Содержание
Как правильно пользоваться АКПП
Все больше автомобилей с автоматическими коробками передач появляется на отечественных дорогах. В европейских странах уже произошел значительный перекос в сторону трансмиссий с АКПП. Это связано с усовершенствованием технологий производства таких агрегатов и развитой сетью сервисных центров.
Однако, если же на борту автомобиля уже имеется коробка автомат, как пользоваться ее правильно? Стоит первоначально хотя бы недолго ознакомиться с принципом ее работы. Ведь она имеет существенные особенности в эксплуатации при сравнении с механическим агрегатом.
Рабочие режимы АКПП
В отличие от «механики», в которой рычагом-переключателем водитель самостоятельно устанавливает в редукторе передаточное отношение, «автомат» делает это без участия водителя. Рычаг при этом служит для выбора именно режима эксплуатации, а не ступени.
Есть несколько ставших уже классическими базовых режимов. Они подбираются переключением рычага выбора диапазонов (РВД). Текущий рабочий режим, который на данный момент включен, обозначен на панели приборов, что позволяет водителю быстро получить информацию о нем. Перед тем как пользоваться АКПП, стоит ознакомиться с режимами поближе.
«P» – паркинг. Во время этого положения РВД должны быть отключены все элементы управления. Целесообразно включать такой режим при длительной остановке транспортного средства. С него также начинается «включение зажигания», прежде чем тронуться для дальнейшей поездки.
Нужно знать, чтобы включить паркинг, понадобится полностью остановиться и на максимум поднять ручку тормоза.
«N» – нейтральная передача. Данный режим отключает передачу крутящего момента на колеса от силовой установки. Фактически мотор работает на «холостых оборотах» так же как и при включении «нейтралки» в автомобилях с МКПП. Пользоваться автоматической коробкой передач в таком положении рекомендуется для непродолжительных стоянок, например, во время ожидания на ж/д переездах или при стоянии в длинных автомобильных пробках. Во время буксирования на небольшое расстояние также специалисты рекомендуют устанавливать рычаг в эту позицию. Допускается включение зажигания в данном положении.
«R» – задний ход. Позиция РВД возле этого значка означает то, что при нажатии на педаль акселератора авто поедет назад.
Нужно знать, что в режим реверса «R» можно переходить после абсолютной остановки автомобиля, а также для его правильного включения потребуется полностью выжать педаль тормоза.
«D» – движение. Такая позиция ручки РВД позволяет автомобилю, после нажатия водителем педали газа, двигаться вперед. Управлять автоматической коробкой передач в таком положении не нужно, так как все переключения между ступенями осуществляются без участия человека.
В качестве дополнительных удобств по время движения в особых условиях на современных автоматических коробках передач конструкторы предусматривают несколько дополнительных фиксированных положений. Они обычно располагаются после «D» и имеют цифровые индексы от 1 до 3, а также режим «OD». Разберемся, как правильно водить машину на автомате с такими значками возле РВД.
«D3» – работа АКПП происходит в пределах первых трех передач. После торможения в таком режиме автомобиль эффективнее сбрасывает скорость, чем во время применения классического режима драйв «D». На него переходят в тех ситуациях, когда обычное движение приходится сопровождать частыми нажатиями на тормоз, например, при езде по грунтовкам или в городских условиях с частыми светофорами и перекрестками.
«D2» – «автомат» функционирует в интервале двух передач. Часто это положение рычага создает комфортную эксплуатацию при движении со скоростью менее 50 км/ч. Водителям рекомендуют на нем ездить по лесным дорогам, горному серпантину, на заснеженном дорожном покрытии, когда востребована небольшая скорость перемещения.
«D1» – трансмиссия блокируется на первой передаче. Этот вариант можно использовать исключительно в том случае, если автомобиль не будет эксплуатироваться на скорости выше 25 км/ч.
Нужно знать, что большой скоростной режим при включенной позиции рычага на «D1» способен привести автомобиль к заносу.
Состояние «D1» можно применять в таких же случаях, когда и применяются понижающие передачи в МКПП для торможения двигателем. Для таких же ситуация допускается и «D2».
«OD» – повышенная передача. Данное положение рычага используется для движения по скоростным магистралям. Оно осуществляет блокировку трансмиссии на максимально высокой ступени (пятой или четвертой). Включать эту позицию нужно только при достижении автомобилем скоростных режимов выше 80-100 км/ч. Благодаря ей можно существенно сэкономить расход топлива.
Нужно знать, что переключение между этими дополнительными режимами допускается во время движения транспортного средства.
Вспомогательные режимы
В современных автомобилях используются вспомогательные режимы для автоматической коробки передач. Чаще всего их переключение осуществляется с помощью дополнительного вращателя на панели приборов или ближе к РВД, фиксирующегося в одной из заданных позиций.
«N» – режим нормального движения. Применяется для обычного неэкстремального управления.
«E» – экономичный режим. Используется для плавного переключения передач и экономии топлива во время движения.
«S» – режим «спорт». Во время движения на этом режиме автоматикой используются максимальные мощностные характеристики автомобиля. Благодаря такой эксплуатации осуществляются более быстрые переключения между ступенями, ускоряется разгон. Расходные топливные характеристики значительно повышаются.
«W» – зимний режим эксплуатации востребован во время старта на скользкой дороге. Начало движения происходит обычно со второй передачи.
Нужно также уточнить, что владельцам АКПП, пересевшим с «механики» предлагаются комплектации трансмиссии с возможностью самостоятельного ручного режима переключения передач. Эта функция впервые появилась на автомобилях компании Porsche и получила обозначение «типтроник».
Впоследствии данное название подхватили автовладельцы, и оно стало нарицательным для всех подобных узлов. Для самостоятельного переключения рычаг переводится в зону, ограниченную «+» и «-». Также могут применяться подрулевые лепестки.
Эксплуатация авто с АКПП
Перед началом движение выжимаем тормоз до упора. Далее нужно переместить рычаг с установленной «нейтрали» или «паркинга» в зону «Движение вперед» или «Движение назад» и опустить ручник. Тормоз плавно отпускается правой ногой, а машина плавно начинает ехать. Разгонять автомобиль нужно с плавным нажатием правой ногой на педаль акселератора.
Нужно знать, что в управление педалями автомобиля с АКПП участвует исключительно правая нога, а левая стоит на зарезервированном для нее месте.
Чтобы автомобиль постепенно сбавлял скорость, водитель должен медленно поднимать стопу, возвращая педаль в верхнее положение. Во время этого процесса в коробке передач будет происходить переключение ступеней на понижение. Ускорить процесс можно с помощью нажатия на педаль тормоза.
Повторно тронуться с места можно также без дополнительных переключений ручки, лишь с помощью нажатия на педаль газа. Получается, достаточно включить режим «D», а скорость регулировать обеими педалями.
Важно! При движении на автомобиле с АКПП необходимо избегать резких перепадов скорости, потому что такая эксплуатация вызывает существенный износ коробки передач.
Неправильное использование «автомата» разбалансирует работу фрикционов, увеличивая расстояние между дисками. Это приводит к тому, что авто начинает дергаться во время переключения ступеней.
Эксплуатация АКПП в зимний период
Наиболее проблемным временем эксплуатации «автомата» считается период с заледенелым и заснеженным дорожным покрытием. Это происходит по нескольким причинам:
- пробуксовка во время начала движения по скользкому покрытию, если авто застряло;
- минусовая температура негативно сказывается на работе и ресурсе АКПП.
Снизить отрицательное влияние на работоспособность удастся, если придерживаться некоторых правил.
Проводится визуальный контроль масла ATF. При наличии существенного потемнения либо металлических вкраплений в жидкости стоит обязательно провести его замену. Когда пробег автомобиля на одном ATF достигает 30 тыс. км, то его также нужно заменить.
Во время отрицательных температур и, особенно, открытого хранения автомобиля потребуется прогреть мотор перед началом движения.
Нужно знать, что в рабочий температурный режим автомобиль с коробкой АКПП выходит через 5-8 минут при температуре окружающей среды -20 С.
Если в авто имеются дополнительные режимы «D1», «D2» или «D3», то движение зимой лучше начинать с «D1», вдавливая педаль на треть или половину хода, а метров через 100 повышать передачи.
При наличии вспомогательных зимних режимов типа «SNOW», «*», «W», «WINTER», «HOLD» стоит активировать именно их с помощью допвращателя или кнопок.
Застрявший автомобиль необходимо вывозить из сугробов собственными силами с помощью пониженных режимов. Если таковых нет, то не нужно долго злоупотреблять «методом раскачки».
Скользкая дорога приводит к заносам автомобилей. Для поддержания управляемости автомобилем нельзя отпускать педаль акселератора, это касается переднеприводных авто. Для входа в повороты потребуется переключаться на пониженные ступени, чтобы не сбрасывать обороты и мощность.
Нежелательные действия
Не стоит перегружать автомобиль с АКПП, если он еще не хорошо прогрет. Это касается и теплого времени года, во время начала движения нужно соблюдать умеренный скоростной режим без рывков и резких перепадов скорости.
«Автомат» не любит бездорожье и возможные пробуксовки. Также не стоит устанавливать прицепы на автомобили с АКПП, чтобы снизить износ узла. Не желательно заводить машину, толкая, при севшем аккумуляторе.
Как правильно пользоваться акпп
В наше время нельзя представить себе современный городской автомобиль без возможности комплектации его автоматической коробкой передач. Не все знают, к сожалению, как правильно пользоваться АКПП, что оборачивается значительным снижением ее эффективности. А в некоторых случаях оборачивается ее поломкой.
Основным ее качеством, которое нравится большинству профессиональных и начинающих водителей, является возможность автоматического выбора передаточного числа, которое соответствует условиям движения. Это весьма удобно, так как от водителя не требует лишних движений при его желании ускорить, или же наоборот замедлить ход транспорта. Вместе с тем, каждый должен знать особенности ее эксплуатации, кто садится за руль.
Для начала необходимо разобраться, какие существуют режимы скоростей автоматической коробки передач.
Р (парковка) – положение, позволяющее произвести запуск двигателя. Переводится рычаг в позицию Р только после того, как полностью остановлен автомобиль и поставлен на ручной тормоз.
D (движение) – положение, когда активирует рычаг селектора движение вашего транспортного средства, подбирая автоматически необходимую передачу. По отношению к прочим режимам, автомобиль в движении дольше всего находится.
R (задний ход) – положение, которое активирует движение транспортного средства назад. Возможно включение этой передачи лишь при полной остановке, а также должна быть выжата педаль тормоза.
N (нейтральное положение) – это является положением холостой работы двигателя (без передачи колесам крутящего момента), к включению не рекомендовано в процессе движения транспортного средства. Как правило, применяется для прогревания двигателя в зимний период.
D3 (S) – положение пониженной передачи. Рекомендован запуск на небольших спусках и подъемах. В данной позиции торможение транспорта более эффективно, чем в положении D.
D2 (L) – это следующий диапазон пониженной передачи. Он также является экстренным вариантом для дорожных тяжелых условий (гололед, горный серпантин и др.).
Перевод из позиции D рычага в положении D2, D3 и обратно, без проблем может осуществляться в процессе движения автомобиля. АКПП последних годов выпуска включает в себя дополнительные режимы разгона: нормальный (N), спортивный (S) и экономичный (E).
Для того чтобы продлить срок службы транспортного средства с автоматической коробкой передач, необходимо помнить о соблюдении целого ряда правил транспорта с подобным типом трансмиссии.
Масло в порядке — езжай смело
Трансмиссионным маслом, как всем известно, обеспечивается эксплуатация автоматической коробки передач и в целом всей трансмиссии. Конечно, очень капризна коробка автомат в выборе всевозможных видов масел, поэтому рекомендуют специалисты пользоваться высокосортным оригинальным трансмиссионным маслом, которое в своем составе содержит качественные присадки.
На бутылке масла обычно присутствует аббревиатура ATF или ЖАК, что означает, что масло предназначено для автоматических коробок передач. Большинство автоэкспертов предупреждают, что весьма нежелательно использование других жидкостей и даже для коробки передач вредно (вплоть до вывода из строя КПП).
Следующий показатель, который оказывает воздействие на эффективность работы всей трансмиссии, это уровень масла, который следует проверять регулярно. Обычно фиксируется уровень масла либо с щупом с разметкой степени наполненности, или по данным специального датчика, если включен подобный в комплектацию вашего автомобиля.
Объем масла, который необходим для автомобилей, которые оснащены автоматической коробкой передач, в среднем составляет от 6 до 10 литров трансмиссионного масла (для автомобилей с передним приводом) или от 7 до 14 литров (для заднеприводного автомобиля). Своей уникальной схемой располагает каждая модель автомобиля, а поэтому необходимо выяснить информацию о необходимом объеме масла в сервисной книжке или у официального дилера.
Условия эксплуатации коробки-автомата
Не приспособлены АКПП для резких движений автомобиля (кроме коробок передач, которые установлены на спортивных авто или внедорожниках), что принять следует как первое правило эксплуатации транспортного средства с коробкой автомат. Резкие торможения и ускорения могут со временем увеличить разрыв между фрикционными дисками, что вызовет толчки и дерганья при дальнейшем переключении передач.
Рекомендовано частью специалистов давать передохнуть АКПП – делать небольшую паузу между каждой сменой режима работы. В частности, при переходе с«D» на «R» во время парковки. Желательно дождаться после включения передачи момента, когда перейдет двигатель на холостые обороты, а только потом добавлять газ.
Стоит признать в качестве отдельного условия запрет частой пробуксовки. Если вы на дороге застряли: ни назад, ни вперед не трогается автомобиль – не стоит без разбору и спешно менять рычага АКПП. Коробка передач в лучшем случае просто перегреется. Ну а в худшем – просто выйдет из строя. Более уместным в этой аварийной ситуации будет автомобиль подтолкнуть снаружи.
Как пользоваться автоматической коробкой передач
Необходимо для запуска движения автомобиля при нажатой педали тормоза рукой перевести рычаг селектора из позиции Р, N или R в позицию D (движение), и включить далее стояночный тормоз. Постепенно отпуская педаль тормоза, заметите вы, как плавно двигается вперед автомобиль.
Решив увеличить скорость движения, вы можете перенести ногу на педаль акселератора (газа), по мере того, как она будет активной, передачи скоростей будут повышаться. Для замедления хода автомобиля достаточно лишь ослабить усилие, оказываемое на педаль газа либо отпустить её вообще, в этом случае передачи, опять же без дополнительных усилий с вашей стороны, будут сменяться в нисходящем порядке.
При желании быстрого снижения скорости или полной остановки можно воспользоваться педалью тормоза. Для старта движения после кратковременной остановки либо замедления хода, следует снова перенести ногу с педали тормоза на педаль акселератора. Рычаг селектора при описанных действиях должен постоянно оставаться в положении D. Смена этой позиции целесообразна только при длительных остановках.
Следовательно, при режиме движения в городе, водителю бывает достаточно только один раз установить селектор в позицию D (движение), после чего правой ногой, попеременно нажимая на педали газа и тормоза контролировать скорость движения. Все остальное внимание он может перевести на управление рулевым колесом и сигнализаторами поворота.
Дополнительные режимы автоматической коробки передач
Зимний режим работы
Практически на всех моделях автомобилей с АКПП имеется кнопка запуска дополнительного режима работы коробки передач. Будет описан далее зимний режим, который встречается наиболее часто на автоматических трансмиссиях. Обозначается этот режим различными символами: «*», «W», «SNOW», «HOLD», «WINTER». Предназначение зимнего режима езды в исключении при старте пробуксовки колес и в момент в момент переключения скоростей. Исключается с этой целью функционирование вообще первой передачи. Начинает автомобиль свое движение сразу со второй передачи. Производится включение других скоростных передач на меньших оборотах двигателя, достигаются, в результате чего меньшие перепады в работе коробки в процессе ускорений, что уменьшает резко вероятность опасного заноса. Не рекомендуют специалисты активировать в теплое время года зимний режим, в частности при езде на трассах с хорошим покрытием, так как нагрузка при этом на АКПП максимальна и перегреться может коробка.
Подрежимы позиции «D» селектора
Сюда можно отнести режимы работы автоматической трансмиссии, в которых ускорение ограничивается выше отдельных передач.
- Позиция «S» или «3» обеспечивает скорость передвижения транспортного средства не выше третьей передачи. Уместно это на участках дороги, которые требует повышения внимания водителя: подъемы, умеренные спуски и др. По отзывам владельцев АКПП, также хорош режим «3» для совершения быстрого обгона во время езды за городом, так как происходит маневр при высоких оборотах двигателя, когда развивает он максимальную мощность, что обеспечивает более лучший разгон автомобиля. Зависит этот предел, как правило, от модели транспортного средства, он составляет в среднем 130-140 км/ч. При движении в данном режиме важно следить за тем, чтобы не заходила в красную зону стрелка тахометра.
- «2» — данный режим АКПП ограничивает переключение выше 2-й передачи. Значение скоростного предела здесь равняется примерно 70-80 км/ч. Используется эта позиция АКПП на достаточно крутых уклонах, а также скользких покрытиях.
- «1» или «L» — этот режим подходит для тяжелых условий движения: бездорожье, распутица, очень крутые уклоны и др. В данной ситуации АКПП будет работать лишь на самой низкой передаче — до 30-40 км/ч.
Внимание! Может привести случайная активация режимов 1 или 2 на повышенной скорости автомобиль к резкому заведению, что грозит самым нежелательным заносом.
Все перечисленные выше режимы автоматической коробки передач дают возможность маневрировать эффективно на самых трудных участках дороги: спусках, на подъемах, а также в ситуациях, которые требуют интенсивное торможение двигателем.
Что не нравится в АКПП?
Не любит непрогретая коробка-автомат больших скоростей и лишней нагрузки. Даже в теплое время года, постарайтесь в первые километры пути двигаться на низкой скорости, исключая при этом резкое ускорение. Дождитесь, пока масло в двигателе и трансмиссии достигнут рабочей температуры. Не следует также забывать о том, что уходит на прогрев коробки гораздо больше времени, чем на прогрев двигателя. Зимой же, перед началом движения, желательно в коробке немного погонять масло, перемещая по очереди рычаги селектора в различные режимы с недолгой задержкой каждом из них. Можно при желании даже постоять при включении режиме движения. Во время этого занятия педаль тормоза, конечно же, должна быть выжата. С целью более быстрого прогрева трансмиссии в холодную погоду первые несколько минут пути проехать можно с активным зимним режимом работы АКПП.
Следует избегать бездорожья. Не предназначена АКПП для бездорожья. Большинство современных КП, а в особенности автомат, не приемлют пробуксовки колес. А поэтому следует избегать резкого нажатия педали газа при передвижении на дорогах с неоднородным покрытием. Если же все-таки ваш автомобиль застрял – не стоит даже пытаться в режиме «Драйва» выбраться. Существуют для этой цели позиции АКПП — «L» или «1». По возможности при этом попытайтесь без пробуксовки отъехать назад по своей же колее. Автоматическая КПП и бездорожье является отдельной историей, главное, при этом помнить, что легче поработать иной раз лопатой, обратиться к буксировщикам за помощью, чем в пол топить педаль газа с наивной надеждой на чудо.
На автомобилях с автоматической коробкой передач нежелательно буксировать тяжелые прицепы. Еще одной особенностью устройства трансмиссии автомат является категорическое исключение чрезвычайно больших нагрузок, при которых перегревается КПП и изнашивается быстро. А поэтому буксировка другого автомобиля или тяжелого прицепа оставить лучше механическому собрату.
Автомобиль с автоматической коробкой передач буксировать нежелательно. Также не стоит на буксире таскать транспортные средства, обладающие коробкой автомат. Отражено в инструкции автомобиля, что предполагает эксплуатация автоматической коробки передач, предполагает жесткие ограничения, которые определяются, например, что разрешена буксировка легковых автомобилей только со скоростью 30-50 километров в час и на расстояние не превышающем больше 30-50 километров.
Источник Источник Источник Источник http://ktonaavto.ru/avto-faq/prava-i-vozhdenie/kak-pravilno-polzovatsya-akpp.html
Источник Источник Источник http://vremya-sovetov.ru/avtolyubitelyu/kak-pravilno-polzovatsya-akpp.html