Что такое вариатор и где он используется?

Содержание

Вариаторы: типы, сфера использования, устройство и принцип действия

Вариатором называется передаточное устройство между мотором и колесами или иным видом привода: винтовым, гусеничным. Это бесступенчатая коробка передач, которая может плавно изменять скорость вращения колес.

Где используются?

Вариаторы или CVT используются на скутерах, мопедах и водных мотоциклах. На снегоходах часто применяется вариатор сафари. В данный момент эти устройства активно внедряются на многих авто, выпускаемых ведущими производителями.

Вариатор

Вариатор — бесступенчатая коробка передач, плавно меняющая скорость вращения колес

Существует огромное число разных типов вариаторов, но автомобильной промышленностью востребованы лишь 2 из них — клиноременный и тороидный. Первый тип является самым распространенным.

Плюсы и минусы вариаторов

Начало движения на машине с вариатором похоже на разгон электромотора большой мощности — старт ровный, с тихим, плавно нарастающим шумом. При этом авто нередко обгоняет более мощных конкурентов, поскольку не затрачивает время на переключение скоростей.

Автомобиль с вариатором может как плавно трогаться, так и быстро разгоняться. Из 2-х машин с аналогичными двигателями вперед выйдет машина, оснащенная вариатором. Это устройство избавляет водителей от множества проблем, поскольку такие авто не глохнут на светофорах, не скатываются назад при езде в гору, и не нагружают детали трансмиссии. При этом в авто будет лишь 2 педали, как при АКПП, а это делает удобным движение в городской среде, ведь вероятность перепутать педали для новичков сильно уменьшается.

Поскольку данные устройства имеют ограничения по мощности, то в данный момент их используют лишь в легковых авто, но благодаря прогрессу сфера их применения все время увеличивается.

Видеоролик об истории вариатора и его преимуществах

Работа устройства находится в зависимости от множества датчиков, в том числе коленвала, АБС, давления и скорости. Если хоть один из них сломается или с ним прервется контакт, вся трансмиссия будет работать неправильно, либо перейдет в аварийный режим. Важнейшим минусом вариатора можно назвать повышенную сложность конструкции, что усложняет его ремонт. Ремонтировать такое устройство довольно дорого, а мастера по его ремонту пока встречаются не слишком часто.

Многим водителям не нравится слишком ровное «жужжание» мотора при любых рабочих режимах. К сожалению, вариаторная коробка не дает громкого рычания при ускорении. Это вызвано работой электроники, отвечающей за оптимизацию работы мотора, вынуждающей его действовать при номинальной мощности. Правда, автолюбители всегда смогут воспользоваться типтроником — специальным симулятором переключения скоростей.

В роли наполнителя вариаторной трансмиссии выступает особая жидкость, стоящая дороже простого автомобильного масла. Ее уровень необходимо постоянно контролировать, а саму жидкость нельзя подменять схожими продуктами, предназначенными для иных моделей машин.

Авто с вариатором

Авто с вариатором и трогается плавно, и быстро разгоняется

Также имеются ограничения на буксировку машин с вариаторной трансмиссией, и буксировку подобными машинами другого автотранспорта.

Что лучше — вариатор или АКПП?

Чем отличается вариатор от прочих коробок передач? Главным достоинством вариатора в сравнении с иными типами трансмиссии является высокая эффективность использования мощностей мотора благодаря сбалансированной нагрузке на авто, что приводит к большой экономии топлива. А непрерывно меняющийся крутящий момент и плавность езды без рывков гарантируют комфортность передвижения.

Так что лучше вариатор или автомат? С учетом всего вышеизложенного, можно сказать, что авто с вариаторной трансмиссией намного лучше аналогичных авто с АКПП. Машины с вариатором гарантируют быстроту набора скорости, экономят топливо, оптимизируют нагрузку на мотор и приводные элементы. А поскольку работа мотора находится под управлением электроники, он функционирует в щадящем режиме, оттого ему реже требуется техобслуживание и ремонт.

Устройство и принцип работы вариатора

В общем случае вариатор состоит из:

  • вариаторной коробки;
  • управляющей системы;
  • механизма, отвечающего за обеспечение передачи крутящего момента и разъединения от мотора;
  • механизма, отвечающего за обеспечение заднего хода.

За передачу крутящего момента и разъединения от мотора может отвечать:

  • гидротрансформатор;
  • многодисковое сцепление;
  • электромагнитное сцепление;
  • центробежное автоматическое сцепление.

Наиболее распространенным является соединение мотора и вариатора при помощи гидротрансформатора, поскольку именно оно гарантирует плавность движения машины и долговечность вариатора.

Из-за специфики конструкции вариатор не способен на обеспечение реверсивного движения. Чтобы двигаться задним ходом, в этом случае используются добавочные механизмы, включая планетарный редуктор, чей принцип действия схож с таковым у АКПП.

Правила эксплуатации

При соблюдении простейших принципов эксплуатации вариатору гарантирован долгий срок службы. Так, в зимние месяцы надо стараться не допускать нагрузок на вариатор в начале езды. Также надо выделять время на прогрев всем деталям системы.

Автомобиль с вариатором при обгоне

Авто с вариатором часто обгоняет более мощные машины из-за отсутствия необходимости в переключении скоростей

Кроме того, нужно отслеживать уровень жидкости и вовремя сменять ее. Ни в коем случае нельзя допускать сильных нагрузок на старте, а также при буксировке и при езде по бездорожью.

Нужно держать все датчики в рабочем состоянии, и время от времени проверять проводку на целостность. Если у вас появятся проблемы при езде, сначала нужно проверить мотор — свечи, аккумулятор, электрику. Потом нужно диагностировать состояние авто в соответствии с кодами поломок, и ни в коем случае не проводить ремонт вариатора самостоятельно. При езде на скутере вам время от времени потребуется менять ремень вариатора на скутер.

Заключение

Вариаторы — это усовершенствованный вид трансмиссии в сравнении с обычными АКПП. Специалисты пророчат им большое будущее. По их мнению, вскоре вариаторы вытеснят не только механические, но и автоматические коробки передач.

  • Новости
  • Практикум

Путин дал ряд поручений в сфере дорожной безопасности

Разработкой документа займется правительство Российской Федерации, а ответственным за неё назначен премьер-министр Дмитрий Медведев. Об этом говорится в официальном сообщении на сайте Кремля. Кроме того, до 1 июня 2016 года правительству поручено внести в Госдуму законопроекты, направленные на снижение смертности населения от ДТП, утвержденные в августе 2015 года. До 1 ноября 2016 года .

Новый бортовой КамАЗ: с автоматом и подъемной осью (фото)

Новый бортовой магистральный грузовик — из флагманской серии 6520. Ноинка укомплектована кабиной от Mercedes-Benz Axor первого поколения, двигателем Daimler, автоматической коробкой передач ZF, и ведущим мостом Daimler. При этом последняя ось — подъемная (так называемый «ленивец»), что позволяет «значительно сократить затраты энергоресурсов и в конечном счёте .

Карты Тройка и Стрелка скоро объединят

Об этом рассказал заммэра Москвы, руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов, сообщает m24.ru. Заммэра также добавил, что объединенная карта позволит сделать общественный транспорт удобнее для сотен тысяч пассажиров, которые передвигаются между Москвой и областью каждый день. Распространять новые карты планируется по привычным для пассажиров .

Нажми, чтобы обогнать — новый план от PSA Peugeot Citroen

Два года назад новый президент PSA Peugeot Citroen Карлос Таварес объявил план развития Back in the Race («Возвращение в гонку»), рассчитанный на 2014-2018 годы. Однако программу удалось выполнить досрочно: положительный денежный поток не просто восстановлен, а удвоен (3,8 млрд евро), маржа операционной прибыли составляет .

У российских владельцев BMW появилась неожиданная льгота

С сегодняшнего дня все, кто ездит на автомобилях BMW, смогут не платить за проезд по платному участку трассы М11 от Москвы до Солнечногорска, так как затраты полностью компенсирует российский офис баварской марки, сообщает телеканал 360. Как отмечают владельцы BMW (к слову, на автомобили Mini данная акция не распространяется), чтобы не платить за проезд .

Продажи автомобилей в апреле: есть предварительные результаты

Официальные результаты продаж новых автомобилей Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) объявит в ближайшие дни или даже часы. Однако если внимательно проанализировать статистику продаж, рассылаемую автопроизводителями, можно понять и общую ситуацию на рынке. Так, согласно официальному сообщению АвтоВАЗа, в апреле 2016 года на территории России было продано .

Московские пробки победят с помощью разметки

Главным образом, речь идет о сужении полос на несколько десятков сантиметров, увеличении количества полос, а также изменения схемы движения, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на главу столичного ЦОДД Вадима Юрьева. Уже этим летом в ЦОДД планирует применить несколько точечных решений. Например, на участке Алтуфьевского шоссе в сторону центра перед Вологодским .

Россияне будут всё больше экономить на бензине

Напомним, что, согласно данным анализа нефтяной отрасли компании VYGON Consulting, в России по итогам 2015 года отмечен спад спроса на моторное топливо: россияне купили бензина и дизтоплива на 1,3% меньше, чем годом ранее, хотя на протяжении последних 10 лет потребление топлива росло на 3,3% ежегодно. Из-за падения спроса нефтяники .

Самый мощный итальянский суперкар. Фото и видео

В основе машины будет лежать купе Mazzanti Evantra, которое итальянская компания «доводит до ума» последние три года. Но если суперкар Mazzanti Evantra оснащается семилитровым восьмицилиндровым двигателем мощностью 751 л.с. (860 Н∙м), то купе Mazzanti EV-R получит твин-турбо «восьмерку» объемом 7,2 литра, развивающую крутящий момент .

Skoda хочет отказаться от заряженных автомобилей

Причиной отказа от выпуска горячих версий существующих моделей может послужить низкий спрос. Об этом со ссылкой на главу Skoda Auto Бернхарда Майера сообщает Autocar. Как пояснил топ-менеджер, вложения в разработку заряженных версий RS не до конца оправдывают себя с точки зрения продаж. В то же время версии Monte Carlo, Laurent & .

2019-2020 год: рейтинг страховых компаний КАСКО

Каждый владелец автомобиля стремится обезопасить себя от чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями на дорогах или иного причинения вреда своему ТС. Одни из вариантов — заключение договора КАСКО. Однако в условиях, когда на рынке страхования присутствуют десятки фирм, предоставляющих услуги по .

Какие цвета машин пользуются наибольшей популярностью

По сравнению с надежностью и техническими характеристиками, цвет кузова автомобиля является, можно сказать, мелочью – но мелочью достаточно важной. Когда-то цветовая гамма транспортных средств была не особенно разнообразной, но эти времена давно канули в лету, и сегодня к услугам автолюбителей представляется широчайший .

Какую машину выбрать женщине или девушке

Автопроизводители выпускают сейчас огромное разнообразие автомобилей, и какие из них женские модели машин, определить удается не всегда. Современный дизайн стер границы между мужскими и женскими моделями автомобилей. И все же, есть некоторые модели, в которых женщины будут смотреться более гармонично, .

Обзор самых популярных кроссоверов и их сравнение

Сегодня мы будем рассматривать шесть кроссоверов: Toyota RAV4, Honda CR-V, Mazda CX-5, Mitsubishi Outlander, Suzuki Grand Vitara и Ford Kuga. К двум очень свежим новинкам мы решили добавить ещё и дебюты 2015 года, чтобы тест-драйв кроссоверов 2017 года был более .

Рейтинг самых дорогих автомобилей

На протяжении всей истории автомобилестроения конструкторы из общей массы серийных моделей всегда любили выделить несколько уникальных по характеристикам и возможностям. В нынешнее время такой подход к конструированию автомобилей сохранился. И по сей день многие мировые автогиганты и небольшие компании стремятся, .

Какие машины в 2020-2021 году чаще всех покупают в России

Количество автомобилей на дорогах РФ постоянно растет – факт, который подтверждаются ежегодным исследованием продаж новых и поддержанных моделей. Так, исходя из результатов проведенного исследования, которое может ответить на вопрос, какие машины покупают в России, за первые два месяца 2020-2021 года .

Рейтинг ТОП-5: самая дорогая машина в мире

К ним можно относиться как угодно — восхищаться, ненавидеть, любоваться, испытывать отвращение, но равнодушным они не оставят никого. Часть из них — это просто памятник человеческой бездарности, выполненный из золота и рубинов в натуральную величину, часть настолько эксклюзивны, что при .

Выбор доступного седана: Zaz Change, Lada Granta и Renault Logan

Еще каких-то 2-3 год назад считалось априори, что у доступного автомобиля должна быть механическая коробка передач. Их уделом считалась пятиступенчатая механика. Однако в настоящее время все резко изменилось. Сначала установили автомат на «Логан», немного позднее – на украинский «Шанс», а .

Рейтинг 2020-2021: видеорегистраторы с радар детектором

Требования, которые предъявляются к дополнительному оборудованию в салоне автомобиля, растут стремительными темпами. Вплоть до того, что в салоне элементарно не хватает места для размещения всей необходимой аппаратуры. Если раньше обзору мешали только видеорегистраторы и ароматизаторы воздуха, то сегодня перечень девайсов, .

Какая машина является самым дорогим джипом в мире

Все автомобили мира можно разделить по категориям, в которых будет непременный лидер. Так можно выделить самый быстрый, мощный, экономичный автомобиль. Существует огромное количество подобных классификаций, но одна всегда пользуются особым интересом – самый дорогой автомобиль в мире. В этой статье .

Что такое вариатор на машине

Вариатор в машине

Что такое вариатор и где он используется?

Сегодня поговорим с вами про вариатор в машине. Что же такое вариатор, на что следует обращать внимание при эксплуатации авто, оборудованного вариатором, и что надо проверить перед покупкой машины с вариатором?

Здравствуйте, уважаемые читатели блога.

Вариатор — это бесступенчатая коробка передач автомобиля, которая позволяет плавно передавать крутящий момент между колесами и двигателем. Еще ее называют вариаторная коробка передач, бесступенчатый вариатор. Обозначают вариаторные коробки передач буквами — CVT (что в переводе означает — постоянно изменяющаяся трансмиссия).

Что такое вариатор и где он используется?

Многие производители автомобилей дают собственное название вариаторам на своих авто. Например:

Ecotronic, Durashift CVT — Ford;

Xtronic, Hyper — Nissan.

Вариаторы долгое время устанавливали на скутеры, мопеды, водные мотоциклы (гидроцикл, аквабайк), автомобили малого класса. И только совсем недавно вариаторы стали ставить на автомобили большой мощности от 150 л.с. и выше. Это происходило потому, что раньше качество материалов, из которых изготовляли детали вариатора, не позволяли устанавливать вариатор в паре с мощным двигателем, он быстро выходил из строя.

Но времена меняются, наука не стоит на месте, и с развитием инновационных инженерных решений недостатки устранялись. Сейчас вариатор считается довольно-таки надежной коробкой передач (при правильной эксплуатации).

Вариатор устроен следующим образом

Упрощенно конструкция бесступенчатой коробки передач имеет два, расположенных параллельно, шкива. Передача крутящего момента осуществляется через наборный стальной ремень, который одет на конические диски. Боковины шкивов в процессе работы сдвигаются и раздвигаются, тем самым плавно меняя передаточное число.

Благодаря бесступенчатой конструкции, в которой нет фиксированных передач, автомобиль, оборудованный вариатором, разгоняется плавно, мощно (как троллейбус), без толчков, которые присущи автоматическим коробкам передач. При разгоне вариатор стабильно «держит» обороты двигателя в зоне максимально крутящегося момента, поэтому разгон автомобиля происходит быстрее, чем на аналогичном авто с АКПП (при этом еще экономится топливо).

Правда, многим не нравится жужжащий звук, зависающий на одной ноте. Всей системой управляет электроника, водитель только жмет на газ. Управление автомобилем с вариатором напоминает управление авто с АКПП, те же две педали и ручка.

Что такое вариатор и где он используется?

На машинах с вариатором часто устанавливают ручной режим (подрулевые лепестки или на коробке в D + и -). Они позволяют переключать «передачи» вручную на повышенную или пониженную. Это называется эмуляция ручного управления, так как в вариаторе нет передач. При «ручном» управлении вы увидите на панели приборов номер передачи и обороты двигателя изменятся, но электроника все равно все сделает за вас.

Именно за то, что электроника вариатора все делает за водителя, многие, предпочитающие спортивный стиль езды с пробуксовкой, не любят авто с вариатором. Автомобили с вариатором больше подходят людям, которые любят комфортную езду, плавность хода, заботятся об экономии топлива,. Которые много проводят времени в пробках, ездят по трассам, но не буксуют в грязи. Для них авто с вариатором — отличный выбор.

При эксплуатации авто, оборудованного вариатором, необходимо соблюдать следующее

— Следить за уровнем и состоянием жидкости, залитой в вариатор.

— Не допускать резких нагрузок на старте (не гоняться), особенно зимой, пока автомобиль не прогрет (холодное масло в вариаторе).

— Стараться не буксовать на бездорожье. При желании вытащить автомобиль из грязи в раскачку (быстро переключая рычаг из положения D в положение R и обратно), происходит повышенный износ шлицевых соединений (ломаются шестерни). Не буксировать тяжелые авто или тяжелые прицепы.

— Следить за работой датчиков. Выход одного из них из строя приводит к неправильной работе всей трансмиссии, переводу в аварийный режим движения.

— Ремонтировать и диагностировать вариатор только у грамотных специалистов.

Соблюдая эти правила эксплуатации, вы сможете обеспечить вариатору оптимальные условия работы и, таким образом, избежать его ремонта.

При покупке подержанного автомобиля, оборудованного вариатором, необходимо знать, что ремонт бесступенчатой коробки передач довольно дорог, а хороших специалистов по ремонту очень мало. Официальные дилеры вообще не ремонтируют вариаторы, а просто их меняют, что очень дорого.

Основные неисправности вариатора. На что смотреть при покупке авто с вариатором

1. Нарушение температурного режима, который происходит из-за перегрева температуры масла в коробке. На панели приборов автомобиля, оснащенного вариатором, есть контрольная лампа неисправного вариатора. Если она загорается, то вариатор переходит в аварийный режим. При покупке авто с вариатором сядьте за руль и включите зажигание. Найдите контрольную лампу вариатора

Она должна погаснуть после того, как вы заведете двигатель. Есть умельцы, которые отсоединяют контрольную лампу от диагностики и подсоединяют ее к другой контрольной лампе (давление двигателя, АБС, подушки безопасности и др.), поэтому внимательно проследите, что контрольная лампа вариатора не погасла одновременно с другой контрольной лампой на щитке приборов (должна быть задержка по времени).

Чаще всего нарушение температурного режима происходит из-за того, что радиатор забит (мусор, грязь, пух, мошки). Проверьте чистоту радиатора, который стоит спереди под бампером (нагнувшись и посмотрев через воздуховоды). Если забит, то нужно как можно быстрее его очистить. Мыть радиатор нужно раз в два года, снимая передний бампер.

2. Рывки и подергивание машины. Чаще всего это происходит из-за неисправности редукционного клапана масляного насоса. Если вы покупаете авто с вариатором, которое дергается, то приготовьтесь к ремонту. Замена ремня в вариаторе и шлифовка шкивов обойдется в 70 000 – 100 000 рублей, плюс замена масла. Имейте это в виду при торге.

Что еще?

3. Гул вариатора. Чаще всего гул издают подшипники конусов. Износ подшипников и их гул может быть из-за разных причин: от плохого масла (перегревали и не меняли), от попадания частиц износа от ремня или от конусов в подшипники, низкое качество подшипников, большие нагрузки (езда по бездорожью, возили тяжелые прицепы). Если вы покупаете автомобиль, у которого идет характерный гул из вариатора и не можете определить, что шумит сам вариатор или подшипники в нем, то проехайте на таком же автомобиле с вариатором для сравнения (на тест-драйве или при осмотре другого авто). Если гудят подшипники вариатора, то ремонт (замена) обойдется приблизительно от 30 000 до 50 000 рублей.

4. Сбои в электронике и поломка некоторых элементов управления вариатором. Так как вариатором управляет электроника, то от ее работоспособности зависит и его работа. Чаще всего сбои в работе вариатора происходят от датчиков (попала вода, грязь, соль, при разряженном аккумуляторе, прикурили утром на парковке у соседа) и датчик сгорел. Такие неисправности можно определить только на станции, оснащенной диагностическим оборудованием, то есть у специалистов. При покупке авто с вариатором следите за контрольной лампой вариатора. Если автомобиль вам нравится, но вы не можете определить работоспособность вариатора, то лучше всего поехать на станцию, где ремонтируют вариаторы и проверить его у специалистов.

5. Качество и уровень масла в вариаторе. Чаще всего замена масла в вариаторе производят каждые 60 000 км пробега.

Проверьте уровень масла

При покупке авто с вариатором откройте капот и вытащите щуп, показывающий уровень масла в вариаторе. На щупе есть метки уровня для холодного двигателя и для горячего. Посмотрите уровень.

Капните масло на любую поверхность, можно на салфетку или на палец. Посмотрите на качество масла. Не должно быть помутнений, инородных частиц. Понюхайте, не должно пахнуть горелым. Масло для вариатора дорогое и его объем в коробке больше 4-х литров, поэтому если масло грязное смело просите скидку (5 000 – 10 000 рублей) на замену масла и фильтров в вариаторе.

С каждым годом автомобилей, оснащенных вариатором, все больше, и по статистике ломаются они даже реже авто с автоматом (АКПП). Поэтому можно покупать машину с вариатором и ездить на ней с удовольствием, как и на автомобиле с АКПП. Кстати, буксировать авто с вариатором можно только с заведенным двигателем (чтобы было давление в системе). Поэтому, если авто не заводится, то вызывайте эвакуатор.

На сегодня все. Следующий раз узнаете новое о краже автомобильных номеров.

Пусть ваш вариатор будет удачным!

Что такое вариатор на машине и как он работает?

Важнейшим элементом трансмиссионной конструкции автомобиля является коробка передач. Что такое вариатор и где он используется?

Скоростной режим автомобиля меняется за счет передающей на колеса автомобиля мощности двигателя, которая, в свою очередь, происходит за счет изменения крутящего момента.

Вторым важным предназначением коробки передач является разъединение крутящего момента двигателя от трансмиссии во время стоянки или при инерционном движении.

Стоит сказать, что в случае с механическим переключением скоростей эту функцию выполняет не коробка, а педаль сцепления.

Виды коробок передач подразделяются на четыре основных вида:

  • механическая – многоступенчатый механизм, предусматривающий ручное переключений скоростей;
  • автоматическая – переключение ступеней происходит автоматически, за счет заменяющего сцепление гидротрансформатора;
  • роботизированная – изготовленная на основе механической коробки передач, но с автоматическим управлением;
  • вариаторная – бесступенчатый тип механизма, для которого характерно плавное изменение крутящего момента.

Самым интересным преобразователем момента для конструкторов является именно последний вид.

Что такое вариатор?

Первое работоспособное транспортное средство с таким типом элемента трансмиссии появился в 1950-х годах в серийном выпуске марки DAF. В настоящее время считается одним из новых, но перспективных способов управления переключением скоростей.

Вариатор – это бесступенчатый тип трансмиссии, характеризующийся плавной сменой передаточного числа. Выбирая наиболее оптимальное число с учетом внешней нагрузки и оборотов двигателя, вариатор даёт возможность наиболее эффективно использовать мощность мотора. Говоря простыми словами, вариатор – это коробка переключения, отличающаяся отсутствием передач как таковых.

Конструкция вариатора

Общий механизм вариаторной КПП подразумевает включение следующих элементов:

  • вариаторная передача;
  • механизм, обеспечивающий передачу крутящего момента и разъединение коробки от двигателя (для нейтрального положения);
  • механизм заднего хода
  • система управления.

Выделяют три основных типа устройства вариатора:

  • клиноременной;
  • тороидный;
  • цепной.

Клиноременной вариатор – самый популярный тип конструкции, состоящий из одной или двух ременных передач. Он состоит из двух шкивов, каждый из которых представляет собой пару конусов, между которыми зажимается клиновый ремень. Отсюда и название этого типа радиатора.

Ремень клиновидной формы выбран не зря – в разрезе он представляет собой трапецию и вклинивается между шкивами своими боковыми поверхностями. Это обеспечивает его долговременную работу, ведь даже при износе боковин ремень не теряет сцепки со шкивами, а только глубже врезается в них.

Устройство тороидного вариатора отличается тем, что изменение передаточного числа происходит за счет положения роликов, из которых он состоит.

Кроме роликов, тороидный механизм состоит из дисков, которые этими роликами обкатываются. И если у клиноременного вариатора слабое место, наиболее подверженное износу – боковые поверхности ремня, то у тороидного – это точка контакта диска и роликов. И в том, и в другом случае эти места испытывают большую нагрузку, что и является причиной того, что вариаторы не устанавливают на большие двигатели.

Цепной вариатор имеет по сути то же устройство, что и клиноременной, только вместо ремня используется цепь, которая состоит из пластин, соединенных между собой осями.

При передаче крутящего момента цепной вариатор несет наименьшие потери, и, как следствие, высокий коэффициент полезного действия.

Разгонная динамика вариатора

Что такое вариатор и где он используется?Одним из главных преимуществ вариаторной коробки перед автоматической является её более высокая разгонная динамика, обусловленная тем, что обороты постоянно находятся в максимальной зоне крутящего момента. У разгона автомобиля с вариатором есть ряд характерных особенностей.

При нажатии на педаль газа двигатель набирает обороты, практически не двигаясь, а начало движения машины происходит без рывков и провалов.

Программа вариатора сама определяет, на каких оборотах начинать разгон; на агрегатах нового поколения эта цифра составляет 4500 оборотов в минуту.

При резком нажатии обороты становятся в оптимальную зону сразу, таким образом, водитель автомобиля самостоятельно управляет частотой оборотов двигателя.

Стоит отметить, что хорошей разгонной динамики при плохой стартовой быть не может, поэтому дальнейшее перемещение машины во многом зависит от того, на каких оборотах двигателя вариатор даёт автомобилю движение.

Эмуляция ручной коробки на вариаторе

Вариатор заставляет двигатель работать в номинальном режиме, поэтому рычащего звука мотора у автомобиля, оснащенного вариаторной коробкой, не услышишь. Для тех, кого не устраивает данный факт, предусмотрена установка ручного эмулятора.

Ручной режим даёт возможность повышать или понижать передачи, но если на автоматической коробке передач команда переключения – это прямая команда, то на вариаторе принцип действия абсолютно другой. Это объясняется отсутствием фиксированных передач.

На фронтальной панели автомобиля отображается конкретная цифра, являющаяся условным показателем передачи. Водитель переключает ручку скорости, но, несмотря на это, цифра меняется автоматически.

Такой вариант переключения предусматривает безопасность работы мотора и трансмиссии, не давая повышением оборотов перегреть его. То же самое характерно и для сброса оборотов – автоматическое переключение вариатора не даст двигателю заглохнуть.

Стоит уточнить, что разгон автомобиля в ручном режиме, хуже, чем в автоматическом. Ухудшение происходит за счет того, что стрелка тахометра плавает от минимума к максимуму, не обеспечивая непрерывной тяги двигателя, как в автоматическом режиме.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что ручная эмуляция на вариаторной коробке предусмотрена для тех, кто привык к ручному управлению, и только. Никаких полезных свойств работе вариатора она не придаёт, а скорее, наоборот, ухудшают некоторые показатели.

Исходя из вышеизложенного, можно выделить ряд особенностей, характерных для вождения автомобиля, оборудованного вариаторной КПП:

  1. Что такое вариатор и где он используется?Невозможность резкого старта. Работу вариатора можно сравнить с броском катапульты – сначала её оттягивают, а потом происходит резкий рывок, и автомобиль едет.
  2. Плавность разгона и торможения – в принципе, это можно отнести к любой КПП. Если машина дергается, рывки при движении способствуют более быстрому износу рывка или дисков, в зависимости от устройства механизма.
  3. Езда по бездорожью. Для вариаторных КПП характерно минимальное использование машины в сельской местности, для частой эксплуатации по проселочным дорогам такие коробки просто не приспособлены.
  4. Езда по скользкому дорожному полотну. Противоположно предыдущей особенности, езда по мокрому/скользкому асфальту наоборот, более удобна и безопасна. Эту безопасность даёт постоянное присутствие тяги и отсутствие рывков при переключении.
  5. Обгон. За счет того, что вариатор не сразу дает тягу на колеса, а сначала набирает обороты, ускорение автомобиля происходит чуть позже, чем с другими КПП. Поэтому при обгоне, когда нужно максимально ускорить машину, рекомендовано нажатие на акселератор немного заранее, буквально за полсекунды до начала предполагаемого маневра.
  6. Буксировка автомобиля. Транспортные средства, оборудованные вариатором, категорически не рекомендовано буксировать, это провоцирует повышенный износ шпицевых соединений, что, в свою очередь, может привести к ремонту агрегата. Буксировка губительно действует на вариаторный аппарат, поэтому лучше воспользоваться эвакуатором.
  7. Работа датчиков. Отдельное внимание при вождении автомобиля с такой коробкой стоит уделить функционированию датчиков контроля. От их правильной работы зависит правильный функционал агрегата. Датчик контроля скорости может привезти к серьезной поломке, так как его отключение провоцирует систему на экстренное торможение двигателем. Это происходит потому, что ремень в случае отказа датчика скидывается в среднее аварийное положение.

Резюмируя особенности управления транспортным средством, оснащённый вариаторной коробкой, можно выделить ряд плюсов и минусов, характерных для неё.

  • постоянная оптимальная работа двигателя;
  • экономичность – средний расход топлива на ВКПП меньше чем на механической коробке. Экономия особенно хорошо проявляется при работе круиз-контроля на трассе;
  • динамичный разгон автомобиля;
  • дополнительная безопасность;
  • легкость в управлении, а также максимальный комфорт и плавность хода.
  • невозможность работы на двигателях высокой мощности. Вариаторами оснащаются автомобили с предельным показателем тяги 200 лошадиных сил;
  • спортивный дрифт или гонки недоступны на машине с вариаторной коробкой. Сюда также можно отнести и такой недостаток, как невозможность резкого старта;
  • повышенная цена и дорогостоящий ремонт;
  • однообразное гудение двигателя, которое по вкусу не каждому автовладельцу.

Список современных автомобилей, оснащенных подобной коробкой переключения скоростей довольно длинный и постоянно пополняется. Среди них можно выделить такие марки как Audi (характерен для переднеприводных моделей), многие модели Mersedes, Toyota RAV-4, Nissan Qashkai, Х-trail, некоторые из модификаций Lanser.

Один из самых часто задаваемых вопросов на автомобильных форумах касается переустановки вариатора на машину, когда его ставят взамен автомату.

Что делать, если после установки вариатора автомобиль не едет?

Скорее всего, дело в масле, которое после переустановки подлежит обязательной замене.

Кроме того, причиной может стать не поступление тока на коробку либо ошибка коробки передач, справится с которой только специалист в данной области.

В любом случае, при покупке автомобиля с вариаторной КПП необходимо сразу найти хорошего автомастера, специализирующегося в ремонте подобных агрегатов.

Автомобиль с вариаторной коробкой подойдёт, в первую очередь тем, кто рассчитывает на экономное спокойное вождение и любит комфорт в управлении.

С каждым годом они становятся все популярнее, несмотря на то, что на них по-прежнему смотрят с опаской. Легенды о ненадежности и непригодности к ремонту скоро станут старыми неинтересными сказками, и при выборе автомобиля вариатор скорее будет плюсом, чем минусом комплектации.

Вариатор – это совершенно иная система, имеющая ряд конструктивных и серьёзных отличий от классической коробки «автомат».

Что такое вариатор и как правильно водить на вариаторе? Основные принципы работы вариатора: видео

Что такое коробка передач вариатор? Основные принципы работы вариатора. Тонкости работы элементов устройства вариатора: видео. Как правильно ездить на вариаторе?

Что такое вариатор и где он используется?Каждый автолюбитель знает, чем автоматическая коробка передач отличается от механической. И спор по поводу достоинств и недостатков обеих не угасает между водителями долгие годы. Упоминаются не только технические характеристики каждого устройства и их влияние на сам процесс управления автомобилем, но и такие пункты как расход топлива, надежность, удобство и долговечность.

Но немногие владельцы автомобилей знают, что такое вариатор. Одни считают, что он ничем не отличается от автомата, другие же выделяют его в особый вид коробок передач. Так кто же прав? И в чем секрет вариатора? Разобраться с этим непросто, поэтому начинать следует с самых основных параметров работы этого устройства.

Что такое вариатор и где он используется?

Это устройство также называют бесступенчатой коробкой передач. Основное её отличие от механической и автоматической заключается именно в отсутствии резкого переключения между передачами. Количество «скоростей» у вариатора безгранично, посчитать их невозможно. В чем же секрет этого устройства? Принципиальное отличие от остальных коробок?

Что такое вариатор и где он используется?

Разумеется, все зависит от того, как работает вариатор. Сама коробка передач обязательно содержит в себе следующие элементы:

  1. сам вариатор;
  2. система управления;
  3. механизм, передающий крутящий момент и обеспечивающий разъединение двигателя и коробки передач;
  4. механизм, позволяющий двигаться задним ходом.

Обычно вариатор состоит из одной ременной передачи, но встречаются и модели с двумя. Традиционная модель устройства состоит из двух шкивов, которые соединены с помощью клиновидного ремня. Стоит отметить, что сами шкивы способны изменять свой диаметр. Добиться такого результата позволяет устройство самих элементов: они образованы двумя коническими дисками. Диски сдвигаются, увеличивая диаметр, и раздвигаются, уменьшая его. Ремень перемещается по поверхности шкивов, таким образом увеличивая или уменьшая передаточное число.

Что такое вариатор и где он используется?

Первые модели вариаторов использовались на швейных машинах и ткацких станках, но тогда ремень был изготовлен из резины и, соответственно, имел низкую прочность. Для станков он подходил, но автомобилю требовалось нечто более прочное и износостойкое. Вариаторы пришли в автомобильную промышленность сравнительно недавно. Можно сказать, что этой технологии потребовались годы, чтобы подобрать подходящий материал для создания вариаторной коробки передач для машины.

Что такое вариатор и где он используется?

Современные устройства оснащены гибким ремнем, сделанным из металлических частей. Несколько (от 10 до 12) полос стали связаны между собой, чтобы обеспечить не только долговечность и надежность конструкции, но и хорошую передачу вращения. Высокая гибкость и износостойкость позволяют вариатору работать долгие годы без поломок и корректировок.

Что такое вариатор и где он используется?

Если вы хотите узнать, коробка передач вариатор что это такое, то обратите внимание на электронную систему управления, которой оснащены данные модели. Большое количество датчиков измеряет все необходимые показания автомобиля, передавая информацию на бортовой компьютер. Человеку не нужно беспокоиться о переключении передач в нужный момент, вариатор сам подберет наилучшие передаточные отношения. Как это возможно? Все данные с датчиков позволяют устройству вовремя изменить диаметр шкивов, чтобы разогнать автомобиль до нужной скорости и поддерживать выбранный темп. Так, например, начало движения машины характеризуется наименьшим диаметром ведущего шкива, но максимальным диаметром ведомого. При нарастании оборотов первый начинает уменьшаться в диаметре, а второй — увеличиваться. Таким образом вариатор изменяет передаточное число, разгоняет автомобиль, не позволяя ему превышать рекомендованные показатели.

Что такое вариатор и где он используется?

Именно по этой причине многим водителям не нравится звук вариатора. Все дело в том, что он не допускает чрезмерно высоких оборотов. А это значит, что авто не будет «реветь» во время старта и при резком нажатии на педаль газа. Некоторые автолюбители считают «провоцирующим» умеренный и даже слишком низкий шум, который издает машина. Психологическая проблема заключается в том, что водитель, который не слышит рычащих звуков двигателя, предполагает, что автомобиль движется слишком медленно. А это может привести к нарушению скоростного режима. Но этот недостаток вариаторной коробки передач исключительно субъективный.

Что такое вариатор и где он используется?

Если вы хотите подробнее узнать принцип работы вариатора, видео поможет разобраться во всех тонкостях этого устройства, рассмотреть каждый элемент и узнать все достоинства и недостатки этой коробки передач.

Знать о том, что представляет собой вариатор, — это полезно, но недостаточно. Хороший владелец авто должен понимать, как ездить на такой коробке передач, чтобы избежать дорогостоящего ремонта.

Что такое вариатор и где он используется?

Во-первых, следует отказаться от старта на непрогретом двигателе. В зимний период все водители стараются дать машине возможность разогреться до рабочей температуре, масло к этому моменту должно попасть во все каналы системы, обеспечив безопасный старт. Но если владельцы машин с механической коробкой могут позволить себе завести машину и тут же отправиться в путь (не рекомендуется, поскольку увеличивает износ деталей), то владельцам авто с вариаторными коробками так поступать нельзя. Трансмиссионное масло обязательно должно разогреться, если какие-то элементы будут работать без смазки, то они очень быстро придут в негодность. А ремонт вариатора — дело хлопотное и очень дорогое.

Что такое вариатор и где он используется?

Во-вторых, водитель должен постоянно следить за уровнем трансмиссионного масла. Если он будет ниже минимального, то коробка находится под угрозой. К тому же качество самого расходного материала должно быть на высоте. Вариатор не потерпит плохого масла. Но даже высококлассный и дорогой материал может не подойти, поэтому внимательно ознакомьтесь с инструкцией к авто.

В-третьих, избегайте езды по бездорожью. Вариатор не создан для такой «проблемной» местности. Также стоит отказаться от буксировки самого транспортного средства или других автомобилей.

Что такое вариатор на машине и как он работает?

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 455-03-75. Это быстро и бесплатно!

В современном автомобилестроении используются различные типы КПП. Именитые концерны все время конкурируют друг c другом. А в условиях подорожания топлива, а также повышении требований к экономичности и снижению количества вредных выбросов в атмосферу, производителям приходится использовать все новые и новые виды разработок.

Что такое вариатор и где он используется?

При этом применяя колоссальные финансовые ресурсы. А конечный потребитель все время находится в поиске авто, расход которого будет ниже. На сегодня, вариаторные коробки переключения передач объединяют в себе многие из предъявляемых требований.

Что такое вариатор на машине?

Вариатор — это вид трансмиссионной системы, задачей которого является передача крутящего момента от двигателя внутреннего сгорания к колесам автомобиля.

Особенностью такого редуктора является возможность плавного изменения передаточного отношения. Это может происходить как в ручном, так и автоматическом режиме.

Данное трансмиссионное устройство характеризуется следующими признаками:

  • производит низкий уровень шума при работе;
  • отсутствие фиксированных ступеней передач;
  • высокая плавность передачи крутящего момента, и как следствие — плавность разгона;
  • низкий расход топлива;
  • более быстрый разгон автомобиля;
  • увеличение срока службы элементов трансмиссии;
  • более низкий износ деталей мотора.

Устройство вариаторной трансмиссии, само по себе, не сложное и состоит из таких элементов:

  1. Шкивы, имеющие возможность раздвигаться, которые располагаются на валу.
  2. Конструкция для вращения колес и установки селектора переключения передач в нейтральное положение.
  3. Механизм, обеспечивающий переключение в режим «движение назад».
  4. Блок управления.

Виды и принцип работы вариатора

Поскольку вариатор, как трансмиссионное устройство, в массовое автомобилестроение пришло не так давно, то стоит отметить, что производители стараются производить и усовершенствовать конструкцию вариаторов постоянно.

Поэтому, каждый современный авто концерн стремится разработать все новый и новый способ бесступенчатой передачи крутящего момента. На сегодня существует несколько видов вариативных коробок переключения передач.

К их числу относятся такие вариаторы:

  • Клиноременые;
  • Тороидальный.

Клиноременный

Что такое вариатор и где он используется?

Это такой вид вариаторной КПП, при котором передача крутящего момента осуществляется посредством двух шкивов и ремня с трапецеидальным сечением. Шкивы состоят из двух конусообразных дисков, между которыми располагается ремень.

При этом, изменение передаточного числа, осуществляется путем изменения расстояния между двумя такими дисками. Данный процесс, традиционно, осуществляется на обоих шкивах. Так достигается максимальная эффективность в распределении крутящего момента.

Некоторыми авто производителями вместо ремня может применяться цепь. Работа каждого из них контролируется электронной системой, которая осуществляет это посредством расположенных рядом датчиков с сервоприводами и блока центрального управления. Изменяя близость расположения дисков, изменяется и сила трения, которая, в свою очередь, влияет на изменение крутящего момента.

Шкивы делятся на:

  • ведущий — это шкив, на который передается вращение коленчатого вала;
  • ведомый — это шкив, на который крутящий момент передается от ведущего.

Название клиноременной получила из-за ремня, который выступает в роли клина, находясь между конусообразными дисками.

Тороидальный

Что такое вариатор и где он используется?

Тороидальный вид КПП характеризуется иным видом как самого механизма, так и способа, в который он передает крутящий момент. Он выглядит в виде пары колес с поверхностью в виде сферы, между которыми располагается ролик.

Пары колес разделяются на:

В данном случае, изменение передаточного числа происходит ввиду изменения силы трения, возникающей между роликом и колесами. В случае изменения положения ролика, относительно поперечной плоскости, происходит изменение силы трения и соответственно, передаточного числа.

Как правильно пользоваться данным устройством?

Начиная движение нужно проделать такие же действия, как и на транспортных средствах с автоматической КПП. При движении вмешательства в работу вариатора не требуется, кроме случаев, когда выбран ручной режим управления КПП. Конкретный режим функционирования вариатора выбирается путем перемещения ручки селектора КПП.

Для начала движения вперед необходимо:

  • завести мотор;
  • перевести ручку селектора КПП в положение движение вперед (D);
  • нажимая на педаль газа — начать движение.

После установки ручки в режим “D” (Drive), и начала движения, предпринимать дополнительных действий не нужно. При кратковременной остановке, перевод в другие режимы не требуется. В случае длительной остановки, к примеру на парковке, следует изменить режим на “P” (Parking). Чтобы избежать поломки КПП, перевод в режим “Р”, осуществляется после полной остановки автомобиля.

Для движения назад нужно:

  • осуществить перемещение ручки в положение “R” (Reverse);
  • осмотревшись вокруг, начать движение, плавно нажимая на педаль газа;
  • закончив манёвр, необходимо остановится перед переводом ручки селектора в другой режим.

Положение нейтраль “N” может использоваться в случае длительной остановки, но при условии что необходимость в движении не возникнет в скором времени. В целом, это всем знакомая нейтральная передача. При ее включении на вариаторе, как и на любой другой КПП, производится отсоединение силовой установки от КПП.

Положение “P” (Parking) используется при постановке автомобиля на стоянку. Переводя ручку в этот режим, производится блокирование ведомого вала вариатора штифтом. В такой способ исключается возможность самостоятельного скатывания авто.

По сути, это то же, что поставить на скорость в механической КПП. В некоторых автомобилях, для установки рычага в данное положение необходимо:

  1. Выжать педаль тормоза.
  2. Затянуть ручник.
  3. Осуществить перемещение ручки в положение “Р”.

Для перевода в режим движения, необходимо провести все манипуляции в обратном направлении.

Ручной режим управления может использоваться для получения более полных драйверских ощущений, при вождении. Так как в самом устройстве не предусмотрено наличия передач, то все переключения являются условными.

Вариатором происходит смена передаточного числа на определенное значение, чем создается имитация переключения. Нужно понимать, что такие переключения возможны условно и в случае изменения оборотов двигателя, вариатор самостоятельно выберет передаточные числа. Это необходимо для обеспечения работоспособности самого вариатора.

Также могут присутствовать и другие режимы работы вариатора, такие как:

  • S – Спортивный режим. Необходим для более резкого отклика при нажатии на педаль. Назначение этого режима — это осуществление вождения в более агрессивном и резком стиле.
  • Е — эконом режим. Необходимость и суть этого режима заложены в его названии — применение таких настроек работы коробки передач, при котором будет достигаться максимальная экономия при вождении.
  • L – режим плохих погодных условий. Применяется для движения по бездорожью, осуществлению буксирования прицепа либо автомобиля. В этом режиме вариатором направляется максимальное количество тягового усилия к колесам автомобиля.

Режим работы вариатора зимой

Эксплуатируя автомобиль с такой коробкой передач, необходимо знать и придерживаться правил эксплуатации и рекомендаций, предоставленных заводом изготовителем.

Также, понимая устройство вариатора необходимо:

  1. Не начинать движение сразу после запуска двигателя.
  2. Не нужно спешить нажимать на педаль газа после перевода в режим драйв.
  3. Не стоит пренебрегать режимом плохих погодных условий.

Нужно ли покупать машину с вариатором?

Приобретая авто с данным типом КПП, нужно помнить, что агрессивный стиль вождения приведет к максимально быстрому износу деталей КПП.

В связи с чем, потребуется их замена либо замена всего КПП в целом. Это является довольно дорогостоящей процедурой. Поэтому, для тех, кто предпочитает размеренный стиль вождения и желает экономить на расходе — этот тип коробки передач будет более комфортным.

Плюсы и минусы вариатора

Как любое устройство, вариатор обладает своими плюсами и минусами. Для кого-то преимущества важней негатива, а для кого-то, негативные пункты будут не приемлемы.

  • низкий расход топлива;
  • низкий уровень выбросов в атмосферу;
  • улучшенная динамика разгона;
  • высокая плавность хода;
  • являются более надежными чем АКПП;
  • имеют сравнительно не высокий вес;
  • простая конструкция узла;
  • низкий уровень шума.
  • не подходит для двигателей с высокой мощностью;
  • не желательность вождения в агрессивном режиме;
  • наличие большого количества датчиков;
  • дорогой смазочный материал;
  • редко ремонтируется.

Что лучше — вариатор или автомат?

Что лучше ответить трудно, ведь у каждого типа КПП есть свои сторонники и любители. Ответ на данный вопрос является сугубо личными индивидуальным.

Ведь для понимания и определения что больше подходит, необходимо попробовать параллельно передвигаться на автомобилях с различными типами КПП. Только в такой способ можно определить для себя более удобный тип коробки передач.

Вариатор является наиболее прогрессивным и удобным типом КПП, возможности которого включают снижение расхода топлива и выбросов в атмосферу. При этом, он категорически не пригоден для эксплуатации в режиме резких разгонов и резких торможений. Данному виду характерно использование в размеренном стиле, где разгон и торможения осуществляются плавно.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: +7 (499) 455-03-75 (Москва) +7 (812) 407-26-30 (Санкт-Петербург)

http://avtomotospec.ru/poleznoe/chto-takoe-variator.html
Источник Источник Источник http://piter-at.ru/raznoe/chto-takoe-variator-na-mashine.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: