Особенности конструкции коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

Содержание

Особенности конструкции коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

О важных характеристиках

Через привод 41 и 5, находящийся на передних колёсах, от этого изделия крутящий момент передаётся на ведущие колёса. Разборка коробки передач проводится по-разному, в зависимости от устройства детали.

Например, основные неисправности четырёхступенчатого варианта могут предполагать работу со следующими деталями:

  1. Конструкция привода, который помогает переключить передачи.
  2. Дифференциал.
  3. Самая важная деталь передачи.
  4. У заднего хода есть своя промежуточная шестерня, она расположена на отдельной оси.
  5. Два синхронизатора.
  6. Ни одна конструкция не обходится без вторичного и первичного валов.
  7. Картер 1.

Для изготовления картера всегда используется сплав на основе алюминия. Надо учитывать и это, если требуется устранение шумов КПП. Задняя крышка помогает спрятать всё. В её гнездо запрессовывается сапун. Гнёзда для подшипников выполняются в задней части. Ещё там присутствуют два отверстия, которые закрыты пробками. Секреты ремонта – в том, чтобы правильно работать с каждым из элементов.

Ремонт задней скорости должен учитывать, что вал вторичного типа и шестерня на главной передаче создают единую композицию. В пространстве между роликовым и шариковым подшипником происходит его вращение. Шестерни, отвечающие за 4,3, 2 и 1 передачу, можно найти на поясах вторичного вала, на подшипниках игольчатого типа. Подробное руководство по ремонту скажет и о том, что шлицы, на которых крепятся ступицы к 12 синхронизаторам, нарезаются с помощью 2 поясков небольших габаритов.

1 – гайка; 2 – шариковый подшипник; 3 – упорная шайба; 4 – втулка подшипника; 5 – игольчатый подшипник; 6 – шестерня IV передачи; 7 – дистанционное кольцо подшипника; 8 – блокирующее кольцо синхронизатора; 9 – скользящая муфта синхронизатора III и IV передач; 10 – ступица скользящей муфты; 11 – шестерня III передачи; 12 – стопорное кольцо; 13 – упорные полукольца вторичного вала; 14 – шестерня II передачи; 15 – скользящая муфта синхронизатора I и II передач с зубчатым венцом заднего хода; 16 – стопорное кольцо ступицы синхронизатора; 17 – ступица скользящей муфты синхронизатора I и II передач; 18 – пружина синхронизатора; 19 – сухарь; 20 – фиксатор; 21 – шестерня I передачи; 22 – роликовый подшипник; 23* – упорная шайба; 24* – втулка подшипника; 25* – шестерня V передачи; 26* – ступица скользящей муфты; 27* – скользящая муфта синхронизатора V передачи; 28* – упорная пластина.

С 23 по 28 отмечены детали пятиступенчатой коробки передач ВАЗ 2108.

У каждой из шестерён обязательно присутствует два зубца:

  1. Прямозубый.
  2. Косозубый.

Конструкции венцом с зубьями косой формы организуют постоянное сцепление для шестерён на первичном вале. Когда передача включается, возникает соединение синхранизаторных муфт с венцами, у которых зубья прямые. Это тоже часть такой конструкции, как механизм выбора передач на КПП.

Ремонт кулисы затрагивает другие детали. Передачи бесшумно переключаются друг на друга именно благодаря работе синхронизатора. На первичном и вторичном вале угловые скорости для шестерён постоянно выравниваются, чтобы добиться нужного результата. Первичные и вторичные валы сами содержат несколько элементов. Каждая схема ремонта КПП содержит упоминания о них.

  • У каждой шестерни есть зубчатый венец.
  • Фиксатор работает на пружинах.
  • Сухари с шариками в количестве трёх.
  • Два Кольца, отвечающие за блокировку.
  • Деталь муфты, которая может скользить.
  • Ступица, насаженная на шлицы вторичного вала.

Тюнинг КПП

Не всегда сервисные услуги СТО — вопрос необходимости устранения неисправностей коробки. Сегодня тюнинг КПП ВАЗ 2108 — обычное дело и практически модная «автотенденция». Заключается он в большинстве случаев в усовершенствовании узла, повышении его производительности. Чтобы машина даже при не слишком мощном двигателе ездила на приличной скорости, нужно правильно подобрать передаточные числа КПП ВАЗ 2108. Эта технология тюнинга трансмиссии пришла из автоспорта. В коробки современных ВАЗ 2108 мастера добавляют 6-ю передачу. Числа при этом подбираются в соответствии с моментными и мощностными характеристиками двигателя, размером колес, установленных на авто. Не планируете добавлять передачу, но хотите ездить с комфортом? Мастера СТО подберут спортивные ряды КПП ВАЗ 2108 в соответствии с характеристиками начинки конкретного авто. Это решит проблему разбалансировки трансмиссии, позволит реализовать полноценно потенциал двигателя машины.

Пошаговая инструкция по замене масла в КПП:

  1. Перед началом процедуры сливания отработки настоятельно рекомендуется прогреть ВАЗ 2109 до 70-80 градусов — данная процедура сделает масло более жидким, что позволит ему полностью вытечь из КПП.
  2. Также многие автолюбители уверяют, что с каждой заменой масла также необходимо прочистить сапун, что же, делается это не так сложно: на КПП следует снять резиновый колпачок, почистить его, прочистить сапун и надеть колпачок на место.
  3. Загоняем автомобиль на яму, эстакаду или поднимаем на подъемнике.
  4. Теперь следует залезть под автомобиль и поставить заранее приготовленную емкость под сливную пробку.
  5. Аккуратно откручиваем сливную пробку, чтобы не замазать себе маслом все руки.
  6. Ждем, пока стечет старая трансмиссионная жидкость, это может занять некоторое время, у вас есть время покурить.
  7. После того как стекла вся отработка следует закрутить обратно сливную пробку и вылезти из-под машины. Но, если у вас так называемая необслуживаемая коробка, которая не имеет щупа, то из-под автомобиля вылезать не стоит, новую трансмиссионную жидкость можно залить в заливное отверстие, которого располагается рядом со сливным, чтобы не перепутать, смотрите картинку:

Заливать масло в такую КПП можно только с помощью специального шприца или самодельной груши.

  • Теперь убираем щуп, для определения уровня масла, и в это отверстие вставляем воронку, в которую заливаем новую трансмиссионную жидкость.
  • Заливая масло следует контролировать его уровень с помощью щупа. Уровень должен располагаться между отметками максимум и минимум.
  • Вот и все, замена масла в КПП на ВАЗ 2109 окончена. После замены вы наверняка заметите, что скорости станут переключаться намного плавнее и сама коробка будет гораздо меньше шуметь.

    Не забывайте вовремя менять трансмиссионную жидкость в КПП и она отслужит вам верой и правдой долгие годы.

    Снятие коробки передач ВАЗ 2109

    Первым делом, необходимо снять брызговик и защиту картера двигателя (если установлена).

    слить масло с коробки, сорвать гайки приводов и колеса. Если снятие происходит на яме, необходимо поддомкратить и вывесить переднюю часть автомобиля на «козелках» или других надежных подставках. Обязательно нужно отключить клеммы аккумулятора. Следующий порядок таков:

    – снимаем трос сцепления

    отключаем трос спидометра;

    – на поднятом автомобиле, откручиваем шаровые опоры (рекомендуется открутить два болта крепления шаровой к «кулаку»);

    – срываем и снимаем левую продольную растяжку;

    – с помощью помощника, выдернуть привода из коробки – один натягивает монтировкой внутреннюю гранату

    (для предотвращения разбора привода в другом месте), второй резко дергает за колесо, выдергивая привод из коробки (после снятия одного привода, во избежание проворота и рассыпания дифференциала, необходимо вставить в коробку специальный стопор или старую гранату);

    – открутив центральные гайки приводов, снять их;

    отключить массовый провод

    и разъем датчика включения задней скорости

    от коробки, защитный кожух маховика снизу

    и отсоединить кулису переключения передач (предварительно наметив положение);

    – затем поочередно открутить четыре точки крепления коробки передач к двигателю;

    – обязательно необходимо зафиксировать двигатель, подперев его через гидравлический домкрат снизу, или вывесив, оперев на стаканы лонжерона;

    – придерживая коробку, открутить и снять все опоры («подушки») крепления КПП к кузову;

    – вдвоем с помощником, слегка пошатывая, попробовать отвести коробку в сторону от двигателя, ей необходимо около10 см для того, чтобы первичный вал вышел из диска и корзины сцепления;

    – при снятии следует соблюдать осторожность, и не повредить первичным валом лепестки корзины сцепления

    Виды трансмиссионного масла

    Сегодня автомобильные магазины предлагают широкий ассортимент трансмиссионных масел, и зачастую обычный автомобилист не может подобрать подходящий вариант для своего автомобиля, если не знает какую смазку заливать именно для его транспортного средства.

    Рассмотрим три самых популярных и актуальных вида масляных жидкостей, которые следует лить в коробку ВАЗ 2109:

    1. Синтетическое ТМ считается самым дорогим и наиболее эффективным среди конкурентов, но зачастую их приобретают для иномарок и дорогих моделей автомобилей;
    2. Полусинтетическое ТМ считается отличным вариантом для использования в коробке ВАЗ 2109, оно сравнительно недорогое и идеально выполняет свои функции;
    3. Минеральное ТМ хуже всех подходит для коробки передач, его редко используют, не смотря на дешевизну, так как такая смесь способна повредить шестерни коробки передач;

    Так же масляные жидкости различаются по цвету, плотности, морозостойкости и другим характеристикам. Лучше всего использовать только те рабочие жидкости, которые рекомендуются в инструкции по эксплуатации именно вашей модели автомобиля.

    Важно: Синтетические масла лучше всего подойдут при сильных морозах, полусинтетика хуже показывает себя при больших минусовых значениях температур, а минеральное вообще не способно выдерживать холод.

    Специалисты рекомендуют масло в коробку передач машины ВАЗ 2109 использовать следующих типов: GL-4, GL-4/5, GL-5. Отечественные компании производители выпускают масла ТМ-4 и ТМ-5, которые так же отлично подходят для девятки. Лучше всего в ВАЗ 2109 показало себя масло ТМ5-9М, оно способно прослужить вашей коробке передач до 80 тысяч километров пробега, что считается огромным значением, конкурентов у этого вида масляного состава нет. При этом вязкость масляной жидкости должна быть либо 75w-40, либо 80w-90. Температурные диапазоны подбираются в соответствии с вашим климатическим поясом.

    Лучше всего использование масел проверенных производителей и желательно чтобы с маркой были знакомы либо вы, либо ваши знакомые, друзья, родственники. Таким образом, вы избежите проблем и не наткнетесь на некачественный продукт, который со временем способен привести вашу коробку передач в полную непригодность.

    Ремонт коробки

    Потребоваться ремонт КПП ВАЗ 2108 может в нескольких случаях. Сигналом неисправности является нагрев элементов коробки, повышенный шум при работе узла, «выбивание» передачи на ходу. Тип и причину поломки позволяет определить диагностика. Самостоятельно осуществляемая водителем, она дает лишь приблизительные результаты. Например, повышенный шум в коробке на нейтралке может свидетельствовать как о недостатке масла либо отработке такового, так и износе подшипников, осевом смещении валов, повреждении зубьев шестерней. Устраняются неисправности доливанием масла (его заменой), заменой поврежденных элементов узла. Если в коробке затруднено переключение передач, это может свидетельствовать о неисправности механизма выбора, дефекте шарнира кардана, ослаблении креплений рычага, неправильной регулировке привода, неполном выключении сцепления. Решением проблемы станет качественная профессиональная диагностика, регулировка узла. При самопроизвольном выключении передач, включении таковых с хрустом, утечке масла из коробки машину также необходимо везти в сервис. Самостоятельный ремонт может быть малопродуктивен и недешев. Особенно если впоследствии ошибки доморощенного мастера придется исправлять слесарям на СТО.

    Как снять коробку передач?

    • комплект ключей;
    • отвёртки;
    • помощник;
    • wd-40;
    • доска или иное подвесное оборудование.
    1. Ставим автомобиль на эстакаду (яму) и снимаем защиту картера, отвернув 3 крепления.
    2. Далее нам нужно снять тросик сцепления от вилки выключения сцепления. Затем вытаскиваем его из кронштейна на коробке.

      С целью полного понимания для читателя, слайды относятся к пунктам 3-19 по порядку кроме 14 пункта, где нужно вывесить двигатель.

    3. Далее нужно снять колодку проводов от датчика скорости (ДС). Колодка закреплена пружиной, поэтому, для его снятия, сожмите пружинку.
    4. Откручиваем болт 1 крепления кронштейна модуля зажигания к нашей коробке передач. И болт под номером 2 и 3, показанные на рисунке.
    5. Залезаем под авто и находим колодку проводов датчика заднего хода. Отсоединяем её.
    6. Затем отворачиваем 2 болта крепления кронштейна реактивной тяги к коробке.
    7. Ослабляем хомут тяги переключения скоростей коробки передач. Вынимаем тягу от шарнира штока выбора передач, отодвинув её назад.
    8. Снимаем приводы колёс. Вставленную вместо одного из приводов заглушку привяжите веревкой или проволокой, чтобы она не выпала во время снятия коробки. Правый привод полностью можно не снимать. Отсоединяем его от коробки и подвешиваем в кузову, предварительно отведя в сторону.
    9. Чтобы коробку можно было снять без дополнительных трудностей, отворачиваем два болта левой шаровой опоры от поворотного кулака.
    10. Откручиваем нижнее правое крепление коробки передач к двигателю ( на рисунке под номером 1). Поддерживающий кронштейн (под цифрой2 на рисунке) нужно со шпильки.
    11. При необходимости достаточно всего лишь ослабить затяжку крепления кронштейна.
    12. Отворачиваем 3 болта крепления, снимаем крышку (под номером 1) картера (под номером 2) сцепления.
    13. Откручиваем болт левого нижнего крепления коробки передач.
    14. Вывешиваем двигатель при помощи доски или иного приспособления.
    15. Откручиваем гайку крепления левой опоры силового агрегата ( снизу автомобиля).
    16. Откручиваем 2 гайки крепления задней опоры силового агрегата к кузову.
    17. Откручиваем 2 болта крепления задней опоры силового агрегата к коробке передач, удерживая вторым ключом гайки от проворачивания, и снимите опору.
    18. Вставляя отвертку между картером сцепления и блоком цилиндров, сдвиньте коробку передач с направляющих втулок. При этом обязательно придерживайте ее.
    19. Сдвиньте коробку передач максимально назад, пропустив заднюю крышку коробки над растяжкой передней подвески (первичный вал должен выйти из сцепления). Если первичный вал не удается вывести из сцепления, отожмите двигатель в сторону. Опустив передний конец коробки, выньте ее из-под автомобиля.

    Устанавливать коробку передач нужно строго в обратном порядке. После установки нужно отрегулировать привод сцепления (Как отрегулировать привод сцепления?) и рычаг кпп, залить трансмиссионное масло.

    Сальник штока коробки переключения передач, вышедший из строя, становится причиной утечки масла из КПП. Замену сальника коробки ВАЗ 2108-2109 можно сделать двумя способами: с демонтажем коробки или на самом автомобиле. Дальше подробнее рассмотрим второй вариант.

    Установка

    Установка МКПП ВАЗ 2109 производится после устранения всех проблем и дефектов.

    Необходимо удостоверится в исправности всех узлов и деталей (диск сцепления, корзина, выжимной подшипник и так далее), проверить центровку комплекта сцепления, смазать шлицевое соединение первичного вала и фланца выжимного подшипника. При установке коробки переключения передач, необходимо воспользоваться помощью помощника и выполнить следующие действия:

    • двигатель, зафиксированный с помощью домкрата или растяжки, приспустить на 10-15 град;
    • поднять и вставить коробку до упора (недопустимо стягивание коробки и двигателя болтами, необходимо вручную добиться плотной посадки КПП вплотную к двигателю);
    • затянуть четыре основные точки крепления и установить опору КПП;
    • одеть и отрегулировать трос сцепления (педаль сцепления, должна находиться на 1 сантиметр выше тормозной педали);
    • установить и подключить стартер и датчик задней скорости;
    • поставить защиту маховика, трос спидометра и массовый провод;
    • подключить и отрегулировать механизм переключения передач (поставить по метке или поставить рычаг выбора передач, по «нейтрали», на первую скорость);
    • собрать ходовую часть (вставить привода, прикрутить шаровые опоры, установить растяжки);
    • опустить автомобиль на колеса, затянуть их и центральные гайки приводов (усилие 23 -25 кгм, примерно длинна рычага 1-1.5 м);
    • залить масло до уровня.

    Когда следует менять ТМ

    Разные специалисты имеют различные мнения по этому поводу, но большинство склоняется к тому, что масляные жидкости внутри автомобиля для кпп ваз 2109 следует менять каждые 30 000 километров пробега, либо раз в год. Но, конечно же, всё зависит от условий эксплуатации и дорог, по которым передвигается транспортное средство, так в щадящем режиме трансмиссионное масло может отлично прослужить на 50 000 километрах пробега.

    Качество рабочей масляной жидкости каждый автомобилист должен проверять постоянно, желательно не реже каждых 10 000 километров пробега. Если масло приобрело неприятный темный цвет, в его структуре просматриваются абразивные частицы, либо виден инородный осадок, то лучше произвести замену масляного состава. Так вы не только предотвратите поломку автомобиля, но и обезопасите своё передвижение в дороге.

    Специалисты обязуют всех автомобилистов производить замену рабочих масляных жидкостей внутри КПП ВАЗ 2109 при каждом ремонте коробки передач. Так вы сможете предотвратить загрязнение и эрозию новых деталей, а главное будете знать что переключение передач производится качественно.

    Замена масла в коробке передач ваз 2109 производится в несколько этапов:

    1. Проверка уровня смазочного материала, его качества, определение необходимости замены;
    2. Слить отработки из коробки передач автомобиля;
    3. Далее нужно влить в КПП 3 литра трансмиссонной жидкости;
    4. Проверка уровня смазки щупом;
    5. Залить масло для КПП до максимальной отметки на щупе.

    Так же производится замена и в АКПП. После того как замена рабочих жидкостей произведена, можно продолжить эксплуатацию транспортного средства

    Обратите внимание, что лучше всего производить замену в автосервисе, но в любом случае приобретать ТМ вам придется самостоятельно. Давайте рассмотрим, какие его виды подойдут именно для девятки.

    Когда нужно менять масло

    Для начала рассмотрим общие данные. Как известно, и в коробке передач, и в двигателе имеется специальный щуп. Это и есть тот инструмент, который помогает определять уровень смазки. Каждый водитель должен ежедневно проверять щуп и стараться поддерживать уровень ближе к верхней метке на шкале. Если уровень масла будет ниже отметки, не рекомендуется доливать новое. Этого делать нельзя. Нужно сразу же приступить к замене.

    Нижняя метка — это минимальный допустимый уровень масла и если он опустится ниже, то детали и узлы автомобиля будут недостаточно смазываться, а в итоге это приведет к поломке или выходу из строя двигателя или коробки передач

    Поэтому так важно наблюдать за уровнем смазки, своевременно за этим делом следить и т.д. Менять масло следует каждые 75 000 км пробега, как утверждает инструкция,но это не совсем так

    В условиях езды по нашим российским дорогам, сильной уплотненностью движения, плохим качеством топлива и по другим причинам, замена масла в коробке ваз 21083 и двигателе должна проводиться чаще. Особенно это касается замены масла в двигателе. Если в условиях городской езды сегодня не чередовать езду с частыми остановками и резкими стартами, можно легко попасть в аварию. Даже опытные водители, знающие о том, что такая езда плохо сказывается на узлах и механизмах автомобиля, вынуждены так делать. В итоге масло теряет свои качества довольно быстро и требует замены.

    Как снять коробку на ваз 2109 самостоятельно: инструкции, фото и видео

    Процесс снятия КПП на ВАЗ 2109

    Для исправной работы любого автомобиля необходимо регулярно следить за его техсостоянием. Порой нужно снять коробку передач, например, при капитальном ремонте самой КПП, замене в ней сальников или если она мешает добраться до каких-либо деталей при ремонте машины. В статье описано, как снять коробку на ВАЗ 2109, а также прилагается видео, в котором можно увидеть все этапы процесса.

    Пошаговая инструкция

    Водители, которые не хотят возиться со своим автомобилем пользуются услугами СТО. Процедура снятия коробки переключения передач может быть выполнена своими руками. Правда, для ее проведения понадобится помощник.

    Что понадобится?

    Для проведения работ с КПП автомобиль нужно загнать на смотровую яму, поднять с помощью подъемника или установить на эстакаду. Перед тем как начать процесс снятия КПП с ВАЗ 2109 необходимо слить из нее масло.

    Для снятия коробки передач потребуется:

    • набор ключей;
    • монтировка;
    • для слива масла емкость объемом около 5 литров.

    Выполнять процедуру рекомендуется с помощником.

    Процедура снятия коробки переключения передач на ВАЗ 2109 включает следующие этапы:

    1. Перед проведением работ автомобиль нужно обесточить — отсоединить минусовую клемму на аккумуляторе.
    2. Далее снимается защита с картера двигателя. Для этого откручиваются винты, с помощью которых она крепится к кузову.
    3. Провод «массы» нужно снять со шпильки путем открутив удерживающий его болт.
    4. Далее освобождаем трос привода сцепления путем ослабления гаек на наконечнике тросика привода сцепления. А затем снимаем его с рычага сцепления.

    Отсоединение тросика сцепления

  • Следующий этап — отсоединение от стартера колодки , подводящей питающие провода.
  • Далее следует отвернуть гайку и снять силовой кабель, идущий к аккумулятору, со шпильки.
  • Для отсоединения стартера от корзины сцепления откручиваются три крепежные гайки. Снятие стартера

    Аккуратно потянув стартер на себя, необходимо извлечь его из-под капота.

  • Для выполнения дальнейших работ нужно переместиться под автомобиль. Отсоединяется тяга привода переключения скоростей от наконечника шарнира путем ослабления затяжки хомута.
  • Затем отсоединяется датчик заднего хода.

    Отключаем разъем света заднего хода

  • Открутив крепежную гайку, отсоединяют трос от привода спидометра.
  • Следующий этап — работа с растяжками. Снимать их не нужно, достаточно просто ослабить гайки их крепления к рычагам подвески.
  • Затем, отворачиваются болты крепления кронштейна к кузову машины или гайка, благодаря которой крепятся растяжки к кронштейну, растяжки нужно развести в стороны, чтобы они не мешали.
  • Далее вынимается шплинт гайки, с помощью которой крепится шаровая к поворотному рычагу и откручивается крепежная гайка шаровой.
  • Теперь с помощью съемника выпрессовывают палец шарового шарнира из поворотного рычага стойки.
  • Затем отсоединяются рулевые наконечники от поворотных кулачков.
  • На следующем этапе, используя небольшую монтировку в качестве рычага, нужно упереться одним из ее концов в шарнир привода и вытолкнуть гранату из коробки.
  • Сняв привод, на его место нужно установить техзаглушку, можно воспользоваться старой гранатой. Теперь можно приступать к снятию второго. Если не поставить заглушку и начать снимать второй привод, то могут сместиться шестерни дифференциала, находящиеся внутри коробки, которые потом будет сложно установить из-за того, что хвостовики гранат не смогут попасть на свои места.
  • Далее откручиваются крепежные болты и снимается щиток. Снимаем щиток

    После этого следует ослабить винты и гайку, благодаря которым скреплены картер сцепления и блок цилиндров.

  • На следующем шаге фиксируется двигатель в подвешенном состоянии. Это необходимо сделать, так как при снятии КПП ВАЗ 2109 отворачиваются крепежные болты опор силового агрегата. Для этого на передние крылья устанавливается надежный деревянный брус, на котором будет висеть двигатель. Предварительно на крылья следует настелить материал для защиты лакокрасочного покрытия, а под брус подложить опорные бруски из дерева в районе опор передних стоек.
  • Далее с помощью прочной веревки или проволоки подвешивается двигатель.

    Подвешиваем двигатель
    Теперь нужно открутить гайки, удерживающие заднюю опору агрегата.

    Откручиваем крепеж левой опоры

  • Отвернув гайку, следует вынуть болт левой опоры двигателя.
  • Затем отворачивают крепленые гайки мотора к КПП и снимают опору.
  • Далее необходимо окончательно отвернуть все крепежные элементы с другой стороны коробки передач. Затем следует снять коробку с автомобиля, потянув ее на себя. При этом нужно действовать аккуратно, чтобы не поломать корзину сцепления.
  • Процедура снятия КПП на ВАЗ 2109 своими руками завершен. Далее можно продолжать ремонтные работы.

    Видео «Снятие КПП»

    В этом видео показан поэтапный процесс снятия коробки передач.

    Пошаговое снятие коробки передач ВАЗ-2109

    Лицам, пользующимся ВАЗ-2109, следует знать, как осуществляется снятие с нее коробки передач. Данная процедура в реальности требуется нечасто. Возникает необходимость демонтажа рассматриваемого элемента при:

    • ремонте сцепления;
    • ликвидации течи сальника двигателя или самой КПП;
    • замене выжимного подшипника и пр.

    Пошаговая инструкция

    Коробка передач весит относительно немного – 27 кг, однако своими руками снять ее все же нелегко, потому пригласите помощника. Все работы производятся после установки машины на рампе или над ямой. Дополнительно автомобиль еще необходимо поднять на домкрате и установить на опоры, чтобы колеса оказались в воздухе.

    Удалите, прежде всего, брызговик, защиту кратера мотора и отключите АКБ. Далее:

    • слейте масло из КПП;
    • сорвите гайки с колес и приводов;
    • снимите тросики сцепления и еще – спидометра;
    • отсоедините все шаровые опоры скрутив болты, удерживающие их на кулаках;
    • демонтируйте продольную стяжку;
    • выдерните все приводы, входящие в КПП (понадобится помощь товарища), снимите центральные гайки и полностью уберите их;
    • отключите и вытащите стартер.

    После этого остается отсоединить кулису переключения передач и саму коробку от двигателя (она удерживается четырьмя гайками). Но перед данным действием в обязательном порядке силовой агрегат необходимо зафиксировать.

    Его либо вывешивают, оперевшись на лонжерон (а точнее, на его стаканы) или подпирают снизу домкратом.

    КПП нужно еще отсоединить от опор кузова, и лишь тогда ее можно снять. Делается это таким образом: коробку немного раскачивают и отодвигают от мотора на 10 см – этого хватит для того, чтобы вал первичный покинул диск и корзинку сцепления. Дабы не повредить последнюю, необходимо действовать очень осторожно.

    Коробку передач устанавливают на место после того, как все связанные с ней проблемы и неисправности устраняются в полной мере.

    Перед процессом обратной сборки следует:

    • убедиться, что все элементы, затронутые процессом демонтажа исправны;
    • проверить у сцепления центровку;
    • обновить смазку на шлицах фланцев подшипника выжимного и первичного вала.

    При установке КПП на автомобиль используется следующая схема:

    • силовой агрегат приспускается на домкрате либо растяжке с уклоном в 15 градусов;
    • саму коробку поднимают и вставляют до упора (не пытайтесь стянуть мотор и КПП болтами пока она плотно не усядется на определенное ей место);
    • затянуть все четыре крепящих КПП к двигателю элемента;
    • установить под нее «подушки» (опоры);
    • прицепить тросик сцепления и отрегулировать его натяжение (ее педаль в норме располагается на сантиметр выше тормоза);
    • вернуть на место ранее снятый стартер вместе с датчиком задней скорости;
    • установить защитный корпус маховика;
    • прикрутить тросик спидометра и провод массы;
    • произвести подключение механизма переключающего передачи – его рычаг выставляется по меткам, сделанным при демонтаже;
    • собрать привода, установить шаровые опоры, стяжки;
    • поставить машину на колеса затянуть на них болты;
    • закрутить гайки приводов;
    • залить свежее масло.

    Замена коробки передач на ВАЗ 2109

    Даже если следовать всем инструкциям, которые можно найти в руководстве по эксплуатации и ремонту авто, замена коробки передач ВАЗ 2109 производится непросто. Причина в том, что снятие КПП требует многих поэтапных действий по разборке-сборке систем и узлов автомобиля.

    Если вы решите обратиться на СТО, коробку передач снимут буквально за один час, но стоимость вас не порадует (снятие-установка КПП переднеприводных авто в среднем по СТО 1500-2000 р.). Следует также отметить, что автонормы от завода производителя по снятию КПП ВАЗ 2109 составляют 4,2 часа, а своими руками на выполнение этой задачи, скорее всего, понадобится целый день, а то и два.

    Признаки неисправности КПП ВАЗ 2109

    • шум в коробке передач;
    • затруднённое переключение передач;
    • самопроизвольное выключение передачи;
    • «треск» в момент включения передачи;
    • повышенный шум при выключении сцепления.

    Следует помнить, что коробка передач ВАЗ 2109 (она же ВАЗ 2108 и всего остального семейства) весит прилично от 32,7 до 33 кг. Железяка увесистая. И если ещё учесть, что снимать коробку надо с уровня выше головы, то свои силы стоит рассчитать, особенно если вы работаете один. Нужно заранее подготовить место для коробки так, чтобы не пришлось подымать КПП со дна смотровой ямы.

    Замена КПП ВАЗ 2109

    Для замены коробки ВАЗ 2109 понадобятся:

    • ключи на 8, 10, 13, 15 мм;
    • динамометрический ключ, торцовая головка на 13мм;
    • домкрат;
    • ёмкость для слива масла;
    • место для ремонта (смотровая яма или эстакада);
    • отвёртка плоская.

    Установку коробки передач проводите в порядке, обратном снятию, затягивая болты и гайки правильными моментами, с учетом следующего:

    • перед соединением валов приводов колес с полуосевыми шестернями, убедитесь в том, что стопорные кольца на внутренних шарнирах заменены новыми. Это очень важно, так как при установке старых колец возможно самопроизвольное разъединение приводов колес и полуосевых шестерен при движении автомобиля;
    • перед установкой коробки передач нанесите тонкий слой трансмиссионного масла на шлицевой конец первичного вала и смазку ШРУС-4 на наружную поверхность направляющей втулки муфты подшипника выключения сцепления. Затем отцентрируйте ведомый диск сцепления оправкой А.70081.

    После установки коробки передач отрегулируйте полный ход педали сцепления и привод управления механизмом переключения передач в следующем порядке:

    • действуя снизу автомобиля, при ослабленном стяжном болте хомута тяги установите шток в нейтральное положение;
    • приподнятом декоративном чехле установите рычаг переключения передач так, чтобы его нижняя часть расположилась перпендикулярно полу кузова, а рукоятка находилась от правого сидения на расстоянии, равном 1/3 расстояния между сидениями. В этом положении затяните гайку стяжного хомута. Затем залейте в коробку передач рекомендуемое масло.

    При соединении привода переключения с коробкой передач следите, чтобы не произошло перекрутки или деформации гофров защитного чехла. Установка рычага переключения передач в требуемое положение.

    Какую коробку передач ставить на ВАЗ 2109?

    Оригинальный номер 21150-1700012-10, средняя цена 19890 руб.

    Заезжаем на яму и ставим на ручник. Отсоединяем «минус» от АКБ и от тягового реле стартера.

    снятие и установка коробки передач на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

    Установите автомобиль ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 на подъемник или смотровую канаву. Поднимите капот и зафиксируйте капот в этом положении. Перед снятием коробки передач с автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 отсоедините провод от клеммы «-» аккумуляторной батареи, а также слейте масло из коробки передач.

    ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
    Снимать коробку передач с автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 удобнее вдвоем с помощником.

    1. Отверните болты крепления и снимите защиту картера.

    2. Отверните болт и отсоедините провод «массы» от картера сцепления.

    3. Ослабьте затяжку гаек на наконечнике троса привода выключения сцепления.

    4. Снимите наконечник троса с рычага привода выключения сцепления.

    5. Отсоедините колодку с проводом от вывода тягового реле стартера.

    6. Отверните гайку крепления и отсоедините провод от контактного болта тягового реле стартера.

    7. Отверните три гайки (третья с другой стороны стартера) крепления и снимите стартер.

    8. Ослабьте затяжку хомута и отсоедините тягу привода переключения передач от наконечника шарнира.

    9. Отверните гайку крепления и отсоедините трос от привода спидометра.

    10. Отсоедините колодку с проводом от выключателя света заднего хода.

    11. Ослабьте затяжку гайки крепления растяжки к рычагу подвески.

    12. Отверните гайку крепления растяжки к кронштейну или три болта крепления кронштейна к кузову автомобиля и разведите левую и правую растяжки в стороны.

    13. Выньте шплинт гайки крепления шарового шарнира рулевой тяги к поворотному рычагу.

    14. Отверните гайку крепления шарового шарнира рулевой тяги.

    15. С помощью съемника выпрессуйте палец шарового шарнира рулевой тяги из поворотного рычага стойки.

    16. Отверните два болта и отсоедините шаровой шарнир рычага подвески от поворотного кулака.

    17. Выдавите монтировкой из коробки передач хвостовик одного из внутренних ШРУСов привода передних колес и отведите его в сторону.

    18. Вставьте вместо него технологическую заглушку (например, старый внутренний ШРУС). После этого отсоедините второй ШРУС.

    19. Отверните три болта крепления и снимите щиток картера сцепления.

    20. Ослабьте затяжку трех болтов и гайки крепления картера сцепления к блоку цилиндров.

    21. Положите на фланцы крыльев в районе опор передних стоек подходящие деревянные опорные бруски и установите на них брус для вывешивания двигателя.

    ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
    Брус должен опираться только на фланцы крыльев!

    22. Прицепите двигатель за рым к брусу длинным болтом с крюком. Для этого также можно воспользоваться прочной веревкой или проволокой.

    23. Отверните две гайки крепления задней опоры двигателя к кузову автомобиля.

    24. Отверните гайку и выньте болт левой опоры двигателя.

    25. Отверните три гайки крепления левой опоры двигателя к коробке передач и снимите опору.

    26. Окончательно отверните три болта и гайку (с другой стороны коробки передач). При снятии коробки передач с автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099, сначала отведите коробку передач от двигателя в горизонтальной плоскости, чтобы вывести первичный вал из сцепления. Не повредите при снятии лепестки диафрагменной пружины сцепления.

    ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
    Перед установкой коробки передач на автомобили ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 рекомендуется смазать шлицы первичного вала и наружную поверхность направляющей втулки выжимного подшипника выключения сцепления тонким слоем консистентной смазки. Отцентрируйте ведомый диск сцепления специальной оправкой (см. «Ремонт сцепления»).

    Установите на автомобиль ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 коробку передач в обратном порядке с учетом следующего.
    1. Моменты затяжки резьбовых соединений см. в приложении 1.

    2. При подсоединении приводов передних колес к коробке передач замените стопорные кольца на шлицевых концах внутренних ШРУСов. Иначе есть вероятность отсоединения приводов от коробки передач во время движения.

    3. Окончательно затягивайте гайку крепления растяжки к рычагу при нагруженной подвеске, когда автомобиль ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 стоит на земле.

    Коробка передач ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 (вид снизу):
    1 — коробка передач; 2 — задняя опора двигателя; 3 — пробка маслосливного отверстия; 4 — тяга привода переключения передач;
    5 — двигатель; 6 — внутренние ШРУСы; 7 — выключатель света заднего хода; 8 — левая опора двигателя; 9 — растяжка

    Как снять коробку на ВАЗ-2109 своими руками: подробная инструкция

    При замене сцепления необходимо знать, как снять коробку на ВАЗ-2109. Без этого невозможно ремонтировать корзину и диски сцепления, а также произвести ремонт коробки передач. На «девятках» можно снять коробку, не используя эстакаду или смотровую яму. Установить ее можно тоже без таких удобств. Но потребуется сноровка, так как все работы выполняются в этом случае немного сложнее. Обязательно нужно обзавестись инструментами, желательно иметь под рукой хороший набор ключей.

    Подготовительные работы

    Перед тем как снять коробку на ВАЗ-2109, необходимо подготовить автомобиль к демонтажу. Для этого:

    1. Полностью отключаете аккумуляторную батарею и снимаете ее.
    2. Под левую сторону устанавливается домкрат.
    3. Ослабляете болты, которыми закреплены колеса.
    4. Расконтрите гайку крепления внешнего ШРУСа и ослабьте ее затяжку.
    5. Поднимаете левую сторону и полностью снимаете колесо с автомобиля.
    6. Установите под картером коробки передач емкость не менее 5 л.
    7. Слейте масло из коробки передач. Оцените его состояние, при необходимости впоследствии залейте свежее.

    На этом подготовительные работы окончены, можно приступать к демонтажу элементов, которые будут мешать снятию коробки передач.

    Разборка левого привода

    Перед тем как снять коробку на ВАЗ-2109, обязательно нужно разобрать левую часть подвески. Дело в том, что левый привод будет мешать при сдвигании коробки. Поэтому нужно освободить пространство для маневров:

    1. Ключом на «17» выкручиваете два болта, которыми крепится обойма шаровой опоры к поворотному кулаку ступицы.
    2. Плоскогубцами необходимо вытянуть шплинт из отверстия в рулевом наконечнике, после чего выкрутить гайку ключом на «19».
    3. Установив съёмник на наконечник, необходимо извлечь палец из отверстия кулака.
    4. Уведите в сторону тормозной шланг.
    5. После этого нужно полностью выкрутить гайку на внешнем ШРУСе.
    6. Потяните всю стойку на себя, чтобы привод упал на землю.

    Шестой пункт можно не делать, достаточно только лишь извлечь внутреннюю гранату из коробки передач. А вот правая граната извлекается только после того, как будет сдвинута коробка в сторону. Своими руками снять коробку ВАЗ-2109 несложно, достаточно соблюдать последовательность всех действий.

    Окончательная разборка

    Затем необходимо произвести следующие манипуляции:

    1. Снимите стартер, предварительно отключив от него два провода.
    2. Выкрутите при помощи ключа на «13» минусовой провод, закреплённый на коробке передач.
    3. Ослабьте крепление тросика сцепления и снимите его.
    4. Выкрутите трос привода спидометра.
    5. Установите под коробку передач опору, можно использовать обычный домкрат.
    6. Отсоедините от кулисы рычаг.
    7. Полностью снимите подушки, которыми крепится коробка передач к кузову автомобиля.
    8. Если необходимо снять двигатель с коробкой ВАЗ-2109, то потребуется вывешивать его.

    Вот и всё, теперь коробка передач держится только лишь тремя болтами и одной гайкой на катере двигателя.

    Как полностью снять коробку?

    После завершения всех предыдущих действий вам потребуется выкрутить ключами на «19» три болта и одну гайку, которыми крепится коробка передач к катеру двигателя. Не опасайтесь, коробка после выкручивания этих резьбовых соединений не упадёт. Ее придётся отстыковать, используя монтажные лопатки.

    Аккуратно, стараясь не повредить элементы картера, отодвигайте коробку передач от двигателя. Все работы лучше всего проводить на эстакаде или смотровой яме, но если таких удобств у вас нет, то достаточно вывесить переднюю часть автомобиля. Обязательно вместо одного из внутренних ШРУСов установите в отверстие отрезок трубы. В противном случае может разрушиться механизм дифференциала, придется полностью разбирать и ремонтировать коробку. После того как первичный вал коробки передач сойдёт со шлицов, можно будет опустить КПП на землю. При этом вам открывается полный доступ к механизму сцепления, который установлен на маховике коленчатого вала.

    Установка коробки

    Процедура установки выполняется в обратном порядке. Обязательно очистите от загрязнений картер коробки передач. Вам необходимо выполнить следующие действия:

    1. Поднять коробку передач, чтобы первичный вал был примерно по центру маховика. Одновременно с этим нужно установить правую гранату в отверстие.
    2. Установить первичный вал в отверстии маховика. При необходимости можно прокрутить его, чтобы он установился на шлицы.
    3. Притянуть картер коробки передач к двигателю как можно ближе. Делайте это как можно равномернее, чтобы не шла КПП наперекос.
    4. Наживить три болта и гайку крепления коробки передач.
    5. Установить левый внутренний ШРУС в отверстие.
    6. Поставить на место подушки, кулису, стартер, подключить все провода.
    7. Установить на свои места тросы сцепления и привода спидометра.

    После этого можно собрать левую сторону подвески, установив на место шаровую опору и закрепив ее двумя болтами. На поворотный кулак наденьте рулевой наконечник и закрутите гайку. Зафиксируйте ее при помощи шплинта. Затяжку ступичной гайки необходимо производить только после того, как установите автомобиль на колёса. Вот как снять коробку передач на ВАЗ-2109, процедура несложная, но нужна сноровка – процесс может затянуться на пару дней, если нет опыта.

    Источник http://portal-mashin.ru/lada/zamena-korobki-peredac-lada-2108i-vaz-2108i.html
    Источник http://carwin-motors.ru/raznoe/kak-snyat-korobku-na-vaz-2109-samostoyatelno-instruktsii-foto-i-video.html

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: