Содержание
Ауди А8: алюминий и сталь
В 1994 году начал выпускаться автомобиль Audi A8 (D2) – четырехдверный седан представительского класса. С тех пор он прошел длинный путь: от почти полностью алюминиевого кузова до увеличения доли стали в кузове, а также применения новых материалов – углепластика и магния – в модели Audi A8 (D5).
Audi A8 D2 – алюминиевый кузов
Space Frame
Новизна автомобиля Ауди А8 была в том, что при его разработке впервые применялась концепция пространственной самонесущей конструкции кузова – ASF (Audi Space Frame). Эта концепция продолжалась в последующих моделях Ауди, в том числе, алюминиевом кузове Ауди А2.
Рисунок 1 – Ауди A8 (D2)
Рисунок 2 –Алюминиевый кузов Ауди А8 (Д2)
Сущность этой концепции заключается в том, чтобы максимально снизить вес кузова путем использования в автомобиле преимуществ различных форм алюминиевой продукции:
- алюминиевых листов,
- алюминиевых профилей и
- алюминиевых отливок.
В этой концепции роли различных компонентов самонесущего кузова автомобиля четко разделяются:
- профили – несут нагрузки;
- листы – обеспечивают жесткость;
- отливки – служат соединительными элементами.
Алюминиевый скелет
Самонесущий кузов Ауди состоит из скелетной конструкции, выполненной из полых алюминиевых профилей. Эти алюминиевые профили могут быть прямолинейными или гнутыми (2D или 3D). При необходимости применяют алюминиевые профили с несколькими полостями со специально разработанным поперечным сечением. В самых нагруженных углах и других соединениях элементы кузова обычно соединяются с помощью сложных, тонкостенных алюминиевых узловых деталей. Эти алюминиевые литые детали отливают методом вакуумного литья под высоким давлением.
Рисунок 3 – Покомпонентное изображение
алюминиевого кузова Ауди A8 (D2)
Виды алюминия в кузове
Автомобиль Ауди A8 (D2) выпускался с 1994 по 2002 год. Его алюминиевый кузов имел вес 249 кг (без дверей) – на 200 кг легче стального кузова. Этот алюминиевый кузов включает 334 детали:
- 47 алюминиевых профилей (14 % веса);
- 50 отливок (15 %) и
- 237 листовых штамповок (71 %).
По сравнению с предыдущей – стальной – конструкцией кузова количество отдельных деталей уменьшилось на 25 %.
Первые самонесущие алюминиевые кузова Ауди содержали:
- Гнутые алюминиевые профили, плоские (2D) и пространственные (3D), из сплава 6060
- Наружные листовые панели кузова из алюминиевого сплава 6016
- Внутренние листовые панели из алюминиевого сплава 6009
- Несущие листовые панели из алюминиевого сплава 5182
- Литые узловые детали из алюминиевого сплава А356
Для производства алюминиевого кузова первой модели А8 (D2) была характерна низкая степень автоматизации. Сборка кузова производилась примерно на 75 % вручную. Соединения к литым узловым деталям, которые производились сваркой MIG, служили для компенсации допусков.
Термическая обработка кузова
Другой особенностью изготовления кузовов D2 была термическая обработка всего кузова в сборе при 210 ºС в течение 30 минут непосредственно перед окраской. Цель этой операции заключалась в том, чтобы обеспечить необходимую прочность кузова за счет идеального – искусственного – старения профилей и листов сплавов серии 6ххх (AlMgSi).
Однако впоследствии опыт показал, что в отдельной операции термической обработки кузова нет необходимости, и она была отменена уже на следующей модели Ауди с алюминиевым кузовом – Ауди A2. Вместо этого требуемый уровень прочности кузова достигался во время нагрева в печи при операции окраски кузова. Дело в том, что эта операция окраски включает окунание кузова катафорезную ванну и затем обработку его в печи в течение примерно 20 минут при температуре 180 ºС. Этого нагрева оказалось вполне достаточно для эффективного упрочнения алюминиевых сплавов серии 6ххх за счет искусственного старения.
Химический состав алюминевых сплавов
Красным цветом выделены главные легирующие элементы, синим – вспомогательные легирующие элементы и ужесточенные требования по примесям.
Audi A8 D5: возврат к стали
40 % стали
Однако, стало известно [2], что кузов новой модель Audi A8 D5 выпуска 2018 года содержит уже более 40 % стали. Это представляет собой разворот на 180 градусов от почти полностью алюминиевого кузова, разработанного для Audi А8 D2 в 1994 году.
В конструкторском центре компании Ауди Leichtbauzentrum заявили [3], что в будущем не будет автомобилей с полностью алюминиевыми кузовами. В развитии автомобилей особую роль будут играть стали, которые термически упрочняются в закалочных штампах. Эти марки стали обрабатываются при высокой температуре путем нагрева в печи и штамповки в горячем состоянии с применением охлаждаемого инструмента (рисунок 4). Высокая скорость охлаждения в штампе обеспечивает формирование структуры, которая на 100 % состоит из мартенсита. Для повышения закаливаемости эти стали обычно содержат бор.
Дебют магния в Ауди А8
Ауди немного запоздал с применением магния, который другие производители уже применяют в той или иной мере. Магний еще легче алюминия: его плотность составляет всего 1,74 г/см3. Новая модель Ауди А8 уже включает компонент из магния в виде распорки между стаканами передней подвески (рисунок 4). Ее основная цель – увеличивать жесткость на кручение.
Рисунок 4 – Кузов Audi A8 D5 из алюминия, стали, углепластика и магния
Увеличение веса
Поворот от алюминия к стали подтверждают данные об изменении соотношения веса материалов в конструкции кузова Audi A8 (таблица 1). В результате этого, например, вес кузова увеличился до около 280 кг вместо 230 кг у предыдущей модели [3].
Таблица – Изменение состава материалов кузова Audi A8 [3]
Почему больше стали?
В конструкторском центре Ауди называют три причины [2]:
- Наиболее важной характеристикой автомобиля является его прочность при столкновении (crash strength). Новые повышенные требования к безопасности, а также необходимость дополнительной защиты литий-ионной батареи, потребовали применения высокопрочной горячедеформированной стали для укрепления внутренней “клетки” салона автомобиля.
- Кроме того, применение стали способствует повышению жесткости кузова на кручение – на 24 % по сравнению со старой конструкцией. Это повышает управляемость автомобилем.
- Наконец, сталь имеет более благоприятные акустические свойства, снижая шум в салоне автомобиля.
Алюминий остается главным игроком
Алюминий еще насчитывает около 58 % веса кузова Ауди А8 (D5) и применяется в трех основных видах: отливках, прессованных профилях и листах. Литые компоненты образуют главные детали конструкции, а также являются «узлами», к которым прикрепляются другие детали. Несмотря на увеличение веса этой модели по сравнению с предыдущими моделями, новая версия на 40 % легче, чем, если бы она была сделана полностью из стали.
1. The Aluminium Automotive Manual, Европейская Алюминиевая Ассоциация, 2013
Крис Рунге и его самодельные автомобили из полированного алюминия
Крис Рунге (Chris Runge) в прошлом профессиональный сноубордист. В 26 лет решил кардинально сменить свою деятельность и посвятить себя любимому делу – созданию спортивных автомобилей в винтажном стиле. Впоследствии он создал компанию « RÜNGE Cars », которая специализируется на изготовлении на заказ автомобилей ручной работы. Используются техники традиционной ручной формовки алюминиевых листов и установки их на супер лёгкую раму из алюминиевых труб.
Становление мастера
Сколько себя помнит, Кристофер всегда увлекался автомобилями, постоянно что-то конструировал и строил. С подросткового возраста Крис подрабатывал строителем и хорошо изучил конструктивные особенности каркасных домов. Потом он начал заниматься ремонтом автомобилей и их продажей. В 14 лет Крис купил пикап GMC 1951 года, чтобы отремонтировать и продать. Половину стоимости он накопил сам, а половину оплатил его отец. Потом он начал покупать старые VW Bug и Karmann Ghias. К 18 годам Крис Рунге приобрёл свой первый Porsche 911 за более низкую стоимость, под восстановление.
В 2011 году Крис нашёл по объявлению Porsche 912 1967 года в Южной Дакоте. Владелицей была вдова. Её муж был инженером, профессиональным формовщиком металла. Машина была завалена множеством инструментов и запчастей. Среди инструментов были сварочный аппарат, станок Английское колесо, различные молотки и другие ручные инструменты, предназначенные для формовки металла. Крис давно хотел попробовать формовку листового металла, но у него не было специального оборудования. Он договорился с хозяйкой, что купит машину вместе со всеми инструментами и запчастями.
Так появилось желание начать делать свой собственный автомобиль. У Криса было понимание того, что он хочет сделать, но не было нужных знаний и умений.
С того самого момента, всё свободное время Крис проводил в мастерской. Он пытался разобраться, как формуется алюминий, изучая принцип работы различных инструментов. Крис купил книги по формовке металла, дизайну и изготовлению кузовов спортивных автомобилей. Он научился понимать свойства и движение металла во время формовки. Он обнаружил, что в некоторых книгах не правильно описаны процессы формовки. Методом проб и ошибок Крис до всего дошёл сам. Сварка алюминия была одной из самых сложных задач для него. У него был сварочный аппарат MIG , которым достаточно сложно делать качественный шов на алюминиевых панелях.
Первую машину Крис сделал за 2200 часов (2 года). Его друг предложил ему выставить самодельный автомобиль в Миннесоте, на местной автомобильной выставке. Крис был удивлён повышенным интересом людей к его автомобилю, изготовленному полностью вручную. Отзывы были разными, кто-то был восхищён, кто-то критиковал, но это определённо вызывало бурю эмоций. В итоге, у Криса сразу появился заказчик. Одни из посетителей выставки попросил сделать для него похожий автомобиль.
Крису всегда нравились автомобили Porsche. Машины Porsche сначала понравились Крису формой кузова, потом он сполна оценил ходовые качества автомобилей этой марки. Он изучил историю компании. Ему понравился немецкий подход к дизайну и дотошность к техническим качествам. Всё это резонировало с его пониманием автомобилестроения. Впоследствии, он использовал большинство деталей для создания своих автомобилей от Porsche.
Однажды Кристоферу посчастливилось познакомиться с опытным мастером, который изготавливает небольшие самолёты. В итоге, он проработал с ним 2 года. Это был настоящий профессионал своего дела. Он научил Криса ценным техникам и концепциям формовки металла и дизайна.
Как рассказал Кристофер в одном из интервью, сейчас он на любую машину смотрит, словно сканируя её и досконально понимая конструкцию панелей, каждый изгиб.
Мастерская и заказы
На данный момент « RÜNGE Cars» — это мастерская размером всего 120 квадратных метров, расположенная в деревне у леса в Миннесоте. Кристоферу всегда нравились машины 50‑х (Porsche, Glöckler и Rometsch). Они вдохновляли его на создание чего-то нового в этом стиле. Ему нравилось, что эти машины были созданы после Второй Мировой Войны, когда не было больших возможностей в автомобилестроении. Он также начинал с очень скромным бюджетом. Спортивные машины тех годов имели красивый обтекаемый кузов и ничего лишнего в конструкции.
Мастерская Криса получает 3 заказа за год. Некоторые из заказчиков Криса – коллекционеры. Стоимость автомобилей варьируется от 149000 до 275000 американских долларов.
На постройку каждой машины уходит около 6–7 месяцев. Обычно, получается закончить 2 машины за год. Иногда Крис прибегает к помощи нескольких друзей. Сейчас он работает над тем, чтобы увеличить производственные возможности, чтобы производить больше автомобилей в год.
Он планирует расширить площади и спланировать мастерскую так, чтобы там было место для клуба по интересам, куда могли бы прийти такие же энтузиасты как он, обмениваться знаниями и идеями. Крис считает, что это поднимет его увлечение на новый уровень.
Крис признаётся, что его художественные способности оставляют желать лучшего. Он хорошо представляет автомобильные формы в уме, но ему сложно их нарисовать от руки. По этой причине, для создания подробных чертежей, он прибегает к помощи друга хорошо владеющего компьютерным моделированием, а также изучает компьютерные программы по дизайну сам.
Крис также вдохновляется дизайном самолётов при создании своих обтекаемых кузовов. Он часто применяет заклёпки для крепления некоторых элементов кузова, как и в самолётах. Заклёпки можно легко высверлить и поменять панель, что очень удобно. Крис всё досконально рассчитывает в конструкции своих автомобилей, чтобы все компоненты были легкодоступны для замены и машина была ремонтопригодной.
Модели автомобилей « RÜNGE »
На данный момент компания « RÜNGE » предлагает 3 базовых модели.
- Первая его модель – «Flyer». На создание этого кузова его вдохновили после военные гоночные автомобили Германии (особенно автомобили Porsche Glöckler). Он очень лёгкий и хорошо управляется.
- Вторая модель – RS . Этот дизайн более изысканный. RS – это родстер, идея дизайна которого взята с Porsche 718 RSK и Spyder, а также присутствую черты Maserati и Ferrari 1950‑х.
- Третья модель — R2 . Эта модель в процессе создания. Имеет 6 цилиндровый двигатель от Porsche 3.6 L и полностью независимую подвеску. Мощность автомобиля 285 лошадиных сил. Машина может набирать скорость до 320 км в час. Салон планируется полностью шумоизолировать и обтянуть кожей. Кузов будет сделан из отполированного алюминия.
RÜNGE R2 — последний проект Кристофера Рунге
У Криса также есть много других наработок дизайна кузова, которые он будет реализовывать в ближайшем будущем.
Процесс создания автомобилей RÜNGE
- Постройка машины начинается с чертежа.
- Потом изготавливается деревянная макет-основа кузова. Макет-форма изготавливается поверх шасси автомобиля. Это очень ответственный этап, так как от неё будет зависеть форма кузова. Она много раз дорабатывается и подгоняется. На изготовление макета-основы может уйти до 3 недель. Она используется только в процессе создания кузова, а после готовности автомобиля, не присутствует в его конструкции.
- После того, как деревянная макет-основа готова, Кристофер переходит к созданию каркаса из труб, который делается по форме деревянного макета-основы. Этот каркас уже останется на машине, и на него будут крепиться кузовные панели. Это не силовая рама, а каркас-основа для панелей, но также придаёт жёсткости общей конструкции.
- После создания каркаса-основы для панелей, Крис начинает делать внутренние панели и интегрирует стальной силовой каркас безопасности в раму автомобиля.
- Теперь он начинает процесс формовки кузовных панелей. На начальном этапе создания кузовной панели сложной формы может изготавливать бумажный шаблон, по которому уже изготавливается алюминиевая панель. Крис использует несколько инструментов для формовки листового металла. Это станок «английское колесо», станок для гибки листового металла, киянки, молотки и специальные мешки, на которых он формует.
Источник Источник Источник Источник Источник Источник https://aluminium-guide.com/alyuminievyj-audi-a8/
Источник Источник Источник Источник Источник https://kuzov.info/kris-runge-i-ego-samodelnye-avtomobi/