Что такое вариаторная коробка передач: обзор и отзывы владельцев

Устройство и принцип работы вариаторной КПП

Что такое вариаторная коробка передач: обзор и отзывы владельцев

Вариаторная коробка переключения передач представляет собой бесступенчатую КПП. Это «страшное» слово пришло к нам из-за границы, поскольку отечественные авто не оборудованы ей. Если вы решили приобрести себе автомобиль, на котором установлен вариатор, отзывы следует заранее почитать в интернете или поспрашивать о такой коробке у знакомых автомобилистов. Все тонкости использования такого агрегата нужно знать до покупки транспортного средства.

Устройство и принцип работы

Если говорить научным языком, то этот агрегат обеспечивает плавное изменение передаточного числа в конкретном диапазоне. CVT — это общепринятая аббревиатура вариаторной коробки. На самом деле вариаторов в природе множество, но в транспортных средствах используются только два вида: тороидный и клиноременный CVT.

Последний является самым распространенным. Впервые он был установлен на машину в далеком 1959 году. Спустя 25 лет им стали оборудоваться итальянские и американские авто, в частности — «Fiat» и «Ford», но уже сегодня он используется десятками производителей авто. На сегодняшний день собственные названия уже получили вариаторы от немецких, японских и американских производителей.

Вариаторная коробка передач

Устройство

Что касается устройства, то CVT состоит из следующих компонентов:

  • устройство, предназначенное для передачи крутящего момента и обеспечивающее разделение КПП от мотора транспортного средства (нейтральная передача КПП);
  • непосредственно CVT;
  • устройство, предназначенное для обеспечения движения транспортного средства задним ходом (задняя передача);
  • механизм управления.

Чтобы обеспечить крутящий момент и включение нейтральной передачи (разделение КПП от мотора), в CVT могут использоваться следующие устройства:

  • центральное автоматическое соединение (модель CVT — «Trancmatic»);
  • электромагнитное соединение с электронным управлением (CVT «Hyper»);
  • гидротрансформатор (CVT моделей «Autotronic», «Xtronic», «Ekotronic» и т. д.);

Сцепление двигателя авто с гидротрансформатором является самым популярным. В основном это из-за практичности, такие системы обеспечивают долговечность функционирования КПП.

Изначально такие CVT оснащались резиновым ремнем, но он был достаточно недолговечным: срок его эксплуатации не превышал 50 тысяч км пробега. Также его недостатком была слишком малая гибкость, что затрудняло диапазон регулирования. На сегодняшний день практически все коробки передач CVT оборудованы гибким металлическим ремнем (цепью), который состоит из 10-12 тонких полосок стали, связанных между собой. Использование таких ремней в конструкции вариатора оправдано — они имеют высокую прочность, долгий срок эксплуатации, а также минимальный уровень шума.

Вариаторная КПП в разрезе

Принцип работы

Принцип работы агрегата рассмотрим на самом распространенном виде — клиноременном. В силу своей конструкции такая коробка передач не в состоянии обеспечить движение задним ходом. Чтобы осуществить реверс, в такой КПП используются дополнительные устройства. Для обеспечения движения «задом» в CVT используются планетарные редукторы, принцип функционирования которых подобен коробке «автомат». Само управление агрегатом осуществляется при помощи рычага селектора.

Сам принцип работы такого агрегата заключается в согласованном изменении диаметров ведущего и ведомого шкивов. Они меняются при помощи специального привода в зависимости от режимов работы мотора. Когда транспортное средство начинает свое движение, ведущий шкив КПП имеет самый маленький диаметр, а ведомый диск — самый большой. Когда авто разгоняется, то есть повышается количество оборотов мотора, диаметр первого увеличивается, а второго, соответственно, уменьшается, в результате чего уменьшается и передаточное число. Если авто продолжает разгоняться, агрегат продолжает поддерживать оптимальные обороты, благодаря чему обеспечивается максимальная мощность и лучшая динамика вашей машины.

Принцип действия вариатора

Чтобы агрегат не подвел вас во время движения, нужно:

  • следить за уровнем масла в коробке и вовремя менять его;
  • во время зимних холодов коробку нельзя нагружать в начале движения, при буксировке авто и во время езды по бездорожью;
  • все разъемы агрегата и проводку необходимо время от времени проверять на разрывы;
  • нужно следить за работой всех датчиков — иногда сигнал о неисправности виден на панели приборов;
  • в том случае, если неполадки возникли во время езды, необходимо осмотреть двигатель, свечи зажигания, систему питания мотора и электрическую часть;

Ремонт таких авто лучше доверять специалистам, если вы не имеете необходимых для этого знаний и опыта.

Отзывы владельцев

Предлагаем вам ознакомиться с отзывами автовладельцев, чьи транспортные средства оснащены CVT.

Шкивы вариатора в разрезе

Положительные Отрицательные
Зимой пока еще на своем CVT не катался, но ездил летом по очень скользкой дороге (по грязи фактически). Кстати, машина — Honda Fit. Так вышло, что передними колесами оказался в грязевой куче, думал сейчас толкать придется. Нет, проблем с тем чтобы тронуться, да еще и плавно — нет никаких, колеса просто не проскальзывают (опять же, не буду говорить, что также авто поведет себя по гололеду). Если включить режим скорости «S», авто действительно хорошо тормозит двигателем, в режиме «D» торможение более плавное, докатывает до светофора. Если говорить о расходе по сравнению с «автоматом» с таким же объемом двигателя (1,3 литра), то экономичнее вариатора — только велосипед. А вообще, мне кажется, что со временем CVT становится все больше, а ступенчатых автоматов — меньше, поэтому первые со временем вытеснят последних. В автомобилях с такими коробками передач есть одна особенность — в режиме «Drive» (D) при долгой езде без резких ускорений или торможения, авто все время идет на передаточном отношении CVT. Так вот, эта особенность может привести к следующему: если вам захочется резко разогнаться и вы нажмете педаль в пол, на некоторое время возникнет «затуп» (где-то на одну секунду). Это электроника поднимает обороты мотора до необходимых для разгона.
Купил себе «Mitsubishi» на вариаторе, решил тоже написать отзыв. Хочу сказать, что при езде зимой проблем не возникает никаких — машина тянет нормально, связь с колесами более, чем отличная. Поэтому все превосходно контролируется газом и рулем. Вообще, не вижу смысла в «механике», особенно если покупаешь новый автомобиль из салона, разве жалко добавить пару тысяч гривен? Мне кажется, такие люди либо «непробиваемые» консерваторы, либо они себя считают звездами «Форсажа». Всю прошлую зиму ездил на Honda Logo, с CVT. Буксовал только в том случае, если пытаешься газануть на светофоре и жмешь педаль в пол. Не могу утверждать, что также будет на обычной АКПП, поэтому не знаю, из-за вариатора такое происходит или нет. Автомобиль в целом очень чувствителен к нажатию на газ, а я из-за этого думал — не «убил» ли я свой CVT? Приловчился жать плавнее на педаль газа, и машина ведет себя на дороге, как надо.
Лично я круче коробки на моей памяти не встречал (за рулем 20 с лишним лет), машина Subaru. Хочу сказать одно — на CVT может быть только небольшая заминка на старте, пока гидротрансформатор, работающий вместо сцепления, доступные 2,5 тысячи оборотов в минуту крутящего момента! Потом — бесконечный напор турбонагнетателя, что обеспечивает езду без унылых «зависаний» на оборотах. Что касается самих настроек системы, то они меня тоже не огорчают. Особенно, выбрав режим «Sport» (S) на рулем, коробка будет дольше держать пониженную скорость, что обеспечивает беспрерывную работу двигателя (так сказать, не дает «скатиться» ему с максимального крутящего момента). Если спорить о гидротрансформаторной АКПП и CVT, то тут и думать нечего — CVT на порядок лучше. Хотя бы тем, что мгновенно отзывается во время движения. Именно во время движения, когда нужно резко ускориться. Единственное, что мне не нравится на старых вариаторах — это слабый разгон с места.
Тоже решил оставить отзыв. Долго думал что взять — Toyota Raf 4 или Honda CRV. На последней, к сожалению, покататься не удалось, а на Raf 4 ездил на самой «заряженной» модели с автоматической КПП и «движком» 2,5. Мне машинка понравилась, резко и быстро разгоняется, полный привод. Но денег у меня хватало только на Raf 2,0 с CVT. Долго переживал по этому поводу, думал мотор сильно слабый, протестировать никак не получится — в городском автосалоне не было таких авто для тест-драйва. В общем, прикинул так — на Honda дизайн намного слабее, клиренс похуже, что касается функционала — то он примерно одинаковый. Решил взять Raf 2,0 с вариатором на свой страх и риск. Катаюсь две недели, не могу нарадоваться. Мощность в авто отличная, можно включить режим спортивной езды или экономии, сидения удобные, все остальное тоже — супер. Что хочу сказать о CVT — это потрясная штука! Двигателя практически неслышно, по трассе идет — огонь! Всем советую!
Я скажу так — если езда на автомобиле с АКПП в принципе нравится, то как вам может не понравиться «субаровский» вариатор? Лично я «надергался» вдоволь и на «автоматах», и на «механике», поэтому такая коробка передач, как на Subaru мне просто в кайф. И неважно где ездить — по пробкам или по трассе. По пробкам коробка и сама небыстро разгоняет авто, а при низких оборотах на высокой скорости двигатель практически неслышно, соответственно — и экономия топлива налицо, ну и, разумеется, комфорт!
Взял недавно Ниссан Премьеру на аукционе с оборудованной вариаторной коробкой. Разгон у нее довольно плавный, когда едешь на спуске — превосходно тормозит двигателем. Плюс ко всему — на CVT есть режим КПП в 6 передач, так что едешь спокойно — езжай себе, пожалуйста, хочешь драйва — включай режим «автомат» и гоняй себе на здоровье.

Как вы видите, отзывы о вариаторных коробках передач самые разные, все зависит исключительно от предпочтений водителя и манеры его езды. Хотя CVT не так распространены на отечественных дорогах, они приобретают все большую популярность среди автолюбителей.

Видео от Dr. Tube «Вариатор или бесступенчатая трансмиссия?»

В этом видео рассмотрен принцип работы коробок передач «CVT», их преимущества перед бесступенчатой трансмиссией. А также различия между этими системами и, соответственно, вопрос пользы этих КПП для водителей.

Вариатор Xtronic CVT

В последнее время многие производители предлагают своим клиентам автомобили, оборудованные автоматическим вариатором CVT. У данной трансмиссии отсутствуют ступени, что позволяет организовать плавное переключение передач во время движения автомобиля.

Xtronic CVT

Одной из самых востребованных моделей вариаторов является Xtronic CVT. Однако прежде, чем говорить о нем, следует разобраться с особенностями конструкции и принципом работы всех вариаторов.

Особенности конструкции

Данный вариатор отличается от других известных устройств тем, что его передаточное число, как уже было отмечено ранее, плавно, а конструкция исключает использование элементов сцепления, или другими словами – ступеней.

Существует два типа вариаторов CVT:

  • Тороидальный. Обычно используется в автомобилях с полным или задним приводами. У такой коробки имеется два диска, один из которых ведущий, а второй – ведомый.

Тороидальный

  • Клиноременной. Более распространенная модель вариаторов, которая устанавливается на переднеприводные автомобили. Конструкция такого вариатора включает в себя конические диски и ремень.

Клиноременной

Принцип работы

Принцип работы заключается в передаче крутящего момента, поступающего от двигателя на первичный вал. Затем момент передается на ремень, а потом – на ведущий и ведомый шкивы, связанные со вторичным валом. Эти действия позволяют автомобилю двигаться вперед.

Особенности

Благодаря столь надежной и удобной конструкции удается обеспечить хорошую динамику разгона транспортного средства и избежать резких рывков или толчков во время движения. Также среди особенностей использования вариатора можно отметить:

  • плавное переключение передач;
  • экономию топлива;
  • отсутствие разрывов потока мощности.

Именно поэтому подобный агрегат считается достаточно востребованным среди многих автолюбителей. В таблице представлены наиболее популярные вариаторы, а также их стоимость.

Вариатор Стоимость, в рублях
Вариатор (CVT) Nissan X-Trail (T32) 2013- Nissan X-Trail (T32) 2013- 70000
Вариатор (CVT) Nissan Qashqai (J11) 2013- Nissan Qashqai (J11) 65000
Вариатор Nissan Dualis, Qashqai, X-Trail 30000

В среднем цена вариаторов составляет от 25 тыс. рублей до 80 тыс. рублей. Также при необходимости потенциальный покупатель может приобрести отдельные элементы конструкции агрегата в случае замены или ремонта.

Коробка CVT-XTRONIC

Вариатор Xtronic CVT – коробка японского производства, разработчиками которой стали владельцы компании Nissan. Агрегат встречается во многих известных автомобилях, среди которых можно отметить Renault, Nissan и др.

Данная трансмиссия представляет собой усовершенствованную версию стандартного клиноременного вариатора с увеличенным ресурсом. Производители постарались на славу, улучшая конструкцию агрегата и избавляясь от минусов ранее производимых коробок переключения передач.

Какие произошли изменения?

В процессе создания коробки была изменена конструкция шкивов и передаточного ремня. Шкивы сделали тоньше, для создания ремня был использован алюминий, что повлияло на его гибкость. Дополнительно были уменьшены размеры масляного насоса и одновременно с этим увеличена его производительность.

Созданная коробка отличается небольшими размерами и легким весом. Также она практически не шумит во время работы, а это значит, что трение внутри КПП было уменьшено практически на треть.

Отзывы владельцев

По словам многих владельцев коробка в процессе эксплуатации автомобиля работает тихо даже на низких оборотах. Ниже представлено несколько отзывов людей, чьи автомобили оборудованы вариатором Xtronic CVT.

Николай, 46 лет, г. Калуга, Renault Fluence

Вариатор обеспечивает быстрый и уверенный разгон по сравнению с обычными АКПП или МКПП. Ресурс этой коробки передач достаточно большой, что позволяет использовать ее долгое время без каких-либо поломок. До сих пор никаких серьезных проблем во время эксплуатации автомобиля не возникло.

Сергей, 29 лет, г. Самара, Nissan Juke Nismo

Прошлую зиму откатал на этом вариаторе. Машина, оборудованная им, довольно чувствительна к нажатию педали газа, однако, до сих пор не уверен, это из-за агрегата или из-за других особенностей конструкции автомобиля. Стараюсь теперь нажимать на педаль газа плавно, чтобы машина трогалась постепенно.

Олег, 32 года, г. Старый Оскол, Nissan Note

Вариатор, однозначно, простая и надежная вещь. Однако удается это заметить только при правильной эксплуатации автомобиля и непосредственно самой трансмиссии. Я стараюсь регулярно проводить технический осмотр своего ТС на наличие неисправностей. В принципе, работа вариатора мне нравится – быстрый разгон, плавное переключение скоростей, эксплуатация в любых условиях – все это просто отлично.

Егор, 21 год, г. Нижний Новгород, Nissan X-Trail

Еще в прошлом году сломалась коробка вариатор на моем автомобиле. Ремонтирую все это время, и до сих пор не получается восстановить работоспособность конструкции и автомобиля. Заменил, как мне кажется, уже практически каждую деталь, потратил кучу денег, но все тщетно.

Источник Источник http://avtozam.com/kpp/variator-otzyivyi/
Источник Источник Источник http://zapchasti.expert/kpp/variator-xtronic-cvt.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: