Содержание
Как правильно работать сцеплением автомобиля
продливаем жизнь сцеплению. Правила пользования сцеплением автомобиля))) — DRIVE2
Механизм сцепления используется во время езды на автомобиле считанные секунды, но и в эти мгновения им нужно пользоваться умело, грамотно и аккуратно.Принцип работы механизма сцепленияМеханизм сцепления служит для соединения коленчатого вала двигателя с первичным валом коробки передач, при этом плавное включение сцепления обеспечивается кратковременным взаимным проскальзыванием его рабочих дисков.Рассмотрим не весь механизм сцепления, а лишь ту его часть, которая наиболее подвержена износу при неумелой или небрежной эксплуатации.Во время движения автомобиля ведущая и ведомая части сцепления плотно прижаты и вращаются с одной скоростью, практически представляя собой единое целое. При этом крутящий момент коленчатого вала через маховик (1) посредством ведомого диска сцепления (2), прикрытого корзиной (3), передается к первичному валу коробки передач.В момент нажатия на педаль сцепления, выжимной подшипник (4), перемещаясь по направляющей втулке, нажимает на диафрагменную пружину корзины, которая прогибается на опорных кольцах.В результате нажимной диск отводится от ведомого диска и передача усилия вращения от двигателя к коробке передач прекращается.При отпускании педали сцепления все происходит с точностью до наоборот: все детали механизма сцепления возвращаются в исходное положение под действием пружин.Трогание с местаВо время трогания с места необходимо выжать педаль сцепления до упора, включить передачу и начать плавно отпускать педаль. Почувствовав, как обороты двигателя передаются через диски сцепления коробке передач (по появляющейся еле уловимой вибрации), необходимо на долю секунды задержать ногу на педали сцепления, одновременно с этим, правой ногой немного «добавить газу» и затем плавно, но и без ненужных пауз, отпустить педаль сцепления.Если педаль отпускать быстро («бросать сцепление»), ведущий и ведомый диски будут соединяться очень быстро, крутящий момент от двигателя будет моментально передаваться к неподвижному валу коробки передач, вследствие чего как механизмы коробки и трансмиссии, так и сцепления будут испытывать состояние удара, что чревато их поломками.Если же педаль отпускать слишком плавно, излишне долго удерживая ее частично нажатой, ведомый и ведущий диски сцепления будут длительное время вращаться с пробуксовкой, что приведет к преждевременному износу их фрикционных накладок.Работа сцеплением в пробках и на светофореОчень часто водители, стоящие в пробках, чтобы избежать постоянных переключений с нейтральной передачи на первую и обратно, держат постоянно включенной первую передачу, а режим движения регулируют, то выжимая педаль сцепления и удерживая ее в нажатом положении, то отпуская ее.Похожая картина наблюдается и на светофорах. Подъехав к светофору и ожидая зеленого сигнала, многие не выключают передачу, а вместо этого утапливают педаль сцепления в пол и удерживают ее, а когда приходит время трогаться, ее отпускают.Что происходит при длительном удерживании педали сцепления в нажатом положении? Страдает выжимной подшипник, не рассчитанный на продолжительное свободное вращение, в экстремальных условиях работают лепестки корзины, принимающие на себя усилие пружин. В результате выходят из строя и подшипник, и пружины и лепестки.Торможение сцеплениемИспользование неполного выжимания сцепления с целью торможения – такая же вредная привычка, как и описанные ранее. Длительная пробуксовка ведущего и ведомого дисков закончится износом фрикционных накладок с сопутствующим характерным запахом горелого, недаром на автомобильном жаргоне это называется «сжечь» сцепление.Застрявший в бездорожье автомобильТочно так же можно сжечь сцепление, пытаясь выбраться завязшим автомобилем из грязи или снежного сугроба. Постоянными перегазовками с ритмичными неполными включением и выключением сцепления выбраться из плена бездорожья может и не удастся, а вот ремонт этого механизма после таких нагрузок автомобилю понадобится наверняка.
Берегите сцепление, не допускайте его резких бросков, излишне затянутых включений и выключений, избегайте длительного удерживания педали сцепления в нажатом положении, не используйте его для торможения и этот небольшой, но важный и незаменимый механизм многократно отблагодарит вас своей долгой и верной службой.
Правильное начало движения «качели» (одновременная работа сцеплением и газом)
Наиболее правильный способ начала движения «качели» (одновременная работа сцеплением и газом) используется в случаях, когда требуется динамичный старт с последующим ускорением. Он является самым распространенным и наиболее часто используемым в повседневной городской езде, незаменим при старте на светофоре. Схожий прием применяется при переключении передач в нисходящем и восходящем порядке.
Педали сцепления и газа работают в противоходе подобно качелям. Возможны различные комбинации очередности поднятия педалей в зависимости от ситуации. Самый известный: плавное, но быстрое поднятие педали сцепления с одновременным увеличением давления на педаль газа.
К освоению этого приёма следует приступать после усвоения и уверенного выполнения «начало движения на холостом ходу» и «начало движения с газом». Для удачного освоения этого весьма сложного метода, рекомендуется проделать следующие упражнения. Первое: обнаружение точки срабатывания сцепления с удержанием педали в этом положении. Несколько раз плавно поднимаем педаль сцепления до контакта. Потом этот подъем ускоряем, постепенно приходя к мгновенному подъему до точки контакта, как бы минуя холостой ход педали сцепления. Второе: контролируемый подъём и удержание оборотов двигателя в установленном диапазоне. Кратковременно неглубоко несколько раз нажимаем на педаль газа. Попутно отмечаем реакцию мотора и приборов. После этого пробуем плавно поднять обороты двигателя на 1500-2000 и удерживать на этом значении примерно 10 секунд. Повторять до стабильного результата. Далее плавно поднять обороты до 3000 и плавно спустить до 2000,опять задержать на 10 секунд и так повторять до стабильного результата.) . Важно учесть, что избыточное дросселирование (много газа) может привести к пробуксовке ведущих колёс при старте, что в свою очередь спровоцирует частичную потерю управляемости, просадку колёс в рыхлом основании (песок, снег), износ шин, ударные нагрузки на конструкции автомобиля. А при неполном, либо слишком медленном поднятии педали сцепления, существует риск перегреть его механизм. Крайне нежелательно очень резко поднимать сцепление, так как из-за этого может произойти поломка узлов автомобиля. Также нужно быть готовым к резко возрастающей скорости автомобиля.
Алгоритм по пунктам:
(Машина заведена, прогрета, зафиксирована стояночным тормозом, посадка и зеркала настроены, месторасположение рычагов/тумблеров/клавиш управления известно, термины согласованы, маршрут показан, действия продемонстрированы, фары включены, ремень пристегнут, ноги на педалях) — Выжим сцепления. — Включение первой/задней передачи. — Включение указателя поворота в необходимом направлении. — Оценка дорожной ситуации в отрегулированное зеркало с соответствующей стороны. — Снятие ручного/стояночного тормоза. — Повторная оценка дорожной ситуации. — Начинаем плавно (первые разы медленнее) поднимать педаль сцепления практически до точки контакта. — В момент, когда педаль сцепления практически поднята до точки контакта , начинаем увеличивать обороты двигателя до заранее оговоренного значения, плавно увеличивая давление на педаль газа. Давление на педаль газа необходимо рассчитать таким образом, чтобы прирост оборотов, приходящийся на момент поднятия сцепления, не превышал 1500 и был растянут на весь подъём педали сцепления. Это должно происходить в достаточно короткий временной промежуток порядка 1-3 секунд. Первой начинает подниматься педаль сцепления, после прохода холостого хода педали и подхода к точке контакта, мы начинаем подавать газ. В среднем активная часть, идущая после холостого хода при подъёме педали сцепления, имеет протяженность около 10 мм, именно эти 10 мм нужно проходить за 1-3 сек. и именно на них приходится растягивать прирост оборотов двигателя с холостых до 1500. А уже после рабочих 10 мм есть остаточная часть подъёма, пройдя который, можно активно наращивать обороты двигателя. Иными словами, если итоговое значение 2500 оборотов, оно должно быть достигнуто при уже полностью поднятой педали сцепления. Возможен вариант наращивания оборотов двигателя на фоне поднятия педали сцепления, то есть одновременное движение педалей сцепления вверх, газа — вниз. — На фоне равномерного завершения подъёма педали сцепления продолжаем плавно увеличивать давление на педаль газа. — Выводим педаль сцепления в верхнее положение, а педаль газа в положение соответствующее желаемым оборотам двигателя (НЕ в крайнее нижнее). — Убираем ногу с педали сцепления и при помощи педали газа поддерживаем равномерную скорость.
— Контроль движения и остановку осуществляет инструктор.
Как правильно использовать автомобильное сцепление
Автомобили, оснащенные механической коробкой передач, имеют три педали для управления. Педалью сцепления водитель управляет, используя левую ногу, правую по мере необходимости переносит с тормоза на газ. Нажатие педали сцепления разъединяет коробку передач и коленчатый вал двигателя, затем они должны соединиться. Благодаря этому транспорт и трогается с места. Используя сцепление, водитель может переключать скорости во время движения машины.
Принцип использования сцепления стоит изучить, чтобы не допустить ускоренного износа деталей авто и постоянного ремонта в связи с этим. Стоит запомнить, что сцепление должно все время оставаться включенным, а пользоваться педалью стоит только для того, чтобы машина сдвинулась с места, а также при переключении передач и при необходимости полной остановки ТС. Не надо продолжать удерживать педаль во время стоянки – это не самым лучшим образом влияет на механизм. Движение при наполовину выжатом сцеплении способствует подгоранию дисков.
Работать с педалью сцепления несложно – нажать и плавно отпустить. Можно допускать небольшую паузу при нажатии в точке схватывания. На практике мало кто ездит все время на передаче, но лучше делать именно так.
При постоянной езде на скорости плюсы в том, что для осуществления маневров у водителей намного больше возможностей, ТС может двигаться плавно, а нагрузка на резину и тормозные диски при торможении снижается.
Выжимать сцепление следует без задержек и до упора. При ее отпускании нога должна двигаться плавно, без «бросков», возможна остановка при достижении точки схватывания.
Подолгу удерживать сцепление в нажатом положении не стоит.
Начинается движение всегда с первой передачи. Опытные водители иногда на скользких зимних дорогах начинают со второй.
За состоянием системы рекомендуется внимательно следить и при необходимости исправлять поломки немедленно.
Как правильно использовать автомобильное сцепление
Как правильно пользоваться сцеплением? Советы
Автомобильное сцепление предназначено для быстрого отключения коленчатого вала двигателя от коробки передач и также их постепенного соединения, что очень нужно для переключения передач и плавного начала движения машины. Если правильно пользоваться сцеплением, то можно на автомобиле ровно тронуться с места, избежать резкого изменения нагрузки и перегрузки деталей трансмиссии.
Правила пользования сцеплением
Чтобы продлить срок эксплуатации сцепления нужно соблюдать следующие правила управления машиной:
- Очень быстро и сильно (до упора) нажимать на педаль сцепления.
- Не отпускать резко педаль сцепления, делать это плавно.
- При работе двигателя педаль сцепления долго не удерживать выжитой.
- Трогаться нужно с первой передачи. Только зимой, когда дороги очень скользкие можете трогаться со второй передачи.
- Соблюдайте правила эксплуатации автомобилем – не перегружайте ее, особенно если вы ездите по плохим дорогам.
- После длительного пользования системой сцепления заменять его комплектующие – диск и корзину сцепления, выжимной подшипник.
Правильно пользоваться сцеплением можно только проехав примерно 500-1000 км.
Не знаете как выбрать стиральную машину для дома, тогда наши советы для вас.
Принцип работы сцепления
Тормозить мотором нужно не нажимая на педаль сцепления. Как только вы отпустите педаль газа, мотор начнет сам тормозить машину. Для большей эффективности желательно переключить передачу, тем самым ее понизив. Это нужно для того, чтобы не раскручивало мотор.
Давайте рассмотрим на примере, как правильно пользоваться сцеплением. При движении на автомобиле на большой скорости 160-170 км.ч. и пятой передаче необходимо подождать снижения скорости, отпустив при этом педаль газа. Когда скорость начнет падать и снизится до 150 км.ч. следует выжать сцепление и переключить передачу на четвертую, при этом не нужно касаться педали газа. Когда будете отпускать педаль сцепления, машину чуть-чуть дернет назад, так как мотор к этому моменту будет работать на холостых оборотах. Хорошо отработав эти моменты, вы сможете достигнуть более мягкого рывка назад при переключении — немного увеличивая обороты при помощи педали газа. Конечно, мотор взревет, но снижение скорости будет заметнее. Далее снизив скорость до 120-110 км.ч., таким же образом как написано выше, переключаемся на третью передачу, усилив при этом замедление. Когда скорость будет около 80-70 км.ч. нужно переключиться на вторую передачу и продолжать движение на ней до остановки машины. Снизив скорость до минимума, нажимаем на педаль тормоза, выжимаем сцепление, включаем нейтральную передачу и отпускаем педаль сцепления.
Для правильного пользования сцеплением учитывайте и помните, что оно предназначено только для переключения передач на непродолжительное время. Старайтесь сразу после переключения, убрать ногу с педали сцепления, полностью отпустив ее.
Если вы остановили свой автомобиль на перекрестке, то в этом случае можно переключиться на первую передачу, обеспечив себе и окружающим движение без задержек. При этом нужно держать нажатыми педаль сцепления и тормоза. Желательно чтобы этот процесс был не очень длительным и составлял примерно 10 секунд, так как от этого «устает» механизм выжима сцепления.
Обычно изменять скорость при движении приходиться еще и из-за интенсивности передвижения машин и плохого качества некоторых участков дорог. Поэтому для водителя очень важно научится быстро и максимально аккуратно снижать скорость, при этом, безусловно, нужно правильно пользоваться сцеплением и быть внимательным, тогда можно будет избежать резких торможений. Украли машину? Стоит действовать.
Как работает сцепление в автомобиле?
Сцепление — это механизм, соединяющий трансмиссию автомобиля с его двигателем. Принцип работы сцепления в механической коробке передач не сложен, но в автоматических коробках этот узел работает в автономном режиме, без участия водителя.
Зачем нужно сцепление?
Все виды двигателей внутреннего сгорания выдают крутящий момент в ограниченном диапазоне оборотов. Чтобы менять скорость вращения ведущих колес, ДВС должен дополнительно оборудоваться трансмиссией. Она позволяет двигателю работать в оптимальном диапазоне оборотов, изменяя при этом скорость вращения за счет переключения передач.
Но переключение передачи – технически сложный процесс, поскольку для этого требуется временное прекращения подачи крутящего момента с двигателя на трансмиссию. Но тогда, чтобы плавно переключить скорость, потребуется выключать двигатель. Назначение сцепления – прерывание сообщения между коробкой передач и двигателем при его работе. То есть, этот узел прекращает передачу крутящего момента с двигателя на коробку передач при непрерывно работающем моторе.
Конструкция и принцип работы сцепления
Основная часть сцепления — это диск, который с обеих сторон покрыт фрикционным материалом с повышенным коэффициентом трения. Его устанавливают на маховике, и когда на диск действует внешнее усилие, он вращается вместе с маховиком.
К диску сцепления подключается ведущий вал трансмиссии, через который на коробку передач передается крутящий момент. Привод сцепления, состоящий из корзины, нажимного диска и кожуха, и создает это прижимное внешнее усилие. При этом кожух, с которым монтируется корзина сцепления, должен быть прочно прикреплен к маховику, прижимая к диску сцепления нажимной диск. В этом положении крутящий момент от двигателя полностью передается на коробку передач.
Чтобы разомкнуть механизм сцепления или, как его еще называют муфту сцепления, и прекратить подачу крутящего момента на трансмиссию, применяется специальная диафрагменная пружина. Ее контур всегда остается неподвижным, а лепестки в середине подпуржинены. Она расположена между нажимным диском и кожухом. Если на внутреннюю часть пружины нажать, то она отведет ведомый диск сцепления от основного диска. Соответственно, подача крутящего момента приостановится. Этот процесс происходит при нажатии водителем педали сцепления. В момент, когда механическая схема сцепления разомкнута, можно переключать передачу. После того как переключение состоялось, педаль отпускается, работа сцепления возобновляется и крутящий момент снова передается на трансмиссию.
В диске сцепления расположено несколько демпферных пружин, предназначенных для выравнивания колебаний и порождаемых ими вибраций, источником которых является работающий двигатель. При этом устройство ведомого диска сцепления таково, что его ступица не жестко крепится на основном диске. То есть крутящий момент передается на диск сцепления, потом на пружины и только после этого на ступицу ведомого диска. Таким образом практически полностью гасятся крутящие колебания, создаваемые двигателем, обеспечивая большую плавность хода.
При нажатии на педаль сцепления усилие передается через главный и рабочий цилиндр, после чего специальная вилка рассоединяет диск и маховик. Главный и рабочий цилиндр сцепления состоят из корпуса, в котором размещаются толкатель и поршень, они заполнены жидкостью, которая по своим свойствам напоминает тормозную. При нажатии педали жидкость под давлением поступает в главный цилиндр, который передает давление в рабочий, где производится воздействие на вилку, разводящую муфту. После отпускания педали, жидкость через клапан опять возвращается в главный цилиндр, и диск соединяется с маховиком. Такая система позволяет уменьшить усилие, прикладываемое к педали за счет разности объема цилиндров.
Правильная работа со сцеплением
Подача команд на подведение и разведения диска сцепления и маховика подается водителем путем нажатия на соответствующую педаль, которая находится под левой ногой. Принцип работы педали сцепления состоит в том, что через систему механических приводов она отводит диск от маховика. При ее отпускании диск опять соприкасается с маховиком, передавая крутящий момент на трансмиссию.
К первичному валу трансмиссии присоединяется сложный механический агрегат – коробка передач. Она тоже не может работать без сцепления, поскольку делать переключения без ее временного отключения от двигателя очень сложно, а для новичков данная задача вообще неразрешима.
Крутящий момент передается на шестерни первичного вала, который при нажатии на педаль сцепления останавливается. В нейтральном положении коробки передач это не имеет значения, поскольку даже при двигающемся первичном валу он не входит в зацепление со вторичным валом.
Для передачи крутящего момента на вторичный вал водитель выжимает сцепление, чтобы первичный вал остановился. Затем он рычагом включает нужную передачу, соединяя шестерни валов, после отпускания педали крутящий момент передается с первичного вала на вторичный.
При управлении автомобилем требуется знать некоторые моменты, которые позволят избежать распространенных ошибок:
- Устройство и работа сцепления при нажатии на педаль приводят к тому, что крутящий момент перестает передаваться на ведущие колеса и автомобиль, проехав некоторое время по инерции остановится, а двигатель будет работать и никогда не заглохнет.
- Если в коробке передач включена нейтральная передача, автомобиль не будет двигаться, двигатель при этом тоже не заглохнет.
Педаль сцепления имеет три условных положения, в которых и происходят основные фазы работы системы:
- верхнее положение при не нажатой педали;
- среднее или рабочее положение. На разных автомобилях это положение может находиться выше или ниже от пола, поэтому при пересадке на новый автомобиль его нужно найти;
- нижнее положение при полностью выжатой педали.
Именно в среднем положении происходит соприкосновение диска с маховиком, во избежание излишнего износа деталей, соединять их нужно очень плавно. Главная ошибка новичков, знающих, что сцепление нужно отпускать постепенно: после достижения зацепления диска и маховика они резко бросают педаль, машина несколько раз дергается и глохнет.
Чтобы правильно тронуться, нужно выжать педаль сцепления, включить первую передачу, быстро отпустить педаль до среднего положения и в нем педаль задерживается приблизительно на три секунды. После того как машина проехала около одного метра, педаль полностью отпускается.
При переходе на повышенную передачу сцепление нужно отпускать быстро, причем, чем передача выше, тем быстрее отпускается педаль. Все эти навыки достигаются постепенно в результате многократных тренировок.
Видео:Как работает сцепление?
Начало движения автомобиля на подъеме
Многие водители-новички испытывают серьезные трудности при старте автомобиля на подъеме. Но, зная принцип работы сцепления механической коробки и последовательность действий, они будут делать это намного увереннее. Данную последовательность действий можно использовать, когда в машине плохо работает ручной тормоз:
- изначально выжимаются педали сцепления и тормоза при работающем на холостых оборотах двигателе;
- педаль сцепления медленно и плавно отпускается до тех пор, пока не почувствуется зацеп диска сцепления и трансмиссии, в этот момент автомобиль начинает подрагивать;
- снимается нога с педали тормоза, при этом автомобиль не покатится назад, поскольку сцепление действует, как тормоз;
- нажимается педаль газа, и автомобиль начинает катиться вперед.
Почему частично отпущенное сцепление заменяется собой педаль тормоза? Данный эффект – результат уловленного силового баланса между силой гравитационного притяжения и статической силы трения колес. Их неподвижность обеспечивается балансом силы двигателя, который толкает автомобили вперед и той же силой трения покоя. Но такая работа со сцеплением при остановках повышает износ фрикционного материала диска сцепления.
Заключение
Устройство муфты сцепления и системы переключения передач в любом автомобиле сложное, несмотря на простоту работы. Поэтому, чтобы избежать поломок, нужно знать принципы их правильной эксплуатации. В этом случае узел прослужит долго, позволяя избежать дорогостоящего ремонта, который потребует специальных навыков и оборудования.
Источник http://piter-at.ru/raznoe/kak-pravilno-rabotat-scepleniem-avtomobilya.html
Источник http://avtocity365.ru/ustrojstvo-i-ekspluatatsiya-avtomobilya/kak-rabotaet-stseplenie-v-avtomobile/