Технические характеристики автомобилей луаз 969

Технические характеристики автомобилей луаз 969

Технические характеристики автомобилей луаз 969. ЛуАЗ плавающий: технические характеристики, описание с фото, особенности эксплуатации и ремонта, отзывы владельцев. Разработка и освоение в производстве

ЛуАЗ 969 – удивительный автомобиль. А как еще назвать неказистую внешне машину, которая по проходимости может сравниться с уазиком и Нивой, проектировалась для армии, а применялась сельчанами? Сейчас это авто родом из Луцка почти забыто, но до сих пор встречаются ценители, готовые потратить свои деньги на покупку «жужика».

История успеха 969 ЛуАЗа отчасти парадоксальна. Производился он в Луцке, где в 50-х годах прошлого века несколько автомастерских были объединены в автомобилеремонтный, а потом и машиностроительный завод. Ничем особенным он не отличался: как и во многих республиках СССР, здесь производили сельхозоборудование и ремонтировали грузовики.

Истоки и фото ЛуАЗ 969

Перемены начались, когда в Научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте была разработана специально для ВДВ концепция ТПК (транспортера переднего края). Он представлял собой обыкновенную моторизованную тележку, которая десантировалась с самолета и перевозила помимо водителя несколько носилок или шесть раненых в сидячем положении. Обязательными требованиями были низкий силуэт, полный привод и оснащение лебедкой. К тому же ТПК был амфибией, то есть плавал с помощью вращения колес. Прототип получил название «Огонёк» с индексом НАМИ-049. Помимо полного привода его оснастили независимой торсионной подвеской, межосевым и двумя межколесными блокирующимися дифференциалами и редукторами. Транспортер приводился в движение 22-сильным мотором, так что было принято решения и дальше развивать данный проект.

НАМИ-049А оснастили уже стальным кузовом с тентом (у прошлой модели кузов был из стеклопластика). Ходовая часть претерпела некоторые изменения: межосевой дифференциал убрали, а задний мост сделали отключаемым, предоставив возможность езды по дорогам с асфальтовым покрытием. Важнее же всего прочего стала установка нового 27-сильного двигателя объёмом 0,9 литра, того самого, который потом ставили на знаменитый «горбатый» запорожец.

Подрамник автомобиля: зачем он нужен и как сделать подрамник на Ниву 2121? Подробнее

В таком виде ТПК и стали выпускать в Луцке уже как ЛуАЗ 967. До 1989 года эти автомобили выпускались в большом количестве, претерпев несколько модернизаций и, как принято сейчас говорить, редизайнов. В 1969 ЛуАЗ наконец добрался до военных, где использовался в составе мотострелковых частей и частей ВДВ.

Проявил себя ЛуАЗ и за пределами СССР в других странах Варшавского договора. Транспортер-амфибия, по словам некоторых экспертов, не имеет аналогов и по сей день. Со временем ЛуАЗ стал уже не тележкой и легким джипом, а в некоторых модификациях даже обзавелся собственным вооружением.

Гражданский вариант транспортера претерпел ряд конструктивных изменений, главное из которых – отказ от плавучести. Приспосабливая автомобиль для нужд сельчан, инженеры-конструкторы изменили посадку водителя и пассажиров, добавили пристяжные брезентовые боковины, а обводам кузова предали какое-то подобие формы. Измененный транспортер под индексом 969 в количестве первых тридцати штук выпустили в Запорожье, после чего производство было передано все тому же Луцкому автомобильному.

Что в итоге

Конечно, ЛуАЗ 969 м не является амфибией, но его происхождение чувствуется с первого взгляда. Кузов компактно смещает в герметичном корпусе мотор и коробку передач, главную передачу и кардан, который для надежности еще и в трубу поместили. Ходы подвески даже по нынешним меркам впечатляют, образуя дорожный просвет в 28 и 30 сантиметров под передней и задней осью.

Внедорожный арсенал дополняется отличной зубастой резиной, редукторы, дифференциал и продуманную развесовку: при весе меньше тонны переднеприводный ЛуАЗ имеет смещенный на переднюю ось кузов и мотор, расположенный тоже спереди. В результате карабкается этот малыш в гору и пробирается по труднопроходимой местности подобно маленькому танку: медленно, упорно, но стабильно и целенаправленно.

В народе бытует мнение, что моторы от запорожцев сослужили ЛуАЗу плохую службу, сильно убавив его потенциал. Однако надо заметить, что именно благодаря этим двигателям «жужик» не только появился на свет, но и вошел в массы. Кроме того, в отличие от заднемоторного «Горбатого», ЛуАЗ не испытывал склонности к перегреву.

Зато ездил он примерно так же. Отзывы владельцев говорят однозначно: динамика – это не про 969-й. Без сноровки ехать на дальние расстояния однозначно не стоит, бывалые водители говорят, что на первых двух передачах автомобиль едет примерно как танк. Только на пятой передаче создается ощущение езды.

Ехать комфортно можно на 60 км/ч, причем, здесь проявляется интересная деталь. От природы ЛуАЗ не оснащен какой-либо шумоизоляцией (она, конечно, есть, но по факту бесполезна), однако при наборе скорости шума в салоне становится меньше (или же к нему просто привыкаешь). Когда со временем начинаешь чувствовать автомобиль, выходишь на оптимальную скорость и спокойно едешь на постоянной скорости от заправки до заправки.

Преображение и уход

Успех в массах (или попросту отсутствие альтернативы из числа переднеприводных авто) позволил ЛуАЗу выйти на международный рынок и преобразиться. В 75-м на модель поставили 4-сильный запорожский движок, слегка изменили салон и корпус, заменили светотехнику, добавили наконец-то замки на двери, а в спустя четыре года запустили в серию под индексом ЛуАЗ 989М «Волынь». Дошло даже до того, что обновленный автомобиль в 78-м году на Туринском автосалоне был признан одним из 10 лучших европейских внедорожников.

В 1985 году произошла смена индексов и 989М стал называться ЛуАЗ-1302. Однако не только название изменилось: главным изменением стал 53-сильный 4 цилиндровый мотор от Таврии, который был не только экономичным, но и давал хоть какую-нибудь динамику. Если 989М при езде в 60км/ч расходовал 10 литров на сотню, то 1302 тратила лишь 7.7 литра, причем максимальная скорость выросла с 85 до 100 км/ч. ЛуАЗ 1302 позаимствовал у ВАЗ 2108 сиденья, получил дополнительную шумку, став в результате быстрее и комфортнее. Впрочем, к началу выпуска Украина уже стала самостоятельным государством, так что россияне новинку оценить не смогли.

Вместе с СССР закончились и золотые времена «Волыни». Украинские период истории вышел не совсем удачным: выпуск небольших партий по госзаказу, неудачные модификации и спецверсии показали, что «Волынь» уже упустила свои лучшие годы, не сумев наладить полноценное собственное производство.

Народная любовь

«Волынь» прославилась в народе. Ее и любят, и ненавидят, но к ней явно не относятся с равнодушием. Судить об этом можно даже по прозвищам автомобиля: уже упомянутый «жужик», «Волынка», «Лунтик/Луноход», «тушканчик», «Чебурашка» и т.д.

Первый народный «проходимец» отлично покупают и по сей день, причем причина не только в выдающихся внедорожных качествах. Практически полное отсутствие комфорта открывает простор, чтобы провести тюнинг тюнинг ЛуАЗ 969 , что и привлекает народных умельцев.

Купить ЛуАЗ 969 сегодня можно по нескольким путям:

— из частных рук. Цена индивидуальна, зависит от пробега и состояния. Известны случаи, когда продают абсолютно новые автомобили, с пробегом в пару километров и в идеальном состоянии, просто машина стояла в гараже лет 20-25. Коллекционеры готовы заплатить очень большие деньги, о чем продавцы естественно знают.

— купить ЛуАЗ 969 с консервации. Законсервированные ЛуАЗы – это списанные с резерва в военных частях автомобили, которые продают частным лицам. Учтите, что так можно купить исключительно ранние версии, а состояние машин может быть как близким к идеальному, так и практически убитым. К тому же необходимо правильно расконсервировать автомобиль и подготовить его к эксплуатации.

Видео о ЛуАЗ 969

Итог

ЛуАЗ 969 – легендарный автомобиль, который стоит в одном ряду с УАЗ и Нива, а по некоторым показателям и превосходит их. Если вы решили купить «Волынь», учтите, что придется уделить достаточно много времени на приведение и поддержание автомобиля в хорошем состоянии. Вариантов его тюнинга великое множество, однако эксперты не советуют устанавливать более мощный двигатель, потому что узлы машины попросту на рассчитаны на возрастающие в таком случае нагрузки.

Как видно из индекса, ЛуАЗ-969М не является родоначальником серии, а лишь улучшенной версией автомобиля ЛуАЗ-969А, который выпускался с 1975го по 1979 год. На момент своего выпуска автомобиль мог похвастаться сразу несколькими свежими техническими подходами, однако серьезная зависимость от комплектующих смежных заводов не дала возможности выжать из конструкции максимум.

Пассажирский блок в салоне сильно смещен вперед, что позволило постоянно нагружать переднюю ось – это значительно улучшило тяговые характеристики авто. На каждом колесе установлен свой редуктор, что дало увеличить дорожный просвет до 280 мм. Это очень актуальное решение, так как в комплектацию входят колеса всего13-ти дюймов. Масса автомобиля составляет 960 кг, что очень мало для внедорожника. При этом грузоподъёмность такова, что можно перевозить двух людей и еще 250 кг груза, либо четырех людей, и еще 100 кг в придачу.

В целом у ЛуАЗ 969М технические характеристики не отличаются чем-то сверх-ординарным .

Автомобилю свойственны сразу несколько недостатков. Транспорту повышенной проходимости требуется двигатель повышенной мощности, но конструкторам пришлось поставить имевшийся в наличии двигатель МеМЗ-969А, который может выдавать лишь 40 л.с. Объем двигателя – 1,2 литра. Автомобилю такой массы куда больше подошел бы агрегат на 70-80 л.с. Однако и шум от работы очень громкий, и бороться с ним практически нереально – можно обклеить салон шумопоглощающим материалом, однако конструкция кузова сама по себе шуму не препятствует.

При таком маломощном двигателе ЛуАЗ-969М потребляет 10 литров бензина на 100 км пути. Если ехать по бездорожью, то эту цифру можно смело удваивать. При этом разогнаться не получится – максимальная скорость здесь 85 кмч. Серьезным недостатком является низкая коррозийная стойкость кузова. Впрочем, модель создавалась целенаправленно для сельской местности, как дешевый автомобиль для хозяйства, рыбалки, охоты. Этим также объясняется скудная, «спартанская» комплектация, которая частично и помогла снизить вес конструкции.

Мотор, четырехступенчатая коробка передач и главная передача расположены спереди, да и вообще объединены в цельный блок. Машина полноприводная, что и обеспечивает хорошую проходимость. Причем крутящий момент передается на редуктор заднего моста через вал, заключенный в трубку, которая идет от КПП к заднему мосту. Такое решение во многом уникально, так как не использует в своей конструкции шарниров. Практически все части трансмиссии, кроме разве что осей, находятся в едином герметичном картере.

В автомобиле задействована подвеска торсионного типа, полностью независимая – как спереди, так и сзади. Ход колес очень большой. Оригинальные колеса имеют специфический рисунок протектора, который заставляет грязь слетать при езде. Тормоза барабанные, на всех колесах, гидравлические. Однако многие владельцы желали иметь дисковые тормоза хотя бы спереди – от этого значительно повысилась бы маневренность машины.

У автомобиля ЛуАЗ 969М технические характеристики эдакого миниджипа: длина кузова 3385мм, ширина 1560мм, высота 1770мм, колесная база 1800мм. В снаряженном состоянии масса может достигать 1360 кг. Но проблема в том, что колеса не только малого диаметра, но и узкие, потому на практике они довольно слабо сопротивляются грязи. Если загрузить «Волынь» максимально, на 400 кг, то проседает в грунт она легко. Попытка сменить колеса на более габаритные не дает кардинального результата.

Действительно, просмотр ЛуАЗ 969м видео по бездорожью показывает, что малогруженный автомобиль довольно легко преодолевает все препятствия, а сильно груженый автомобиль с легкостью застревает в мягком грунте.

Нельзя сказать, что ЛуАЗ-969М был значительно популярнее предшественника. Именно слабый мотор стал тем ограничивающим фактором, на который обращали внимание больше всего. Однако машина все же стала более привлекательной и комфортной. Появился раздельный привод тормозов, для передних поставили гидровакуумный усилитель. Передняя панель автомобиля слегка изменилась, лобовое стекло также изменило свою форму. В двери вставили раздвижные окна, в салоне появилась редкая на то время мягкая, травмоопасная панель приборов.

Если в прошлой модели дуги служили лишь для крепления мягкого тента, то в модели «М» они уже усиленного исполнения – теперь они защищали салон при опрокидывании авто. Тент можно заменить на металлическую прочную крышу. Появилась хоть какая-то звукоизоляция, заменили сидения на более комфортные. Аккумулятор в комплекте имел мощность 55 Ач, что больше предшественника. А главное, что у 969М теперь увеличился общий ресурс – до капремонта это ориентировочно 100 тыс. км пробега.

Читайте так-же, другие обзоры

Модификации ЛуАЗ 969

ЛуАЗ 969М 1.2 MT

Одноклассники ЛуАЗ 969 по цене

К сожалению, у этой модели нет одноклассников.

Отзывы владельцев ЛуАЗ 969

ЛуАЗ 969, 1986 г

Девять лет отъездил на «Запорожце», 180 тыс. км на одном двигателе и одной коробке. На моём «ЛуАЗике» практически тот же движок и та же коробка. Если ЗАЗ был снова, то этот «луноход» достался мне от одного дедушки, но ездил на нём его внучёк. А как ездят внуки на дедушкиных авто, знают многие. Прикупил его с пробегом 28000 км, но при этом они успели подогреть движок, два раза сжечь сцепление и покататься без масла в редукторах. Но всё поправимо, масло налито, сцепление поменяно и движок реанимирован. ЛуАЗ 969 «бегает» без проблем, лазает по снегу и грязи, по бездорожью вытаскивает иномарки (правда назад кладу по мешочку с песком, что бы лучше зацепить задние колёса). На машине стоят все родные детали. Проходимости его можно позавидовать. ЛуАЗ 969, конечно, не скоростная, но работящая и очень выносливая машина. Очень здорово работает с блокировками и на родной резине. На колёсах с дорожным протектором проходимость намного хуже. Ничего не подтекает и не протекает. Расход топлива великоват, но, сколько надо провернуть агрегатов маленькому движку. Но Аи-80 и всегда в запасе есть канистра. Единственное что хочу поменять, это отопитель. Нашёл в тех же размерах более мощный и на солярке, расход 100 грамм на час работы. Родного бензина ЛуАЗ 969 кушает много. Для дачи, деревни, конечно охоты и рыбалки, этот авто незаменим. В СССР не всегда могли машину «красиво причесать», но по надёжности им равных не было. Я машиной доволен на 100%. А следить надо даже за «Хаммером».

Достоинства : отменная проходимость. Недорогая эксплуатация. Ремонтопригодность. Простота обслуживания.

Недостатки : отопитель (большой расход бензина). Шумный на трассе. Высокий расход топлива (при небольшом баке, 39 литров).

ЛуАЗ 969, 1990 г

Феноменальная проходимость за счет бортовых редукторов, и «настоящего полного привода». За двигателем ЛуАЗ 969 нужно хотя бы периодически смотреть, тогда пробег 50-60 тыс. гарантирован. Тормоза слабые от 412-го Москвича. Ликвидировать течь почти невозможно. Решается установкой дисковых тормозов. Также течет сальник бортового редуктора, но это решаемая проблема, выбором сальника от иномарки, путем очень многих проб и очень многих ошибок. КПП вместе с «раздаткой» и редуктора, особых проблем не принесут, кроме случаев насилия этих агрегатов без масла. Тоже с рулевой колонкой. Рулевые тяги ЛуАЗ 969 смазываются посредством «шприца». Причем смазку желательно делать хотя бы раз в месяц. Особенно это касается езды в ненастную погоду. Колесные диски можно ставить с 412-го Москвича. Также с кучи иномарок. Размер розетки 114,2. Отключение привода заднего моста значительной экономии не даст. ЛуАЗ 969 -автомобиль переднеприводный, и не нужно себя тешить надеждами о значительной экономии. Это глупость. Все остальное абсолютно легко поправимо.

Достоинства : цена, ремонтопригодность, проходимость.

Недостатки : пожалуй, низкий уровень безопасности и комфорта.

ЛуАЗ 969, 1990 г

Купил я ЛуАЗ 969 по случаю. В то время машины были в очередь. 1990 г. мой дядя встал на очередь года три назад. Пока дошла его очередь, машина стала не нужна, здоровье пошло под гору. Вот он и предложил мне свою машину. И я не прогадал. Т.к. живу в деревне. Ездить по грибы, по ягоды, на сенокос по любой дороге и в любую погоду. Лет пять было без проблем, менял только «расходники». Потом напрочь порвался тент, новый купить было негде. Тогда я решил сделать из своего авто пикап. Нашел капот от 24-й Волги, сделал из него крышу, сделал заднюю стенку сначала из досок, потом заменил на металл. Изготовил обивку из дермантина, шумоизоляцию из войлока. В общем, получилось вполне цивильно. Вот только печки не было.

Штатная печка ЛуАЗ 969 бензина «кушает» больше движка, пришлось ее выкинуть. Подумал и решил сделать забор теплого воздуха от обдува цилиндров. Поставил воронки с обеих сторон, соединил гофрами, установил турбину от тракторной печки, стало тепло, до — 20 ездить можно. Но одно условие: двигатель должен быть идеально чистым, иначе угораешь. Проходимость у ЛуАЗ 969 — дай Бог каждому. Проходил там, где УАЗы и Нивы безнадежно буксовали. За все время эксплуатации один раз сделал капитальный ремонт двигателя, заменил подшипники в колесных редукторах, крестовины. Вот это настоящий джип, правда, без комфорта и «наворотов».

Достоинства : проходимость. Простота. Надежность.

Недостатки : отсутствие комфорта.

ЛуАЗ 969, 1990 г

Из плюсов: довольно высокая проходимость для стандартного автомобиля, ЛуАЗ 969 сделан из железа (не то что современные авто), ремонтопригоден (можно ремонтировать без спец инструмента, знаний и т.д.). Внутри практически тех же размеров что и снаружи (внутренняя отделка отсутствует). Внешний вид достаточно красивый (во всяком случае, на мой взгляд). Автомобиль конструктор, в него можно поставить практически всё что вздумается, разумеется, в разумных пределах. Бесконечное поле для творчества и доработок. Небольшой вес и размеры, что позволяет выигрывать в проходимости в некоторых ситуациях. ЛуАЗ 969 имеет блокировку заднего дифференциала, независимую подвеску торсионного типа, колёсные редуктора, довольно медленную пониженную передачу, а также возможность отключения заднего привода. Тентованный салон можно всячески изменять (например, оставить одну крышу, а бока тента сложить; снять тент полностью; снять вместе с дугами, лобовым, верхом дверей, одним словом всячески трансформировать салон).

Самые основные минусы ЛуАЗ 969 для меня: очень большой для джипа (вездехода) передний свес. Из-за него на серьёзном бездорожье втыкается носом. И серьёзно уменьшить этот свес можно только при достаточно серьёзной перестройке авто. Двигатель воздушного охлаждения как и на Запорожце. Слабый, шумный, порой не хватает тяги на задней передаче. Одним словом он имеет множество недостатков, но и несколько достоинств (вес, размеры, отсутствие охлаждающей жидкости и всего что с ней связано). Коробка передач с нестандартно расположенными передачами. Пыльники полуосей при разрыве выпускают масло из КПП или редуктора заднего моста. ЛуАЗ 969 неустойчиво ведёт себя на дороге из-за довольно слабых тормозов, большого люфта руля и короткой базы. Сложность поиска запчастей. Некоторые из них уже давно не выпускаются.

Достоинства : в отзыве.

Недостатки : в отзыве.

ЛуАЗ 969, 1985 г

Сегодня продал свой ЛуАЗ 969 хорошим людям. Так что жить ему долго и счастливо ещё многие лета. Машина хорошая, жаль, что больше их не выпускают. При условии надлежащего обслуживания в сроки ЛуАЗ 969 не требует особого ухода, но может быть нужно немного чаще заглядывать под кузов на предмет протяжки элементов подвески. Ездил на нём на охоту на расстояние 800 км от города туда и обратно (в общем) и ничего не случалось, потому как была машина подготовлена достойно. Двигатель — есть масса желающих поставить на него мотор от Жигулей, я считаю, что ему достаточно и родного мотора, если он конечно ещё жив. Свой я с другом перебирал один раз и надолго, хлопот не доставлял. Сухари в рулевой трапеции меняются на раз, главное вовремя шприцевать крестовины редукторов колёсных и торсионы и не лениться чистить центрифугу, нижний шкив коленвала и проблем не будет. Мой ЛуАЗ 969 работал на газе — сам придумал и сам поставил ГБО, плюсом был поставлен генератор от ВАЗ 2109, слева по борту, проблемы с зарядкой батареи исчезли в один момент. Машиной доволен, сейчас купил Буханку, потому как из ЛуАЗ 969а я видимо уже вырос, да и предпочтения и цели уже намного больше, чем мог бы их реализовать мой Луаз. Минусов мало, потому как я сразу, как приобрёл его — прошёл по всем узлам и агрегатам и ездил пять лет без забот, лишь иногда проводя ТО. За сезон весна-осень накатывалось примерно 2-4 тысячи км, потому как была вторая машина Хонда Цивик и Луаз был машиной выходного дня — мотоблок увезти, иногда как грузовик и вывезти урожай с дачи. Всем желаю приобрести данный агрегат живым и эксплуатировать себе на радость.

Достоинства : надежный. Неприхотливый. Безотказный.

Недостатки : особых и нет.

Шедевры отечественного автопрома. ЛуАЗ 969 А и М June 5th, 2013

Здравствуйте уважаемые!
А не забабахать ли нам новую темку, напрямую или косвенно связанную с автотранспортом. А что — дело это я люблю и всячески уважаю. Хотя сам машину не имею и соответственно не вожу — так как у меня и прав то нет. При этом авто я люблю, в некотором прошлом не пропускал ни одного журнала автомобильной тематики от «За Рулем» и до Quattroruote просмотрел наверное все выпуски Top Gear, а телевизионный канал «Авто плюс» один из наиболее часто смотрибельных. Вот такой я вот блестящий теоретик. То есть, когда то давно в юношестве я теоретиком не был — и даже старался водить машины родственников и знакомых, но это было давно и неправда. Все последующее время я переюзал огромное количество различных автоизделий — от шедевров до откровенного хлама, но практически всегда в качестве пассажира или, в крайнем случае, штурмана. Поэтому уровень моей сибаритствующей теоретической подготовки считаю вполне соответствующей уровню жж для написания ряда постов. Уж не обессудьте, если чо:-)))


Славный город Луцк

Начну я, пожалуй, с одного авто, которое считаю одним из самых удачных моделей всего советского автопрома. Речь сегодня пойдет о той машинке, которая имеет 100500 кличек и наименований — это и «Волынь», «Волынянка», «волынка», «луноход», «лунтик», «фантомас», «тушканчик», «луиза», «луидор», «микрохаммер», «руский кюгельваген», «украинский минигелик», «королева болот», «утюг», «БМВ — Боевая Машина Волыни», «наш ответ Jeep Wrangler», «лумумзик» и многие еще иные. Да, сегодня мы поговорим о ЛуАЗ 969 в модификациях А и М. Я очень тепло отношусь к этой машине. Серьезно и без шуток. Потому что, что она выпускалась в городе, который навсегда часть меня, потому что у моего деда такая была, потому что друзья проходили азы автомастерства, разбирая и собирая ее многократно, потому что….это хорошая машина. Да — неказистая (мягко говоря), со слабым движком, со страшнейшей звукоизоляцией и отсутствием комфорта — но хорошая. То, что она хорошая и народу нравилась, говорит хотя бы то, какое количество у нее прозвищ, среди которых, прошу заметить нет ни одного оскорбительного. Это один из самых серьезных показателей того, что машина была востребована и пользовалась популярностью.

969 М в каноничном цвете

Машина начала выпускаться на Луцком автомобильном заводе в 1967 году, под наименованием ЛуАЗ 969 В. Ее «папой» была армейская малая амфибия ЛуАЗ 967, которую выпускали для «непобедимой и легендарной» в качестве ТПК — «транспортёра переднего края». Сиречь машинки способной плавать, с хорошими вездеходными качествами, созданной для подвоза боеприпасов, эвакуации раненных с поля боя, разведки, буксировки лёгких орудий и миномётов и иных действий. Армейский транспортер получился очень даже не плохим. Настолько неплохим, что было решено выпускать и гражданскую его версию. Разрабатывали его Запорожский Автомобильный Завод, и собственно говоря, Луцкий автозавод. С армейского варианта были убраны различные не нужные девайсы, типа центрального расположения кресла водителя или спецподвеску для десантирования с самолета, а также полный привод сделали не постоянным, а подключаемым, плюс сделали корпус хоть отдаленно похожий на гражданское авто, привесив двери хотя бы. Каноничный Запорожский вариант получил индекс 989, а модификация лучан получила еще и шильдик В, так как машины несколько отличались. Кстати, 969 B первоначально из-за дефицита частей имел привод вообще только на передние колеса, став, таким образом, первым отечественным полноприводным авто. А вообще стоит сказать, что ЛуАЗ-969 — это первый внедорожник, бывший предметом народного потребления, то есть, официально продававшийся «в личное пользование» советских граждан. Вот так то!

ТПК ЛуАЗ 967 собственной персоной

Соревнование заводов кончилось полной победой волынян, которые и начали единолично и в полном объеме выпускать авто на заводе в древнем Луцке. Однако связь с ЗАЗ прервать не удалось — силовой агрегат (самое слабое место машинки) был именно от «Запорожца».
В 1975 году появилась модификация, впервые полностью разработанная лучанами, и получившая движок от запорожцев чуть большей мощностью МеМЗ-969А (1,2 л., 40 л.с.). Модель начала называться ЛуАЗ 969 А «Волынь». По-другому его еще называют «носатый». Машина имела отличную проходимость за счёт хорошей загрузки переднего моста, блокируемого дифференциала сзади, большого дорожного просвета, обеспеченного колёсными редукторами, и независимой подвески всех (!) колёс с большими конструктивными ходами. По задумке авторов проекта это была идеальная машина для тружеников села. Почему идеальная? Посудите сами:
Грузоподъёмность — больше 400 кг, кроме того есть возможность буксировать одноосный прицеп массой 300 кг. Эксплуатировать машину можно было в температурном режиме от -40 до +45 градусов Цельсия. При своих скромных габаритах (колесная база всего 1800 мм) машина была сверхвместительная. Плюс ровный пол; плюс то, что размер от дорожного просвета до уровня пола — чуть более 200 мм — это до сих пор (!) абсолютный рекорд плотности компоновки шасси джипа; плюс большая жесткость корпуса на кручение, плюс маленький. Машина была отличной.
Правда было немало и недостатков — очень слабый, шумный и неэкономичный двигатель, тяжелое рулевое управление, отсутствие комфорта, постоянное подтекание бензина через горловину бака, ну а шумо — и теплоизоляции и вовсе говорить не приходилось — полный аллес:-)))


ЛуАЗ 969 А

Однако свои функции она выполняла на 5! Да и цена ее была вполне даже адекватной. ЛуАЗ 969 А можно было приобрести в пределах 4 000 рублей. При том, что «Волга» ГАЗ-24 стола порядка 9 000 руб., «Жигули» ВАЗ-2101 — 5500, ВАЗ-21011 — 6000, ВАЗ-2103 — 7500, а «Москвич-412» — 4990 рублей.
Модификация 969 А выпускалась в период с 1975 по 1979 года, и было выпушено порядка 30 000 машин.
В 1979 году на смену 969 А была выпушена машина ЛуАЗ 969 М «Волынянка». Это машина получила более современный дизайн (если это слово вообще уместен в отношении этой машинки) — изменена форма передней части и лобового стекла, двери оборудованы замками, окна дверей получили жёсткое обрамление и открывающиеся «форточки», в салоне появилась мягкая панель приборов, травмобезопасная рулевая колонка и «жигулёвские» сиденья. Кроме того изменили тормоза и появилась возможность использовать не только брезентовую крышу, ну и жесткий жестяной тент. Машина подорожала и начала стоить 5 200 рублей. Но при этом «Москвич»-412 — в то же время стоил 7500 рублей. «Нива» — 10300 рублей, «Москвич»-2140 Люкс — 8000 рублей, а «Запорожец» ЗАЗ-968М — 5000 рублей. Так что все в мире относительно. Опять-таки очередь на «Волынянку» была не столь велика, как на тот же ВАЗ. Понятно, что при средней зарплате 200 -300 рублей по стране машина не была дешевой, но накопить денег и купить ее было вполне по силам.


М-ка доработанная местными умельцами

Эту машину уже я водил лично. По городу ездить на ней было несколько..эээ…своеобразно, зато поездку на озера не забыть никогда — особенно когда сняли крышу и верхнюю часть дверей. В техинструкции максимальная скорость автомобиля ограничивалась скоростью 90 км/ч, но я лично выжимал из нее 100. Да и, кстати, вмешалось нас в машину 7 человек!
Авто неплохо знали и за рубежом. Будете смеяться, но в 1978 году на международном салоне в городе Турин (Италия) он вошёл в десятку лучших автомобилей Европы, а в 1979 году на международной выставке в городе Ческе-Будеёвице (ЧССР) он получил Золотую медаль как один из лучших автомобилей для жителей села. Полюбился он в странах Магриба, куда активно поставлялся и где получил название «миндаль», так как слово луаз созвучно названию этого ореха.
Похоронил автомобиль распад СССР. В принципе были интересные попытки модернизации автомобиля и, причем очень немало. Из них следует выделить модель ЛуАЗ Прото, разрабатываемая в дизайнерском бюро Ленинграда (тогда еще Ленинграда) и ЛуАЗ 1302 «Форос», оснащаемый итальянским двигателем «Lombardini» и который был бы прекрасным пляжным автомобилем.
Но не срослось, увы.

ЛуАЗ 1302 «Форос»

Для меня Волынянка навсегда останется хорошим, качественным, годным автомобилем. Настоящий первым внедорожником и отличным в приусадебном хозяйстве и сельской местности (при том, что я и село это термины взаимоисключаемые). Я никогда не буду зубоскалить над этой машинкой, и всегда буду вспоминать ее с теплотой.
Ну а напоследок пару видео с ее участием, для того, чтобы было понятно, что она очень и очень годилась для тех задач, которые перед ней ставились.

Грузопассажирский автомобиль, выпускается Луцким автомобильным заводом с 1990 г. Кузов — металлический, открытый, четырехместный, двухдверный, с откидывающимся задним бортом, снабжен съемным тентом с каркасом безопасности. Передние сиденья — раздельные, регулируемые в продольном направлении, спинки имеют регулировку наклона и откидываются назад. Два задних сиденья — одноместные, откидные, складывающиеся над колесными нишами.

Луаз 969 трансмиссия. ЛуАЗ плавающий: технические характеристики, описание с фото, особенности эксплуатации и ремонта, отзывы владельцев

Луцкий автомобильный завод, знакомый многим как ЛуАЗ, 50 лет назад выпустил легендарный автомобиль. Это был транспортер переднего края: ЛуАЗ плавающий. Создан он был для нужд армии. Изначально планировалось этот автомобиль использовать только в военных целях, например для перевозки раненых или подвоза вооружения на поле боя. Но потом военный плавающий ЛуАЗ получил и другую жизнь, об этом и будет данная статья.

Во время Корейской войны, которая была в 1949—1953 гг., СССР официально не принимал участие в боевых действиях, но велась активная помощь финансовая, а также осуществлялось военное снабжение.

Вам будет интересно:

Больных и раненых перевозили на автомобилях ГАЗ-69, часто автомобиль застревал, тратилось много времени, чтобы его достать. Автомобиль был очень тяжелый. Тогда и пришла мысль о создании легкого автомобиля, пусть с малой грузоподъемностью, но с хорошей проходимостью. Также автомобиль должен был быть плавающим. Целый ряд задач был поставлен перед создателями автомобиля при его разработке.

Разработка автомобиля

На серийное производство автомобиль был поставлен в 1961 году. До этого времени была его долгая разработка. Ведь автомобиль должен был получиться в результате не только водоплавающим, малогабаритным, проходимым, но и у него должна была быть особенность — рулевая колонка, которая откидывается. И эта колонка, как и водительское кресло, должны были быть расположены по центру машины спереди. Именно такая конструкция могла позволить водителю в критической ситуации, например, если машина попала под обстрел, производить управление автомобилем в лежачем положении.

Под руководством Б.М. Фиттермана в НАМИ происходила разработка плавающего внедорожника.

До того как ЛуАЗ был выпущен таким, каким его знали, прошло немало времени. Долгие этапы проектировки, разработки и тестирования автомобиля были за спинами его разработчиков. Над идеей трудилось много людей, и до того, как машины была запущена в серийное производство, было изменено много технических решений в создании автомобиля. Была не одна тестовая версия автомобиля.

Но в 1959 году машина прошла ряд испытаний в Подмосковье, где было выявлено много недочетов и недоработок. И это привело к созданию третьего поколения автомобиля.

Третья версия отличалась от предыдущей. Капот был выше, и рулевая колонка проходила над ним. Колеса стали больше, 15 дюймовые шины давали надежду, что автомобиль не будет застревать и буксовать, как было со второй серией. Но в этой серии снова были применены неудачные решения, и элементы кузова многие были сделаны из стеклопластика, это было провальное решение, и после испытаний также оказалось, что не только идея с кузовом провальная, но и идея о постановке мотоциклетного двигателя оказалось также неудачной.

В 1962 году «НАМИ» передало всю документацию Запорожскому автозаводу. И было построено еще 3 серии, которые имели название ЗАЗ-967. У этого ЗАЗа был еще мотоциклетный двигатель, и после многих доработок производство данного автомобиля на базе «НАМИ-032М» было передано на известный Луцкий автомобильный завод. И началось серийное производство автомобиля под названием ЛуАЗ-967.

Характеристика и отзывы об эксплуатации плавающего ЛуАЗа-967 расскажут, каким же получился в результате военный внедорожник.

Обладатели данной машины любят ее за ее внедорожные качества и часто хвастаются, что «Луазик» даже не нуждается в блокировке дифференциала, хотя она у него и имеется. Подвеска автомобиля полностью независимая. Клиренс составлял 285 мм. Днище машины гладкое, что играет только положительную роль и прибавляет скорость транспортера на плаву. Автомобилю нет равных ни в грязи, ни в снегу, ни в воде.

Задумки были воплощены: водительское сидение при желании трансформируется и складывается, также складываются и два сидения по бокам от водительского, образуется одна прямая и ровная площадка, как на этом фото плавающего ЛуАЗа.

Сложенные сидения боковые выглядели таким образом, как изображено на фото.

Также в машине осталась возможность управления автомобилем в лежачем положении.

У автомобиля имеется лебедка. Грузоподъемность ее 150 кг, что на самом деле является не плюсом, а минусом. Ведь этой лебедкой автомобиль не может вытащить себя при застревании, а идея с лебедкой была таковой, что ей подтягивались раненые на поле боя люди к машине для дальнейшей транспортировки, если бы она была мощнее, то это был бы плюс, так как ею можно было вытягивать и другие машины и, собственно, непосредственно автомобиль, на котором она была установлена. Вес автомобиля составляет 930 кг. Максимальная скорость была 75 км/ч. Объем двигателя составлял 0,9 литра, мощность двигателя — 27 лошадиных сил. Скорость движения в воде равнялась 3 км/ч.

Еще одна усовершенствованная военная версия. От предыдущей версии отличается другим двигателем. Также были кузовные изменения у транспортера.

В 1975 году вышла новая модифицированная версия автомобиля, именно она была поставлена на серийное производство. Автомобиль получил двигатель МеМЗ-967А. Объем двигателя составлял 1.2 литра. Мощность двигателя — 37 лошадиных сил. Также была доработана трансмиссия автомобиля. Подвеска стала более усовершенствованной. Эту машину нельзя было назвать комфортной, но задачи, поставленные перед автомобилем, полностью выполнялись.

Выше уже упоминалось, что изначально автомобиль разрабатывался только для военных целей, но было принято решение, что такая машина будет нужна в сельском хозяйстве, а также там, где отсутствует дорожное покрытие. Первый тестируемый автомобиль гражданской версии носил название «Огонек», а второй назывался «Целина».

  • «НАМИ 049» — «Огонек»
  • «НАМИ 049А» -«Целина»

Эти две тестовые версии были прототипами известного многим плавающего ЛуАЗа-969.

Проектирование «НАМИ 049» было начато в 1958 году. Много задач и идей было поставлено перед автомобилем. Его планировали применять для получения удоя от коров, в пожаротушении, для погрузочных целей, как скорую помощь, в качестве компрессора для дорожных работ. Но эти идеи остались зафиксированы лишь на бумаге, в жизнь они не были воплощены.

У «Целины», в отличие от «Огонька», был грузовой отсек. По размеру он был довольно небольшим, но его наличие — это уже существенный плюс.

Кузов автомобиля имел металлическое основание. Также металлическими были дверные стойки, рамка у лобового стекла и крепление, к которому крепился задний борт. Все остальное было сделано из стеклопластика для уменьшения веса автомобиля. И вес автомобиля составил 750 кг. Двигатель был установлен с мощностью 22 лошадиных силы. Развивал автомобиль скорость до 80 км/ч. Двигатель считался экономичным, и расход на 100 км составлял от 6.5 до 7 литров. Грузоподъемность автомобиля была 300 кг. Это то, что касается двигателя тестового «НАМИ 049», а у «НАМИ 049А» объем двигателя после доработок стал больше и мощность его составила 26 лошадиных сил при крутящем моменте в 4000 тысячи оборотов в одну минуту.

Привод автомобиля был передний, задний привод подключался при желании. Также в автомобиле была еще и блокировка дифференциала. Для условий бездорожья была предусмотрена дополнительная пониженная передача.

Клиренс автомобиля составил 300 мм. Благодаря такому дорожному просвету и своим внедорожным характеристикам автомобиль показал хорошую проходимость.

У «НАМИ 049» двигатель был расположен впереди.

Подвеска автомобиля была независимая. Амортизаторы — телескопические.

  • Длина автомобиля составила 3600 мм
  • Ширина — 1540 мм
  • Высота автомобиля- 1700 мм
  • Масса — 750 кг
  • Грузоподъемность — 300 кг
  • Двигатель — бензиновый

После всех тестовых версий и разработок Луцкий автомобильный завод выпускает уже многим известный автомобиль, который, как и все предыдущие версии, выходит не в одной модификации, но уже имеет другое название.

В эксплуатации данный автомобиль прост. До 1975 года на ЛуАЗ 969 ставили тот же двигатель, что был у тестовой версии- «НАМИ 049А». Пассажирский салон сильно смещен к передней оси, что давало ее загруженность при переднем приводе и хорошее сцепление колес с дорогой. ЛуАЗ 969, плавающие способности были у военной версии после всех доработок утратил. Блокировка дифференциала заднего моста была сохранена.

Характеристика ЛуАЗ 969 была такая же, как у тестовой версии «НАМИ 049А».

Название у автомобиля было «Волынь», и с конвейера в Луцке первый автомобиль сошел в 1969 году. Автомобиль, как и все прошлые, постоянно дорабатывался. Самая первая «Волынь» имела большой уровень шума из-за двигателя.

ЛуАЗ 969 имел 3 модификации:

  • ЛуАЗ 969А
  • ЛуАЗ 969В
  • ЛуАЗ 969М

ЛуАз 969В имел отличие в том, что в автомобиле был убран задний привод, и автомобиль стал первым переднеприводным автомобилем, который выпускался в СССР.

У ЛуАЗа 969А был брезентовый верх кузова, при желании его можно было снять. Зданий борт был откидным. Грузоподъемность автомобиля была увеличена и составила 400 кг.

ЛуАЗ 969М стал уже совершенно другим по уровню комфорта. Характеристика ЛуАЗа 969 отличается от последней модифицированной версии автомобиля. Сидения в автомобиле уже были установлены так же, как их устанавливали в автомобиле «Жигули». Был установлен новый мощный двигатель МеМЗ-969А, его мощность составила 40 лошадиных сил. Гидравлический усилитель тормозов. Также произошли изменения во внешнем виде автомобиля.

ЛуАЗ 969 в ремонте достаточно прост, запчасти стоят недорого. Знатоки таких машин чаще предпочитают военный 967 ЛуАЗ из-за его возможности плавания, но у одной и у другой версии этого авто найдутся свои ценители.

Модификации ЛуАЗ 969

ЛуАЗ 969М 1.2 MT

Одноклассники ЛуАЗ 969 по цене

К сожалению, у этой модели нет одноклассников.

Отзывы владельцев ЛуАЗ 969

ЛуАЗ 969, 1986 г

Девять лет отъездил на «Запорожце», 180 тыс. км на одном двигателе и одной коробке. На моём «ЛуАЗике» практически тот же движок и та же коробка. Если ЗАЗ был снова, то этот «луноход» достался мне от одного дедушки, но ездил на нём его внучёк. А как ездят внуки на дедушкиных авто, знают многие. Прикупил его с пробегом 28000 км, но при этом они успели подогреть движок, два раза сжечь сцепление и покататься без масла в редукторах. Но всё поправимо, масло налито, сцепление поменяно и движок реанимирован. ЛуАЗ 969 «бегает» без проблем, лазает по снегу и грязи, по бездорожью вытаскивает иномарки (правда назад кладу по мешочку с песком, что бы лучше зацепить задние колёса). На машине стоят все родные детали. Проходимости его можно позавидовать. ЛуАЗ 969, конечно, не скоростная, но работящая и очень выносливая машина. Очень здорово работает с блокировками и на родной резине. На колёсах с дорожным протектором проходимость намного хуже. Ничего не подтекает и не протекает. Расход топлива великоват, но, сколько надо провернуть агрегатов маленькому движку. Но Аи-80 и всегда в запасе есть канистра. Единственное что хочу поменять, это отопитель. Нашёл в тех же размерах более мощный и на солярке, расход 100 грамм на час работы. Родного бензина ЛуАЗ 969 кушает много. Для дачи, деревни, конечно охоты и рыбалки, этот авто незаменим. В СССР не всегда могли машину «красиво причесать», но по надёжности им равных не было. Я машиной доволен на 100%. А следить надо даже за «Хаммером».

Достоинства : отменная проходимость. Недорогая эксплуатация. Ремонтопригодность. Простота обслуживания.

Недостатки : отопитель (большой расход бензина). Шумный на трассе. Высокий расход топлива (при небольшом баке, 39 литров).

ЛуАЗ 969, 1990 г

Феноменальная проходимость за счет бортовых редукторов, и «настоящего полного привода». За двигателем ЛуАЗ 969 нужно хотя бы периодически смотреть, тогда пробег 50-60 тыс. гарантирован. Тормоза слабые от 412-го Москвича. Ликвидировать течь почти невозможно. Решается установкой дисковых тормозов. Также течет сальник бортового редуктора, но это решаемая проблема, выбором сальника от иномарки, путем очень многих проб и очень многих ошибок. КПП вместе с «раздаткой» и редуктора, особых проблем не принесут, кроме случаев насилия этих агрегатов без масла. Тоже с рулевой колонкой. Рулевые тяги ЛуАЗ 969 смазываются посредством «шприца». Причем смазку желательно делать хотя бы раз в месяц. Особенно это касается езды в ненастную погоду. Колесные диски можно ставить с 412-го Москвича. Также с кучи иномарок. Размер розетки 114,2. Отключение привода заднего моста значительной экономии не даст. ЛуАЗ 969 -автомобиль переднеприводный, и не нужно себя тешить надеждами о значительной экономии. Это глупость. Все остальное абсолютно легко поправимо.

Достоинства : цена, ремонтопригодность, проходимость.

Недостатки : пожалуй, низкий уровень безопасности и комфорта.

ЛуАЗ 969, 1990 г

Купил я ЛуАЗ 969 по случаю. В то время машины были в очередь. 1990 г. мой дядя встал на очередь года три назад. Пока дошла его очередь, машина стала не нужна, здоровье пошло под гору. Вот он и предложил мне свою машину. И я не прогадал. Т.к. живу в деревне. Ездить по грибы, по ягоды, на сенокос по любой дороге и в любую погоду. Лет пять было без проблем, менял только «расходники». Потом напрочь порвался тент, новый купить было негде. Тогда я решил сделать из своего авто пикап. Нашел капот от 24-й Волги, сделал из него крышу, сделал заднюю стенку сначала из досок, потом заменил на металл. Изготовил обивку из дермантина, шумоизоляцию из войлока. В общем, получилось вполне цивильно. Вот только печки не было.

Штатная печка ЛуАЗ 969 бензина «кушает» больше движка, пришлось ее выкинуть. Подумал и решил сделать забор теплого воздуха от обдува цилиндров. Поставил воронки с обеих сторон, соединил гофрами, установил турбину от тракторной печки, стало тепло, до — 20 ездить можно. Но одно условие: двигатель должен быть идеально чистым, иначе угораешь. Проходимость у ЛуАЗ 969 — дай Бог каждому. Проходил там, где УАЗы и Нивы безнадежно буксовали. За все время эксплуатации один раз сделал капитальный ремонт двигателя, заменил подшипники в колесных редукторах, крестовины. Вот это настоящий джип, правда, без комфорта и «наворотов».

Достоинства : проходимость. Простота. Надежность.

Недостатки : отсутствие комфорта.

ЛуАЗ 969, 1990 г

Из плюсов: довольно высокая проходимость для стандартного автомобиля, ЛуАЗ 969 сделан из железа (не то что современные авто), ремонтопригоден (можно ремонтировать без спец инструмента, знаний и т.д.). Внутри практически тех же размеров что и снаружи (внутренняя отделка отсутствует). Внешний вид достаточно красивый (во всяком случае, на мой взгляд). Автомобиль конструктор, в него можно поставить практически всё что вздумается, разумеется, в разумных пределах. Бесконечное поле для творчества и доработок. Небольшой вес и размеры, что позволяет выигрывать в проходимости в некоторых ситуациях. ЛуАЗ 969 имеет блокировку заднего дифференциала, независимую подвеску торсионного типа, колёсные редуктора, довольно медленную пониженную передачу, а также возможность отключения заднего привода. Тентованный салон можно всячески изменять (например, оставить одну крышу, а бока тента сложить; снять тент полностью; снять вместе с дугами, лобовым, верхом дверей, одним словом всячески трансформировать салон).

Самые основные минусы ЛуАЗ 969 для меня: очень большой для джипа (вездехода) передний свес. Из-за него на серьёзном бездорожье втыкается носом. И серьёзно уменьшить этот свес можно только при достаточно серьёзной перестройке авто. Двигатель воздушного охлаждения как и на Запорожце. Слабый, шумный, порой не хватает тяги на задней передаче. Одним словом он имеет множество недостатков, но и несколько достоинств (вес, размеры, отсутствие охлаждающей жидкости и всего что с ней связано). Коробка передач с нестандартно расположенными передачами. Пыльники полуосей при разрыве выпускают масло из КПП или редуктора заднего моста. ЛуАЗ 969 неустойчиво ведёт себя на дороге из-за довольно слабых тормозов, большого люфта руля и короткой базы. Сложность поиска запчастей. Некоторые из них уже давно не выпускаются.

Достоинства : в отзыве.

Недостатки : в отзыве.

ЛуАЗ 969, 1985 г

Сегодня продал свой ЛуАЗ 969 хорошим людям. Так что жить ему долго и счастливо ещё многие лета. Машина хорошая, жаль, что больше их не выпускают. При условии надлежащего обслуживания в сроки ЛуАЗ 969 не требует особого ухода, но может быть нужно немного чаще заглядывать под кузов на предмет протяжки элементов подвески. Ездил на нём на охоту на расстояние 800 км от города туда и обратно (в общем) и ничего не случалось, потому как была машина подготовлена достойно. Двигатель — есть масса желающих поставить на него мотор от Жигулей, я считаю, что ему достаточно и родного мотора, если он конечно ещё жив. Свой я с другом перебирал один раз и надолго, хлопот не доставлял. Сухари в рулевой трапеции меняются на раз, главное вовремя шприцевать крестовины редукторов колёсных и торсионы и не лениться чистить центрифугу, нижний шкив коленвала и проблем не будет. Мой ЛуАЗ 969 работал на газе — сам придумал и сам поставил ГБО, плюсом был поставлен генератор от ВАЗ 2109, слева по борту, проблемы с зарядкой батареи исчезли в один момент. Машиной доволен, сейчас купил Буханку, потому как из ЛуАЗ 969а я видимо уже вырос, да и предпочтения и цели уже намного больше, чем мог бы их реализовать мой Луаз. Минусов мало, потому как я сразу, как приобрёл его — прошёл по всем узлам и агрегатам и ездил пять лет без забот, лишь иногда проводя ТО. За сезон весна-осень накатывалось примерно 2-4 тысячи км, потому как была вторая машина Хонда Цивик и Луаз был машиной выходного дня — мотоблок увезти, иногда как грузовик и вывезти урожай с дачи. Всем желаю приобрести данный агрегат живым и эксплуатировать себе на радость.

Достоинства : надежный. Неприхотливый. Безотказный.

Недостатки : особых и нет.

«Маленький танк», «Луноход», «Тушканчик» — каких только прозвищ не давали легендарному советскому внедорожнику ЛуАЗ-969 «Волынь».

Его невероятная проходимость была признана даже за пределами страны, что не так уж и типично для автомобилей родом из СССР. На Международном автосалоне в Турине ЛуАЗ-969М вошел в десятку лучших внедорожников Европы.


Эволюционировав от простой моторизированной тележки для сбора раненых на поле боя до незаменимого в сельских условиях вездехода, этот маленький джип причудливой формы успел обрести как преданных фанатов, так и тех, кто не переносит его на дух, но мало кого оставил равнодушными.
ЛуАЗ-969 известен своей совершенно непревзойденной проходимостью и столь же непревзойденной скудностью салона. И в этом нет ничего удивительного, ведь изначальное предназначение этого автомобиля было стопроцентно военным.


В начале 1950-х в период Корейской войны Луцкий автомобилестроительный завод по заказу Минобороны разработал транспортер переднего края — ТПК. Это была моторизированная тележка повышенной проходимости не более полуметра в высоту, с полным приводом и лебедкой, которую предполагалось выбрасывать с парашютом с самолета. Но, пожалуй, главной особенностью была его способность передвигаться по воде.


Вскоре советские инженеры догадались, что военную технику можно приспособить для нужд села, и таким образом на базе ТПК спустя десятилетие родилась «Волынь» — первый советский автомобиль повышенной проходимости.


Первые гражданские образцы можно без натяжки назвать сельским джипом — про передвижение по воде пришлось забыть, водителя и пассажиров разместили как в обычном автомобиле, к брезентовому верху добавили пристяжные брезентовые боковины. ЛуАЗ-969В стал первым серийным автомобилем с приводом на переднюю ось.


Литера «В» в названии как раз обозначала переднеприводную модификацию. Дело в том, что к старту серийного производства модель не успели обеспечить редуктором заднего моста, именно поэтому в производство она отправилась с передним приводом. Эта история продолжалась до начала 1970-х, когда ЛуАЗ, наконец, обрел полный привод.


То, что на бездорожье ЛуАЗ может «уделать» кого угодно — хоть «Ниву», хоть «Hummer», — чистая правда. Двигатель, коробка передач, главная передача и карданный вал компактно расположены в кузове с интегрированной лонжеронной рамой, причем все узлы фактически находятся в едином герметичном корпусе. Независимая торсионная подвеска на продольных рычагах спереди и сзади отличается огромными ходами, а 13-дюймовые шины — очень мощными грунтозацепами. Это без преувеличения «маленький танк с мотором от «Запорожца».


Тем не менее проблем у машины хватало. Мотор от «Запорожца» одновременно и давал преимущества, будучи спереди, и был своего рода бичом из-за своей маломощности. Автомобиль пытались модернизировать сперва в 1975-м, когда на «Волыни» появился мотор в 40 лошадиных сил (модель стала называться ЛуАЗ-969А), а затем в 1979-м, когда на дверях появились (внимание!) замки, в салоне — сиденья от «Жигулей», снаружи кузов стал менее угловатым. Модель 969М стала выглядеть по-другому.


В начале 90-х — примерно тогда, когда двигатель от «Запорожца» сменился двигателем от «Таврии» — ЛуАЗ-969 стал ЛуАЗом-1302 из-за смены индексов в СССР. Новый двигатель уже имел жидкостное охлаждение, 4 цилиндра и 53 лошадиные силы. «Волынь» теперь расходовала 7,7 литров на 100 километров (в отличие от предыдущих официальных 10) и развивала максимальную скорость до 100 километров в час (до этого было 85). Примерно через год после запуска новой модели Украина вышла из состава СССР и контакты ЛуАЗа с Россией прекратились.


Не до конца понятно, когда именно ЛуАЗ-969 стал называться «Волынью», но имя это продержалось долго, начиная с модели 1967 года и вплоть до начала 1990-х. Правда, в народе этот внедорожник получил еще немало названий, например, «Фантомас» — за комедийно-злодейскую внешность, «БМВ», что расшифровывалось как «Боевая Машина Волыни», «Тушканчик» — за способность «прыгать» по любой местности и много других.


На протяжении 1990-2000-х было несколько попыток «апгрейда» моделей, но ничего толкового из этого не вышло. В середине 2000-х Луцкий автомобилестроительный завод окончательно прекратил производство автомобилей, чем поставил точку в истории с бойким советским «тушканчиком».

Судя по многочисленным фото в сети, «Тушканчиков» до сих пор любят, холят и лелеют…


Как только умельцы не переделывают «Тушканчика».

Сектор сельского хозяйства в Советском Союзе был одним из важнейших, однако, несмотря на это до середины 1960-х годов у сельчан не было автомобиля, который мог бы удовлетворять их потребности — Москвичи и Волги не обладали требуемой проходимостью, да и были достаточно дороги, а внедорожников в свободном обращении еще не имелось.

История создания первого общедоступного полноприводного автомобиля относится к началу пятидесятых. Изначально внедорожник, или так называемый транспортер переднего края (ТПК), был заказан Министерством Обороны, но выдающийся инженер Андрей Липгарт предложил создать и гражданскую версию этого автомобиля — во времена освоения целины он мог бы оказаться очень актуальным и востребованным. Таким образом, с 1958 года работы над версиями для армии и для народа велись раздельно.

В том же 1958 году на Ирбитском Мотоциклетном Заводе был построен первый прототип НАМИ-049, который конструкторы прозвали «Огонек». Внедорожник имел очень простенькую внешность и минимальный уровень комфорта, зато проехать он мог практически где угодно. Полный привод с отключаемым задним мостом, независимая торсионная подвеска всех колес, впечатляющий 300-миллиметровый клиренс и потрясающая геометрическая проходимость позволяли «Огоньку» чувствовать себя полноценным покорителем бездорожья, несмотря на малюсенькие 13-дюймовые колесики. Главным его недостатком был силовой агрегат, который выдавал всего лишь 22 «лошадки».

Вскоре после этого был создан второй образец — НАМИ-049А «Целина», отличавшийся от предшественника разными мелочами, а так же новым мотором от «Запорожца». Сборка прототипа, кстати, осуществлялась уже в Запорожье из-за того, что ИМЗ признал свою неготовность к производству серии новых автомобилей.

К 1964 году проектирование сельского внедорожника было окончательно завершено, а через год новинка, именуемая ЗАЗ-969, отправилась в пробег Запорожье-Памир и обратно вместе с ГАЗ-69 и австрийским Steyr-Puch Haflinger. Маршрут пролегал по труднопроходимым пустынным и гористым участкам, а его протяженность составляла более 10000 км. По результатам пробега было отмечено, что по многим параметрам ЗАЗ не уступил своим более дорогим и сложным собратьям, а в чем-то даже превзошел их.

Как ни странно, Запорожский завод принял эстафету ИМЗ и тоже отказался от производства модели, так как не имелось свободных мощностей. И вот проект переехал в Луцк, где уже в 1966 году была выпущена первая серия ЗАЗ-969В (литера «В» намекала на временный характер модели). Интересно, что автомобиль был переднеприводным — дело в том, что Мелитопольский моторный завод не успел к старту производства наладить поставку некоторых узлов для заднего моста. Под капотом стоял двигатель МеМЗ-969 объемом 0,9 литра и мощностью 30 л. с. в паре с четырехступенчатой механической коробкой передач.

Привод на все четыре колеса «сельский труженик» получил лишь в 1971 году: при движении по обычным дорогам задний мост был отключен, на бездорожье он подключается принудительно. Также у машины была блокировка заднего дифференциала.

В 1975 году 30-сильный мотор был заменен на 40-сильный объемом 1,2 литра, кузов получил несколько обновленных деталей, а индекс сменился — на 969А. Так появилась первая модернизированная версия, способная разгоняться аж до 85 км/ч. Разумеется, никто не стремился с такой скоростью гонять на «Волыни», как её прозвали в народе, но прибавка в мощности положительно сказалась на проходимости и подвижности в общем.

В 1979 году на конвейер встал модернизированный внедорожник .

Таблица двигателей автомобиля ЛуАЗ-969

АвтомобильЛуАЗ-969
МодификацияЗАЗ-969 (ЛуАЗ-969)ЛуАЗ-969А
Тип кузова3-дверный фаэтон
Число мест4
Длина, мм3370
Ширина, мм1325
Высота, мм1790
Колесная база, мм1800
Дорожный просвет (клиренс), мм280
Снаряженная масса, кг870940
Тип двигателябензиновый, карбюраторныйбензиновый, карбюраторный
Расположениеспередиспереди
Число и расположение цилиндров4, в ряд4, в ряд
Рабочий объем, куб. см.8871197
Максимальная мощность, л. с. (кВт) / об/мин30 (22) / 420040 (29) / 4400
Максимальный крутящий момент, Нм / об/мин52 / 2700-290075 / 2700-2900
Коробка передачмеханическая, 4-ступенчатая
Приводподлючаемый полный
Максимальная скорость, км/ч7585
Тип топливабензин

Технические характеристики автомобиля «ЛуАЗ-969» указаны по данным производителя. В таблице приведены основные параметры: размеры, двигатели, коробки передач, тип привода, расход топлива, динамические характеристики и т. д.

Дорожный просвет (клиренс) автомобиля ЛуАЗ 969 — минимальное расстояние между опорной поверхностью и самой нижней точкой машины, например, защитой двигателя. Клиренс может варьироваться в зависимости от модификации и комплектации автомобиля.

Источник http://autoglim.ru/brake-system-diagram-and-repair/tehnicheskie-harakteristiki-avtomobilei-luaz-969-luaz-plavayushchii/
Источник http://petroel.ru/car-insurance/luaz-969-transmissiya-luaz-plavayushchii-tehnicheskie-harakteristiki-opisanie-s-foto/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *