Сборка сцепления ямз 236

Сборка сцепления ямз 236

Устройство и принципы работы механизма сцепления МАЗ

Сцепление МАЗ — это механизм, необходимый для стабильной работы трансмиссии. Оно передает тяговое усилие на маховик мотора ЯМЗ.

Устройство и принципы работы

Конструкция сцепного механизма включает в себя такие элементы, как:

  • маховик;
  • гидравлический усилитель руля;
  • накладки;
  • пружинное устройство, прижимающее диск к корпусу маховика;
  • вилка выключения сцепления, привод выключения сцепления;
  • муфта нажимного типа;
  • вал педали сцепного устройства;
  • нажимной диск;
  • двухдисковое или однодисковое лепестковое устройство;
  • выжимной подшипник;
  • защитный кожух;
  • ведущий вал трансмиссии.

  1. Когда водитель нажимает на педаль, начинает проворачиваться вал.
  2. Между вилкой и муфтой нажимного типа образуется зазор.
  3. Муфта вместе с подшипником начинает перемещаться, из-за чего подшипник оказывает давление на внутреннее кольцо рукоятки.
  4. Рукоятка отводит нажимной диск от ведомого диска.
  5. Пружинный механизм сжимается, из-за чего диск смещается к маховику силового агрегата.
  6. Шлицы ведомого диска перемещаются к шлицам первичного вала КПП.

Как проводится ремонт

Основные неисправности и способы их устранения:

  1. Механизм сцепления пробуксовывает. Это может быть связано с отсутствием свободного хода педали, заеданием поршневой части, износом фрикционных накладок. В этом случае рекомендуется отрегулировать свободный ход педали, при помощи керосина прочистить все цилиндрические элементы и клапаны, заменить поврежденные накладки и цилиндры.
  2. Сцепление ведет или не полностью выключается. Такая неисправность может быть вызвана неверно отрегулированной длиной штока цилиндра, недостаточным уровнем давления воздуха в пневматической системе, нарушением герметичности манжета поршневой части, выходом из строя оттяжных рычагов. Следует заново отрегулировать длину штока, осмотреть пневматическую систему и при необходимости устранить негерметичность, промыть цилиндры, заменить все поврежденные и износившиеся детали.
  3. Педаль не возвращается в первоначальное положение. Рекомендуется отрегулировать зазор между задней крышкой и стопорным кольцом, заменить износившиеся клапаны, передвинуть держатель пружинного механизма ближе к тяге, устранить дефекты тяг, очистить и смазать цилиндрические элементы системы.

Как заменить

Замена сцепления выполняется в несколько этапов:

  • демонтаж;
  • разбор;
  • сборка;
  • установка.

Как снять

Для того чтобы демонтировать механизм сцепного устройства, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Установить транспортное средство на специальную платформу или смотровую яму.
  2. Демонтировать аккумуляторную батарею.
  3. Снять воздушный фильтрующий элемент.
  4. Убрать брызговики мотора, которые находятся в нижней и боковой части отсека силового агрегата.
  5. Демонтировать поперечину переднего подвесного механизма.
  6. Убрать привод передних ведущих колес.
  7. Слить масляную жидкость.
  8. Отсоединить датчик скорости при помощи отвертки.
  9. Снять выключатель заднего хода.
  10. Убрать держатель моторного жгута.
  11. Открутить крепежные болты и снять картер стартера.
  12. Отсоединить от кронштейна коробки передач опоры двигателя.
  13. Сдвинуть сцепление назад.
  14. Демонтировать первичный вал механизма.
  15. Открутить крепежные болты с кожуха сцепного механизма. Болты отворачивают по очереди, в 2-3 приема.
  16. Демонтировать нажимной диск вместе с кожухом.

Сборка

Этапы сборки механизма сцепления:

  1. Собрать ведомый диск. Для этого необходимо прикрепить к пластичному пружинному устройству фрикционные накладки.
  2. Собрать нажимной диск. Нужно смазать ролики специальной жидкостью, заложить их в отверстие оттяжных рукояток, вставить рычаг в паз, который находится на диске нажимного типа, установить палец. Присоединить к рычагам опорные вилки и зашплинтовать.
  3. Собрать нажимной диск с кожухом. Это необходимо делать под прессом, который сможет сжать пружины и вкрутить болты в опорные вилки. Под пресс кладут диск ведомого типа, сверху — нажимной диск. На специальные выступы устанавливают теплоизолирующие шайбы и сами пружинные механизмы. Прижимают кожух при помощи пресса и закручивают крепежные болты.
  4. Установка дисков в картер сцепного механизма.

Порядок действий во время установки сцепления:

  1. Установить диск ведомого типа так, чтобы удлиненный конец ступицы был направлен в сторону маховика.
  2. Установить ведущий дисковый элемент со штоками.
  3. Установить второй ведомый диск, у которого удлиненный конец ступицы будет направлен в сторону коробки передач.
  4. Установить нажимной диск.
  5. Присоединить к конструкции разрезанные регулировочные кольца.
  6. Установить упорные планки, закрепить их при помощи кожуха.
  7. Установить механизм сцепления на маховик, проверить зазор между упорными кольцами и шайбами, включив механизм сцепления.

Как поставить диски

Многих водителей интересует, как устанавливается диск сцепления на МАЗе.

Для того чтобы поставить диски сцепления, необходимо:

  1. Отсоединить карданный вал.
  2. Демонтировать с колес тормозной барабан и колодки.
  3. При помощи гаечного ключа открутить крепежные элементы с полуосей и вытянуть их.
  4. Открутить винты, регулирующие положение фланца карданного вала и редуктора.
  5. Отключить контакты проводов датчика, который отвечает за включение фар заднего хода.
  6. При помощи гаечного ключа на 12 открутить крепежные винты с защитного кожуха механизма сцепления.
  7. Демонтировать кожух.
  8. При помощи небольшого лома отодвинуть корпус коробки передач от силового агрегата.
  9. Убрать корзину с маховика.
  10. Зафиксировать маховик.
  11. Снять поврежденные дисковые элементы и заменить их на новые. Ведомый диск сцепления должен быть направлен в сторону КПП, а нажимной ставится так, чтобы ступица была направлена в сторону мотора.
  12. Собрать сцепной механизм, выполнив все действия в обратном порядке.

Обслуживание

Техническое обслуживание данного механизма выполняется следующим образом:

  1. Проводят внешний осмотр педали, при необходимости регулируют ее свободный ход.
  2. Прокачивают гидравлический привод.
  3. Проводят диагностику крепежных элементов картера, при необходимости затягивают гайки.
  4. Проводят внешний осмотр оттяжного пружинного устройства, смазывают подшипники и гидравлическую муфту.
  5. Проверяют работоспособность выключателя сцепления и втулки валика.
  6. Осматривают на износ и наличие повреждений вилки и педали сцепного механизма.
  7. Проверяют работу механизма путем переключения передач транспортного средства на месте и во время разгона.
  8. Устраняют неправильно выставленные промежутки между опорными кольцами и шайбами.
  9. Устраняют негерметичность системы и смазывают все цилиндрические элементы специальной жидкостью.
  10. Проверяют зазор между штоками и поршневой частью главного цилиндрического устройства.

Как провести регулировку

Действия при регулировке сцепления МАЗ:

  1. Отрегулировать свободный ход педали. Для этого нужно поставить ногу на педаль и выжать газ до упора. Если требуется, то уменьшить или увеличить ход данного устройства.
  2. Отпустить педаль и измерить расстояние до нижней отметки сцепного механизма.
  3. Наибольшая амплитуда хода не должна превышать 16 см.
  4. Затянуть все крепежные элементы.
  5. Измерить свободный ход педали.

После того как водитель отрегулировал сцепной механизм, необходимо выполнить регулировку корзины сцепления МАЗ:

  1. Установите транспорт на специальную платформу.
  2. Открутите крепежные болты, которые соединяют коробку передач и кузов автомобиля.
  3. Демонтируйте коробку передач.
  4. Открутите винты диска нажимного типа и демонтируйте его.
  5. Проведите осмотр корзины и замените поврежденные и износившиеся детали.
  6. Отрегулируйте расположение лапок.
  7. При помощи регулировочной рукоятки установите лапки в положения, которые показаны в руководстве пользователя по ремонту МАЗа.
  8. Затяните все крепежные винты до упора.
  9. Соберите механизм, повторив все действия в обратном порядке.

Как прокачать сцепление на МАЗе

Прокачка сцепления необходима, когда плохо переключаются передачи или в гидравлическую систему попал воздух.

Перед началом процедуры рекомендуется заполнить бак гидравлического привода рабочей жидкостью до отметки 1-1,5 см. Удалить с клапанов цилиндра выпускного типа все загрязнения, снять защитный кожух, убрать колпак с верхней части главного цилиндра и надеть на нее специальный шланг для прокачки.

Постепенно необходимо опускать свободный конец шланга в рабочую жидкость, залитую в гидравлический привод, слегка надавливая на педаль сцепного механизма. Между нажатиями должен быть интервал 1-2 секунды. Всего необходимо сделать 4 надавливания.

При первом нажатии педаль должна быть погружена в жидкость, в это время необходимо отвернуть клапан на пол-оборота. Во время 2, 3 и 4 — прокачиваются все механизмы системы. Когда пропадут пузырьки, нужно прекратить нажимать на педаль. Если во время процедуры уровень рабочей жидкости снижается на 2/3, необходимо восполнить недостающий объем.

Регулировка сцепления ЯМЗ 238

Сцепление ЯМЗ 238 – это сухое двухдисковое сцепление фрикционного типа цилиндрические пружины у механизма имеют периферическое расположение. Мощность двигателя и собственно конструктивные особенности механизма очень часто приводят к тому, что неправильно настроенное сцепление запросто может выйти из строя. Дабы избежать поломки, необходимо с периодичностью как минимум раз в полгода проводить диагностику и регулировку сцепления ЯМЗ 238. Каждый раз, приступая к ТО сцепления необходимо придерживаться строгой последовательности, дабы не упустить ничего важного и вовремя заметить неполадку: 1. Первым делом следует проверить и в случае необходимости отрегулировать свободный ход муфты, отвечающей за включение сцепления (зазор должен составлять 3,2–4 мм). 2. Далее, необходимо проверить механизм на отсутствие ведения. (проверка производится при заведенном двигателе на первой передаче и с выключенным сцеплением). 3. В случае если выяснить, что значение далеки от предельной нормы – выход один, регулировка сцепления ЯМЗ 238. 1. Начинать регулировку следует с измерения свободного хода педали сцепления. Для ЯМЗ 238 он должен составлять от 34 до 43 мм. Проверять значение следует с помощью линейки, спустив воздух из пневмосистемы. Итак, если, что-то не в порядке приступаем к регулировке. Однако прежде все-таки убедитесь, зазор между торцом задней крышки корпуса клапана и стопорным кольцом в пределах нормы – 3,5+0,2 мм. При необходимости отрегулируйте и его. 2. Далее, необходимо обязательно отрегулировать зазор от второго ведомого диска до упорного кольца оттяжных рычагов. (он должен быть в пределах 64 мм). 3. Далее, регулируем и зазор упорным кольцом и подшипником муфты включение механизма ЯМЗ 238. Здесь значения колеблются в рамках 3,6 мм. Обратите внимание, что полное отсутствие этого зазора может привести к поломке нажимного подшипника и неисправности в работе ведомого диска. ➤ При сборке нажимного диска с кожухом в сборе отрегулировать положение упорного кольца. Эту регулировку производить в приспособлении, имеющем установочный размер 27±0,1 мм (рис. 1) регулировочными гайками 6 оттяжных рычагов при фиксированном положении кожуха и нажимного диска. Регулировкой обеспечить размер «В», равный 64±0,1 мм, при этом упорные поверхности всех четырех оттяжных рычагов 5 должны одновременно касаться упорного кольца 4. Перекос упорного кольца приведет к неравномерному отходу нажимного диска при выключении сцепления или ненормальной его работе. После регулировки положения упорного кольца регулировочными гайками 6 установить стопорные 7 и опорные 8 пластины регулировочных гаек. Завернуть все восемь болтов крепления стопорных и опорных пластин, установив пружинные шайбы под головки болтов. В случае использования нажимного диска с кожухом в комплекте с ведомыми дисками после ремонта, на которых установлены фрикционные накладки толщиной 4,15 мм, при регулировке положения упорного кольца размер «В» установить равным 67±0,1 мм. Рис. 1. Приспособление для сборки нажимного диска с кожухом в сборе: 1 — подставка; 2 — направляющий штифт; 3 — болт крепления кожуха; 4 — упорное кольцо оттяжных рычагов; 5 — оттяжной рычаг; 6 — регулировочная гайка; 7 — стопорная пластина; 8 -опорная пластина; 9 — нажимной диск. С целью предотвращения повышенного износа деталей сцепления и возможных его отказов при эксплуатации автомобилей обеспечить следующее: 1. Трогание с места осуществлять с минимальной возможной частотой вращения коленчатого вала двигателя; при этом в коробке передач должна быть включена 1-я или 2-я передача в зависимости от нагрузки автомобиля и дорожных условий. 2. Регулирование скорости автомобиля с помощью пробуксовки сцепления не допускается. 3. После трогания автомобиля с места не держать ногу на педали сцепления. 4. Не допускать эксплуатацию автомобиля с неисправным и не отрегулированным приводом выключения сцепления. Регулировку привода выключения сцепления на автомобиле производить в соответствии с указаниями руководства по эксплуатации автомобиля. 5. При эксплуатации автомобилей и других транспортных средств в тяжелых дорожных условиях, особенно после многократных троганий с места при преодолении препятствий движению, проверять наличие свободного хода муфты выключения сцепления. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ФРИКЦИОННОГО, СУХОГО ДВУХДИСКОВОГО СЦЕПЛЕНИЯ ЯМЗ-236К, ЯМЗ-238 В эксплуатации периодически проводить регулировку свободного хода муфты выключения сцепления. Свободный ход муфты выключения сцепления регулировать изменением длины тяги механизма выключения или длины штока цилиндра усилителя в зависимости от конструкции механизма выключения сцепления. Свободный ход муфты выключения, определяемый зазором между упорным кольцом и подшипником муфты (3,2-4,0 мм), регулировать в соответствии с указаниями инструкции по эксплуатации соответствующего транспортного средства. После регулировки проверить сцепление на «отсутствие ведения», эту проверку производить на работающем двигателе при включенной первой передаче и выключенном сцеплении. В первую очередь для того чтобы самостоятельно заменить сцепление ЯМЗ 238 на новое, необходимы специфические навыки и как минимум один помощник. Если все это имеется, то серьезных проблем, скорее всего, не возникнет. Приступаем к работе: • Сначала придется снять коробку передач, это необходимо, чтобы подобраться к маховику и кожуху сцепления. • Далее, отворачиваем крепления кожуха к маховику и снимаем выжимной диск. • Отворачиваем планки автоматической регулировки хода среднего диска и снимаем разрезные кольца со штока. • Снимаем ведомый, средний, первый ведомый и ведущий диски сцепления. Готово, теперь можно приступать к установке нового сцепления: • Начинаем с установки первого ведомого диска. Он ставится удлиненным концом ступицы в сторону маховика. • Далее, очередь 1 и 2 дисков. • После ставим средний ведущий диск со штоками. • Устанавливаем нажимной диск и при помощи 8 болтов центрируем ведомые диски по отношению к оси коленвала. Найдя нужное положение, окончательно затягиваем боты. • После следует надеть разрезные кольца и установить на место упорные планки автоматической регулировки отхода для среднего нажимного диска. • Еще раз убедитесь, что все собранно правильно и все – можно ставить на место коробку передач. В целом процесс получается весьма длительным и трудоемким. Проведение работ может занять в зависимости от ситуации до нескольких дней. И, главное, следует понимать, что ошибки в сборе недопустимы. Неправильно установленные детали могут привести к разрушению механизма ЯМЗ 238 и повреждению коробки передач. Поэтому в случае если вы неуверены в себе лучше обратиться к специалистам. Квалифицированные работники выполнят замену с необходимыми гарантиями.

Передний ведущий мост МТЗ 82 представляет собой объединенные в один общий узел механизмы, при помощи которых передается крутящий момент от карданной передачи к передним колесам, обеспечиваются поворот и стабилизация управляемых колес, передаются толк. Сцепление ЯМЗ 238 – это сухое двухдисковое сцепление фрикционного типа цилиндрические пружины у механизма имеют периферическое расположение. Мощность двигателя и собственно конструктивные особенности механизма очень часто приводят к тому, что неправи. Снятие бампера Весты выполняется для его последующего ремонта, тюнинга или замены на новый. Процесс демонтажа не сложный и не требует особых навыков, но имеет свои особенности, например, необходимо иметь ключи Torx T30 и T20 (звездочка). . Притирка клапанов не заменяет работу клапана, но показывает, совместимы ли сопрягаемые поверхности. Конечно, это старая школа, но вам нужно знать, как притирать клапаны, если вы хотите, чтобы ваш двигатель работал с максимальной эффективностью. .
Двигатель 2GR был разработан в 2005 году, как замена 3MZ-FE, на базе 4-х литрового 1GR, путем уменьшения хода поршня с 95 мм до 83 мм. (Путем корректировки геометрии были созданы и 3GR, 4GR, 5GR). Блок цилиндров 2GR. Каталитический нейтрализатор является компонентом контроля выбросов. Эта деталь установлена после выхлопного коллектора. Аномальная структура внутри каталитического нейтрализатора позволяет выхлопным газам проходить через соты, где газы взаимодейству. Самым знаковым и узнаваемым двигателем для мотоцикла, особенно в Штатах, несомненно, является V-twin. С двумя большими цилиндрами, ориентированными по схеме aVa, двигатель aBig Twina работает практически на каждом американском Харлее. Высокая мощност. Даже если вы опытный, профессиональный водитель, туман может затруднить вождение — и даже создать опасную ситуацию. К сожалению, несчастные случаи, связанные с туманом, приводят к гибели более 5000 человек в год. Запомните эти десять советов по безоп.

Сборка и регулировка сцепления

Сборку нажимного комплекта следует производить в приспособлении, показанном на рис. 235 и под ручным прессом. Приспособление состоит из подставки, имеющей установочный размер от привалочной плоскости кожуха сцепления до плоскости нажимного диска 27 ±0,1 мм. В центре подставки болтом 7 крепится оправка 8 для регулировки контрольного размера нажимного комплекта Б (см. рис. 33), равного 64±0,5 мм. В оправке расположены четыре плавающих упорных сухаря 6 (см. рис. 235).

При установке нажимного комплекта в приспособление сухари упираются в лапки оттяжных рычагов 4 и в зависимости от их положения выступают или утопают относительно поверхности оправки. Длина оправки выбрана таким образом, чтобы при установке ее на оттяжные рычаги нажимного комплекта с правильно отрегулированным контрольным размером сухари располагались заподлицо с поверхностью оправки. В контрольный размер 64±0,5 мм нажимного комплекта сцепления входит еще толщина упорного кольца оттяжных рычагов, которая составляет 6±0,1 мм, а так как нажимной комплект регулируется в приспособлении без упорного кольца, то он должен быть отрегулирован на размер, уменьшенный на эту величину, т. е. на 58±0,5 мм.

Сборку и регулировку производят в следующей последовательности:

  • на подставку 11 приспособления кладут рабочей поверхностью вниз нажимной диск, зафиксировав его четырьмя шипами в пазах подставки;
  • в оттяжные рычаги 4 вставляют игольчатый подшипник (по 20 иголок в каждое отверстие). Иголки укладывают на смазке ЦИАТИМ-201 или соответствующей ей другой пластичной смазке;
  • на оттяжные рычаги устанавливают вилки 6 (см. рис. 33);
  • вставляют оси вилок;
  • устанавливают подсобранные рычаги в пазы проушин нажимного диска;
  • вставляют оси рычагов;
  • надевают на оси вилок пружины упорного кольца;
  • закрепляют оси рычагов и вилок специальными замковыми шайбами, прогнув середину перемычки фартука;
  • на концы пружин упорного кольца 14 надевают четыре петли 10;
  • ставят на бобышки нажимного диска нажимные пружины 20, предварительно положив под них шайбы с термоизолирующими прокладками 21.

При использовании нажимного диска, проточенного по рабочей поверхности на 1 мм, под каждую нажимную пружину 20 (со стороны направляющих стаканчиков кожуха) для сохранения нажимного усилия сцепления кладут стальную шайбу толщиной 1 мм.

Далее нужно поставить кожух 19 сцепления на направляющие штифты приспособления. Все направляющие стаканчики кожуха должны войти в нажимные пружины, а резьбовые хвостовики вилок оттяжных рычагов в отверстия кожуха. Используя пресс, необходимо поджать кожух привалочной поверхностью к приспособлению и закрепить болтами, после чего освободить его из-под пресса. На резьбовые хвостовики вилок навернуть регулировочные гайки 3, установить оправку для регулировки положения оттяжных рычагов 4 и закрепить ее болтом 7 (см. рис. 235) После этого регулировочными гайками 3 регулируют положение оттяжных рычагов 4 так, чтобы они все одновременно касались упорных сухарей 16 оправки 8, которые должны находиться заподлицо с ее верхней поверхностью. Этим самым при установке упорного кольца обеспечивается контрольный размер между рабочими поверхностями нажимного диска и упорного кольца.

На регулировочные гайки 3 кладут пластины 2, затем стопорные планки и опорные пластины вилок рычагов, после чего завертывают все восемь стопорных болтов. После затяжки болтов вилки оттяжных рычагов не должны иметь осевого люфта. Болты контрятся отгибкой усов стопорных планок. Установив на оттяжные рычаги упорное кольцо, закрепляют его петлями так, чтобы оно одновременно касалось опорных поверхностей всех четырех рычагов.

Биение торца упорного кольца относительно рабочей поверхности нажимного диска не должно превышать 0,4 мм на радиусе 45 мм. Повышенное биение указанных поверхностей может привести к выходу из строя фрикционных накладок ведомого диска сцепления и прижогам рабочих поверхностей маховика и нажимного диска.

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

Обслуживание и регулировки сцепления ЯМЗ-236

Двухдисковое сцепление ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и Урал-4320, 43206, Урал-5557 — Фрикционное, сухое, диафрагменное вытягиваемого типа. Диски сцепления ЯМЗ-236 ведомые диаметром 400 мм, с гасителем крутильных колебаний пружинно-фрикционного типа, с накладками фрикционными на асбестовой основе. Муфта выключения сцепления ЯМЗ-236 со специальным радиально-упорным подшипником, при выключении перемещается к двигателю.

Технические характеристики и параметры сцепления ЯМЗ-236

Максимальный крутящий момент двигателя, Нм. — 700 Масса вращающихся частей, кг — 70 Момент инерции диска ведомого, кг.м2 — 0,09 х 2 Размеры шлиц ведомого диска, мм — 42х34х6 По мере износа фрикционных накладок сцепления ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и Урал-4320, 43206, Урал-5557 средний ведущий диск под действием нажимных пружин нажимного диска перемещается к маховику, кольца 2 при этом упираются в кожух сцепления, перемещаясь по штокам 1 и сохраняя размер между кольцами и тарельчатыми пружинами.

При установке сцепления ЯМЗ-236 с механизмом автоматической регулировки отхода среднего диска на маховик соблюдать следующий порядок:

— Установить передний ведомый диск. — Установить средний ведущий диск со штоками. — Установить задний ведомый диск. — Установить нажимной диск с кожухом в сборе, закрепив его на маховике при помощи восьми коротких болтов. — Надеть четыре тарельчатые пружины выпуклой стороной к разрезным кольцам. — Установить четыре упорных планки и закрепить их с кожухом к маховику при помощи восьми длинных болтов. После установки сцепления ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и Урал-4320, 43206, Урал-5557 на маховик убедиться в том, что кольца на штоках стоят с упором в кожух, обеспечивая зазор 1,2±0,1 мм между кольцами и тарельчатыми пружинами при включенном сцеплении. При износе накладок ведомых дисков торец муфты выключения сцепления ЯМЗ-236 упрется в торец крышки подшипника первичного вала коробки передач; в этом случае изношенные накладки ведомых дисков заменить новыми. Отсутствие свободного хода муфты выключения сцепления ЯМЗ-236 приведет к выходу из строя нажимного подшипника и усиленной пробуксовке ведомых дисков. Свободный ход муфты выключения сцепления (размер «А») регулировать изменением длины тяги механизма выключения или длины штока цилиндра усилителя в зависимости от конструкции механизма выключения в соответствии с указанием инструкции по эксплуатации транспортных средств.

Регулировка положения упорного кольца оттяжных рычагов корзины сцепления ЯМЗ-236

При сборке нажимного диска (корзины) сцепления ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и Урал-4320, 43206, Урал-5557 с кожухом в сборе отрегулировать положение упорного кольца. Эту регулировку производить в приспособлении, имеющем установочный размер 27±0,1 мм (рис. 51) регулировочными гайками 6 отжимных рычагов при фиксированном положении кожуха и нажимного диска.

Регулировкой обеспечить размер «В», равный 64±0,1 при этом упорные поверхности все четырех оттяжных рычагов 5 должны одновременно касаться упорного кольца 4.

Перекос упорного кольца приведет к неравномерному отходу нажимного диска сцепления (корзины) ЯМЗ-236 при выключении сцепления или ненормальной его работе. После регулировки положения упорного кольца регулировочными гайками 6 установить стопорные 7 и опорные 8 пластины регулировочных гаек. Завернуть все восемь болтов крепления стопорных и опорных пластин, установив пружинные шайбы под головки болтов. В случае использования нажимного диска (корзины) сцепления ЯМЗ-236 с кожухом в комплекте с ведомыми дисками после ремонта, на которых установлены фрикционные накладки толщиной 4,15 мм, при регулировке положения упорного кольца размер «В» установить равным 67±0,1 мм.

Рис.51. Приспособление для сборки нажимного диска сцепления ЯМЗ-236 с кожухом в сборе

1 – подставка; 2 – направляющий штифт; 3 – болт крепления кожуха; 4 – упорное кольцо оттяжных рычагов; 5 – оттяжной рычаг; 6 – регулировочная гайка; 7 – стопорная пластина; 8 – опорная пластина; 9 – нажимной диск

Регулировка сцепления ЯМЗ-236

В эксплуатации сцепления ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и Урал-4320, 43206, Урал-5557 периодически проводить регулировку свободного хода муфты выключения сцепления. Свободный ход муфты выключения сцепления ЯМЗ-236 регулировать изменением длины тяги механизма выключения или длины штока цилиндра усилителя в зависимости от конструкции механизма выключения сцепления. Свободный ход муфты выключения сцепления ЯМЗ-236, определяемый зазором между упорным кольцом и подшипником муфты (3,2-4,0 мм) регулировать в соответствии с указаниями по эксплуатации автомобиля Урал.

Снятие сцепления ЯМЗ-236

Снятие сцепления ЯМЗ-236 с двигателя, укомплектованного коробкой передач, производиться с предварительным снятием коробки передач.

Снятие коробки передач и сцепления с двигателя, установленного на транспортное средство, производится в следующем порядке:

Провести работы по подготовке коробки передач для снятия:

– отсоединить поддерживающую опору силового агрегата, установленную на коробке передач; – отсоединить карданный вал от фланца вторичного вала; – отсоединить привода сцепления и коробки передач и другое, препятствующее перемещению коробки передач от двигателя на ≈ 300 мм и опусканию или подъему коробки передач. Установить на верхнюю крышку коробки передач специальный рым (см. рисунок 11) вместо опоры рычага переключения или механизма дистанционного управления коробки передач. Отвернуть гайку крепления шланга смазки к стенке картера сцепления ЯМЗ-236 и протолкнуть шланг вместе с масленкой в полость картера сцепления, при этом оттяжная пружина и скоба пружины также будут отсоединены от стенки картера и могут упасть в полость картера, на что необходимо обратить внимание. Отвернуть болты крепления картера сцепления к картеру маховика, оставив 2 — 3 болта не отвернутыми. После зачаливания коробки передач автомобилей МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и Урал-4320, 43206, Урал-5557 грузоподъемным устройством (кран, лебедка и т.п.) или подвода передвижного подъемника под коробку передач, отворачивают оставшиеся 2-3 болта крепления картера сцепления ЯМЗ-236 и перемещают коробку передач от двигателя до выхода первичного вала из ведомого диска, при этом вилка выключения сцепления, перемещаясь вместе с коробкой передач разворачивается вместе с валом в сторону двигателя и выходит из зацепления с муфтой. После снятия коробки передач с картером сцепления муфта выключения остается на упорном кольце. Снять оттяжную пружину и ее скобу (если они не разъединились сами).

Снять муфту выключения сцепления ЯМЗ-236 с упорного кольца в следующей последовательности:

– используя полукруглый паз на краю корпуса муфты выключения, обращенном к диафрагменной пружине, нащупать пальцем ус предохранительного кольца и, утопив его (шпилькой, болтом и т.п.), через центральное отверстие муфты, отверткой деформируя кольцо вывести ус из отверстия втулки, что обеспечит возможность разворота замкового кольца на втулке; – снова используя полукруглый паз муфты повернуть замковое кольцо относительно втулки таким образом, чтобы выступы кольца совпали с лысками на втулке; – протолкнуть муфту в сторону маховика до упора, обеспечивая минимальные перекосы относительно оси коленчатого вала, при этом пружинное кольцо выйдет из фасонной канавки упорного кольца и войдет в прямоугольную; – снять муфту, для чего переместить ее в обратном направлении (от маховика), при этом пружинное кольцо останется в прямоугольной канавке упорного кольца, извлечь кольцо из прямоугольной канавки с помощью отвертки и установить его на втулку муфты.

Снять с маховика корзину сцепления ЯМЗ-236 и диск ведомый в следующем порядке:

– для обеспечения безопасности вставить шлицевую или гладкую оправку в шлицевое отверстие ведомого диска и внутреннее кольцо подшипника в коленчатом вале. Необходимый тип оправки используется в зависимости от модели сцепления. – вывернуть два диаметрально расположенных болта крепления кожуха и завернуть монтажные шпильки; – постепенно в несколько приемов отвернуть оставшиеся 10-ть болтов крепления кожуха, не допуская значительных перекосов диафрагменной пружины (для предотвращения перекосов пружины и предупреждения срыва начальных витков резьбы в маховике рекомендуется перед отворачиванием болтов крепления кожуха под головки 4-х болтов крепления нажимного диска сцепления ЯМЗ-236 к кожуху установить монтажные шайбы;

– снять корзину сцепления ЯМЗ-236 и диск ведомый с оправкой.

Про устройство и эксплуатацию автомобиля

Как установить диски сцепления ямз 236. Сборка и регулировка сцепления

Представляет собой двухдисковое устройство фрикционного типа, которое устанавливается в картере грузовика.

Главная функция сцепления МАЗ – разъединение коленвала мотора грузовика от коробки передач. Также сцепление при переключении передач плавно соединяет элементы (КПП и коленвал двигателя).

Устройство сцепления МАЗ

Рассмотрим устройство сцепления МАЗ. Итак, механизм включает в себя огромное количество элементов, таких как:

  • Диск сцепления МАЗ, маховик, ступицы и прокладки.
  • Отжимной рычаг и пружины;
  • Вилка сцепления МАЗ, кольца, шток;
  • Рычаг вала вилки, палец, кожух сцепления МАЗ;
  • Гайка, пластины, муфты сцепления МАЗ.

Данные составные элементы являются основными в устройстве запчасти МАЗ . Также все механизмы крепкие и устойчивы к большим нагрузкам. Поэтому сцепление МАЗ , как и привод сцепления МАЗ , служат долго, редко выходят из строя.

В основном используется чугун для изготовления элементов из устройства сцепления МАЗ. Рассмотрим подробнее каждую часть изучаемой детали.

Диск сцепления МАЗ (нажимной и ведущий) отлит из прочного чугуна. Имеет шипы, которые присоединяются к маховику грузовика. Таким образом, сцепление МАЗ – очень крепкое соединение, что позволяет легко перемещать диск сцепления МАЗ . Также в данном случае осуществляется передача крутящего момента к такому элементу как диск сцепления МАЗ от маховика.

Сцепление МАЗ имеет несколько фрикционных насадок, которые содержит диск сцепления МАЗ. Поэтому во время работы элементов возникает сила трения.

То есть от поверхности фрикционных накладок, дисков и маховика происходит передача крутящего момента к коробке передач МАЗ . Отметим, что привод сцепления МАЗ современного грузовика не включает в себя диски.

Регулировка сцепления МАЗ

Со временем механизм сцепления изнашивается. Поэтому делается регулировка сцепления МАЗ . Для этого советуем купить:

  • Накидные и рожковые ключи;
  • Штангенциркуль и линейку.

Итак, регулировка сцепления МАЗ делается следующим образом. Сначала необходимо обеспечить максимально правильный зазор между поверхностями механизма. Для этого отрегулируем величину отхода такого элемента как ведущий диск. Обратите внимание зазор между регулировочной гайкой и торцом крышки корпуса клапана. Советуем также их отрегулировать.

Требует терпения. Поэтому продолжаем дальше. Приступаем к демонтажу картера маховика и крышки его люка. Все это необходимо для варьирования величины отхода среднего диска (ведущего). Регулировка сцепления МАЗ на данном этапе делается так:

  1. Включаем сцепление;
  2. Устанавливаем рычаг КПП на нейтралку;
  3. Поворачиваем маховик двигателя;
  4. Отворачиваем контргайки винтов;
  5. Вворачиваем до упора 4 винта в средний ведущий диск.

Далее продолжаем вращать маховик, предварительно отвернув винты на 1 оборот. После зафиксируем данные элементы контргайками. Есть один момент — регулировка двухдискового сцепления МАЗ требует постоянного удержания инструментом винта. Таким образом отрегулированный зазор не сможет сбиться.

Продолжаем регулировку. Линейкой измеряем зазор между гайкой и торцом задней крышки клапана. Помните, что он не должен превышать 3,3 мм. Регулировка двухдискового сцепления МАЗ включает работу именно с этим нюансом.

Для регулировки зазора ослабляем контргайку регулировочной гайки. После фиксации необходимого зазора (3,3-3,7 мм), затягиваем крепеж. Все, регулировка двухдискового сцепления МАЗ сделана.

О достоинствах и недостатках двигателей внутреннего сгорания можно говорить долго. Но есть у них одна специфическая особенность, присущая всем без исключения типам и видам, которую необходимо решать, тем более в свете высоких требований к современной технике. Речь идет о неспособности ДВС обеспечивать нужный сегодня диапазон передаточных чисел без использования дополнительного узла — коробки переключения передач. При этом соединение ДВС-КПП невозможно обеспечить напрямую, так как суть работы коробки заключается в изменении очередности зацепления шестерен. И если его просто агрегатировать мотор с КП, то это грозит износом и даже поломками зубчатых колес и прочих деталей. В общем, нужен еще один узел – сцепление, позволяющий выполнять плавное переключение…

Как и другие узлы-агрегаты оно может быть самым разным, поэтому для описания мы выбрали один из наиболее распространенных вариантов, к тому же используемый на популярной серии большегрузов. Устанавливаемое минчанами на автомобилях 5335-й семейства устройство дря кратковременно отсоединения трансмиссии (именно так официально звучит определение), можно назвать классикой сухих разновидностей, на которых нажим-пружины расположены периферийно. И хотя количество этих пружин может отличаться в зависимости от типа двигателя общий принцип работы остается неизменным.

Нажимной и средний ведущий диски на наружной плоскости имеют четыре равноудаленных друг от друга прилива для контакта с маховиком, и могут без проблем перемещаться по оси и заниматься своим прямым назначением – обеспечивать передачу крутящего момента от этого самого маховика. Состоит данная вариация из следующих элементов:

  1. — маховик и его картер;
  2. — отжимная пружина;
  3. — нажимная пружина;
  4. — разрезное кольцо;
  5. — шток;
  6. — упорная планка;
  7. — рычаг оттяжной и его вилка;
  8. — упор-кольцо оттяжного рычага;
  9. — гайка регулировки;
  10. — опорная пластина;
  11. — вилка выключения с валиком;
  12. — муфта выключения с подшипником (крепится на втулке при помощи фланца,
  13. зафиксированного на картере КПП);
  14. — кожух;
  15. — рычаг;
  16. — шайба теплоизоляционная;
  17. — нажимной-средний ведущие диски;
  18. — передний и задний ведомые диски.

Последний пункт в перечислении можно было бы и опустить, то, что двухдисковое сцепление МАЗ имеет два ведомых диска и так понятно (для тех, кто совсем не в курсе напомним, что количество ведомых как раз определяет тип сцепления-узла).

Ведомые элементы устанавливаются через шлиц-соединение на первичный вал МКПП, и благодаря этому и становиться возможной передача вращения. Сама суть функционала выглядит так.

КАК РАБОТАЕТ

Нажимные пружины одним концом упираются в кожух-корзину, а другим, посредством теплоизоляционных шайб, в нажимной диск. Он, в свою очередь, воздействует на ведущий и ведомые диски, прижимая их к маховику. Специальные накладки из композитного материала (раньше на основе асбеста, а сегодня с применением других вариаций сырья) крепятся к колодке-основе не напрямую, а через пружины. За счет этого гарантируется плавность прижима-передачи.

Стоит также отметить, что ведомые на своих ступицах сидят не жестко, но с применением демпферных элементов. Так удается исключить такие неприятные явления, как крутильные колебания и чрезмерное усилие на скручивание.

Когда педаль выжата, цилиндрические отжимные пружины обеспечивают выверенные зазоры между перечисленными элементами, но… есть один момент – со временем износ фрикцион-накладок диска изменяет изначальные параметры. Но не спешите впадать в панику и сразу бросаться менять накладки, ведь существует один простой, и в то же время хитрый, и достаточно действенный механизм, состоящий из разрезных колец, штоков и упорных планок. За счет этого механизма обеспечивается своеобразная внутренняя регулировка сцепления МАЗ данной модели. Если говорить о самостоятельных настройках, то они проводятся в строгом следовании инструкции, кстати, находящейся на нашем сайте, в обзоре статей.

Износ накладок приводит к смещению нажимного диска в сторону маховика, но при этом разрезные кольца начинают сами смещаться по штоку от кожуха. Естественно, это не автоматическая регулировка в полном смысле, но необходимые зазоры сохраняются дольше и срок эксплуатации компонентов увеличивается. Впрочем, продолжаться так бесконечно не может, рано или поздно степень истирания превысит допустимый порог и потребуется замена самое меньшее фрикцион-накладок.

КОГДА И ГДЕ МЕНЯТЬ

Не стоит дожидаться, когда фрикцион начнет буксовать, то есть, перестанет нормально контактировать и передавать вращение. Если затягивать с заменой накладок, можно дождаться повреждения барабана и прочих комплектующих, а это уже расходы посерьезней. Поэтому, и вообще, в целях предупреждения выхода из строя, старайтесь регулярно осматривать тормоз-механизм и выполнять все рекомендации по обслуживанию. И не нужно на все 100% доверять разнообразным датчикам износа – они сами могут сломаться.

Если же все-таки пришла пора поменять деталь или узел в сборе, то замену ищите у проверенных поставщиков-изготовителей. Например, у нас, в торговом доме «СпецМаш», где все товары сертифицированы, а цены приемлемые. А еще мы можем предложить доставку во все регионы России (примерно в 100 годов бесплатная), скидки при оптовых и постоянных заказах, а также возможность получения отсрочки на оплату (платить можно наличными и безналом). Узнать подробности и оформить заявку можно по телефону, через электронную почту и на сайте, посредством формы обратной связи.

Устройство двухдискового сцепления МАЗ

1 238-1601130-Б Диск ведомый передний в сборе
2 236-1601132-В Диск ведомый с накладками
3 313015-П Заклепка
3 313015-П Заклепка
4 238-1601142-В Ступица
4 238-1601142-В Ступица
5 236-1601138-А3 Накладка фрикционная
6 238-1601094-Г Диск ведущий средний
7 238-1601102-В Пружина отжимная
8 238-1601131 Диск сцепления ведомый задний в сборе
9 236-1601282 Штифт со стопорным кольцом
10 236-1601270-Б Ролик игольчатый
11 236-1601095-Б2 Рычаг оттяжной
12 236.1601113 Ось рычага
13 312702-П29 Шайба замковая
14 236-1601273-А2 Пружина упорного кольца
15 236-1601108-Б Вилка оттяжного рычага
16 236-1601275-А2 Петля пружины
17 236-1601111 Пластина стопорная
18 252135-П2 Шайба пружинная
18 252135-П2 Шайба пружинная
19 236-1601109-В Гайка вилки регулировочная
20 236-1601110-В Пластина опорная
21 201473-П29 Болт
22 4591675005 Пресс-масленка
23 250636-П29 Гайка
24 252139-П2 Шайба пружинная
25 236-1601230 Шланг смазки подшипника в сборе
26 236-1601188-А2 Пружина муфты
27 236-1601180-Б2 Муфта выключения сцепления с подшипником в сборе
28 4615936371 Подшипник 986714КС17
29 236-1601185-В Муфта
30 200-1601187 Сухарь муфты
31 201454-П29 Болт М8х16
31 201454-П29 Болт М8х16
32 236-1601030-А2 Крышка люка картера верхняя
33 252137-П2 Шайба пружинная
34 310214-П29 Болт
35 314004-П2 Шпонка
36 236-1601215-Б Вал вилки выключения сцепления
37 260316-П2 Заглушка
38 236-1601022-Б Крышка люка картера нижняя
39 238Н-1601042 Кольцо уплотнительное внутреннее
40 238Н-1601044 Кольцо уплотнительное наружное
41 238Н-1601040 Корпус уплотнителя вала
42 238-1601010 Картер сцепления
43 310235-П29 Болт
44 236-1601203-Б2 Вилка выключения сцепления
45 252136-П2 Шайба 10 пружинная
46 310213-П29 Болт
47 201499-П29 Болт 10-6gх30
48 236-1601120 Кольцо упорное
49 200315-П29 Болт М10х40
50 238-1601308 Планка
51 238-1601105 Пружина тарельчатая
52 238-1601304 Кольцо упорное
53 238-1601122-Б Кожух
54 238-1601093 Диск нажимной
55 238-1601115-А2 Пружина нажимная
56 236-1601118-Б2 Прокладка
57 236-1601117 Шайба
58 250615-П29 Гайка
59 238-1601302 Шток
60 236-1601216-Б2 Втулка вала вилки
61 236К-1601090-Б Диск нажимной с кожухом в сборе
62 238-1601090-Г3 Диск нажимной с кожухом в сборе
Ссылка на эту страницу: Источник Источник Источник http://kspecmash.ru/catalog.php?typeauto=6&mark=14&model=130&group=44

Техническое обслуживание сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 заключается в периодической его проверке, смазке привода и выжимного подшипника в соответствии с картой смазки.

Периодически требуется следить за затяжкой болтов крепления картера сцепления к картеру маховика.

Момент затяжки должен составлять 8-10 кГм. Болты затягивать равномерно, последовательно, крест-накрест.

После затяжки болты застопорить отгибанием усиков стопорных пластин на грани головок болтов.

Регулировка привода сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

В эксплуатации предусмотрены следующие регулировки сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 и его привода:

Регулировка величины отхода среднего ведущего диска для обеспечения необходимых зазоров между рабочими поверхностями сцепления при его выключении;

Регулировка зазора между торцом крышки корпуса клапана и регулировочной гайкой (см. рис. 56);

Регулировка свободного хода педали сцепления.

При регулировке величины отхода среднего ведущего диска (корзины) сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 необходимо:

Снять крышки 18 и 23 (см. рис. 55) люков картера сцепления и картера маховика;

При включенном сцеплении установить рычаг коробки передач в нейтральное положение;

Проворачивая маховик, ввернуть до упора в средний ведущий диск 26 все четыре регулировочных винта 3, отвернув предварительно контргайки 2;

Проворачивая маховик, отвернуть все регулировочные винты на один оборот и законтрить контргайками. Во избежание нарушения отрегулированного зазора контргайки затягивать при зафиксированном винте без значительных усилий.

Рис. 55. Сцепление Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

1 — отжимная пружина; 2 — контргайка; 3 — регулировочный винт; 4 — оттяжной рычаг; 5 — вилка оттяжного рычага; 6 — регулировочная гайка; 7 — стопорная шайба; 8 — опорная пластина; 9 — болт крепления опорной пластины; 10 — пружина оттяжного рычага; 11 — муфта выключения сцепления с подшипником; 12 — шланг подачи смазки и муфте выключения сцепления; 13 — вилка выключения сцепления; 14 — упорное кольцо оттяжных рычагов; 15 — вал вилки выключения сцепления; 16 — рычаг вала вилки; 17 — палец; 18 — крышка люка картера сцепления; 19 — кожух сцепления; 20 — нажимная пружина; 21 — теплоизоляционная прокладка пружины; 22 — нажимный диск; 23 — крышка люка картера маховика; 24 — маховик; 25 — ведомые диски; 26 — средний ведущий диск; 27 — упорный штифт; 28 — диск гасителя крутильных колебаний; 29 — фрикционные кольца гасителя; 30 — пружина гасителя; А — минимальный ход муфты выключения сцепления.

Такая регулировка корзины сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 создает зазор 1 мм между регулировочными винтами и средним ведущим диском, за счет которого обеспечиваются гарантированные зазоры между ведомыми дисками и поверхностями трения маховика, среднего ведущего и нажимного дисков при выключении сцепления.

Зазор между торцом задней крышки корпуса клапана и регулировочной гайкой должен быть равен 3,5+0,2 мм (см. рис. 56). Этот зазор проверять через одно ТО-2.

Для регулировки данного зазора необходимо, ослабив контргайку, с помощью регулировочной гайки 18 установить указанный зазор и затянуть контргайку.

Рис. 56. Привод выключения сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

1 — валик; 2, 11, 20, 25 — вилки; 3, 13, 24 — гайки; 4, 7, 14 — тяги; 5 — педаль; 6 — промежуточный двуплечий рычаг; 8 — оттяжная пружина; 9 — задний кронштейн; 10 и 12 — рычаги; 15 и 16 — шланги; 17 — клапан усилителя сцепления; 18 — регулировочная гайка; 19 — шток; 21 — двуплечий рычаг выключения сцепления; 22 — валик; 23 — болт; 26 — шток рабочего цилиндра усилителя сцепления; 27 — рабочий цилиндр усилителя сцепления.

Свободный ход педали сцепления, который должен составлять 34-43 мм, проверяют линейкой при спущенном из пневмосистемы воздухе (при каждом ТО-1).

Прежде чем приступить к регулировке свободного хода педали сцепления, необходимо убедиться, что зазор между задней крышкой корпуса клапана и регулировочной гайкой находится в пределах 3,5+0,2 мм.

Регулировку свободного хода педали сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 выполнять в следующей последовательности:

Отсоединить двуплечий рычаг 21 от вилки 20 штока клапана и вилки 25 штока цилиндра;

Отвести поршень цилиндра в крайнее нижнее положение, а нижний конец двуплечего рычага 21 назад до упора.

При этом положении рычага отверстия вилки штока цилиндра и рычага должны быть примерно наполовину не совмещены.

В случае отклонения отверстий на большую или меньшую величину необходимо вращением штока 26 в вилке довести несовмещение отверстий до указанной величины;

Соединить рычаг с вилкой штока цилиндра, а вилку штока клапана с рычагом при крайнем нижнем положении поршня цилиндра. При эхом расстояние между отверстиями вилок 11 и 20 регулируют вращением вилок.

Если по мере износа фрикционных накладок ведомых дисков сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 возможность укорачивания и уменьшения расстояния между вилками штока 26 цилиндра будет исчерпана, снять двуплечий рычаг 21 с вала вилки выключения сцепления, переставить его на один шлиц против часовой стрелки и отрегулировать в описанном выше порядке.

Ремонт сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

При ремонте сцепления сначала необходимо снять коробку передач.

Для смены и ремонта ведомых дисков или других деталей сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 необходимо, постепенно отвертывая болты крепления нажимного диска с кожухом сцепления в сборе к маховику, осторожно снять нажимный, затем ведомый и средний ведущий диски; вывернуть из нажимного диска с кожухом в сборе четыре регулировочных винта.

Нажимной диск-корзину сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 в сборе с кожухом разбирают только в том случае, если отдельные детали его нуждаются в замене или ремонте.

Нажимая на торец кожуха, сжимают нажимные пружины так, чтобы оттяжные пружины с упорным кольцом были разгружены.

Затем отвертывают регулировочные гайки оттяжных рычагов, предварительно сняв опорные пластины и стопорные шайбы.

Медленно опуская пресс, освобождают нажимный диск. Ведомые диски сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 разборке не подлежат.

При необходимости замены накладок (например, обрыв накладок или повышенный износ, когда расстояние от поверхности трения до головок заклепок менее 0,1 мм) требуется менять обе фрикционные накладки одновременно, так как даже небольшая разница в толщине накладок нарушает нормальную работу сцепления.

Рис. 58. Приспособление для сборки нажимного диска корзины сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 с кожухом в сборе

1 — подставка приспособления; 2 — направляющий штифт; 3 — болт крепления кожуха сцепления; 4 — оправка для регулировки положения оттяжных рычагов; 5 — болт крепления оправки; 6 — упорный сухарь; 7 — винт крепления сухаря; 8 — оттяжной рычаг сцепления; 9 — регулировочная гайка; 10 — стопорная шайба; 11 — нажимный диск сцепления с кожухом в сборе.

Головки заклепок устанавливать с одной и с другой сторон диска поочередно в шахматном порядке. Расстояние от поверхности накладки до головки заклепок должно быть не менее чем 1,2 мм.

Толщина ведомого диска сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 с приклепанными новыми накладками должна составлять 9,9-10,1 мм; разница в толщине одного диска с накладками не должна превышать 0,1 мм.

После замены накладок ведомый диск проверить на биение плоскости трения относительно оси шлицевого отверстия ступицы. В качестве шлицевой оправки при проверке может быть использован ведущий вал коробки передач.

При проверке на шлицевой оправке биение поверхностей трения диска относительно шлицевого отверстия ступицы допускается не более 0,5 мм.

Сборку кожуха сцепления с корзиной сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 выполняют в обратном порядке, используя приспособление под ручным прессом.

При этом нажимный диск установить на подставку приспособления рабочей поверхностью вниз, проследив, чтобы шипы были зафиксированы в пазах подставки.

Собранные оттяжные рычаги с игольчатыми подшипниками установить в пазы приливов нажимного диска сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 и закрепить их осями.

Иголки (по 20 иголок в каждое отверстие) устанавливать на смазке. На оси вилок надеть пружины упорного кольца, а на их концы петли.

На оси рычагов и вилок установить замковые шайбы, у которых затем прогнуть середину перемычки шайб.

Перед установкой нажимных пружин под них положить шайбы с термоизолирующими прокладками.

После такой подсборки на каждый нажимной диск (корзину) сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 можно установить кожух сцепления, обратив внимание на то, чтобы вилки оттяжных рычагов свободно вышли в четыре отверстия в кожухе.

Затем закрепить кожух к подставке с помощью болтов и освободить его из-под пресса.

На резьбовые концы вилок навернуть регулировочные гайки, установить оправку 4 (см. рис. 58) для регулировки положения оттяжных рычагов с цифрой 58±0,5 и закрепить ее болтом. Все оттяжные рычаги должны одновременно касаться упорных сухарей, которые в свою очередь должны находиться заподлицо с верхней поверхностью оправки.

Такое положение обеспечивает контрольный размер между рабочими поверхностями корзины сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 и упорного кольца, равный 58±0,5 мм.

На регулировочные гайки установить стопорные шайбы и опорные пластины, затянуть их болтами так, чтобы вилки оттяжных рычагов не имели ощутимого осевого зазора.

Стопорные шайбы с помощью керна отогнуть в отверстия кожуха сцепления и зашплинтовать восьмеркой все восемь попарно проволокой с одной стороны.

На оттяжные рычаги установить упорное кольцо и закрепить его петлями так, чтобы оно одновременно касалось опорных поверхностей всех четырех рычагов.

Правильность установки кольца проверяется величиной биения его торца относительно рабочей поверхности нажимного диска, которое на радиусе 45 мм не должно превышать 0,4 мм.

После сборки нажимного диска сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 с кожухом при необходимости провести статистическую балансировку с точностью 50 Гсм.

При этом нажимной диск в сборе фиксировать по центральному отверстию диаметром 215 мм и кожух по двум отверстиям.

Для удаления дисбаланса разрешается сверлить в диске отверстия диаметром 14 мм и глубиной 18 мм на расстоянии между центрами не менее 20 мм.

При повторной установке в контрольное приспособление допускается величина дисбаланса не более 450 Гсм.

Отремонтированное сцепление Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 устанавливают на двигатель в следующей последовательности. Прежде всего следует убедиться в наличии смазки в полости коленчатого вала под передний подшипник ведущего вала коробки передач.

Затем установить ведомый диск сцепления таким образом, чтобы удлиненная часть ступицы и головки болтов крепления тарельчатых пружин демпфера были обращены к маховику.

После этого установить средний ведущий диск, предварительно поставив в четыре отверстия отжимные пружины.

Диск должен свободно перемещаться в пазах маховика. Затем устанавливают нажимный диск в сборе с кожухом, соединив болтами кожух сцепления с маховиком двигателя, не затягивая при этом болты.

Сцентрировать ведомый диск сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 по отношению к коленчатому валу двигателя.

Для этого в шлицевое отверстие ступицы ведомого диска вставить оправку так, чтобы конец ее вошел в шарикоподшипник в коленчатом валу.

При отсутствии оправки можно использовать запасной ведущий вал коробки передач.

После этого затянуть болты крепления кожуха сцепления к маховику двигателя до отказа и вынуть оправку.

Затягивать болты равномерно и попеременно крест-накрест и за два-три приема.

Затем установить коробку передач и проверить свободный ход педали сцепления, как указывалось выше.

Классикой сцеплений сухого типа минского производства является сцепление маз двухдискового класса, которое монтируется на автомобиль МАЗ. Пружины этого узла расположены периферийно и это его основное отличие от других устройств. Качественные показатели пружин могут иметь разные показатели, но работа сцепления от этого не меняется.

Прямая задача двухдискового сцепления заключается в качественной передаче крутящего момента , для этого средний и нажимной ведущие диски имеют две пары удаленных контакта, расположенных на плоскости пружинного устройства. Контактно-направленные приливы и вступают в работу с маховым валом, тем самым транспортируя весь узел по оси в отсутствии каких-либо препятствий. Это основные принципы работы двухдискового сцепления маз.

Состав узла

Двухдисковое сцепление на автомобиле маз представляет собой сложный механизм, который состоит из следующих компонентов:

  • Основной маховик с кратерным оснащением;
  • Пружина отжимного типа;
  • Пружинный нажим;
  • Разрезное колечко;
  • Специальный шток;
  • Планка упора;
  • Рычаговый оттяжной механизм, оснащенный вилкой;
  • Кольцо упорного типа, соединенное с оттяжным рычагом;
  • Регулирующая гайка;
  • Пластина опорного типа;
  • Вилка сцепления выключающая, смонтированная с валиком;
  • Выключающее муфтовое устройство, оснащенная подшипником. Оно прикрепляется к втулке посредством фланца, монтированного к картеру КПП;
  • Специальный кожух;
  • Простой рычаг;
  • Шайба теплоизоляции;
  • Диск нажимного характера;
  • Диск среднего ведущего типа;
  • Диск нажимного типа;
  • Диск ведущего среднего типа;
  • Диски: заднего и переднего ведомого типа.

Из последнего пункта этого перечисления становится понятно название этого типа сцепления для маз.

Принципы работы

Пружины нажимного типа отталкиваются одной стороной в кожух узла сцепления, а другой частью в диск нажимного характера, при посредстве теплоизоляционных шайб. Нажимной диск направляет действие на ведомые и ведущие диски, перемещая их непосредственно к маховику. В ситуации если сцепление находится в выключенном состоянии, происходит следующее: пружины отжимного цилиндрического типа заполняют соответствующие зазоры, которые образуются между всеми элементами узла. В течение некоторого времени фрикционные накладки дисков сцепления изнашиваются и теряют свой первоначальный вид, а соответственно и характеристики.

Двухдисковое сцепление МАЗ

Как проводится ремонт сцепления

Часто проводить замену накладок не следует, можно просто провести регулировочные работы сцепления. Вместо замены накладок можно провести регулировку всего узла, который состоит из упорных планок, штоков, а также колечек.

Проводить такую работу необходимо по инструкции.

Дело в том, что когда накладки изнашиваются, происходит перемещение диска нажимного типа. Он смещается к маховику и кольца разрезного характера сами перемещаются к кожуху по штоку. В результате регулировки можно вернуть показатели первоначальных зазоров тем самым продлив срок службы накладок.

Как провести регулировку

Чтоб произвести регулировку сцепления маз, следует выделить некоторое время. Сначала надо произвести демонтаж кратера маховика, который расположен на крышке люка. Это нужно для того чтобы освободить средний диск. Далее действуем по следующим принципам:

  • Полностью выключается сцепление;
  • Рычаг коробки передач устанавливается на нейтральную позицию;
  • Маховик двигателя поворачивается;
  • Контргайки винтов отворачиваются;
  • Четыре винта вворачиваются в ведущий диск среднего типа.

После этого надо продолжить вращение маховика, перед которым надо отвернуть винты га один раз. Пройдя эти этапы надо зафиксировать винты контргайками. Во время всего процесса работы следует удерживать винт специальным инструментом, это даст возможность удержать зазор, который отрегулирован.

Двухдисковое сцепление МАЗ

Далее надо замерить зазор между торцом и гайкой на задней крышке клапана. Этот параметр такого устройства, как двухдисковое сцепление должен быть равен 3,3 мм, регулировать надо именно до этого показателя. Для того, чтобы закончить регулировку надо ослабить контргайку и довести зазор до нужного показателя. После того как результат будет достигнуть надо затянуть крепеж и проверить его надежность.

Прокачка узла

Чтобы прокачать сцепление маз надо наполнить гидроприводный бачок водой, это надо делать постепенно до уровня 1-1,5 см. Необходимо почистить выпускной клапан цилиндра, он загрязнен. Надо снять с его головной части специальный колпачок и монтировать на цилиндр резиновый шланг. Теперь конец шланга надо внедрить в гидроприводную жидкость, которая налита в литровую банку до половины. Чтобы прокачать сцепление надо потихоньку нажимать на педаль узла с интервалом 1-2 секунды. Производить нажатие надо примерно 4-5 раз. Без точного соблюдения всех пунктов инструкции результат может быть нулевой, поэтому к прокачке сцепления надо отнестись внимательно.

Сборку нажимного комплекта следует производить в приспособлении, показанном на рис. 235 и под ручным прессом. Приспособление состоит из подставки, имеющей установочный размер от привалочной плоскости кожуха сцепления до плоскости нажимного диска 27 ±0,1 мм. В центре подставки болтом 7 крепится оправка 8 для регулировки контрольного размера нажимного комплекта Б (см. рис. 33), равного 64±0,5 мм. В оправке расположены четыре плавающих упорных сухаря 6 (см. рис. 235).

При установке нажимного комплекта в приспособление сухари упираются в лапки оттяжных рычагов 4 и в зависимости от их положения выступают или утопают относительно поверхности оправки. Длина оправки выбрана таким образом, чтобы при установке ее на оттяжные рычаги нажимного комплекта с правильно отрегулированным контрольным размером сухари располагались заподлицо с поверхностью оправки. В контрольный размер 64±0,5 мм нажимного комплекта сцепления входит еще толщина упорного кольца оттяжных рычагов, которая составляет 6±0,1 мм, а так как нажимной комплект регулируется в приспособлении без упорного кольца, то он должен быть отрегулирован на размер, уменьшенный на эту величину, т. е. на 58±0,5 мм.

Сборку и регулировку производят в следующей последовательности:

  • на подставку 11 приспособления кладут рабочей поверхностью вниз нажимной диск, зафиксировав его четырьмя шипами в пазах подставки;
  • в оттяжные рычаги 4 вставляют игольчатый подшипник (по 20 иголок в каждое отверстие). Иголки укладывают на смазке ЦИАТИМ-201 или соответствующей ей другой пластичной смазке;
  • на оттяжные рычаги устанавливают вилки 6 (см. рис. 33);
  • вставляют оси вилок;
  • устанавливают подсобранные рычаги в пазы проушин нажимного диска;
  • вставляют оси рычагов;
  • надевают на оси вилок пружины упорного кольца;
  • закрепляют оси рычагов и вилок специальными замковыми шайбами, прогнув середину перемычки фартука;
  • на концы пружин упорного кольца 14 надевают четыре петли 10;
  • ставят на бобышки нажимного диска нажимные пружины 20, предварительно положив под них шайбы с термоизолирующими прокладками 21.

При использовании нажимного диска, проточенного по рабочей поверхности на 1 мм, под каждую нажимную пружину 20 (со стороны направляющих стаканчиков кожуха) для сохранения нажимного усилия сцепления кладут стальную шайбу толщиной 1 мм.

Далее нужно поставить кожух 19 сцепления на направляющие штифты приспособления. Все направляющие стаканчики кожуха должны войти в нажимные пружины, а резьбовые хвостовики вилок оттяжных рычагов в отверстия кожуха. Используя пресс, необходимо поджать кожух привалочной поверхностью к приспособлению и закрепить болтами, после чего освободить его из-под пресса. На резьбовые хвостовики вилок навернуть регулировочные гайки 3, установить оправку для регулировки положения оттяжных рычагов 4 и закрепить ее болтом 7 (см. рис. 235) После этого регулировочными гайками 3 регулируют положение оттяжных рычагов 4 так, чтобы они все одновременно касались упорных сухарей 16 оправки 8, которые должны находиться заподлицо с ее верхней поверхностью. Этим самым при установке упорного кольца обеспечивается контрольный размер между рабочими поверхностями нажимного диска и упорного кольца.

На регулировочные гайки 3 кладут пластины 2, затем стопорные планки и опорные пластины вилок рычагов, после чего завертывают все восемь стопорных болтов. После затяжки болтов вилки оттяжных рычагов не должны иметь осевого люфта. Болты контрятся отгибкой усов стопорных планок. Установив на оттяжные рычаги упорное кольцо, закрепляют его петлями так, чтобы оно одновременно касалось опорных поверхностей всех четырех рычагов.

Биение торца упорного кольца относительно рабочей поверхности нажимного диска не должно превышать 0,4 мм на радиусе 45 мм. Повышенное биение указанных поверхностей может привести к выходу из строя фрикционных накладок ведомого диска сцепления и прижогам рабочих поверхностей маховика и нажимного диска.

Источник Источник http://cial-auto.ru/stati/sborka-scepleniya-yamz-236.html
Источник http://neftyanic.ru/how-to-install-clutch-plates-yamz-236-assembling-and-adjusting-the-clutch/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: