Что такое вариатор в авто и принцип его работы

Что такое вариатор в авто и принцип его работы

Многие из тех, кто покупает автомобиль, имеют довольно туманные познания о его работе, устройстве и принципе движения. А еще меньшее количество водителей знают, что такое вариатор в машине, где он находится и как правильно эксплуатировать вариатор. Вариаторной коробкой передач называют специальную механическую конструкцию, функция которой заключается в передаче энергии мотора колесам, и делают они это бесступенчатым методом. Чтобы было понятней, то можно сказать, что это АКПП, которая работает совсем по другому принципу, то есть в ней нет ступеней. Принцип работы вариатора и его особенности предлагаем рассмотреть подробнее.

Как работает вариатор?

В отличие от традиционных АКПП, бесступенчатая не имеет передач, то есть лишена зубчатых шестерен. Внешне и по особенностям езды определить автомобиль с вариатором не удается. Его даже не так просто отличить от АКПП. Различия все же есть и заключаются они в принципе работы:

  • нет фиксированных передач;
  • нет толчков в момент движения;
  • плавные изменения на разгоне или торможении передаточного числа.

Именно за это многие предпочитают бесступенчатый вариатор cvt обычной трансмиссии.

Есть два вида вариаторов: тороидный и клиноременной.

Более распространенным является второй тип и, в большинстве случаев, приходится иметь дело именно с ним.

Клиноременной состоит из таких деталей: 2 раздвижные шкива, ремень, соединяющий их. Движение шкивов приводит к удару друг с другом. А ремень – это металлическая лента (другой материал не способен выдержать подобные нагрузки). В момент сближения шкивов ремень выталкивается и становится клинообразным, а если они раздвигаются -то уходит внутрь. В это же время уменьшается передаточное отношение и радиус. В промежуточном положении ремень прямой.

Движение шкивов осуществляется за счет специального гидравлического привода. А он управляется в современных авто электроникой. Водителю достаточно выбрать режим – спортивный, стандартный – а электроника соответствующим образом настраивает работу вариатора. Вот на этом основан принцип действия вариатора клиноременного типа.

Тороидная модель устроена немного иначе. Главные элементы здесь – ролики и соосные диски, между которыми передается крутящий момент. Для изменения отношения должно поменяться положение роликов.

Стоит сказать, что практически каждый автопроизводитель разрабатывает свой тип коробки. Это означает, что вариаторы от разных производителей могут значительно отличаться друг от друга. Отличия заключаются в типе ремня, особенностях шкивов.

Особенности вариатора, его плюсы и минусы

Безусловно, имеет вариатор плюсы и минусы, которые влияют на выбор конкретной модели авто. Но от этого популярность не перестает расти, что обусловлено их преимуществами. «За» выступают экологи, а также водители.

Особенности и преимущества вариатора

  • Постоянное ускорение от полной остановки до крейсерской скорости. Машина едет плавно, нет рывков во время езды.
  • Отличная реакция на изменение условий движения, например, наклон дороги, скорость движения Меньше выбросов в окружающую среду.
  • Меньший процент потери мощности по сравнению с обычной АКПП. Автомобиль почти никогда не замедляется, даже при повышенных нагрузках.
  • Лучшая работа двигателя. Улучшенные динамические показатели.
  • Простая конструкция и малое количество составляющих. Меньшая масса вариатора по сравнению с трансмиссионной коробкой.
  • Машина удерживается в определенном диапазоне мощности, независимо от скорости движения.
  • Экономия топлива.

Тем не менее, несмотря на приведенные достоинства, есть и недостатки вариатора. И они следующие:

  1. Несмотря на кажущуюся простоту, нуждается в регулярном уходе, обслуживании, что далеко выходит за рамки обычной диагностики. Главная проблема – в ремне, который изнашивается довольно быстро, и каждые 50-70 тыс. км надо его менять.
  2. Конструкционные особенности вариатора делают его практически непригодным для сильных нагрузок, поэтому его редко устанавливают на машины, предназначенные для езды в плохих условиях.
  3. Срок службы вариатора – назвать его долговечным нельзя.
  4. Из-за причин, описанных в пункте 1 и 3 сервисные центры неохотно берутся за ремонт cvt, так как обычно его полная замена производится намного легче. Правда, владельцу это обойдется примерно в 30-40% от стоимости машины.
  5. Не всем водителям нравится его «задумчивость», ведь для переключения передач надо несколько секунд.

Таким образом, говоря про надежность вариатора, можно смело выбирать АКПП, несмотря на более сложную конструкцию последней детали. Упомянутые виды вариаторов уже давно распространены в странах Европы, на наши дороги они попали недавно. Но все больше водителей знают про кпп вариатор, понимают, что это и выбирают для езды.

Как правильно эксплуатировать вариатор?

Рычаг переключения передач на вариаторе

Если водитель слышал, что такое вариатор на машине, то это уже хорошо, но для управления авто обычного понимания недостаточно. Ремонт, точнее замена данного узла, обойдётся дорого (о чем уже ранее упоминалось). Надо обязательно знать, как пользоваться вариатором, чтобы не допустить серьезных повреждений.

Подобно классическому «автомату», вариатор лишен педали сцепления. А вот по принципу работы и конструкционным особенностям они полностью отличаются. Чтобы разобраться с тем, как правильно ездить на вариаторе, познакомимся с режимами его работы:

“P” – означает паркинг. Применяют при подъезде к месту длительной остановки. С этого положения запускается мотор;

“D” – движение, драйв. Режим обычного движения;

“N”– нейтраль. Используют во время остановок на наклонной плоскости. Водитель должен остановить автомобиль педалью тормоза, перевести рычаг в данное положение, активировать ручник, отпустить тормоз и повторно его выжать;

“L” – низкий. Данный режим применяется при буксировке и в сложных условиях передвижения. Его можно сравнить с первой передачей «механики»;

“S” – спортивный. Режим, когда используется максимальный потенциал. Его оценят любители полихачить и те, кто не упускает возможности стартовать со светофора;

“E” – экономный. Полная противоположность приведенному выше режиму.

Если почитать про бесступенчатый вариатор отзывы, то станет понятно, что он любит уход. В частности, надо периодически менять трансмиссионное масло. Жидкость надо использовать специальную, которая, несмотря на свою специфику, стоит не так дорого. Если вовремя не заменить жидкость или не долить ее, то это приведет к проскальзыванию ремня, из-за чего могут разрушиться диски.

Эксплуатация вариатора зимой

Эксплуатация вариатора при низких температурах

Еще один важный вопрос: «Как прогреть вариатор зимой?». В условиях нашего климата это более чем актуально. Когда столбик термометра опускается ниже нуля, то с вариаторной КПП происходит следующее:

  1. Густеет жидкость, которая залита в коробку. Это снижает смазывающие свойства масла, что повышает нагрузку на все узлы. Правда, возможно подобное только при достаточно низких температурах.
  2. Снижается эластичность резиновых компонентов.
  3. Металл имеет свойство сжиматься на морозе, и это может привести к изменению регулировочных параметров.

Оставляя про коробку вариатор отзывы, водители делятся опытом эксплуатации в холодное время года. Единого мнения о том, как правильно прогревать, нет, и на тематических форумах ведутся жаркие споры на эту тему. Прогревать можно в движении, на стоянке. Авторитетные специалисты говорят, что повысить ресурс вариатора поможет правильный прогрев, характер которого напрямую зависит от температуры воздуха.

  • При температуре от 0 до -5: прогрев не требуется
  • От -10 до – 15 градусов: 3-5 минут на стоянке и 5-7 минут в движении
  • От -15 до -23 градусов: 5-10 минут на стоянке и 10-15 минут в движении
  • От -23 до -30 градусов: 10-15 минут на стоянке и 15-20 минут в движении.
  • При температурах ниже -30 градусов эксплуатация только в случае необходимости и только в щадящем режиме.

Сегодня водители встают перед дилеммой – вариатор или механика, что лучше – и выбор обычно делают в пользу первого. Если вы готовы смириться с недостатками, то преимущества станут наградой за испытанные неудобства. При правильной эксплуатации узел прослужит долго и безупречно, но если придется ремонтировать, то обойдется дорого. Мы довольно подробно разобрали устройство вариатора автомобиля, чтобы каждый мог открыть для себя новые технологии и повысить комфорт жизни.

А для большей наглядности – посмотрите видео на нашем сайте про устройство вариатора, его особенности, преимущества и недостатки

Что такое вариатор в автомобиле, и для чего он нужен

chto-takoe-variator-v-avtomobile-i-dlya-chego-on-nuzhen (1)

Вариатор является относительно новым видом КПП, используемой в автомобиле, постепенно завоевывающей популярность даже у очень консервативно настроенных владельцев легковых ТС. Это устройство отличает простота и удобство. Тем не менее полностью избавить его от недостатков так до настоящего времени и не удалось.

Давайте разберемся, что собственно такое вариатор, установленный на автомобиле.

Что такое непосредственно коробка передач

Любая коробка (как автоматическая, так и механическая) нужна для переключения передач. Проще говоря, она является управляющим узлом трансмиссии, обеспечивающей коррекцию крутящего момента.

На сегодняшний день автомашины поставляются на рынок с самыми разными КПП:

  • автоматические;
  • механические;
  • роботизированные;
  • вариаторные.

Последние (их еще именуют сокращенно CVT) – не совсем новый вид трансмиссии. Первый прототип был испытан в 1959-м, но, в связи с отсутствием средств, обеспечивающих решение ряда чисто технических моментов, распространения он так и не получил. Об идее вспомнили лишь в 1984-м, и с тех пор рассматриваемую КПП стали довольно активно использовать.

Конечно, вариатор сильно уступает по популярности автоматической коробке передач, но свою нишу рынка он занял прочно, и на сегодняшний день доля автомашин, снабженных CVT, уверенно удерживается в пределах 25-27 процентов.

Каков принцип действия у вариатора

Основная отличительная особенность рассматриваемой коробки – усилие передается плавно, то есть привычного нам ступенчатого переключения здесь не предусмотрено. Благодаря этому скорость вращения колес изменяется легко и более точно.

Эффективное бесступенчатое ускорение обеспечивают вариаторы двух основных типов:

  • тороидный;
  • клиноременный.

В последнем случае передача усилия производится через шкивы, соединенные гибким ремнем. Первый из них ведущий, и он непосредственно связан с мотором, второй объединяется с колесами.

В тороидном вариаторе передаточное число меняется с помощью специальных роликов, зажимаемых валами, находящимися на единой оси. Общее отличие рассматриваемой КПП – двигатели внутреннего сгорания в процессе функционирования практически не перегружаются.

Конструктивные особенности

В машинах массового производства по большей мере используются клиноременные КПП. Они состоят из:

  • гидротрансформаторного (реже центробежного, многодискового или электромагнитного) сцепления;
  • ремня (либо цепи);
  • шкивов;
  • управляющего механизма.

Главным элементом коробки выступает именно ремень. Он металлический и состоит из несколько полос стали состыкованных специальными профилированными деталями, придающими ему форму клина.

Главная пробелам вариатора – его ведомый вал не может вращаться в реверсном направлении. Из-за этого в конструкцию коробки добавили планетарную передачу, позволяющую машине двигаться задним ходом. Данный элемент серьезно усложнил КПП, но без него она нормально функционировать не смогла бы.

Управляющий узел вариатора всегда электронный – он полностью отвечает за работу коробки:

  • следит за одновременной сменой диаметров шкивов;
  • активирует сцепление;
  • включает механизм реверсного вращения.

Недостатки и достоинства вариатора

Задумываясь, покупать ли машину, снабженную вариаторной КПП, следует объективно понимать, в чем ее преимущества перед другими моделями. Плюсы следующие:

  • возможность плавно набирать скорость (характерная особенность – полное отсутствие рывков);
  • короткий разгон;
  • высокая контролируемость, что обуславливает комфортность управления;
  • экономичность (не только дизельный, но и бензиновый мотор потребляет заметно меньше топлива).

Основные недостатки вариатора таковы:

  • ремонт достаточно сложный и дорогой;
  • эксплуатация должна производиться строго в рамках дозволенного;
  • невозможность использования в паре с силовыми установками большой мощности;
  • необходимость регулярного контроля состояния смазки и ее своевременной замены.

Эксплуатация и уход

Снизить вероятность возникновения неполадки (и, соответственно, отсрочить ремонт) удастся лишь при условии точного соблюдения рекомендаций производителя автомашины. Все нужные инструкции приводятся в сервисной книжке, потому ее следует внимательно прочесть перед тем, как садиться за руль ТС с вариатором.

Самое важное – постоянно следить за количеством смазки и ее общим состоянием. Нехватка трансмиссионного масла приводит к очень резкому сокращению срока эксплуатации коробки.

Весьма чувствительны вариаторы и к качеству смазочных материалов. По этой причине необходимо использовать композиции лишь проверенных брендов. Основные требования к маслу включены в сервисную книжку.

Ни в коем случае не пытайтесь производить замену смазки самостоятельно, если подобное производитель не предусматривает. Впрочем, в любой ситуации данная процедура требует высокого профессионализма, а конструктивные особенности вариаторов делают практически невозможным ее осуществление в кустарных условиях.

Лучше вариатор или все же автомат

Невзирая на ряд достаточно существенных недостатков, вариаторные коробки считаются наиболее совершенными из всех поставляемых на рынок. Их надежность по достоинству оценена сотнями тысяч автолюбителей по всему миру. По мнению специалистов, в ближайшие годы рассматриваемыми КПП будет снабжаться большинство новых автомобилей.

Покупая авто с вариатором, необходимо обратить внимание на ряд особенностей:

  • такие транспортные средства не подходят для людей, привыкших к агрессивному вождению;
  • нежелательно длительное время передвигаться на очень высокой или, напротив, слишком низкой скорости;
  • КПП плохо переносит большую жару и сильные морозы;
  • буксировка ТС производится исключительно при включенном двигателе, а само оно не может использоваться в качестве тягача;
  • коробка плохо выдерживает езду по пересеченной местности.

chto-takoe-variator-v-avtomobile-i-dlya-chego-on-nuzhen (2)

С автоматом, как нетрудно убедиться, подобных проблем никогда не случается.

Труднее всего приспособиться к вариатору владельцам автомашин, оснащенных механическими коробками.

http://auto-self.ru/chto-takoe-variator-v-avto-i-princip-ego-raboty/
Источник Источник Источник http://inetjurist.ru/avtomobilnoe-pravo/chto-takoe-variator-v-avtomobile-i-dlya-chego-on-nuzhen.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *