Как проверить вариатор при покупке автомобиля

Содержание

Как проверить вариатор при покупке автомобиля

На многочисленных автомобильных форумах очень распространено такое мнение, что срок службы бесступенчатой коробки передач составляет чуть более ста тысяч километров. Верить или нет подобному утверждению – дело сугубо индивидуальное, но все же вариатор является очень сложным механизмом и требует тщательного и своевременного ухода. Поэтому, остановив свой выбор на подержанном автомобиле, оснащенным вариатором, не следует спешить с покупкой. Для начала необходимо побольше узнать о техническом состоянии транспортного средства.

Километраж
Не секрет, что на одометре каждого из автомобилей, стоящих на рынке аккуратными, ровными рядами, указан далеко не самый реальный километраж. Из этого следует, что показаниям одометра никогда не надо доверять, при том, при покупке подержанного автомобиля с вариатором.

Надо помнить, что на автомобильном рынке чудес не бывает и продавец – это отнюдь не добрый волшебник, а человек, который способен на любые ухищрения, лишь бы побыстрей вручить доверчивому и неопытному покупателю документы на неисправный автомобиль.

К счастью, чем новее автомобиль, тем сложнее скрыть его реальный пробег, поскольку данные о километраже сохраняются на специальном электронном блоке управления, которым комплектуется транспортное средство.

Работа двигателя и состояние масла
Для того, чтобы убедиться в исправности автомобиля с бесступенчатой коробкой передач, следует прислушаться к звуку работающего мотора. При тестовом заезде, авто должно двигаться плавно, а скорость набирать без рывков и подозрительных шумов. Наличие звуков, нехарактерных для работающего двигателя, может свидетельствовать об износе той или иной детали. В идеале, звук запущенного двигателя должен напоминать шум мощного вентилятора.

Важно знать, что авто с вариатором предназначено для спокойной и не слишком быстрой езды. Резкое торможение, а также быстрая езда по неровным дорогам, могут существенно сократить срок службы бесступенчатой коробки.

Проверка масла в вариаторе – еще один немаловажный момент при диагностике авто перед покупкой. Необходимо учитывать, что цвет масла не должен быть темным и не должен иметь ярко выраженного запаха гари. Проверку масла следует производить в двух режимах – при работающем двигателе и при выключенном.

Как вариант, для того, чтобы проверить состояние масла в вариаторе, можно использовать плотный, белый лист бумаги. Нанеся несколько капель жидкости на бумагу, необходимо проверить наличие в ней темных точечек или комочков. Если таковые имеются, это свидетельствует о том, что масло в вариаторе давно не менялось.

Друзья, всем привет! Во-первых, поздравляю всех с наступившим 2017-м годом! Ура!:))
А во-вторых, сегодня я хочу поделится с вами информацией про вариаторы, а именно их проверку на автомобиле с пробегом.

CVT, Continuously Variable Transmission

Всем уже давно известно, что конструктивно вариаторы представляют собой систему из двух конусовидных шкивов, соединенных между собой ременной передачей. В каждом шкиве находится пара конусов, направленных друг к другу, взаимное сближение либо отдаление которых во время работы двигателя приводит к изменению радиуса движения клиновидного замкнутого ремня, либо цепи. За счет этого изменение передаточного отношения происходит плавно.

Наиболее широкое распространение вариаторы получили на автомобилях концерна «Рено-Ниссан». Выпускает агрегат японская фирма «Джатко», а самая распространенная модель – JF011E. Среди «Ниссанов» этим вариатором могут похвастаться «Х-Трейл» (кузов Т-31), «Кашкай» и «Теана». У «Рено» это «Латитюд», «Колеос», «Меган», «Сценик» и «Флюэнс». Кроме того, вариаторы «Джатко» использует «Мицубиси» – на моделях «Лансер» и «Аутлендер». Они же ставятся на соплатформенные французские кроссоверы «Ситроен С-Кроссер» и «Пежо-4008». Но и это еще не все. «Сузуки-Кизаши», «Додж-Калибр» и «Джип-Компас» – у них тоже вариатор «Джатко»!

Теперь ближе к делу — на что обратить внимание при осмотре машины с таким типом КПП?
Первое, что должно заставить вас насторожится – это рывки автомобиля при разгоне. В идеальном случае машина должна ровно (как например электромобиль или троллейбус) набирать скорость при неизменных оборотах двигателя. Если явно заметны рывки или провалы, то прежде всего надо проверить… сам двигатель. Вариатор может быть и не при чем. Но если мотор заведомо исправен и работает ровно, а автомобиль все равно дергается при разгоне, то это скорее всего означает, что вариатор доживает последние дни (в лучшем случае – месяцы).

Далее смотрим на обороты двигателя при равномерном движении: на скорости 80 км/ч стрелка тахометра должна показывать примерно 2000-3000 об в минуту. Если же стрелка зашкаливает за отметку 4000 об. в минуту, то вариатор неисправен. Явным свидетельством поломки будет и попытка двигателя заглохнуть при торможении. В этом случае ремонт трансмиссии не за горами и лучше отказаться от покупки такого экземпляра. Совсем не лишней будет и проверка уровня и состояния залитого в вариатор масла.

Бесступенчатые трансмиссии очень боятся (намного больше чем АКПП) масляного голодания. Поэтому уровень обязательно должен быть в норме. Черный цвет масла – недопустим. Это значит, что менять его уже бессмысленно – вариатор нужно разбирать и чинить. Для уверенности специалисты по вариаторам советуют капнуть маслом на белый лист бумаги и посмотреть получившиеся пятно на свет. Оно может быть желтым или красным, но ни в коем случае не коричневым или коричнево-черным. Даже если продавец (стремясь скрыть признаки износа вариатора) сменил масло, то запах гари все равно останется. Пахнет паленым – диагностику можно не продолжать.

Признаки выхода из строя вариатора (для всех типов): шум, хрюки, рокот (напоминает неисправный задний редуктор ТАЗа). Как диагностировать: выключить кондиционер и музыку, на скорости

60 из режима D перевести в N и прислушаться к источнику звука. Чаще звуки производят подшипники, являясь одними из самых нагруженных элементов. Обязательно проверьте как движется машина с постоянной скоростью в т.ч. в режиме круиз-контроля!

Самая распространенная неисправность вариатора – износ подшипников конусов, сопровождаемый характерным гулом. Иногда при диагностике шум вариатора списывают на передние ступичные подшипники – и меняют их на новые, а шум никуда не уходит… Первые симптомы могут проявиться уже при пробеге 50 000 км. Замена четырех подшипников с запчастями обойдется в 35 000 — 40 000 рублей. Чаще таким недугом страдает «Ниссан-Кашкай», реже – «Х-Трейл», а меньше всех – «Мицубиси-Аутлендер». У последнего, кстати, такое происходит при гораздо большем пробеге: 150 000–200 000 км.

Есть несколько причин, приводящих к шуму подшипников. Первая – продукты износа попадают на рабочие поверхности и ускоряют их разрушение. Два масляных фильтра и магнит для сбора металлической пудры не в состоянии поставить барьер коварным продуктам износа. Сокращение интервалов замены масла до 30 000–50 000 км может продлить срок службы подшипников. Но единого мнения нет даже среди специалистов, а статистика по маслу неоднозначная. Много примеров, когда один вариатор отхаживает 100 000–120 000 км и остается тихоней, а другой в аналогичных режимах эксплуатации нещадно гудит уже после 50 000 км пробега. Отсюда вытекает вторая причина – нестабильное качество подшипников. Третья – подшипники не выдерживают нагрузок и разрушаются из-за низкого класса точности и малой динамической грузоподъемности.

Наиболее серьезным и материально затратным дефектом из выше перечисленных является дефект вариаторной передачи. Он возникает когда ремень проскальзывает между шкивными конусами с одновременным образованием задиров на торцах ременных сегментов и рабочих поверхностях конусов. Устранить эту неисправность возможно только путем полной замены.

Не забудьте осмотреть радиатор вариатор (если он есть), проверить уровень масла на холодную и на горячую (он должен быть разным). Пожалуй, это всё о чём я хотел сказать в этой записи. Уверен, что покупать машину с ВАРИАТОРОМ можно только после хорошей проверки и ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ (!) компьютерной диагностикой. Необходимо учитывать показатель счетчика старения масла в вариаторе. Это своего рода косвенный признак реального пробега и отношения к автомобилю.

Покупайте только проверенные автомобили с пробегом. Пока

Современные автомобили оснащаются различными коробками переключения передач. Самые распространённые вариации – механическая и автоматическая, дополнились роботизированной трансмиссией и вариатором. О том, как проверить вариатор при покупке автомобиля, следует знать тем автомобилистам, которые присмотрят себе немецкий или японский автомобиль с коробкой CVT. Чаще вариатор встречается на автомобилях Honda или Audi, но порой и на авто других марок.

Содержание

Вариатор схож с автоматической коробкой переключения передач тем, что не нужно самостоятельно выставлять скорость с помощью рычага трансмиссии. Однако в своей работе он имеет существенные отличия: если «автомат» включает фиксированные передачи, как правило, в количестве от четырех до девяти, то вариатор – бесступенчатая трансмиссия, которая не имеет фиксированных ступеней.

Иначе говоря, если автоматическая коробка передач поочерёдно включает фиксированные ступени, то вариатор работает от нижнего до верхнего порога, не имея на пути увеличения передаточного числа промежуточных «остановок».

Итак, какими способами может быть осуществлена проверка вариатора, если вы уже встретились с продавцом и осматриваете автомобиль:

  • Проверка масла в вариаторе;
  • Проверка в движении;
  • Проверка на звук.

Второй и третий способы могут показаться похожими, однако они лишь смежные, одно может не дать полного представления без другого.

Несмотря на то, что стандартный «автомат» с гидротрансформатором считается предпочтительным вариантом КПП, вариатор считается более современным, хотя и не лишён своих изъянов и недостатков, а в чём-то уступает автоматической коробке передач.

Поговорим подробнее о способах проверки вариатора.

Проверка масла

В коробке вариаторе, или, как она называется, CVT, имеется специальная жидкость – масло, позволяющее коробке плавно и бесшумно работать. Проверка жидкости в вариаторе является самым надёжным способом получить исчерпывающую информацию о состоянии и работоспособности трансмиссии.

Проверка масла проводится также, как, скажем, на двигателе – с помощью привычного масляного щупа. Однако важно учитывать, что в случае с вариатором масло необходимо проверять двумя метками на щупе, одна отвечает за состояние «на холодную», другая же – при прогретом вариаторе.

В случае, если уровень жидкости нормальный, следует перейти к проверке цвета масла. В идеале оно должно быть прозрачным, однако есть вероятность столкнуться с тем, что масло будет тёмным, или же оно будет мутным.

Если масло не прозрачное, это означает либо то, что владелец не ухаживает за автомобилем и пренебрегает необходимостью обслуживания бесступенчатой трансмиссии, или же вариатор используется в очень тяжёлом режиме, что говорит о владельце как о водителе, «убивающем» автомобиль своей манерой езды. По крайней мере, пагубно воздействует на состояние КПП.

Даже если масло оказалось прозрачным, не спешите праздновать победу – нужно также удостовериться, что в нём нет посторонних частиц. Если даже в абсолютно прозрачном масле вы можете заметить прожилки, сгустки и комки, это будет означать, что вариатор уже сильно изношен, и не исключено, что в ближайшем будущем речь зайдёт о серьёзном ремонте, а то и о замене коробки передач.

Возможно, вам бы того не хотелось, но если вы хотите быть уверены во всем, то масло из вариатора необходимо понюхать. Запах расскажет о многом, например, если масло пахнет горелым. Это означает, что вариатор эксплуатировался неправильно и при критических нагрузках.

Таким образом, необходимо проверить масло на:

  • Прозрачность;
  • Наличие посторонних веществ;
  • Запах.

По этому ряду факторов вы сможете определить, ухаживали ли за требовательной к себе коробкой передач, или пустили всё на самотёк, что может привести в дальнейшем к дорогостоящему ремонту. Нужна вам покупка машины с такими симптомами, решайте, конечно, сами, но если что-то не так – советуем воздержаться.

Даже если масло оказалось прозрачным, чистым и без запаха гари, советуем не останавливаться на этом, и продолжить проверку уже на ходу автомобиля.

Проверка в движении

Как и у множества других узлов, агрегатов и деталей автомобиля, у вариатора есть набор особенностей, которые расскажут вам многое, стоит лишь немного проехаться на автомобиле. Если вы встретились с продавцом машины, оснащённой вариатором, не стесняйтесь попросить его о небольшом тест-драйве.

В идеале, конечно, «прогнать» автомобиль от нижнего до верхнего порога. Проще говоря, если машина плавно и без рывков ускорилась до 180 километров в час, это говорит об однозначной исправности вариатора. Однако мы не рекомендуем поступать таким образом, разве что если у вас поблизости есть гоночный трек, а сам владелец автомобиля согласен на такую стрессовую проверку.

Если машина дёргается, ускоряется не плавно, это говорит о неисправности. Вероятнее всего, виной происходящему – масляный насос, который забивается стершейся стружкой металла от изнашивающегося механизма вариатора. Если она забивает клапаны, насос начинает клинить, что приводит в скачкам давления масла в системе.

Теряется слаженность движения шкивов, ремень проскакивает, и автомобиль дёргается. Автомобиль с такими симптомами покупать крайне рискованно, потому если владелец долгое время проездил в таком режиме, очень вероятная скорая замена коробки, которая обходится недешёво (на Audi стоимость самого CVT приблизительно 100 тысяч рублей).

Сам ремень вариатора представляет собой набор металлических пластин, на которые, для лучшего сцепления со шкивами, нанесены микроскопические неровности. Механическим путём они со временем стираются, становясь той самой пылью, которая может забить системы. Если коробка дёргается – лучше откажитесь от покупки автомобиля, а владельцу порекомендуйте как можно скорее провести вскрытие вариатора.

Проверка на звук

Как мы уже сказали, хоть этот способ и сопряжён с проверкой на ходу, однако оба метода не обязательно дадут положительный и не обязательно дадут отрицательный результат. Хотя проводятся данные проверки вместе, итог у каждой из них самостоятельный.

Итак, владелец согласился на проведение небольшого тест-драйва, и вы сели за руль, или даже на место пассажира – для проверки на звук вам не обязательно рулить автомобилем. Первым делом, послушайте работу вариатора на холостом ходу – здесь вы должны услышать только двигатель, коробка при холостом звуков не издает совсем.

Исходя из конструктивных особенностей, на ходу вариатор тоже не издаёт особо никаких звуков. Если шумоизоляция машины не на высоте, то можно услышать тихий и равномерный звук работы вариатора, но ни в коем случае не должно быть резких звуков вроде щелчков или нарастающего воя – это говорит о неисправности коробки.

Некоторые звуки могут быть связаны с износом шкивов. В таком случае машина будет на ходу издавать гул, и к нему обязательно стоит прислушаться, так как по звучанию он очень сильно похож на гул от износившихся подшипников.

Не уловить этот звук может быть опасно, впрочем, его отсутствие хотя и повод для отпимизма, всё же не такой сильный, так как проблемы данного рода с вариатором могут возникать на самых разных пробегах – и на 50 тысячах, и за сотню – здесь многое решает манера езды владельца автомобиля и модель авто и самого вариатора.

Если вы не уверены, что данные способы для вас, или опасаетесь упустить что-то важное при проверке вариатора, то можете обратиться за услугой выездной проверки Автокод, и мастер осмотрит машину прямо на месте покупки, или же заказать проверку автоистории по ВИН или гос. номеру на «Автокод». Благодаря сервису вы узнаете реальный пробег автомобиля и были ли у него ДТП – основные моменты, которые подскажут, стоит ли присмотреться к автомобилю в принципе, и в каком состоянии, предположительно, его коробка-вариатор.

Что такое вариатор на машине

Вариатор в машине

Сегодня поговорим с вами про вариатор в машине. Что же такое вариатор, на что следует обращать внимание при эксплуатации авто, оборудованного вариатором, и что надо проверить перед покупкой машины с вариатором?

Здравствуйте, уважаемые читатели блога.

Вариатор — это бесступенчатая коробка передач автомобиля, которая позволяет плавно передавать крутящий момент между колесами и двигателем. Еще ее называют вариаторная коробка передач, бесступенчатый вариатор. Обозначают вариаторные коробки передач буквами — CVT (что в переводе означает — постоянно изменяющаяся трансмиссия).

Многие производители автомобилей дают собственное название вариаторам на своих авто. Например:

Ecotronic, Durashift CVT — Ford;

Xtronic, Hyper — Nissan.

Вариаторы долгое время устанавливали на скутеры, мопеды, водные мотоциклы (гидроцикл, аквабайк), автомобили малого класса. И только совсем недавно вариаторы стали ставить на автомобили большой мощности от 150 л.с. и выше. Это происходило потому, что раньше качество материалов, из которых изготовляли детали вариатора, не позволяли устанавливать вариатор в паре с мощным двигателем, он быстро выходил из строя.

Но времена меняются, наука не стоит на месте, и с развитием инновационных инженерных решений недостатки устранялись. Сейчас вариатор считается довольно-таки надежной коробкой передач (при правильной эксплуатации).

Вариатор устроен следующим образом

Упрощенно конструкция бесступенчатой коробки передач имеет два, расположенных параллельно, шкива. Передача крутящего момента осуществляется через наборный стальной ремень, который одет на конические диски. Боковины шкивов в процессе работы сдвигаются и раздвигаются, тем самым плавно меняя передаточное число.

Благодаря бесступенчатой конструкции, в которой нет фиксированных передач, автомобиль, оборудованный вариатором, разгоняется плавно, мощно (как троллейбус), без толчков, которые присущи автоматическим коробкам передач. При разгоне вариатор стабильно «держит» обороты двигателя в зоне максимально крутящегося момента, поэтому разгон автомобиля происходит быстрее, чем на аналогичном авто с АКПП (при этом еще экономится топливо).

Правда, многим не нравится жужжащий звук, зависающий на одной ноте. Всей системой управляет электроника, водитель только жмет на газ. Управление автомобилем с вариатором напоминает управление авто с АКПП, те же две педали и ручка.

На машинах с вариатором часто устанавливают ручной режим (подрулевые лепестки или на коробке в D + и -). Они позволяют переключать «передачи» вручную на повышенную или пониженную. Это называется эмуляция ручного управления, так как в вариаторе нет передач. При «ручном» управлении вы увидите на панели приборов номер передачи и обороты двигателя изменятся, но электроника все равно все сделает за вас.

Именно за то, что электроника вариатора все делает за водителя, многие, предпочитающие спортивный стиль езды с пробуксовкой, не любят авто с вариатором. Автомобили с вариатором больше подходят людям, которые любят комфортную езду, плавность хода, заботятся об экономии топлива,. Которые много проводят времени в пробках, ездят по трассам, но не буксуют в грязи. Для них авто с вариатором — отличный выбор.

При эксплуатации авто, оборудованного вариатором, необходимо соблюдать следующее

— Следить за уровнем и состоянием жидкости, залитой в вариатор.

— Не допускать резких нагрузок на старте (не гоняться), особенно зимой, пока автомобиль не прогрет (холодное масло в вариаторе).

— Стараться не буксовать на бездорожье. При желании вытащить автомобиль из грязи в раскачку (быстро переключая рычаг из положения D в положение R и обратно), происходит повышенный износ шлицевых соединений (ломаются шестерни). Не буксировать тяжелые авто или тяжелые прицепы.

— Следить за работой датчиков. Выход одного из них из строя приводит к неправильной работе всей трансмиссии, переводу в аварийный режим движения.

— Ремонтировать и диагностировать вариатор только у грамотных специалистов.

Соблюдая эти правила эксплуатации, вы сможете обеспечить вариатору оптимальные условия работы и, таким образом, избежать его ремонта.

При покупке подержанного автомобиля, оборудованного вариатором, необходимо знать, что ремонт бесступенчатой коробки передач довольно дорог, а хороших специалистов по ремонту очень мало. Официальные дилеры вообще не ремонтируют вариаторы, а просто их меняют, что очень дорого.

Основные неисправности вариатора. На что смотреть при покупке авто с вариатором

1. Нарушение температурного режима, который происходит из-за перегрева температуры масла в коробке. На панели приборов автомобиля, оснащенного вариатором, есть контрольная лампа неисправного вариатора. Если она загорается, то вариатор переходит в аварийный режим. При покупке авто с вариатором сядьте за руль и включите зажигание. Найдите контрольную лампу вариатора

Она должна погаснуть после того, как вы заведете двигатель. Есть умельцы, которые отсоединяют контрольную лампу от диагностики и подсоединяют ее к другой контрольной лампе (давление двигателя, АБС, подушки безопасности и др.), поэтому внимательно проследите, что контрольная лампа вариатора не погасла одновременно с другой контрольной лампой на щитке приборов (должна быть задержка по времени).

Чаще всего нарушение температурного режима происходит из-за того, что радиатор забит (мусор, грязь, пух, мошки). Проверьте чистоту радиатора, который стоит спереди под бампером (нагнувшись и посмотрев через воздуховоды). Если забит, то нужно как можно быстрее его очистить. Мыть радиатор нужно раз в два года, снимая передний бампер.

2. Рывки и подергивание машины. Чаще всего это происходит из-за неисправности редукционного клапана масляного насоса. Если вы покупаете авто с вариатором, которое дергается, то приготовьтесь к ремонту. Замена ремня в вариаторе и шлифовка шкивов обойдется в 70 000 – 100 000 рублей, плюс замена масла. Имейте это в виду при торге.

Что еще?

3. Гул вариатора. Чаще всего гул издают подшипники конусов. Износ подшипников и их гул может быть из-за разных причин: от плохого масла (перегревали и не меняли), от попадания частиц износа от ремня или от конусов в подшипники, низкое качество подшипников, большие нагрузки (езда по бездорожью, возили тяжелые прицепы). Если вы покупаете автомобиль, у которого идет характерный гул из вариатора и не можете определить, что шумит сам вариатор или подшипники в нем, то проехайте на таком же автомобиле с вариатором для сравнения (на тест-драйве или при осмотре другого авто). Если гудят подшипники вариатора, то ремонт (замена) обойдется приблизительно от 30 000 до 50 000 рублей.

4. Сбои в электронике и поломка некоторых элементов управления вариатором. Так как вариатором управляет электроника, то от ее работоспособности зависит и его работа. Чаще всего сбои в работе вариатора происходят от датчиков (попала вода, грязь, соль, при разряженном аккумуляторе, прикурили утром на парковке у соседа) и датчик сгорел. Такие неисправности можно определить только на станции, оснащенной диагностическим оборудованием, то есть у специалистов. При покупке авто с вариатором следите за контрольной лампой вариатора. Если автомобиль вам нравится, но вы не можете определить работоспособность вариатора, то лучше всего поехать на станцию, где ремонтируют вариаторы и проверить его у специалистов.

5. Качество и уровень масла в вариаторе. Чаще всего замена масла в вариаторе производят каждые 60 000 км пробега.

Проверьте уровень масла

При покупке авто с вариатором откройте капот и вытащите щуп, показывающий уровень масла в вариаторе. На щупе есть метки уровня для холодного двигателя и для горячего. Посмотрите уровень.

Капните масло на любую поверхность, можно на салфетку или на палец. Посмотрите на качество масла. Не должно быть помутнений, инородных частиц. Понюхайте, не должно пахнуть горелым. Масло для вариатора дорогое и его объем в коробке больше 4-х литров, поэтому если масло грязное смело просите скидку (5 000 – 10 000 рублей) на замену масла и фильтров в вариаторе.

С каждым годом автомобилей, оснащенных вариатором, все больше, и по статистике ломаются они даже реже авто с автоматом (АКПП). Поэтому можно покупать машину с вариатором и ездить на ней с удовольствием, как и на автомобиле с АКПП. Кстати, буксировать авто с вариатором можно только с заведенным двигателем (чтобы было давление в системе). Поэтому, если авто не заводится, то вызывайте эвакуатор.

На сегодня все. Следующий раз узнаете новое о краже автомобильных номеров.

Пусть ваш вариатор будет удачным!

Что такое вариатор на машине и как он работает?

Важнейшим элементом трансмиссионной конструкции автомобиля является коробка передач.

Скоростной режим автомобиля меняется за счет передающей на колеса автомобиля мощности двигателя, которая, в свою очередь, происходит за счет изменения крутящего момента.

Вторым важным предназначением коробки передач является разъединение крутящего момента двигателя от трансмиссии во время стоянки или при инерционном движении.

Стоит сказать, что в случае с механическим переключением скоростей эту функцию выполняет не коробка, а педаль сцепления.

Виды коробок передач подразделяются на четыре основных вида:

  • механическая – многоступенчатый механизм, предусматривающий ручное переключений скоростей;
  • автоматическая – переключение ступеней происходит автоматически, за счет заменяющего сцепление гидротрансформатора;
  • роботизированная – изготовленная на основе механической коробки передач, но с автоматическим управлением;
  • вариаторная – бесступенчатый тип механизма, для которого характерно плавное изменение крутящего момента.

Самым интересным преобразователем момента для конструкторов является именно последний вид.

Что такое вариатор?

Первое работоспособное транспортное средство с таким типом элемента трансмиссии появился в 1950-х годах в серийном выпуске марки DAF. В настоящее время считается одним из новых, но перспективных способов управления переключением скоростей.

Вариатор – это бесступенчатый тип трансмиссии, характеризующийся плавной сменой передаточного числа. Выбирая наиболее оптимальное число с учетом внешней нагрузки и оборотов двигателя, вариатор даёт возможность наиболее эффективно использовать мощность мотора. Говоря простыми словами, вариатор – это коробка переключения, отличающаяся отсутствием передач как таковых.

Конструкция вариатора

Общий механизм вариаторной КПП подразумевает включение следующих элементов:

  • вариаторная передача;
  • механизм, обеспечивающий передачу крутящего момента и разъединение коробки от двигателя (для нейтрального положения);
  • механизм заднего хода
  • система управления.

Выделяют три основных типа устройства вариатора:

  • клиноременной;
  • тороидный;
  • цепной.

Клиноременной вариатор – самый популярный тип конструкции, состоящий из одной или двух ременных передач. Он состоит из двух шкивов, каждый из которых представляет собой пару конусов, между которыми зажимается клиновый ремень. Отсюда и название этого типа радиатора.

Ремень клиновидной формы выбран не зря – в разрезе он представляет собой трапецию и вклинивается между шкивами своими боковыми поверхностями. Это обеспечивает его долговременную работу, ведь даже при износе боковин ремень не теряет сцепки со шкивами, а только глубже врезается в них.

Устройство тороидного вариатора отличается тем, что изменение передаточного числа происходит за счет положения роликов, из которых он состоит.

Кроме роликов, тороидный механизм состоит из дисков, которые этими роликами обкатываются. И если у клиноременного вариатора слабое место, наиболее подверженное износу – боковые поверхности ремня, то у тороидного – это точка контакта диска и роликов. И в том, и в другом случае эти места испытывают большую нагрузку, что и является причиной того, что вариаторы не устанавливают на большие двигатели.

Цепной вариатор имеет по сути то же устройство, что и клиноременной, только вместо ремня используется цепь, которая состоит из пластин, соединенных между собой осями.

При передаче крутящего момента цепной вариатор несет наименьшие потери, и, как следствие, высокий коэффициент полезного действия.

Разгонная динамика вариатора

Одним из главных преимуществ вариаторной коробки перед автоматической является её более высокая разгонная динамика, обусловленная тем, что обороты постоянно находятся в максимальной зоне крутящего момента. У разгона автомобиля с вариатором есть ряд характерных особенностей.

При нажатии на педаль газа двигатель набирает обороты, практически не двигаясь, а начало движения машины происходит без рывков и провалов.

Программа вариатора сама определяет, на каких оборотах начинать разгон; на агрегатах нового поколения эта цифра составляет 4500 оборотов в минуту.

При резком нажатии обороты становятся в оптимальную зону сразу, таким образом, водитель автомобиля самостоятельно управляет частотой оборотов двигателя.

Стоит отметить, что хорошей разгонной динамики при плохой стартовой быть не может, поэтому дальнейшее перемещение машины во многом зависит от того, на каких оборотах двигателя вариатор даёт автомобилю движение.

Эмуляция ручной коробки на вариаторе

Вариатор заставляет двигатель работать в номинальном режиме, поэтому рычащего звука мотора у автомобиля, оснащенного вариаторной коробкой, не услышишь. Для тех, кого не устраивает данный факт, предусмотрена установка ручного эмулятора.

Ручной режим даёт возможность повышать или понижать передачи, но если на автоматической коробке передач команда переключения – это прямая команда, то на вариаторе принцип действия абсолютно другой. Это объясняется отсутствием фиксированных передач.

На фронтальной панели автомобиля отображается конкретная цифра, являющаяся условным показателем передачи. Водитель переключает ручку скорости, но, несмотря на это, цифра меняется автоматически.

Такой вариант переключения предусматривает безопасность работы мотора и трансмиссии, не давая повышением оборотов перегреть его. То же самое характерно и для сброса оборотов – автоматическое переключение вариатора не даст двигателю заглохнуть.

Стоит уточнить, что разгон автомобиля в ручном режиме, хуже, чем в автоматическом. Ухудшение происходит за счет того, что стрелка тахометра плавает от минимума к максимуму, не обеспечивая непрерывной тяги двигателя, как в автоматическом режиме.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что ручная эмуляция на вариаторной коробке предусмотрена для тех, кто привык к ручному управлению, и только. Никаких полезных свойств работе вариатора она не придаёт, а скорее, наоборот, ухудшают некоторые показатели.

Исходя из вышеизложенного, можно выделить ряд особенностей, характерных для вождения автомобиля, оборудованного вариаторной КПП:

  1. Невозможность резкого старта. Работу вариатора можно сравнить с броском катапульты – сначала её оттягивают, а потом происходит резкий рывок, и автомобиль едет.
  2. Плавность разгона и торможения – в принципе, это можно отнести к любой КПП. Если машина дергается, рывки при движении способствуют более быстрому износу рывка или дисков, в зависимости от устройства механизма.
  3. Езда по бездорожью. Для вариаторных КПП характерно минимальное использование машины в сельской местности, для частой эксплуатации по проселочным дорогам такие коробки просто не приспособлены.
  4. Езда по скользкому дорожному полотну. Противоположно предыдущей особенности, езда по мокрому/скользкому асфальту наоборот, более удобна и безопасна. Эту безопасность даёт постоянное присутствие тяги и отсутствие рывков при переключении.
  5. Обгон. За счет того, что вариатор не сразу дает тягу на колеса, а сначала набирает обороты, ускорение автомобиля происходит чуть позже, чем с другими КПП. Поэтому при обгоне, когда нужно максимально ускорить машину, рекомендовано нажатие на акселератор немного заранее, буквально за полсекунды до начала предполагаемого маневра.
  6. Буксировка автомобиля. Транспортные средства, оборудованные вариатором, категорически не рекомендовано буксировать, это провоцирует повышенный износ шпицевых соединений, что, в свою очередь, может привести к ремонту агрегата. Буксировка губительно действует на вариаторный аппарат, поэтому лучше воспользоваться эвакуатором.
  7. Работа датчиков. Отдельное внимание при вождении автомобиля с такой коробкой стоит уделить функционированию датчиков контроля. От их правильной работы зависит правильный функционал агрегата. Датчик контроля скорости может привезти к серьезной поломке, так как его отключение провоцирует систему на экстренное торможение двигателем. Это происходит потому, что ремень в случае отказа датчика скидывается в среднее аварийное положение.

Резюмируя особенности управления транспортным средством, оснащённый вариаторной коробкой, можно выделить ряд плюсов и минусов, характерных для неё.

  • постоянная оптимальная работа двигателя;
  • экономичность – средний расход топлива на ВКПП меньше чем на механической коробке. Экономия особенно хорошо проявляется при работе круиз-контроля на трассе;
  • динамичный разгон автомобиля;
  • дополнительная безопасность;
  • легкость в управлении, а также максимальный комфорт и плавность хода.
  • невозможность работы на двигателях высокой мощности. Вариаторами оснащаются автомобили с предельным показателем тяги 200 лошадиных сил;
  • спортивный дрифт или гонки недоступны на машине с вариаторной коробкой. Сюда также можно отнести и такой недостаток, как невозможность резкого старта;
  • повышенная цена и дорогостоящий ремонт;
  • однообразное гудение двигателя, которое по вкусу не каждому автовладельцу.

Список современных автомобилей, оснащенных подобной коробкой переключения скоростей довольно длинный и постоянно пополняется. Среди них можно выделить такие марки как Audi (характерен для переднеприводных моделей), многие модели Mersedes, Toyota RAV-4, Nissan Qashkai, Х-trail, некоторые из модификаций Lanser.

Один из самых часто задаваемых вопросов на автомобильных форумах касается переустановки вариатора на машину, когда его ставят взамен автомату.

Что делать, если после установки вариатора автомобиль не едет?

Скорее всего, дело в масле, которое после переустановки подлежит обязательной замене.

Кроме того, причиной может стать не поступление тока на коробку либо ошибка коробки передач, справится с которой только специалист в данной области.

В любом случае, при покупке автомобиля с вариаторной КПП необходимо сразу найти хорошего автомастера, специализирующегося в ремонте подобных агрегатов.

Автомобиль с вариаторной коробкой подойдёт, в первую очередь тем, кто рассчитывает на экономное спокойное вождение и любит комфорт в управлении.

С каждым годом они становятся все популярнее, несмотря на то, что на них по-прежнему смотрят с опаской. Легенды о ненадежности и непригодности к ремонту скоро станут старыми неинтересными сказками, и при выборе автомобиля вариатор скорее будет плюсом, чем минусом комплектации.

Вариатор – это совершенно иная система, имеющая ряд конструктивных и серьёзных отличий от классической коробки «автомат».

Что такое вариатор и как правильно водить на вариаторе? Основные принципы работы вариатора: видео

Что такое коробка передач вариатор? Основные принципы работы вариатора. Тонкости работы элементов устройства вариатора: видео. Как правильно ездить на вариаторе?

Каждый автолюбитель знает, чем автоматическая коробка передач отличается от механической. И спор по поводу достоинств и недостатков обеих не угасает между водителями долгие годы. Упоминаются не только технические характеристики каждого устройства и их влияние на сам процесс управления автомобилем, но и такие пункты как расход топлива, надежность, удобство и долговечность.

Но немногие владельцы автомобилей знают, что такое вариатор. Одни считают, что он ничем не отличается от автомата, другие же выделяют его в особый вид коробок передач. Так кто же прав? И в чем секрет вариатора? Разобраться с этим непросто, поэтому начинать следует с самых основных параметров работы этого устройства.

Это устройство также называют бесступенчатой коробкой передач. Основное её отличие от механической и автоматической заключается именно в отсутствии резкого переключения между передачами. Количество «скоростей» у вариатора безгранично, посчитать их невозможно. В чем же секрет этого устройства? Принципиальное отличие от остальных коробок?

Разумеется, все зависит от того, как работает вариатор. Сама коробка передач обязательно содержит в себе следующие элементы:

  1. сам вариатор;
  2. система управления;
  3. механизм, передающий крутящий момент и обеспечивающий разъединение двигателя и коробки передач;
  4. механизм, позволяющий двигаться задним ходом.

Обычно вариатор состоит из одной ременной передачи, но встречаются и модели с двумя. Традиционная модель устройства состоит из двух шкивов, которые соединены с помощью клиновидного ремня. Стоит отметить, что сами шкивы способны изменять свой диаметр. Добиться такого результата позволяет устройство самих элементов: они образованы двумя коническими дисками. Диски сдвигаются, увеличивая диаметр, и раздвигаются, уменьшая его. Ремень перемещается по поверхности шкивов, таким образом увеличивая или уменьшая передаточное число.

Первые модели вариаторов использовались на швейных машинах и ткацких станках, но тогда ремень был изготовлен из резины и, соответственно, имел низкую прочность. Для станков он подходил, но автомобилю требовалось нечто более прочное и износостойкое. Вариаторы пришли в автомобильную промышленность сравнительно недавно. Можно сказать, что этой технологии потребовались годы, чтобы подобрать подходящий материал для создания вариаторной коробки передач для машины.

Современные устройства оснащены гибким ремнем, сделанным из металлических частей. Несколько (от 10 до 12) полос стали связаны между собой, чтобы обеспечить не только долговечность и надежность конструкции, но и хорошую передачу вращения. Высокая гибкость и износостойкость позволяют вариатору работать долгие годы без поломок и корректировок.

Если вы хотите узнать, коробка передач вариатор что это такое, то обратите внимание на электронную систему управления, которой оснащены данные модели. Большое количество датчиков измеряет все необходимые показания автомобиля, передавая информацию на бортовой компьютер. Человеку не нужно беспокоиться о переключении передач в нужный момент, вариатор сам подберет наилучшие передаточные отношения. Как это возможно? Все данные с датчиков позволяют устройству вовремя изменить диаметр шкивов, чтобы разогнать автомобиль до нужной скорости и поддерживать выбранный темп. Так, например, начало движения машины характеризуется наименьшим диаметром ведущего шкива, но максимальным диаметром ведомого. При нарастании оборотов первый начинает уменьшаться в диаметре, а второй — увеличиваться. Таким образом вариатор изменяет передаточное число, разгоняет автомобиль, не позволяя ему превышать рекомендованные показатели.

Именно по этой причине многим водителям не нравится звук вариатора. Все дело в том, что он не допускает чрезмерно высоких оборотов. А это значит, что авто не будет «реветь» во время старта и при резком нажатии на педаль газа. Некоторые автолюбители считают «провоцирующим» умеренный и даже слишком низкий шум, который издает машина. Психологическая проблема заключается в том, что водитель, который не слышит рычащих звуков двигателя, предполагает, что автомобиль движется слишком медленно. А это может привести к нарушению скоростного режима. Но этот недостаток вариаторной коробки передач исключительно субъективный.

Если вы хотите подробнее узнать принцип работы вариатора, видео поможет разобраться во всех тонкостях этого устройства, рассмотреть каждый элемент и узнать все достоинства и недостатки этой коробки передач.

Знать о том, что представляет собой вариатор, — это полезно, но недостаточно. Хороший владелец авто должен понимать, как ездить на такой коробке передач, чтобы избежать дорогостоящего ремонта.

Во-первых, следует отказаться от старта на непрогретом двигателе. В зимний период все водители стараются дать машине возможность разогреться до рабочей температуре, масло к этому моменту должно попасть во все каналы системы, обеспечив безопасный старт. Но если владельцы машин с механической коробкой могут позволить себе завести машину и тут же отправиться в путь (не рекомендуется, поскольку увеличивает износ деталей), то владельцам авто с вариаторными коробками так поступать нельзя. Трансмиссионное масло обязательно должно разогреться, если какие-то элементы будут работать без смазки, то они очень быстро придут в негодность. А ремонт вариатора — дело хлопотное и очень дорогое.

Во-вторых, водитель должен постоянно следить за уровнем трансмиссионного масла. Если он будет ниже минимального, то коробка находится под угрозой. К тому же качество самого расходного материала должно быть на высоте. Вариатор не потерпит плохого масла. Но даже высококлассный и дорогой материал может не подойти, поэтому внимательно ознакомьтесь с инструкцией к авто.

В-третьих, избегайте езды по бездорожью. Вариатор не создан для такой «проблемной» местности. Также стоит отказаться от буксировки самого транспортного средства или других автомобилей.

Что такое вариатор на машине и как он работает?

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 455-03-75. Это быстро и бесплатно!

В современном автомобилестроении используются различные типы КПП. Именитые концерны все время конкурируют друг c другом. А в условиях подорожания топлива, а также повышении требований к экономичности и снижению количества вредных выбросов в атмосферу, производителям приходится использовать все новые и новые виды разработок.

При этом применяя колоссальные финансовые ресурсы. А конечный потребитель все время находится в поиске авто, расход которого будет ниже. На сегодня, вариаторные коробки переключения передач объединяют в себе многие из предъявляемых требований.

Что такое вариатор на машине?

Вариатор — это вид трансмиссионной системы, задачей которого является передача крутящего момента от двигателя внутреннего сгорания к колесам автомобиля.

Особенностью такого редуктора является возможность плавного изменения передаточного отношения. Это может происходить как в ручном, так и автоматическом режиме.

Данное трансмиссионное устройство характеризуется следующими признаками:

  • производит низкий уровень шума при работе;
  • отсутствие фиксированных ступеней передач;
  • высокая плавность передачи крутящего момента, и как следствие — плавность разгона;
  • низкий расход топлива;
  • более быстрый разгон автомобиля;
  • увеличение срока службы элементов трансмиссии;
  • более низкий износ деталей мотора.

Устройство вариаторной трансмиссии, само по себе, не сложное и состоит из таких элементов:

  1. Шкивы, имеющие возможность раздвигаться, которые располагаются на валу.
  2. Конструкция для вращения колес и установки селектора переключения передач в нейтральное положение.
  3. Механизм, обеспечивающий переключение в режим «движение назад».
  4. Блок управления.

Виды и принцип работы вариатора

Поскольку вариатор, как трансмиссионное устройство, в массовое автомобилестроение пришло не так давно, то стоит отметить, что производители стараются производить и усовершенствовать конструкцию вариаторов постоянно.

Поэтому, каждый современный авто концерн стремится разработать все новый и новый способ бесступенчатой передачи крутящего момента. На сегодня существует несколько видов вариативных коробок переключения передач.

К их числу относятся такие вариаторы:

  • Клиноременые;
  • Тороидальный.

Клиноременный

Это такой вид вариаторной КПП, при котором передача крутящего момента осуществляется посредством двух шкивов и ремня с трапецеидальным сечением. Шкивы состоят из двух конусообразных дисков, между которыми располагается ремень.

При этом, изменение передаточного числа, осуществляется путем изменения расстояния между двумя такими дисками. Данный процесс, традиционно, осуществляется на обоих шкивах. Так достигается максимальная эффективность в распределении крутящего момента.

Некоторыми авто производителями вместо ремня может применяться цепь. Работа каждого из них контролируется электронной системой, которая осуществляет это посредством расположенных рядом датчиков с сервоприводами и блока центрального управления. Изменяя близость расположения дисков, изменяется и сила трения, которая, в свою очередь, влияет на изменение крутящего момента.

Шкивы делятся на:

  • ведущий — это шкив, на который передается вращение коленчатого вала;
  • ведомый — это шкив, на который крутящий момент передается от ведущего.

Название клиноременной получила из-за ремня, который выступает в роли клина, находясь между конусообразными дисками.

Тороидальный

Тороидальный вид КПП характеризуется иным видом как самого механизма, так и способа, в который он передает крутящий момент. Он выглядит в виде пары колес с поверхностью в виде сферы, между которыми располагается ролик.

Пары колес разделяются на:

В данном случае, изменение передаточного числа происходит ввиду изменения силы трения, возникающей между роликом и колесами. В случае изменения положения ролика, относительно поперечной плоскости, происходит изменение силы трения и соответственно, передаточного числа.

Как правильно пользоваться данным устройством?

Начиная движение нужно проделать такие же действия, как и на транспортных средствах с автоматической КПП. При движении вмешательства в работу вариатора не требуется, кроме случаев, когда выбран ручной режим управления КПП. Конкретный режим функционирования вариатора выбирается путем перемещения ручки селектора КПП.

Для начала движения вперед необходимо:

  • завести мотор;
  • перевести ручку селектора КПП в положение движение вперед (D);
  • нажимая на педаль газа — начать движение.

После установки ручки в режим “D” (Drive), и начала движения, предпринимать дополнительных действий не нужно. При кратковременной остановке, перевод в другие режимы не требуется. В случае длительной остановки, к примеру на парковке, следует изменить режим на “P” (Parking). Чтобы избежать поломки КПП, перевод в режим “Р”, осуществляется после полной остановки автомобиля.

Для движения назад нужно:

  • осуществить перемещение ручки в положение “R” (Reverse);
  • осмотревшись вокруг, начать движение, плавно нажимая на педаль газа;
  • закончив манёвр, необходимо остановится перед переводом ручки селектора в другой режим.

Положение нейтраль “N” может использоваться в случае длительной остановки, но при условии что необходимость в движении не возникнет в скором времени. В целом, это всем знакомая нейтральная передача. При ее включении на вариаторе, как и на любой другой КПП, производится отсоединение силовой установки от КПП.

Положение “P” (Parking) используется при постановке автомобиля на стоянку. Переводя ручку в этот режим, производится блокирование ведомого вала вариатора штифтом. В такой способ исключается возможность самостоятельного скатывания авто.

По сути, это то же, что поставить на скорость в механической КПП. В некоторых автомобилях, для установки рычага в данное положение необходимо:

  1. Выжать педаль тормоза.
  2. Затянуть ручник.
  3. Осуществить перемещение ручки в положение “Р”.

Для перевода в режим движения, необходимо провести все манипуляции в обратном направлении.

Ручной режим управления может использоваться для получения более полных драйверских ощущений, при вождении. Так как в самом устройстве не предусмотрено наличия передач, то все переключения являются условными.

Вариатором происходит смена передаточного числа на определенное значение, чем создается имитация переключения. Нужно понимать, что такие переключения возможны условно и в случае изменения оборотов двигателя, вариатор самостоятельно выберет передаточные числа. Это необходимо для обеспечения работоспособности самого вариатора.

Также могут присутствовать и другие режимы работы вариатора, такие как:

  • S – Спортивный режим. Необходим для более резкого отклика при нажатии на педаль. Назначение этого режима — это осуществление вождения в более агрессивном и резком стиле.
  • Е — эконом режим. Необходимость и суть этого режима заложены в его названии — применение таких настроек работы коробки передач, при котором будет достигаться максимальная экономия при вождении.
  • L – режим плохих погодных условий. Применяется для движения по бездорожью, осуществлению буксирования прицепа либо автомобиля. В этом режиме вариатором направляется максимальное количество тягового усилия к колесам автомобиля.

Режим работы вариатора зимой

Эксплуатируя автомобиль с такой коробкой передач, необходимо знать и придерживаться правил эксплуатации и рекомендаций, предоставленных заводом изготовителем.

Также, понимая устройство вариатора необходимо:

  1. Не начинать движение сразу после запуска двигателя.
  2. Не нужно спешить нажимать на педаль газа после перевода в режим драйв.
  3. Не стоит пренебрегать режимом плохих погодных условий.

Нужно ли покупать машину с вариатором?

Приобретая авто с данным типом КПП, нужно помнить, что агрессивный стиль вождения приведет к максимально быстрому износу деталей КПП.

В связи с чем, потребуется их замена либо замена всего КПП в целом. Это является довольно дорогостоящей процедурой. Поэтому, для тех, кто предпочитает размеренный стиль вождения и желает экономить на расходе — этот тип коробки передач будет более комфортным.

Плюсы и минусы вариатора

Как любое устройство, вариатор обладает своими плюсами и минусами. Для кого-то преимущества важней негатива, а для кого-то, негативные пункты будут не приемлемы.

  • низкий расход топлива;
  • низкий уровень выбросов в атмосферу;
  • улучшенная динамика разгона;
  • высокая плавность хода;
  • являются более надежными чем АКПП;
  • имеют сравнительно не высокий вес;
  • простая конструкция узла;
  • низкий уровень шума.
  • не подходит для двигателей с высокой мощностью;
  • не желательность вождения в агрессивном режиме;
  • наличие большого количества датчиков;
  • дорогой смазочный материал;
  • редко ремонтируется.

Что лучше — вариатор или автомат?

Что лучше ответить трудно, ведь у каждого типа КПП есть свои сторонники и любители. Ответ на данный вопрос является сугубо личными индивидуальным.

Ведь для понимания и определения что больше подходит, необходимо попробовать параллельно передвигаться на автомобилях с различными типами КПП. Только в такой способ можно определить для себя более удобный тип коробки передач.

Вариатор является наиболее прогрессивным и удобным типом КПП, возможности которого включают снижение расхода топлива и выбросов в атмосферу. При этом, он категорически не пригоден для эксплуатации в режиме резких разгонов и резких торможений. Данному виду характерно использование в размеренном стиле, где разгон и торможения осуществляются плавно.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: +7 (499) 455-03-75 (Москва) +7 (812) 407-26-30 (Санкт-Петербург)

Источник http://pro-avtosalon.info/info/kak-proverit-variator-pri-pokupke-avtomobilja/
Источник Источник Источник http://piter-at.ru/raznoe/chto-takoe-variator-na-mashine.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: