Содержание
Как выбрать шлифовальную машинку?
Содержание
- Вместо вступления
- Классификация инструментов
2.1. Угловая шлифмашинка (УШМ, болгарка)
2.2. Прямая шлифовальная машинка
2.3. Ленточная шлифмашина
2.4. Щеточная шлифовальная машина
2.5. Вибрационная или плоскошлифовальная машина
2.6. Дельташлифмашинка
2.7. Эксцентриковая шлифмашинка
2.8. Полировальная шлифовальная машина - Технические характеристики
- Дополнительные функции
- Популярные производители
- Примеры моделей для конкретных задач
1. Вместо вступления
Шлифование и полирование широко применяются при обработке наружных и внутренних поверхностей разных форм заготовок из дерева, металла, керамики, стекла, пластмасс, камня и других материалов. Результатом этих операций являются поверхности с малой шероховатостью, а одним из главных инструментов – шлифовальная машинка. Кстати, ими же выполняют и отрезные работы. В зависимости от сферы применения, поставленных задач и интенсивности работы выбирают одну модель из множества разновидностей, чтобы за короткое время получить идеальный результат. О том, какие виды бывают, для чего используются и, наконец, как выбрать шлифовальную машинку, расскажет эта статья.
2. Классификация инструментов
2.1. Угловая шлифмашинка (УШМ, болгарка)
Универсальный инструмент с узким цилиндрическим корпусом, спереди которого находится крепление для насадок. Для удобного хвата во многих моделях предусмотрена дополнительная рукоятка сбоку. Внутри корпуса расположен электродвигатель и угловая зубчатая передача.
Оснастка. Абразивные диски (круги) служат для резки металла или керамики, щетки – для шлифовки и полировки поверхностей. Крепятся на шпиндель, а диски вдобавок фиксируются фланцем и прижимной гайкой.
Назначение. Инструментом режут металл, камень, бетон; обдирают, зачищают и шлифуют поверхности. Например, используют в отделочных работах по выравниванию стен или для снятия краски. Строительные, отделочные, монтажные и демонтажные работы – вот лишь часть направлений, в которых этот инструмент просто незаменим. Есть еще автомастерские, мастерские по дерево- и металлообработке и, конечно, бытовые работы.
2.2. Прямая шлифовальная машинка
Отличительной особенностью конструкции является удлиненный корпус, который удобно ложится в руке и дает возможность работать в стесненных условиях. Рабочая оснастка крепится на одной оси с корпусом при помощи цангового зажима. Инструмент для полировки в труднодоступных местах нетяжелый, с корпусом – с одной стороны, узким и длинным, а с другой – прочным и устойчивым к нагрузкам.
Оснастка. Шлифовальные головки представляют собой абразивные камни разных форм и размеров: цилиндрические, шаровые, в виде трапеций. Некоторые модели допускают работу со щетками, шлифовальными и полировальными кругами.
Назначение. Поскольку инструмент отличается маневренностью во время работы, его часто используют для финишной полировки объектов со сложным рельефом. Незаменим для зачистки и удаления неровностей и заусенцев с поверхностей, например, сварочных швов, для очистки от ржавчины, старых лакокрасочных и защитных покрытий.
2.3. Ленточная шлифмашина
На широкой подошве инструмента находится корпус, как правило, прямоугольной компоновки, с двигателем внутри. Центр тяжести в конструкции смещен вниз, поэтому со стороны пользователя требуется минимум усилий. При этом работать инструментом можно как на горизонтальной, так и вертикальной площади.
Оснастка. Это лента, склеенная в виде кольца. Ее принято называть шлифовальной шкуркой. Она вращается на паре концевых роликов, обеспечивая не только съем материала, но и удаление пыли.
Назначение. Снимают толстый слой материала с больших, ровных поверхностей из металла, пластмассы, дерева. Инструментом удобнее всего выполнять первичную, грубую шлифовку, например, при отделочных работах снимать шпатлевку или старую краску. Широко применяется для обработки деревянных конструкций, например, оконных рам, дверных коробок, половой доски.
2.4. Щеточная шлифовальная машина
Общий вес моделей не превышает 4 кг, поэтому пользователь перемещает инструмент по поверхности без сильного давления на него. Две рукоятки – передняя вспомогательная и основная – облегчают продолжительную работу.
Оснастка. Используются металлические, нейлоновые и композитные щетки, или шлифовальные валики. Иногда вместо них можно использовать вал, или барабан, на который надеваются кольца из абразивного материала, например, фетровые или корундовые.
Назначение. С деревянных и металлических поверхностей снимают слой лака или старой краски, избавляются от ржавчины. Инструментом придают эффект старения древесине. Если вы думаете, какую шлифовальную машину выбрать для обработки напольных досок, чтобы придать им ясно различимую структуру, выбирайте щеточную машинку. Инструментом готовят поверхности перед покрытием лаком или краской, т.е. проводят финишную обработку.
2.5. Вибрационная или плоскошлифовальная машина
На мягком основании – шлифовальной плите находится корпус с двигателем и кнопками управления. Двигатель приводит в движение эксцентриковый механизм. Его движения (возвратно-поступательные) воздействуют на следующее звено – подошва для шлифмашинки с большой скоростью совершает круговые движения, начиная вибрировать.
Оснастка. Шлифлисты крепятся на плиту зажимами или липучкой. Имеют разную зернистость для обработки разных материалов.
Назначение. Прежде всего это финальная зачистка поверхностей: пластиковых и металлических деталей, дерева и природного камня, мягких цветных металлов, сложных композитных материалов. Инструмент необходим в деревообработке, производстве и ремонте мебели, при отделочных работах и в автомастерских для кузовных работ.
2.6. Дельташлифмашинка
Если требуется отшлифовать мелкие детали или труднодоступные места, выбирают этот инструмент. Работает по такому же принципу, что и вибрационная шлифмашинка, но имеет треугольную подошву. Она вынесена вперед и способна делать частые колебательные движения малой амплитуды, что обеспечивает чистое шлифование даже капризного материала. Корпус отличается небольшим размером, не имеет дополнительных рукояток, потому машинкой работают на небольших поверхностях.
Оснастка. Это шлифовальные листы разной зернистости, войлок для полировки или тонкий шлифовальный войлок, а также плоские и овальные шлифпластины. Рабочие элементы устанавливаются на платформу при помощи липучки.
Назначение. Шлифование и полировка камня, пластика, металлов. Обработка изделий сложной формы, например, элементов деревянной мебели, или труднодоступных мест, например углов металлоконструкций или узких пространств.
2.7. Эксцентриковая шлифмашинка
С корпусом инструмента соединен рабочий диск, которые делает одновременно круговые и возвратно-поступательные движения. В результате работа становится более эффективной, а полировка – качественной. На поверхности не остается таких следов, как от шлифовки шлифмашинкой ленточной или угловой.
Оснастка. Круглые шлифовальные листы крепятся на подошву двумя способами – липучкой или зажимом. Обычно последние на порядок дешевле, и к ним выпускается больше вариантов расходных материалов. Но липучка удобнее в работе: шлифлисты проще и быстрее заменить. Полировку проводят губками из пеноматериалов и войлока и меховыми дисками.
Назначение. Инструмент незаменим при обработке профильной поверхности или изогнутого основания. С его помощью чистят, шлифуют, полируют металлы, основания из природного камня, древесину. Часто используется для финишной обработки уже готовых поверхностей, например с лакокрасочным покрытием.
2.8. Полировальная шлифовальная машина
Конструктивно напоминает традиционную болгарку, отличительной чертой является D-образная рукоять на корпусе. Характерной особенностью работы являются пониженные обороты и возможность их регулировки, обусловленные главной целью – деликатной обработкой любой поверхности.
Оснастка. Круги – войлочные, поролоновые и меховые. В качестве абразивного материала могут выступать фетровые или шерстяные круги.
Назначение. Очищение, шлифовка и полировка поверхностей, в том числе деликатных и очень хрупких. Ручная шлифмашинка широко распространена в ремонтных работах, тюнинге автомобилей. Результатом всегда выступает идеальный блеск поверхностей.
3. Технические характеристики
Мощность является основным параметром и показывает возможности двигателя. Зависимость здесь прямая: чем больше мощность, тем производительнее инструмент, тем меньше времени требуется для обработки поверхностей, тем большую площадь можно обработать, не перегружая двигатель инструмента. В поисках ответа на вопрос, какая шлифмашинка лучше, не стоит забывать, что огромную нагрузку при этом испытывает электросеть. Мощные инструменты, как правило, выбор профессионалов для работы в соответствующих условиях. Для бытовых дел достаточно значения до 1000 Вт.
Скорость вращения оснастки указывается производителем на холостом ходу. Во время работы показатель ниже. Характеристику определяет назначение инструмента, т.е. выполняемые работы. Например, шлифовать твердый материал принято на высоких оборотах, а полировать готовую поверхность – на низких. Зачастую важно не столько высокое число оборотов или колебаний оснастки, сколько возможность их регулировки, чтобы настраивать инструмент на конкретный вид работы.
Размер оснастки связан с мощностью инструмента: чем выше мощность, тем больше оснастка, т.е. шире лента и больше шлифовальный диск, тем большую поверхность можно обработать за один проход. Если речь идет об обработке ограниченных пространств, требуется оснастка меньших размеров. В этом случае результатом будет не столько время работы, сколько ее качество.
4. Дополнительные функции
Мы выбираем шлифмашину для разных работ: для стен и потолков, по бетону и металлу – и обращаем внимание на опциональные возможности, которые способны облегчить нашу работу, и в то же время их наличие безусловно сказывается на цене.
- Система плавного пуска предназначена для постепенной подачи мощности на двигатель, чтобы снизить вероятность возникновения скачка напряжения в электросети.
- Регулировка числа оборотов дает возможность настроить режим инструмента на характер работ и особенности поверхности, что гарантирует качественную работу.
- Поддержание числа оборотов осуществляется электронной системой, которая рассчитывает, насколько велика нагрузка и насколько надо увеличить мощность, чтобы работа шлифмашинкой была эффективной.
- Автоматическая балансировка диска в болгарках и вибрационных моделях дает возможность уравновесить оснастку, особенно если уже отмечается ее существенный износ.
- Защитные механизмы для безопасной работы осуществляются следующими возможностями: от случайного пуска – блокировкой пусковой кнопки, чтобы предотвратить самопроизвольное вращение оснастки при подаче тока; от заклинивания оснастки – муфтой или электронной системой, чтобы блокировать оснастку при застревании в материале во избежание обратного удара и травмы пользователя; от вибраций – виброручкой или мягкими накладками.
- Пылесборник представлен патрубком, к которому подключаются мешки для сбора пыли или пылесос, чтобы сохранять рабочее место в чистоте.
5. Популярные производители
Итак, выбор шлифовальной машины можно начать с бренда. Болгарки Sturm (Германия) представлены широким модельным рядом для работ на стройплощадках, в автомастерских, на небольших производствах и в быту. Отличаются эргономичностью компактного, но прочного корпуса и наличием полезной электроники.
Компания Metabo (Германия) хорошо зарекомендовала себя на российском рынке эксцентриковыми шлифмашинами. Например, модели из серии SX имеют резиновое покрытие корпуса и рукояти, что обеспечивает не только удобный хват, но и заметное снижение вибрации. Предусмотрены пылезащитный подшипник и система, способная регулировать диаметр орбит (2 положения). Появились и новинки с улучшенной эргономикой корпуса и минимальными размерами – компактные модели универсальны для выполнения разных задач и идеально подходят для работы с вогнутыми и выпуклыми поверхностями. Режим Metabo TurboBoost дает возможность добавить мощности и увеличить производительность инструмента, например, при зачистке сложного участка.
DeWalt (США) выпускает профессиональные шлифовальные машинки, предназначенные для создания идеально гладких поверхностей. Например, модели серии D имеют увеличенный рабочий ресурс, поэтому идеально подходят для продолжительных работ на стройплощадках и на производствах для качественной шлифовки древесины, металла и пластмасс.
Продукция Ryobi (Япония) пользуется спросом во всем мире благодаря высокому качеству сборки и хорошим рабочим характеристикам. Компания производит несколько типов шлифовального инструмента и в каждом реализованы фирменные решения. Вибрационные и плоскошлифовальные машины имеют новую пылесборную систему – циклонный принцип всасывания Ryobi DustTech. Отличительной особенностью дельташлифовальных машин является выдвижная полоска, которая помогает шлифовать поверхности даже в местах с затрудненным доступом. Рукоятки имеют покрытие GripZone, которое снижает вибрацию и препятствует скольжению.
Шлифовальный инструмент по дереву и металлу от Makita (Япония) популярен в профессиональной и бытовой сфере. Широкий модельный ряд дает возможность выбрать качественную модель в нужном ценовом сегменте для зачистки лака и краски, деревообработки, работ с отделочными материалами и для домашнего ремонта. Высокую скорость и производительность обеспечивает широкое основание моделей с равномерным распределением нагрузки при нажатии. Чтобы добиться такого эффекта производитель встроил в корпус принудительный привод с понижением передаточного числа. Выпускаются из износостойкого пластика и композитных металлов. Мощный двигатель имеет двойную изоляцию и встроенную систему пылеудаления. Производитель славится и широким ассортиментом рабочей оснастки для шлифования: диски, ленты, щетки, шлифбумага и насадки для финишной полировки.
Если вы не знаете, какую шлифмашинку выбрать, присмотритесь к Bosch (Германия). Инструменты надежны и безопасны. Виброшлифмашины отлично зарекомендовали себя для тонкой шлифовки по дереву и пластику. Для удобства работы оснащены системой быстрой смены оснастки Easy-Fit. Угловые шлифмашины не только шлифуют, но и режут материалы. В модельном ряду УШМ есть легкие и компактные инструменты и модели со средними и максимальными показателями мощности. Каждая из них имеет уникальную систему виброзащиты Vibration Control и систему регулировки количества оборотов шпинделя Constant Electronic.
6. Примеры моделей для конкретных задач
Всем понятно, что инструмент нужен под конкретную задачу в конкретной сфере. Чтобы вам было проще выбрать и купить шлифовальную машинку, предлагаем таблицу популярных моделей и задач, с которыми они справляются лучше всего.
Популярные модели инструментов
Задачи | Рекомендуемая модель | Одно из преимуществ |
Зачистка поверхности – деревянной и металлической | Ленточная шлифмашина Sturm BS8511U | Дополнительный комплект щеток |
Резка кафеля, бетона, кирпича | Угловая шлифмашина Metabo W 2000 | Редуктор с игольчатым подшипником для улучшенного отвода тепла |
Структурирование древесины | Щеточная шлифмашина Makita 9741 | Возможность выставить глубину шлифовки с помощью валика на корпусе |
Тонкая шлифовка небольших деталей | Эксцентриковая шлифмашина DeWalt D 26453 | Система стабилизации скорости вращения оснастки под нагрузкой |
Финишная полировка металлических поверхностей | Полировальная машина Калибр Мастер УПМ-1200/180 Ем 00000020585 | Высокая надежность и небольшая стоимость |
Надеемся, что наша статья будет для вас информативной и поможет ответить на главный вопрос, как выбрать шлифмашинку. Вам остается лишь посмотреть ассортимент моделей нашего сайта, изучить характеристики и оформить заказ. Делайте правильный выбор!
Шлифование в кузовном ремонте
Приветствую Вас на блоге kuzov.info!
Сегодня рассмотрим тему шлифования в кузовном ремонте.
Шлифование является одним из самых трудоёмких и монотонных процессов в кузовном ремонте. На хорошо отрихтованной поверхности должен остаться только тонкий слой шпаклёвки, а для выравнивания может потребоваться наносить её несколько раз. Таким образом, 90 процентов шпаклёвки, которую Вы нанесёте на кузов, будет удалена обработкой абразивными материалами. Кроме выравнивания шпаклёвки, шлифование требуется для обработки грунта и лакокрасочного покрытия при подготовки к покраске, а также после покраски, перед полировкой.
Вы, возможно, никогда не полюбите процесс шлифования, но вполне реально к нему относиться терпимо и ответственно. Без правильной шлифовки, выполненная работа не сможет быть качественной.
Используйте защитные средства, такие как респиратор и перчатки, а также вовремя пылесосьте остатки от шпаклёвки в мастерской и проветривайте помещение. Мелкие частицы пыли от шлифования могут накапливаться в лёгких и вызывают заболевание. Даже если, кажется, что пыль до Вас не долетает, когда работаете с небольшой областью, это не правда. Выключите свет в мастерской в тёмное время, после шлифования и посветите фонариком. В лучах света будут отчётливо видно множество частиц пыли, которые не заметны при освещении всего помещения. Поэтому не стоит пренебрегать защитой органов дыхания.
Содержание статьи:
Шлифовальные абразивные материалы
Нанесённая на кузов и затвердевшая шпаклёвка, грунт или лакокрасочное покрытие шлифуются при помощи различных абразивных материалов. Они могут иметь разный размер абразивных частиц и быть предназначены для машинной обработки или для шлифования вручную, для использования с водой, либо на сухую.
В основном, в кузовном ремонте, в качестве абразива, применяется карбид кремния и оксид алюминия.
Шлифовальные материалы могут иметь разную концентрацию абразивных частиц, что может влиять на скорость шлифования и на равномерность царапин, оставляемых после обработки. Твёрдые частицы приклеены к бумаге или материи при помощи специального клея или полимера. Производители шлифовальных кругов включают в состав кругов с мелким абразивом, специальные ингредиенты, которые служат для смазки поверхности, поэтому они хорошо действуют без воды.
Цифра на шлифовальной бумаге относится к размеру абразива. Чем меньше значение, тем крупнее абразив, а чем больше значение, тем мельче абразив.
Стандарт, определяющий размер абразива
Существуют разные стандарты, которые определяют градацию абразива шлифовальных материалов. Наиболее популярный стандарт, который используется в России – это FEPA (Federation of European Producers of Abrasives), ISO 6344. Если на шлифовальной бумаге перед цифрами стоит буква “P”, то это именно этот стандарт. У американского стандарта ANSI / CAMI (Coated Abrasive Manufacturers Institute) похожие номера абразивов, но нет буквы “P” перед ними.
Размер абразивных частиц шлифовальной бумаги этих двух стандартов похож до градации 220, но, чем выше значение, тем разница в размерах абразива под одинаковыми номерами более заметна. Так, значение 600 стандарта CAMI равняется значению P1200 стандарта FEPA . Это можно считать значимым отличием. Если использовать бумагу стандарта CAMI , то может возникнуть некоторая путаница, так как все привыкли использовать шлифовальную бумагу с градацией по стандарту FEPA . В России шлифовальная бумага с градацией абразива по стандарту CAMI не распространена, но тем не менее есть некоторые тонкости.
К примеру, у шлифовальной бумаги 3M Wetordry Imperial номера от 220 до 800 градируются по стандарту FEPA (с буквой “P”). Номера от 1000 до 2500 имеют градацию по стандарту ANSI / CAMI . Такая информация указана в описании к шлифовальной бумаге 3M . Точно не известно, по какой причине шлифовальная бумага компании 3M из одной линейки имеет градацию по разным стандартам. Из-за этого и может возникать путаница. Так, шлифовальная бумага с номером выше P800 (1000 и выше), нумеруется без префикса “P” и является более мелкой, чем абразив по стандарту FEPA . Шлифовальная бумага под номером 1000 (по стандарту CAMI ) может ровняться примерно 1500 (по системе FEPA ). Лично я замечал, что шлифовальная бумага 3M 2000 (без префикса “P”), шлифует поверхность после покраски, перед полировкой гораздо хуже, чем шлифовальная бумага других производителей, у которых префикс “P” присутствует. Создаётся впечатление, что абразивные частицы этой бумаги гораздо меньшего размера.
Опять же, некоторые производители шлифовальной бумаги, вся линейка которых соответствует европейскому стандарту FEPA , не указывают префикса “P” на шлифовальной бумаге всех градаций. Насколько мне известно, компании Mirka, Norton, Sia, производят шлифовальную бумагу только по стандарту FEPA , поэтому такой путаницы, как с 3M , не должно возникать.
Шлифовальные материалы на сетчатой основе
Кроме бумаги, компания Mirka предлагает также сетчатую структуру шлифовального материала. Это эластичная сетка, сделанная из прочного полиамидного или нейлонового материала. Этот материал сделан с использованием перекрёстных волокон. Абразивные частицы оксида алюминия прикреплены к сетке.
Из такого материала могут быть сделаны шлифовальные круги для машинки и полоски для шлифовального бруска. Они хорошо держатся на подошве и не слетают при любых скоростях даже при их использовании с водой.
Абразивных частиц на сетке меньше, но они используются более эффективно. Пыль не задерживается на поверхности сетки и может легко удаляться пылесосом. Это отражается на качестве работы. Шлифовальные круги более эффективны и дольше служат, когда они чистые.
В сравнении с сеткой, в шлифовальных кругах на бумажной основе остатки материала могут оставаться между поверхностью и кругом и скатываться в небольшие частицы, которые будут царапать шлифуемую поверхность.
Итак, шлифовальная сетка имеет следующие преимущества:
- Высокая производительность.
- Меньше пыли, удаление пыли через сетку на 20–40% эффективней, чем у абразивов на бумажной — основе с отверстиями или перфорацией.
- Меньше забивается шлифовальный круг, и шлифуемая поверхность остаётся более чистой.
- Более длительный срок службы абразива.
- Так как шлифуемая поверхность остаётся более чистая из-за меньшего количества пыли, улучшается визуальный контроль над этой поверхностью.
- В результате отсутствия пыли на обрабатываемой поверхности, получается покрытие с очень равномерными рисками.
Размер абразива
Вот некоторые базовые правила выбора размера абразива шлифовальной бумаги.
Как известно, по европейскому стандарту, который распространён в России, чем больше номер шлифовальной бумаги, тем меньше размер её абразива и меньше царапины и, наоборот, чем меньше номер, тем более грубый абразив используется.
Градация указана по европейскому стандарту FEPA (числа с буквой “P”).
- P36-P60 – очень грубый абразив, используется для быстрого снятия старого покрытия и других материалов при помощи шлифовальных кругов, подготовки голого металла к проведению ремонта и нанесению шпаклёвки, а также, для грубого выравнивания шпаклёвки шлифовальной машинкой или ручным бруском. Такой абразив можно применять для выравнивания шпаклёвки со стекловолокном, так как она сложнее шлифуется. Может применяться для удаления ржавчины и зачистки сварочных швов. Грубые абразивы быстро удаляют металл, поэтому нужно быть осторожным и не сделать его слишком тонким, а также учитывать нагрев и коробление металла. Такая градация абразива практически не забивается остатками материала и долго служит.
- P80-P100 – абразив среднего размера, используется для сглаживания грубых царапин от предыдущего абразива и завершения выравнивания формы. Также может применяться для удаления краски и подготовки поверхности под нанесение шпаклёвки. Можно первоначальное выравнивание шпаклёвки начинать с абразива P80 . Он не настолько экстремально грубый, как P36-P60 , но хорошо выравнивает поверхность, и бумага служит достаточно долго. Опираясь на практику использования, можно сказать, что шлифовальные материалы P80 можно рассматривать как начальный грубый абразив для подготовки поверхности и шлифования шпаклёвки.
- P100-P120 предназначены для продолжения шлифования после более грубого абразива и удаления грубых царапин.
- P120 – P180 – для сглаживания рисок от предыдущего абразива, завершающего выравнивания и подготовки к нанесению наполняющего грунта.
- P180 –Такой размер абразива применяется для финального шлифования. Финишная шпаклёвка шлифуется абразивом P180-P220 .
- P220 — P320 используется как вручную, так и на шлифмашинке для подготовки поверхности к грунтованию. На данном этапе, задача – убрать царапины от P180 и не создать неровностей на уже ровной поверхности.
- P400 – P800 для завершающего шлифования перед покраской. P400 – для грубого шлифования грунта или для шлифования однокомпонентной шпаклёвки. P600-P800 – финальное шлифование грунта и подготовка для нанесения краски. В большинстве случаев абразива 500–800 перед покраской будет достаточно, но на чёрном цвете риски могут быть видны, поэтому нужно использовать более мелкий абразив.
- P1000 – шлифование на мокрую ЛКП перед перекрашиванием.
- P1200 — P1500 — для шлифования ЛКП после покраски для удаления дефектов перед полировкой. Оставляет достаточно крупные риски и требуется их удаление более мелким абразивом.
- P2000 – для шлифования лакокрасочного покрытия после P1500 или сразу после покраски, для удаления мусора и неровностей перед полировкой.
Особенности шпаклевания
Так как подготовка к нанесению шпаклёвки осуществляется шлифованием, а также правильное её нанесение влияет на дальнейшую обработку абразивами, рассмотрим некоторые важные моменты подготовки и нанесения шпаклёвки.
- Для подготовки к шпаклеванию, нужно удалить ЛКП до чистого металла абразивом P80-P120 , немного дальше повреждения. На краях должна получиться плавная ступенька от старого покрытия к «голому» металлу размером 2–3 см. При работе эксцентриковой машинкой, шлифуйте плоскостью подошвы, под минимальным углом. Шлифовальный круг может не достать мелкие углубления ремонтной области. Для этого используйте специальную проволочную насадку. Далее нужно обработать края шлифмашинкой с абразивом P180-P220 ещё немного дальше, примерно на 5 см. Царапины от такого абразива хорошо перекроются грунтом. После сглаживания краёв ремонтной области будут видны все слои красок, грунта и материалов, которые когда-либо наносились на панель. Сглаживание краёв предотвратит образование границы между ремонтной областью и всей остальной частью панели.
- Шпаклёвка должна наноситься дальше повреждённой области. Первый слой шпаклёвки наносится с надавливанием на поверхность. Так адгезия будет лучше и выдавится воздух, если он есть в шпаклёвке. Перед повторным шпаклеванием, ремонтную область лучше продуть сжатым воздухом, а потом обезжирить. Продувание очистит поры и царапины, и следующий слой шпаклёвки будет хорошо держаться. Следующий слой должен наноситься после затвердевания и шлифования. Всегда лучше заполнять углубление несколькими тонкими слоями шпаклёвки, чем одним толстым. В толстом слое могут образовываться незаметные трещины во время процесса отверждения, которые станут заметными после покраски.
- Для разглаживания и удаления излишней шпаклёвки после нанесения можно использовать широкий шпатель или стальную линейку (она более эластичная). Её нужно протянуть по шпаклёвке, опираясь на плоскость панели с обеих сторон ремонтной зоны. Часть шпаклёвки удалится линейкой, а на поверхности останется необходимое количество. Такой приём значительно снижает необходимость грубого шлифования для придания первоначальной формы. Это хорошо работает на небольших ремонтных областях, около 20 см. На более обширных площадях линейка будет сгибаться, и проходить выше уровня поверхности.
- Если шпаклёвка не отшлифована до уровня общей поверхности, а в некоторых местах оголился металл, то это, скорее всего, небольшие возвышенности, которые небыли выровнены перед шпаклеванием. Их нужно аккуратно простучать острой частью бойка молотка, удерживая поддержку с обратной стороны.
- Не нужно забывать, что вода под слой шпаклёвки может поступать с обратной стороны панели, если под шпаклёвкой остались трещины или отверстия. Так, некоторые мастера, шпаклюют ремонтную область шпаклёвкой со стекловолокном, думая, что она всё равно закроет какие-либо бреши и не треснет. Поэтому важно, перед шпаклеванием, проверить на герметичность панель. Это можно сделать, просветив её с обратной стороны каким-нибудь источником света. Так будет видно мельчайшее отверстие. Любую негерметичность нужно заварить или залудить, а обратную сторону обработать от ржавчины.
- Шпаклёвки разной твёрдости по-разному шлифуются. Одна будет срезаться быстрее, а другая медленнее. Тоже самое относится к краске и грунту. Учитывая это, нужно делать грубое выравнивание ремонтной области так, чтобы не оставалось видимых ям, а потом нанести тонкий слой на всю отшлифованную поверхность, с которой потом работать также целиком. Так, Вы будете обрабатывать материал, одинаково шлифуемый по всей площади.
Ручное шлифование
- Шлифовать можно вручную или при помощи шлифовальной машинки. Ручное шлифование бруском даёт больший контроль над процессом. Машинка может использоваться на первоначальной стадии, а окончательное выравнивание нужно делать бруском с шлифовальной бумагой. Труднодоступные места также шлифуются вручную.
- Длинный шлифовальный брусок позволяет выравнивать неровности на шпаклёвке, которые невозможно почувствовать рукой. На глянцевой поверхности такие неровности могут выглядеть как небольшие «волны». Для равномерного действия нужно надавливать на брусок с одинаковой силой по всей его длине.
- При использовании бруска, важно соблюдать технику шлифования. Нужно делать проходы крест-накрест, вверх-вниз, вперёд-назад попеременно, делая предыдущий проход в противоположном направлении, 5 раз в одну сторону, 5 в другую. Никогда не шлифуйте только одно место, так как это вызовет углубление. При работе с большой поверхностью, нужно использовать максимально большой шлифовальный брусок. Таким образом, при шлифовке будут срезаться возвышенности, но будут не задеты углубления.
- Шлифовальная бумага должна быть не изношенной и чистой. Её можно использовать до тех пор, пока Вы чувствуете, что она срезает материал. Когда бумага начинает просто легко скользить по поверхности, то её нужно почистить или заменить.
- Меняйте градацию абразива последовательно. Не меняйте крупный сразу на мелкий. Используйте сначала абразив среднего размера. Начните с P60 или P80 и продолжите P100-P120 , P180-P220 . Пропуская размер абразива на несколько ступеней, Вы усложняете себе работу. Можно удалить царапины, оставленные от абразива P80 , абразивом P180 , но это будет сделать сложнее, чем абразивом P120 , а потом P180 . Израсходуется больше шлифовальной бумаги и уйдёт больше времени.
- Если шлифуете рядом с краем панели, то наклейте на край соседней панели малярную ленту, чтобы защитить её, на случай, если случайно заденете при шлифовании.
- На ремонтной области с большой площадью можно начинать шлифовать шпаклёвку до момента полного затвердевания. Нужно подождать до 5–10 минут, когда шпаклёвка затвердеет, но всё ещё будет немного липкой и мягкой. Это облегчит процесс её обработки. Можно проверить, поцарапав ногтём, который должен оставить след. Шпаклёвку в таком состоянии можно обрабатывать специальным напильником, либо шлифовальной бумагой с крупным абразивом P60-P80 . При таком способе, не нужно надавливать слишком сильно, иначе не получится убрать глубокие царапины при последующем шлифовании. Такой метод сокращает время обработки и уменьшает количество пыли. Нужно срезать неровности шпаклёвки, но остановиться, когда она всё ещё выше уровня поверхности, чтобы остаток шлифовать, когда он затвердеет, более мелким абразивом. Далее используете шлифовальную бумагу P100-P120 , которой завершаете придание основной формы шпаклёвке и убираете грубые царапины. Добавляете, при необходимости шпаклёвку. Следующим этапом меняете шлифовальную бумагу на P120-P150 , а потом P180-P220 , которые уже служат для удаления крупных царапин и подготовке поверхности к грунтованию.
- При шлифовании абразивами средней градации, нужно, чтобы шпаклёвка полностью затвердела, чтобы шлифовальная бумага не забивалась. На этом этапе,ваша задача – добиться идеально ровной поверхности, с лёгким нажимом шлифуя поверхность, а не надавливать сильно.
- Очень тонкий металл современных машин может создавать дополнительные проблемы при ремонте. Когда шлифуете ремонтную область, некоторые места могут прогибаться, и шпаклёвка там будет стачиваться по-другому. Это нужно учитывать и контролировать степень нажима при шлифовании.
- Для выравнивания закруглённых поверхностей можно использовать специальные эластичные бруски.
Шлифование эксцентриковой шлифовальной машинкой
- Эксцентриковую шлифовальную машинку можно применять, на начальных этапах, когда предстоит большой объём работы и используется твёрдая, трудношлифуемая шпаклёвка. Завершать выравнивание нужно ручным шлифованием при помощи бруска. На заключительной стадии, когда поверхность выровнена, также может использоваться шлифмашинка с абразивом P220-P320 , для удаления царапин, оставленных более крупным абразивом.
- При работе шлифмашинкой, шлифуйте на медленных или средних оборотах. Медленно вращающийся шлифовальный круг способен лучше и быстрее срезать материал и процесс легче контролировать, чем при быстром вращении, когда абразив не успевает шлифовать и скользит по поверхности.
- К тому же, при высоких оборотах происходит нагрев, и шлифовальные круги быстрее забиваются.
- Не должно быть сильного нажима. Эксцентриковые шлифмашинки теряют свою эффективность, если на них сильно надавливать. Подошва, в этом случае, перестаёт вращаться.
- Мягкая подложка для подошвы шлифовальной машинки позволяет уменьшить давление на поверхность и не врезаться абразиву глубоко. Обработка производится на малых или на средних оборотах. Такое шлифование не изменяет форму поверхности, а убирает следы от предыдущего абразива и помогает делать риски более равномерными. Мягкая подложка для шлифовальной машинки должна использоваться, когда шлифуются выпуклые части панели и при финальной шлифовкой. Она помогает смягчить действие шлифовального круга, чтобы он облегал форму панели и убирал только царапины, а не изменял форму, даже когда подошва машинки находится под углом.
- Существует отличие оставляемых рисок при ручном шлифовании и обработкой шлифмашинкой. При ручной обработке риски остаются крупнее. Так, к примеру, при шлифовании в ручную абразивом P400 , риски останутся примерно такие же, как при обработке шлифмашинкой с абразивом P320 . Шлифование машинкой абразивом P180 будет примерно равняться шлифованием вручную абразивом P220 .
- При работе эксцентриковой машинкой, её нужно постоянно двигать, иначе она срежет много материала с одного места и создаст углубление. Двигать нужно медленно, равномерно, с одинаковой скоростью, без сильного нажима. Следующий проход должен перекрывать предыдущий на половину.
- При зачистке поверхности шлифмашинкой с крупным абразивом, не используйте для этого края, шлифуйте всей поверхностью подошвы. При подготовке повреждённой зоны под ремонт и шпаклевание, шлифуйте под минимальным углом.
Шлифование перед покраской автомобиля
- Грунт лучше шлифовать на сухую, так как он пористый и впитывает воду, которая может остаться под краской и вызвать ржавчину. В труднодоступных местах и краску можно шлифовать с водой, но потом нужно хорошо просушить поверхность (лучше инфракрасной сушкой). В любом случае, если всё же шлифуете с водой грунт, то просушка обязательна.
- При шлифовании ЛКП для перекраски с машинкой, нужно использовать средние обороты. Лучше использовать мягкую подложку (для более равномерного шлифования) и делать несильный нажим. Мягкая подложка помогает шлифовальному кругу повторять контуры панелей и уменьшает риск протереть поверхность, но снижается режущая способность.
- Абразивный волокнистый материал скотч-брайт нужно использовать в труднодоступных местах и на краях панелей. Его можно применять с матирующей пастой. Он лишь делает поверхность матовой, не убирая дефекты.
- Поверхность перед шлифованием должна быть полностью чистой. Панель нужно обрабатывать, разделив её на сегменты 50 см на 50 см. Так, Вы сможете достать до всех мест сегмента, над которым работаете в данный момент и сможете обеспечить равномерное давление на шлифовальный блок, так как рука будет нормально дотягиваться до нужного места. К тому же, будет понятно, какая область обработана, а какую ещё предстоит шлифовать. Специалисты американской компании Meguiar’s учат шлифовать прямыми движениями, а не круговыми. Если поверхность шлифовать круговыми движениями, то царапины будут более заметными. Ещё лучше, на завершающем этапе использовать Abralon (см. статью о подготовке к покраске).
- При шлифовании грунта или лакокрасочного покрытия перед покраской, также нужно использовать шлифовальный блок. Это может быть резиновый брусок или ракель из вспененного материала. Если шлифовать бумагой, удерживаемой в руке, то следы от шлифования будут неравномерными. Пальцы будут создавать более сильное давление.
- Не используйте мыльную воду для смягчения действия абразива при работе с грунтом (как это можно делать при шлифовании после покраски, перед полировкой). Её компоненты могут впитываться в грунт, и их сложно будет убрать. Они, в дальнейшем, могут влиять на слой краски.
Шлифование после покраски, перед полировкой авто
- Шлифование ЛКП после покраски позволяет убрать дефекты, такие как подтёки, пыль, шагрень. Используется жёсткий или полужёсткий брусок из резины или из полиуретана, которым оборачивается шлифовальная бумага. Брусок распределяет давление по всей поверхности шлифовальной бумаги.
- Шлифовка производится прямыми движениями в одном направлении. Далее, после смены абразива на более мелкий или при втором проходе тем же абразивом, направление шлифования меняется на 90 градусов. Так царапины будут более равномерными и одинаковыми по глубине. К тому же, Вы сможете визуально контролировать, когда удаляться царапины от более крупного абразива. Если же шлифовать несколько проходов только в одном направлении, то некоторые царапины станут глубже, а какие-то будут менее глубокими (см. иллюстрации ниже).
- Шагрень достаточно сложно убрать при помощи абразива P2000 . Нужно выровнять поверхность с шагренью абразивом P1200-P1500 , а потом убрать царапины абразивом P2000 . Такой порядок справедлив, при условии, что нанесёно достаточно слоёв лака, так как при удалении шагрени, снимается тонкий слой и должен оставаться запас для шлифования бумагой P2000 . Шлифовальную бумагу лучше предварительно замачивать в воде от 15 минут до 24 часов для смягчения действия абразива. Для шлифования ЛКП, лучше использовать воду с небольшим количеством жидкости для мытья посуды (несколько капель). Мыльный состав снижает поверхностное натяжение воды и помогает лучше смачивать шлифовальную бумагу и поверхность, уменьшая царапины.
- Можно работать шлифмашинкой. Для работы шлифмашинкой, лак должен быть хорошо просохшим и шлифовальные круги должны быть качественными, чтобы остатки не забивали абразив и не царапали поверхность. Шлифовка машинкой с мягкой подложкой создаёт более плавные, незаметные царапины, чем при шлифовании вручную, и их легче убрать полировкой. Таким образом, абразив P1200-P1500 на шлифмашинке будет примерно равняться обработке вручную абразивом P2000 .
Как шлифовать, с водой или на сухую?
- Шпаклёвку лучше не шлифовать с водой, она может впитывать влагу (но не слишком много, как многие думают). Если использовалась вода при шлифовании шпаклёвки или грунта, то лучше высушить поверхность инфракрасной лампой. Шлифовать шпаклёвку с водой не имеет большого смысла. Теряется контроль над состоянием поверхности, нельзя использовать проявочное покрытие.
- Когда используете шлифовальную бумагу мельче, чем P400 вручную (обычно при подготовке к покраске или перед полировкой), то бумага будет быстро забиваться остатками материала. Эти остатки могут скатываться и действовать как абразив. В этом случае, как раз, и применяют воду, которая помогает держать поверхность и бумагу чистой. Шлифование с водой всегда помогает шлифовальной бумаге служить дольше от 3 до 5 раз. Кроме того, вода при шлифовании предотвращает появление пыли.
- Когда шлифуете с водой, то шлифовальная бумага должна быть с более мелким абразивом, чем при шлифовании на сухую. Шлифование с водой является более «агрессивным».
- При шлифовании мелким абразивом с водой, используется метод перекрёстного шлифования. Последующий проход делается на 90 градусов от предыдущего. Сначала шлифуете всю область только в одном направлении, потом всю область в другом, перпендикулярном направлении (см. иллюстрации выше).
Шлифование круговыми движениями
- Как было написано выше, выравнивать зашпаклёванную поверхность лучше прямыми движениями в разных направлениях по всей площади, поэтому круговые движения при шлифовании вручную не уместны.
- При шлифовании лакокрасочного покрытия один из аргументов против шлифования круговыми движениями состоит в том, что идея шлифования ЛКП заключается в удалении каких-либо дефектов, таких как шагрень или небольшие царапины. Для этого нужно снять небольшое количество краски или лака. Таким образом, если Вы шлифуете повторяющимися движениями прямыми линиями, то имеете определённый контроль следов от шлифования, количество проходов и количества удалённого лакокрасочного покрытия. Если же Вы шлифуете случайными, перекрывающими друг друга кругами, то никакого контроля следов от шлифования не получится и будет непонятно, сколько удалено материала. А контроль нужен, чтобы не протереть лак или краску до базы или грунта. К тому же, при шлифовании круговыми движениями, остаются круговые, беспорядочные царапины, которые сложнее убрать. Делая круговые движения, мелкоабразивная бумага будет морщиться, вызывая более глубокие царапины.
- Шлифовальная машинка делает круговые движения, но следы получаются менее заметными и равномерными. Шлифование же круговыми движениями вручную даёт неравномерные, хаотичные царапины, которые могут быть видны под краской или лаком, если таким методом шлифовать до покраски. Причина, по которой круговые царапины более заметны заключается в том, что такие царапины видны под любым углом зрения, в то время как продольные мелкие царапины могут быть либо вообще не заметны, либо видны только под определённым углом.
Контроль качества выравнивания при шлифовании
Для контроля качества выравнивания применяется проявочное покрытие.
В качестве проявочного покрытия можно распылить тонкий слой грунта контрастного цвета. Для таких целей грунт лучше развести с большим количеством разбавителя и сделать лёгкое напыление, которое не будет влиять на толщину ремонтного слоя. Далее грунт должен высохнуть.
Чаще используют специальный проявочный порошок или аэрозоль, который распыляет матовый быстросохнущий слой.
Проявочное покрытие можно использовать как для выявления ямок, так и для контроля за удалением царапин от более крупного абразива, после смены шлифовальной бумаги на мелкозернистую. После шлифования, проявочное покрытие остаётся в углублениях и царапинах. Так Вы можете увидеть, что какое-то место требует добавления шпаклёвки или дополнительного шлифования. Следует ещё раз заметить, что на завершающих этапах выравнивания шлифовальной бумагой P180-P220 , давление на шлифовальный брусок должно быть минимальным.
Проверка поверхности увлажнением
Хорошим способом проверки поверхности на завершающих этапах шлифования, является проверка увлажнением. Просто распылите тонкий слой обезжиривающей жидкости на выравниваемую поверхность. До того как жидкость испариться, можно внимательно посмотреть под острым углом на то, как поверхность отражает. Будут видны даже незначительные волны и ямки, расположение которых можно запомнить или пометить и сразу сделать повторное выравнивание, либо добавить шпаклёвки или грунта, а потом уже их отшлифовать. Так можно контролировать процесс выравнивания до малейшей неровности.
Источник Источник Источник Источник https://m.vseinstrumenti.ru/instrument/shlifmashiny/articles/kak_vybrat/
Источник Источник Источник Источник Источник https://kuzov.info/shlifovanie-v-kuzovnom-remonte/