велосипеде. В коробке находятся два вала, один из которых соединён с двигателем, а другой – с карданом. Когда происходит переключение передачи, меняются шестерёнки на валах, а так как они имеют разные размеры, то и тяговое усилие создаётся разное.
На первой передаче самая маленькая шестерёнка на ведущем валу соединяется с самой большой на ведомом валу. Когда происходит переключение на более высокую передачу, диаметры рабочих шестерёнок меняются. На самой высокой передаче самая большая шестерёнка находится уже на ведомом валу, а малая — на ведомом. За счет использования и подбора шестерёнок различного диаметра, происходит увеличение или уменьшение скорости.
Главное отличие «механики» от «автомата» заключается в том, что в МКПП усилие, необходимое для переключения передачи, создаётся за счёт мускульной силы водителя:
- Рычаг в салоне двигает штоки;
- Они толкают муфты;
- Шестерни блокируются;
- Вторичный вал проворачивается;
- Новые шестерни цепляются и передача включается.
Положительные и отрицательные моменты при использовании автомобиля с МКПП
Из плюсов механической коробки передач можно назвать следующие:
- Экономия. Во-первых, «механика» позволяет сэкономить на масле, расход которого в два раза меньше, чем в авто, оборудованном автоматической коробкой передач. Во-вторых, это экономия топлива, но при одном условии: вы должны знать некоторые нюансы вождения такого авто. На участке дороги, где начинается спуск, необходимо включить нейтральную передачу, таким образом, чтобы машина катилась сама по себе. Только, к сожалению, такой прием считается незаконным и противоречит правилам дорожного движения. Ну, и в-третьих, это разница в денежных средствах, которые придется потратить при вынужденном ремонте коробки. Почти на любом СТО вам смогут починить механическую КПП, так как простая конструкция с отсутствием сложных узлов, коими оснащен «автомат», не требует специальных углубленных знаний (ну и, как следствие, небольшая цена за неисправные детали). Этот факт, несомненно, позволяет самостоятельно разобраться в поломке и самому устранить неисправность (тут на помощь придут многочисленные видео в сети Интернет). Да и «механика» сама по себе считается достаточно надежной, в отличие от «автомата»;
- Простой принцип работы, который может постичь даже водитель без стажа;
- «Механика» позволяет быстрее разогнать автомобиль, за счет того, что вы сами решаете, когда лучше переключить передачу. «Автомат» же напротив, переключает ее на с определенных оборотах автоматически (хотя современные «автоматы» не уступают в динамике МКПП);
- В зимнюю пору года завести машину с механической коробкой передач легче – небольшой объем масла при сильном морозе обладает не такими вязкими свойствами, как то же масло, но в двойном объеме, соответственно, и сопротивление тоже будет меньше;
- Пробуксовка никак не повлияет на состояние машины в целом, в то время, как авто с коробкой передач автоматического типа очень не любит буксовать, поскольку это вызывает повышенный перегрев масла, поэтому дрифтеры отдают предпочтение «механике»;
- Научившись ездить на «механике», водитель с лёгкостью пересядет на «автомат». Если учиться сразу на АКПП, то езда на механической коробке будет затруднительной.
Естественно, что МКПП имеет и свои минусы:
- Иногда (особенно на отечественных автомобилях и лёгких грузовиках) для того, чтобы переключить передачу, нужно приложить достаточно большое усилие. Хотя в иномарках передачи переключаются легко, но постоянная работа рычагом утомляет, особенно при движении в пробках;
- Приходится отвлекаться на переключение передач (хотя водители со стажем этого не замечают), на «автомате» ничто не мешает процессу вождения;
- Начинающие водители могут спалить сцепление при езде на МКПП (особенно если будут трогаться на горку). Палёное сцепление придётся менять, а это не дешёвое удовольствие;
- Многие не знают этого нюанса, но общий ресурс двигателя напрямую зависит от вида КПП, установленной на автомобиль. Автоматическая коробка более плавно переключает передачи, что положительно сказывается на состоянии двигателя.
Принцип работы автоматической коробки передач
АКПП помогает водителю сосредоточится на дороге и не отвлекает его на переключения передач в процессе вождения. Многие мужчины считают «автомат» женским вариантом и не хотят пересаживаться на него, оправдывая это тем, что хотят полностью контролировать свою машину. Таким водителям нужно напомнить, что все мощные автомобили бизнес-класса оснащены АКПП, так как механическая коробка не может обеспечить достаточный комфорт при движении.
Тем, кто хочет знать устройство своего автомобиля, нужно знать, чем отличается МКПП и АКПП. В устройстве «автомата главную роль играют редуктор и гидротрансформатор. Переключения передач напрямую зависят от давления масла, которое повышается или понижается, в зависимости от оборотов двигателя.
Настройки АКПП такие, что при повышении оборотов до 5 тысяч, передача автоматически повышается, а при снижении до 1500 оборотов – понижаются. Хотя данные настройки отличаются у разных автомобилей и зависят от темпа езды. Если разгон медленный, автомат может переключиться и на 3 000 оборотов, а если интенсивный – то и на 6 тысячах. Кроме этого, некоторые АКПП оснащены спорт режимом, который крутит двигатель до красной зоны, прежде чем переключить передачу.
Плавное переключение передач на «автомате» связано с тем, что переключения происходят плавно, а на МКПП шестерни фиксируются достаточно резко.
Современные АКПП можно разделить на три большие группы, хотя третья группа относится к гибридному типу:
- АКПП классического типа;
- Вариатор, который может снимать с мотора максимальную мощность, плавно изменяя крутящий момент;
- Коробка «робот». По сути, она является МКПП, которая внешне выглядит и переключается как классическая АКПП. Достаточно экономичная и лёгкая, может стоять на малолитражных автомобилях, хотя высокая стоимость экономически нецелесообразна для установки коробки такого типа на бюджетные малолитражки.
Плюсы автоматической коробки заключаются в следующем:
- Хотя старые АКПП были достаточно долго «думающие», современные 6-7 ступенчатые «автоматы» не уступают в динамике механическим коробкам (если вы конечно не профессиональный гонщик);
- Современные автомобили с новыми моделями АКПП употребляют меньше топлива, хотя при знании некоторых нюансов МКПП всё же экономичней;
- Машиной с «автоматом» легче управлять;
- Общий ресурс двигателя, работающего в связке с АКПП выше.
Естественно, что есть минусы и у автоматических коробок:
- Всё-таки динамика у большинства моделей АКПП отстаёт от МКПП, так как множество автомобилей с «автоматом» далеко не новые;
- Расход топлива даже у новых автоматических коробок будет выше, чем у МКПП, если водитель на «механике» будет пользоваться ездой накатом на нейтральной передаче;
- В АКПП залито в 2-3 раза больше масла, что сильно ударяет по карману при замене;
- Хотя АКПП ломается значительно реже ( незнание основ езды на «автомате» может быстро отправить эту коробку в аварийный режим), сам ремонт будет стоить в несколько раз дороже.
Можно ли заменить автоматическую коробку передач на механическую
Замена АКПП на МКПП — процедура достаточно сложная, но выполнимая. Установка МКПП вместо «автомата» была весьма популярна в 90-е годы, так как в то время просто не умели ремонтировать автоматические коробки. Владельцу машины с АКПП при поломке было в разы дешевле купить комплект для установки МКПП взамен старого «автомата». В наше время такими процедурами практически не занимаются, так как АКПП ремонтируют достаточно профессионально и можно купить контрактную коробку.
И АКПП и МКПП имеют свои достоинства и недостатки. Каждый водитель может выбрать такой тип коробки, который ему больше подходит. Если вы любите мощные и комфортные автомобили, то АКПП единственный выбор, так как только мощные спортивные машины оснащаются МКПП. При выборе автоматической коробки будьте готовы в случае поломки выложить круглую сумму на ремонт.
Если вам нужен недорогой в обслуживании и экономичный автомобиль, то он будет с небольшим объёмом двигателя и МКПП. Ремонт данной коробки доступен, и его можно сделать даже в гараже.
Помните, что АКПП придётся ремонтировать только в специализированном сервисе, зато она идеально подойдёт водителям, которые живут в больших городах с интенсивным движением.
Несмотря на недостатки, Число автомобилей с автоматической коробкой с каждым годом становится всё больше. Даже отечественный производитель начинает ставить его на серийные модели. Возможно, через десяток лет, автомобили с МКПП станут большой редкостью на дорогах.
Источник Источник Источник http://vodila.org/ustrojstvo-avtomobilya/chto-takoe-mkpp-i-akpp-v-avtomobile-kakaya-korobka-luchshe/
Источник Источник http://swapmotor.ru/korobka-peredach/mkpp-ili-akpp-chto-luchshe.html