Что входит в сцепление автомобиля

Содержание

Что входит в сцепление автомобиля. Зачем нужно сцепление в машине

Трансмиссия необходима для того, чтобы передавать крутящий момент на ведущие колёса от двигателя, и изменять значения крутящего момента и его направления.

В автомобилях заднеприводных агрегаты трансмиссии расположены вдоль всего кузова и отправляют крутящий момент на задние колёса от двигателя.

Трансмиссия заднеприводного автомобиля состоит из сцепления, коробки передач, карданной и главной передачи, дифференциала и других деталей.

В автомобилях с передним приводом колеса крутящий момент находится от двигателя намного ближе, чем в автомобялях с задним приводом. Все устройства, которые принадлежат трансмиссии, находятся под капотом автомобиля, и объединяются в большой общий узел агрегатов. В кожухе между двигателем и коробкой передач находится механизм сцепления, содержащую в себе к тому же главную передачу с дифференциалом. По этой причине валы привода передних колёс выходят напрямую из картера коробки передач.

Трансмиссия автомобиля с передним приводом состоит из сцепления, главной передачи, коробки передач, дифференциала и валов привода передних колёс.

Данная часть считается первым и наиболее значимым устройством трансмиссии, предназначено которое для передачи крутящего момента от маховики коленчатого вала к первичному валу коробки передач. При этом сцепление даёт возможность водителю недолговременно прерывать передачу крутящего момента, чтобы отделять двигатель от трансмиссии, а затем их плавно воссоединять.

Сцепление образуют всего лишь две следующие части: привод и сам механизм сцепления.

Привод выключения сцепления

В дальнейшем невозможно будет изучать автомобиль, если не понять термин привод. Давайте попробуем разобраться с ним.

В повседневной жизни человек собственными усилиями, при помощи рук и ног перемещается по своей квартире, по улице, прилагая при этом усилия и передавая их окружающим предметам. Другими словами, что-то открывает и закрывает, запускает и останавливает, и всё это без использования различных трубопроводов и рычагов.

Если же в автомобиле необходимо передать усилие, например, от водителя к определённому механизму или от одного агрегата к другому, могут появиться определённые проблемы. Но в машине всё надёжно закреплено во всевозможных местах кузова, к тому же, водитель не может выйти из-за руля, чтобы несильно приоткрыть дроссельную карбюраторную заслонку или произвести ещё какое-нибудь действие. Для корректной и правильной работы автомобиля в то время, когда водитель находится на своём месте, имеется привод механизмов.

Давайте представим ситуацию, что вам необходимо что-либо практически постоянно закрывать или постоянно открывать, но при этом вы не можете передвигаться. Чтобы лучше понять, попробуйте привязать себя к своему дивану. А теперь в таком состоянии попробуйте открыть дверь. Чтобы осуществить это действие, вы должны будете использовать верёвку, палку, дистанционное управление или любое другое средство, которое может помочь. Давайте это будет палка, которая привязана одним концом к вашей руке верёвками, а другим — к дверной ручке. Тяните и толкайте палку, чтобы открыть и закрыть дверь. Палка с верёвками в таком случае будет именно тем приводом, который будет передавать усилие на расстоянии.

В автомобиле практически у каждого механизма имеется свой привод, при помощи которого он начинает приводиться в действие. Привод может быть выполнен из нескольких узлов и деталей, быть механическим, гидравлическим или другим.

Привод включения сцепления составляют:

  1. Педали
  2. Главный цилиндр.
  3. Рабочий цилиндр.
  4. Вилка включения сцепления.
  5. Нажимной подшипник.
  6. Трубопровод.

Когда нажимается педаль сцепления, водитель производит ногой усилие, через поршень и шток передаётся жидкость, передающая давление на поршень рабочего цилиндра от поршня цилиндра главного. После этого шток рабочего цилиндра переносит вилку выключения и нажимной подшипник, передающий усилия на механизм сцепления. Когда водитель педаль отпустит, возвратные пружины вернут все детали привода в позиции начальные.

В гидравлическом приводе автомобилей ВАЗ используется тормозная жидкость «Томь», «Нева», «Роса» и подобные им. Тем не менее, при покупке жидкости, или, в крайнем случае, перед её заливанием в бачок привода, необходимо ознакомиться со сведениями, которые написаны на этикетке флакона. Можно ли эту жидкость смешивать с той, которая уже присутствует в гидравлическом приводе сцепления автомобиля? Чаще всего ответ бывает положительным, однако попадаются иногда и такие жидкости, которые смешивать друг с другом ни в коем случае нельзя.

На переднеприводных автомобиля используется механический привод, в котором педаль сцепления сообщается с вилкой выключения металлическим тросом.

Механизм сцепления

Этот механизм представляет собой устройство, в котором выполняется передача крутящего момента за счёт работы сил трения. Именно благодаря механизму сцепления двигатель и коробка передач плавно соединяются друг с другом после кратковременного разъединения. Элементы механизма находятся в картере сцепления, прикрепляется который к картеру двигателя.

Состоит механизм сцепления из:

  1. Картер и кожуха
  2. Ведущий диск или маховик КВ двигателя
  3. Нажимной диск с пружинами
  4. Ведомый диск, оснащённый особыми износостойкими накладками.

Ведомый диск, связан который с первичным валом коробки передач, постоянно зажат с маховиком нажимными дисками под воздействием очень сильных пружин.Благодаря огромным силам трения между маховиком и дисками (нажимным и ведомым), всё это может вращаться как единое целое во время работы двигателя. Однако это происходит лишь в том случае, когда водитель не трогает педаль сцепления, независимо от того, едет в это время автомобиль или стоит на месте.

Чтобы автомобиль начал двигаться, необходимо прижать ведомый диск, который связан с ведущими колёсами, к вращающемуся маховику, иными словами, запустить сцепление и привести его к состоянию монолита. И это непростая проблема, поскольку угловая скорость вращения маховика соответствует примерно 20 — 25 оборотам за 1 секунду, а в это время скорость вращения ведущих колёс — нуль.

Давайте подумаем вместе, как это можно сделать? Представьте, что вы не успели на поезд, и он уже начал отправляться. Если производить грамотные действия, сначала вы будете его догонять, двигаясь параллельно, затем схватитесь за поручень, и только после того, как ваша скорость и скорость поезда уравняются, вы сможете уже смело запрыгнуть в свой вагон.

Однако вы можете увидеть кошмарный сон, в котором вы пытаетесь сразу запрыгнуть в движущийся вагон, двигаясь при этом прямо наперерез поезду. И, разумеется, — промахиваетесь, и не попадаете в больницу лишь по той причине, что вовремя просыпаетесь от страха. Зато после этого вы будете всегда правильно отпускать педаль сцепления, действуя исключительно в три этапа.

Во время первого этапа работы по запуску сцепления вы приопускаете педаль, при этом давая возможность подвести ведомый диск к маховику пружинам нажимного диска, чтобы они легко соприкоснулись друг с другом. . За счёт сил трения диск проскальзывает определённое время относительно маховика и тоже начинает при этом вращаться, а ваш автомобиль медленно ехать.

При втором этапе необходимо удерживать ведомый диск от любого перемещения, для этого нужно на 2 — 3 секунды удержать педаль сцепления в средней позиции для того, чтобы скорость, при которой происходит вращение диска и маховика стала практически равной. Машина при этом будет двигаться немного быстрее.

При третьем этапе маховик, а также нажимной и ведомый диски вращаются вместе при одинаковой скоростью, передавая при этом 100%-но крутящий момент в направление к коробке передач и после на ведущие колёса автомобиля. Это соответствует тому, что механизм сцепления во включенном состоянии, автомобиль едет. После этого остаётся только полностью отпустить педаль, убрав совсем с неё ногу.

Если при начале движения резко перестать нажимать педаль сцепления, автомобиль может «прыгнуть» вперёд, и при этом также заглохнет двигатель. В худшем случае, какая-нибудь деталь автомобиля вообще сломается по причине сильной ударной волны, которая во много раз увеличивает нагрузки на каждую из деталей двигателя и агрегатов трансмиссии.

Что входит в сцепление автомобиля

Чтобы выключить сцепление, водителю необходимо нажать на педаль, при этом нажимной диск отойдёт от маховика и освободит ведомый диск, прервав передачу крутящего момента к коробке передач от двигателя. Делать это нужно достаточно быстро, но обязательно не резко, доводя спокойное движение ногой до самого конца хода педали.

Действия водителя по выключению и включению сцепления во время поездки повторяются очень много раз, особенно это касается условий города. Однако, при освоении работы с педалью сцепления в три этапа, можно в значительной степени увеличить такие важные особенности, как плавность хода автомобиля, комфортность для пассажиров и водителя, ресурс не только деталей сцепления, но и всего автомобиля в общем.

Наиболее часто встречающиеся неисправности сцепления

Сцепление выключается не полностью по причине перекошенного состояния нажимного подшипника, выхода из строя пружин, коробления ведомого диска или излишне большого свободного хода педали сцепления.

Чтобы устранить эти неисправности, необходимо провести регулирование свободного хода педали, удалить воздух из гидропривода, поменять каждый из не способных работать дисков и пружин.

Сцепление запускается не полностью по причине слишком маленького свободного хода педали, замасливания или износа фрикционных накладок ведомого диска, выхода из строя пружин.

Устранить эту неисправность можно отрегулировав свободный ход педали, промыв или поменяв диски, пружины.

Сцепление начинает свой запуск слишком резко из-за заеданий в механизме привода, задирах, образующихся на рабочих поверхностях дисков и маховика.

Чтобы устранить эту неисправность, необходимо заменить сломанные узлы привода, избавиться задиров на поверхностях дисков, заменить сам ведомый диск.

Подтекать тормозная жидкость в приводе выключения сцепления может быть из любого цилиндра, а также из соединительных труб.

Чтобы устранить эту неисправность, необходимо отыскать место утечки и заменить вышедшие из строя узлы, и после этого удалить воздух из гидроприводы.

Эксплуатация сцепления

В любом автомобиле необходимо время от времени проверять уровень жидкости в бачке, которая питает гидропривод сцепления. Если уровень опустится ниже допустимых норм, его следует обязательно восстановить, долив для этого тормозную жидкость. В противном случае, допустив понижение уровня до нуля, усилие вашей ноги на педали сцепления будет просто бесполезным.

Слишком маленький уровень жидкости, а так же некорректно сделанная регулировка сцепления могут привести к тому, что передачи на вашем автомобиле будут включаться с огромным усилием или не будут включаться вообще. При полностью нажатой педали сцепления автомобиль может продолжать ехать на медленной скорости, что очень даже нежелательно.

Это далеко не все проблемы со сцеплением, которые могут произойти. Каждый раз, когда мы опускаем педаль сцепления, это заставляет обе поверхности ведомого диска достаточно сильно тереться о железный маховик и железный нажимной диск, в результате поверхность ведомого диска изнашивается. Это естественный процесс, который предусмотрен конструкцией автомобиля, ведомый диск считается материалом расходным. . Машина при этом может просто не двигаться с места. Данное явление получило название пробуксирование сцепления.

Неоднократно уже упоминалось о том, что автомобиль сам будет пытаться сообщить водителю о наличие неисправностей при помощи звуковых сигналов, вибрации и запахов, поэтому следить за своей машиной нужно очень и очень тщательно.

К примеру, «шелестение» в районе сцепления, которое перестаёт, когда полностью нажата педаль сцепления, говорит о том, что скоро придётся заменить выжимной подшипник.

О стиле вождения автомобиля говорилось и будет говориться ещё не один раз. Нельзя резко запускать и ускорять машину, постоянно держать ногу на педали сцепления во время движения. Всё это может привести в результате к износу не только сцепления, но и прочих агрегатов автомобиля.

Также срок службы сцепления довольно значительно укорачивает такая вредная привычка, как удерживание педали сцепления в нажатом состоянии вовремя остановки на красном сигнале светофора. Поэтому действовать таким образом, как видим, определённо не стоит. Самым грамотным решением в такой ситуации будет запуск нейтральной передачи и полностью опущенная педаль сцепления.

Разумеется, все прежние рекомендации тоже сохраняются в силе. Грубое обращение с педалями, движение при максимальных нагрузках, максимально высокая скорость и плохая дорога — всё это приводит к значительному понижению срока службы всех частей автомобиля и, в том числе, сцепления.

Сцепление автомобиля предназначено для кратковременного отключения двигателя от КПП, а также для плавного соединения этих агрегатов при работающем моторе. Помимо прочего, сцепление не допускает резкого изменения нагрузки, обеспечивает плавное начало движения, а также защищает узлы, механизмы и детали трансмиссии от перегрузок инерционным моментом.

Примечание.

Инерционный момент создается вращающимся деталями двигателя при резком замедлении вращения коленвала.

Сцепление может иметь гидравлический или механический привод. Гидравлический привод используется чаще, он включает в себя следующие элементы: педаль сцепления (находится в салоне слева от педали тормоза), главный цилиндр сцепления, рабочий цилиндр сцепления, приводная вилка, выжимной подшипник, шланги (по которым течет жидкость сцепления).

В общем случае принцип работы гидравлического сцепления выглядит следующим образом. При нажатии на педаль сцепления это усилие через специальный шток и поршень передается жидкости, и через нее поступает дальше — от поршня главного цилиндра на поршень рабочего цилиндра сцепления. Затем шток рабочего цилиндра передает это усилие приводной вилке и выжимному подшипнику, от которых усилие поступает непосредственно на механизм сцепления.

Кстати.

В качестве жидкости механизма гидравлического сцепления обычно используется тормозная жидкость.

После того как педаль сцепления отпущена, его детали под воздействием возвратных пружин возвращаются в исходное состояние.

Что касается сцепления с механическим приводом, то оно обычно используется на автомобилях с передним приводом. При этом педаль сцепления связана с приводной вилкой посредством металлического троса.

Что касается самого механизма сцепления, то оно представляет собой устройство, осуществляющее с помощью силы трения передачу крутящего момента от двигателя на КПП. Механизм сцепления обеспечивает кратковременное отсоединение двигателя от КПП и последующее плавное их соединение. Детали механизма сцепления расположены в металлическом картере, который связан с картером двигателя.

Механизм сцепления включает в себя картер сцепления, кожух, ведущий диск (маховик коленвала двигателя, от которого передается крутящий момент), нажимной диск с пружинами, ведомый диск с фрикционными накладками (рис. 3.8).

Ведомый диск с первичным валом КПП все время прижат к маховику нажимным диском под воздействием мощных пружин. В результате между маховиком, нажимным и ведомым дисками образуется большая сила трения, которая обеспечивает одновременное вращение этих деталей при работающем моторе и при отпущенной педали сцепления.

Чтобы машина тронулась с места, необходимо ведомый диск (он непосредственно связан с ведущими колесами автомобиля) прижать к вращающемуся маховику. Этот процесс называется «включение сцепления» и является довольно сложным, поскольку маховик вращается с угловой скоростью около 20–25 оборотов в секунду, а колеса стоят на месте. В связи с этим этот процесс осуществляется в три этапа (исходное положение — педаль сцепления нажата, первая передача включена).

Прежде всего следует слегка отпустить педаль сцепления: благодаря этому пружины нажимного диска подведут к маховику ведомый диск таким образом, что они слегка соприкоснутся. В результате между диском и маховиком появится небольшая сила трения и диск начнет вращение, а машина — тронется с места.

После этого нужно еще ослабить давление на педаль сцепления, отжав ее приблизительно до середины хода, и задержать ее в этом положении на пару секунд. Это необходимо для того, чтобы скорости вращения диска и маховика выровнялись. При этом машина поедет быстрее.

На заключительном этапе педаль сцепления нужно отпустить полностью. После этого нажимной и ведомый диски будут вращаться с одинаковой скоростью и станут единым целым. Маховик двигателя тоже будет вращаться с этой же скоростью. Крутящий момент будет целиком передаваться на ведущие колеса автомобиля через КПП, и машина поедет со скоростью, соответствующей включенной передаче.

Это должен знать каждый.

Каждый из трех рассмотренных этапов должен выполняться без рывков и прочих резких движений, постепенно и плавно. Многие новички отпускают педаль сцепления слишком быстро и резко, после чего машина резко дергается, а мотор глохнет. Учтите, что это может стать причиной серьезной поломки как сцепления, так и других механизмов и агрегатов.

При необходимости выключения сцепления (например, при смене передач) нужно нажать педаль сцепления до упора. При этом нажимной диск отодвинется от маховика и освободит ведомый диск. Следовательно, передача крутящего момента от двигателя к ведущим колесам прекращается и мотор работает «вхолостую».

Одним из распространенных способов движения является езда «накатом». Для этого нужно выжать педаль сцепления и перевести рычаг КПП в положение, соответствующее нейтральной передаче.

Помни об этом.

Ява-скрипт отключен — поиск недоступен…

Сцепление – это устройство для передачи момента от двигателя, обеспечивающее его подачу и выключение, и плавное автомобиля.

Относятся к трансмиссии автомобиля. Впервые принцип работы сцепления автомобиля был описан Карлом Бенцом.

Функции сцепления в автомобиле

Назначение сцепления в автомобиле заключается в возможности подводить и отводить крутящий момент от колеса . То есть, сцепление позволяет в тот момент, когда нам необходимо чтобы колеса не приводились в движение просто отвести от него усилие двигателя, который выдаёт крутящий момент.

Важную функцию сцепление выполняет и в момент начала движения: оно позволяет произвести его без рывков, плавно соединяя уже пришедший в движение вал двигателя и ещё неподвижный вал колёс. Сцепление постепенно притирает два этих вала, именно поэтому необходимо плавно отпускать педаль сцепления.

Как работает сцепление в автомобиле?

Принцип работы сцепления автомобиля основывается на трении, возникающем между дисками, расположенными на валах . Нажимной диск соединён с двигателем, а диск сцепления, в свою очередь, с трансмиссией. В тот момент, когда отпускается педаль сцепления, металлические лепестки пружин прижимают нажимной диск к диску сцепления.

В результате, за счёт особенностей поверхностей они притираются друг к другу и вращаются уже с одинаковой угловой скоростью вместе. В зависимости от того, какую силу необходимо удержать сцеплению, поверхности диска бывают более и менее шероховатые. Так же это зависит и от силы лепестков пружин.

Когда выжимается сцепление, трос либо гидравлический поршень двигают вилку, которая воздействует на выжимной подшипник, который, в свою очередь, упирается в пружины нажимного диска. Они находятся в состоянии готовности прижать диск сцепления к нажимному диску. В такой момент вилка сцепления отсоединила трансмиссию от двигателя.

На окружности диска сцепления располагается ещё один вид пружин. Именно они поглощают трансмиссионные удары, когда неопытный водитель резко бросает педаль сцепления при начале движения.

Как вы думаете, для чего нужно сцепление в автомобиле с механической коробкой? Для тренировки левой ноги, особенно в пробках или чтобы просто не она без дела не болталась? Шутка)))

Оказывается сцепление есть не только в автомобилях с механической трансмиссией, есть оно и в автоматических коробках передач.

Сейчас вот мы кратко и пробежимся по такому понятию как сцепление, и выясним принцип работы сцепления, для чего оно нужно в автомобиле, как устроено и какие разновидности имеет.

Любая конструкция трансмиссии автомобиля имеет узел, который разрывает связь между двигателем и остальными механизмами, участвующими в движении автомобиля.

Принцип работы сцепления состоит в следующем — для временного разъединения двигателя от трансмиссии. Для их плавного соединения при начале движения и легкого переключении передач, для предохранения деталей трансмиссии от избыточных нагрузок и сглаживания вибраций.

Сцепление расположено между мотором и коробкой передач.

Конструктивные особенности сцепления

По типам сцепления они могут быть гидравлическое, фрикционное, электромагнитное.

  • в гидравлическом варианте связь достигается благодаря потоку жидкости;
  • во фрикционном ‒ крутящий момент транслируется за счет использования сил трения;
  • в электромагнитном – процессом управляет магнитное поле.

Самое распространенное, это как правило, у автомобилей с механическими коробками передач ‒ фрикционное.

На современных легковых авто устанавливают, однодисковое сухое сцепление, которое вместе с маховиком состоит из: нажимного и ведомого дисков, диафрагменной пружины, подшипника (нажимного) выключения, муфты и вилки.

Диск — ведомый

Что входит в сцепление автомобиля

Задача ведомого диска – мягкое соединение двигателя с валом коробки передач. Он расположен между нажимным диском (НД) и маховиком.

Для плавности включения в предусмотрены демпферные пружины, которые гасят крутильные колебания.

С обеих его сторон диска установлены фрикционные накладки из стеклянных волокон и латунной проволоки, запрессованных в состав из каучука и смолы.
Этот материал выдерживает температуру до плюс 400°С.

На спортивных авто применяют керамический вариант, с накладками из углеродного волокна, кевлара и керамики. Существуют и еще более прочные накладки – металлокерамические, они выдерживают температуру до 600°С.

Диск нажимной

Что входит в сцепление автомобиля

При помощи нажимного диска ведомый прижимается к маховику, а при необходимости освобождается от давления.

Нажимной присоединен к корпусу тангенциальными пластинчатыми пружинами. Они, при выключении сцепления, работают как возвратные.

Полученное таким образом плавное переключение передач, продлевает срок службы деталей коробки передач.

На нажимной диск давит диафрагменная пружина, она создает требуемое усилие сжатия для обеспечения передачи крутящего момента.

Наружным диаметром диафрагменная пружина упирается в края НД. Ее внутренний диаметр составляют упругие лепестки, на которые воздействует нажимной (или выжимной, разницы нет) подшипник.

Диафрагменная пружина, нажимной диск и корпус составляют один блок, который принято называть корзиной.

Что входит в сцепление автомобиля

Подшипник выключения, он же выжимной подшипник – расположен на оси вращения и давит при работе на лепестки диафрагменной пружины.

Перемещается он с помощью вилки, связанной с педалью в салоне приводом сцепления.

Классификация

Классифицируют устройство сцепление по нескольким признакам.

  1. по связи ведущих и ведомых узлов таких как: гидравлические, фрикционные и электромагнитные;
  2. по состоянию поверхности трения — сухое и мокрое. В первом случае используют сухое трение дисков. Во втором – процесс происходит в жидкости;
  3. по нажимному усилию могут быть следующие варианты: центробежные, полуцентробежные, с центральной пружиной, с периферийными пружинами;
  4. по количеству ведомых валов встречаются одно-, двух- и многодисковые системы;
  5. по типу привода – с механическим или гидравлическим приводом.

Все перечисленные варианты (кроме центробежных) – замкнутые, то есть они постоянно выключены или включены водителем для переключения скоростей, во время остановки и торможения автомобиля.

Вот так, пока в общих чертах, для чего нужно сцепление в автомобиле.

В следующих статьях мы более подробно поговорим о наиболее распространенных вариантах конструкций: , .

– это одна из самых главных конструктивных составляющих трансмиссии автомобиля. Оно выполняет кратковременное отсоединение силового агрегата от трансмиссии и плавного их соединения друг с другом во время переключения передач. Сцепление автомобиля также предохраняет составляющие трансмиссии от гашения ко-ле-ба-ний и перегрузок. Этот конструктивный элемент находится между коробкой передач и дви-га-те-лем.

В зависимости от конструкции сцепление бывает следующих типов: гидравлическое, фрикционное, электромагнитное.

Фрикционный тип сцепления выполняет передачу крутящего момента благодаря силам трения. В сцеплении гидравлического типа связь обеспечивается с помощью потока жидкости. Сцепление электромагнитного типа контролируется магнитным полем.

Наиболее распространенный тип сцепления – фрикционный . В зависимости от числа дисков различают следующие виды сцепления фрикционного типа: многодисковые, двухдисковые и однодисковые.

Сцепление может быть мокрым или сухим в зависимости от состояния поверхности трения. Сухое сцепление предполагает работу дисков с сухим трением. В мокром сцеплении диски работают в жидкости.

Современные автомобили, как правило, оборудованы сухим однодисковым сцеп-ле-ни-ем. В конструкцию такого сцепления входит ведомый и нажимной диски, маховик, подшипник включения сцепления с вилкой и муфтой, диафрагменная пружина. Все эле-мен-ты сцепления находятся в картере. Сам картер сцепления с помощью болтов прикрепляется к силовому агрегату.

Сцепление гидравлического типа . Гидромуфта, в которой выполняется передача крутящегося момента гидродинамическим напором жидкости, циркулирующей между ведомыми и ведущими элементами, называется гидравлическим сцеплением.

В качестве самостоятельного сцепления гидромуфта на автомобилях не используется, так как не может обеспечить полного выключения, что значительно усложняет пе-рек-лю-че-ние передач. На основе этого при использовании гидромуфты последовательно с ней мон-ти-ру-ет-ся фрикционное сцепление, которое служит исключительно для переключения передач. Во фрикционном сцеплении при этом устанавливаются более мягкие нажимные пружины, что способствует облегчению выключения сцепления.

Сцепление электромагнитного типа . Сцепление является электромагнитным, если сжатие ведомых и ведущих деталей выполняется за счет электромагнитных сил. Сцепления электромагнитного типа находятся в постоянно разомкнутом состоянии.

Легковые и грузовые автомобили с мощным силовым агрегатом оборудованы двух-дис-ко-вым сцеплением. Оно выполняет передачу значительно большего крутящего момента при неизменном размере, а также предоставляет больший ресурс конструкции. Этого уда-лось достичь за счет использования двух ведомых дисков, между которыми расположена проставка. В конечном итоге получены 4 поверхности трения.

Устройство сцепления автомобиля

Первым узлом, крепящимся непосредственно на маховике коленчатого вала, является сцепление, поэтому устройство сцепления автомобиля мы и рассмотрим в первую очередь.

Оно обеспечивает передачу крутящего момента от двигателя к трансмиссии ав-то-мо-би-ля , а также его прерывание и плавное восстановление.

Наглядный пример устройства сцепления автомобиля показан на рисунке ниже.

Что входит в сцепление автомобиля

Чтобы понять назначение сцепления, стоит сопоставить работу самого двигателя с понятием «движение автомобиля». Если представить, что маховик ДВС напрямую связан с ведущим мостом автомобиля , то при запуске двигателя, машина должна сразу поехать. Соответственно, для остановки автомобиля надо заглушить двигатель. Вот для этого и нужно сцепление, которое позволяет в нужный момент получать энергию от ДВС для начала движения или прерывать этот процесс, в случае прекращения движения. При этом двигатель автомобиля (см. устройство двигателя автомобиля) остается работать независимо от си-ту-а-ции.

Само сцепление в классическом виде состоит из двух дисков (нажимного и ведомого) и привода, заставляющего их прижиматься друг к другу или разъединяться. Вся конструкция закреплена в кожухе, который жестко крепится к маховику коленчатого вала. Нажимной диск достаточно массивный и также жестко крепится в кожухе. Ведомый диск намного тоньше и расположен на шлицах первичного вала коробки передач автомобиля (КП), которую мы рассмотрим позже. Шлицы обеспечивают его подвижность вдоль оси вала и жесткую сцепку с самим валом. Нажимной диск такой сцепки с валом коробки передач не имеет.

В этом разделе вкратце было рассмотрено устройство сцепления автомобиля. Для более глубокого понимания предназначения каждой отдельной составляющей сцепления необходимо также рассмотреть работу сцепления автомобиля.

Работа сцепления автомобиля

Теперь подробно рассмотрим работу сцепления автомобиля.

В обычном, рабочем положении, диски прижаты друг к другу мощными пружинами через рычаги и нажимной подшипник. Таким образом, за счет силы трения между дисками, крутящий момент от маховика передается на первичный вал КП. А при отведении нажимного диска от ведомого, крутящий момент от ДВС прерывается и вращение ведомого диска с валом прекращается. Отсоединение дисков осуществляется вилкой сцепления, на-по-ми-на-ю-щей своим видом детские качели. А сама вилка в действие приводится через цепочку тяг и рычагов педалью сцепления, расположенной в кабине.

Схема работы сцепления автомобиля показана на рисунке ниже.

Что входит в сцепление автомобиля

Перед запуском ДВС водитель нажимает на педаль сцепления, которая через тяги воздействует на вилку, заставляя ее противоположные концы, как качели, перемещаться в противоположные стороны относительно центра. Конец вилки давит на нажимной под-шип-ник, который через рычаги заставляет сжиматься пружины, давящие на нажимной диск. Сам диск отсоединяется от ведомого диска и цепочка передачи крутящего момента прерывается. В итоге при запущенном двигателе и при нажатой педали сцепления вращается только маховик.

Для начала движения надо плавно отпустить педаль сцепления. И тогда по цепочке вилка перестанет воздействовать на нажимной подшипник, который ослабит давление на рычаги. Пружины начнут разжиматься и придавят нажимной и ведомый диск к маховику. Так как ведомый диск крепится жестко на шлицах первичного вала КП, крутящий момент от ДВС начнет передаваться по трансмиссии на ведущие автомобильные колеса и автомобиль начнет движение.

Стоит упомянуть, что бывает два вида привода сцепления: механический и гид-рав-ли-чес-кий.

Разновидности приводов, используемых в работе сцепления автомобиля, предс-тав-ле-ны на рисунке ниже.

Что входит в сцепление автомобиля

Механический вариант в работе сцепления автомобиля самый простой. При нем водитель, нажимая на педаль, воздействует на вилку сцепления через систему тяг и тросов. В гидравлическом варианте предусмотрен поршень с жидкостью. Как правило, он при-ме-ня-ет-ся на большегрузных машинах, для облегчения работы водителя.

Неисправности сцепления

Рассмотрим основные неисправности сцепления.

Сцепление выключается не полностью («ведет») из-за достаточно большого свободного хода педали сцепления, коробления ведомого диска, неправильно стоящего нажимного подшипника или поломки пружины.

Чтобы устранить эти неисправности сцепления, необходимо удалить воздух из гид-ро-при-во-да, настроить свободный ход педали, заменить неработоспособные пружины и диски.

Сцепление включается не полностью («пробуксовывает») из-за износа или замасливания фрикционных накладок ведомого диска, недостаточной амплитуды хода пе-да-ли, поломки пружин.

Чтобы устранить эту неисправность сцепления, требуется заменить ведомый диск на новый, устранить задиры на поверхностях дисков, сменить вышедшие из строя узлы при-во-да.

Подтекания тормозной жидкости в приводе выключения сцепления возможно из рабочего или главного цилиндров и в соединительных трубках.

Для того чтобы устранить данную неисправность сцепления, необходимо визуально найти место утечки и поменять неисправные узлы на новые, после чего прокачать гид-ро-при-вод полностью.

Чтобы как можно дольше не сталкиваться с только что рассмотренными не-исп-рав-нос-тя-ми сцепения, всего лишь надо выполнять простые правила эксплуатации сцепления, рас-смот-рен-ные ниже.

Эксплуатация сцепления

Во время эксплуатации сцепления автомобиля следует периодически выполнять проверку уровня в бачке, которая питает гидравлический привод сцепления жидкостью. Если уровень будет ниже нормы, необходимо в обязательном порядке его восстановить, подлив тормозной жидкости. В случае если ее уровень опустится до нуля, все усилия нажатия на педаль сцепления будут уходить в никуда.

Неправильная регулировка сцепления или пониженный уровень жидкости может привести к тому, что передачи на вашей машине будут включаться тяжелыми усилиями или же вообще перестанут включаться. В случае если, вы полностью нажали на педаль сцепления, и вам все же удалось включить первую передачу, машина сама по себе начнет медленное движение, но в данный момент силовой агрегат отделен от ведущей колесной пары. Удивительно, не правда ли? Все ждут зеленый сигнал светофора, а ваш автомобиль уже едет. Как это может произойти и почему автомобиль начал движение? Ответ очевиден – любой автомобиль требует к себе внимания. Описанная неисправность сцепления именуется как «сцепление ведет ». Суть этой неисправности сцепления следующая. В тот момент, когда ведомый диск не должен контактировать с маховиком, он все же за него немого цепляется и, таким образом, часть крутящего момента передается на вал КПП и далее на ведущие колеса.

Проблемы со сцеплением на этом не заканчиваются. Постоянно отпуская педаль сцепления, мы вынуждаем две поверхности ведомого диска тереться с большой силой о маховик и нажимной диск, разумеется, и боковые поверхности ведомого диска со временем изнашиваются. Это обычный процесс, предусмотренный конструкцией машины, ведомый диск – это расходный материал. Но, со временем наступает не очень позитивный момент, когда с того самого перекрестка все уже давно тронулись и поехали, после включения на светофоре зеленого цвета, а вы еще стоите на месте. У вас и педаль сцепления наверху и первая передача включена, и газуете вы с такой силой, что прохожие шарахаются по тротуару. Износ накладок, расположенных на ведомом диске, настолько велик, что он не в силах зажаться между нажимным диском и маховиком с необходимым усилием и, пробуксовывая, не посылает крутящий момент от силового агрегата к трансмиссии. Данная неисправность сцепления называется «сцепление пробуксовывает ». Здесь был приведен пример совсем уж слепого и глухого водителя, так как автомобиль намного раньше оповестит его о том, что подобная «веселая» ситуация может случиться с ним в ближайшее время. Еще раньше, к приближению к максимальному износу, ведомый диск начнет пробуксовку сначала на четвертой передаче, после этого на третьей и так далее. В принципе, при грамотной эксплуатации сцепления автомобиля, смена ведомого диска необходима после 80 000 километров пробега.

Но, разумеется, не все водители мастера своего дела, поэтому диск может стать изношенным намного раньше. То, что диск начал изнашиваться, можно с легкостью оп-ре-де-лить, передвигаясь на четвертой передаче со скоростью 40-50 км/ч. Если при частом нажатии на педаль газа обороты мотора начинают возрастать, а автомобиль продолжает движение на одной и той же скорости, то в подтверждение вашего предположения вы еще и почувствуете необычный запах «горящих» накладок диска. Это говорит о том, что пришла пора приобретать диски и искать автомастерскую понадежней или подешевле, кому что больше по душе.

Отсутствие сцепления при полностью нажатой педали или звук, похожий на «шелест», означает, что вам необходимо подготавливаться к замене выжимного подшипника. Резкое ускорение машины и резкие старты, постоянное удержание ноги на сцеплении во время движения не только изнашивают сцепление, но и другие механизмы автомобиля. Уменьшает срок службы и еще одна глупая привычка. Процесс, когда водитель держит ногу на сцеплении в течение всего времени остановки перед красным светом светофора. Пра-виль-ным ожиданием зеленого сигнала светофора является нейтральная передача и опущенная педаль сцепления.

Из всего вышесказанного следует, что правильная эксплуатация сцепления поможет продлить его срок службы на долгое время. То есть, чтобы надолго забыть о неисправностях сцепления, нужно всего лишь придерживаться простых правил эксплуатации сцепления.

Как работает сцепление в автомобиле

Как работает сцепление в автомобиле

Несмотря на то, что сцеплением умеет пользоваться большинство автолюбителей, многие из них не в курсе, как работает сцепление, какие типы применяются, где находятся основные узлы и как с ним работать, чтобы увеличить срок эксплуатации. Давайте разберемся.

Назначение сцепления

Главное назначение сцепления – передача крутящего момента от коленвала к КПП.

  • гасить крутильные колебания,
  • обеспечить плавность переключения передач,
  • кратковременно или долговременно отключать коробку передач от маховика силового агрегата.

Корректное использование сцепления:

  • уменьшает нагрузки на агрегаты двигателя;
  • снижает моментальную нагрузку на коробку переключения передач;
  • в целом увеличивает ресурс двигателя и КПП;
  • создает комфортность движения;
  • способствует управляемости автомобиля;
  • уменьшает потребление топлива.

Из чего состоит сцепление

Если рассматривать сцепление в общем виде, то оно содержит узлы:

  • ведомый и ведущие диски;
  • нажимной механизм;
  • рычаги;
  • пружины;
  • вилка;
  • система управления;
  • нажимной подшипник;
  • педаль;
  • кожух.

Принцип действия основан основано на применении фрикционных механизмов. На них установлены фрикционные материалы, которые аналогичны изделиям, применяемым в тормозных системах. Раньше в состав таких материалов входил асбест. Затем исследования показали, что асбест может вызвать онкологические заболевания при попадании в организм человека. Поэтому стали применять безасбестовые фрикционы. С этой точки зрения при покупке и ремонте фрикционных дисков лучше обращаться к надежным поставщикам, которые реализуют качественные запчасти, в которых асбест отсутствует.

При отпущенной педали крутящий момент силового агрегата передается на нажимной механизм. Силы трения способствуют максимальной передаче мощности на ведомый диск.

Для выключения сцепления необходимо полностью выжать педаль. В этом случае через рычаги, тяги или гидравлическую систему отводится назад ведущий диск. Образуется механический зазор, что не позволяет вступать в действие силам трения. Крутящий момент от двигателя к КПП не передается. Такой режим используется в момент переключения передач, трогания автомобиля с места.

Рабочим режимом сцепления является также приблизительно среднее положение педали сцепления. В этом случае сцепление ведомого диска с ведущим является неполным. При вращении двигателя существует так называемая «пробуксовка» сцепления. В момент переключения передач и трогания с места она позволяет достичь плавности движения, предотвратить экстремальные нагрузки, как на КПП, так и на силовой агрегат. Корректности плавного включения сцепления учат всех водителей транспортных средств с механической коробкой переключения передач на первых занятиях по вождению.

Основные типы

По способам управления системы сцепления классифицируются:

  • с рычажной или тросиковой системой (механические);
  • гидравлические (управлением по давлению с применением системы цилиндр-поршень-топливопровод);
  • электрические (применение электропривода);
  • комбинированные (совместное применение перечисленных типов).

По типу применяемого трения:

  1. Сухое. Такое сцепление применяется на большинстве автомобилей с механической КПП. Оно легче обслуживается, более простое.
  2. Мокрое. Трение происходит в среде специальной жидкости. Может применяться в мощных автомобилях, мотоциклах, так как жидкость хорошо отводит тепло, образовавшееся в процессе трения.

По количеству ведомых дисков: однодисковые и многодисковые. Увеличение количества дисков необходимо на силовых агрегатах повышенной мощности, например, на транспортных тягачах. Можно с этой целью повышать размеры ведомых и ведущих дисков, но эффективнее и экономичнее увеличить их количество.

По конструкции пружин: с центральной диафрагменной пружиной и периферической (по краю).

По типу включения: с постоянным и периодическим включением. Постоянное включение имеет существенный недостаток, с которым сталкиваются водители, оставляющие автомобиль на длительную стоянку в холодное время года. Во время попытки запуска двигателя после длительной зимней стоянки обнаруживается, что сцепление «залипло». Переключить МКПП в другое положение проблематично. Чтобы «сорвать» сцепление приходится прибегать к чрезвычайным мерам.

Неисправности сцепления

В процессе эксплуатации автомобиля сцепление изнашивается. Наибольшее влияние на скорость износа оказывают следующие факторы:

  • уровень профессионализма водителя;
  • стиль вождения;
  • географические характеристики местности (холмистость, изгибы трассы);
  • условия эксплуатации автомобиля (городские, трасса, сельские);
  • загруженность транспортного средства;
  • неисправность стояночного тормоза, приводящего к необходимости держать автомобиль на сцеплении во время временной остановки на уклоне.

Наиболее характерные неисправности сцепления:

  1. Пробуксовка. Она заключается в неполном контакте дисков сцепления, перегреве, износе фрикционного материалов. При отпущенной педали крутящий момент от силового агрегата к КПП передается менее чем на 100%. Первоначально это ощущается при движении на повышенных передачах, когда водитель «подбрасывает газку», а машина движется с прежней скоростью. Если не производить ремонт, при дальнейшей эксплуатации ситуация будет наблюдаться на низких положениях рычага КПП. Двигатель при перегазовке будет идти «вразнос», машина теряет приемистость.
  2. Сцепление «ведет». Такое случается при неправильной регулировке сцепления, отказе выжимного подшипника, потере свойств смазочных материалов. При выжатой педали сохраняется механическая нагрузка на двигатель.
  3. Отказ системы управления сцеплением.
  4. Износ выжимного подшипника. При этом слышен характерный шум.

Диагностика отказов

Спецификой системы является тот факт, что на многих автомобилях возможность компьютерной диагностики отсутствует. Диски действительно трудно оснастить дополнительными датчиками, которые могут указать на высокую степень износа отдельных механизмов или их отказ. Поэтому основными методами контроля до сих пор являются звуковое и динамическое исследование устройств, вторичные признаки в виде изменения хода педали, приемистости автомобиля, наличия посторонних механических изменений.

Сцепление является сложным механизмом автомобиля. При появлении первых признаков неисправности следует немедленно приступать к устранению проблемы. Промедление может грозить дорогостоящим ремонтом двигателя и КПП.

Понравилась статья? Поделитесь в соц. сетях:

Сцепление автомобиля. Принцип работы сцепления автомобиля — схема

Сцепление автомобиля – это один из главных компонентов трансмиссии. Именно оно принимает на себя весь основной удар при переключении передач, защищает машину от перегрузок и гасит колебания. Как работает сцепление на автомобиле, как оно устроено, какие функции выполняет? Ответы на все эти вопросы – далее в нашей статье.

Характеристика

Сцепление автомобиля – это узел, предназначенный для кратковременного отсоединения двигателя от коробки передач и плавного их соединения при переключении скоростей.

На большинстве современных автомобилей данный элемент размещается между коробкой передач и двигателем внутреннего сгорания.

Устройство сцепления автомобиля

По своей конструкции данная деталь представляет собой целую систему, состоящую из следующих элементов:

  1. Маховик. На него вырабатывается весь крутящий момент мотора. К маховику подсоединяется корзина. Это одна из наиболее стойких к нагрузкам деталь.
  2. Нажимной и ведомый диск сцепления. Данные детали тесно взаимосвязаны между собой. Нажимной диск сцепления может как соприкасаться, так и отпускаться от ведомого в зависимости от конкретного положения педали в салоне автомобиля.
  3. Вилка выключения. Данная деталь при нажатии педали разжимает диски.
  1. Первичный вал КПП. Это элемент, на который передается крутящий момент через сцепление автомобиля от ДВС.

Для чего нужен данный узел?

Как известно, двигатель вращается постоянно, а вот колеса – нет. И чтобы при каждой новой остановке автомобиля не приходилось глушить мотор, на коробке следует выключать ту или иную передачу, то есть путем нажатия на педаль сцепления активировать «нейтралку». При последующем движении данный узел способен снова совместить вращающийся двигатель и неподвижную КПП, плавно соединяя валы между собой. Благодаря этому происходит мягкое трогание автомобиля с места.

«Сухое» сцепление

Схема сцепления автомобиля практически всегда одна и та же (картер сцепления; подшипник выключения сцепления; втулка опорная вала вилки выключения сцепления; вилка выключения сцепления; нажимная пружина; ведомый диск; маховик; нажимной диск; кожух сцепления; первичный вал коробки передач; трос; педаль сцепления; муфта подшипника выключения сцепления; пластина, соединяющая кожух сцепления с нажимным диском; пружина демпфера; ступица ведомого диска). Однако этот узел имеет свои особенности. Некоторые производители оснащают машины разными типами узлов. Один из самых популярных на данный момент вариантов – фрикционный. При таком типе сцепления процесс передачи усилий крутящего момента осуществляются благодаря силам трения. Последние воздействуют на поверхностях соприкосновения ведомой и ведущей части. То есть передача усилий происходит напрямую между диском ДВС и КПП машины. Также данный тип сцепления называется «сухим». Особенно часто он устанавливается на полноприводные джипы.

«Мокрый» тип

Существует и так называемый мокрый тип сцепления. Чем он отличается от первого варианта? В нем имеется гидротрасформаторное масло между двумя дисками. Также на «мокром» узле нет такого жесткого сцепления между ведомым и ведущим диском.

По сравнению со своими аналогами он имеет целый ряд преимуществ. Среди них необходимо отметить хорошую защиту автомобиля от перегревов, а также высокую надежность работы механизмов. Однако есть у «мокрого» элемента и свои недостатки. Главный его минус – высокая стоимость, поэтому на большинстве бюджетных автомобилей такая система не используется.

Предназначение

Какие функции выполняет сцепление автомобиля? Прежде всего, данный узел необходим для плавного трогания автомобиля с места, о чем мы сказали в начале статьи. Если мотор с коробкой соединены жестко, то после включения передачи машина резко дергается вперед, так как на коробку передается сразу вся мощность от двигателя. Неправильное использование сцепления вызывает механическое повреждение деталей, а также приводит к частой остановке двигателя при трогании с места.

Благодаря работе сцепления, а именно скольжению ведущего и ведомого дисков, крутящий момент увеличивается постепенно. Движущие усилия возрастают не сразу, а потому машина трогается очень плавно и мягко.

Также коробка сцепления необходима для легкого переключения передач во время движения транспортного средства. Когда автомобиль едет с определенной скоростью, которая стабильно растет или уменьшается, возникает необходимость в переходе на повышенную или пониженную передачу, чему способствует своевременное разъединение валов узла между трансмиссией и двигателем. В противном случае для переключения передачи требовались бы более высокие усилия, что в дальнейшем спровоцировало бы быстрый износ КПП и других его механизмов. В частности, при принудительном переводе скорости повышается нагрузка на зубья шестерен. Таким образом, сцепление также выполняет функцию уменьшения нагрузки, которая действует на поверхность деталей КПП, что облегчает переход с одной передачи на другую. При этом коробка передач (фото данного механизма представлено ниже) терпит минимальные нагрузки от двигателя. А это значительно повышает срок службы деталей КПП, цена которых порой слишком велика.

Как оно функционирует?

Принцип работы сцепления автомобиля заключается в трении нескольких дисков. Действие данного узла заключается в плотном сжатии рабочих поверхностей маховика и прижимной поверхности корзины. Ниже мы рассмотрим этот момент более подробно.

Когда узел находится в рабочем состоянии, под действием выжимной пружины диск корзины плотно прилегает к сцеплению и прижимает его к маховику. При этом первичный вал заходит в шлицевую муфту. Далее производится передача крутящих усилий на него от диска сцепления. Когда водитель нажимает на педаль, он задействует работу выжимного подшипника. Последний нажимает на пружину. Таким образом, поверхность корзины отходит от диска сцепления. После этого первичный вал КПП прекращает свое движение.

Как работает сцепление, каковы его типичные неисправности, и как их избежать

Что входит в сцепление автомобиля

Важным элементом механической трансмиссии является сцепление, которое служит для кратковременного отсоединения двигателя от трансмиссии. Кроме того, сцепление является своеобразным демпфером, защищающим двигатель от перегрузок. Как оно работает, и как продлить его жизнь?

Как работает сцепление?

В большинстве легковых автомобилей с механической коробкой передач используется сухое однодисковое сцепление. Его конструкция довольно проста: это два взаимно прилегающих диска – ведущий (корзина) и ведомый, выжимной подшипник и система привода. В однодисковом варианте первичный вал коробки передач входит в шлицевую муфту в центре ведомого диска, а поверхности маховика двигателя, накладок ведомого диска и нажимного диска корзины плотно прилегают друг к другу. За счет этого и обеспечивается передача потока мощности от двигателя к коробке передач, причем исправное сцепление спокойно «переваривает» всю мощность, развиваемую двигателем.

Что входит в сцепление автомобиля

Что входит в сцепление автомобиля

В обиходе ведущий диск сцепления, включающий в себя нажимной диск (с гладкой блестящей поверхностью), диафрагменную пружину (лепестки в центре) и кожух, называют корзиной

При нажатии на педаль сцепления выжимной подшипник воздействует на пластинчатые пружины корзины, из-за чего поверхности ведомого и ведущего дисков рассоединяются. Соответственно, происходит отключение первичного вала от маховика – то есть, физическое рассоединение двигателя и коробки передач, что позволяет переключить передачу или включить «нейтралку». При включении сцепления (отпускании педали) выжимной подшипник перестает давить на пластинчые пружины, и диски снова смыкаются, а демпферные пружины в центральной части ведомого диска гасят крутильные колебания, возникающие в движении.

Что входит в сцепление автомобиля

Хорошо видны четыре демпферные пружины ведомого диска сцепления, а также изношенные фрикционные накладки

При нормальной работе сцепления оно не привлекает к себе внимания. Но при его неисправности водитель, к примеру, не сможет включить передачу или тронуться с места. Какие же возможны проблемы?

Какие неисправности могут возникнуть при работе сцепления?

Итак, с какими же проблемами в работе сцепления можно столкнуться на практике? Во-первых, это неполное выключение сцепления — как говорят опытные водители, оно «ведёт». При нажатии педали поверхности маховика и ведомого и ведущего дисков в таком случае не размыкаются полностью, и попытки переключить передачу сопровождаются хрустом и скрежетом кареток сихронизаторов, ведь полного разъединения коробки передач и мотора не происходит.

Обратная неприятность – пробуксовка сцепления: то есть, его неполное включение. При этом поверхности маховика, ведомого диска и ведущего диска, наоборот, неплотно прилегают друг к другу и проскальзывают, из-за чего может возникнуть характерный запах горелых фрикционных накладок ведомого диска, а попытка резко набрать скорость приводит лишь к увеличению оборотов коленчатого вала. От двигателя на колёса при этом передается лишь небольшая часть мощности – до тех пор, пока износ поверхностей не становится критическим.

Что входит в сцепление автомобиля

Если сцепление «буксует», вместо автомобиля «разгоняется» только стрелка тахометра

Наконец, возможны и такие неисправности, как возникновение вибраций и посторонних призвуков при включении-выключении сцепления.

Из-за чего возникают неисправности сцепления?

Обычно каждая возникшая проблема со сцеплением имеет свою предысторию. К примеру, сцепление может начать буксовать из-за сильного износа на больших пробегах автомобиля, когда фрикционные накладки ведомого диска износились, а рабочие поверхности корзины и маховика имеют выработку.

Что входит в сцепление автомобиля

Во-вторых, сцепление можно просто «сжечь» — например, по неопытности или после длительных перегрузок. Такое, к примеру, бывает у любителей длительных выездов «враскачку» на бездорожье или в глубоком снегу, а также у поклонников резких стартов с педалью газа в пол.

Устройство и принцип работы сцепления автомобиля

Автомобиль состоит из множества сложных узлов и механизмов. Каждый элемент играет свою незаменимую роль. Если исключить сцепление из общей цепочки, автомобиль будет трогаться с места рывками, а двигатель подвергаться большим нагрузкам. Коробка передач в таких условиях эксплуатации прослужит не более трех дней.

Сцепление: общие сведения и назначение, функции

Сцепление является неотъемлемой частью трансмиссии, а располагается между двигателем и КПП автомобиля, обеспечивая ступенчатое переключение передач, контроль крутящего момента и временное прерывание связи маховика и трансмиссии.

Принцип работы сцепления основывается на силе трения, а если точнее – скольжения. Состоит система сцепления из привода и непосредственного механизма.

При необходимости резкого торможения именно сцепление может уберечь узел от перегрузки.

Управление в автомобилях с механической коробкой передач происходит за счет педали сцепления. С ее помощью удается соединять и разрывать связь между двигателем и КПП. Если педаль отпустить резко, пружина стремительно вернет ее в исходную позицию.

Езда на транспортном средстве с механической коробкой передач при постоянно выжатом сцеплении спровоцирует перегрев и быстрый износ элементов. Езда с пробуксовкой допустима в экстремальных условиях, для поднятия оборотов.

В стандартном виде сцепление отсутствует в гидромеханических КПП и вариаторах. Хотя, в гидромеханических коробках используются фрикционные муфты для плавного переключения передач. Встретить классическую сборку возможно лишь на РКПП, где процессом переключения управляют сервоприводы (гидравлические или электронные). Очень часто в РКПП используются два сцепления для оптимизации процесса и устранения задержек переключения – когда одно сцепление работает, другое в состоянии ожидания для переключения следующей передачи.

Устройство и составляющие сцепления

Устройство сцепления условно можно разделить на две части: механизм и привод. В целом в конструкцию узла входит:

  1. Нажимной диск или корзина. Является основой для других конструктивных элементов сцепления. Имеет непосредственный контакт с выжимными пружинами, которые направлены к центру. Размер площадки пропорционален двум радиусам маховика ДВС. Прижимной участок отличается наличием шлифовки исключительно с одной стороны. Диск имеет плотное соединение с маховиком двигателя.
  2. Ведомый диск. Располагается в зазоре прижимного участка и маховика. Имеет непосредственный контакт с КПП при помощи шлицевой муфты и фрикционных накладок. Вокруг муфты конструктивно находятся демпферные пружины, которые принимают на себя всю вибрацию.
  3. Фрикционные накладки. Находятся в основании и изготавливаются из различных композитных материалов.
  4. Выжимной подшипник. Визуально делится на две части, одна из которых имеет круглую основу для воздействия на пружины корзины. Подшипник расположен на кожухе вала. Существует два типа подшипников: оттягивающего или нажимного принципа. Первый тип нашел свое применение в Peugeot. Иногда подшипник имеет несколько пружин-фиксаторов.
  5. Привод и педаль сцепления. В автоматических коробках сохранен только механизм.

Что входит в сцепление автомобиля

Принцип работы и механизм

Вся работа сцепления построена на трении между дисками. Ведущий диск является частью ДВС, а ведомый диск – элемент трансмиссии. Когда водитель отпускает педаль, то пружины сжимают диски вместе. В итоге за счет фрикционных поверхностей, диски притираются и продолжают вращение с равной угловой скоростью. От силы лепестков пружин зависит показатель абразива диска.

Когда водитель выжимает сцепление, основа привода перемещают вилку, которая впоследствии оказывает влияние на подшипник. Последний перемещается до упора. Пружины в этот момент уже готовы прижать два диска, что значит, что вилка разорвала связь между трансмиссией и маховиком ДВС. Все трансмиссионные удары, когда водитель резко бросает педаль, когда ТС тронулось с места, поглощают и сглаживает отдельный тип пружин.

Принцип работы приводов

Привод напрямую влияет на исправность всего узла и необходим для дистанционного управления из салона. В общей системе выделяют три основных типа:

  • Механический привод сцепления. Является одним из самых распространенных. Усилие передается при помощи троса к вилке. Конструкция находится под покрытием кожуха, который находится перед педалью и вилкой.
  • Гидравлический. Предполагает наличие основного и рабочего цилиндра, которые связаны под большим давлением трубками. После того как водитель нажимает на педаль, активируется шток. Действующий в итоге поршень имеет стойкую манжету и передает давление жидкости к рабочему цилиндру. Последний имеет отдельный шток, который давит на вилку. Используемая в системе жидкость размещается в отдельном бачке.
  • Электрический привод. По принципу действия схожий с механическим приводом. Единственное отличие заключается в срабатывании мотора при давлении на педаль.

Нажатие на педаль сцепления позволяет напрямую оказывать воздействие на нажимной диск автомобиля.

Виды сцепления и классификация

Сегодня автомобилисты выделяют множество классификаций сцепления. Можно встретить однодисковые или многодисковые механизмы. Кроме того, сцепление бывает сухими и мокрым, на это влияет среда, в которой работает узел. Самое большое распространение имеет сухое однодисковое сцепление. Отдельную классификацию выделяют относительно типа рабочего привода и относительно принципа нажатия на корзину.

Что входит в сцепление автомобиля

По характеру силы трения существует два вида: сухое и мокрое. Сухое – обеспечивается за счет функциональной работы передачи вращения между двумя шкивами. Мокрое сцепление работает за счет передачи энергии при помощи сжатия компонентов, находящихся в автомобильном масле.

Отдельно существует различие по количеству шкивов:

  • Однодисковые. Системы, которые характерны как для легкового транспорта, так и для грузового. Элемент применим для автомобилей, у которых крутящий момент попадает в диапазон 0,7–0,8 кНм.
  • Многодисковая система. Применима для тяжелых транспортных средств с высоким крутящим моментом. В конструкции предусмотрено наличие двух рабочих дисков, корзины и системы контроля синхронного нажатия.

Что входит в сцепление автомобиля

Если рассуждать относительно расположения пружин на дисках, то можно отметить, что встречаются два варианта: демпферные пружины помещены по периферии и наличие централизованной диафрагмы.

Особенности сцепления АКПП

Чаще всего автомобили с автоматической коробкой наделенны влажным многодисковым типом сцепления, хотя можно встретить варианты сухого сцепления. Управление выжимной силой, как и переключение передач, происходит за счет работы сервопривода. Актуаторы бывают гидравлические и электрические. Управление сервоприводами происходит при помощи ЭБУ или гидрораспределителя.

Больше всего негодований вызывает работа электрических сервоприводов во время переключения передач. Прежде чем, запустить в работу механизм сцепления, акутатор проводит анализ оборотов двигателя и только потом разъединяет ДВС от трансмиссии. Гидравлический сервопривод реагирует на давление, созданное распределителем и масляным насосом при достижении определенного показателя оборотов. После чего запускает в ход механизм сцепления.

Характеристики керамического и металлокерамического сцепления

В последнее время любители экстремальной быстрой езды открыли для себя керамическое и металлокерамическое сцепление. Керамика значительно выигрывает, если ее установить на мощный агрегат, который любит стартовать с пробуксовкой и сжигать резину. Металлокерамическое сцепление может выдерживать значительные нагрузки и является лучшим выбором гонщиков.

Что входит в сцепление автомобиля

Диски производят с добавление углеродистого волокна, кевлара и керамики. Такой состав позволяет на 10–15% поднять передачу крутящего момента без увеличения прижимной силы, оказываемой на корзину. Живут такие диски, как правило, в четыре раза дольше обычных. Производят 3-х, 4-х, 6-и лепестковые модели, которые отлично справляются с температурными и механическими нагрузками. Некоторые водители жалуются на слишком резкое переключение передач при керамическом сцеплении, но определенного
мнения на этот счет среди автомобилистов пока нет.

Чтобы детально понимать принцип работы сцепления автомобиля теорию необходимо подкреплять практикой. Если такой возможности нет, увидеть наглядный пример можно на роликах в сети:

Источник Источник http://driuver.ru/what-is-included-in-the-clutch-of-the-car-why-grip-in-the-car/
Источник Источник http://tractoramtz.ru/prochie/kak-rabotaet-stseplenie-v-avtomobile.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: