ЗИЛ Бычок: технические характеристики ЗИЛ 5301, модификации

ЗИЛ 5301 Бычок

Серийное производство ЗИЛ Бычок начато АМО «Завод имени Лихачева» в 1996 году. Крупнейшее автосборочное предприятие по выпуску среднетоннажных грузовиков, в связи с обвалом спроса на продукцию, было вынуждено искать новые ниши для реализации техники, предлагать рынку более конкурентоспособную продукцию. Одним из решений стало освоение в производстве трехтонной серии грузового автомобиля, получившего обозначение «Бычок».

ЗИЛ 5301 Бычок

Назначение машины и модельный ряд

ЗИЛ 5301 Бычок использовался для перевозки небольших партий грузов в условиях плотной городской застройки по автомобильным трассам с высокой плотностью движения. Компактное по размерам шасси позволяло совершать необходимые маневры при парковке для погрузки-выгрузки, обеспечивало экономию места при стоянке автомобиля. Экономичный дизель значительно снижал затраты на эксплуатацию и себестоимость грузоперевозок. Расход топлива на 100 км у ЗИЛ Бычок составлял 12 л.

Подобные параметры сделали автомобиль популярным в малом бизнесе, обеспечили спрос на машину.

Расширяя сферу применения на рынок малотоннажной техники выпущены модификации ЗИЛ Бычок:

1. ЗИЛ 5301АО – база головной модели;

2. индекс БО в конце обозначения — платформа для установки оборудования, может комплектоваться кузовами различного назначения;

  • ГО и ПО – фургоны, в том числе изотермические;
  • ДО – версия с удлиненной платформой;
  • ЕО – удлиненная платформа под различного назначения кузова;
  • ИО – удлиненная платформа фургона;
  • ТО – удлиненная платформа с 6-местной на 4 двери кабиной;
  • ЮО – наличие места для отдыха (сна).

3. Шасси ЗИЛ 5301БО предназначалось для размещения коммунального, грузоподъемного оборудования. Платформа ЗИЛ 5301ТО с шестиместной кабиной использовалась монтажными, строительными и ремонтными организациями, коммунальщиками.

4. Выпускались грузопассажирские варианты авто Бычок с малой высотой погрузки и боковой дверью сдвижной конструкции.

5. В 98 году на базе Бычка заводом начат выпуск автобусов-маршруток на 15 и 19 мест.

ЗИЛ 5301 Бычок автобус

Технические характеристики ЗИЛ 5301АО

Вес груза к перевозкет3,45
Вес готового к эксплуатации изделия-/-3,35
Весовое воздействие на дорожное полотно через шины готового к эксплуатации автомобиля:

Габариты ЗИЛ Бычок

Как устроен автомобиль

Конструкция традиционна для заднеприводных грузовиков. На жесткой раме устанавливается силовая установка, узлы трансмиссии, монтируется кабина, через рессорные узлы с амортизаторами крепятся передний и задний мосты. Использованы несколько типов дизельных моторов Минского производства, трансмиссия механическая, тормоза с гидроприводом и пневмоусилением, рулевое управление комплектуется гидравлическим усилителем.

Особенности устройства основных узлов

Стальная рама лестничного типа, продольные лонжероны из стального профиля, поперечины — стальные швеллера и трубы. Конструкция собрана при помощи болтовых соединений.
Силовая установка комплектовалась несколькими типами турбированных двигателей производства ММЗ — Д-245. С 2008 года на машину устанавливались моторы Д-245.9 Е3, отвечающие требованиям стандарта Евро-3.

Дизель работает в четырехтактном цикле, 4 цилиндра расположены в ряд продольно. Наддув газотурбинный. Система охлаждения замкнутого типа, жидкостная.

Характеристики двигателя

Цилиндрыед.4
Литраж цилиндровой группыл4,76
Сжатие15
Расход горючегог/л.с.ч158
Мощностьл.с.136
Обороты в номинальном режимеоб/мин2400
Крутящий момент на 1300 об/минкгм47
Вес изделиякг430

ЗИЛ 5301 Бычок самосвал

Узлы трансмиссии

Механизм сцепления однодисковый в сухом исполнении. На ведомом диске установлен гаситель крутильных колебаний пружинного типа. Кожух сцепления стальной, нажимной диск выполнен из серого чугуна. Выключение механизма приводом гидравлического типа с пневмоусилением.

Коробка передач на 5 рабочих режимов передачи крутящего момента, в механическом исполнении с ручным выбором передачи. Переключения коробки синхронизированы.

Карданная передача собрана из 2 трубчатых стальных валов, поддерживаемых промежуточной опорой. В торцевые шарнирные узлы запрессованы обоймы подшипников игольчатого типа.

Задний мост
Одноступенчатая гипоидная передача, дифференциал собран из конических шестерен, полуоси разгруженного исполнения.

Органы управления

На колесах передней оси установлены дискового типа тормозные устройства, на задней оси — барабанного типа тормозные узлы. Привод торможения двух контурный в гидравлическом исполнении с пневмоусилением. В барабанах задних колес смонтирован колодочного типа тормоз стоянки.

Рулевое управление оборудовано гидроусилителем.

Подвеска

Передняя собрана из 2 полуэлептических рессор и 2 гидроамортизаторов, задняя работает на 2 основных и 2 дополнительных рессорах.

Кабина ЗИЛ 5301 Бычок

Кабина

В базовом варианте использована кабина ЗИЛ 4331 на 3 места, двух дверная, в комплектацию которой входили:

  • сидение для двух пассажиров нерегулируемое;
  • радиатор отопления кабины, подключенный к системе жидкостного охлаждения силовой установки;
  • подрессоренное сидение водителя с регулированием жесткости, высоты и по наклону спинки;
  • очиститель ветрового стекла на 3 щетки и омыватель.

Предлагались версии машины Бычок с шестиместной четырехдверной кабиной с двумя рядами сидений.

Преимущества и недостатки. Отзывы владельцев

  1. Основное достоинство ЗИЛ 5301 Бычок в простоте устройства, малых затратах на эксплуатацию и обслуживание, доступность запасных частей.
  2. Расход топлива ЗИЛ Бычок дизель достаточно экономичный и составляет 12-15 л на 100 км в зависимости от загрузки.
  3. ЗИЛ фургон в изотермическом исполнении позволяет расширить функционал машины (безопасно перевозить скоропортящиеся продукты и т. д.)
  4. Грузоподъемность «Бычка» ЗИЛ по факту эксплуатации доводилась до 5 т без последствий для подвески автомобиля.
  5. Двигатель отнесен к тракторным силовым агрегатом шумен и подвержен значительной вибрации, но в эксплуатации и обслуживании прост и надежен. Замена масла через 10 000 км, расход незначителен, долива не требуется.

ЗИЛ 5301 Бычок

Вместе с тем:

  1. Машина собрана крайне небрежно, качество комплектующих низкое.
  2. Механизмы регулировок водительского сидения быстро выходят из строя.
  3. Зимой в кабине холодно, температурный режим дизеля не обеспечивает эффективной работы отопителя. Кабина плохо герметизирована.
  4. Запуск дизеля при отрицательных температурах сложен, требует использования электро-факельного устройства либо предпускового подогревателя. Стартер на 24V при схеме 12V требует еженедельного переключения двух аккумуляторов, так как штатно заряжается только один из них.
  5. Передаточные числа режимов коробки не обеспечивают эффективного набора скорости груженого автомобиля.
  6. Не надежные узлы заднего моста.

Положение на рынке. Аналоги

Годом снятия с производства ЗИЛ Бычок Википедия обозначает 2014. На вторичном рынке автотехники стоимость автомобиля с пробегом начинается от 100 тыс. рублей. Средняя цена машины на ходу, в хорошем техническом состоянии составляет 450-500 тыс. рублей.

В отличие от Бычка свое положение на рынке сохраняют его аналоги российского производства Газели различных модификаций, китайские малотоннажники Foton, Faw, Gonow. Lifan, японские, южнокорейские и европейские модели.

Бычок не выдержал конкуренции с ГАЗовскими Газелями и Валдаями, проиграл по соотношению цена-качество дизельным грузовикам из КНР, по всем параметрам уступил японским и южнокорейским аналогам. У разработчиков модели были предложения по созданию новых модификаций, более совершенного грузовика «ТАПИР», но из-за низкого спроса на ЗИЛ 5301, общезаводских проблем, отсутствия финансирования работы были свернуты.

Трехтонный Бычок имел неплохие ходовые характеристики, экономичную дизельную силовую установку, позволяющие достаточно эффективно использовать машину как в городских условиях, так и на дальних перевозках

Мини-грузовик ЗИЛ «Бычок» — отличный помощник в различных ситуациях

ЗИЛ

Малотоннажный грузовой автомобиль марки 5301 Завода имени Лихачева, известный как ЗИЛ «Бычок», был запущен в серийное производство в 1995 году. За время своего существования грузовик получил множество модификаций и прочно занял место на российском рынке грузового автотранспорта. Основное преимущество модели, получившей прозвище «Бычок» по инициативе Ю. Лужкова, заключается в ее доступности.

Небольшой грузовой автомобиль

  1. История выпуска и основные модификации
  2. Технические параметры
  3. Эксплуатационные особенности

История выпуска и основные модификации

До выпуска модели ЗИЛ 5301 автозавод не имел опыта производства малотоннажных автомобилей, в связи с чем в проектировании новой автомашины использовались наработки немецкого концерна Daimler-Benz. В 1993 году модельный ряд предприятия пополнился прототипом версии 5301, в разработке которой использовались некоторые узлы и системы автомобиля Mercedes-Benz T2. При этом новая машина была создана в соответствии с российскими условиями эксплуатации, дорожными характеристиками, производственными и рыночными возможностями.

Для снижения стоимости производства автомобиль получил целый ряд конструкторских решений, уже использовавшихся в моделях автозавода. В частности, конструкция «Бычка» включает в себя вместительную кабину ЗИЛ 4331, отличающуюся оригинальными фарами и необычным внешним видом. Базовой версии грузовика может быть дана следующая характеристика: ЗИЛ «Бычок» является малотоннажным грузовым авто, основным назначением которого является коммерческое использование. Автомобиль, относящийся к категории С-09, в базовой версии имеет задний привод и переднее расположение силовой установки, хотя вариации ЗИЛ «Бычок» 4×4 также существуют.

Отличительными особенностями грузовика являются небольшая высота погрузки, наличие сдвижной боковой дверцы в салон или грузовой отсек, а также небольшой радиус поворота. Благодаря этим положительным моментам автомобиль стал основой для выпуска целого ряда грузовых и пассажирских вариаций. Более того, в 1998 году на базе шасси «Бычка» был выпущен небольшой пассажирский автобус. На сегодняшний день можно выделить следующие наиболее востребованные модификации ЗИЛ 5301:

  • 5301 АО — базовая версия;
  • 5301 БО — шасси под монтаж кузовов, таких как самосвал ЗИЛ «Бычок», и различных надстроек;
  • 5301 ГО — изотермический фургон;
  • 5301 ДО — модель с увеличенной длиной, может быть переделана в седельный тягач;
  • 5301 ЕО — удлиненная версия, позволяющая устанавливать специальные кузовы;
  • 5301 ИО — удлиненный изотермический фургон;
  • 5301 ЮО — удлиненный вариант с двумя спальными местами;
  • 5301 ЯО — бортовой фургон с двумя спальными местами.

Базовая модель автомобиля разрабатывалась для осуществления перевозок на небольшие расстояния, по городу или области. Для более дальних рейсов предназначены модификации, получившие дополнительные спальные места и увеличенные заправочные емкости.

Технические параметры

Даже с учетом того, что ЗИЛ модели 5301 относится к малотоннажным грузовикам, он выглядит достаточно компактно и имеет сравнительно небольшие размеры кузова даже для своего класса. Габаритные размеры машины: высота — 236 см, длина — 619,5 см, ширина — 232 см. Величина колесной базы — 365 см, колеи задних и передних колес — 169 и 183,2 см соответственно. В различных модификациях габариты грузовика могут немного отличаться. Например, полноприводный 5301 ТО имеет длину 716,5 см, то есть он практически на метр длиннее базовой вариации.

Вес машины без груза — всего 3695 кг, поэтому «Бычок» способен легко справляться с различными препятствиями, включая инженерные коммуникации. Полная масса с максимальной нагрузкой — 6950 кг. ЗИЛ модели 5301 имеет малый по сравнению с другими представителями своего класса дорожный просвет — всего 18 см, поэтому не всегда пригоден для движения по пересеченной или сельской местности. Это и неудивительно, поскольку изначально автомобиль позиционировался именно как городской мини-грузовик, отлично проявляющий себя в условиях узких проездов и ограниченных участков. Топливный бак авто вмещает 125 л дизельного топлива.

Технические характеристики ЗИЛ 5301:

  • предельная скорость — 95 км/ч;
  • период разгона до 60 км/ч — 30 с;
  • расход топлива на 100 км — 12 л;
  • разрешенные нагрузки на переднюю и заднюю ось — 2350 и 4900 кг;
  • максимальная грузоподъемность — 3450 кг.

В разные периоды двигатель ЗИЛ 5301 был представлен различными моделями агрегатов. Сначала на машину устанавливался модернизированный дизель ММЗ Д 245.10, имевший мощность 105 л. с. Позже линейка моторов пополнилась ММЗ Д245.12С (190 л. с.) и ММЗ Д245.9 (136 л. с.). Также на определенных этапах грузовик оснащался агрегатами Renault, Vamo и Caterpillar.

С 2008 г. на автомобиль устанавливают доработанные моторы ММЗ Д245.9 Е3, экологический класс — «Евро-3». Это четырехтактный дизель с жидкостным охлаждением и системой непосредственного впрыска топливной смеси. Рабочий объем двигателя составляет 4,75 литра при мощности 136 л. с.

Также автомобиль оснащен двухконтурной тормозной системой, в которой первый контур отвечает за левое переднее и правое заднее колеса, второй — за два других, обеспечивая повышенную безопасность. Последние модификации машины оснащены системой ABS. В конструкцию ЗИЛ 5301 включена пятиступенчатая механическая КПП с гипоидной главной передачей, а также дисковое сцепление.

Эксплуатационные особенности

«Бычок» 5301 имеет комфортабельный, хотя и достаточно неброский салон. В кабине предусмотрена регулировка водительского кресла по нескольким критериям, само сиденье очень мягкое и обшито прочным материалом. Отличная шумо- и теплоизоляция в сочетании с мощным обогревателем позволяет хорошо чувствовать себя в салоне даже при поездке в сильные морозы. Управление автомобилем упрощается за счет гидроусилителя руля. Наряду с типовыми кабинами существуют версии, имеющие увеличенный объем кузова и салона.

Надежность и конструктивная простота сделали «Бычок» очень популярным у россиян мини-грузовиком, тем более что с ремонтом большинства узлов и систем можно справиться даже в дорожных условиях. Однако данная модель обладает и рядом недостатков, наиболее значительные из которых таковы:

  • низкое качество лакокрасочного покрытия: краска с кабины отслаивается уже в течение первого года эксплуатации, а на подержанных машинах чаще всего заметны следы коррозии, в ряде случаев даже мешающие уточнить номер рамы;
  • шумный мотор, урчащий даже на холостых оборотах;
  • не слишком надежное автономное отопление (дополнительная опция);
  • проблемы с пуском мотора в зимний период;
  • частые разрывы резины при длительной эксплуатации;
  • проблемы с шестернями дифференциала и крестовинами заднего моста;
  • чувствительность к горюче-смазочным материалам низкого качества.

Тем не менее при регулярном обслуживании и своевременном ремонте малотоннажный грузовик способен долго прослужить верой и правдой своему владельцу. Замена смазки в двигателе требуется через 10 тысяч километров, в КПП ЗИЛ — через 30 тысяч. Стоит отметить и низкую стоимость запчастей для ЗИЛ 5301.

https://traktoramira.ru/stroitelnaya-tehnika/gruzoviki/zil-5301-bychok.html
https://kranigruz.ru/gruzoviki/zil/bychok-harakteristiki

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *