Содержание
Что такое развал-схождение?
2 клика и вы узнаете самый выгодный тариф!
Поддержание надлежащего выравнивания колёс с целью наилучшего движения автомобиля имеет фундаментальное значение для сохранения безопасности, удобства управления автомобилем и продления срока службы протектора. Оптимальное расположение колёс — особенно, передних — это гарантия того, что все четыре колеса являются совместимыми друг с другом и оптимизированы для максимального контакта с поверхностью дороги. В целом, регулировка расположения колёс устанавливается во всех трёх измерениях, которые в конкретно автомобильном контексте называются развал , схождение и кастер . Именно о первых двух параметрах мы и поговорим в данной статье, а о кастере — в следующей.
Развал
Наиболее широко обсуждаемое и нередко вызывающее споры, а также наиболее важный параметр регулировки колёс, от которого зависит и комфортность вождения автомобилем, и срок службы покрышек и некоторых элементов ходовой части — это развал, который измеряется в градусах. Развал — это перпендикулярность расположения колёс относительно плоскости дороги (см. рисунок справа). Если колесо абсолютно перпендикулярно поверхности дороги, то его кривизна будет составлять 0 градусов. Развал описывается как отрицательный, когда верхняя часть колеса наклонена внутрь в арку авто. Нормальным считается уровень развала в +2 градуса (то есть колёса совсем немного незаметно наклонены в сторону от автомобиля, если смотреть на авто спереди или сзади). Такое небольшое отклонение от перпендикулярной плоскости необходимо для лучшего сцепления покрышек автомобиля с дорогой, а также более лёгкого поворота руля.
Кроме того, углы развала на левом и правом передних колёсах должны быть максимально одинаковыми, иначе у автомобиля будет тянуть руль в сторону.
Отрицательный развал, однако, становится всё более популярным из-за своей визуальной привлекательности. Реальные преимущества отрицательного развала видны на характеристиках управляемости. Агрессивный водитель будет пользоваться такими преимуществами, как улучшенное сцепление при резком повороте с отрицательным развалом. Во время прямого ускорения, однако, отрицательный развал уменьшит поверхность контакта между шинами и поверхностью дороги.
К сожалению, отрицательный развал порождает то, что называют осевым усилием — когда обе шины расположены под отрицательным углом, то они как бы толкают друг друга, и это хорошо, если обе шины находятся в контакте с поверхностью дороги. А вот когда одна шина теряет сцепление, другая больше не обременена противовесной силой, приложенной к ней, и в результате транспортное средство ощутимо теряет устойчивость. Кроме того, это значительно изнашивает и без того дорогостоящие покрышки авто.
Нулевой развал приведёт к более равномерному износу шин в течение долгого времени, но может уменьшить производительность при прохождении поворотов. В конечном счете, оптимальный развал в каждом конкретном случае будет зависеть от Вашего стиля вождения. И всё же для спокойной и стандартной езды рекомендуется вышеприведённое значение в +2 градуса.
Схождение
Возможно, самым простым для визуализации концепции регулировки колёс является схождение. Схождение — это угол расположения колёс в горизонтальной плоскости относительно длины автомобиля. То есть если смотреть на автомобиль сверху вниз, то передние кромки колёс будут либо смотреть немного вовнутрь, либо будут параллельны.
Правильное схождение имеет первостепенное значение для равномерного износа и увеличения срока службы шин. Если шины смотрят внутрь или наружу, они будут немного скользить по поверхности дороги и вызывать износ по краям. Иногда, однако, срок службы протектора можно пожертвовать ради производительности или стабильности поведения автомобиля на дороге.
Положительный угол схождения имеет место, когда обе передних колеса обращены друг к другу. Положительное схождение позволяет обоим колёсам постоянно генерировать силу друг против друга, что уменьшает возможность поворота.
Небольшие отрицательные углы часто используются в переднеприводных автомобилях по причине того, что их рычаги подвески тянут колёса немного внутрь, так что небольшое отрицательное отклонение схождения компенсирует сопротивление и позволяет нивелировать колёсам на скорости.
Кроме того, отрицательный угол схождения увеличивает эффективность поворота автомобиля. Когда транспортное средство начинает поворачивать, внутреннее колесо будет наклонено более агрессивно, и его радиус поворота будет меньше, чем у внешнего колеса.
Что такое развал-схождение? Видео
Ведь друзья тоже любят интересные статьи!
Продолжение сюжета
Вам понравится
Добавить комментарий
Лайфхаки по теме
При парковке «ёлочкой» или перпендикулярно дороге, заезжайте на парковочное место задом, а не передом — так намного легче и заезжать, и выезжать с места.
Инспектор в праве оштрафовать вас за отсутствие знака «Начинающий водитель» в соответствие с ПДД пунктом 7.15(1).
Общеизвестно, что любое вмешательство в ходовую часть автомобиля влечет за собой изменения углов установки колес и, как следствие, поведение автомобиля на дороге. Параметры развал-схождения зависят так же и от других факторов — давление в шинах, износ резины, люфты в ходовой части и т.п. Для обеспечения хорошей устойчивости и управляемости автомобиля передние колеса устанавливают под определенным углом относительно элементов кузова и подвески автомобиля.
Конструкция передней подвески большинства моделей автомобилей позволяет регулировать: схождение (Toe), развал (Camber) и продольный наклон шкворня (Caster). Угол поперечного наклона шкворня, как правило, задан конструкцией поворотного кулака и не регулируется, но по нему можно определить была ли машина в ДТП.
Углы, определяющие положение передних колес автомобиля:
Продольный наклон шкворня (Caster);
Поперечный наклон шкворня (King pin);
Смещение оси (Set-back);
Включенный угол (Camber+King pin).
Углы, определяющие положение задних колес автомобиля:
Смещение оси (Set-back);
Линия (угол) тяги (Thrust line).
Схождение или сход (TOE) — угол между плоскостью вращения колеса и продольной осью автомобиля. Схождение способствует правильному положению передних колес при различных скоростях движения и углах поворота автомобиля. В большинстве случаев схождение регулируется изменением длины боковых рулевых тяг.
Схождение переднее раздельное (Partial TOE) — это угол между продольной осью автомобиля и плоскостью, проходящей через центр левого или центр правого колеса в отдельности.
Схождение переднее суммарное (Total TOE) получается в результате арифметического сложения значений раздельного схождения.
Признаки отклонения схождения от нормы: сильный пилообразный износ шин (даже при небольших отклонениях), визг шин в повороте, повышенный расход топлива из-за большого сопротивления качению передних колес (накат автомобиля намного меньше положенного).
Развал (CAMBER) — угол между вертикалью и плоскостью вращения колеса в положении прямолинейного движения. Он способствует правильному положению катящегося колеса при работе подвески.
Если верхняя часть колеса наклонена к центру автомобиля, то развал отрицательный, если наружу — положительный.
При значительном отклонении развала от нормы также возможен увод автомобиля от прямолинейного движения и односторонний износ протектора.
Развал меняется с изменением крена автомобиля. Зрительно это можно увидеть у тяжёлых грузовиков «Татра»: на незагруженном автомобиле такой большой развал задних колёс, что машина едет только на внешних шинах. Нулевой развал обеспечивает минимальный износ шин и следовательно повышается срок службы покрышек. Отрицательный развал улучшает устойчивость на поворотах.
ВАЖНО! Левый и правый развал по величине должны быть максимально приближены друг другу. Разница между ними не должна превышать 30′ (минут), так как это может вызывать увод автомобиля от прямолинейной траектории движения и односторонний износ протектора шин.
Продольный наклон оси поворота (наклон шкворня) (CASTER) — Кастер (кастр, кастор) — угол между вертикалью и проекцией линии, проходящей через центры шаровых опор, на плоскость, параллельную продольной оси автомобиля. Он способствует стабилизации передних колес в направлении прямолинейного движения. Ось шаровых или стойки должны стоять под углом как вилка на мотоцикле.
Кастер является очень важным значением. Разница в значениях кастера для левого и правого колес свыше допустимых показателей может привести к уводу автомобиля в сторону колеса, имеющего меньшее значение.
Разность значений кастера выражается следующим параметром: Разность наклонов кастера. Получается в результате вычитания из большего значения кастера одного из колес меньшего значения и не должна превышать 30′ (минут).
Продольный наклон обеспечивает самовыравнивание рулевых колёс за счёт скорости автомобиля. Спортсмены устанавливают данное значение на несколько градусов выше от заводских параметров, что делает ход автомобиля устойчивее, а также повышается стремление авто к прямолинейному движению.
Характерные признаки отклонения величины угла от нормы: увод автомобиля в сторону при движении, разные усилия на рулевом колесе при левом и правом поворотах, односторонний износ протектора, визг шин на поворотах.
Поперечный наклон оси поворота (KING-PIN) — это угол наклона оси поворота колеса в поперечной плоскости при виде спереди (угол α на рисунке). Поперечный наклон задается конструкторами для весовой стабилизации передних колес. Задается конструкцией поворотного кулака (на рисунке красный) и не регулируется.
Включенный угол (прилежащий угол) (CAMBER+KING-PIN ) — суммарный угол развала и поперечного наклона оси поворота (шкворня)(на рисунке α + β ).
Плечо обкатки (SKRUB RADIUS) (на рисунке ScR) — это расстояние от линии пересечения центральной плоскости вращения колеса с опорной поверхностью до точки пересечения оси поворота колеса с этой же поверхностью. Если точка пересечения оси поворота колеса с дорогой лежит с внутренней стороны от плоскости вращения колеса, то плечо обкатки положительное, с наружной — отрицательное. На величину плеча обкатки влияет вылет колеса (колесного диска).
Плечо обкатки определяется не только конструкцией подвески, но и параметрами колёс. Ппри плече отличном от нулевого колесо начинает действовать как рычаг воздействуя на элементы подвески и рулевого управления, возникает дополнительный момент, который необходимо компенсировать рулем. При положительном плече обката случайное повышение силы сопротивления одного из колес способно вызвать поворот руля в эту же сторону и нарушить курсовую устойчивость автомобиля. При установке дисков с нулевым или близким к нему вылетом плоскость вращения колеса сдвигается наружу, и плечо обкатки может приобрести большие положительные значения, руль начнёт вырыватся из рук на каждой неровности дороги, усилие на нём возрастет, а износ ступичных подшипников существенно увеличится.
Плечо стабилизации (CASTER TRAIL) (на рисунке CT) — расстояние между точкой контакта колеса с дорожным покрытием и точкой пересечения оси поворота колеса с дорогой на виде сбоку. Влияет на курсовую устойчивость и на силы в рулевом управлении при совершении поворота.
Смещение передней оси (SET-BACK) — характеризует симметричность расположения передних колёс относительно оси симметрии автомобиля. Передняя (задняя) ось — это линия,проведённая между центрами вращения левого и правого колеса соответственно.
ВНИМАНИЕ! Очень важный параметр! Чем ближе значение смещения оси к нулю, тем лучше! Положительное значение этого параметра говорит о том, что левое переднее колесо стоит ближе к заднему, чем правое. При отрицательных значениях — наоборот. Поэтому этот параметр характеризует состояние передней части автомобиля (смещение лонжеронов,погнутость элементов подвески и т.п.). Теоретически допустимое отклонение 20-30′ (минут). На практике — чем меньше, тем лучше.
Угол движения (TRUS-ANGLE) (линия осевого давления, угол направления тяги) — характеризует повёрнутость заднего моста относительно оси симметрии автомобиля.
ВНИМАНИЕ! Важный параметр! Чем ближе к нулю тем лучше. Положительное значение означает повёрнутость вправо, отрицательное — влево. Ноль — мост стоит строго перпендикулярно оси симметрии автомобиля. Предельно допустимые величины: до 20′ (минут), но это не желательно, так как даже при этих отклонениях автомобиль едет как бы немного боком, пусть даже незаметно для глаз, что приводит к плохому поведению автомобиля на скользкой дороге. Отклонения больше допустимых требуют оперативного вмешательства (даже на нерегулируемом мосту нужно изыскивать способ поставить его ровно).
Угол движения должен быть равен нулю для автомобилей с правильно отрегулированными углами установки задних колёс. Угол движения более 20′ (минут) может также говорить о нарушении геометрии кузова.
Если угол осевого давления не равен нулю, то передние колеса стремятся повернуться в одном направлении, с задними колесами, стремясь выправить траекторию движения автомобиля в прямую линию. Как следствие, кузов будет направляться под углом к направлению движения.
СОВЕТ: Рекомендуется перед посещением сход-развала убедиться, что давление в шинах соответствует норме (на иномарках — табличка на левой двери или стойке), износ протектора на левом и правом колесах примерно одинаков, отсутствует люфт в подшипниках и рулевом управлении, колесные диски не деформированы, подвеска автомобиля не требует ремонта.
Ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы, возникающие после регулировки «Сход-развала».
Почему руль стоит неровно при движении по прямой?
Причин может быть несколько:
1. Повышенный свободный ход рулевого управления. При движении свободный ход выбирается влево или вправо, что приводит к небольшому наклону руля.
2. Автомобиль имеет некоторую повернутость заднего моста (задней оси). Была выполнена регулировка «сход-развала» только передней оси без учета смещений задней оси.
3. Слишком большая разница в развале задних колес. Особенно, когда одно колесо имеет полжительный развал, а другое — отрицательный.
4. Большая разница в давлении передних или задних колес.
5. Имеются скрытые деффекты ходовой части, которые по какой-либо причине не были обнаружены перед регулировкой «сход-развала».
Примечание: Если помимо наклона руля на автомобиле одновременно присутствует увод автомобиля в сторону, то сперва нужно найти и устранить причину увода, а затем уже выставлять положение руля.
Почему автомобиль ведет всторону при нормальном «сход-развале»?
1. Проверьте влияние резины на увод. Для этого поменяйте местами левое и правое передние колеса. Если увод при этом изменит свое направление, то причина в резине. Меняйте колеса «по кругу» и ищите пару, на которой машина поедет ровно. Затем нужно привести в соответствие направление вращения колес (если на покрышке имеется стрелка, указывающая направление вращения), то есть перевернуть шины на дисках, если это необходимо (обязательно с последующей балансировкой колес). Данная причина увода в последнее время встречается очень часто (и, как не удивительно, даже на новой резине). Во всем виновато качество изготовления шин. Как говорят производители шин — это так называемая силовая неоднородность каркаса покрышки.
2. Повышенный дисбаланс колес. Кривизна колесных дисков.
3. Была проведена диагностика и регулировка только передней оси автомобиля. Нужно продиагностировать задний мост. Возможно причина кроется в нем (погнутости, деформация, нарушения регулировок).
4. Имеются скрытые деффекты ходовой части, которые не были обнаружены перед регулировкой «сход-развала».
До регулировки машину никуда не вело, но имел место повышенный износ резины. После регулировки «сход-развала» появился увод в сторону.
Скорее всего причина в резине (см. пункт выше). Автомобиль раньше ехал ровно потому, что увод создаваемый резиной был уравновешен уводом создаваемым неправильным «сход-развалом» в другую сторону. Устранили одну причину — появился увод.
Машину не ведет, резину не ест, но автомобиль тяжеловат в управлении («тугой» руль).
1. При ремонте установлены тугие шаровые опоры или рулевые тяги, перетянут маятниковый рычаг или рулевой редуктор (рулевая рейка). Со временем все может стабилизироваться само собой, кроме перетяжек (их нужно привести в норму).
2. Неправильно отрегулирован «сход-развал».
3. Вылет дисков (параметр «ЕТ» указан на маркировке диска) не соответствует вылету, рекомендованному заводом-изготовителем.
4. Низкое давление воздуха в покрышках.
Почему со временем нарушается установка углов на автомобиле, даже если небыло никакого ремонта ходовой части и автомобиль не попадал в аварийные ситуации?
1. Как известно, углы установки колес напрямую зависят от клиренса автомобиля. А клиренс, в свою очередь, имеет особенность изменяться в зависимости от возраста машины. Это происходит из-за просадки упругих элементов подвески: пружин, сайлентблоков и прочих элементов подвески.
2. Появление и накапливание микроскопических зазоров в шарнирных соединениях подвески, которые складываясь между собой, дают ощутимые изменения углов установки колес.
3. Естественное старение кузова (для автомобилей с несущим кузовом), ввиду того, что он испытывает в процессе эксплуатации постоянные изгибающие и крутящие моменты, что приводит к постепенному изменению его «геометрии» и, в свою очередь, — к изменению углов установки колес.
Для человека, давно управляющего автомобилем, ответ на этот вопрос известен. Кто хоть раз в жизни поездил на автомобиле с нормально отрегулированным «сход-развалом», тот в дальнейшем лучше чувствует автомобиль на дороге и малейшие отклонения углов от нормы. Человек должен отдыхать за рулем и получать удовольствие от вождения. Углы установки колес для того и были придуманы инженерами, чтобы мы с вами в полной мере могли чувствовать себя на дороге комфортно и самое главное — безопасно.
Автомобиль с правильно отрегулированными углами установки колес имеет:
- хорошую курсовую устойчивость (отклонения от прямолинейного движения минимальны);
- отличную управляемость;
- маневренность;
- комфорт при движении;
- меньшую склонность к заносам и опрокидыванию в экстремальных ситуациях;
- хороший накат;
- экономию топлива;
- минимальный износ шин.
Автомобиль с сильно нарушенными углами, напротив, может подвести Вас в любой момент. Например, при движении по сухому асфальту вроде бы все нормально, но стоит только внезапно попасть на мокрый или скользкий участок дороги, и ваш автомобиль может вдруг поехать туда, куда вам совсем не хотелось бы. Автомобиль постоянно приходится «ловить»(корректировать) на дороге. При этом он становится постоянным фактором повышенного риска не только для водителя, но и для окружающих машин и пешеходов. Вы никогда не задумывались над скупыми строками сводок ДТП, в которых часто звучат фразы, наподобие: «. не справился с рулевым управлением, очутился на встречной полосе дороги. » и т.п.? В большинстве случаев это является последствием неправильно отрегулированных углов установки колес. Во всех европейских странах проверка углов установки колес является обязательным пунктом при проведении обязательного технического осмотра.
Еще один важный момент. При покупке подержанного автомобиля (желательно до оформления сделки) мы рекомендуем проверить его на предмет «геометрии» ходовой части, так как не секрет, что большинство машин на продажу являются битыми в прошлом. А внешний вид бывает очень часто обманчив. Попадаются даже автомобили собранные из двух половинок, причем сваренные не самым лучшим образом.
Когда необходимо проверять углы установки колес (сход-развал)?
1. После ремонта ходовой части:
- замена рулевых тяг;
- замена рулевых наконечников;
- замена шаровых опор;
- замена маятникового рычага;
- замена рулевого редуктора (рулевой рейки);
- замена рычагов подвески;
- замена сайлентблоков (обязательна повторная проверка после 2-3 тыс. км пробега);
- замена пружин (обязательна повторная проверка после 2-3 тыс. км пробега);
- замена стоек и амортизаторов (после замены происходит изменение клиренса автомобиля, что влечет за собой изменение углов установки колес).
2. После проведения любых работ по изменению клиренса автомобиля:
- установка проставок или утолщенных резинок под пружины подвески;
- установка более коротких или более высоких, либо усиленных пружин подвески;
- изменение клиренса, связанное с заменой аммортизаторов.
3. Появился увод автомобиля в сторону или руль изменил свое положение при движении по прямой.
4. Автомобиль плохо держит дорогу (рыскает), приходится его «ловить».
5. Автомобиль «тупой» в управлении. Реакции на движения рулем запоздалые. Тугой или слишком легкий руль.
6. При торможении автомобиль тянет в сторону или стремится развернуться на скользкой дороге (при отсутствии неисправностей тормозной системы).
7. При жестком наезде на препятствия, сопровождавшимися погнутостью дисков, пробоем подвески до упоров.
8. Повышенный износ шин.
9. Если у вас разный радиус разворота влево и в право, и Вы хотите выровнять его (иногда это сопровождается задеванием колес за подкрылки при вывернутом руле до упора).
10. Плохой самовозврат руля при выходе автомобиля из поворота.
11. После обкатки нового автомобиля, или если вы недавно купили подержанный автомобиль.
12. Пробег с момента последней регулировки углов установки колес составляет более 15 тыс. км.
13. После сезонной смены шин на автомобилей («переобувке» на летнюю либо зимнюю резину).
Чем мы отличаемся от других автосервисов, занимающихся регулировкой «Сход-развала»?
1. Ваше удобство. Все, что связано с ходовой частью, можно выполнить одном месте: отремонтировать подвеску (ходовую часть), сделать качественный «СХОД-РАЗВАЛ», «переобуть» и отбалансировать колеса.
2. Отношение к Вашему автомобилю как к своему собственному. Наличие специальных колесных «захватов» повышенной точности для установки датчиков на колеса повышают конечную точность регулировок и гарантируют защиту Ваших дорогостоящих колесных дисков от царапин.
3. Вечная и больная тема — уводы автомобиля от прямолинейного движения. «Сход-развал»-это один из нескольких факторов, влияющих на увод автомобиля. Но в любом случае, мы стараемся определить причину увода и дать владельцу какие-то рекомендации, если причину невозможно устранить на месте.
4. Откалиброванное стенд. Журнал «За рулем» проводил эксперимент. Один и тот же автомобиль проходил замер «сход-развала» (без регулировки) на нескольких автосервисах. Каков же результат? Везде разные показания стендов. Почему спросите Вы? Отвечаем: — стенды не откалиброваны должным образом. И какое бы навороченное оборудование не использовал автосервис, вопрос качественной калибровки (наряду с проффессиональной подготовкой мастера) всегда является решающим и остается на совести лиц, эксплуатирующих это оборудование. Мы очень ревностно относимся к этому вопросу и гарантируем, что Ваш автомобиль проверяется на исправном и откалиброванном оборудовании.
5. Профессиональное оборудование. Никаких ручных измерений, рулеток и веревок — только современное оборудование! Для регулировки развала-схождения мы используем новейший компьютерный 3D стенд HUNTER HAWKEYE ELITE последнего поколения.
Беспроводной восьмидатчиковый компьютерный стенд «сход-развал» последнего поколения. Создан с использованием передовых отечественных и зарубежных технологий с максимальной помехозащищённостью.
Полнофункциональный высокоточный и высоконадёжный измерительный комплекс, позволяющий производить весь спектр необходимых измерений в процессе регулировки углов установки колёс для автосервисных станций любого профессионального уровня.
6. Стоимость работ по регулировке углов установки колес в нашем сервисе гораздо ниже, чем по городу Томску. Для постоянных клиентов всегда действует бонусная система и скидки.
11. РЕГУЛИРОВКА УГЛОВ УСТАНОВКИ КОЛЕС (СХОД-РАЗВАЛ)
Ребята, очень часто ко мне на блог приходят письма от моих новичков – читателей, которые не понимают что такое развал – схождение автомобиля? Многим на станции говорят, что нужно сделать эту процедуру для автомобиля , но они не понимают зачем!?
Как писал один из читателей – «Сергей информации в интернете много, но простым и понятным языком ни у кого нет, объясните, как вы можете, для простых и начинающих водителей как я».
Сегодня я постараюсь простым и понятным языком рассказать о этой процедуре и для чего она вообще нужна …
Как обычно для начала определение.
Развал-схождение автомобиля – это регулировка колес, относительно осей кузова автомобиля. Как понятно из названия, развал схождение обычно состоит из двух процедур, это развал и схождение. Эти регулировки делаются для лучшей управляемости и безопасности движения автомобиля. Если эти настройки сбиты, то автомобиль теряет свою управляемость (плохо слушается руля), что может спровоцировать аварию, особенно это актуально в дождливую погоду и зимнее время. Также при сбитых настройках, идет повышенный износ резины колеса , абсолютно новое колесо может износиться за очень короткий срок, в 500 километров.
Теперь более подробно о каждой из регулировок
Это угол между вертикальной прямой и плоскостью вращения колеса автомобиля. То есть простыми слова — как отклонены колеса автомобиля от вертикальной прямой. Бывает двух видов: отрицательный и положительный.
Отрицательный развал – это когда верхняя точка колеса наклонена внутрь (ближе к кузову автомобиля). Улучшает устойчивость автомобиля при крутых поворотах.
Положительный развал – это когда верхняя точка колеса наклонена наружу (от кузова автомобиля). В основном применяется для нагруженных автомобилей. При загрузке автомобиля положительный развал может выйти в ноль. На легковых автомобиля применяется редко, лишь для специализированных трасс.
Если развал сделан в «ноль», нет ни отклонения внутрь, ни отклонения наружу. ТО это положительно сказывается износе резины (минимальный износ).
Изначально регулировался простым отвесом, что-то наподобие обычного строительного (длинная веревка, а на конце груз). Сейчас развал регулируется оптическими датчиками с диагностикой на компьютере, это позволяет сделать развал очень точно.
Это угол между – продольным сечением автомобиля и плоскостью вращения колеса. Простыми словами – смотрим на машину сверху, представляем сечение посередине и именно от этого сечения можно вычитать угол. Смотрим рисунок, так будет понятней.
Нужно отметить, что у современных автомобилей, может регулироваться, как у передних колес, так и у задних.
Также как и у развала колес, есть положительное схождение и отрицательное.
Отрицательное схождение – это когда задние кромки колес имеют между собой меньшее расстояние, чем передние.
Положительное схождение – это когда передние кромки колес имеют между собой меньшее расстояние, чем задние кромки.
Регулировки сейчас производят также на компьютерных стендах, обычно вместе с развалом колес.
Именно схождение колес очень сильно влияет на износ колеса. Первый «звоночек» неправильных настроек, это визг резины в поворотах, даже при небольших скоростях.
Все просто, есть несколько пунктов, которые помогут вам определиться с неправильными настройками.
1) Визг колес в поворотах. Как писал выше, при небольших скоростях.
2) Положение руля. Когда при прямом движении руль не находится прямо параллельно, а немного наклонен либо вправо, либо влево.
3) Тянет автомобиль. Если автомобиль тянет в какую-либо сторону, это также неправильные настройки развал-схождения.
4) Усиленный износ колеса. Обычно износ боковых кордов колеса.
Если у вас проявляются, какие-то пункты из этих, нужно обязательно регулировать настройки сход-развала. Иначе попросту «убьете» свою резину, а она сейчас стоит ой как не дешево!
Посмотрите небольшой ролик про регулировку развала схождения автомобиля
А на этом у меня все, читайте наш АВТОБЛОГ!
Забыли про один немаловажный параметр, кастер.
Просто отличная статья. Я хоть и не новичок совсем, но мне было приятнее и понятнее напомнить себе об этом именно из таких рисунков-схем.
Развал-схождение своими руками
Едва ли кто-нибудь серьёзно задумывался о процедуре развала-схождения колёс своими руками и к тому же подручными средствами. Но буквально несколько десятилетий назад наладка «геометрии» ходовой части «в гараже у дяди Васи» не вызывала у автолюбителей никакого удивления.
- 1 Сход-развал колёс. Что это и для чего?
- 2 Признаки нарушенного развала-схождения
- 3 Регулировка установки колёс на легковых автомобилях
- 4 Как происходит процедура на грузовых машинах
Сход-развал колёс. Что это и для чего?
Если мысленно провести одну линию вдоль вертикальной плоскости колеса и вторую вдоль плоскости его вращения, то мы сможем увидеть угол развала, который отвечает за положение колёс при движении автомобиля в повороте, за чёткость его прохождения.
Угол развала
Положительное и отрицательное значение угла развала
Теперь поиграем воображением, смотря на автомобиль сверху. Проводим линии плоскости вращения колёс и линии направления его движения. Здесь мы можем наблюдать угол схождения колёс, который придаёт нашему автомобилю стабильность движения и его дальнейшую предсказуемость.
Угол схождения
Положительный Плоскость вращения колёс находится внутри рамки линий направления Отрицательный Плоскость вращения колёс находится снаружи рамки линий направления
Положительное и отрицательное значение угла схождения
Чтобы осознавать всю значимость процесса регулировки развала-схождения, необходимо понимать, что от правильности установки колёс автомобиля зависит его устойчивость во время движения (склонность к опрокидыванию и заносам), курсовая устойчивость (управляемость и манёвренность), экономическая составляющая (увеличенный ресурс шин и экономия топлива).
Признаки нарушенного развала-схождения
Как гласит «мануал» автослесаря: «…для отечественного автопарка ранних годов выпуска периодичность проверки «геометрии» составляет 10 000…15 000 километров…», для автомобилей же иностранного производства специалисты рекомендуют проводить диагностику каждые 30 000 километров пробега. По мне, так это слишком размытый показатель, который совершенно не отражает реалии современных эксплуатационных условий. Согласитесь, тяжело привязать к данным рекомендациям любителя бездорожья на тюнингованном «Паджеро», который активно «собирает» все кочки и ухабы, и дедушку на «семёрке», для которого преодоление дорожной неровности связано с полной остановкой автомобиля. Поэтому для определения состояния углов развала-схождения передних и задних колёс могут служить следующие признаки:
- при прямолинейном движении автомобиль ведёт в сторону;
- при положении колёс, соответствующем движению прямо, перекладина рулевого колеса смещена в сторону;
- отсутствует курсовая устойчивость (автомобиль выказывает непривычное поведение, «рыскает» по сторонам);
- запоздалая реакция на поворот рулевого колеса;
- «тугой» руль;
- при торможении машина «уходит» в сторону, на разворот (когда тормозная система исправна);
- при максимальных углах поворотов радиусы значительно различаются друг от друга (колёса могут задевать подкрылки);
- при выходе из поворота руль не возвращается;
- нехарактерный шум покрышек во время движения;
- неравномерный износ резины.
Для того чтобы вас не смущал последний пункт данного списка «симптомов», необходимо периодически проверять давление воздуха в шинах, как, в принципе, и гласит инструкция по эксплуатации автомобиля. В норме износ покрышки должен вызываться условиями её эксплуатации, а не следствиями механических неисправностей подвески автомобиля.
Примеры и причины преждевременного износа
Помимо этого существует также внеплановая необходимость проверки и регулировки углов развала-схождения. Как правило, данная процедура должна проводиться после:
- сильных ударов, ведущих к повреждениям или смещениям деталей подвески;
- долговременной и агрессивной езды по неровностям;
- изменения клиренса автомобиля (косвенный признак «усталости» стоек, амортизаторов и резиновых элементов подвески);
- снятия и установки стоек, балки с рычагами;
- замены элементов подвески (шаровых опор, сайлентблоков рычагов и тяг);
- замены элементов рулевой системы, влияющие на положение колёс (рулевая рейка, а также её наконечники и тяги);
- после того как были установлены автобаферы или прочие варианты проставок на авто.
Регулировка установки колёс на легковых автомобилях
Начнём с того, что углы установки колёс на различных марках автомобилей могут существенно отличаться. Это связанно как с конструктивными особенностями подвески авто, так и непосредственно с его назначением. Например, гоночные автомобили для дрифта имеют отрицательный развал, который даёт им малое пятно контакта на прямой (снижает сопротивление качению), при поворотах же пятно контакта имеет максимальное значение, что позволяет пройти вираж с максимальной скоростью. А от развала, естественно, меняется и значения углов схождения.
Такая «геометрия» привычна для дрифта
Вследствие вышесказанного предлагаю вам познакомиться с методологией установки углов развала-схождения на примере автомобиля ВАЗ 2110, ну а затем при желании вы с успехом сможете применить её непосредственно на своём автомобиле.
Инструменты и необходимые условия
- Набор ключей, головок;
- Строительный отвес или уровень;
- Моток проволоки или крепкой бечёвки;
- Рулетка или же телескопическая линейка;
- Два ровных бруска длиной в 60 сантиметров;
- Две скользящих опоры под регулируемые колёса;
- Смотровая яма с ровной площадкой.
Развал
Устанавливаем автомобиль на скользящие опоры (блины), проверив при этом, что они находятся на одном уровне, так как кривизна пола сильно влияет на точность измерений.
Понимаю ваш немой вопрос о наличии опорных «блинов», предлагаю изготовить их из четырёх листов металла, предварительно смазав для лучшего скольжения каждую пару между собой солидолом.
Заостряю на этом ваше внимание, так как при регулировке угла развала-схождения одного из колёс второе должно находится в неподвижном состоянии.
На этом этапе у нас появляется выбор в способе снятия значений положения колеса: строительным отвесом или же строительным уровнем.
Для того чтобы все замеры получились правильными, нам необходимо выставить колёса строго по линии, соответствующей прямолинейному движению;
Прикрепив шнур отвеса на крыле (например, магнитом с подложенным под него тканью), измеряем расстояние «А» и «Б» на левом и правом колёсах (точка отсчёта обод колеса!), записываем результат;
Так используется вертикальный отвес
Прокатываем автомобиль так, чтобы линия замера повернулась на 90о, снимаем новые показатели. Повторяем операцию ещё раз и усредняем полученные значения, тем самым нивелируем погрешность измерения, связанную с биением диска колеса. Для переднеприводных автомобилей усреднённые значения углов развала считаются в норме 0 ± 1 мм, для заднего привода нормой считается диапазон +1 ±3 мм (кстати, для дисков размеров 13 и 14 дюймов 1 миллиметр развала равен примерно 10 угловым минутам).
В нашем же случае завод-изготовитель рекомендует устанавливать угол развала 0 ± 30?, что равняется примерно 2…2,5 мм. Какой же тип развала вам предпочтительнее, зависит от загрузки вашего автомобиля — чем больше вес брутто, тем больше будет отрицательный угол развала в динамике…
Пример развесовки на подвеске типа Макферсон
…и от стиля езды — чем агрессивнее прохождение поворотов, тем больше колесо стремится к положительному развалу.
Угол развала очень велик
Немного отвлеклись, продолжим.
На рассматриваемом автомобиле было решено установить отрицательный развал и для облегчения процесса к уровню заранее прикрепили пластину толщиной в 2,52 миллиметра.
Мерная пластинка поможет в работе
После всех приготовлений нам остаётся лишь приложить уровень к ободу колеса и отрегулировать его угол развала до того момента, пока пузырёк не займёт центральное положение.
Используйте строительный уровень для проверки
Повторяем вышеописанную операцию для второго колеса. Сам процесс регулировки заключается в том, чтобы открутить болты.
Регулировка данного значения на вашей модели может несколько отличаться, но смысл действий остаётся одинаковым: отклонить ось колеса перпендикулярно кузову автомобиля. Например, на переднеприводных автомобилях с таким же типом подвески «Макферсон» этот параметр также регулируется болтами крепления стойки. В одном исполнении может играть роль эксцентрика уже упомянутый верхний болт, в другом же сама стойка имеет регулировочное отверстие в виде овала.
На фото видно овальное отверстие для регулировки
В третьем же случае развал по умолчанию завода-изготовителя может совсем не регулироваться и тогда, при необходимости, приходится или самостоятельно делать овальную выточку на креплении стойки или же растачивать /приобретать верхний болт под регулировочный размер.
На заднеприводных автомобилях угол развала регулируется добавлением и убавлением шайб определённой толщины между нижним/верхним рычагом и балкой.
Регулировочные шайбы обозначены красным
Способы могут быть различными.
Регулировочные шайбы обозначены треугольниками
На автомобилях ГАЗ это вовсе отдельный процесс, как показано ниже.
1 — болт регулировки, 2 — регулировочная гайка, 3 — регулировочная пластина
Установка углов схождения
Итак, автомобиль стоит на исходной позиции, положение колёс соответствует прямолинейному движению. Прикрепляем чуть ниже середины обода колеса параллельно полу заранее приготовленные бруски.
Для того чтобы замерить как можно точнее расстояние между колёсами, закрепляем на одном краю бруска с помощью гвоздика конец рулетки…
…на другом колесе ленту рулетки оставляем свободной.
Протягиваем с обеих сторон от задних колёс к передним (строго посередине) крепкую бечёвку, следим за тем, чтобы она не задевала колесо (в этом месте мы будем проверять прямолинейное положение колёс).
Расстояние между ободом и колесом
Так как на отечественных автомобилях задняя ось немного уже передней, нам необходимо подложить с обеих сторон задних колёс одинаковые по размеру предметы, например, крышки от пластиковых бутылок.
Оттягиваем от колеса бичёвку
Необходимо проследить, чтобы бечёвка по всей своей длине не задевала посторонние предметы: брызговики, элементы тюнинга и т. п.
Замеряем рулеткой расстояния А, B, C и D:
- A = 163.7 мм;
- B = 162.6 мм;
- C = 8 мм;
- D = 5 мм.
То есть разница получается 11 мм. Такой результат нас никак устроить не может. Для начала необходимо установить одинаковый зазор C и D в 1…1,5 миллиметра и отрегулировать расстояния A и B, причём в нашем случае (автомобиль переднеприводный) схождение должно быть отрицательным. Зачем? В случае когда ведущие колёса являются управляемыми, при движении их передние части стремятся внутрь, у заднеприводных автомобилей всё происходит с точностью наоборот — при движении колёса стремятся разойтись, поэтому схождение стараются делать положительным.
Компенсация противодействующих сил
И хотя эти значения не так уж и велики, всё-таки прислушиваться к рекомендациям завода-изготовителя стоит.
Регулировка своими руками
Регулировка угла схождения на всех автомобилях сводится к тому, что при уменьшении значения рулевые тяги необходимо подтянуть, а при увеличении с помощью муфты длину тяг необходимо укоротить. Изменение расстояния между точками колёс необходимо проводить обеими тягами. Усреднённым расстоянием между замерами А и В считается значение в 1 мм.
Методом проб и ошибок регулируем тяги (обе поочерёдно, не надо крутить лишь одну!), следя за тем, чтобы пыльник свободно проворачивался, не закручивался (при необходимости ослабьте хомут).
- A = 163.1 мм;
- B = 163 мм;
- C = 1 мм;
- D = 1 мм.
Данные цифры вполне нас удовлетворяют. Регулировка углов развала-схождения на ВАЗ 2110 считается законченной. Для полноты картины к ознакомлению предлагается видеоролик.
Как в домашних условиях провести регулировку на примере ВАЗ 2110: видео
Так как вопрос рассматривается в широком ракурсе, давайте для широты кругозора пробежимся по ключевым моментам на примере грузовых автомобилей.
Как происходит процедура на грузовых машинах
Установка углов развала
На автомобилях с передним мостом и на грузовиках, имеющих балку, данный параметр нерегулируемый. Угол развала выставлен положением шкворня на заводе-изготовителе и может измениться лишь вследствие его износа. Мы можем лишь с помощью отвеса проверить его по описанной выше методике. Устранение же износа — это сугубо слесарный момент.
Установка углов схождения
Для снятия замеров на грузовиках лучше пользоваться телескопической линейкой, так как из-за большой колёсной базы при измерении рулеткой можно получить погрешность вследствие её прогиба.
Скорее всего, у большинства возникнут проблемы при поиске телескопической линейки. Предлагаю свои варианты решения проблемы:
- Изготовить линейку из штанги от ванной занавески;
Штанга от шторы
- Прикрепить к трубе/бруску/палке (нужное подчеркнуть) штангенциркуль;
- Или совсем не заморачиваться и попросить простую линейку у школьников.
- Устанавливаем телескопическую линейку и снимаем показания с одной стороны, спереди;
- Прокатив автомобиль на полоборота колеса, снимаем показания с противоположной стороны, сзади;
- Высчитываем разницу и при необходимости регулируем тяги;
- Повторяем действия для избежания погрешностей.
На некоторых автомобилях помимо контргаек часто необходимо ослабить болты регулирующей муфты, после чего поворачивая её в какую-либо сторону, меняют значение схождения колёс.
На грузовиках же необходимо ослабить стяжные болты (1) наконечников (2) и проворачивать поперечную тягу (3) трубным ключом (4), как указано на схеме.
Причём усреднённое значение угла схождения на грузовых автомобилях равняется двум мм. Для тех, кто заинтересовался подробнее, видео ниже.
Как сделать настройку на передних колёсах грузовых авто
К сожалению, невозможно детально разобрать весь процесс регулировки углов развала-схождения для всех типов автомобилей, слишком уж большое разнообразие технических решений ходовой части присутствует на данный момент. К тому же углы установок значительно отличаются в каждой конкретной модели.
http://car-avz.ru/glavnaya/avto-i-moto/6306-chto-takoe-razval-skhozhdenie
Источник http://avto-zhelezo.ru/93-kak-otregulirovat-razval-skhozhdenie-koles-avtomobilya-svoimi-rukami-v-domashnikh-usloviyakh.html