Секреты качества японских автомобилей: 7 секретов производства

7 главных секретов качества японских автомобилей

Статья о главных секретах качества японских автомобилей: принципы производства, философия и практика. В конце статьи — видео о том, как собирают автомобили Тойота в Японии.

7 главных секретов качества японских автомобилей

Содержание статьи:

  • Наставничество
  • Обмен информацией
  • Качество на каждом этапе
  • Выбор поставщиков
  • Система внешнего качества
  • Выравнивание производства
  • Пять принципов организации рабочего места
  • Видео о том, как собирают автомобили Тойота в Японии

Начиная с 50-х годов 20 века промышленность Японии начала стабильно развиваться, и к 90-м годам страна вошла в пятерку мировых экономик. Не последнюю роль в этом сыграло и автомобилестроение.

Японские машины, начиная с середины века, становились все более экономичными, надежными и доступными. Какие секреты качества японских автомобилей открывают журналистские расследования, и есть ли что-то на производственной линии Страны восходящего солнца, что было бы полезно перенять всем?

1. Наставничество

Наставничество при строительстве автомобилей в Японии

Это может показаться странным, но именно преемственность, передача знаний и опыта, возведенная в философию, остается одним из секретов успеха японской промышленности в целом, и автомобилестроения — в частности. Особенно в этом преуспела компания Toyota, которая делит с корпорацией Nissan первые места рейтинга по безопасности своих авто.

Принцип Kaizen «наставничество, командная работа и постоянное совершенствование» ставится во главу угла.

Главный смысл и цель философии Кайдзен – постоянное повышение эффективности производства. И это касается в первую очередь рабочих, которые заняты на конвейере.

У японцев принято считать, что опыт важнее знания, и если простой рабочий сталкивается с проблемой — например, сложно брать детали или неудобно прикручивать гайки, для улучшения его работы привлекаются все отделы.

2. Обмен информацией

Обмен информацией при строительстве автомобилей Японии

Второй главный принцип, который используется на производстве — философия Yokoten. Каждый, кто работает на сборке автомобиля, входит в «кружок контроля качества». На 2018 год в стране было организовано более миллиона производственных «кружков качества», в корпорации Nissan каждый сотрудник задействован минимум в двух таких группах.

В обязанности рядового сотрудника входит не реже раза в месяц подавать рационализаторское предложение, касающееся улучшения работы и повышения качества сборки. Даже если предложение будет признано нецелесообразным, такой подход мотивирует рабочих — сотрудники должны участвовать в работе всего производства и активно обмениваться опытом в рамках всей компании.

Благодаря работе таких кружков на всех заводах Toyota можно увидеть большое количество механических рабочих механизмов, которые помогают рабочим экономить время и силу. Устройства используют силу противовеса — например в механических тележках, которые подвозят крупные детали, вес человека, когда он встает на подножку, помогает сдвинуть кузов на конвейер.

3. Качество на каждом этапе

Сигнальные лампы Andon

На фото: сигнальные лампы Andon

Конвейерная сборка на японских заводах предполагает контроль качества каждой, даже самой мелкой операции. Здесь четко придерживаются философии Jikotei Kanketsu – «каждый шаг правильный».

Для контроля за сборкой используют автоматические приспособления, которые не позволяют конвейеру двигаться, если предыдущая операция была проведена с ошибкой. Сигнальные лампы Andon показывают всем в бригаде, что сборка «пошла по кривой».

Этот принцип, когда нельзя передать на следующий этап сборки агрегат с дефектом, начал приносить результаты в начале 70-х и сегодня используется практически на любом производстве страны, связанном со сборкой техники и электроники.

Сегодня на заводах Toyota в среднем активация сигнальных огней Андона останавливает конвейер на 15-20 минут в день, и это считается нормой, хотя остановка ленты на 20 минут — это потеря для компании трех полноприводных RAV4.

Система Андон — это не просто сигнализация о неисправности, после любого звонка проводится анализ проблемы и разрабатываются пути ее устранения.

Японские рабочие не понимают, как можно покрывать проступки халтурщиков, поэтому о любом сбое в работе конвейера мастер докладывает руководству. Если начальник участка может решить вопрос на месте, он не боится брать ответственность и устраняет недочет. Если дефект сборки происходит из-за качества деталей, то лента гарантированно остановится.

4. Выбор поставщиков

Выбор поставщиков при строительстве японских автомобилей

На заводах Nissan, Toyota и Honda за последние тридцать лет никогда не останавливался конвейер по причине некачественных комплектующих. Перед тем, как деталь подвезут к месту сборки, любой самый маленький винтик или втулка пройдет трехступенчатый контроль качества. Поэтому японские автомобильные компании считаются самыми требовательными в выборе поставщиков.

Если автомобиль проходит сборку в Японии, то многие узлы и агрегаты машин производятся на головном заводе, но кузовная штамповка и стальной прокат экспортируется из Европы. Главные поставщики Старого Света для производства японских автомобилей — Франция и Германия.

5. Система внешнего качества

Система внешнего качества при производстве японских автомобилей

Система внешнего качества — это многоступенчатая проверка, которая идет в рамках одного цеха или участка. Контроль качества проходит по критическим точкам. Здесь учитывается все: нормы законодательства по выбросам, границы международного Стандарта качества, замеры и тестирования.

Кроме проверки качества сборки комплектующих на отдельном участке, присутствует мини инспекция в конце определенного цикла сборки, когда проверяются узлы автомобиля.

Финишный контроль проводится после полной сборки авто, перед подачей его на тестовый стенд.

6. Выравнивание производства

Выравнивание производства японских автомобилей

На японских заводах практически не бывает простоев. На сборочном участке используется принцип Heijunka – стабилизация производства. Богатая базовая комплектация модельного ряда не позволяет тратить на сборку автомобилей одинаковое время, при том, что конвейер всегда движется с одинаковой скоростью.

На заводах линию сборки выстраивают в определенной очередности, чтобы уравнять время на сборку различных моделей авто.

Склады завода всегда полупустые, все комплектующие после проверки качества поступают на линию в течение нескольких часов, поэтому японцы требовательны к своим поставщикам и щепетильны к срокам поставки деталей.

Чтобы оптимизировать систему логистики, на заводах Тойота разработана автоматизированная карточная система, которая носит название Kanban. Карты оставляют работники склада вместо использованных деталей — например, отправляя на ленту сто моторов, вместо них в систему поступает сто карт, и логист имеет полную информацию о том, какая деталь, сколько и с какой скоростью израсходована.

7. Пять принципов организации рабочего места

Пять принципов организации рабочего места при производстве японских автомобилей

Учитывая традиции народа, долгую историю и особое отношение к миру, не удивительно, что для производственной системы на предприятиях Японии, в том числе и на автомобильных, внедряются пять принципов организации рабочего места любого сотрудника.

И автослесарь, и механик, и директор производства используют эти принципы:

    Сортировка. В конце рабочего дня каждый участник производства сортирует вещи по принципу «нужные-ненужные» и избавляется от последних. Для механиков это могут быть использованная ветошь, дефектная шайба и пр. Для менеджеров – лишние ручки, черновики, использованные бланки.

Порядок. Каждый рабочий инструмент должен находится на своем месте, чтобы его было удобно использовать. Демократичность процесса заключается в том, что если конкретному инженеру удобно носить карандаш за ухом, а не в кармане или папке, это считается нормальным.

Чистота. Японские инженеры и рядовые мастера используют специальные фартуки, только если есть непосредственный контакт с лакокрасочным покрытием авто. В остальных случаях одежда должна быть чистой и не стеснять движения.

Стандартизация. Поддерживать порядок намного сложнее, чем его организовать.

  • Постоянное совершенствование. Жители Японии считают обязанностью, долгом и правом каждого человека совершенствоваться в любом месте и на любой работе. Конвейер — не исключение. Формирование правильных привычек и навыков, которые совершенствуют процесс сборки, происходит все время.
  • Заключение

    Результат японского подхода к производству хорошо отображен в рейтинге американской маркетинговой компании JD Power, которая пятый год отдает первые места японским автомобилям по качеству сборки и надежности эксплуатации.

    За основу компания берет частоту поломок модели за определенный год. В 2018 году статистика надежности выглядела следующим образом: первые три места заняли автомобили компаний Nissan, Toyota, Lexus.

    Видео о том, как собирают автомобили Тойота в Японии:

    Магазины электроники в Японии

    Каждый человек, приезжающий в страну восходящего солнца хочет себе купить какую-либо электронику, т.к. это дешево. Эта статья поможет Вам с выбором того, что лучше купить в Японии, а что не стоит потраченных денег и времени. А также, я постараюсь раскрыть завесу тайны с розетками, вилками, напряжением и прочим. ;)

    Biccamera

    Электрическое напряжение в Японии

    В 3 главе своего микроблога я писал о том, как правильно подбирать электроприборы. Напомню в этом посте, что в Японии выходное напряжение составляет 100V (а не как у нас 220). Тип розеток тоже другой — 2 плоские «сплющенные» вилки (ТИП А). В восточной части Японии (Токио, Саппоро, Сэндай и т.п.) частота составляет 50Гц, а в западной (Нагоя, Осака, Киото, Хиросима, Окинава и т.п.) — 60Гц. В современном мире любое устройство справится с такими частотами, но вот с напряжением — нет.

    Большинство электроприборов (ноутбуки, бытовая техника и т.п.) имеют блоки питания, которые справляются и с напряжением в 100 и с 220в, однако, лучше точно убедиться в этом посмотрев, что написано на блоке (рис. слева, выделено красным). Если 100-240V или в таком духе, то бояться нечего, НО например в Японии продаются бытовые рисоварки и в них такого нет, но об этом чуть позже.

    Основные магазины электроники в Японии: это Yodobashi Camera ヨドバシカメラ, Biccamera ビックカメラ (это не опечатка, так названо) и Yamada Denki ヤマダ電機, есть еще, но я уже не помню названий — это самые «ходовые». Такие магазины обычно занимают несколько этажей и там можно найти очень много различных электроприборов, от переходников и «выпрямителей» напряжения до ПК, телефонов и пр. Если у Вас тур-виза, то при покупке любого товара Вы освобождаетесь от НДС (в Японии он составляет 5%), можно дать продавцу загранпаспорт и он поставит Вам туда отметку, а в аэропорте эту сумму возместят, но сразу скажу, что если сумма небольшая (а обычно так оно и есть), то оно того не стоит, ибо ждать придется не мало. Некоторые виды товаров лучше не покупать в таких крупных магазинах, а купить где-нибудь в Акихабара, например часы — в таких крупных магазинах они стоят дороговато, а в районе Акихабара можно купить более старые модели типа «Made In Japan» за не очень большие деньги и это не подвох!

    infobarСтоит ли покупать телефон в Японии

    Также лучше не покупать в Японии мобильный телефон, если по приезду в РФ хотите его использовать, т.к. все они «привязаны» к своим операторам, например, яблочной продукцией торгуют только SoftBank и недавно начал торговать AU. Даже отказавшись от услуг оператора и разлочив свой телефон (тем более новинки не сразу дадут разлочить), Вам будет дешевле или примерно по той же цене взять телефон в РФ. Так стоит ли покупать телефон в Японии? На мой взгляд — купить телефон в Японии — не вариант. Тем более там очень много «фишек» от оператора, которые «отвалятся» как только Вы покинете Японию, ибо в телефоны для японского рынка оператор «вшивает» и свои надстройки в ОС (например, так в Андроиде), а на некоторые телефоны даже специально ставят поверх ОС Андроид свои оболочки, например серия телефонов от AU Infobar, которые откровенно косят под ОС Windows для телефонов (рис. выше).

    Какую электронику можно купить в Японии

    Какую электронику выгодно купить в Японии? В Японии можно купить японскую рисоварку, которая втридорога стоит в РФ, это фото и видео техника, это ноутбуки в конце концов, единственно, что Windows на ноутбуках будет японский и клавиатура тоже, поэтому для тех, кто не хочет париться ноутбук не совсем подойдет, а например, тот же планшет с Wi-Fi очень даже подойдет, потому что Андроид как и iOS мультиязычен. И, опять же, хочу оговориться на счет рисоварок. Я не встречал (и не встретил бы) рисоварок, которые могут работать на 100-220v.

    Рисоварка ZojirushiПоэтому рисоварки надо покупать специально под ту страну, в которой Вы живете, т.е. соответственно такие рисоварки продаются далеко не везде и я могу сказать, что их можно купить только в Синдзюку, Сибуя и Акихабара в крупных 5-7 этажных магазинах электроники. Цена таких рисоварок примерно начинается от мана (около 4 000р) и при желании можно даже за 1,5 мана взять рисоварку с лого Made In Japan, но я например не стал покупать такую и приобрел обычную Made In China, потому что для Японии китайцы делают ОЧЕНЬ качественную продукцию, а такой не трудоемкий процесс как создание рисоварки могут выполнить и китайцы (тем более, что надзор и контроль японский). Я решил купить рисоварку хорошего японского бренда Zoujirushi — это производитель рисоварок №1 в Японии. Так что рисоварку можно купить за те же деньги, хоть Made In Japan, хоть Made In China. Выбор Ваш, но я выбирал именно по бренду, а не стране изготовления, т.к. в данной ситуации это не важно.

    В данной статье я попытался помочь нашим читателям определиться с выбором «что купить в Японии из техники«. Надеюсь, что хоть как-то облегчил Ваши раздумья. :)

    Источник Источник Источник https://fastmb.ru/autonews/autonews_mir/3577-7-glavnyh-sekretov-kachestva-yaponskih-avtomobiley.html
    Источник https://venasera.ru/japan/yaponskie-magaziny-elektroniki-chto-kupit.html

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: