Содержание
Типы кузовов легковых автомобилей
Все автоконцерны стремятся к созданию совершенных форм и регулярно создают новые типы кузовов автомобилей. Помимо разнообразия форм для определенного модельного ряда, эти конструкции выполняют важные практические задачи: модели различаются по форме крыши, клиренсу, количеству мест для пассажиров и прочим характеристикам. Это, прежде всего, накладывает отпечаток на экстерьер транспортного средства и условия эксплуатации.
Общая классификация
Еще совсем недавно на российских дорогах можно было встретить всего две лишь разновидности автомобильных кузовов – седан (модель автомобилей «Волга», «Жигули» и «Москвич» с четырьмя дверями) и его пятидверный вариант в кузове универсал. Сегодня сравнивая множество форм автомобильных кузовов можно по достоинству оценить достижения автопрома. Ведь каждая крупная фирма выпускает каждую модель, как минимум с тремя типами кузова.
Классификация кузовов зависит от нескольких критериев:
- Предназначения (кузов для легковых, пассажирских и грузопассажирских авто).
- Компоновки
- Степени загруженности.
- Конструктивных особенностей (закрытый, открытый кузов).
Создавая новую модель авто, конструкторы обязательно учитывают эти показатели.
Типология кузовов по предназначению и компоновке
По степени нагруженности транспортные средства подразделяются на авто с полунесущим, несущим кузовом, а также с рамной конструкцией.
Кроме определенных отличительных особенностей существуют различные виды кузовов транспортных средств. Бывают однообъемные, двухобъемные и трехобъемные модификации:
- Однообъемный тип кузова имеет свои особенности. Для него характерно отсутствие каких-либо существенно выступающих форм за общие габариты капота и багажника. Конструкторы любят создавать этот тип кузова за большое количество возможных трансформаций салона. Багажный отсек в таком кузове практически совмещен с салоном. Представители данного варианта компоновки – машины с кузовом минивэн.
- В двухобъемных компоновках отсек, где расположен мотор, вынесен в подкапотное пространство, сзади отсутствует привычный всем выступающий багажный объем. Там расположена не крышка багажника, а дверь, открывающаяся со стеклом. Представители такой компоновки – универсалы.
- Трехобъемный тип кузов включает в себя помимо салона, вынесенное подкапотное отделение и явно выступающий багажник. Конструкция имеет ограничения по трансформации салона, а также по пространству багажного отсека, несмотря на это, большое количество трехобъемных седанов можно встретить на отечественных и зарубежных дорогах.
Трехобъемный автомобиль внешне очень схож с седаном. Кроме этого, отличие заключается в наличии двух кресел в авто. Однако сегодня есть версии, где расположение кресел 2+2, при этом второй ряд довольно узкий и предназначен для поездок на небольшие расстояния. Размеры дверей несколько увеличены, что выглядит очень стильно, а также добавляет комфорта пассажирам и водителю.
Транспортные средства такого типа, как правило, оснащают моторами, более мощными, чем у седанов, соответственно их средняя стоимость также выше. Покупателями таких автомобилей чаще всего являются люди молодого возраста, предпочитающие эксплуатировать машины на дорогах, где разрешен высокий скоростной режим.
Хетчбек
Основное достоинство данной компоновки – маневренность и компактность. Авто данной конструкции бывают трех- и пятидверные. Габариты этого типа авто несколько меньше, чем у седанов и универсалов. Такая особенность обеспечивает маневренность, особенно во время парковки. Конструкция багажника не объемная, это, пожалуй, можно отнести к минусам данного кузова. Чаще всего эти машины выпускаются в доступном бюджетном классе. Кузов хэтчбек предпочитают молодые водители, а также девушки/жанщины.
Седан
Тип кузова седан пользуется популярностью у многих водителей и сегодня считается самым распространенным. Данный кузов предоставляет некоторые преимущества для пассажиров. У таких машин присутствует четыре двери, что очень удобно для семейных поездок. Сзади имеется большое изолированное от салона пространство багажного отсека.
Перевозить габаритный груз в автомобилях с таким кузовом достаточно проблематично. Основное место обитания седанов – загородные трассы и городские улицы, поскольку невысокий клиренс не позволяет покорять на этом авто бездорожье.
К плюсам данного типа кузова относится то, что авто не нуждается в установке дополнительного стеклоочистителя на заднее стекло.
Лифтбек
Гибридная конструкция данного кузова внешне напоминает седан, но только тогда, когда заднее стекло сохраняет определенный угол и присутствует выступающая горизонталь на крышке багажника как у седанов. Однако при открытии задней двери стекло поднимается вместе с дверью. Разницу между кузовом лифтбек и седана заметна из-за заднего дворника.
Универсал
Подобные конструкции выпускают на той платформе, что и у седанов, поэтому их длина довольно часто совпадает. Разница только в наличии вертикальной задней двери и продолженной крыше. Такая компоновка значительно увеличивает объем пространства в багажнике, именно поэтому универсал выделяется заметной удлиненностью.
Компоновка кузова двухобъемная, что предполагает нечетное количество дверей, как правило, их пять, реже – три, а задняя расположена параллельно земной поверхности. Максимально вместительный багажник делают авто с таким кузовом популярным для семейных поездок и путешествий.
Кроссовер
По сути, данный кузов – это хэтчбек или универсал, посаженный на платформу с большим клиренсом, а мощный двигатель несколько напоминает внедорожники. Авто с таким кузовом появились относительно недавно, во второй половине девяностых годов и сразу завоевали популярность у водителей.
Такие машины обладают большим комфортом, нежели внедорожники и выдают высокие мощностные характеристики во время езды по бездорожью и на трассе. Нередко их называют «паркетниками», скорее всего, за обманчивый внедорожный экстерьре.
Внедорожник
По конструкционной сути машины с таким кузовом в своем большинстве являются универсалами, но за счет своих характеристик, таких как значительные габариты, большой клиренс, наличие полного привода, высокая проходимость, повышенная мощность, они относятся к отдельной категории.
Компактные внедорожники, как правило, трехдверные, для полноразмерных авто характерны пять дверей. Сегодня есть модели, в которых конструкторы включают третий ряд кресел. Однако за такую вместительность внедорожник «расплачивается» недостаточной устойчивостью во время маневренных резких поворотов и повышенным расходом топлива.
Большинство из внедорожников оснащены рамной конструкцией и внушительным клиренсом (от 200 мм). Такой тип кузова имеет существенный недостаток, его значительные габариты не позволяют парковаться на узких улочках, что создает определенные трудности при эксплуатации авто в городских условиях. Помимо этого, большинство узлов рассчитано на невысокие скоростные нагрузки. Средняя стоимость внедорожников выше, чем кроссоверов.
Минивэн
Автомобили в этом кузове в европейских странах называют семейными, так как их вместительность значительно превосходит универсалы. В этих авто широко используется конструкционная возможность, которая позволяет установить третий ряд кресел. При этом конструкторы предусматривают возможность раскладывать задний ряд, что является преимуществом при перевозке различных грузов в сравнении с другими кузовами.
В городских условиях машина с кузовом минивэн не слишком удобна, зато его оценят те, кто часто бывает в дальних поездках.
Недостатком конструкции является высокий центр тяжести, это требует особого обращения с авто во время маневров.
Пикап
Кузов пикап – этот совокупность легковой машины и небольшого грузовика. Характерной чертой этих авто является открытый багажник с жесткими бортами. Данная модель кузова достаточно популярна на североамериканском континенте. Комфортная кабина большого размера и дает возможность водителю насладиться вождением. Чаще всего она имеет два ряда кресел с двумя либо четырьмя дверями. Для защиты груза предусматриваются покрытия из плотного материала (типа дермантина) или специальные крышки.
Полноприводные авто могут по проходимости тягаться с внедорожниками.
Кабриолет, родстер
Автомобили с открытым верхом приобретают в странах с преимущественно жарким климатом, а для прохладной погоды предусмотрен вариант со складывающейся крышей. Машины с кузовом кабриолет имеют два ряда кресел, второй несколько заужен, как у машин с кузовом купе.
Кузов родстер обладает схожей конструкцией, за исключением того, что эти автомобили выпускаются только с одним рядом кресел. У обладателей такого авто со складывающейся крышей есть возможность ощутить прелести вождения и скорость на загородных трассах.
Лимузин
Для этого типа кузова характерно наличие перегородки с открывающимся окном, расположенное за первым рядом сидений. Данная модель кузова не предназначена для практических целей и, как правило, выполняет представительскую или декоративную миссию. Лимузин обладает слабой маневренностью и невысокой жесткостью кузова.
Модель может выпускаться в качестве самостоятельного транспортного средства либо в виде удлиненной версии седана, хэтчбека или внедорожника.
Фургон
Для данной конструкции характерен закрытый кузов со специальной перегородкой, отделяющей помещение для перевозки грузов от помещения для водителя. Большинство машин с данным типом кузова имеет лишь один ряд кресел. Нередко стекла расположены в задней двери. К положительным характеристикам комплектации такого авто относятся: достаточная вместительность, высокая грузоподъемность и защищенность груза от каких-либо внешних факторов.
К минусам относятся слабая жесткость конструкции, значительный расход топлива и завышенный центр тяжести, благодаря чему он может привести к переворотам во время маневров.
В современных моделях транспортных средств не существует каких-либо границ между типами кузовов. Сегодня автопроизводители отменяют условности и перемешивают стили. В результате чего появляются более динамичные и комфортные автомобили.
Источник https://rulikoleso.ru/interesnoe-na-jrepair-ru/tipy-kuzovov-legkovykh-avtomobilej