Содержание
Как обмануть систему мониторинга транспорта и контроля топлива?
ГЛОНАСС мониторинг транспорта и системы контроля расхода топлива получают все большее распространение в стране, добираясь даже до отдаленных регионов.
Согласно общедоступной информации, только компания Omnicomm уже установила оборудование более чем на 600 000 единиц техники. А ведь помимо них есть и другие производители, также предлагающие терминалы и датчики уровня топлива.
Самое интересное, что внедрение систем мониторинга транспорта распространяется как снежный ком, в первую очередь, за счет так называемого «сарафанного радио».
Руководители автопарков, которые уже опробовали спутниковую навигацию и обратили внимание на заметное сокращение расходов, при удобном случае сообщают об успехах знакомым или на специализированных форумах. Ну а другие менеджеры, поверив в личный опыт коллег, сразу же начинают наводить справки относительно возможностей ГЛОНАСС мониторинга.
Как обмануть систему ГЛОНАСС на автомобиле? Общая информация.
Однако, у российского народа не зря популярна пословица: «На каждый хитрый болт найдется гайка с левой резьбой!».
Как только ГЛОНАСС мониторинг и датчики уровня топлива получили повсеместное распространение, народные умельцы задумались, как обмануть систему и не попасться на этом?
Тема популярна среди водителей более 5 лет. За это время накоплен определенный личный опыт и перепробованы разные варианты, практически со всеми видами терминалов и датчиков.
Попытавшись разобраться в данном вопросе, редакция сайта world-telecom.ru обнаружила огромное количество информации. Достоверные данные об оборудовании, мифы и байки среди водителей, реальные способы обмана и печальный личный опыт.
Все данные были тщательно проанализированы, и получился интересный обзор способов – «как можно обмануть спутниковый мониторинг и/или датчики уровня топлива?»
Немного полезной информации об устройствах
Бортовой терминал – устройство, принимающее сигналы со спутников ГЛОНАСС и/или GPS. Анализируя полученные данные, прибор определяет свое точное местонахождение на поверхности Земли (погрешность современных систем порядка 2-4 метров).
Такой терминал, с заданной периодичностью, передает всю собранную информацию через вышки сотовой связи GSM на удаленный сервер. В зависимости от сложности устройства и цены, может дополнительно собирать разнообразную информацию с других приборов, в том числе с датчиков уровня топлива, спидометра, двигателя и т.д.
Датчик уровня топлива – небольшой прибор, состоящий из двух частей: головка с электроникой и измерительная трубка. Измерительная часть погружается в емкость с горючим, внимательно отслеживая уровень.
Электронная плата анализирует показания, конвертирует их в аналоговый или цифровой сигнал (в зависимости от модели) и передает на бортовой терминал, а тот вместе с остальной информацией на сервер. Погрешность системы при правильной настройке и тарировке не превышает 1%.
При этом вся электроника заключена в крепкий, надежный, устойчивый корпус, который выдерживает перепады температур, длительное воздействие органическими растворителями и прочее.
Совсем плохие варианты взлома системы
Удивительно, но сначала обмануть датчики или терминал ГЛОНАСС в авто пытались совсем топорными методами. Вероятно, некоторые водители и механики даже не попытались разобраться в вопросе, как функционирует вся система и какие варианты воздействия недопустимы.
Надо полагать, большинство из них оказались в первой волне уволенных за порчу имущества или кражу топлива. Вполне возможно часть оказалась на скамье подсудимых.
- Справедливо рассудив, что внутри терминала находится электроника, его просто заливали водой или более едкой жидкостью. Сломать систему мониторинга таким образом, конечно, можно. Вот только при обращении в сервисный центр продавца трекера правда всплывала быстро – разобрав корпус, техники видели характерное окисление на микросхемах. Становилось ясно, что внутрь попала вода. Водителю приходилось объяснять, как это возможно.
- Физическая поломка датчика уровня топлива. Почему водители сопоставляют слова «сломать» и «обмануть» не совсем понятно, но в качестве варианта встречается достаточно часто. Простой вариант – бить по голове датчика молотком, пока не сломается. Только глупому не ясно, что потом придется объяснять, как так получилось. Варианты посложнее: залезть ломом через крышку бака внутрь и погнуть измерительную часть; прыгать на крышке бака в месте крепления ДУТ, в надежде прогнуть металл настолько, чтобы трубка уперлась в дно и сломалась. Все случаи выявляются при обращении к компании, установившей оборудование – объяснить вмятины на емкости, а также странным образом согнутую трубку не просто.
- По сети интернет гуляет совершенно фантастический способ обмануть ДУТ. Правда, везде утверждается, что это рабочий личный опыт. Смысл заключается в том, что во время движения ТС в бак нужно залить 30 литров топлива, а буквально через минут пять слить 20 литров. Как отмечено выше, делать это надо на ходу. При этом утверждается, что электроника датчика просто «сойдет с ума» от резких изменений во время движения. Нестандартный метод обмана не выдерживает никакой критики. Во-первых, датчику без разницы, в каких обстоятельствах происходило изменение объема – он просто фиксирует факт и передает на терминал. Во-вторых, подобные трюки весьма небезопасны и попасть можно не к руководителю на ковер, а к врачам на неплановый осмотр.
Вероятно, это далеко не все удивительные способы обмана автомобильной системы мониторинга, но смысл понятен. Во всех подобных случаях руководство быстро разберется, кто реальный виновник проблем с оборудованием. Придется оплачивать ремонт. Большинство скорее всего будут уволены.
Реальные способы вмешательства в систему слежения
Теперь поговорим об относительно реальных способах обмана системы спутниковой навигации и контроля. Как известно ГЛОНАСС мониторинг – это не нечто фантастическое, а вполне земная система, состоящая из определенных элементов. А значит, есть шанс вмешаться в ее работу. Рассмотрим конкретные примеры, которые предлагают водители на форумах.
Отключение питания бортового терминала
Логика понятна: нет питания у основного прибора – информация не собирается и не отправляется по каналам связи.
Смысл способа состоит в следующем:
- Прибываем на стоянку/в гараж.
- Отключаем питание терминала ГЛОНАСС/GPS.
- Едем по своим делам, выполняем «левую» работу.
- Возвращаемся в исходную точку.
- Включаем терминал.
Вроде бы все логично – машина приехала и встала, сигнал пропал потому что двигатель заглушили, а утром авто завели и двинулись с исходной точки.
К сожалению, не все так просто:
- Подключение устройства навигации к технике пломбируют. То есть, для отключения питания придется ломать пломбы, а это увидят техники при любом плановом осмотре.
- Современные терминалы имеют встроенный аккумулятор, вынуть который из устройства самостоятельно не получится. Как правило, автономного питания хватает прибору на 10-12 часов. Так что, на графике передвижения «левая» поездка все-таки высветится.
Тем не менее, надо отметить, что способ является вполне действенным при выполнении двух условий: если руководители автопарка решили сэкономить и взяли самые дешевые терминалы из доступных (без АКБ); если сервисный осмотр техники проводится крайне редко и нарушение пломб никто не видит. Опять же, водитель может вступить в сговор с техником, чтобы он просто не сообщал о вмешательстве в работу системы.
Попытка вывести из строя антенны устройства
Для начала нужно понять следующие моменты:
- У некоторых бортовых терминалов все антенны располагаются внутри корпуса – получить к ним доступ незаметно невозможно.
- GPS/ГЛОНАСС антенна герметична и испортить внутренности просто так не получится.
- GSM антенна вообще внутри не имеет электроники, на работу которой можно повлиять.
Из всего вышесказанного следует, что единственное слабое место в системе – кабель между терминалом и передающей антенной. Советы мастеров взлома ГЛОНАСС сводятся к следующему – аккуратно проткнуть иглой кабель, чтобы сигнал перестал доходить до антенны.
В принципе, метод может сработать одноразово и на некоторое время. Но в конце концов бортовую систему мониторинга отдадут на диагностику, а на авто установят резервный комплект.
Далее произойдет следующее – либо специалист сервисного центра окажется растяпой (что маловероятно в большинстве случаев) и не заметит прокол кабель. Либо же он определит, почему сигнал от терминала не поступал на сервер и сообщит об этом руководителю автопарка.
Кроме того, надо отметить, что современные устройства спутникового слежения не так просты. Например, все терминалы Omnicomm имеют встроенную энергонезависимую память на 150 000 событий. Как только появится возможность передачи данных – все, что происходило за последнее время, станет известно начальству.
Экранирование ГЛОНАСС/GPS антенны
Многие советуют заглушить передачу сигнала с помощью экрана. Например, предлагают накрыть антенну металлическим стаканом или плотно обмотать фольгой. Кроме того, в интернете активно рекламируют специальные глушилки для обмана ГЛОНАСС мониторинга.
- Собственноручно изготовленные экраны, как правило, лишь незначительно ослабляют сигнал. Данные все-таки поступают на сервер, пусть и с перебоями.
- Блок подавления сигнала действительно работает и заглушает терминал. На экране диспетчера все выглядит так, как будто машина выехала из зоны покрытия GSM. Ну а потом соответственно появилась при возобновлении сигнала.
Способ с «глушилкой» GSM действительно был бы неплох и даже работал, если бы не факт, указанный выше – сегодня терминалы умеют накапливать данные и передают их одним сообщением позже. Рано или поздно блок подавления сигнала GSM придется выключить и все передвижения, графики, отчеты тут же пополнятся весьма интересной информацией.
Если задействовать блок подавления сигнала ГЛОНАСС и GPS, то ситуация выглядит интереснее. Диспетчер не видит маршрутов передвижения, потому что терминал не может определить координаты.
Допустим, других способов отследить работу транспортного средства нет. Тогда надо признать, что метод рабочий!
Однако, чаще всего, к бортовому терминалу подключают дополнительные устройства для контроля параметров техники. Это не самые дешевые варианты конечно, но достаточно часто используемые.
Диспетчер видит показания разнообразных датчиков, подключенных к терминалу. Получается, что авто находится как бы в вакууме, но при этом двигатель работает, топливо уходит и т.д. Возникают закономерные вопросы к водителю. Предположим один-два раза можно будет сказать – «я знать ничего не знаю», но потом работоспособность системы проверят на другом авто или на пару поездок в машину сядет контролер. Вопросов станет намного больше и вряд ли получится найти на них ответы.
Реальные способы борьбы с ДУТ
Переходим к следующему вопросу – как обмануть датчик уровня топлива. Тут тоже предлагаются разные варианты.
Облить голову ДУТ кипятком на морозе
Необычный метод, до которого додумались водители. Разница температур по идее должна сказаться на электронике и тогда датчик как будто бы сам по себе сломался.
Вполне вероятно способ был рабочим на первом поколении устройств. Сейчас однозначно не работает:
- рабочий диапазон температур современных ДУТ в пределах от -60С до +80С и ведро кипятка на морозе вряд ли нагреет его выше;
- приборы делают из пластика, который очень медленно набирает температуру.
Замкнуть провода датчика, поменяв минус плюс
Дешевый датчик, скорее всего, выйдет из строя. Если при этом провода не были опломбированы – получается вполне рабочий метод обмана.
При наличии пломб на проводах придется объяснять, что с ними случилось. Хотя опять же это могут долго не заметить.
Не самые дешевые датчики известных производителей защищены от подобного – их не волнует повышенное напряжение и смена полюсов питания. То есть, ДУТ останется рабочим.
В общем, все зависит от наличия пломб на проводах. Если установкой системы занимались дилетанты, то обмануть таким образом получится.
Профессионалы, давно работающие в сфере, обязательно все сделают по уму и сломать датчик уровня топлива не получится.
Заклеить отверстие воздушного дренажа
Чтобы в измерительной трубке датчика не возникал вакуум и уровень мог меняться, делают небольшое дренажное отверстие. Если суметь его заклеить, то свободная циркуляция воздуха будет нарушена – показания будут идти с искажениями. При особой удаче все будет выглядеть так, как будто в течение времени уровень топлива не меняется.
Способ, вероятно, был когда то рабочим, иначе откуда информация о нем.
При использовании современных датчиков уровня добраться незаметно до этого отверстия не получится. Придется нарушать пломбы в месте крепления устройства к емкости с горючим.
Слив топлива из «обратки»
Вероятно, единственный способ реально обмануть любой датчик уровня топлива. Действительно хитрая схема и проблема для не специалистов.
При этом, чтобы владельцы техники разобрались, как происходит слив им придется быть очень внимательными.
Суть метода состоит в том, чтобы грамотно организовать медленный слив топлива, который на глаз незаметен. Просто машина раньше потребляла одно количество топлива в час, а теперь стала сжигать больше.
Технически выполняется так: в «обратку» врезается тройник с небольшим краником; в ходе работы часть топлива тонким ручейком течет в специальную канистру. За одну рабочую смену «утекает» достаточно много.
При этом на всех графиках и в отчетах никаких резких скачков не наблюдается – все выглядит так, как будто техника просто работает, а датчик никто не обманывает.
Диспетчер или руководитель автопарка могут разобраться в ситуации. Достаточно поднять отчеты за ранние периоды. Станет ясно, что транспортное средство, по какой-то необъяснимой причине стало потреблять несколько больше ГСМ. Далее нужно просто внимательно осмотреть топливную систему техники на предмет постороннего вмешательства.
Практика показывает, что такой способ обмана срабатывает достаточно часто. Именно потому, что контролеры не достаточно внимательно изучают отчеты.
На видео: владельцы техники разобрались как врезались в систему и делают слив топлива с обратки.
Итог и выводы
Информация, представленная выше, доказывает — реально рабочих схем практически нет, а обмануть спутниковый контроль сложно.
Все способы обмана могут сработать только при отсутствии должного контроля со стороны владельцев техники и руководства автопарка.
Единственный, далеко не простой и очевидный вариант – слив топлива с обратки. Однако, серьезные компании, работающие в сфере внедрения систем ГЛОНАСС мониторинга, прекрасно знают о таком способе и предупреждают своих клиентов.
В целом, если организация обслуживается у грамотных специалистов и покупает не самое дешевое оборудование, защита от недобросовестных водителей практически не дает сбоев.
Источник Источник https://world-telecom.ru/kak-obmanut-sistemu-monitoringa-transporta-i-kontrolya-topliva.html