ГАЗ-66 технические характеристики двигателя и раздатки с коробкой передач, расход топлива и вес, грузоподъёмность

ГАЗ-66

Во второй половине 20 века на Горьковском автозаводе производили одни из наиболее успешных советских автомобилей. Грузовик с полноприводной системой и 2 осями, получивший название ГАЗ 66, выпускался почти 35 лет. За этот период было произведено порядка миллиона моделей, выполненных в различных вариациях.

ГАЗ 66 застал не только советскую, но и российскую эпоху. Неприхотливый и неприметный автомобиль в народе назвали «Шишига». Наибольшее распространение модель получила в 1960-1990-х годах. Тогда ГАЗ 66 активно использовался в народном хозяйстве и Советской армии. Автомобиль ценили за простоту конструкции, высокую проходимость и большой ресурс работы. В некоторых областях ГАЗ 66 применяется и сегодня.

Конструкция

ГАЗ-66

«ГАЗ-66» – советский грузовой автомобиль с колёсной формулой 4×4; рамной конструкции, безкапотной компоновки; грузоподъёмностью 2 тонны. Этот грузовик в своё время неоднократно становился лауреатом различных выставок, в том числе и международных. Но самая большая награда 66-го — это всенародная любовь и признание, за его безотказность и надёжность в самых трудных условиях эксплуатации .

Поразительная проходимость «ГАЗ-66», не раз выручавшая в нашей стране многих, достигается, в значительной степени, за счёт использованных в нём самоблокирующихся дифференциалов переднего и заднего мостов.

При разработке нового полноприводного грузовика команда конструкторов Горьковского автозавода опиралась на конструкцию 2-тонного внедорожного грузовика «ГАЗ-63», выпускавшегося в 1948—1968 гг. Эту модель можно с полным правом назвать предшественником и прообразом 66-го. Однако «ГАЗ-66» стал автомобилем совершенно новой конструкции – бескапотником с откидывающейся кабиной.

Серьёзные сравнительные испытания убедительно показали значительное превосходство «ГАЗ-66» перед его предшественником. Автомобиль «ГАЗ-66» с полной нагрузкой в кузове (2 тонны), плюс с прицепом массой (весом) ещё в 2 тонны оказался способен пересечь песчаную пустыню в любом направлении.

ГАЗ-66

В тех же условиях автомобиль «ГАЗ-63» не смог далеко продвинуться даже без прицепа. Было установлено, что «ГАЗ-66» может преодолевать песчаные подъёмы 22—23°, а «ГАЗ-63» – подъёмы не более 4°.

Если грузовик «ГАЗ-63» способен двигаться по снежной целине глубиной до 0,4 м, то у автомобиля «ГАЗ-66» этот показатель – 0,7 м. Для 66-го был разработан новый, более мощный двигатель, улучшивший его динамические характеристики и, в конечном итоге, способствующий повышению проходимости. Применены самоблокирующиеся дифференциалы повышенного трения в ведущих мостах, которые обеспечили возможность передачи до 80% момента на одно колесо.

Расположение кабины над двигателем позволило при колёсной базе, равной базе автомобиля «ГАЗ-63», увеличить полезную длину грузовой платформы и разместить запасное колесо за кабиной. Это дало возможность понизить погрузочную высоту платформы. Что, в свою очередь, способствовало улучшению поперечной устойчивости автомобиля.

Испытаниями было установлено: если автомобиль «ГАЗ-63» при движении с низко расположенным (немного выше уровня бортов) грузом по бетонной площадке по кривой радиуса 25 м начинает опрокидываться набок при скорости 44 км/ч, то грузовик «ГА3-66» в этих условиях не теряет устойчивости при любых скоростях движения. И только при скорости свыше 65 км/ч его заносит (боковой юз, без опрокидывания).

ГАЗ-66

Лучшую устойчивость «ГАЗ-66» придали также лучший баланс центра тяжести и увеличение колеи передних колёс – на 200 мм, и задних колес – на 150 мм. Для 66-го были разработаны также и новые шины увеличенного профиля, с развитыми грунтозацепами (размер шин 12.00–18).

Установка распорных колец в колесе даёт возможность «ГАЗ-66» двигаться по слабым грунтам при сниженном до 0,5 кГ/см2 давлении в шинах. Понижение давления в шинах обеспечивает большую площадь опорной поверхности шин, резко уменьшая удельное давление на грунт.

Серьёзные усовершенствования были внесены в шасси основного ГАЗовского грузового внедорожника. На «ГАЗ-63» стояли рессоры короткие и жёсткие, а на «ГАЗ-66» использовали длинные и мягкие. Поэтому «ГАЗ-63» при прохождении канав склонен к диагональному вывешиванию колёс. А ведь это полностью останавливает автомобиль: колёса крутятся – машина стоит! «ГАЗ-66» же уверенно преодолевает самые сильные неровности рельефа.

Размещение кабины над двигателем обеспечило равномерное распределение общей нагрузки по осям: 47% – на переднюю ось и 53% – на заднюю, в то время как у автомобиля «ГАЗ-63» распределение нагрузок но осям составляет соответственно 37 и 63%. Благодаря этой особенности сцепной вес автомобиля реализуется обоими мостами в одинаковой степени.

История создания

ГАЗ-66 история создания

Разработка ГАЗ 66 началась в 1950-х годах. Первые опытные экземпляры автомобиля Горьковский автозавод представил в 1957 году. Однако серийного мотора требуемой мощности для техники не было, потому массовое производство пришлось отложить. В 1958-1962 годах предприятие производило в небольших количествах модель ГАЗ 62 с кабиной от ГАЗ 66.

Масштабная доработка модели началась в 1960-х годах. На первых этапах разработки главным конструктором был Р.Заворотный, позднее его заменил О.Образцов. При создании автомобиля активно применялся опыт, полученный в проекте ГАЗ 62. В итоге принципиально новой моделью ГАЗ 66 не стал. Машина представляла собой глубокую модернизацию ГАЗ 62, который особой популярностью на тот момент не пользовался. На Горьковском автозаводе давно пытались отказаться от предшественника, но должную замену ему готовили долго. Выпущенный ранее ГАЗ 63 оказался неудачным, и его производство пришлось завершить в 1968 году.

ГАЗ-66 1968

ГАЗ 66 поступил в серийное производство только в 1964 году. В тот период его появление было определенным прорывом в машиностроении. Небольшой грузовик с отменными характеристиками выгодно отличался от предшественников. Несмотря на то, что ГАЗ 66 был очень далек от совершенства, его популярность начала стремительно расти.

На фоне существующих конкурентов модель выделялась нестандартными решениями. ГАЗ 66 первым из советских автомобилей получил V-образный 8-цилиндровый агрегат. За счет размещения кабины над силовой установкой удалось добиться повышения площади платформы при сохранении прежней длины автомобиля. Вертикальное расположение запаски за кабиной позволило опустить основание кузова. Среди других особенностей машины значились омыватели ветрового стекла, тормозная система с гидровакуумным усилителем, цельнометаллическая платформа и гидроусилитель руля.

ГАЗ 66 – «долгожитель», выпуск которого осуществлялся на протяжении 35 лет. За этот период автомобиль неоднократно дорабатывали, улучшая функционал и добавляя новые возможности. В 1967 году облицовка передней части кабины претерпела изменения. С 1968 года грузовик стали комплектовать централизованной системой регулировки воздуха. Изменение оказалось настолько удачным, что осталось на многих автомобилях и сегодня.

В тот же период ГАЗ 66 дебютировал на Московской выставке техники, где модель удостоилась главного приза. Эксперты признали актуальность ее характеристик. Позднее автомобиль удостоился золотой награды в Лейпциге. Здесь жюри отметило его внедорожные и грузовые качества. В 1969 году ГАЗ 66 получил национальный Знак Качества. После этого начался массовый экспорт модели во все социалистические государства. Серийный выпуск автомобиля достиг небывалых размеров.

С распадом СССР популярность ГАЗ 66 начала резко снижаться. Серийное производство модели Горьковский автозавод прекратил в 1995 году. Ее место занял ГАЗ 3308. При этом партии по спецзаказам и единичные экземпляры предприятие выпускать продолжило. Последний ГАЗ 66 был произведен в июле 1999 года. За 35 лет существования модель разошлась рекордным тиражом в 965000 единиц.

Использование в ВДВ

ГАЗ 66 ВДВ

Эти особенности «ГАЗ-66» – превосходное расположение центра тяжести, практически равная нагрузка на переднюю и заднюю ось; компактность за счёт кабины над двигателем – дали старт многолетней успешной «карьере» машины в воздушно-десантных войсках СССР. «Шишига» – пока единственный в истории нашей армии серийный «грузовик-десантник».

В течение 1965 года «ГАЗ-66» успешно выдержал весь комплекс испытаний на наземных стендах и в реальном десантировании с разных высот, и 2 марта 1966 г. приказом Министра обороны СССР № 38 десантный автомобиль «ГАЗ-66Б» был принят на вооружение ВДВ Советской Армии. Он отличался от серийного складной кабиной с мягким верхом и откидной рамкой ветрового стекла. Дело в том, что в то время военно-транспортная авиация располагала самолётами «АН-8» и «АН-12», в грузовые кабины которых «ГАЗ-66», установленный на парашютную платформу, не помещался по высоте.

ГАЗ 66Б на десантной платформе.

Когда основным транспортным самолётом в армии стал «Ил-76», эта проблема была снята, и в подразделения ВДВ стали поступать «ГАЗ-66» с обычной цельнометаллической кабиной. «Шишига» превосходно проявила себя в реальных боевых и приближенных к боевым условиях войсковых учений и локальных военных конфликтов.

За исключением одного – в условиях минных засад афганских душманов. Ограниченный внутренний объём кабины и её расположение непосредственно над колёсами оказались опасными для экипажа в случае подрыва на мине, поэтому «ГАЗ-66» вывели из состава боевых частей в Афганистане уже вскоре после начала этой десятилетней войны.

По состоянию на 2018 год «ГАЗ-66» так и остался единственным в истории десантируемым грузовым автомобилем. Хотя имеется проект создания более современного аэромобильного грузовика, в рамках программы «КамАЗ-Мустанг»; есть опытные образцы этого преемника «ГАЗ-66» в ВДВ; на 2018-2019 годы намечены его испытания.

Технические характеристики

Тип Двухосный грузовой автомобиль
Грузоподъёмность 2000 кг
Разрешенная максимальная масса 5940 кг
Длина 5806 мм (с лебёдкой)
Ширина 2322 мм
Высота по тенту без нагрузки 2520 мм
Высота по кабине с полной массой 2490 мм
Колёсная база 3300 мм
Дорожный просвет 315 мм
Колея передних колёс 1800 мм
Колея задних колёс 1750 мм
Радиус поворота 9,5 м
Глубина преодолеваемого брода
(по дну)
0,8 м
Двигатель ЗМЗ-66-06 восьмицилиндровый четырёхтактный,
с жидкостным охлаждением
Рабочий объём 4254 см 3
Мощность 120 л. с.
КПП механическая 4-ступенчатая с синхронизаторами
на 3-й и 4-й передачах
Раздаточная коробка С понижающей передачей
и отключаемым передним мостом
Привод задний или полный
Колёса специальные с разъёмным ободом
и бортовым кольцом 8,00-18; шины 12,00-18
Давление в шинах 0,5-3 кг/см 2
Максимальная скорость
с полной массой
90 км/ч
Ёмкость топливных баков 210 л
Контрольный расход топлива, л/100 км
при скорости 60 км/ч
20
Марка топлива бензин А-72, A-76, АИ-80
Ёмкость АКБ 75 А·ч
Максимальный ток автомобильного генератора 85 А

Двигатель

ГАЗ 66 двигатель

На ГАЗ 66 устанавливался 4-тактный V-образный карбюраторный двигатель ЗМЗ-513, работающий на бензине. Мотор имел жидкостное охлаждение. Собирали силовую установку на Заволжском моторном заводе. По некоторым параметрам агрегат был похож на предшественников, но имел и заметные отличия. В конструкции ЗМЗ-513 появился ряд уникальный решений, а сам он выделялся компактными габаритами. Блок цилиндров и головку блока цилиндров для мотора изготавливали из алюминия.

Характеристики мотора ЗМЗ-513:

  • рабочий объем – 4,25 л;
  • номинальная мощность – 125 л.с.;
  • максимальный крутящий момент – 284,5 Нм;
  • степень сжатия – 7,6;
  • количество цилиндров – 8;
  • тип используемого топлива – бензин А-76.

В 1990-х годах появились версии ГАЗ 66 с дизельной силовой установкой ГАЗ 544, которая имела больший ресурс работы и высокую производительность.

Характеристики мотора ГАЗ 544:

  • рабочий объем – 4,25 л;
  • номинальная мощность – 85 л.с.;
  • максимальный крутящий момент – 235 Нм.

Позднее Горьковский автозавод стал производить двигатели ГАЗ 5441 с турбонаддувом и воздушным охлаждением. Их использовали для установки на ГАЗ 66. Особенностью агрегата был небольшой расход топлива (около 17 л на 100 км пути).

Характеристики мотора ГАЗ 5441:

  • рабочий объем – 4,15 л;
  • номинальная мощность – 115 л.с.;
  • степень сжатия — 16;
  • количество цилиндров – 4.

Коробка передач

ГАЗ 66 КПП коробка передач

Коробка передач четырехступенчатая, с синхронизатором на 3—4-й передачах. Передаточные отношения коробки: на первой передаче 6,55; на второй 3,09; на третьей 1,71; на четвертой 1,0; на передаче заднего хода 7,77. Коробка передач крепится к картеру сцепления шпильками.

Основные части коробки: картер с крышкой, первичный вал с шестерней и подшипниками, промежуточный вал с шестернями и подшипниками, вторичный вал с шестернями и подшипниками, синхронизатор, блок шестерен заднего хода с осью, механизм переключения передач.

Чугунный картер сверху закрывается крышкой, а в боковых стенках имеет люки для подсоединения коробки отбора мощности; при ее отсутствии люки закрываются крышками. На левой стенке картера имеется пробка контрольно-наливного отверстия, а внизу пробка для слива масла. На дне картера установлен грязеуловитель, а в крышке заднего подшипника вторичного вала — сапун.

Первичный вал изготовлен заодно с шестерней и передним концом опирается на шариковый подшипник, установленный в расточке коленчатого вала. Передней опорой вторичного вала является роликовый подшипник, установленный в расточке первичного вала. Внутренние кольца шариковых подшипников фиксируются на валах гайками, а наружные кольца — с помощью разрезных упорных колец, зажимаемых между крышками подшипников и картером.

Промежуточный вал изготовлен заодно со своими шестернями. На шлицах вторичного вала установлена шестерня первой передачи и заднего хода; шестерни второй 11 и третьей 21 передач этого вала установлены свободно, в их отверстия запрессованы бронзовые втулки. Шестерня второй передачи имеет на ступице зубчатый венец, а шестерня третьей передачи, кроме того, имеет конус.

Газ 66 коробка передач схема

Рис. 1. Коробка передач автомобиля ГАЗ -66:
1 — картер; 2 — шестерня привода промежуточного вала; 3 — промежуточный вал; 4 — шестерня первичного вала; 5 — вторичный вал; 6 — первичный вал; 7 — синхронизатор; 8 — крышка картера; 9 — шток переключения первой и второй передач; 10 — фиксатор; 11, 20 — шестерни второй передачи; 12 — рычаг; 13 — шток переключения третьей и четвертой передач; 14, 19 — шестерни первой передачи; 15 — шток включения передачи заднего хода; 16 — сапун; 17 — блок шестерен заднего хода; 18 — ось блока шестерен заднего хода; 21, 22—шестерни третьей передачи; 23— сливная пробка; 24 — пробка контрольно-заливного отверстия; 25 — плунжер замкового устройства; 26 — штифт; 27 — предохранитель от случайного включения передачи заднего хода

Уплотнение вторичного вала обеспечивается резиновым сальником, течь масла из картера в месте выхода первичного вала предотвращается внутренней маслосгонной канавкой, выполненной в крышке подшипника.

Блок шестерен заднего хода вращается на оси, запрессованной в заднюю стенку и прилив картера. В отверстии блока имеется бронзовая втулка.

Синхронизатор коробки передач ГАЗ-66

Рис. 2. Синхронизатор коробки передач автомобиля ГАЗ -66:
1 — блокировочные кольца; 2 — сухари; 3 — ступица; 4 — муфта; 5 — проволочное кольцо: 6— вилка; 7 — ведомый вал коробки передач

Шестерни блока, а также шестерня первой передачи и заднего хода прямозубые, остальные все шестерни коробки косозубые.

Синхронизатор служит для бесшумного переключения передач путем выравнивания угловых скоростей включаемых элементов. В рассматриваемой коробке установлен инерционный синхронизатор с блокировочными кольцами. Он состоит из ступицы, муфты, двух блокировочных колец, трех сухарей, двух проволочных колец. Ступица устанавливается на шлицах вторичного вала и фиксируется гайкой. На ступице нарезаны наружные зубья и пазы под сухари. Муфта расположена на зубьях ступицы и в среднем положении удерживается сухарями, выступы которых входят во внутреннюю кольцевую канавку муфты. Сухари прижимаются к муфте упругими кольцами. Бронзовые блокировочные кольца имеют наружные зубья со скосами и впадины под сухари; ширина впадин несколько больше ширины сухарей.

Работает синхронизатор следующим образом. При перемещении муфты усилие через сухари передается на одно из блокировочных колец, которое вместе с муфтой перемещается относительно ступицы в сторону включаемой шестерни до соприкосновения с ее конической поверхностью. Вследствие разности угловых скоростей включаемой шестерни и ведомого вала на конических поверхностях возникает сила трения, которая поворачивает блокировочное кольцо до упора его в сухари. При этом зубья блокировочного кольца станут напротив зубьев муфты и дальнейшее перемещение муфты становится невозможным. После выравнивания угловых скоростей шестерни и синхронизатора сила, сместившая блокировочное кольцо, исчезает; под действием усилия водителя оно вернется в первоначальное положение, чему способствуют скосы на зубьях муфты и кольца. После этого муфта свободно проходит между зубьями блокировочного кольца и соединяется с зубьями малого венца включаемой шестерни, Включение передачи должно происходить бесшумно,

Механизм переключения передач расположен в крышке коробки и состоит из рычага, трех штоков с вилками, трех фиксаторов, замкового устройства и предохранителя от случайного включения заднего хода.

Фиксаторы предотвращают возможность самопроизвольного включения или выключения передач.

Замковое устройство не допускает одновременного включения двух и более передач. Это устройство расположено в канале между штоками и состоит из двух плунжеров и штифта. Плунжеры находятся в лунках штоков, а штифт в отверстии среднего штока. При перемещении крайнего штока плунжер выходит из его лунки, входит в лунку среднего штока и через штифт перемещает другой плунжер в лунку второго крайнего штока. Тем самым средний и второй крайний штоки оказываются в запертом положении. При перемещении среднего штока оба плунжера выходят из его лунок и входят в лунки крайних штоков, запирая их.

При включении передачи заднего хода водитель дополнительно преодолевает сопротивление пружины предохранителя, что предотвращает возможность случайного включения заднего хода при движении вперед.

Работа коробки передач. При включении первой передачи водитель перемещает верхний конец рычага на себя и вперед, при этом нижний конец рычага входит в переводную головку штока первой передачи и перемещает его назад. Это движение через вилку передается шестерне, которая, перемещаясь по шлицам вала, входит в зацепление с шестерней первой передачи промежуточного вала. Крутящий момент передается через пару шестерен на промежуточный вал и через пару шестерен первой передачи на вторичный вал. В обеих парах шестерен крутящий момент увеличивается, а скорость вращения уменьшается.

На второй передаче шестерня перемещается вперед и своими внутренними зубьями соединяется с малым зубчатым венцом шестерни. Крутящий момент передается через пары шестерен и через ступицу шестерени на вторичный вал.

На третьей передаче водитель перемещает муфту синхронизатора назад. После выравнивания угловой скорости шестерни с угловой скоростью вторичного вала синхронизатор соединяет шестерню с валом. Крутящий момент передается через пары шестерен и синхронизатор на вторичный вал.

На четвертой передаче при помощи синхронизатора соединяются между собой первичный и вторичный валы, крутящий момент передается с одного вала на другой напрямую, без из« менения.

На передаче заднего хода водитель перемещает вперед блок шестерен заднего хода, его передняя шестерня соединяется с шестерней первой передачи вторичного вала, а задняя шестерня с шестерней первой передачи промежуточного вала. Крутящий момент передается через шестерни 2 и 4 на промежуточный вал, через шестерню на переднюю шестерню блока и от задней шестерни блока на шестерню вторичного вала. В этом случае в работе участвуют три пары шестерен, первичный и вторичный валы вращаются в разные стороны.

Смазка трущихся поверхностей коробки осуществляется разбрызгиванием вращающимися шестернями масла, налитого в картер. В коробку передач заправляется 3,5 л (с коробкой отбора мощности 4,2 л) масла.

Рулевое управление

Рулевое управление ГАЗ-66.jpg полная схема

1 — рулевое колесо; 2 — подшипник; 3 — рулевая колонка- 4 — вал рулевого колеса: 5 — вал червяка; 6 — червяк; 7 — картер; 8 — регулировочные прокладки; 9 — ось ролика; 10 — ролик; 11 — гайка регулировочного устройства; 12 — регулировочный винт; 13 — боковая крышка; 14 — роликовый подшипник; 15 — вал сошки; 16 — уплотнение; 17 — сошла; 18 — карданный вал; 19 — карданный шарнир; 20 – силовой цилиндр; 21— поперечная рулевая тяга; 22, 23 — поворотные рычаги; 24— продольная рулевая тяга; 25 — распределитель; 26 — масляный насос с бачком; 27 — рычаги

На автомобиле ГАЗ -66 рулевое управление снабжено гидравлическим усилителем с отдельным силовым цилиндром. Общая компоновка рулевого управления показана на рис. 394.

Рулевой механизм выполнен в виде глобоидального червяка и трехгреб-невого ролика. Червяк установлен в чугунном литом картере рулевого механизма на двух конических роликоподшипниках, регулируемых прокладками, расположенными под нижней крышкой картера. С валом червяка соединен с помощью промежуточного вала и двух карданных шарниров рулевой вал, установленный в рулевой колонке на двух шарикоподшипниках. На верхнем конце рулевого вала закреплено рулевое колесо.

Рулевая колонка крепится к переднему щиту кабины при помощи шарнирных рычагов. Расчлененная конструкция рулевого вала с карданными шарнирами и специальное рычажное крепление рулевой колонки позволяют откидывать кабину без нарушения соединений рулевого управления.

Трехгребневой ролик установлен на игольчатых подшипниках на оси, закрепленной в утолщении вала рулевой сошки. Вал установлен в цилиндрическом приливе картера на бронзовой втулке и уплотнен сальником. Носок вала лежит в роликоподшипнике, установленном в боковой крышке картера. С пазом носка соединен винт, завернутый в крышку, при помощи которого осуществляется регулировка зацепления ролика с червяком. Винт закреплен стопорной шайбой со штифтом и закрыт колпачковой гайкой. Картер рулевого механизма закреплен болтами на левом лонжероне рамы автомобиля.

Рулевая сошка, закрепленная на шлицах вала гайкой, соединена с передним концом продольной рулевой тяги. Задний конец тяги соединен с рулевым рычагом, закрепленным в верхней части корпуса поворотного кулака левого колеса. Нижний рычаг корпуса левого кулака при помощи поперечной тяги соединен с рычагом правого кулака.

Соединения тяг с рычагами осуществляются шаровыми шарнирами с сухарями и пружинами. Длина поперечной рулевой тяги может регулироваться за счет наконечников, навернутых на тягу на резьбе и закрепляемых стяжными болтами. Предельный поворот колес ограничивается упорными болтами, завернутыми в рычаги поперечной рулевой тяги.

Гидравлический усилитель состоит из лопастного насоса, распределителя и силового цилиндра.

Гидравлический лопастной насос укреплен на двигателе и приводится в действие ременной передачей от шкива коленчатого вала двигателя. Устройство и действие насоса были рассмотрены выше.

Распределитель собран в чугунном корпусе, который прикреплен двумя болтами через переходник к переднему наконечнику продольной рулевой тяги. В тщательно обработанной цилиндрической полости корпуса сделано три кольцевых выточки. В корпусе расположены каналы, к которым присоединяются два маслопровода от насоса — нагнетательный и сливной и два маслопровода от обеих полостей силового цилиндра. Между нагнетательным и сливным каналами установлен шариковый обратный клапан.

Рулевое управление ГАЗ-66

В корпусе установлен плотно подогнанный к его стенкам золотник, имеющий две кольцевые выточки. Золотник соединен болтом с гайкой, которая наглухо завернута в направляющий стакан, свободно установленный в наконечнике продольной тяги. В стакане между сухарями с пружиной и ограничителем установлен шаровой палец рулевой сошки. Золотник с обоих концов уплотнен в корпусе резиновыми манжетами, удерживаемыми опорными шайбами. С торца к корпусу прикреплена крышка, в которую упирается наружная шайба.

Гидроусилитель ГАЗ-66 схема

В крайних поясках золотника просверлены отверстия, сообщающие его выточки с полостями по краям золотника и являющиеся реактивными камерами.

При повороте рулевого колеса из среднего положения рулевая сошка через стакан перемещает золотник в корпусе в ту или другую сторону, обеспечивая соединение каналов корпуса в различных комбинациях. При среднем положении золотника его выточки соединяют нагнетательный маслопровод насоса с маслопроводами обеих полостей силового цилиндра и со сливным маслопроводом, и гидроусилитель не действует. При перемещении золотника в крайние положения он соединяет нагнетальный маслопровод с одной из полостей силового цилиндра, а другую его полость — со сливным маслопроводом; при этом усилитель включен и облегчает поворот колес автомобиля.

Наибольший ход золотника в каждую сторону из среднего положения равен 1,5 мм и ограничивается упором бурта гайки в торец наконечника тяги или в стенку переходника.

Гидравлический силовой цилиндр состоит из корпуса с головкой и поршня со штоком. Головка установлена в конце цилиндра на уплотняющих резиновых кольцах и закреплена накидной гайкой с контргайкой. Шток в головке цилиндра уплотнен специальным уплотняющим устройством, состоящим из резиновой манжеты с поджимной пруяшной и опорной шайбой и сальника, закрепляемых стопорным кольцом. Поршень уплотнен в цилиндре чугунными кольцами, установленными в выточках поршня.

Цилиндр соединен с помощью шарового сочленения с кронштейном переднего моста, а шток поршня соединен на резиновых подушках с кронштейном поперечной рулевой тяги. К обеим полостям цилиндра с помощью штуцеров присоединены маслопроводы, идущие от соответствующих каналов корпуса распределителя.

Действие гидроусилителя при повороте автомобиля аналогично рассмотренному выше.

Тормозная система

Тормозная система ГАЗ-66 схема

На автомобиле ГАЗ -66 в тормозную систему входят колесные колодочные тормоза с гидравлическим приводом, снабженным гидровакуумным усилителем, управляемые ножной педалью, и ручной центральный колодочный тормоз, управляемый рукояткой, расположенной под щитком кабины.

В тормозах передних колес каждая сварная колодка с приклепанными накладками установлена шарнирно на бронзовом эксцентрике опорного пальца, закрепленного в опорном щите, и приводится в действие поршнем отдельного рабочего цилиндра. Опорный палец установлен в щите и проушине рабочего цилиндра и закреплен гайкой. Колодки стягиваются двумя пружинами и опираются свеими полками на регулировочные эксцентрики, закрепленные на болтах, фиксируемых в опорных щитах пружинами. Боковые перемещения колодок ограничиваются направляющими скобами, прикрепленными к опорному щиту. Оба рабочих цилиндра соединены трубкой. Колодки расположены в тормозном барабане с чугунным ободом, залитым на стальном диске, прикрепленном к ступице колеса.

В каждом заднем колесном тормозе обе колодки установлены на бронзовых эксцентриках на двух опорных пальцах, закрепленных вместе с пластинами гайками в опорном щите, и приводятся в действие поршнями общего рабочего цилиндра, закрепленного на щите. Колодки стягиваются одной пружиной, опираются на регулировочные эксцентрики и фиксируются от боковых смещений скобами.

Расход топлива

ГАЗ 66 тюнинг

Автомобиль оснащен двумя топливными баками по 105 л (66-41 – одним).

Многие функциональные параметры, такие как расход топлива ГАЗ-66 на 100 км, определяются двигателем. Максимальная скорость в любом случае равна 90 км/ч (80 км/ч с прицепом).

Первый двигатель ГАЗ-66 обеспечивает ускорение до 60 км/ч за 30 с. При данной скорости он тратит 20-24 л бензина. При этом расход топлива ГАЗ-66 на 100 км в реальных условиях эксплуатации составляет 27 л.

На бездорожье он может достигать более 30 л на 100 км.

Расход топлива ГАЗ-66 на 100 км при оснащении турбодизелем составляет 15 л при 60 км/ч.

Модификации

  • ГАЗ-66 (ноябрь 1963, июль 1964-июнь 1966) — грузовик с бортовой платформой или шасси с кабиной, базовая модель, без централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах, первый опытный образец автомобиля с V-образным 8-цилиндровым двигателем серии ГАЗ-66 (ЗМЗ-66) изготовлен в 1959 г. До 1961 г. опытные образцы ГАЗ-66 имели кабину со складной крышей и откидной рамкой ветрового стекла
  • ГАЗ-66А (июль 1964—июнь 1966) — это ГАЗ-66 без централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах, но с лебёдкой. До 1961 г. опытные образцы ГАЗ-66А имели кабину со складной крышей и откидной рамкой ветрового стекла
  • ГАЗ-34(1964, 1965, 1967) — опытные образцы с колёсной формулой 6 × 6, с централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах, с лебёдкой (первый опытный образец был без централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах и без лебёдки), изготовлено семь опытных образцов
  • ГАЗ-66Б (с 1966—1985) — авиадесантный вариант ГАЗ-66 с телескопической рулевой колонкой, складной крышей и откидной рамкой ветрового стекла, на ГАЗ в 1965 г. изготовлены только опытные образцы (в дальнейшем серийную доработку кабин осуществлял «Опытный завод № 38 Минобороны СССР» в г. Бронницы Московской обл., для доработки использовались автомобили ГАЗ-66АЭ, ГАЗ-66-04 и ГАЗ-66-05)
  • ГАЗ-66Д (1961) — шасси с кабиной с коробкой отбора мощности под установку бурильных установок и сельскохозяйственных самосвалов, без централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах, изготовлен один опытный образец
  • ГАЗ-66К (1961) — седельный тягач для работы с активным полуприцепом, без централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах, изготовлен один опытный образец
  • ГАЗ-66П (1961) — седельный тягач, без централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах, изготовлен один опытный образец
  • ГАЗ-66Ф (ноябрь 1963, июль 1964—1965) — шасси ГАЗ-66 с кабиной под специальные армейские кузова, с экранированным электрооборудованием, без централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах, с лебедкой
  • ГАЗ-66Э (ноябрь 1963, июль 1964—июнь 1966) — это ГАЗ-66 с экранированным электрооборудованием, без централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах
  • ГАЗ-66АЭ (июль 1964—июнь 1966) — это ГАЗ-66 с экранированным электрооборудованием, с централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах и лебедкой
  • ГАЗ-66-01 (июнь 1966—декабрь 1984) — грузовик с бортовой платформой или шасси с кабиной, доработанная базовая модель с централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах
  • ГАЗ-66-02 (июнь 1966—декабрь 1984) — это ГАЗ-66-01 с централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах и лебедкой
  • ГАЗ-66-03 (июнь 1966—1968) — это ГАЗ-66-01 с экранированным электрооборудованием, без централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах
  • ГАЗ-66-04 (июнь 1966—декабрь 1984) — это ГАЗ-66-01 с экранированным электрооборудованием, с централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах
  • ГАЗ-66-05 (июнь 1966—декабрь 1984) — это ГАЗ-66-01 с экранированным электрооборудованием, с централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах и лебёдкой
  • ГАЗ-66-11 (1985—1996, 1998—1999) — грузовик с бортовой платформой или шасси с кабиной, модернизированная базовая модель с централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах, производился в виде грузовика с бортовой платформой и в виде шасси с кабиной
  • ГАЗ-66-12 (1985—1996, 1998—1999) — с централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах, с лебёдкой, производился в виде грузовика с бортовой платформой и в виде шасси с кабиной
  • ГАЗ-66-14 (1985—1996, 1998—1999) — с централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах, с экранированным электрооборудованием, производился в виде грузовика с бортовой платформой и в виде шасси с кабиной
  • ГАЗ-66-15 (1985—1996, 1998—1999) — с централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах, с экранированным электрооборудованием, с лебедкой, производился в виде грузовика с бортовой платформой и в виде шасси с кабиной
  • ГАЗ-66-16 (1991—1992) — грузовик с бортовой платформой или шасси с кабиной, модернизированный вариант с двигателем ЗМЗ-513.10, усиленными шинами (колеса — односкатные), доработанными тормозами, платформой без надколесных ниш (с 1993 г. устанавливалась также на ГАЗ-66-11, ГАЗ-66-40 и ГАЗ-66-41); грузоподъемность 2,3 т, с централизованной системой регулирования давления воздуха в шина
  • ГАЗ-66-21 (1992—1994) — грузовик с бортовой платформой или шасси с кабиной, народнохозяйственная модификация с двойными шинами заднего моста и деревянной платформой типа ГАЗ-53, грузоподъёмность 3,5 т.
  • ГАЗ-66-22 (1992—1994) — грузовик с бортовой платформой или шасси с кабиной, народнохозяйственная модификация с двойными шинами заднего моста и деревянной платформой типа ГАЗ-53, грузоподъёмность 3,5 т, с лебедкой
  • ГАЗ-66-31 (1992—1994) — шасси с кабиной с двойными шинами заднего моста для установки самосвальных кузовов, оснащен коробкой отбора мощности
  • ГАЗ-66-40 (1995—1998) — грузовик с бортовой платформой или шасси с кабиной; с турбодизелем ГАЗ-5441 (мощность 116 л. с.), грузоподъёмность 2,3 т, с централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах, выпускался с лебедкой (комплектация ГАЗ-66-40-0000210) и без лебедки (комплектация ГАЗ-66-40-0000110)
  • ГАЗ-66-41 (1993—1995) — грузовик с бортовой платформой или шасси с кабиной; с безнаддувным дизелем ГАЗ-544.10 (мощность 85 л. с.), с централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах, выпускался с лебедкой (комплектация ГАЗ-66-41-0000112) и без лебедки (комплектация ГАЗ-66-41-0000110)
  • ГАЗ-66-92 (1991) — северный, оснащен дополнительным отопителем, кабиной с двойными стёклами, аккумулятором увеличенной ёмкости, дополнительными противотуманными фарами, лебедкой, изготовлена опытно-промышленная партия на базе ГАЗ-66-16, в 1985—1966 гг. изготовлены опытные образцы на базе ГАЗ-66-11)
  • ГАЗ-66-96 (1985—1996) — шасси с кабиной на базе ГАЗ-66-11 для вахтовых автобусов

Экспортные

  • ГАЗ-66-50 (1966—1968) — это ГАЗ-66А для стран с тропическим климатом
  • ГАЗ-66-51 (1967—1984) — это ГАЗ-66-01 для стран с тропическим климатом
  • ГАЗ-66-52 (1967—1984) — это ГАЗ-66-02 для стран с тропическим климатом
  • ГАЗ-66-53 (1967—1968) — это ГАЗ-66-03 для стран с тропическим климатом
  • ГАЗ-66-54 (1967—1984) — это ГАЗ-66-04 для стран с тропическим климатом
  • ГАЗ-66-55 (1967—1984) — это ГАЗ-66-05 для стран с тропическим климатом
  • ГАЗ-66-61 (1985—1991) — это ГАЗ-66-11 для стран с тропическим климатом
  • ГАЗ-66-62 (1985—1991) — это ГАЗ-66-12 для стран с тропическим климатом
  • ГАЗ-66-64 (1985—1991) — это ГАЗ-66-14 для стран с тропическим климатом
  • ГАЗ-66-65 (1985—1991) — это ГАЗ-66-15 для стран с тропическим климатом
  • ГАЗ-66-70 (1966—1968) — это ГАЗ-66А для стран с умеренным климатом
  • ГАЗ-66-71 (1967—1984) — это ГАЗ-66-01 для стран с умеренным климатом
  • ГАЗ-66-72 (1967—1984) — это ГАЗ-66-02 для стран с умеренным климатом
  • ГАЗ-66-73 (1967—1968) — это ГАЗ-66-03 для стран с умеренным климатом
  • ГАЗ-66-74 (1967—1984) — это ГАЗ-66-04 для стран с умеренным климатом
  • ГАЗ-66-75 (1967—1984) — это ГАЗ-66-05 для стран с умеренным климатом
  • ГАЗ-66-81 (1985—1991) — это ГАЗ-66-11 для стран с умеренным климатом
  • ГАЗ-66-82 (1985—1991) — это ГАЗ-66-12 для стран с умеренным климатом
  • ГАЗ-66-84 (1985—1991) — это ГАЗ-66-14 для стран с умеренным климатом
  • ГАЗ-66-85 (1985—1991) — это ГАЗ-66-15 для стран с умеренным климатом

Специализированные

Автобусы

  • НЗАС-3964, Волгарь-39461 — вахтовые автобусы (на шасси устанавливался комфортабельный кузов с креслами для пассажиров).
  • АПП-66 — автобус повышенной проходимости, шины с регулировкой давления. Выпускался 172 Центральным автомобильным ремонтным заводом только для нужд Министерства обороны СССР. До 1987 года выпущено около 8000 экземпляров.
  • ПАЗ-3201, полноприводный вариант ПАЗ-672.
  • ПАЗ-3206, полноприводный вариант ПАЗ-3205.
  • на базе ГАЗ-66-04 с 1967 года и до середины 70-х годов серийно выпускался специальный армейский автобус 38АС, полноприводной, приспособленный к перевозке и десантированию с самолета АН-12. Всего было выпущено 6000 экземпляров . Данный автобус снимался в фильме «Потому что люблю», 1974 год, 20 минута фильма

Кабина

ГАЗ 66 кабина

Кабина автомобиля — металлическая, сварная, двухдверная, двухместная. Для обслуживания двигателя и узлов шасси кабина откидывается вперед вокруг шарнира, расположенного в передней части, и в этом положении фиксируется упором. В рабочем положении кабина закрепляется запорным механизмом. Вентиляция кабины осуществляется через открывающиеся боковые стекла ветрового окна, опускные и поворотные стекла на дверях. Для принудительной вентиляции может быть использована отопительная система кабины при отключенной подаче горячей жидкости в радиатор отопителя.

Кабина оборудована отопителем, съемной раскладной постелью, устройством для обмыва и очистки ветровых стекол, противосолнечным козырьком, плафоном внутреннего освещения, поручнями, карманом для документов, щитком приборов с необходимым количеством приборов и сигнализаторов контроля
и рядом других устройств и приспособлений.

Для защиты от коррозии кабина проходит химическую обработку — фосфатирование с последующей грунтовкой. После грунтовки на наружные и внутренние поверхности основания кабины, щитков передка, внутренние поверхности верхней панели облицовки радиатора и средней части панели приборов наносят ровный слой мастики БПМ-1 толщиной 1… 1,5 мм.

Кабина ГАЗ-66

Термошумоизоляция кабины обеспечивается:

нанесением мастики БПМ-1 на внутренние поверхности крыши, задней панели, передних щитков, панелей дверей н ниши двигателя;

установкой на внутренней части ниши двигателя термошумоизоля-ции из тисненого картона и иглопробивного полотна;

установкой внутренней обивки кабины на крыше, задней панели, передних боковых панелях, а также резиновых ковриков на полу перед сиденьями водителя и пассажира.

Уплотнение кабины обеспечивается применением уплотнительных резиновых деталей при установке дверей, стекол, люков, электрооборудования, рычагов, приводов управления двигателем и агрегатами шасси.

Кабина состоит из корпуса, съемных панелей передка, запорного механизма, механизма откидывания, дверей, сидений и оборудования.

Упор кабины ГАЗ-66

Рис. 258. Упор кабины:
А—нормальное положение кабины; Б—откидывание кабины; В—кабина откинута

Источник http://spectekhnika.info/gaz-66/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: