Содержание
Как выбрать BMW F10 – проблемы и лучшие двигатели
BMW F10 модельного ряда БМВ 5 Серии автомобиль относительно новый. Его преемник BMW G30 не так давно только вышел на рынок, и на сегодняшний день, это как раз подходящий момент для поклонников марки, которые рассматривают покупку не совсем старого автомобиля на вторичном рынке, в частности БМВ 5 серии в кузове Ф10, Ф11 или практически редкость на дорогах – Ф07 Гран Туризмо.
Стоимость BMW F10/F11 варьируется от 700 000 до 1 700 000 рублей. Цена на 5-дверный лифтбэк F07 GT – от 1 000 000 до 3 000 000. На 10 предложенных седанов, только 1 модель 5GT, а некоторые экземпляры второго предлагаются с пробегом в несколько тысяч.
Как видно диапазон цен довольно широк. Разумеется на “ценник” влияет не сколько год выпуска, сколько его техническое состояние и адекватность продавца в плане понимания реальности цен на рынке б/у автомобилей.
Не смотря на то, что кузов Ф1Х не совсем старый, тем не менее, благодаря халатности, а в некоторых случаях “автомобильной неграмотности”, уже после или даже до 100 000 км пробега появляются поломки и неприятные сюрпризы.
Хороший автомобиль не тот, который не ломается, а тот который качественно обслуживается
Выбор автомобиля на вторичном рынке для неопытного автолюбителя – как “русская рулетка”. Дешево продавать автомобиль никто не станет (чем дешевле автомобиль, тем выше риск последующих крупных расходов), а покупая автомобиль с наибольшей стоимостью – нужно понимать, какой он должна быть в техническом состоянии, чтобы соответствовать своей стоимости, так как дорого – не всегда качественно. На данном этапе, без технических знаний, но при желании или надобности иметь автомобиль, рекомендуется для поиска воспользоваться услугами проверенных фирм или частных лиц по подбору автомобиля, что в большинстве случаев выгоднее, чем покупать “кота в мешке”.
BMW F10/F11/F07 для тех, кто ищет современный, комфортный и качественный автомобиль высшего класса, но Вы должны принимать во внимание некоторые проблемы, которые приводят к расходам. Все, что приведено ниже НЕ КАСАЕТСЯ КАЖДОЙ выпущенной производителем модели, но зная характерные проблемы, Вы имеете возможность ее предотвратить, особенно если она касается своевременного обслуживания.
БМВ Ф10 5 серии сочетает в себе комфорт и динамичное вождение, особенно когда на борту имеются всевозможные системы поддержки и настройки автомобиля
Информацию о слабых местах не стоит воспринимать как гарантированную проблему, а как место, на которое рекомендовано обращать внимание перед покупкой при осмотре и тест-драйве, или во время эксплуатации автомобиля, чтобы избежать дорогостоящего ремонта.
Универсалы БМВ заслуживают отдельного внимания, так как 5-дверные кузова не каждый производитель, или если быть точнее дизайнер создаст по истине красивый универсал. BMW F11 Touring имеет вполне красивые линии кузова, но не имеет большой популярности в странах СНГ, чего не скажешь об европейском рынке
До рестайлинга, европейскими журналистами проводился тест-драйв BMW 528i F10 на дистанции 100 000 км. Автомобиль использовался преимущественно на дальние расстояния. За период теста, машина всегда была готова к вождению, не проявляла никаких недостатков. После теста кузов и салон остались в отличном состоянии. Обслуживался автомобиль на официальных станциях обслуживания. После длительного тест-драйва, у двигателя и трансмиссии – серьезных поломок не было, но при осмотре в головке цилиндров были обнаружены микротрещины, хотя они не влияли на работу двигателя, но могли предвещать будущие проблемы. 8-ступенчатая трансмиссия ZF проблем не вызывала и работала бесперебойно.
Отдельно, хотелось бы напомнить, что дорогой автомобиль требует качественного обслуживания, а качество нынче не всем по карману, поэтому чтобы в будущем не “колхозить” – рекомендуем взвесить все ЗА и ПРОТИВ, объективно оцените свои возможности и окончательно примите правильное решение, так как на практике – лучше купить более старый, но в хорошем состоянии БМВ Е60, чем практически новый БМВ Ф10, но имеющий сомнительное состояние и историю обслуживания.
BMW 5 серии – седан F10, универсал F11 и лихтбэк F07 5GT – были подвергнуты модернизации весной 2013 года. Небольшие изменения коснулись внешнего дизайна, ксенон стал доступен в стандартной комплектации, были добавлены новые цвета внешней окраски, новые легкосплавные диски, новые варианты обивки и комплектации. Моторный отсек так же “претерпел” обновления – некоторые моторы были заменены на новые – более мощные и технологичные
Двигатели & Характеристики
Двигатели БМВ у большинства из нас ассоциируются с мощностью, надежностью и долговечностью работы. Но к сожалению, из-за уверенно и стремительно развивающихся технологий, высоких требований к выбросам, баварские моторы (и не только) в первую очередь стали более требовательны к обслуживанию.
520i, 523i, 528i, 535i и 550i (6 и 8 цилиндров, бензин)
Мотор | Объем | л.с. | Нм | Средний расход, л/100 км | |
520i | N20B20 | 1997 | 184 | 270 | 6,8 |
523i | N53B30 | 2996 | 204 | 270 | 7,6 |
528i | N53B30 N20B20 | 2996 1997 | 258 245 | 310 350 | 8,4 6,8 |
528i xDrive | N53B30 N20B20 | 2996 1997 | 258 245 | 310 350 | 8,4 7,0 |
530i | N53B30 | 2996 | 272 | 310 | 7,6 |
535i | N55B30 | 2979 | 306 | 400 | 8,5 |
535i xDrive | N55B30 | 2979 | 306 | 400 | 8,2 |
550i | N63B44 | 4395 | 407 | 600 | 10,5 |
550i xDrive | N63B44 | 4395 | 460 | 650 | 8,7 |
2-литровые бензиновые двигатели менее проблематичны, но это двигатели с турбонаддувом (TwinPower), которые могут создать серьезные проблемы. Например: агрегат мощностью 245 л.с. (BMW 528i) – после небольших пробегов замечены проблемы с приводом масляного насоса, перегревом головки.
Для модельного ряда с 2010 до июля 2014 годов выпуска оснащенных 6-ти и 8-цилиндровым двигателем свойственны ложные предупреждения (световой индикатор неисправности) об сервисном обслуживании двигателя, неисправности трансмиссии (двигатель может перейти в режим пониженной мощности) и системы VANOS.
Сообщение об неисправности VANOS связано с неверным положением распределительного вала (впуск или выпуск), заклинивание распределительного вала или смещение угла распределительного вала относительно коленчатого вала, находящегося за пределами допустимого диапазона. Эти симптомы могут быть вызваны неправильными параметрами управления положением двигателя (EPM) в программном обеспечении DME.
Для решение проблемы рекомендуется провести ряд тестов с использованием диагностической системы BMW ISTA/D, после чего проблемы с VANOS должны быть исправлены. После выполнения ремонта, или если диагностика и исправление проблем в первом случае с ISTA не решил проблемы, то программное обеспечение DME транспортного средства должно было быть перепрограммировано с использованием последней версии ISTA/P. Если после обновления программного обеспечения DME возникнут дальнейшие ошибки управления VANOS, потребуется дополнительная диагностика, чтобы определить его причину.
В BMW 528i и 535i выпущенных с сентября 2009 года по август 2011 года и оснащенных двигателями N52 и N55 может наблюдаться грохочущий шум из моторного отсека, потеря мощности двигателя, предупреждение об ближайшем сервисном обслуживании и диапазон неисправностей, хранящихся в DME, связанные с VANOS и положением распределительного вала.
Данные проблемы вызваны из-за одного или двух (впускного или выпускного) редуктора VANOS, которые имеют неисправные монтажные болты. В результате чего, один или несколько из четырех монтажных болтов может ослабнуть или сломаться. Если болты редуктора VANOS были обнаружены незакрепленными или сломанными, поврежденный редуктор VANOS необходимо заменить.
Для двигателя N53 устанавливаемого на 523i (204 л.с.), 528i (258 л.с.) и 530i (272 л.с.). характерны неисправности с толкателями гидравлических клапанов, системой впрыска и катушками зажигания.
Проблемы с запуском бензинового двигателя и неравномерная работа мотора на холостом ходу могут быть вызваны из-за поврежденных форсунок. Их обычно хватает на 60-100 000 км.Выход из строя привода масляного насоса сопровождается характерным воем. Эта проблема характерна для 245-сильного мотора с турбонаддувом Twin Scroll N20B20, который устанавливался с сентября 2011 года на BMW 528i F10
В 3-литровых мотор N55 пожалуй наиболее надежный, но имеет свои слабые места – инжектор, катушки зажигания.
По сравнению с двухлитровыми силовыми агрегатами – более объемные двигатели БМВ надежнее, хотя в долговечности работы по сравнению с легендарным мотором БМВ M54 им не сравнится.
550i (V8 N63, бензин)
Мотор | Объем | л.с. | Нм | Средний расход, л/100 км | |
550i | N63B44 | 4395 | 407 | 600 | 10,5 |
550i xDrive | N63B44 | 4395 | 460 | 650 | 8,7 |
Для большинства моделей 550i выпущенных до января 2011 года, характерно появление проблем с системой вентиляции, что приводило к перерасходу масла, не стабильно и грубой работы двигателя, появлению белого или синего дыма из выхлопной трубы. Это связано с температурным режимом моторного отсека, конструкционные материалы соединений вентиляции картера и вентиляционных труб становятся хрупкими. Для решения проблемы необходимо заменить соединительные шланги вентиляции картера и вентиляционной трубы.
В модификациях BMW 550i F10 выпуском с 2010 по 2012 год наблюдалась течь масла, из-за повреждения уплотнительного кольца прокладки клапана во время сборки. Проблема решается заменой уплотнительного кольца прокладки клапана регулировки моторного масла (номер детали 07 11 9 963 473).
В моделях выпущенных с 1 января по 1 декабря 2011 года наблюдался выход из строя топливного насоса высокого давления N63, что приводило к уменьшению мощность двигателя, а так же к предупреждение о неисправности двигателя. В данном случае необходима замена обоих ТНВД.
Для поврежденного топливного насоса характерны такие симптомы, как проблемы при запуске, неравномерная работа двигателя, загорание сигнального индикатора двигателя.Проблема с фильтром DPF имеет следующие симптомы: загорается сигнальная лампа DPF, заметное падение мощности. Наиболее частой причиной неисправности является засорение фильтра, например, из-за частых поездок на короткие расстояния. Обычно помогает чистка, но бывает и повреждение датчика давления, который нужно заменить
518d, 520d, 525d (4 цилиндра, дизель)
Мотор | Объем | л.с. | Нм | Средний расход, л/100 км | |
518d | N47D20 B47D20 | 1995 1995 | 143 150 | 360 360 | 4,5 |
520d EDE | N47D20 | 1995 | 184 | 380 | 4,5 |
520d | N47D20 B47D20 | 1995 1995 | 184 190 | 380 400 | 4,9 |
520d xDrive | N47D20 B47D20 | 1995 | 184 190 | 380 400 | 4,9 |
525d | N57D30UL N47D20 | 2993 1997 | 204 218 | 450 450 | 6,2 5,0 |
525d xDrive | N47D20 | 1997 | 218 | 450 | 5,1 |
Наиболее проблематичным мотором у владельцев БМВ Ф10 отмечаются 2-литровые двигатели, особенно это касается дизельного N47 устанавливаемого на автомобили в период с марта 2007 по март 2011 года. Диапазон проблем у мотора довольно таки широк, но самая частая проблема возникает с цепным приводом ГРМ. Чрезмерно острые зубья звездочки коленчатого вала могут повредить цепь привода ГРМ. Основным признаком повреждения цепи привода ГРМ – громкое “тиканье” в задней части двигателя или дребезжание на холостом ходу, поэтому стоит внимательно слушать работу двигателя перед покупкой.
Симптомами выхода из строя цепи газораспределения в моторе N47 являются – шум в зоне привода ГРМ (специфический тикающий звук), стук при сбрасывании оборотов. Проблему рекомендовано устранить заменой цепи, натяжителя, направляющих и шатуна. Проверить коленвал и главные подшипники.Вышедший из строя натяжной ролик, издает стук в моторном отсеке, перегрев привода и потерю мощности в экстремальных ситуациях. Проблема решается заменой ролика на новый
В большинстве случаев проблема возникает от большого интервала замены масла. Моторное масло рекомендовано менять каждые 5000-10 000 км – в зависимости от нагрузок и условий эксплуатации. Большие интервалы замены масла в двигателе являются причиной дорогостоящих ремонтов после 70-120 000 км пробега.
В данной ситуации:
- для моделей, выпущенных до мая 2009 года, цепи привода ГРМ, звездочки распределительного вала и коленвала требуют замены. Коленчатый вал так же должен был быть заменен, поскольку звездочка к нему была приварена, а так как цепи привода ГРМ были расположены сзади двигателя, то его необходимо было снимать. Из-за стоимости ремонта некоторые владельцы попросту меняли двигатель;
- для моделей, изготовленных с мая 2009 года по март 2011 года, коленчатый вал не требовал замены, поскольку конструкция звездочек коленчатого вала была изменена. Однако цепи ГРМ и направляющие ГРМ все еще требуют замены;
Симптомами проблемной турбины является недостаточная мощность и характерный шум в области выпускного коллектора. Проблема с турбокомпрессором (в моторах 2.0d), обычно заключается в повреждении выпускного коллектора или самой турбины (например, слишком большой зазор на рабочем колесе или поломанное рабочее колесо компрессора).Причина неисправности EGR (ЕГР) в дизеле N47 чаще всего заключается в дросселе (на фото). Симптомы выхода из строя клапана рециркуляции отработавших газов: падение мощности, неравномерная работа и повреждение привода, загорается индикатор двигателя, ошибки в рециркуляции выхлопных газов. Рекомендуется чистить впускной коллектор после 90-120 000 км пробега
Но не стоит и спешить отказываться от мотора Н47. Если Вы ищите экономичный автомобиль бизнес класса, то BMW 520d – вполне хороший вариант, только перед покупкой техническое состояние двигателя рекомендовано проверить с профессионалом. В ином случае, и при наличии предложения в виде рестайлинговой модели, присмотритесь к экономичной версии с двигателем BMW B47, которым после фейслифтинга оснащались BMW 518d и 520d.
530d, 535d, M550d (N57, дизель)
Мотор | Объем | л.с. | Нм | Средний расход, л/100 км | |
530d | N57D30OL | 2993 | 245 258 | 540 560 | 6,3 5,7 |
530d xDrive | N57D30OL | 2993 | 258 | 560 | 5,7 |
535d | N57D30T0 | 2993 | 299 313 | 600 630 | 6,1 5,4 |
535d xDrive | N57D30T0 | 2993 | 313 | 630 | 5,7 |
M550d xDrive | N57D30 | 2993 | 381 | 740 | 6,3 |
Что касается 3-х литровых дизельных моторов, то здесь ситуация с интервалом замены масла и последствия – аналогичны с 4-цилиндровыми 2.0-литровыми дизелями, но в целом моторы 3.0 более надежные.
Независимо от выбранного дизеля, перед покупкой стоит проверить состояние форсунок и турбокомпрессора. Также важно проверить сажевый фильтр.
С каким двигателем выбрать?!
В первую очередь рекомендуем обращать внимание на техническое состояние двигателя, историю автомобиля и периодичность обслуживания.
Из бензиновых двигателей рекомендуем 6-цилиндровый N55 (535i), из дизельных – 6-цилиндровый мотор N57, особенно рекомендуем обратить внимание на моторы с одним турбокомпрессором (525d и 530d).
Коробка передач
При выборе BMW F10, в первую очередь необходимо проверить состояние автоматической коробки передач, особенно если Вы рассматриваете автомобиль с мощным 3-литровым двигателем.
Автоматические коробки передач ZF 8HP редко выходят из строя, но все же были замечены проблемы в эксплуатации. Иногда замечается дергание, но эта проблема решается на уровне электроники, и было несколько случаев механического повреждения коробки (заклинивания коробки передач, но они единичны).
Если Вы желаете максимально долго продлить срок службы трансмиссии, то так же как и в моторах, в КПП, будь то автоматическая или механическая коробка передач – масло следует менять вовремя, так же как и в раздаточной коробке BMW xDrive.
Подвеска
Подвеска БМВ Ф10 вполне надежная, и первые крупные расходы ждут владельцев после 100 000 км пробега, хотя многое будет зависеть от качества дорог в Вашей местности и стиля вождения.
Тем не менее, пренебрегать осмотром не стоит, и при покупке рекомендуем обратить внимание на подвеску как спереди, так и сзади, что позволит лучше оценить размер “вложений”, которые придется потратить на автомобиль после покупки. Во время тест-драйва необходимо обратить внимание на то, не тянет ли автомобиль. Активная система рулевого управления обычно является источником этой проблемы, и это довольно распространенная проблема.
Салон
Интерьер в BMW F1X заслуживает вполне высших похвал, но все же имеются моменты, о которые желательно знать перед покупкой. Например, кожанное сиденье водителя может скрипеть, и несмотря на то, что в задней части салона, места больше, чем в предшественнике БМВ Е60, у “пятерек” с панорамной крышей, пространства над головой немного меньше.
Сиденья БМВ Ф10 имеют отличную боковую поддержку, что очень важно во время поездок на длинные дистанции
Кожаная обивка Nappa не так долговечна, как этого ожидают от бренда премиум-класса, со временем она “вытирается”, создавая впечатление недорогой кожи. В дальнейшем производитель сменил поставщика.
Вместимость багажника седана – 520 литров, чего может быть мало, например если автомобиль покупается для семьи. В это случае, правильным выбором станет “пятерка” в кузове Туринг с объемом багажного отделения – 560-1670 литров
Электроника
Электроника выходит из строя, хотя доставляет менее хлопот, чем в БМВ E60.
Конкуренты
Главными конкурентами для BMW F10 в первую очередь выступают Audi A6 C7 и Mercedes E-Class W212.
Основными преимуществами Audi является дополнительный постоянный привод 4 × 4. Отличительной чертой A6 среди всех конкурентов в сегменте E – очень хорошая подгонка элементов интерьера, лучше, чем в случае с BMW. A6 C7 также менее проблематична, чем F10, что является результатом, испытаний надежности проведенных TÜV.
Недостатки Ауди заключаются в коробках передач Multitronic и S Tronic. Другими недостатками являются дорогостоящие детали, которым не найдены заменители в хорошем качестве.
Mercedes E-Class W212 в свою очередь может похвастаться прежде довольно комфортной подвеской.
Его недостатками являются в основном автоматические коробки передач, а система рулевого управления работает с небольшой задержкой. Так же стоит отметить, что шасси Mercedes, не “наделено” динамичной ездой, что можно сказать и о менее динамичных моторах в сравнении с другими немецкими автомобилями того же класса.
Эту машину нельзя покупать за последние деньги! Высокие затраты на обслуживание вполне оправданы, что в принципе и свойственно для автомобилей бизнес класса.
BMW F10 5 серии имеет много типичных неисправностей, но это также автомобиль, который доставляет массу удовольствия от вождения. Выдающееся поведение на асфальте, отличные характеристики двигателя, стильный салон. И это зачастую важнее, чем расходы на его содержание.
Не стоит обольщаться! Почему подержанный BMW 2 Gran Tourer не будет выгодной покупкой
«Рассматриваю к покупке BMW 2 Gran Tourer с дизельным двигателем и автоматической коробкой передач. Хотелось бы узнать слабые места и «болячки» этой модели, особенности двигателей 1.5 и 2.0 дизель, при возможности — стоимость обслуживания».
Только не 1,5-литровый дизель!
BMW 2 Gran Tourer (F46) выпускается с 2015 года и является, по сути, удлиненной 7-местной версией модели Active Tourer (F45), которая вышла на рынок годом ранее. Оба автомобиля базируются на переднеприводной платформе UKL2 platform, на которой также созданы BMW X1 (F48), BMW X2 (F39), китайская версия седана 1-й серии, а также новейшие «копейка» (F40) и модель второй серии (F44). Кроме того, в числе «родственников» — MINI Clubman и Countryman последних поколений.
В общем, техника самая современная, и в этом есть свой недостаток: из запчастей на рынке сейчас преимущественно «оригинал», доступная, но качественная «лицензия» пока представлена достаточно скромно, так что выбор и ценовая доступность запчастей пока не могут радовать.
Дизельный моторы? «Только не 1,5-литровый!» — сразу говорят консультирующие нас специалисты. Почему? Они объясняют это так: три цилиндра со всеми вытекающими (вибрации, балансирные валы) — в итоге получаем не очень комфортный (шумный и вибронагруженный), сложный, а главное — малоизученный нашими мастерами мотор, на который мало что есть по запчастям. По большому счету помимо топливной экономичности плюс только один — низкая стоимость растаможки.
Фото sovavto.org
Хотя заметим, что 1,5-литровый B37 выпускают с 2014 года, он ставится как раз на модели платформы UKL2 platform, так что со временем (во многом благодаря Х-моделям BMW) должен получить достаточно неплохое распространение. К недостаткам двигателя, как мы уже отметили, относится достаточно шумная работа. Кроме того, на моторах первых лет выпуска отмечалось разрушение опорного подшипника коленвала, причем при пробегах всего 30-40 тыс. км.
Считается, что данная проблема была окончательно решена в 2015 году. А в 2017-м двигатель модернизировали — обновленный вариант получил обозначение B37TU1. Были внесены изменения в поршневую группы, поднято давление впрыска, доработаны балансирные валы — все это в комплексе позволило снизить вредные выбросы и снизить шумность при работе.
Это же касается и 2,0-литрового двигателя, который после модернизации получил наименование B47TU1. Также если раньше двойной наддув имели только наиболее мощные версии этого мотора, то теперь он положен модификациям 18d и 20d. Впрочем, турбины достаточно надежны, вопросов по ним пока не возникает.
Вообще, «наследник» противоречивого N47 выглядит вполне беспроблемным агрегатом. По крайней мере серьезных жалоб по «железу» и прочему не возникает как минимум до 250-300 тыс. км. Машины с такими пробегами (преимущественно это «пятерки» и «тройки» последних поколений) уже появляются на СТО, но обычно все сводится к плановому обслуживанию. Например, цепной привод ГРМ служит те же 200-250 тыс. км, что на фоне ранних версий N47 отличный показатель.
Из возможных проблем сервисмены называют выход из строя вихревых заслонок во впуске, сбои в работе системы EGR (у BMW она называется AGR), а также выход из строя сажевого фильтра. Хотя, если разобраться, все это звенья одной цепи, а первопричиной банально оказываются короткие городские поездки, из-за чего сначала начинаются проблемы с EGR, а уже они тянут за собой засорение сажевого фильтра. В любом случае после покупки не будет лишним проверить состояние этих систем.
Без «отжигов«
Самой беспроблемной, разумеется, является 6-ступенчатая «механика». До 2017 года на 1,5-литровые версии ставили 6-ступенчатый «автомат», затем появилась роботизированная 7-ступенчатая коробка. А 2,0-литровые версии оснащаются 8-ступенчатым «автоматом». Эта коробка считается более прочной и ресурсной, к тому же она очень хорошо диагностируется, но точно так же, как и 6-ступенчатая, чувствительна к чистоте масла.
Собственно говоря, от своевременности обслуживания во многом и будет зависеть, в каком состоянии будет пребывать мехатроник после нескольких лет и сотни-другой тысяч километров. В случае с BMW 2 Gran Tourer можно рассчитывать, что все будет неплохо: с одной стороны, автомобиль легкий и не очень энерговооруженный, с другой — можно надеяться на то, что на семейном компактвэне не будут «отжигать» как на купе, в итоге «автомат» (и не только) не будет знать повышенных нагрузок. И это, конечно, дополнительный плюс в пользу модели.
Наш вердикт
Давайте скажем прямо. Учитывая общие агрегаты (мотор, коробка), стоимость обслуживания переднеприводной «двойки» оказывается примерно на том же уровне, что и у классических моделей BMW. При этом идейно и по настроению BMW 2 Gran Tourer от них кардинально отличается. Это вызывает вопрос о целесообразности подобной покупки.
Если нравится BMW и нужен практичный кузов, логичнее взять универсал или кроссовер. А если нужен компактвэн, экономически целесообразнее выглядит выбор в пользу моделей других марок — выйдет дешевле и при покупке, и в при дальнейшем содержании. Но, как говорится, хозяин — барин.
У вас есть вопросы? У нас еcть ответы. Интересующие вас темы квалифицированно прокомментируют либо специалисты, либо наши авторы — результат вы увидите на нашем сайте. Присылайте вопросы на адрес Ivan@abw.by и следите за публикациями.
Дорогие и для души, практичные и для семьи — в нашей базе объявлений автомобили для любых нужд
Источник Источник https://www.bimmerfest.ru/vubor-bmw-f10-kakoi-dvigatel/
Источник Источник https://www.abw.by/novosti/experience/213524