Типаж, классификация, система обозначений, общее устройство и основные технические данные пожарных автомобилей

Типаж, классификация, система обозначений, общее устройство и основные технические данные пожарных автомобилей

Типаж, классификация, система обозначений, общее устройство и основные технические данные пожарных автомобилей. Краткое обозначение пожарной, аварийно-спасательной и инженерной техники Типажи специальных пожарных автомобилей

В случае отравления газодымозащитника продуктами горения или получении теплового удара необходимо вызвать скорую медицинскую помощь, а до ее прибытия оказать доврачебную помощь.

4.6.5. Разработка методического плана тренировок

При подготовке к тренировкам руководитель занятий составляет методический план проведения занятий в соответствии с годовым тематическим планом. Методический план проведения занятий должен состоять из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Все рассматриваемые вопросы, комплексы упражнений на разминку и тренировку, а также порядок выполнения нормативов и специальных упражнений расписываются полностью с учетом особенностей выполнения и показателями ЧСС.

5. АВТОМОБИЛИ ГАЗОДЫМОЗАЩИТНОЙ СЛУЖБЫ

5.1. Общий обзор и технические характеристики автомобилей газодымозащитной службы (АГ)

Для обеспечения эффективной борьбы с дымом и газами при тушении пожаров на важных объектах химической, нефтеперерабатывающей, металлургической промышленности, судоремонтных и судостроительных заводах и др. в гарнизонах пожарной охраны создаются отделения ГДЗС на специальных автомобилях АГ.

Количество автомобилей ГДЗС, вводимых в штаты подразделений военизированной пожарной охраны (ВПО), определяется в зависимости от числа жителей в городе (табл. 7).

При введении таких автомобилей в штаты ВПО городов необходимо предусматривать 50%-й резерв.

В соответствии с ГОСТ 12.2.047-86. Пожарная техника. Термины и определения (п. 23) пожарным газодымозащитным автомобилем называется пожарный автомобиль с пожарно-техническим вооружением для проведения работ в условиях загазованности. Он предназначен (НПБ-194-2000, п. 2.1) для:

а) доставки к месту пожара (аварии) личного состава газодымозащитной службы (ГДЗС), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения (СИЗОД), пожарно-технического вооружения (ПТВ);

б) развертывания на пожаре (аварии) контрольного поста ГДЗС; в) освещения места пожара (аварии);

г) обеспечения электроэнергией на пожаре (аварии) вывозимого электрооборудования — электроинструмента, дымососов, прожекторов и др.

Использование специализированных отделений ГДЗС позволяет проводить разведку в задымленных помещениях большой площади (протяженности), метрополитенах и других подземных сооружениях; спасательные работы по оказанию помощи людям и созданию условий, облегчающих работы в задымленных помещениях.

Ранние модели АГ монтировались на шасси грузовых автомобилей УРАЛ-375, ЗИЛ-130, автобус ПАЗ-672.

Технические характеристики ранее выпускавшихся автомобилей газодымозащитной службы приведены в табл. 8.

Технические характеристики автомобилей

Мощность двигателя, кВт (л/с)

Контрольный расход топлива на

Мощность генератора, кВт

Число мест боевого расчета, чел.

Бензопила с приставкой, пильная

Отбойный молоток ИЭ-42046, шт.

Электропила цепная консольного

Электропила дисковая, шт.

Электродолбежник ИЭ-5601, шт.

Прожектор ПЗС-35, шт.

Прожектор ПКН-1500, шт.

Перемычка 2× 3,1 м, шт.

Теплоотражательный костюм, шт.

В настоящее время на Жуковском машиностроительном заводе освоено производство автомобилей газодымозащитной службы на шасси ПАЗ-3205 с основным источником питания мощностью 12 кВт и на шасси ЗИЛ-5301 — мощностью 20 кВт.

Базовая комплектация пожарного автомобиля ГДЗС

Основной источник питания мощностью 12. 40 кВт, шт.

Стационарная катушка с магистральным кабелем L = 100 м, шт.

Переносная катушка с кабелем L = 36 м, шт.

Разветвительная коробка на подставке, шт.

Оборудование для защиты личного состава от поражения электрическим током

Заземляющее устройство, шт.

Устройство защитного отключения, шт.

Диэлектрический комплект, шт.:

перчатки диэлектрические, пар

боты диэлектрические, пар

ковер диэлектрический, шт.

ножницы для резки электропроводов НРЭП, шт.

СИЗОД и боевая одежда

Кислородный изолирующий противогаз, шт.

Резервный кислородный баллон, шт.

Резервный регенеративный патрон, шт.

Комплект для проверки и обслуживания кислородных изолирующих противога-

Газоанализатор (СО, О2 , СН), шт.

Комплект теплоотражательной одежды, шт.

Средства локальной защиты (СЛЗ), компл.

Самоспасатель изолирующий, шт.

Оборудование для вентиляции воздушной среды

Переносной дымосос в комплекте с напорными и всасывающими рукавами и пе-

ногенераторной насадкой, шт.

Стационарная осветительная мачта с прожекторами суммарной мощностью

0,5…3 кВт и высотой подъема не менее 8 м, шт.

Переносной прожектор мощностью 0,5. 1,5 кВт на подставке, шт.

Поворотная фара-искатель, шт.

Электрический индивидуальный фонарь, шт.

Электрический групповой фонарь, шт.

Средства связи и световой сигнализации

Возимая радиостанция, шт.

Носимая радиостанция, шт.

Сигнальная громкоговорящая система СГУ-100-1, шт.

Проблесковый маяк синего цвета, шт.

Сигнально-переговорное устройство СПУ-3А, шт.

Гидравлический аварийно-спасательный инструмент, компл.

Резинокордовые пневмодомкраты, компл.

Дисковая пила (N = 2,5 кВт) с набором дисков, шт.

Молоток отбойный (N = 2 кВт), шт.

Пила цепная (N = 2. 3 кВт), шт.

Немеханизированный ручной пожарный инструмент:

универсальный комплект инструмента, шт.

кувалда G = 5 кг, шт.

пожарный топор средний, шт.

пожарный лом тяжелый, шт.

пожарный лом легкий, шт.

пожарный багор цельнометаллический, шт.

Первичные средства пожаротушения

Углекислотный огнетушитель ОУ-5, шт.

Порошковый огнетушитель ОП-5-02, шт.

Средства для оказания первой доврачебной помощи

Устройство искусственной вентиляции легких, шт.

Медицинская укладка, шт.

Санитарные носилки, шт.

5.2. Автомобиль газодымозащитный АГ-12 на шасси ПАЗ-3205

Оборудование АГ-12 смонтировано в кузове автобуса ПАЗ-3205. Для размещения пожарно-технического вооружения и электросиловой установки отдельные узлы шасси и кузова автомобиля подверглись реконструкции. По левому борту салона установлены сиденья для шести человек боевого расчета и размещения респираторов изолирующих типа УРАЛ (КИП-8). По правому борту в передней части салона установлено сиденье командира расчета и ящик, в котором размещаются носимые радиостанции.

По правому и заднему борту салона установлены шкафы с выдвижными полками, закрывающимися шторками. Открывание и закрывание шторок производится за ручки, расположенные внизу.

Вдоль левого борта салона установлен стеллаж, на котором расположены два выносных прожектора ИО-02-1500 и катушки с кабелем. В отсеке заднего люка АГ-12 находится дымосос ДПЭ-7, установка и съем которого осуществляются через заднюю торцевую дверцу. За креслом водителя установлены щит электрический и пульт управления.

В салоне АГ-12 установлен стол, закрывающий генератор. Между стеллажом для хранения катушек с кабелем и столом, закрывающим генератор, оставлен проход. Для хранения носимых радиостанций и эксплуатационной документации между передним одноместным сиденьем и капотом двигателя установлен столик-сейф с откидной закрывающейся крышкой.

Обозначения пожарной, аварийно-спасательной и инженерной техники в ГПО г. Москвы (приказ ГУ МЧС России по г. Москве №606 от 30.04.09 г.)Условные обозначения пожарной, аварийно-спасательной и инженерной техники в приказе МЧС России №425 от от 25.07.06 г.
— АЦ – автоцистерна пожарная. — АН – автонасос пожарный. — АЛ – автолестница пожарная (общее обозначение). — Л3 – АЛ с высотой подъема 30 метров; — Л5 – АЛ с высотой подъема 50 метров; — КП (КТП, ТП) – коленчатые, коленчато-телескопические или телескопические автомобильные подъемники пожарные (общее обозначение). — К3– (КП, КТП) высотой подъема 30 и более метров. — К5 – (КП, КТП) высотой подъема 50 и более метров; — Т6 – (КТП, ТП) высотой подъема 60 и более метров, если указывается конкретная максимальная высота подъема, то ТП-62, ТП-68; — Т9 – (КТП, ТП) высотой подъема 90 и более метров; — Т10 – (КТП, ТП) высотой подъема 100 и более метров. — ПП –пеноподъемник. — ДЗ – автомобиль газодымозащитной службы. — СА – аварийно-спасательный автомобиль. — ВП– автомобиль воздушно-пенного тушения. — АПМ – автомобиль пожарный многоцелевой (с установкой тушения перегретым паром). — ВЗ – автомобиль водозащитный. — АКТ – автомобиль комбинированного тушения. — ДУ –автомобиль дымоудаления. — АС – автомобиль связи. — АШ – автомобиль штабной. — АТ – автомобиль тыла. — АБГ – автомобиль базы газодымозащитной службы. — МС – автомобиль медицинской службы. — АСМ – аварийно спасательная машина. — КТ– корабль пожарный. — КР– кран — АКВ — автомобиль контейнерноного типапожарная автоцистерна (АЦ); пожарная автоцистерна с лестницей (АЦЛ); пожарная автоцистерна с коленчатым подъемником (АЦКП); пожарный автомобиль порошкового тушения (АП); пожарный автомобиль пенного тушения (АПТ); пожарный автомобиль комбинированного тушения (АКТ); пожарный автомобиль газового тушения (АГТ); пожарный автомобиль газоводяного тушения (АГВТ); пожарный автомобиль первой помощи (АПП); пожарный автомобиль первой помощи для Севера (АПП (С)); пожарный автомобиль насосно-рукавный (АНР); пожарный автомобиль с насосом высокого давления (АВД); пожарная автонасосная станция (ПНС); пожарный пеноподъемник (ППП); пожарно-спасательный автомобиль (АПС); пожарный аэродромный автомобиль (АА); пожарная автолестница (АЛ); пожарный автоподъемник (АПК); пожарный аварийно-спасательный автомобиль (АСА); пожарный водозащитный автомобиль (АВЗ); пожарный автомобиль связи и освещения (АСО); пожарный автомобиль газодымозащитной службы (АГ); пожарный автомобиль дымоудаления (АД); пожарный рукавный автомобиль (АР); пожарный штабной автомобиль (АШ); пожарная автолаборатория (АЛП)

Цифровые обозначения, используемые в Расписании выездов для обозначения подразделений, входящих в состав ГПО Москвы:

1 — 123 — номера СЧ (ПЧ) ФПС по г. Москве, ПСО АГЗ АО Москвы.

832, 8118 — ОП СЧ (ПЧ) ФПС по г. Москве, перед номером СЧ (ПЧ) добавляется цифра 8 (указаны номера ОП 32-СЧ, ОП 49-ПЧ).

201 – 299 — ГУ «ПСЦ».

700 – УПЧ МУЦ ФПС.

504, 509, 510, 528, 557, 564 — СЧ Специального управления ФПС № 3 МЧС России (к номеру СЧ добавляется цифра 500).

723, 724, 725 – номера СЧ Специального управления ФПС № 100 МЧС России.

Перечень пожарной, аварийно-спасательной и специально инженерной техники ГПО Москвы

№ ппНаименование техникиСокр. наим.Места дислокацииВсего ед.
1.Автоцистерны с насосом высокого давленияАЦ3, 6, 7, 20, 24, 26, 28, 29, 32, 33, 34, 37, 43, 47, 57, 65, 83, 106, 107, 122, 201, 202, 203, 204, 205, 206,207
2.Автоцистерны для тушения пожаров в тоннеляхАЦ(Т)202, 204
3.Автоцистерна с коленчатым подъемникомАЦ-К3
4.Автомобили быстрого реагированияАБР203, 205, 206, 207
5.Автомобиль аэродромного тушенияАА
6.АвтонасосыАН1, 4, 10, 11, 14, 15, 27, 31, 37, 38, 39, 47, 63, 73
7.Пожарные насосные станции с рукавными автомобилями, диаметр магистральной линии 150 ммНС Р231, 57 31, 57
8.Рукавные автомобили, диаметр магистральной линии 89 ммР1
9.Автомобили воздушно-пенного тушенияВП6, 57, 63, 70, 107, 110
10.Автомобили порошкового тушенияПТ58, 63, 70, 123
11.Автомобиль комбинированного тушенияАКТОП 206
12.Автомобиль газового тушенияАГТ
13.Автомобиль пожарный многоцелевой (с установкой тушения перегретым паром)АПМ
14.Автомобили газодымозащитной службыДЗ2, 11, 13, 16, 32, 44, 51, 69, 74, 203
15.Автолестницы: (АЛ)длиной 30 метровЛ32, 5, 8, 10, 11, 15, 20, 25, 29 (рез.), 30, 31, 33, 39, 43, 50, 62, 70, 73, 74, 83, 122, УПЧ
длиной 50 метровЛ51, 13, 18, 32, 38, 47, 56, 57, 59, 65, 76, 107, 113, 207
16.Коленчатые и Телескопические подъемники: (КП и ТП)высотой 30 метровК321, 24, 55, 58, 106
высотой 50 метров и болееК53, 7, 23, 29, 70, 110
высотой 60 метров и болееТ651, 62, 64, 123
высотой 90 метров и болееТ918, 28, 51, 65, 83, 207
17.ПеноподъемникиПП63, 89, 113, 206
18.Автомобили водозащитной службыВЗ7, 28, 33, 59
19.Аварийно-спасательные автомобили легкого типаСА64, 66, 201, 202, 206, 207, 1 – 10 ПСО АГЗ АО Москвы, Центроспасс — 2
20.Аварийно-спасательные автомобили тяжелого типа с краном-манупуляторомАСА204, 205
21.Выездная авторемонтная мастерскаяВАРМПТЦ
22.Автомобиль связиАС
23.Автомобиль тылаАТ14, 64, 66
24.Автомобиль дымоудаленияДУ
25.Пожарный корабльКР51, ГУ «ПСЦ»
26.Автомобиль парообразовательПО
27.БензовозыБЗ8, 73, 12, 76, 7, 38, 107, 39, 31, ПТЦ
28.Возимые лафетные стволыЛС31, 57
29.БронещитыБЩ11, 22, 29, 31, 35, 37, 39, 50, 54, 58, 59, 64, 65, 89, 110
30.Автомобиль – контейнеровоз с контейнерами дымоудаления и тушения пожаров в высотных зданияхАКВ
31.Передвижная химическая лабораторияПХЛУл. Живописная, 28
32.Автокран грузоподъемностью 45 тонн Автокран грузоподъемностью 70 тоннАК-45 АК-70
33.Медицинский автомобильМС
34.Гусеничный гидравлический экскаваторГГЭ
35.Авторемонтная мастерскаяРМПТЦ
36.Передвижная база ГДЗСАБГ
37.Автомобили штабаАШ17, 204
38.ВертолетыВТГУ «МАЦ»

Техника, предназначенная для тушения пожаров, делится на три группы:

1. Основные пожарные машины , предназначены для доставки боевого расчета (б/р), пожарно-технического вооружения (ПТВ) и подачи огнетушащих веществ (ОТВ): воды, пенообразователя, огнетушащего порошкового состава (ОПС) и др. на пожар, которые делятся на 2 группы.

1.1. Основные пожарные машины общего применения предназначены для доставки б/р, ПТВ, подачи ОТВ и тушения пожаров в городах и населенных пунктах, отделения на этих автомобилях способны самостоятельно решить задачу по тушению пожара. К ним относятся: автоцистерны (АЦ), автонасосы (АН), автомобиль насосно-рукавный (АНР), пожарная насосная станция (ПНС), автоцистерна с насос высокого давления (АВД).

1.2. Основные пожарные машины целевого применения предназначены для доставки б/р, ПТВ, подачи ОТВ и тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях химической промышленности, аэродромах и т.д. К ним относятся: автомобиль аэродромный (АА), автомобиль воздушно-пенного тушения (АВПТ), автомобиль порошкового тушения (АП), автомобиль первой помощи (АПП), автомобиль комбинированного тушения (АКТ), автомобиль газового тушения (АГТ), автомобиль газо-водяного тушения (АГВТ), пожарные самолеты и вертолеты, пожарные поезда, корабли и катера

2. Специальные пожарные машины предназначены для проведения специальных работ на пожаре: поднятия л/с на высоту, спасание пострадавших из верхних этажей здания, обеспечения связи и освещения, удаления дыма, вскрытия и разборки конструкций, защиты материальных ценностей, обеспечения управления силами и средствами, прокладки рукавных линий и т.д. К ним относятся: автолестницы (АЛ), коленчатые автоподъемники (АКП), автомобиль связи и освещения (АСО), автомобиль газодымозащитной службы (АГ), автомобиль рукавный (АР), автомобиль водозащитный (АВЗ), автомобиль химической защиты (АХ), автомобиль дымоудаления (АД), автомобиль тыла (АТ), АОПТ (автомобиль отогрева пожарной техники и ПТВ), аварийно-спасательный автомобиль (АСА), автомобиль штабной (АШ).

3. Вспомогательные пожарные машины предназначены для материально технического обеспечения пожарных подразделений, подвоза ОТВ, л/с и других вспомогательных работ. К ним относятся авто-топливо заправщики, передвижные авторемонтные мастерские, автобусы, грузовые и легковые автомобили, тракторы, бульдозеры, экскаваторы, автоподъемные краны, поливомоечные машины и другая техника народного хозяйства.

Специальные пожарные автомобили предназначены для выполнения специальных работ при тушении пожаров.

Специальные пожарные автомобили:

АЛ — пожарная автолестница;

АПК — пожарный автоподъемник;

АР — пожарный рукавный автомобиль — пожарный автомобиль для транспортирования и прокладки рукавных линий;

АБГ — пожарный автомобиль-база газодымозащитной службы — пожарный автомобиль, оборудованный комплектом технического вооружения обслуживания и зарядки СИЗОД и предназначенный для доставки личного состава, техники к месту работы газодымозащитной службы;

АГ — пожарный автомобиль газодымозащитной службы — пожарный автомобиль с пожарно-техническим вооружением для проведения работ в условиях загазованности;

АД — пожарный автомобиль дымоудаления — пожарный автомобиль, оборудованный дымососом для удаления дыма из помещений;

АВ — пожарный водозащитный автомобиль — пожарный автомобиль, оборудованный средствами для защиты материальных ценностей от воды, а также для удаления воды, пролитой при тушении пожара;

АСО — пожарный автомобиль связи и освещения;

АШ — пожарной штабной автомобиль;

АТ — пожарный автомобиль технической службы — пожарный автомобиль с пожарно-техническим вооружением для проведения работ по разборке конструкций на пожаре, а также аварийно-спасательных работ;

АСА — пожарный спасательный автомобиль — пожарный автомобиль, оборудованный генератором, комплектом аварийно-спасательного инструмента и предназначенный для доставки личного состава, ПТВ и оборудования к месту аварии и проведения боевых действий при аварийно-спасательных работах.

Пожарная лаборатория — пожарный автомобиль, оборудованный средствами для исследования пожаров.

При тушении пожаров в разнообразных условиях не­обходимо применение специальных пожарных автомоби­лей (СПА), которые, как правило, специализированы на выполнение определенного вида боевых действии.

Все виды специальных пожарных автомобилей по специфике выполняемых работ, а также исходя из их назначения можно разделить на несколько групп (см. табл. 2.6).

Условные обозначения СПА

Тип специального пожарного автомобиляОбозначение
сокращен­ное (опе­ративное)Полное (эксплуатационное)
Автомобиль связи и освещения на шасси ГАЗ-66 с генератором мощ­ностью 12 кВтАСО-12АСО-12(66)90А
Автомобиль газодымозащитной служ­бы на шасси ЗИЛ-130 с генератором мощностью 12 кВтАГ-12АГДЗ-12(130)
Автомобиль технической службы на шасси ЗИЛ-131 с грузоподъемностью крана 3 тАТ-3АТ-3(131)
Автомобиль рукавный на шасси ЗИЛ-131 с общей длиной напорных рука­вов 2000 мАР-2АР-2(131)133
Автолестница пожарная с вылетом 30 м на шасси ЗИЛ-131АЛ-30АЛ-30(131)ПМ-506
Автомобиль штабной оперативный с боевым расчетом из 5 чел. на шасси УАЗ-452АШ-5АШ-5(452)79Б

Пожарные автомобильные лестницы .

Пожарные автомобильные лестницы представляют собой механизированные лестницы, установленные на специально приспособленных автомобильных шасси. Автолестницы используются на пожарах для доставки бое­вого расчета, эвакуации людей из горящих зданий и обеспечивают от посторонней насосной установки по­дачу огнетушащих средств в очаг горения ручными или лафетными стволами. Кроме того, они могут использо­ваться для подъема грузов массой до 300 кг (в сложен­ном состоянии комплектов колен), освещения места по­жара прожекторами, закрепленными на вершине лест­ницы.

В пожарной охране нашей страны применяют следу­ющие марки автолестниц: АЛ-18(52)Л2, АЛ-30(131)Л21, АЛ-30(131)Л22 и АЛ-30(131)ПМ-506, осваивается выпуск АЛ-45(133ГЯ)ПМ-501 и АЛ-45(257)ПМ-109 на шасси КрАЗ. Все выпускаемые в настоящее время авто­лестницы имеют гидромеханический привод как наи­более простой, надежный и удобный в эксплуатации. Кроме отечественных моделей в пожарной охране стра­ны применяются автолестницы и зарубежного производ­ства длиной 52. 60 м.

Несмотря на разнообразие конструкций автолестниц, все они имеют общие конструктивные элементы и си­стемы, главными из которых являются: базовое шасси, дополнительная силовая передача, опорная база, ба­шенный механизм, комплект колен с лифтом и лафетным стволом, пульт управления, дополнительное электрообо­рудование, сигнальные и блокирующие устройства и пе­реговорное устройство. В отсеках платформы автолест­ницы размещено следующее пожарное оборудование: стволы лафетные с насадками диаметром 32,28 и 25 мм; веревки спасательные — 2 шт.; катушки с растяжными веревками — 2 шт.; ломы пожарные — 2 шт.; ножовка по дереву.

Пожарные автоподъемники. Коленчатые автоподъемники, как и авто­лестницы, служат для проведения работ, связанных с тушением пожаров и спасания людей на высоте. Кроме того, наличие грузовой люльки позволяет также исполь­зовать подъемники в качестве наблюдательного команд­ного поста. Высокая маневренность, отсутствие ограничений ра­бочего поля, наличие грузовой кабины, в которой разме­щается пожарное оборудование и могут транспортиро­ваться одновременно несколько человек, обусловливают более высокую эффективность подъемников по сравне­нию с автолестницами. Основным недостатком подъем­ников является их меньшая высота, так как увеличение высоты подъема связано с увеличением габаритных раз­меров в транспортном положении и массы комплекта колен.

Главные механизмы и агрегаты автоподъемников: базовое шасси, опорная база, подъемно-поворотная ра­ма, механизмы подъема и поворота, органы управления (аналогичны автолестницам). Основной отличительной конструктивной особенностью коленчатых подъемников по сравнению с автолесницами является шарнирное со­членение колен, раскрытие которых осуществляется с помощью системы рычагов с приводом от гидроци­линдров.

Пожарные рукавные автомобили. Пожарные рукавные автомобили (АР) применяются в комплексе с передвижными насосными станциями для гарнизонов пожарной охраны крупных городов и про­мышленных объектов. Рукавные автомобили предназначены для механизированной прокладки и уборки маги­стральных рукавных линий, а также для тушения пожа­ров водяными или воздушно-пенными струями с помощью стационарных или передвижных лафетных стволов. Рукавные автомобили могут эксплуатироваться в различных дорожных условиях, поэтому их монтируют на шасси повышенной проходимости.

Тактико-технические характеристики рукавного автомобиля АР-2(131)133А

Пожарные автомобили дымоудаления (АД) предназначены для:

1. доставки к месту пожара боевого расчета и пожарно-технического вооружения;

2. нормализации воздушной среды в помещениях при пожаре путем удаления (отсоса) дыма, либо нагнетания пригодного для дыхания воздуха;

3. заполнения помещений, охваченных огнем, воздушно-механической пеной для ликвидации пожара.

Пожарные водозащитные автомобили (АВЗ) – пожарные автомобили, оборудованные пожарным насосом, емкостью для воды, оборудованием для сбора воды и предназначенные для доставки к месту пожара боевого расчёта, пожарно-технического вооружения, огнетушащих веществ, а также для сбора пролитой воды.

Размещённое на автомобиле оборудование позволяет не только бороться с огнём, но и принимать первоочередные меры для снижения ущерба и защиты материальных ценностей от последствий пожара.

Пожарные автомобили газодымозащитной службы. Автомобили газодымозащитной службы (АГ) предназначены для доставки к месту пожара (аварии) боевого расчета, средств дымоудаления, средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД), специального инструмента и служат для проведения разведки в задымленных помещениях, оказания помощи людям и создания условий, облегчающих работы в задымленных помещениях. АГ монтируются на шасси пожарных автомобилей типа АНР, автобусов типа ПАЗ-672, а также на шасси грузовых автомобилей УРАЛ-375 и ГАЗ-66. На вооружении пожарных частей стоят следующие марки АГ: АГ-12(130), АГ-24(130), АГ-12(ПАЗ-762), АГ-12(375) и АГ-5(66).

Пожарные автомобили связи и освещения. Автомобили данной группы используются для обеспечения управления подразделениями на пожаре, осуществления связи управления и связи информации, освещения мест работы подразделений. Связь управления устанавливается между РТП и ОШП, НБУ, НКПП командирами подразделений и, при необходимости, с отдельными автомобилями. Связь информации устанавливается между РТП и ОШП с ЦППОС и со службами города. К этой группе автомобилей относятся: автомобили связи и освещения — АСО, автомобили связи — АС, автомобили освещения — АО.

Штабные пожарные автомобили. Штабные пожарные автомобили (АШ) относятся к специальным пожарным автомобилям. Они предназначены для доставки к месту пожара личного состава штаба пожаротушения, комплекта специального оборудования и для обеспечения работы штаба в период пожаротушения. Наибольшее распространение в пожарной охране получил штабной пожарный автомобиль марки АШ-5(452)79Б. В некоторых городских гарнизонах пожарной охраны с целью быстрейшего прибытия штаба пожаротушения к месту вызова используются штабные пожарные автомобили на шасси РАФ-22034 «Латвия», ГАЗ-14 «Чайка», ГАЗ-24 и ГАЗ-24-02 «Волга».

Пожарные автомобили технической службы. Автомобиль технической службы (АТ) предназначен для доставки к месту пожара (аварии) боевого расчета производства аварийно-спасательных работ, создания нормальных условий работы боевого расчета в задымленных помещениях. Автомобили технической службы изготовляются на шасси – трехосных автомобилей повышенной проходимости. Узлы шасси, в основном сохраняются и используются без переделок. Завод-изготовитель размещает на базовом шасси силовое оборудование и средства управления после установки силового оборудования монтируют кузов в виде сварного каркаса, облицованного стальными листами. С правой и левой стороны кузова имеются отсеки для размещения прожекторов, электрических кабелей, пневматических шлангов, бензомоторных и электрических пил, пневматического инструмента, рукавов и дымососов и т.д. В задней части кузова размещается газоструйный дымосос.

Пожарно-спасательные автомобили. Пожарные спасательные автомобили — пожарные автомобили, оборудованные генератором, комплектом аварийно-спасательного инструмента и предназначенные для:

1. доставки к месту пожара боевого расчета, запаса огнетушащих веществ, пожарно-технического вооружения, спасательного оборудования;

2. тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в жилых и административных зданиях, объектах промышленности и транспорте.

Автомобили пожарно-спасательные могут использоваться как самостоятельные боевые единицы с забором пенообразователя из пенобака или постороннего резервуара и забором воды из цистерны, водопроводной сети, водоема.

Вспомогательные пожарные автомобили обеспечивают заправку топливом, подвоз грузов, ремонт пожарной техники и т. д. Вспомогательные пожарные автомобили:

1. автотопливозаправщики (АЦ-4,2-53А, АЦ-4,2-130, АЦ-8-500А);

5. грузовые автомобили;

7. другая техника, которая вводится на вооружение пожарных частей для выполнения вспомогательных работ при пожаре.

Заказать авто Заявка на лизинг/кредит

Характеристики

Автомобиль — база газодымозащитной службы АБГ — 3 (65C17V) предназначен для доставки к месту пожара (аварии) необходимого оборудования для зарядки, проверки, ремонта и технического обслуживания дыхательных аппаратов со сжатым воздухом (ДАСВ), боевого расчёта АБГ, обеспечения на месте пожара (аварии) работы газодымозащитной службы (ГДЗС), освещения места пожара (аварии). АБГ используется как самостоятельная боевая единица.

Технические характеристики и комплектация

Климатическое исполнение
У1 (эксплуатации при температуре воздуха от -40*С до +40*С).

Габаритные размеры, мм
Длина 7 012
Ширина 2 060
Высота 3 025
Задний свес 2 064
Высота рабочего и грузового отсека 2 100
Клиренс (дорожный просвет, передняя/задняя оси) 245/200

Веса и нагрузки (кг)
Полная масса автомобиля (GVW) 6 500
Допустимая нагрузка на переднюю ось 2 300

Угол поперечной устойчивости в полной оперативной готовности
Не менее 30°

Шасси, описание, комплектация
Неполноприводное автомобильное шасси Iveco Daily 65C17V, с колесной формулой 4х2, несущая рама, привод — задний. Сертифицировано в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, а также имеет необходимую сопроводительную документацию.
Кабина трехместная (водитель + 2 пассажира). Ветровое стекло триплекс. Электрообогрев лобового стекла в районе щеток. Наружные зеркала заднего вида c электроуправлением и обогревом, встроенные повторители указателя поворота. Противотуманные фары. Дневные ходовые огни. Электрические стеклоподъемники. Пол кабины из синтетического материала. Сидение водителя подрессоренное, с регулировкой в 3-х направлениях, с подголовником и ремнем безопасности. Жесткозакрепленное двухместное пассажирское сидение, с подголовниками и ремнями безопасности. Все сидения c тканевой обивкой. Панель приборов «Комфорт» на русском языке. Ручка переключения коробки передач в районе приборной панели. Регулировка направления света. Цифровой тахограф. Аудиоподготовка. Иммобилайзер. Звуковая сигнализация движения задним ходом. Ограничитель скорости до 90 км/час. Топливный бак 100 л (на запас хода автомобиля не менее 500 км), крышка топливного бака с замком. Топливный фильтр с обогревом. Обогрев сапуна вентиляции картерных газов. Защита поддона картера. Задняя дверь двухстворчатая, глухая с открытием на 270°, задняя подножка грузового отсека на всю ширину проема. Сдвижная правая боковая дверь. Камера заднего вида. Передние и задние брызговики. Запасное колесо. Комплект водительского инструмента. Огнетушитель. Знак аварийной остановки по ГОСТ 24333 или выносной красный фонарь, работающий в мигающем режиме. Медицинская аптечка (контейнер). Два противооткатных упора. Домкрат.
Окраска по ГОСТ Р 50574-2002.

Двигатель Марка, тип:
IVECO F1C рядный 4-цилиндровый дизель, 16-клапанный, 4-х тактный с непосредственным впрыском, турбонадув с промежуточным охлаждением. Узел впрыска Common Rail Multijet. Охлаждение водяное, вентилятор c электромагнитной муфтой. Моноблок чугунный, головка блока алюминиевая. Расположение переднее продольное. Привод ГРМ — цепь.
Макс. мощность (3000÷3500 об/мин.) 125 кВт (170 л.с.)
Макс.крут.мом. (1400÷2600об/мин.) 400Нм
Рабочий объем двигателя 2998 см3
Эколог. стандарт по выхлопу (система EGR) EURO 5

Отношение номинальной мощности двигателя к полной массе (удельная мощность)
не менее 11 кВт/т (15 л.с./т)

Сцепление
Однодисковое, сухое. Привод гидравлический. Внешний диаметр: 11” (280 мм).

Коробка передач
Механическая, синхронизированная, количество скоростей 6+1

Подвеска
Передняя — независимая торсионная. Задняя — рессорная. Стабилизаторы поперечной устойчивости (передний и задний).

Рулевое управление
С гидравлическим усилителем. Рулевая колонка регулируемая. Блокировка руля.

Тормозная система
Дисковые тормоза передние и задние. Гидравлический привод, вакуумный усилитель. Контрольная лампа износа тормозных колодок. Стояночный тормоз на задние колеса с механическим приводом. Система ESP (ABS+ASR+EBD).

Электросистема
Напряжение 12 В. Аккумуляторная батарея 12В (110 Ач) — 01 шт. Генератор 110А (14 В). Стартер 2,3 кВт.

Рама
Лонжероны — стальные швеллера, соединенные трубчатыми поперечинами. Размеры лонжеронов: ширина 69 мм, высота 184 мм, толщина 5 мм.

Колеса
Двускатная задняя ошиновка. Шины 225/75 R 16С, стальные диски.

Остекление кабины и салона
Травмобезопасное

Салон
Разделен перегородками на следующие отсеки:
— кабина водителя;
— рабочий отсек оператора;
— грузовой отсек.
Автомобиль рассчитан на количество мест: 01 — водительское, 02 — пассажирских (впереди, возле водителя), 01 — для оператора в рабочем отсеке.
Все отсеки разделены между собой глухими перегородками.
Оборудование рабочего отсека оператора:
— отделка: ткань износостойкая, термошумоизоляция, напольное противоскользящее покрытие;
— остекление отсека: 02 (два) травмобезопасных тонированных стекла с форточками;
— автономный отопитель;
— осветительные плафоны;
— стационарный рабочий стол с настольной лампой и встроенными розетками 220 В (питание от дизель-генератора и инвертора);
— 01 поворотное и складное кресло с высокой спинкой, обивка ПВХ, с ремнем безопасности;
— выдвижные шкафы с полками (слева и справа) для аварийно-спасательного инструмента и огнетушителей;
— полки вверху отсека (слева и справа) и над сиденьем водителя для принадлежностей, документации и т.д.
— специальное переговорное устройство АДФ-03 с кабиной водителя;
— пульт управления запуском дизель-генератора;
Оборудование грузового отсека:
— отделка грузового отсека: боковые стенки, пол и перегородка — алюминиевые рифленые листы, потолок — ткань износостойкая, термошумоизоляция, виброизоляция;
— ФВУ (принудительная вентиляция отсека);
— осветительные плафоны;
— генератор АДА 16-Т400, 16кВт с выводом наружу выхлопных газов;
— компрессор высокого давления 1-2 штуцерный производительностью 100 л/м, давление 300 bar c электроприводом;
— компрессор высокого давления 1-2 штуцерный производительностью 100 л/м, давление 300 bar с приводом от двигателя внутреннего сгорания.
— места для крепления пожарно-технического вооружения и электрооборудования.
— внешние розетки 380 В и 220 В для подключения оборудования.

Перечень
комплектации пожарно-техническим вооружением, специальным оборудованием и инструментом
(в соответствии с приказом МЧС России от 25.07.06г. № 425):

1. Диэлектрический комплект 1 комплект
2. Прибор для проверки дыхательных аппаратов Drager «Testor 2100» в комплекте с набором адаптеров 1 шт.
3. Стационарная радиостанция диапазон частот 400-470 МГц.
1 канал 437,250 МГц;
2 канал 437,300 МГц;
3 канал 443,250 МГц;
4 канал 443,300 МГц. 1 шт.
4. Переносная радиостанция диапазон частот 400-470 МГц.
1 канал 437,250 МГц;
2 канал 437,300 МГц;
3 канал 443,250 МГц;
4 канал 443,300 МГц. 2 шт.
5. Резервная аккумуляторная батарея для переносной радиостанции с зарядным устройством 2 шт.
6. Специальное громкоговорящее устройство СГУ 1 шт.
7. Компрессор высокого давления 1-2 штуцерный производительностью 100 л/м, давление 300 bar c электроприводом. 1 комплект
8. Компрессор высокого давления 1-2 штуцерный производительностью 100 л/м, давление 300 bar с приводом от двигателя внутреннего сгорания. 1 комплект
9. Огнетушитель ОП-5(з) 3 шт.
10. Огнетушитель ОУ-5 2 шт.
11. Огнетушитель ОУ-3 2 шт.
12. Шланг высокого давления 1 шт.
13. Веревка пожарно-спасательная ВПС-30 длиной 30м в чехле 2 шт.
14. Канатно-спускное устройство пожарное 2 шт.
15. Натяжное спасательное полотно (4,5х4,5м) 1 шт.
16. Пневматическое прыжковое спасательное устройство 1 шт.
17. Пояс пожарно-спасательный 2 шт.
18. Нож (резак для ремней безопасности) 1 шт.
19. Домкрат ручной гидравлический LUKAS R 410 c удлинителем (250 мм) для домкрата 1 шт.
20. Насос ручной/ножной LUKAS LH 2/1,8 с быстроразъемным соединением 1 шт.
21. Ножницы челюстные LUKAS S 311 1 шт.
22. Пара гидравлических удлинительных шлангов длинной 5 м, для работы от насоса LUKAS LH 2/1,8 с быстроразъемным соединением 1 шт.
23. Универсальный комплект инструмента 1 шт.
24. Лампа настольная автомобильная 1 шт.
25. Прожектор переносной (0,5-1,5кВт) на подставке 1 шт.
26. Фонарь электрический с зарядным устройством 1 шт.
27. Катушка с сетевым кабелем 1 шт.
28. Переносная катушка с кабелем 30 м. 1 шт.
29. Разветвительная электрическая коробка на подставке на 3 направления 2 шт.
30. Прибор контроля изоляции 1 шт.
31. Устройство защитного отключения 1 шт.
32. Телескопическая осветительная мачта с 2-мя прожекторами, угол поворота — 360º, высота подъема — не менее 5.6 м (от уровня земли), суммарная мощность прожекторов, кВт — 1,0 х 2. 1 комплект
33. Буксирный трос 1 шт.
34. Инструмент и принадлежности согласно ведомости изготовителя шасси 1 комплект
35. Набор слесарного инструмента 1 комплект
36. Отопитель автомобильный с вентилятором 1 шт.
37. Специальное переговорное устройство АДФ-03 1 шт.
38. Комплект ЗИП для ДАСВ 1 шт.
39. Генератор АДА 16-Т400, 16кВт 1 шт.
40. Заземляющее устройство 1 шт.
41. Переносной пожарный дымосос с напорным рукавом 1 шт.
42. Тепловизор пожарный, в комплекте: зарядное устройство, аккумулятор, блок питания 12 В, шейный ремень, кейс для переноски 1 шт.
43. Сумка для документов 1 шт.
44. Канистра для топлива 20 л 1 шт.
45. Прибор контроля качества воздуха Aerotest 1 шт.
46. Опись ПТВ 1 шт.

Производитель пожарного авто — ООО «ЧИБИС» (г. Санкт-Петербург).

Пожарные автомобили являются основными техническими средствами пожарной охраны, обеспечивающими доставку сил и средств к месту пожара, ведение основных действий по тушению пожаров, спасанию людей и материальных ценностей.

В соответствии с НПБ 180-99 «Пожарная техника. Автомобили пожарные. Разработка и постановка на производство» пожарный автомобиль – оперативное транспортное средство на базе автомобильного шасси, оснащённое пожарно-техническим вооружением и предназначенное для использования при тушении пожара. В зависимости от назначения пожарные автомобили подразделяются на основные, специальные и вспомогательные.

Основные служат для доставки к месту пожара личного состава расчета, пожарного оборудования и запаса огнетушащих средств, а также для подачи их в очаги пожара. Их делят на две группы: общего применения – для тушения пожаров в городах и других населенных пунктах и целевого применения – для тушения пожаров на объектах и предприятиях различного назначения (нефтебазы, предприятия химической промышленности, аэропорты и т.д.).

Специальные пожарные автомобили предназначены для выполнения специальных работ при тушении пожаров: подъёма личного состава на высоту и спасания пострадавших из верхних этажей зданий, обеспечения связи и освещения, борьбы с дымом, прокладки рукавных линий, обеспечения управления и т.д.

Вспомогательные пожарные автомобили обеспечивают заправку топливом, подвоз грузов, ремонт пожарной техники и другие виды деятельности.

Классификация пожарных автомобилей по назначению является главным, но не единственным методом классификации. На разных стадиях жизненного цикла (разработка типажа, создание, эксплуатация) пожарные автомобили классифицируются также по таким признакам, как колесная и посадочная формулы, компоновочная схема, применяемые средства тушения, полная масса автомобиля и пр.

По числу осей и колесной формуле пожарные автомобили делятся на полноприводные с колесной формулой 4×4, 6×6, 8×8 и неполноприводные с колесной формулой 4×2, 6×2, 6×4, 8×4.

По посадочной формуле пожарные автомобили делятся на автомобили с расчетом 1+2 (или 1+1), т.е. без дополнительной кабины для личного состава; 1+5 (или 1+6), т.е. с дополнительной кабиной с одним рядом сидений; 1+8, т.е. с дополнительной кабиной с двумя рядами сидений. В посадочной формуле первой цифрой обозначен водитель, второй – численность личного состава.

По компоновочной схеме базового шасси в зависимости от места расположения кабины пожарные автомобили подразделяются на автомобили с кабиной, расположенной за двигателем (задняя кабина), над двигателем (фронтальная кабина), перед двигателем (передняя кабина). Расположение кабины определяет свободное компоновочное пространство, что важно при создании пожарного автомобиля. При этом определенные преимущества имеет передняя кабина, создающая условия для снижения габаритной высоты машины.

По полной массе, от которой зависит количество вывозимых средств тушения, пожарные автомобили подразделяются на следующие классы: легкий (L-класс) – от 2 до 7,5 т, средний (M-класс) – от 7,5 до 14 т, тяжелый (S-класс) – свыше 14 т.

По применяемым средствам тушения пожарные автомобили делятся на автомобили водного, пенного, порошкового, газового тушения, а также комбинированные (водопенные, водопорошковые, пенопорошковые, водопенопорошковые и пр.).

По приспособленности к климатическим условиям пожарные автомобили делятся на три группы. Для районов с умеренным климатом выпускают автомобили в нормальном (стандартном) исполнении. На базе этих автомобилей выпускают специальные автомобили в северном исполнении (подогрев воды в цистерне, утепление цистерны, специальная компоновка со средним расположением насоса, шасси в северном исполнении) и тропическом исполнении (повышенная эффективность системы охлаждения при стационарной работе, специальные покрытия).

Система обозначений, охватывающая типаж пожарных автомобилей (ПА), базируется на использовании комбинированного принципа с применением буквенных и цифровых символов.

Основные ПА в зависимости от типа вывозимых огнетушащих веществ и способы их подачи классифицируются на следующие типы:

АЦ – пожарная автоцистерна;

АЦ(Б) – автоцистерна бронированная;

АЦЛ – пожарная автоцистерна с лестницей;

АЦКП – пожарная автоцистерна с коленчатым подъемником;

АП – пожарный автомобиль порошкового тушения;

АКТ – пожарный автомобиль комбинированного тушения;

АПТ – пожарный автомобиль пенного тушения;

АГТ – пожарный автомобиль газового тушения;

АГВТ – пожарный автомобиль газоводяного тушения;

АПП – пожарный автомобиль первой помощи;

МАП – пожарный микроавтомобиль;

АНР – пожарный автомобиль насосно-рукавный;

АВД – пожарный автомобиль с насосом высокого давления;

ПНС – пожарная автонасосная станция;

АА – пожарный аэродромный автомобиль;

ППП — пожарный пеноподъёмник;

АПС – пожарно-спасательный автомобиль;

АПСЛ – пожарно-спасательный автомобиль с лестницей.

Специальные ПА в зависимости от типа выполняемых работ, сопровождающих тушение пожара классифицируются на следующие типы:

АЛ – пожарная автолестница;

АПК – пожарный коленчатый автоподъемник;

АЛЦ – пожарная автолестница с цистерной;

АПКЦ – пожарный коленчатый автоподъёмник с цистерной;

АСА – пожарный аварийно-спасательный автомобиль;

АСА МК – аварийно-спасательный автомобиль модульной комплектации;

АВЗ – пожарный водозащитный автомобиль;

АСО – пожарный автомобиль связи и освещения;

АГ – пожарный автомобиль газодымозащитной службы;

АД – пожарный автомобиль дымоудаления;

АР – пожарный рукавный автомобиль;

АШ – пожарный штабной автомобиль;

АЛП – пожарная автолаборатория;

АПРСС – пожарный автомобиль профилактики и ремонта средств связи;

АДПТ – автомобиль диагностики пожарной техники;

АБГ – пожарный автомобиль — база ГДЗС;

АПТС – автомобиль пожарной технической службы;

АОПТ – автомобиль отогрева пожарной техники;

ПКС – пожарная компрессорная станция;

АОС – пожарный оперативно-служебный автомобиль;

АТ – пожарно-технический автомобиль;

ПП – пожарный прицеп;

КП – пожарный контейнер.

Для эксплуатации в условиях Севера предназначены ПА в северном исполнении. Такие автомобили в буквенном обозначении имеют символ (С), например, АЦ(С), АПП(С), АШ(С), АСО(С).

Обозначения ПА должны иметь следующую структуру:

После буквенного обозначения типа ПА указывается отличительная характеристика изделия в виде величины его основного параметра. Величину основного параметра указывают в следующих единицах измерения:

§ вместимость цистерны для воды – м 3 ;

§ вместимость пенобака – м 3 ;

§ масса вывозимого порошка – кг;

§ масса огнетушащего газа – кг;

§ подача насоса при номинальном числе оборотов – л/с;

§ напор ступеней насоса при номинальном числе оборотов – м. вод. ст.;

§ расход порошка через лафетный ствол – кг/с;

§ мощность стационарного электрогенератора – кВт;

§ длина рукавной линии – км;

§ высота подъема стрелы – м;

§ производительность вентиляторной установки – тыс. м 3 /ч;

§ количество мест для боевого расчета (включая место водителя);

§ количество стационарных прожекторов – шт.;

§ количество переносных прожекторов – шт.;

§ грузовой момент – тс × м.

Цифры, заключенные в скобки, обозначают модель базового шасси, а последующие две или три цифры обозначают номер модели ПА, выпущенной предприятием-изготовителем. После индекса модели могут быть даны буквенные обозначения, указывающие на модернизацию изделия (А – первая, Б – вторая и т.д.), а следующие за этим цифры – модификацию. Например:

АЦ-40(431410)63Б – пожарная автоцистерна на шасси ЗИЛ-431410, с пожарным насосом производительностью 40 л/с, номер модели 63, модернизация Б.

АЦ-3-40/4(43206)003-ПС ТУ – пожарная автоцистерна на шасси УРАЛ-43206, ёмкость цистерны 3 м 3 , с комбинированным насосом (подача ступени нормального давления 40 л/с, ступени высокого давления 4 л/с), модель 003, изготовлена ОАО «Посевнинский машиностроительный завод» по техническим условиям (ТУ).

АП-5(53213)196 – пожарный автомобиль порошкового тушения с массой вывозимого (полезного) порошка 5000 кг, на шасси КамАЗ-53213, модель 196.

АЛ-30(131)ПМ-506Д – пожарная автолестница высотой 30 метров на шасси ЗИЛ-131, модель ПМ-506, модернизация Д.

АСА-20(43101)ПМ-523 – пожарный аварийно-спасательный автомобиль на шасси КамАЗ-43101 со стационарно установленным электрогенератором мощностью 20 кВт, модель ПМ-523.

АР-2 (131)133 – автомобиль рукавный, вывозящий 2 тыс. м (2 км) рукавов на шасси ЗИЛ-131, модель 133.

В обозначениях пожарных автоцистерн до 1995 г. отсутствовала величина основного параметра (вместимость цистерны для воды). С 1995 г. этот параметр указывается.

Пожарные автомобили являются оперативными транспортными средствами, окрашиваются в установленные цвета, на них имеются опознавательные знаки. Кроме того, они оборудуются специальными световыми и звуковыми сигналами. Цветографические схемы ПА, наличие, содержание и общие требования к расположению опознавательных знаков и надписей, а также технические требования к специальным световым и звуковым сигналам установлены ГОСТ Р 50574-2002.

Пожарные автомобили окрашиваются в красный цвет. Для опознавательных знаков и контрастирующих элементов установлен белый цвет. Ходовая часть машин окрашивается в черный цвет.

На определенных местах указывается краткое обозначение типа пожарного автомобиля (АЦ, ПНС и др.), название города и номер пожарной части.

Надписи на поверхностях, окрашенных в основной цвет, должны выполняться контрастирующим цветом, а на поверхностях, окрашенных в контрастирующий цвет, – основным цветом. Не допускается нанесение и на наружные поверхности ПА надписей, рисунков и эмблем рекламного содержания. Колена пожарных автолестниц, авто- и пеноподъемников окрашиваются в белый или серебряный цвет, а выступающие и перемещающиеся части этих транспортных средств, представляющие опасность для обслуживающего персонала, должны быть окрашены чередующимися полосами красного и белого цвета.

Специальный звуковой сигнал создается сигнальным прибором (сиреной). В настоящее время получили распространение электрические звуковые сигналы постоянного тока с номинальным напряжением 12 и 24 В. Специальный звуковой сигнал имеет изменяющуюся основную частоту звучания.

Световая сигнализация ПА создается посредством маяков синего цвета. Сигнальный маяк (маяки) устанавливается на крыше ПА или над ней таким образом, чтобы специальный световой сигнал был виден со всех ракурсов (угол видимости в горизонтальной плоскости 360 0). При наличии заднего маяка (маяков) допускается уменьшение угла видимости переднего сигнального маяка до 180 0 , но так, чтобы маяк не был закрыт со стороны передней части ПА).

ОСНОВНЫЕ ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ

В зависимости от преимущественного использования основные пожарные автомобили подразделяются на автомобили общего применения – для тушения пожаров в городах и населенных пунктах (АЦ, АЦЛ, АЦКП, АНР, АВД, АПП), и автомобили целевого применения – для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности, в аэропортах и на других специальных объектах (АА, АПТ, АГВТ, ПНС, АКТ, АП, АГТ).

пожарные автоцистерны занимают доминирующее положение среди основных типов пожарных автомобилей.

Условно пожарные автоцистерны подразделяются на 3 группы:

1) легкие – вместимость цистерны для воды до 2 м 3 ;

2) средние – вместимость цистерны для воды от 2 до 4 м 3 ;

3) тяжелые – вместимость цистерны для воды свыше 4 м 3 .

Основными элементами пожарной автоцистерны являются:

§ базовое шасси с кабиной водителя или специальной кабиной для размещения водителя и расчета;

§ кабина для размещения расчета в виде отдельного модуля;

§ отсеки кузова для размещения насосной установки и ПТВ;

§ сосуды для огнетушащих веществ (ОТВ);

§ насосная установка с коммуникациями;

§ дополнительные трансмиссии привода насосной установки;

§ пожарный лафетный ствол;

§ система дополнительного охлаждения двигателя;

§ система обогрева салона.

В зависимости от назначения и конструктивного исполнения АЦ могут быть оборудованы дополнительными устройствами при отсутствии одной или нескольких из перечисленных выше составных частей.

Для изготовления отечественных пожарных автоцистерн в настоящее время производители применяют автомобильные шасси обычной (4×2, 6×4) или повышенной (4×4, 6×6, 8×8) проходимости таких автопредприятий как ЗИЛ, Урал, КамАЗ, ГАЗ, МАЗ в стандартном исполнении.

При этом основные части автомобилей – двигатель, трансмиссия, ходовая часть, механизм управления сохраняются. Однако в некоторые из них вносятся изменения для облегчения надежной работы пожарного оборудования и основных агрегатов. Так, двигатель, работая на насос в летнее время в стационарном режиме, может перегреваться. Поэтому в систему охлаждения вводят дополнительный теплообменник, соединенный трубами с пожарным насосом.

Разрежение в полости центробежного насоса при всасывании воды в случае забора ее из посторонней емкости зачастую осуществляется с помощью газоструйного вакуум-аппарата. Оно создается отработавшими газами двигателя, которые также используются в зимнее время для обогрева насосного отделения и воды в цистерне. Выпускные трубы, глушитель и батареи обогрева образуют систему отработавших газов двигателей пожарных автомобилей.

Существенные изменения вносят в электрооборудование автомобиля. В него дополнительно включаются приборы освещения (кабина расчета, отсеки кузовов, насосного отделения, а также площадки около него), световая и звуковая сигнализация и контрольно-измерительные приборы.

С кабиной водителя, как правило, жестко соединяют цельнометаллическую кабину расчета. В средней части шасси, за кабиной расчета монтируют цистерну для воды. На кронштейнах, приваренных к опорам цистерны, устанавливают стальной кузов. В отсеках кузова и на крыше автомобиля размещают пожарное оборудование. Специальными хомутами к элементам кузова закрепляют баки для пенообразователя, которые, как правило, изготавливают из нержавеющих сталей.

Огнетушащие жидкости на автоцистерне подаются насосной установкой. Она включает: пожарный насос, водопенные коммуникации, пеносмеситель и вакуумную систему. Насосные установки могут размещаться сзади пожарного автомобиля или посередине. Передача мощности от двигателя к насосу осуществляется через дополнительную трансмиссию, которая состоит из коробки отбора мощности и карданной передачи. Коробка отбора мощности устанавливается вместо крыши коробки передач или является самостоятельным механизмом. В случае заднего расположения установки для удобства управления двигателем и трансмиссией дублируются приводы управления сцеплением и дроссельной заслонкой карбюратора (или рейкой ТНВД). Таким образом, изменение режимов работы насоса можно производить или из кабины водителя, или из насосного отделения.

Пожарные насосно-рукавные автомобили АНР сходны с автоцистернами, но на них отсутствует цистерна для воды. За счет ликвидации цистерны увеличены кабина расчета и вывозимый запас напорных рукавов. В таблице 2.1 представлены основные технические данные некоторых основных ПА общего применения.

Наиболее массовыми пожарными автоцистернами в настоящее время являются АЦ-40(431410)63Б и АЦ-40(131)137А.

Пожарная автоцистерна АЦ-40(431410)63Б (см. рис. 2.1 и 2.2) смонтирована на автомобильном шасси ЗИЛ-431410 с колёсной формулой 4×2.

На автомобиле установлен V-образный восьмицилиндровый четырёхтактный карбюраторный двигатель ЗИЛ-508 мощностью 110 кВт (150 л.с.). За трёхместной кабиной водителя располагается четырёхместная кабина расчёта, жёстко соединённая с первой. На ложементах, укреплённых через резиновые амортизаторы к раме шасси, за кабиной расчёта установлена цистерна с 2350 литрами воды.

Кузов пожарной автоцистерны представляет собой две цельнометаллические тумбы, которые располагаются вдоль цистерны и крепятся к ней кронштейнами. В задней части тумбы имеется отсек, где размещена насосная установка с контрольно-измерительными приборами, рычагами управления, а в верхней части бак для пенообразователя ёмкостью 165 литров.

Основные технические данные некоторых основных ПА общего применения

Марка пожарного автомобиляМодель базового шассиКолёсная формулаПолная масса, кгГабаритные размеры, мм (длина, ширина, высота)Мощность двигателя, л.с. (кВт)Максимальная скорость, км/чРасчёт, чел.Вывозимые ОТВ, л: вода / пенообразовательТип насосной установкиПроизводительность насоса, л/с. / Напор насоса, м
АЦ-40(431410) модель 63БЗИЛ-4314104×26810 2500 2720150 (110)ПН-40УВ
АЦ-40(131) модель 137АЗИЛ-1316×67640 2500 2950150 (110)ПН-40УВ
АЦ-40(43202) модель 186Урал-432026×68000 2500 3000210 (155)ПН-40УВ
АЦ-3-40 (43206) модель 1МИУрал-432064×47900 2500 3350180 (132)ПН-40УВ
АЦ-5-40(43101) модель ПМ-525АКамАЗ-431016×68500 2500 3100210 (155)ПН-40УВ
АЦ-7-40 (53213) модель ПМ-524КамАЗ-532136×48250 2500 3200210 (155)ПН-40УВ
АЦ-2,5-40 (433362) модель ПМ-540ЗИЛ-4333624×26900 2500 3100150 (110)ПН-40УВ
АЦ-6-40/4(53211) модель 1ДДКамАЗ-532116×47600 2500 3200240 (176)NH-30 Rosenbauer40/4
100/400
АЦ-1,0-4/400(5301) модель ПМ-542ДЗИЛ-53014×26700 2500 2800109 (80)НЦПВ-4/400
АЦ-3,2-40(433104) модель 8ВРЗИЛ-4331044×27650 2500 3140185 (136)НПЦ-40/100
АНР-40(431412) модель 127БЗИЛ-4314124×27150 2470 2730150 (110)0 .ПН-40УВ
Примечание: на автоцистернах моделей ПМ-525, ПМ-540, 8ВР, 1МИ могут устанавливаться по отдельному заказу насосы НЦПН-40/100, НЦП-40/100, НЦПК-40/100-4/400, а также насосы фирм Rosenbauer, Ziegler и Magirus. Кроме того, насосы группы НЦ, имеющие одинаковые присоединительные размеры с насосом ПН-40, могут ставиться и на автоцистерны ранних выпусков при их капитальном ремонте и модернизации.
Рис.2.2.Пожарная автоцистерна АЦ-40(431410)63Б

В основе насосной установки автоцистерны лежит пожарный центробежный одноступенчатый консольный насос ПН-40УВ, с номинальной подачей 40 л/с при напоре 100 метров. Привод пожарного насоса осуществляется от двигателя автомобиля через коробку перемены передач и дополнительную трансмиссию, состоящую из коробки отбора мощности (КОМ), установленной на крышке коробке перемены передач (КПП), двух карданных и одного промежуточного вала. Пожарная автоцистерна АЦ-40(131)137А (см. рис. 2.3) по общему устройству напоминает АЦ-40(431410)63Б. Надстройка модели 137А монтируется на автомобильном шасси повышенной проходимости с колёсной формулой 6×6 (автошасси ЗИЛ-131 или ЗИЛ-433440). На крыше кабины автоцистерны стационарно

Рис.2.3.Пожарная автоцистерна АЦ-40(131)137А

устанавливается управляемый из кабины лафетный ствол, имеющий производительность 20 л/с.

На современных пожарных автоцистернах зачастую используется модульный принцип компоновки пожарной надстройки, который особенно эффективен при выпуске пожарных автомобилей мелкими сериями или при производстве модификаций базовой модели. Например, путем замены модуля насосного отсека с насосом нормального давления на модуль насосного отсека с насосом высокого давления или комбинированным можно существенно изменять характеристики пожарной автоцистерны.

При наличии набора стандартных модулей на одном и том же шасси можно выпускать автомобили различного назначения, максимально унифицированные между собой. Для этого достаточно заменить один или несколько модулей.

В последнее время пожарные автоцистерны все чаще компонуются цистернами изготовленными из армированного стеклопластика. При установке металлических цистерн производители применяют эффективные покрытия для защиты внутренних полостей от коррозии.

На современных моделях пожарных автоцистерн зачастую цистерну и пенобак выполняют в виде единого сварного блока, как это сделано, например, на АЦ-2,5-40(433362)ПМ-540 (см. рис. 2.4). Эта автоцистерна, широко применяемая в подразделениях

Рис.2.4.Пожарная автоцистерна АЦ-2,5-40(433362)ПМ-540

различных регионов нашей страны, смонтирована на шасси ЗИЛ-433362 с колесной формулой 4×2 и бензиновым двигателем мощностью 110 кВт (150 л.с.). Машина оснащена стационарной насосной установкой с пожарным насосом ПН-40УВ. На автоцистерне применен модульный принцип компоновки пожарной надстройки. Модуль цистерна-пенобак выполнен как единое целое – внутри корпуса цистерны с полезным объемом 2,5 м 3 монтируется (вварен) бак для пенообразователя емкостью 200 л.

Современные пожарные автоцистерны все чаще оборудуют насосными установками, обеспечивающими подачу воды как с нормальным, так и с высоким давлением. Наличие насоса (или ступени) высокого давления позволяет создавать тонкодисперсные (мелкораспыленные) водяные струи, обладающие повышенной огнетушащей эффективностью. При производстве новых пожарных автоцистерн или в ходе модернизации устаревших машин зачастую вместо традиционного пожарного насоса нормального давления ПН-40УВ устанавливается современная насосная установка отечественного производства, состоящая из комбинированного центробежного насоса НЦПК 40/100-4/400, вакуумного насоса объемного типа и катушки с рукавом высокого давления. Присоединительные размеры нового насоса и ПН-40УВ совпадают, одинаковой является и потребляемая мощность, поэтому модернизация насосной установки может производиться не только на заводе, но и на местах в условиях Производственно-технических центров (ПТЦ) или отрядов технической службы (ОТС).

На шасси ЗИЛ-5301 и ЗИЛ-432720 монтируются надстройки автоцистерн легкого типа. К наиболее распространённым машинам этой группы относятся автоцистерны моделей 002ММ и ПМ-542 различных модификаций (см. рис. 2.5).

Эти пожарные автоцистерны смонтированы на шасси с колесной формулой 4×2 и длиной колёсной базы 3600 мм (ЗИЛ-530104) или 4250 мм (ЗИЛ-5301ГА), оборудованы ёмкостями от 800 до 1400 литров, баками для пенообразователя на 80-150 литров, пожарными насосами ПН-20, НЦПВ-4/400 или НЦПК-40/100-4/400. Автомобили являются в какой-то степени многофункциональными, так как могут применяться в качестве АПП или АПС (пожарно-спасательных автомобилей).

К этой же группе лёгких многофункциональных автоцистерн относится АЦ-0,8-4/400(432720) модели ПМ-541 (см. рис. 2.6), дополнительно оснащенная электрогенератором

с выходной мощностью 4,0 кВт, стационарной выдвижной осветительной мачтой, выносными прожекторами, гидравлическим аварийно-спасательным инструментом и другими видами специального оборудования. Вооружение машины позволяет использовать её как в качестве автоцистерны, так и в качестве аварийно-спасательного автомобиля. Для повышения мобильности и проходимости автоцистерны она смонтирована на автомобиле ЗИЛ-432720 с колёсной формулой 4×4.

Пожарная автоцистерна АЦ-3,0-40(43206)1МИ (см. рис. 2.7) изготовлена на шасси Урал 43206 с дизелем ЯМЗ-236М2 мощностью 180 л/с и колесной формулой 4×4. Автоцистерна оборудована 6-местной кабиной для размещения расчета, 3000-литровой цистерной для воды и 180-литровой емкостью для пенообразователя, одноступенчатым

Рис.2.7.Пожарная автоцистерна АЦ-3,0-40(43206)1МИ

насосом ПН-40УВ, гидравлические коммуникации которого предусматривают установку на крыше автомобиля стационарного лафетного ствола. Вместо газоструйного вакуумного аппарата использована автономная система АВС-01Э.

Пожарные автоцистерны на шасси КамАЗ обычной и повышенной проходимости АЦ-7-40(53215)ПМ-524 с колесной формулой 6×4 и АЦ-5-30(43118)ПМ-525 с колесной формулой 6×6 (см. рис. 2.8) имеют модульную компоновку пожарной надстройки, оснащаются цистернами для воды объемом 7 и 5 м 3 , соответственно, пенобаками объёмом 450 и 350 литров и пожарными насосами нормального давления с

Рис.2.8.Пожарные автоцистерны ПМ-524 и ПМ-525

номинальной подачей до 40 л/с. Машины могут комплектоваться по специальному заказу пожарными насосами высокого давления и комбинированными насосами, в том числе зарубежного производства. Вместо классического ПН-40УВ на этих автоцистернах возможна установка насосов НЦПН-40/100, НЦПК-40/100-4/400, НЦПВ-4/400, НЦПВ-20/200, Ziegler-FP16/8-2H с номинальной подачей 50 л/с и других.

По такому же модульному принципу на базовом шасси КамАЗ-53211 с колесной формулой 6х4 изготавливается пожарная автоцистерна АЦ-6,0-40/4(53211)1ДД, соответствующая австрийскому прототипу TLF-6500. За 7-местной кабиной расчета монтируется обогреваемая цистерна на 6 м 3 воды и 600-литровый бак для пенообразователя с автоматическим пеносмесителем. В заднем отсеке автомобиля установлен комбинированный насос Rosenbauer NH30, номинальная подача которого по ступени нормального давления составляет 50 л/с при напоре 100 м. вод. ст., а по ступени высокого давления 4 л/с при напоре 400 м. вод. ст. Водопенные коммуникации насосного агрегата оборудованы лафетным стволом, установленным на крыше автомобиля.

Особую группу автоцистерн составляют так называемые автоцистерны упрощённые (АЦУ или АЦП) (см. рис. 2.9), на которых за счёт отказа от салона личного состава и сокращения численности расчёта до 3-х человек количество возимой воды увеличено почти вдвое по сравнению со стандартными АЦ на тех же самых шасси.

автомобиль вывозит большее количество напорных рукавов, имеет увеличенный объём пенобака и, как правило, удлинённый салон боевого расчёта, допускающий размещение 9 человек. На рис. 2.10 изображён ранее широко распространённый насосно-рукавный автомобиль АНР-40(431412) модели 127. Задачей АНР является подача воды от водоисточника или непосредственно к месту пожара, или к автоцистерне, работающей «вперекачку». Запас рукавов и большая численность боевого расчёта обеспечивают быструю прокладку магистральных рукавных линий протяжённостью до 800 метров. Конструктивными особенностями машины является среднее расположение насоса ПН-40, а также обращённый вперёд всасывающий патрубок, за счёт чего облегчается подъезд к водоисточнику. Свободный от насосной установки задний отсек кузова, предназначенный для размещения рукавов, упрощает прокладку магистральной линии на ходу. Современные образцы насосно-рукавных автомобилей (см. рис 2.11) имеют уже несколько иную направленность. На них численность боевого расчёта уменьшена до 7-ми или даже до 3-х человек, как, например, на автомобиле АНР-40-1,4(433112)ПМ-584 (см. рис. 2.11 «а»), зато увеличен до 1400 метров возимый запас напорных рукавов.

время приобретают всё большее распространение, зачастую решая те же задачи, что и автоцистерны. Возросшая роль АПП напрямую связана с увеличением интенсивности дорожного движения в городах, где небольшие габариты и высокие динамические характеристики этих машин могут стать решающим фактором для своевременного прибытия к месту пожара и его тушения в начальной стадии. Чаще всего АПП изготавливаются на шасси грузовых автомобилей или микроавтобусов «Газель» различных модификаций. На рисунке 2.12 представлен один из серийно выпускаемых образцов АПП на шасси ГАЗ-33023 с колёсной формулой 4×2. Автомобиль АПП-2(33023)01, полная масса которого 3,65 т, оснащается дизельным двигателем ГАЗ-562 или бензиновым мотором ЗМЗ-4052 и оборудуется усиленной подвеской. Максимальная скорость машины достигает 115 км/час, боевой расчёт составляет 5 человек. Автомобиль укомплектован насосной установкой ЦСГ-7,2-150, которая обеспечивает подачу от 1,1 до 3,3 л/с с напором соответственно 155 – 105 м. При работе насоса с подпором (например, от гидранта водопроводной сети) он создаёт давление до 2,5 МПа. Это обеспечивает возможность формирования с помощью многорежимного ствола тонкодисперсной водяной струи на высотах до 160 метров. Насос имеет привод через автоматическую муфту от вспомогательного бензинового двигателя, который одновременно служит и приводом электрогенератора. Автомобиль вывозит в качестве огнетушащих средств 500 л воды и 10 л пенообразователя в переносном портативном модуле пеносмешения. В комплектацию автомобиля входят дыхательные аппараты, комплект электрозащитных средств, переносные огнетушители, гидравлический аварийно-спасательный инструмент, ручные пожарные лестниц, пожарная колонка, выносные и стационарные прожекторы и другое пожарное оборудование, характерное для основного пожарного автомобиля общего применения.

На других моделях АПП в качестве насосной установки могут применяться стационарно установленные высоконапорные мотопомпы отечественного или зарубежного производства.

ПОЖАРНЫЕ АВТОНАСОСНЫЕ СТАНЦИИ предназначены для тушения крупных пожаров и применяются тогда, когда требуется подача большого количества огнегасящих веществ.

Пожарная насосная станция ПНС-110(131)131А (см. рис. 2.13) смонтирована на шасси трёхосного автомобиля повышенной проходимости ЗИЛ-131. Она представляет

собой автономный насосный агрегат, установленный на раме автомобиля за кабиной водителя и закрытый металлическим кузовом специальной конструкции. Агрегат состоит из приводного двигателя, фрикционной муфты сцепления и центробежного насоса ПН-110, соединённого с двигателем карданной передачей. Приводной двигатель 2Д12Б дизельный, двухрядный, V-образный, 12-ти цилиндровый, четырёхтактный, быстроходный, жидкостного охлаждения со струйным распылением топлива. Мощность двигателя при частоте вращения коленчатого вала 1350 об/мин составляет 300 л.с. Все системы двигателя независимы от шасси.

Пожарный насос – центробежный, одноступенчатый, консольный, с двухзавитковым спиральным отводом. Подача насоса при 1350 об/мин. составляет 110 л/с; при этом насос создаёт напор 100 м. На насосе установлен пеносмеситель ПС-12 струйного типа на 6, 9 и 12 ГПС-600. Для механизации опускания и подъема всасывающих рукавов с сеткой на автомобиле предусмотрена ручная лебёдка с блоком. Пожарное оборудование на автомобиле размещается в отсеках кузова. В комплект пожарного оборудования входят: два 4-метровых всасывающих рукава диаметром 200 мм, всасывающая сетка СВ-200, два тройника 200×150×150 и четыре разветвления РС-150.

Современные пожарные автонасосные станции (см. рис. 2.14) зачастую оснащаются всё тем же хорошо себя зарекомендовавшим в силу своей надёжности и эффективности насосом ПН-110Б с приводом от двигателей 2Д12Б или ЯМЗ-238. В качестве базового шасси используются как автомобили ЗИЛ-4334 различных модификаций, так и полноприводные автомобили КамАЗ-43114.

В то же время, ряд предприятий осваивает и новые насосные агрегаты, например, НЦПН-100/100. Пожарную насосную станцию ПНС-100(43114)50ВР с этим насосом выпускает ФГУП «Варгашинский завод ППСО».

ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ ПЕННОГО ТУШЕНИЯ применяются в тех случаях, когда пожары могут быть наиболее эффективно потушены воздушно-механической пеной. Их используют для тушения нефти и нефтепродуктов, а также в случае необходимости заполнения воздушно-механической пеной всего объема горящих помещений (трюмов кораблей, кабельных каналов, подвалов и т.п.). Автомобили пенного тушения доставляют к месту пожара личный состав расчета, пенообразователь, пожарное оборудование, технические средства для подачи воздушно-механической пены (генераторы пены средней кратности, дозаторы-смесители для подачи пенообразователя в рукавные линии, переносные пеноподъемники и т.п.). За счёт наличия в комплекте ПТВ специальных пеноспесителей и пенных дозаторов автомобили пенного тушения способны обеспечить одновременную работу большого количества пенных стволов и других средств подачи пены.

Автомобили пенного тушения принципиально мало отличаются от пожарных автоцистерн. В то же время, к ним предъявляются и дополнительные требования, связанные,

Источник http://csem-krsk.ru/dtp/tipazh-klassifikaciya-sistema-oboznachenii-obshchee-ustroistvo.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *