Управление коробкой передач автомобиля МАЗ

Управление коробкой передач автомобиля МАЗ

Управление коробкой передач автомобиля МАЗ

Управление коробкой передач автомобиля МАЗ

Управление коробкой передач автомобиля МАЗ дистанционное, механическое (рис. 17).

Включение передач осуществляется по приведенной схеме, которая нанесена на рукоятку рычага переключения передач.

Привод коробки передач автомобиля МАЗ-500А
Рис. 17. Привод коробки передач автомобиля МАЗ-500А: 1 — рычаг переключения передач- 2 — рычаг механизма переключения- 3 — валик переключения передач- 4 — картер механизма дистанционного переключения передач- 5 — промежуточный рычаг переключения передач- 6 — палец- 7 — серьга шарнира- 8 — наконечник тяги- 9 — стяжные болты- 10 — тяга- 11 — промежуточный механизм- 12 — стопорный болт- 13 — поперечный валик

Регулировка привода коробки передач автомобиля МАЗ

В процессе эксплуатации автомобиля МАЗ может возникнуть необходимость в регулировке привода коробки передач. Ниже приведены рекомендации по регулировкам привода КПП в зависимости от признака неисправности.

1. Не включаются 4-я и 5-я передачи, а остальные включаются.

Порядок регулировки следующий:
а) нанести метки совмещения на тягу 10 (рис. 17) и наконечник 5-
б) отпустить стяжные болты 9 наконечника тяги и повернуть наконечник 8 на тяге против часовой стрелки (если смотреть по ходу автомобиля) на 4—5°, что соответствует смещению одной метки относительно другой около 1 мм-
в) затянуть стяжные болты 9 и проверить включение передач.
При необходимости нужно дополнительно повернуть наконечник тяги.

2. Не включаются 1-я передача и задний ход, а остальные передачи включаются. Порядок регулировки аналогичен вышеописанному, за исключением того, что наконечник 8 следует поворачивать по часовой стрелке (если смотреть по ходу автомобиля).

3. Рукоятка рычага 1 касается о панель приборов или кожух кабины.

Порядок регулировки следующий:
а) установить рычаг 1 в нейтральное положение-
б) отсоединить наконечник тяги 10 от серьги 7 и убедиться в том, что рычаг 2 находится в нейтральном положении. (Вилка должна находиться в вертикальном положении и при угловом покачивании должно ощущаться сопротивление вращению)-
в) запереть поперечный валик 13 промежуточного механизма управления стопорным болтом 12, заворачивая его до упора в коническое отверстие на валике-
г) с помощью наконечника 8, предварительно ослабив стяжные болты, отрегулировать тягу 10 по длине так, чтобы палец 6 входил в отверстие вилки наконечника 8 и серьги 7 свободно, без дополнительных перемещений для совпадения отверстий, и соединить наконечник с серьгой. Затянуть стяжные болты наконечника-
д) отвернуть стопорный болт 12 на 5 оборотов и законтрить гайкой.

Примечание. Регулировка привода коробки передач МАЗ после частичной разборки производится аналогично описанному выше способу.

Механизм переключения передач МАЗ: надежная связь с коробкой передач

Управление коробкой передач автомобиля МАЗ

Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

Привод управления КПП ЯМЗ автомобилей Маз-5516, Маз-5440

Привод коробки передач автомобилей Маз-5516, Маз-5440, 64229, Маз-54323, 54329 и ЯМЗ — 239 показан на рисунке 4. В процессе эксплуатации, при необходимости, производятсяследующие регулировки привода коробки передач:

Порядок регулировки управления КПП ЯМЗ-239 автомобилей Маз-5516, Маз-5440, 64229, Маз-54323, 54329 следующий:

Установить рычаг 2 в нейтральное положение;

Продольным перемещением пластины 16 при отпущенных болтах 17 установить угол а рычага 1;

Изменением длины тяги 3 установить угол.

При недостаточном ходе пластины 16 или диапазоне регулировки тяги 3 отпустить болты 5, сдвинуть или повернуть тягу 6 относительно хвостовика 4, затянуть болты 5 и повторить регулировку углов а, в, как указано выше.

Угол а должен быть 80°, угол в — 90°.

Регулировку блокировочного устройства телескопических элементов коробки передач ЯМЗ-239 автомобилей Маз-5516, Маз-5440, 64229, Маз-54323, 54329 производить при поднятой кабине следующим образом:

Расшплинтовать палец 8 и отсоединить тягу 6 от вилки 9 рычага привода коробки передач;

Задвинуть внутреннюю тягу 6 до упора выступов серьги 12 в пазы наконечника 15;

Удерживая механизм в сжатом состоянии, ввернуть хвостовик до момента блокировки механизма втулкой К) под воздействием пружины 11:

Затянуть контргайку 13, проверить четкость работы механизма блокировки. При заблокированном механизме осевой и угловой люфты должны быть минимальными.

В разблокированном положении втулка 10 смещена влево. Перемещение удлинителя должно быть плавным, без заеданий, и механизм блокировки должен обеспечивать четкую фиксацию удлинителя тяги в исходном положении.

При подсоединении тяги 6 к вилке 9 отверстие в серьге под палец 8 должно располагаться над продольной осью тяги 6. Регулировку привода производить при неработающем двигателе.

При подъеме кабины масло под давлением от насоса подъема кабины через шланг 7 подается в цилиндр блокировочного устройства и происходит разблокирование механизма 6.

После опускания кабины для надежной фиксации телескопического механизма 6 в заблокированном положении необходимо переместить рычаг переключения передач 1 вперед по ходу автомобиля движением, аналогичным включению передачи. При этом механизм блокируется и в дальнейшем готов к работе.

Схема переключения передач КПП автомобилей Маз-5516, Маз-5440, 64229, Маз-54323, 54329 и ЯМЗ-239 см. рисунок 5.

Управление коробкой передач автомобиля МАЗ

Рис.4. Привод управления коробкой передач ЯМЗ автомобилей Маз-5516, 64229, Маз-54323, 54329

1 — рычаг; 2 — рычаг; 3,4- тяги; 5,17- болт; 6 — тяга (телескопический механизм); 7 — шланг; 8 — палец; 9 — вилка; 10 — втулка; 11 — пружина; 12 — серьга; 13 — контргайка; 14 — хвостовик; 15 — наконечник; 16 -пластина; 18 — переключатель

Привод управления коробкой передач автомобилей Маз-5516, Маз-5440, 64229, Маз-54323, 54329 с двигателем MAN

При управлении коробкой передач автомобилей Маз-5516, Маз-5440, 64229, Маз-54323, 54329 руководствоваться следующим:

Управление основной КПП и демультипликатором осуществляется с помощью рычага КПП согласно схеме изображенной на рисунке 19 (КПП ZF).

Переходе медленного диапазона демультипликатора на быстрый осуществляется движением рычага в нейтральном положении в направлении от себя, преодолевая усилие фиксатора, с быстрого диапазона на медленный — в обратной последовательности.

Управление делителем осуществляется флажком на рукоятке рычага коробки переключения передач. Переход с медленного диапазона (L) на быстрый (S) и обратно осуществляется нажатием до упора на педаль сцепления после перевода флажка в соответствующее положение. Переключение возможно без выключения передачи в основной КПП.

Регулировка привода управления коробкой передач КПП автомобилей Маз-5516, Маз-5440, 64229, Маз-54323, 54329

В процессе эксплуатации, при необходимости, производятся следующие регулировки привода КПП автомобилей Маз-5516, Маз-5440, 64229, Маз-54323, 54329 для двигателей МАН:

Регулировка положения рычага в продольном направлении;

Регулировка положения рычага в поперечном направлении;

Регулировка блокировочного устройства телескопических элементов привода.

Регулировка положения рычага 1 (рисунок 7) в продольном и поперечном направлении производится перемещением и вращением тяги 5 в хвостовике 6 при отпущенных болтах 7.

При этом угол а должен быть 85°, угол е=90°. Угол а можно регулировать и перемещением пластины 3 при отпущенных болтах 2.

Управление коробкой передач автомобиля МАЗ

Рис.5. Схема переключения передач КПП автомобилей Маз-5516, Маз-5440, 64229, Маз-54323, 54329, ЯМЗ-239

М — медленный диапазон; Б — быстрый диапазон.

Управление коробкой передач автомобиля МАЗ

Рис.6. Схема переключении передач КПП ZF автомобилей Маз-5516, Маз-5440, 64229, Маз-54323, 54329

L — медленный диапазон; S — быстрый диапазон.

Управление коробкой передач автомобиля МАЗ

Рис.7. Привод управления коробкой передач автомобилей Маз-5516, Маз-64229, Маз-54323, 54329

1 — рычаг; 2, 7 — болт; 3 — пластина; 4 — шланг; 5 — механизм помежуточный; 6 — хвостовик; 8 — рычат

Привод коробки передач автомобилей Маз-5440 показан на рисунке 8.

Переключение основной коробки производится рычагом 1 механизма дистанционного управления. Дополнительная коробка управляется переключателем диапазонов 18, расположенным на рычаге 1 переключения передач.

При нижнем положении переключателя диапазонов включается быстрый диапазон в дополнительной коробке, при верхнем — медленный диапазон.

В процессе эксплуатации, при необходимости, производятся следующие регулировки КПП автомобилей Маз-5440:

Регулировка угла наклона рычага 1 в продольном направлении;

Регулировка угла наклона рычага 1 в поперечном направлении;

Регулировка блокировочного устройства телескопического механизма. Для регулировки угла наклона рычага в продольном направлении следует:

Установить рычаг 2 в нейтральное положение, затянув фиксатор нейтрального положения на механизме переключения 20 (для КП ЯМЗ — 238М).

Нейтральное положение коробки передач КПП автомобилей Маз-5440 проверить перемещением валика рычага 2 в осевом направлении путем нажатия на него рукой. При этом валик должен перемещаться на величину 30 — 35 мм;

Ослабить затяжку болтов 17 и продольным перемещением пластины 16 установить угол «а» 90 градусов;

При недостаточном ходе пластины 16 отпустить болты 5, сдвинуть тягу 6 относительно хвостовика 4, затянуть болты 5 и повторить регулировку угла «а» перемещением пластины 16.

Регулировка рычага 1 в поперечном направлении осуществляется изменением длины поперечной тяги 3 путем отсоединения одного из наконечников с отворачиванием гайки его крепления с последующей регулировкой длины таким образом, чтобы рычаг 1 занял вертикальное положение.

После регулировки вернуть фиксатор нейтрального положения в исходное положение (для КПП ЯМЗ-238М).

Регулировку блокировочного устройства телескопического механизма КПП автомобилей Маз-5440 следует производить следующим образом:

Расшплинтовать палец, отвернуть гайку, вынуть палец и отсоединить тягу 6 от вилки 9 рычага переключения передач;

Ослабить контргайку 13 и вывернуть хвостовик 14 до упора резьбы;

Задвинуть внутреннюю тягу 6 до упора выступов серьги в пазы наконечника 15;

Удерживая механизм в сжатом состоянии, ввернуть хвостовик 14 до момента блокировки механизма втулкой 10 под воздействием пружины 11;

Затянуть контргайку 13, проверить четкость работы механизма блокировки. При заблокированном механизме осевой и угловой люфты должны быть минимальными. В разблокированном положении (втулка 10 смещена вправо) внутренняя тяга должна выталкиваться возвратной пружиной на 35 — 50 мм.

Дальнейшее перемещение удлинителя должно быть плавным, без заеданий и механизм блокировки должен обеспечивать четкую фиксацию удлинителя тяги в исходном положении.

Не следует допускать изгиба и погнутости тяги привода и телескопических ее составляющих. Регулировку привода коробки передач производить при неработающем двигателе.

Управление коробкой передач автомобиля МАЗ

Рис.8. Привод управления коробкой передач автомобилей Маз-5440

1,2- рычаг; 3, 4, 6 — тяга; 5, 7, 17 — болт; 8 — палец; 10 — втулка; 11 — пружина; 12 — серьга; 13 — гайка; 14 — хвостовик; 15 — наконечник; 16 — пластина; 18 — переключатель 19 — шарик; 20 — механизмы переключения.

В грузовых автомобилях МАЗ коробка передач удалена от кабины, поэтому для управления КПП используется дистанционный привод, в котором важную роль играет механизм переключения передач (или кулиса). Об этом узле, его назначении, конструкции, функционировании и особенностях эксплуатации читайте в статье.

Особенности привода управления коробкой передач МАЗ

Грузовые автомобили МАЗ имеют бескапотную компоновку, что требует особого подхода к проектированию приводов управления двигателем, трансмиссией и другими агрегатами. Например, здесь неприменимы обычные конструкции КПП, в которых рычаг переключения скоростей расположен на верхней крышке и выходит в пол кабины. В МАЗах коробка расположена позади и ниже кабины, и для управления ею используется дистанционный привод.

На автомобилях МАЗ различных поколений и моделей используется два типа дистанционного привода КПП:

  • Привод на основе карданных шарниров — перемещение рычага в кабине передается к КПП через систему соединенных шарнирами тяг и промежуточного механизма, изменяющего направление движения тяг;
  • Привод на основе тяг (продольных и поперечных) и рычагов — перемещение рычага передается на КПП с помощью смещающихся в продольном и поперечном направлении тяг.

Шарнирный привод использовался на ранних моделях МАЗ (500-й серии), на более поздних моделях и по сей день применяется более простой механизм на основе тяг. Дело в том, что привод второго типа позволяет проще реализовать механизм опрокидывания кабины — для этого используется телескопическая продольная тяга, изменяющая свою длину.

Но независимо от типа привода на всех КП грузовиков МАЗ применяется механизм переключения передач (или кулиса), который устанавливается непосредственно на коробку и передает «сигналы» от рычага на механизм выбора передач в коробке.

Назначение и роль дистанционного механизма переключения передач

Выполняет одну главную функцию — точную передачу движений рычага переключения передач, установленного в кабине, на механизм выбора передач, расположенный в крышке коробки передач. Также на детали, непосредственно связанные с механизмом, возлагаются функции по регулировке хода и положения рычага скоростей в поперечном направлении (то есть, его ход вправо и влево).

Проще говоря, кулиса заменяет собой рычаг, который во многих автомобилях устанавливается непосредственно на крышке коробки и выходит в пол кабины. Рычаг механизма за счет привода повторяет все движения рычага в кабине, обеспечивая перемещение штоков механизма выбора передач и, соответственно, переключение передач.

Механизм переключения передач играет одну из ключевых ролей в управлении коробкой, поэтому очень большое внимание уделяется его надежности и долговечности, и все это достигается простой и эффективной конструкцией.

Типы, конструкция и работа механизма переключения передач

Можно выделить два типа механизмов переключения передач:

  • Старого образца для использования с шарнирным приводом — этот механизм имеет увеличенный по размерам корпус, в котором находится как рычаг переключения, так и промежуточный рычаг;
  • Нового образца для использования с приводом из тяг — данный механизм имеет более компактные размеры за счет того, что промежуточный рычаг выведен за пределы корпуса.

Наиболее просто устроен механизм нового образца. Его основу составляет литой корпус (или картер), в котором горизонтально установлен валик, на данном валике внутри корпуса жестко (на болте и шпонке, предотвращающей проворачивание) установлен рычаг переключения, головка которого обращена вниз. В верхней части картера, с одной или другой стороны рычага (в зависимости от модели кулисы), располагается фиксатор передач, который обеспечивает удерживание включенной передачи. Фиксатор представляет собой шарик, который пружиной вжимается в выточки на валике, пружина с шариком расположены в цилиндрическом корпусе и удерживаются стопором, вся эта конструкция с помощью резьбы вворачивается в резьбовое отверстие в картере.

Управление коробкой передач автомобиля МАЗ

Валик с рычагом удерживается в корпусе с помощью втулки (с узкой конеусной части) и крышкой (в широкой задней части), на конусную часть корпуса и выступающую часть валика устанавливается манжета, предотвращающая утечку масла. На конце выступающей части валика жестко устанавливается промежуточный рычаг, посредством которого осуществляется соединение механизма с приводом. Также на корпусе кулисы монтируется поперечная тяга, которая связана с продольной тягой привода, причем все соединения выполнены шаровыми опорами — с помощью этой тяги осуществляется регулировка поперечного перемещения рычага переключения передач в кабине.

Механизм старого образца в общем случае устроен аналогично, однако его картер охватывает валик и промежуточный рычаг, и здесь же находится механизм, преобразующий вращательное движение от карданного шарнира в наклоны рычага и продольное смещение валика. С этой стороны корпус закрыт крышкой на болтах.

Кулиса в сборе устанавливается (через прокладку) на крышке КПП, при этом нижняя часть рычага переключения входит в паз переводной головки на среднем штоке механизма выбора передач.

Работает механизм следующим образом. При переводе рычага переключения скоростей в кабине в то или иное положение движение от него через привод передается на механизм переключения передач. При продольном смещении рычага валик в механизме проворачивается вокруг оси и рычаг переключения перемещает шток вперед или назад. При поперечном смещении рычага в кабине валик кулисы сдвигается вправо или влево, рычаг переключения переводится в паз переводной головки правого или левого штока, и далее при продольном смещении рычага происходит и продольное смещение соответствующих штоков. При любом повороте или продольном смещении валика срабатывает фиксатор передач, его шарик упирается в выточку на валике и предотвращает «вылет» включенной передачи.

Вопросы ТО и ремонта КПП и дистанционного механизма переключения передач МАЗ

Имеет простую, а поэтому крайне надежную конструкцию, поэтому он долговечен и практически не требует обслуживания и другого вмешательства. Периодически только может возникать необходимость в регулировке степени сжатия пружины в фиксаторе — это выполняется вворачиванием или выворачиванием стопора.

Из неисправностей механизма можно отметить утечку масла (возникают вследствие износа манжеты, уплотнительного кольца в торце механизма или прокладки между ним и КПП), ослабление крепления рычагов на валике, износ головки рычага переключения, а также деформацию или разрушение деталей механизма. Любые неисправности проявляются ухудшением качества и надежности переключения передач вплоть до полной потери управления коробкой. Поломки устраняется снятием узла, заменой его деталей или установкой нового механизма в сборе.

Механизм переключения передач коробки МАЗ играет важную роль в работе грузовика, поэтому необходимо уделять внимание его состоянию и работе, и при первых же признаках неисправности производить ремонт. Только так можно обеспечить нормальную и безопасную эксплуатацию грузовика.

Рычаг КПП МАЗ или рычаг переключения передач МАЗ имеет несложное устройство. Состоит из нескольких простых механизмов.

В данной статье мы расскажем вам о ТО коробки передач, ремонте рычага и его устройстве.

Рычаг КПП МАЗ — рукоятка, винт, ось и другие элементы

Рассмотрим подробно устройство детали. Современный рычаг КПП МАЗ снабжен пластмассовой рукояткой. Данные элемент монтируется на поверхность запчасти специальным винтом. Рычаг переключения передач МАЗ закрепляется в шайбе.

Затем для большей герметичности присоединяется резиновый чехол или защитный колпак. К детали примыкают несколько (обычно две) уплотнителей. Также рычаг переключения передач МАЗ предусматривает и наличие пластины, оси и колпачка.

Некоторые модели комплектуются сферическими подшипниками. Элемент очень прочен, так как изготовлен из крепкого материала. Естественно, рычаг переключения передач МАЗ включает в себя и гайки, винты, болты, .

Более подробно рассмотреть устройство детали вы можете на следующем рисунке.

Рычаг переключения передач МАЗ — изучаем неисправности

«АвтоРесурс» уже писал о том, как ухаживать за коробкой передач современного автомобиля. В данной статье мы более подробно рассмотрим самые распространенные проблемы с рычагом КПП.

Неисправности КПП
На какую деталь обращаем внимание? Причины поломки Ремонт
Рычаг КПП МАЗ Большой люфт рычага Сделайте регулировку блокировочной муфты
Впускной клапан Износ резины, пружины впускного клапана. Возможен износ поршня цилиндра. Заменить клапаны, пружины. Очистите стержень клапана, смажьте его.

Кроме этого, если рычаг КПП МАЗ в нейтральном положении, может возникнуть утечка воздуха из пневматической системы. К данной проблеме обычно приводит износ диафрагмы клапана редукционного, обрыв воздухопроводов, потеря герметичности таких элементов как колец уплотнительных, золотника.

Для того чтобы рычаг переключения передач работал всегда исправно, рекомендуем своевременно заменять изношенные детали новыми запчастями. Также обязательно подтяните соединительные болты. Не забудьте провести проверку редукционного клапана.

Регулируем рычаг КПП МАЗ

В процессе эксплуатации КПП необходимо делать регулировку механизма:

  1. рычаг КПП МАЗ в продольном направлении;
  2. рычаг переключения в поперечном направлении;
  3. блокировочное устройство тяги (продольной).

Рычаг КПП МАЗ регулируется в продольном направлении следующим образом.

Сначала ослабляем гайки болтов, затем перемещаем тяги. Далее необходимо установить в осевом направлении угол наклона в 85 градусов. КПП находится в нейтральном положении. При регулировке привода специалисты рекомендуют не забывать, что работы данного вида проводятся только при снятии и установке кабины, автомобиля.

Рычаг переключения передач МАЗ также задействован при ремонте и снятии КПП. После того как слито масло из КПП, снята шасси, ослаблены хомуты, отворачивают гайку. Таким образом происходит отсоединение тяги управление от такого элемента как рычаг КПП .

Как правило, после этого отворачиваются болты, снимается рама.

На грузовых автомобилях Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 устанавливается коробка передач ЯМЗ-236.

Регулировка привода коробки передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

В процессе эксплуатации автомобиля может возникнуть необходимость в регулировке привода коробки передач при различных признаках неисправности.

Так, если не включаются IV и V передачи КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, а остальные включаются, то необходимо следующее:

Нанести метки совмещения на тягу 10 (см. рис. 53) и наконечник 8;

Отпустить стяжные болты 9 наконечника тяги и повернуть наконечник 8 на тяге против часовой стрелки (если смотреть по ходу автомобиля) на 4-5°, что соответствует смещению одной метки относительно другой около 1 мм;

Затянуть стяжные болты 9 и проверить включение передач.

При необходимости дополнительно повернуть наконечник тяги.

Если не включаются I передача и задний ход КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, а остальные передачи включаются, то порядок регулировки аналогичен описанному выше, за исключением того, что наконечник 8 следует поворачивать по часовой стрелке (если смотреть по ходу автомобиля).

Рис. 53. Привод коробки передач КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

1 — рычаг переключения передач; 2 — рычаг механизма переключения; 3 — валик переключения передач; 4 — картер механизма дистанционного переключения передач; 5 — промежуточный рычаг переключения передач; 6 — палец; 7 — серьга шарнира; 8 — наконечник тяги; 9 — стяжные болты; 10 — тяга; 11 — промежуточный механизм; 12 — стопорный болт; 13 — поперечный валик.

При касании рукоятки рычага 1 панели приборов или кожуха кабины провести следующую регулировку:

Установить рычаг 1 в нейтральное положение;

Отсоединить наконечник тяги 10 от серьги 7 и убедиться в том, что рычаг 2 находится в нейтральном положении. Вилка должна находиться в вертикальном положении, и при угловом покачивании должно ощущаться сопротивление вращению;

Зафиксировать поперечный валик 13 промежуточного механизма управления стопорным болтом 12, завертывая его до упора в коническое отверстие на валике;

С помощью наконечника 8, предварительно ослабив стяжные болты 9, отрегулировать тягу 10 по длине так, чтобы палец 6 входил в отверстие вилки наконечника 8 и серьги 7 свободно, без дополнительных перемещений для совпадения отверстий, и соединить наконечник с серьгой, затянуть стяжные болты наконечника;

Отвернуть стопорный болт 12 на пять оборотов и законтрить гайкой.

Ремонт коробки передач КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Определение причины и устранение неисправности в коробке передач КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 редко вызывают необходимость ее полной разборки.

В отдельных случаях для устранения неисправности можно ограничиться снятием крышки коробки передач, для чего сначала снимают механизм дистанционного управления коробкой.

Если же требуется заменить или отремонтировать детали, расположенные в картере коробки передач, ее необходимо снять с автомобиля.

Для этого следует прежде всего, слив масло из коробки передач, отсоединить от нее карданный вал, отсоединить тягу привода механизма переключения передач от крышки механизма переключения и тягу привода сцепления от рычага муфты сцепления и снять кронштейн дополнительной опоры коробки передач.

Подведя подъемную тележку под картер коробки передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, поджать коробку, отвернуть болты крепления коробки к двигателю, отсоединив хвостовик ведущего вала коробки, опустить коробку на тележку.

В дальнейшем для устранения какой-либо неисправности или замены отдельных деталей достаточна разборка коробки передач на отдельные узлы.

Разборку коробки передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 начинают со снятия механизма дистанционного переключения и верхней крышки коробки передач.

При этом необходимо следить за тем, чтобы не повредить уплотнительные прокладки.

Снимают муфту выключения сцепления с крышки подшипника ведущего вала, предварительно отсоединив шланг смазки муфты и оттяжные пружины от вилки.

Вынимают вал вилки выключения сцепления, предварительно вывернув стяжной болт и повернув вал на 180°. При этом можно пользоваться мягкой выколоткой.

С помощью универсального съемника снимают фланец с ведомого вала КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 и болтов-съемников, крышку с ведущего вала в сборе с сальником и прокладку.

Ударяя алюминиевым молотком по ведущему валу и покачивая его рукой, извлекают ведущий вал в сборе с подшипником. Чтобы извлечь из картера ведомый вал, необходимо сначала снять крышку заднего подшипника и с помощью съемника выпрессовать задний подшипник ведомого вала, предварительно сняв с него стопорное кольцо.

Ведомый вал КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 в сборе с шестернями извлекают из картера коробки с помощью проволочных захватов, снимая со шлицев шестерню I передачи и заднего хода.

Промежуточный вал извлекают аналогичным образом после снятия крышки заднего подшипника промежуточного вала, упорной шайбы и заднего подшипника промежуточною вала.

Затем снимают с картера коробки передач КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 масляный насос и прокладку.

Чтобы вынуть из картера блок шестерен с подшипниками и промежуточной втулкой, необходимо сначала при помощи съемника выпрессовать из картера ось блока шестерен заднего хода.

Необходимость дальнейшей разборки коробки передач определяется внешним осмотром.

Разборка ведущего вала не вызывает затруднений, так как после снятия кольцевой гайки крепления подшипника последний спрессовывают с помощью съемника.

При разборке ведомого и промежуточного валов КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 необходимо прежде всего с помощью универсальных съемников спрессовать подшипники и специальными съемниками снимать замковые пружинные кольца подшипников и шестерен.

Для дальнейшей разборки ведомого вала снимают синхронизаторы IV и V передач. Чтобы снять с вала шестерню V передачи, вынимают из паза на валу замковую шпонку.

Затем, развернув на один шлиц, при помощи отвертки снимают упорную шайбу шестерни V передачи.

Под прессом с ведомого вала КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 через оправку и деревянную прокладку спрессовывают втулки шестерен и синхронизаторов, снимают шестерни и синхронизаторы II и III передач.

Окончательную разборку промежуточного вала после снятия подшипников и замковых колец также выполняют под прессом или с помощью универсального съемника.

Прежде всего спрессовывают шестерню привода промежуточного вала, затем шестерни V и III передач, снимают распорную втулку, наконец, спрессовывают шестерню II передачи.

Разборка крышки коробки передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 с механизмом переключения передач, а также масляного насоса коробки передач обычно не вызывает особых затруднений.

После разборки узла коробки передач детали промыть в керосине или в дизельном топливе и обдуть сжатым воздухом.

Наружным осмотром выявляют трещины, обломы, срывы резьб, выкрашивание и обломы зубьев шестерен и другие повреждения.

Если есть трещины или обломы зубьев, а также повышенный износ зубьев, шестерни заменяют.

У синхронизатора возможны ослабление посадки штифтов муфты на каретке, износ конусных колец, износ зубьев кареток и износ шлицевых отверстий.

При ослаблении муфты на каретке синхронизатора КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 негодные штифты высверливают и вместо них ставят новые с обваркой латунью. Место заварки зачищают.

При определении степени износа бронзовых конусных колец обойм синхронизаторов пользуются сопрягаемыми с ним конусными поверхностями соответствующих шестерен.

При насаживании кольца на шестерню замеряют зазор между торцом зуба и обоймой синхронизатора КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337.

Износ конусного кольца считается в пределах допустимого, если зазор между торцом зуба и обоймой не менее 1,5 мм.

Износ зубьев кареток (по длине) со стороны включения допускается до 8 мм.

Заварка трещин обоймы синхронизатора не допускается.

Сборку узлов, а также окончательную сборку коробки передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 выполняют в обратной последовательности.

При этом следует максимально использовать детали одного комплекта.

Особенно это важно для шестерен из условий бесшумной работы.

Однако при выбраковке одной из сопрягаемых деталей необходимо подбирать наиболее плотную посадку в таких сопряжениях, как шлицевые посадки кареток синхронизаторов, шестерни I передачи и заднего хода, посадки подшипников на валах и в гнездах картера и других соединениях, соблюдая при этом условия плавного перемещения на шлицевых валах, равномерного вращения валов и шестерен без рывков и заеданий и т. д.; при замене синхронизатора или ведущего вала, а также одной из шестерен ведомого вала (кроме шестерни I передачи и заднего хода) притереть конусные поверхности синхронизаторов к конусным поверхностям шестерни или ведущего вала.

Площадь следов контакта каждой конусной поверхности должна составлять не менее 65% общей площади и располагаться равномерно по всей конусной поверхности.

После сборки все валы коробки передач КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 должны легко и плавно вращаться.

Коробку передач устанавливают на автомобиль в обратной последовательности.

После установки коробки проверить четкость переключения всех передач.

Техническое обслуживание коробки передач КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Техническое обслуживание коробки передач КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 заключается в периодической проверке уровня масла и смене его в картере в соответствии с указаниями в карте смазки.

Масло в картер коробки передач заливают до уровня контрольной пробки.

Сливать масло следует горячим через оба спускных отверстия.

В поддоне картера имеется перегородка, поэтому через одно отверстие вылить все масло невозможно.

После слива масла снять крышку в нижней части картера КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, в которой помещается масло-приемник масляного насоса с магнитом, тщательно промыть их и установить на место.

При этом следует обращать внимание на то, чтобы не перекрыть масляную магистраль крышкой или ее прокладкой.

При нейтральном положении рычага управления коробкой передач на 7-8 мин пускают двигатель, затем его останавливают, веретенное масло сливают и заполняют коробку передач маслом, предусмотренным картой смазки.

Так как в коробке передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 имеется масляный насос, категорически запрещается промывать коробку передач керосином или дизельным топливом, потому что недостаточное разрежение на всасывании может привести к отказу его в работе.

Следует помнить, что масляный насос приводится в действие от промежуточного вала коробки передач.

Поэтому при неработающем двигателе масляный насос не подает смазку к подшипникам шестерен ведомого вала и на конусные поверхности синхронизаторов.

Это особенно важно знать при буксировке автомобиля Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 с неработающим двигателем.

В случае буксировки двигателя необходимо выключить сцепление и включить IV (прямую) передачу в коробке или отсоединить последнюю от трансмиссии, в противном случае возможны задиры поверхностей скольжения и износ колец синхронизаторов.

Необходимо также проверять надежность крепления верхней крышки к картеру коробки передач и механизма управления к верхней крышке.

Источник Источник Источник http://ria-cargo.ru/articles/?ELEMENT_ID=1060
Источник Источник Источник Источник http://autoglim.ru/the-vehicles-grip/mechanism-of-gearshift-maz-reliable-communication-with-the-gearbox/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: